Монастырь в русской истории.

И третий вид монастыря - Особный. Особное житие было похоже на монастырское общежитие, было подготовительным этапом для его создания. Люди, которые отрекались от мира, строили для себя кельи, заводили игумена - духовного руководителя   . Жили отдельным хозяйством и без устава.   Это было товарищество, которое было объединено соседством, общим храмом, духовником. Во главе монастыря стоял игумен. Это назначение было пожизненным. Ему подчинялись беспрекословно и постоянно ему исповедовались. Самым главным помощником  игумена был келарь. Он заведовал  всем монастырским хозяйством. Еще одно важное лицо в монастыре - это  казначей. Он распоряжался монастырской казной, вел доходы и расходы монастыря, присматривал  за монастырскими постройками  и одеждой братии. В монастыре был и начальник церкви, и книгохранитель, который заведовал библиотекой монастыря, был хранитель всех монастырских ценностей,  и монах, который следил за питанием монахов и т.д . В монастыре жили строго по уставу. В устав входило три принципа: равенство, послушание, распределение обязанностей.

 

День начинался в монастыре рано. Били в колокол, призывая монахов на молитву. В храме все выстраивались согласно чину. За дисциплиной в храме всегда следили два старших монаха. Утренняя служба длилась около пяти - семи часов. После этого -  трапеза. В монастыре трапезничали два раза в день -  обед и ужин. А во время поста только одна. Кушали монахи скромно: на обед было два блюда - варево, что-то вроде супа и сочиво, напоминавшее кашу. На ужин подогревали сочиво, которое оставалось после обеда. А вот по праздникам добавлялось третье блюдо. Мяса не было совсем в меню монахов, вместо него была рыба. Хмельные напитки, кроме пива, монахам были запрещены. Летом рацион пополняли фрукты, ягоды, овощи и грибы. Монахи ели гречневую и овсяную кашу, горох, иногда сыр и яйца, а в праздничные дни - мед, рыбу, икру и пироги. В свободное время монахи молились в своих кельях и читали богословские книги. Раз в месяц посещали баню. Монахи в монастыре все делали сами: готовили пищу, ремонтировали свои постройки, варили соль, ловили рыбу, следили за работой крестьян и ремесленников, вели торговлю. Основу монастырского хозяйства составляло земледелие.

Монастыри в средние века были очагом культуры. Монахи отличались начитанностью и образованностью. При монастырях существовали школы. Славяно-Греко-Латинская академия  была первым высшим учебным заведением и открылась она в Москве, при  Заиконоспасском монастыре. И библиотеки на Руси тоже впервые были организованы при монастыре. В монастырях жили и работали летописцы. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, в XII в. написал первую летопись «Повесть временных лет». В монастырях трудились ювелиры, резчики, иконописцы. В Троицком монастыре работал талантливейший древнерусский живописец Андрей Рублев, который написал знаменитую икону «Троица». При монастырях была своя иконописная мастерская. Иконы, которые изготовлялись в монастырях, дарили царям, иностранным гостям, князьям.

В средние века монастырь воспринимался, как рай, созданный на земле. Монастырь, его территория, всегда был обнесен оградой. Это была граница, которая отделяла религиозный мир монастыря от мира, который жил по своим мирским законам. Порой монастырь выступал, как крепость. Каменные стены и неприступные башни служили тогда оградой. В середине одной из стен монастыря устанавливали ворота. Они были проездные. Главные ворота назывались Святыми. Это было центральное место монастыря, отличалось большим размером и богатыми украшениями. Эти ворота всегда охраняла стража. Между святыми воротами и собором находилась парадная площадь, а вокруг храмы, колокольня, трапезная и кельи. Сами монахи жили в братских корпусах. Это были одно - двухэтажные здания, которые тянулись вдоль монастырских стен. Внутри они были разделены на кельи. Игумен жил в настоятельском корпусе, в отдельном доме. В монастырях были колокольни и множество колоколов. Колокола  собирали монахов и жителей на службу в храмы. На территории монастыря были и хозяйственные постройки - погреба, больницы, прачечные, амбары, пивоварни и мастерские.

В монастыри в средние века часто затачивали людей, не угодных. Очень часто знатных особ женского пола. Сюда Иван Грозный отправлял жен и дочерей, тех князей  и бояр, которые попали в опалу. Много еще известно в истории знаменитых узниц, которых прятал за своими стенами монастырь. Монастырь в средние века выполнял много разных функций. Он был творческой мастерской, тюрьмой, жилищем и кладбищем.

24.04.2018