Андрей Рублев (около 1360/70 - 1430 гг.)



Достоверных сведений о жизни и творчестве Андрея Рублева сохранилось очень мало. Неизвестны даже год и место его рождения. Предполагается, что молодость Андрей провел в Троицком монастыре, где и постригся в монахи. Здесь он учился мастерству иконописца. Позднее Рублев перебрался поближе к Москве и поселился в Андрониковом монастыре.

Первое упоминание об Андрее Рублеве встречается в летописи 1405 г. В ней говорится, что роспись Благовещенского собора в Московском Кремле и создание для него иконостаса поручены знаменитому иконописцу Феофану Греку, мастеру Прохору из Городца и чернецу (младший монашеский чин) Андрею Рублеву. До нас дошли 2 иконы из деисусного ряда и 7 икон из праздничного ряда в иконостасе собора.

Второе летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1408 г., оно повествует, что Рублев вместе с иконником Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. До наших дней сохранилась лишь часть грандиозной фрески Страшный суд. Исследователи утверждают, что во фресках владимирского

Успенского собора уже обнаруживается отход от византийских канонов и зарождаются чисто русские традиции. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи.

Для собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом Рублевоколо 1410-1420 гг. написал иконы: Спас (Иисус Христос), Архангел Михаил и Апостол Павел. Особенно замечателен Спас, который знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость. Иконы сейчас находятся в Третьяковской галерее.

В 1425-1427 гг. Рублев и Черный работали над росписью и иконостасом Троицкого храма в Троицком монастыре.

Как и другие художники Древней Руси, Рублев никогда не подписывал свои произведения. Но прославленная икона ветхозаветной Троицы - бесспорное творение мастера (около 1427 г.).

К библейскому старцу Аврааму явились трое таинственных путников и предсказали ему рождение сына. Он, заклав тельца, щедро угостил гостей. Авраам угадал в дивных странниках троичное начало божества. Этот сюжет широко распространен в древнерусской живописи. В Троице Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале. Иконописец изобразил этот сюжет просто, без отвлекающих внимание изобразительных изысков. В трех фигурах кротких ангелов, сидящих за столом вокруг жертвенной чаши, он передал гармонию мира, целую гамму человеческих чувств: любовь, нежность, грусть. 18.07.2018