Западнорусские Территории и Шляхетские Вольности

Понадобилась не одна сотня лет, чтобы окраина и центр Руси поменялись местами. Московское государство к началу XVI века только владело нынешней Новгородской областью, а территории в рамках современной Украины, а также Курская, Тульская, Орловская, Калужская, Смоленская области, а также территория современной Белоруссии были под властью вассалов Польского королевства, а именно по протекторатом Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. От сюда и насаждение католицизма и влияние польской культуры на земли Западной Руси.

В средние века объединить и взять под свое крыло западно-русские земли попытался Александр Невский, со своей резиденцией в Новгороде. В те времена у новгородского правителя врагов было немало — самой столице княжества грозили шведы, а на Псков совершали набеги немцы. Свое прозвище «Невский» новгородский князь получил после разгрома в 1240 году шведского войска на берегах Невы. Еще одна значимая победа Александра — разгром немецких рыцарей на Чудском озере. Битва вошла в историю, как Ледовое побоище. Благодаря этим победам на несколько веков на землях Западной Руси воцарилось относительное спокойствие, а сам Александр Невский в середине XVI века был канонизирован.

В Польском королевстве безраздельно властвовала шляхта, которая составляла до 10% населения. И хотя все жители королевства считались равными, на деле же правящий класс имел значительные привилегии. Шляхта, фактически загнала крестьян в рабство и терроризировала мелкую городскую знать — купцов, лавочников и мещан.

Мелкое сословие шляхтичей, также фактически было в состоянии холопов. По словам историка Н. Костомарова «ничем не отличалась от загнанных в рабство крестьян». Единственное отличие мелких шляхтичей от холопов — это сабля (karabela), которая постоянно висела на боку у представителей мелкого польского сословия. Распространению рабской политики способствовали древние обычаи поляков. Так считалось, что человеку благородного сословия негоже заниматься торговлей и промыслом. Между тем, при надобности шляхтичи занимались разбоями и грабежами, а при удобном случае шли в услужения к более сильным представителям своего сословия, по сути сами становились холопами, что не мешало им относится к не шляхтичам, как к рабам.

Руководство в Польском королевском осуществляли сеймы, без его одобрения даже король не мог начать войну или ввести новые законы и налоги. Участники сейма назывались делегатами сеймиков, они составляли Посольскую избу, так называлась нижняя палата общего (вального) сейма.

При этом не сведущим людям может показаться, что в средние века в Польском королевстве существовало подобие демократии. Это далеко не так, управление осуществлялось не большинством, а верхушкой шляхты. При принятия любого закона в сейме проводилось общее обсуждение и, если хотя бы один из делегатов (послов) был против, то дебаты начинались заново. Это привело к тому, что к VXII веку в Польском королевстве образовался институт «свободного вето». На сейме любой депутат мог сказать «не позволю» и обсуждение законопроекта тут же прекращали.

После кончины в 1572 году короля Сигизмунда II Августа шляхта, фактически присвоила себе право избрания, а по сути назначения короля. Теперь сеймы созывались в открытом поле по Варшавой, на них приезжали представители крупных городов королевства и влиятельные шляхтичи, причем в полном боевом облачении. Процедура избрания нового короля считалась завершенной, если за его кандидатуру проголосовали все участники сейма. Всего было проведено десять таких собраний. На шести из них новый король был избран большинством голосов депутатов, в остальных же случаях участники сейма разделялись на группы, которые отстаивали свою кандидатуру на польский трон и брали в руки оружие. Интересная особенность сеймов — несколько раз шляхтичи собирались, чтобы высказать недоверие правящему королю, при этом решение принималось единогласно без каких-либо споров.

Сами поляки к сеймам относились с изрядной долей юмора, понимая, что эти сборы не отображают волю всего народа. От сюда даже родилась поговорка: «Польша держится на несогласных».

В Великом княжестве Литовском сложилось немного иная ситуация. Местные князья были в зависимости от, так называемых удельных князей, которые заседали в Королевском совете (Раде). На управление княжеством и принятие решений, также не влияли и крупные землевладельцы, бояре, дворяне и, тем более простой люд — крестьяне и мещане.

После подписания с Польским королевством унии, латифундисты и бояре были «зачислены» в сословия благородных шляхтичей, что дало им немалые по тем временам права. Отныне русские и литовские князья, находившиеся под властью Польши могли беспрепятственно перемещаться по территории империи. Без судебного разбирательства им нельзя было выносить смертный приговор, также без суда их не лишали имущества или свободы. С 1447 года данное правило распространяется и на христиан благородного сословия.

В течении многих лет уния между Польшей и Литвой носила своеобразный характер. Всем было ясно, что это отношения господина с вассалом. Ярким примером может служить выборность Великого князя Литовского, кандидатуру которого должен был одобрить Польский сейм. Первую попытку изменить существующие положения вещей предпринял Великий князь Литовский и король Польши Сигизмунд II Август, который в середине XVI века объединил Польшу и Литву в некое подобие единого государства.  Итогом стало уравнение в правах польского и литовского сословия в 1560-х годах. Литовско-русские князья получают привилегии, ранее доступные только польским шляхтичам. Их земли отныне стали неприкосновенными, а сами они получили право избираться в сейм. Но все же некоторые ограничения остались. Без одобрения польской части сейма литовско-русские князья не могли вводить новые налоги и собирать войско.

Процесс становления Польского королевства продолжался, вскоре в состав государства вошла северо-западная часть нынешней Литовской Республики, так называемая Жемайтия, которая к тому времени полностью была христианской.

Полностью процесс объединения завершился в 1569 году в Люблине. Отныне территория Польши, Литвы и Западной Руси получила название «Речь Посполита», что в переводе с польского означает «общее дело». Одно из крупнейших государств того времени теперь имело общий сейм и короля, который совмещал титулы Великого князя Литовского и Польского.

21.01.2018