Православная реформация

Рада же занималась ведением городского хозяйства, контролировала деятельность пекарен и шинков, накладывала штрафы на спекулянтов, заботилась о сиротах и вдовах, а также следила за точностью измерительных приборов — весов и мер. При этом власть Рады не была бесконтрольной. Богатым горожанам предоставлялось право надзирать за ее деятельностью, ежемесячно участники Рады должны были отчитываться перед состоятельными жителями, а все решения выносились только после одобрения горожанами. Не обходилось и без злоупотреблений, так известны случаи, когда Рада просто покупала право назначать войта у польского короля. В этом случае Рада становилась полностью самостоятельным органом с правом назначать бургомистров и судей без участия богатого сословия и жителей города. В таких западных городах нередки были случаи гонений на православных христиан, в защиту которых выступали только братства.

С момента образования православные братства состояли из единоверцев — купцов, скорняков, ювелиров, кузнецов и городской знати. У каждого братства был свой храм с приходом или часть церкви с обязательным наличием алтаря для проведения службы. Братства в западно-русских городах создавались по подобию братчин, которые получили широкое распространение в Пскове, Новгороде и Полоцке еще до набегов монголо-татар. Такие объединения не были православными, а организовывались из купцов, ремесленников и мелкой знати для совместных гуляний и служению языческим богам, иногда с жертвоприношением.

Братчики регулярно собирались на сходки для избрания старшин, организации похорон и праздников, для решения вопросов связанных с делами церкви, кроме этого в братчинах регулярно велись  поминальные книги и другие текущие документы. В некоторых даже можно было встретить подобие современных социальных учреждений — богадельни, больницы и приюты. В XVI веке полномочия и возможности братчин существенно расширились - братчики стали выполнять функции, ранее им не свойственные.

Между тем, в Европе набирает обороты реформа церкви, вдохновителем которой был Мартин Лютер. Перестройка коснулась не только церкви, а и всего образа жизни. Небольшие общины и национальные меньшинства теперь стремились сами определять свое существование, правда с оглядкой на свои религиозные учения. Реформа ширилась и достигла границ Польско-Литовского государства, жители которого, ранее ревностные католики стали массово уходить в протестантство. Могущественные люди того времени — поляки и литовцы стали приверженцами протестантства. Именитые фамилии: Глебовичи, Воловичи, Ходкевичи, Сапеги, Огиньские,  Вишневецкие и даже  Николай Чёрный Радзивилл, двоюродную сестру которого взял в жены польский король Сигизмунд II Август стали не просто протестантами, а были готовы отстаивать свою новую веру с оружием в руках. Доходило до того, что влиятельные православные священники и епископы уходили в лоно протестантской церкви. Так на удивление всех киевский епископ Николай Пац сменил веру и женился.  Особо массово уходили к протестантам жители Белой Руси, у которых чувство долга всегда было на высоком уровне, чем успешно пользовались протестантские проповедники. Например в Новогрудском воеводство 580 православных семей из 600 стали протестантами. И это только шляхтичи, количество же сменивших веру простолюдинов неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что оно исчислялось сотнями.

Православные братства на западно-русских землях XVI века жили по своим канонам. Католическая церковная реформа их практически не коснулась, но все же некоторые ее черты члены братства переняли. В частности братства стали более решительны в вопросах управления и дел братства, порой их протестные настроения принимали причудливые формы, которые и не снились самым ревностным пуританам.

Как известно, реформа церкви в XVI веке началась с недовольства протестантов доминирующим положением в Европе римско-католической церкви. Объектом их нападок стала вся католическая верхушка во главе с Папой Римским. Несмотря на это, православная церковь в Польско-Литовском государстве была самостоятельной, хотя и подвергалась притеснениям. «Начальство» - Константинопольский патриарх далеко и часто подвергается нападкам своих же сторонников, пытающихся оказать влияние на святой престол. Кроме этого патриарх, практически зависел от «милостыни», присылаемой со всех православных приходов Западной Руси и в спорах католических священников с братствами часто становился на сторону последних. Это давало возможность братствам самостоятельно избирать себе священников без оглядки на  Константинопольского патриарха.

Между тем западно-русские братства прислушивались не только к Константинополю, а и к другим восточным патриархам. Отдавая дань поддержке со стороны своих подданных на Западной Руси  Константинопольский патриарх Иеремия  в 1588—1589 годах предоставил  братству при Успенском соборе во Львове и братству церкви Святой Троицы в Вильне право самим вершить суд и выбирать настоятелей храма без согласия с Константинополем. В случае Успенского братства патриарх пошел еще дальше, предоставив ему право издавать церковные книги и учебники, снимать с «должности» священников, которые были уличены в непристойном поведении, а главное дал наказ львовскому епископу - «Не сметь выступать и чинить препятствия львовскому братству, на котором Всевышний славится и почивает и если прознаем, что ты препятствуешь делам благим, то будешь предан анафеме, а затем подвергнешься и другому достойному наказанию».

15.11.2018