Отголоски казанского разорения

Отголоски казанского разорения сохранились и в более поздних источниках. В житии Павла Обнорского, составленном в первой четверти XVII в., говорилось, что приходили казанские люди на Русь и много зла учинили, многих христиан мечу предали. Монахи от того казанского разорения по странам разошлись, не взяв с собой ничего, кроме одежды, которую на себе носили. В житии рассказывалось о страшной гибели монастырского крестьянина Ивана, которого татары начали сечь мечами своими, шею ему перерубили мало что не всю, и внутренности его пронзили мечами своими, насквозь прокалывая, и бросили его нагого на снег. Возможно, именно об этом времени шла речь в Соловецком патерике: после смерти  Василия  III   много   потресеся  царство   его, безбожные татары казанцы, как змеи, выползшие из тины, многие страны Российского царства зло уязвили. От Мурома даже и до самой Вятки, мимо Галича и Костромы, и Вологда зло от них пострадала, по Сухоне даже до Устюга протекло их необузданное стремление, и неизбежное воинство черемисов с ними же ходило. Ярок и драматичен рассказ Соловецкого патерика об ограблении казанцами монастырской деревни на Сухоне. Внезапно пришли от леса в деревню татары, людям же, не чающим прихода их, где можно спасенье получить? Разбежались они, а иные взяты были. Несколько казанских хищников ворвались в крестьянскую избу и начали собирать каждый топоры и ножи, и прочее все, что из железа и меди. И из дверей чеки и пробои вырвали, и все домашнее имущество собрали и вынесли вон. Отходя, зажгли, окаянные, дворы.

21.01.2018