Просвещение в западной руси

Однако положение подданных Польско-Литовского королевства было намного лучше, чем у жителей Московского государства. Желающие получить образование, в отличии от русских могли свободно выезжать на обучение в любую европейскую страну. Вклад в просвещение в Великом Княжестве Литовском в равной мере вносили все религиозные конфессии. Монахи-иезуиты создавали бесплатные школы, в которых могли обучаться все желающие. Одна из их школ в Вильно даже имела статус академии и была эталоном православных школ. К 1586 году в иезуитской академии обучалось 700 человек. В середине XVI века, за неполные десять лет протестанты организовали сотни школ, что давало возможность тысячам людей получать начальное образование. Появившиеся типографии печатали не только литературу для нужд церкви, а и учебные пособия по математике, географии, истории и философии. Выпускались художественные книги с трудами писателей и поэтов, как современников, так и классиков. Многие книги переводились на языки национальных меньшинств.

Православная церковь Западной Руси тоже не оставалось в стороне.  Феодосий Лазовский — епископ  Владимиро-Волынский распорядился часть дохода от города Олераны и еще одиннадцати населенных пунктов направлять на содержание храма и обустройства при нем школы с бакалаврами-учителями и богадельни. В школе при соборной церкви преподавали греческий и славянский языки.

Немаловажную роль с играло и православное богатое сословие. Вынужденный уехать из Московии   князь Андрей Михайлович Курбский всеми силами поддерживал православие на западно-русских землях. Занимался переводами книг с латыни и поддерживал книгопечатание. Другой русский князь - Константин Острожский организовал в Остроге Высшее учебное заведение.  А князь Юрий Слуцкий, содержавший на личные средства несколько школ, распорядился еще и открыть при них книгопечатни.  Также большой вклад в просвещение на Западной Руси вносили православные братства.

Православные братства, как монахи-протестанты изучали Священное писание и другие религиозные книги, стремясь своими силами постичь тонкости религии. В то время в настоятели монастырей и храмов старались брать людей образованных, начитанных, а не только знающих Слово Божье. К XVII веку братства опекали более двадцати православных школ. Если не удавалось найти православного учителя, то в наставники брали даже иноверцев. Кроме традиционных церковнославянского и  древнегреческого языков преподавались польский, латинский и семь свободных дисциплин на выбор.

Православные школы при братствах закончили многие видные деятели того времени — переводчики, богословы, авторы книг и составители многих школьных пособий и учебников. Печатные дворы при Могилёвском, Виленском, Луцком и других братств выпускали учебники,  святоотеческие и богослужебные книги, которыми снабжались не только Польско-Литовского государство, а Валахия, Молдавия и Московского государство.

Бурное развитие науки и книгопечатания на Западной Руси и его неприятие в Московии еще раз подтверждает то, что в западно-русских землях сосредотачивалось просвещение, а власть и сила была на востоке, в Московском государстве.

24.04.2018