Никон (в миру Никита Минов)



3 года спустя он поехал в Москву. Нуждаясь в надежном советнике, 16-летний царь Алексей Михайлович приблизил к себе Никона и вскоре назначил его архимандритом родового монастыря Романовых - Новоспасского. Никон быстро вошел в кружок ревнителей древнего благочестия, сложившийся около царя и обсуждавший пути обновления церковной жизни. В 1648 г. он стал митрополитом

Новгородским, а в 1652 г. занял патриарший престол и сразу показал себя как властный и непримиримый глава церкви. Во время торжественного шествия в Москве Никон заставил Алексея Михайловича склониться перед мощами митрополита Филиппа Колычева, убитого еще Иваном Грозным, и покаяться за грехи царской власти перед Святителем. Царь на коленях клялся Никону его слушаться во всем как начальника, и пастыря, и отца.

Никон был крайне встревожен вопиющим разнобоем в богослужебных уставах. В 1653 г. он начал церковную реформу, стремясь приблизить русское православие к греческому эталону. Он ввел греческие церковный распев и иконописные нормы, несколько изменил облачение священнослужителей; было принято решение об исправлении богослужебных книг по древним греческим и славянским рукописям, предложено троеперстное крестное знамение. Эти указы нарушали сложившиеся в Русской православной церкви традиции, поэтому многие иерархи отказались поддержать реформы Никона, особенно они настаивали на двоеперстии. Отказывавшихся вести богослужение по-новому священников Никон лишал сана и ссылал. В 1654 г. Никон созвал Церковный собор, на котором непокоряющихся святому собору предали анафеме. Так начался церковный раскол.

В стране возникли различные религиозные течения, прежде всего старообрядчество, последователи которых не признавали официальную церковь.

Никон стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней государственно-экономической значимости Русской церкви как законной преемницы византийской святости.

Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства становилось все заметнее. Он присвоил себе титул великого государя и выдвинул идею о главенстве церковной власти в государстве, что вызвало неприятие Алексея Михайловича и привело к его резкому разрыву с патриархом. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество, и удалился в основанный им в 1656 г. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой; в 1664 г. он попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно.

В 1666-1667 гг. в Москве состоялся Церковный собор, подтвердивший никоновские реформы, т. е. предавший проклятию староверов, и одновременно лишивший Никона сана патриарха. Главным обвинителем на соборе выступил сам царь. Никон был заточен в Ферапонтов монастырь, затем переведен в Кирилло-Белозерский. 15.11.2018