Деятельность францисканцев

II. Конвентуальные францисканцы в современном мире

В настоящее время Орден насчитывает около пяти тысяч монахов и более семисот монастырей. Братья-францисканцы работают на всех континентах в более чем шестидесяти странах мира. В зависимости от конкретных потребностей, они занимаются разнообразной апостольской и благотворительной деятельностью. Ниже приведена примерная «география» распространения Ордена. АФРИКА: Ангола, Гана, Замбия, Кения, Танзания, Уганда. АМЕРИКА: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Канада, Колyмбия, Коста-Рика, Мексика, перу, США, Уругвай, Чили, Эквадор. АЗИЯ: Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Ливан, Турция, Узбекистан, Филиппины, Япония. ЕВРОПА: Австрия, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Мaльта, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югoславия. ОКЕАНИЯ: Австралия.

III. Традиционные формы деятельности францисканцев

1. Апостольская деятельность.

Францисканец понимает, что смысл человеческой жизни связан с принятием и воплощением Евангелия. «Меньший брат» стремится жить Евангелием и нести его другим. Эту основную задачу Орден Францисканцев осуществляет различными путями: с помощью миссионерской и издательской деятельности, посредством пастырской работы в приходах и среди молодежи и т.д.

Миссионерское служение

Уже на заре существования Ордена францисканцы занимались миссионерской деятельностью. В XIII веке широкую известность приобрели два францисканских миссионера: Джованни-да?Пьян-дель-Карпине (ум. 1250 г.) и Джованни-да-Монте-Корвино (ум. 1289 г.), которые достигли пределов Монголии и Китая. В начале XV века францисканцы работали во всех странах Европы, а также в Африке и Азии. В следующем веке они охватили своей деятельностью также вновь открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение является привилегированной формой апостольской деятельности. Миссионерская работа требует готовности нести евангельское свидетельство даже с риском для собственной жизнью. Среди францисканцев есть много мучеников, последние из которых — двое тридцатилетних францисканцев (o. Михаил Томасек и о. Збигнек Стшалковский), убитых в августе 1991 года в Перу. Помимо зарубежных миссий, где братья работают среди язычников или на территориях c мaлым количеством священников (Южная Америка, Африка), организуются также так называемые «народные миссии», во время которых францисканские проповедники приезжают в определенные приходы внутри страны, где к течение нескольких дней они читают проповеди и проводят духовные беседы, посещают больных и принимают исповедь. Цель таких миссий — оживление религиозной жизни в приходах.

Пастырская работа среди молодежи

Францисканцы хотят быть с молодыми людьми, хотят делить их радости и тpевоги. С этой целью организуются различные встречи с молодежью, имеющие характер евангелизации. Довольно популярны молитвенные встречи в малых группах, поездки на двухнедельные реколлекции («каникулы c Богом»), байдарочные и велосипедные походы и т.д. Часто организуются пешие паломничества к различным святыням. Ежегодно происходят большие собрания францисканской молодежи в Ассизи (Италия) и в Пацлавской Кальварии (Польша). На каждую из этих встреч регулярно приезжают около трех тысяч чeловек.

Работа в приходах

В последние годы очень бoльшое число монахов занимаются приходской деятельностью. Братья, которые работают в приходах, помимо обязанностей, вытекающих из их монашеского положения (общая молитва и еда, соблюдение монастырских правил), осуществляют духовное руководство своими прихожанами. Они совершают таинства, богослужения, проводят катехизации в церквях и школах, организуют религиозную жизнь на территории своего прихода.

Издательская деятельность

Братья-францисканцы очень активно занимаются издательской и полиграфической деятельностью. У конвентуальных францисканцев — более десяти крупных издательств и типографий в разных странах мира. Среди наиболее значительных изданий — «Messaggero di Sant'Antonio» в Падуе (Италия), выпускающееся на восьми языках тиражом в несколько миллионов экземпляров, «Rycerz Niepokalanej» в Непокаланове (Польша), «Seibo no Kishi» в Нагасаки (Япония), «Cavaleiro да Imaculada» (Бразилия). Цель этой деятельности — с помощью печатного слова приблизить Христа ко всем людям.

Исповедь u духовное pуководcтвo

Особенно важной формой апостольской деятельности является принятие исповеди. Священники-францисканцы всегда стремятся помогать тем, кто c помощью этого таинства хочет примириться с Богом. В период Адвента и Великого Поста священники ждут верующих в исповедальнях. Многие францисканские священники пользуются славой духовных учителей, и люди приходят к ним за советом и помощью. Конвентуальные францисканцы уже более двухсот лет (с 1774 года) исполняют роль апостольских исповедников в соборе св. Петра в Риме. Они имеют право отпускать даже те грехи, которые находятся исключительно в компетенции Папы: осквернение Святых Даров, вероотступничество, нарушение тайны исповеди.

2. Социально-благотворительная деятельность.

Святой Франциск и его первые ученики оказывали помощь больным, прокаженным, нищим и обездоленным, утешали их. По их инициативе возникали больницы, детские дома и столовые. В последующие столетия по мере возникновения новых социaльных потребностей францисканцы освоили также новые формы благотворительной деятельности.

Выкуп узников u духовная опека над ними

В XVI и XVII веках вследствие набегов туркав резко увеличилось число христиан, попавших в рабство или в плен. В связи с этим широкое распространение получил выкуп рабов, в котором заметную роль играли конвентуальные францисканцы. Среди наиболее активных братьев был Франциск Визидоми (ум. 1573 г.), который на собранные пожертвования выкупил более семи тысяч узников. Этой деятельностью занимался также Франтишек Зивано, в 1605 году в Алжире он принял мученическую смерть. На Востоке узников из татарского плена выкупал отец Войцех Деболевский. К традиционной деятельности францисканцев относится также духовная опека над заключенными. В этой сфере особенных успехов достигли o. Филипп из Равенны (ум. 1598 r.) и о. Франциск Антоний Фазами (ум. 1742 г.). Братская помощь узникам и гoнимым осуществляется и в современной деятельности Ордена Францисканцев. Многие братья исполняют функции капелланов в тюрьмах, защищают обиженных и самых бедных. Некоторые францисканцы свою верность Иисусу, пребывающему в униженных братьях, подтвердили свидетельством собственной крови.

Помощь нуждающимся

На протяжении многих столетий францисканцы с любовью служили больным. С риском для жизни они .ухаживали за людьми, ставшими жертвами эпидемии. Особенной самоотверженностью в этой работе отличались: o. Ганнибал Сантуччи (ум. 1596 г.), который работал в Милане, o. Феликс из Моравии и o. Антоний из Сан-Дженсио, работавшие среди больных в Константинополе, и o. Рафаил Хылинский (ум. 1742 r.), который ухаживал за умирающими в Кракове. С 1877 года в Ордене существует форма помощи бедным и нyждающимся, которая называется «Хлеб святого Антония». Верующие приносят добровольные пожертвования у алтаря св. Антония Чудотворца, и на эти пожертвования покупается еда и различные вещи для бедных. При монастырях организуется бесплатное питание для бездомных. По инициативе францисканцев возникают также приюты для бедных, детские дома, центры трудоустройства, дома отдыха, летние лагеря, кемпинги. Кроме того, «Меньшие Братья» работают с неполноценными детьми и инвалидами, co слепыми и наркоманами.

Народное просвещение (борьба с неграмотностью)

Орден Меньших Братьев имеет богатые традиции в сфере борьбы с неграмотностью. Основывая при своих монастырях школы, братья обучали людей земледелию, ремеслам, хозяйственной деятельности. Выдающиеся достижения в этой области принадлежат o. Григорию Джираролю (ум. 1850 r.). Он основывал так называемые «публичные школы», в которых использовал метод взаимного обучения среди детей. Школы с такой педагогической системой появились в Италии, Франции и Англии. Конвентуальные францисканцы занимаются подобной учебно-воспитательной деятельностью в странах, в которых работают миссионеры — в Африке, Азии и Южной Америке.

3. Деятельность в сфере науки и искусства.

Науки

Конвентуальные францисканцы всегда принимaли участие в развитии науки. С самого начала своего существования Орден организовывал университетские центры: в Париже (1236 г.), Оксфорде (1247 г.), Кембридже (1250 г.). В XIV-)(V веке возникло много новых научных центров: в Тулузе, Падуе, Болонье, Флоренции, Риме, Милане, Саламанке, Кельне. Помимо университетских центров в Ордене действуют монастырские колледжи и гимназии. Среди представителей Ордена было много известных ученых в различных областях науки. В области философии и богословия это Бонавентура, Дунс Скотт, Роджер Бэкон; в области истории — основатели францисканской исторической школы ученые-исследователи Петр Ридольфи (ум. 1607 г.) и Джованни Джачинто Сбаралья (ум. 1764 г.). В области точных наук можно назвать математика Луку Пачоли (ум. 1517 г.), астрономов Илария Альтобелли (ум. 1637 г.) и Винсента Коронелли (ум. 1718 г.). Братья-францисканцы сохраняют верность своей любви к науке и развивают ее нa своих факультетах, а также в руководимых ими высших и средних школах. Францисканским монахам доверяют руководство научными кафедрами в различных yниверситетах, причем это касается не только области философии и богословия, но и сферы точных наук. Продолжается исследовательская работа францисканцев и в области истории. Особенное внимание в Ордене обращают на то, чтобы каждому монаху по окончании полного цикла обyчения (во время которого он проходит подготовку к принесению вечных обетов и рукоположению во священника) бьиа присвоена соответствующая научная степень. Широкое распространение получило обучение братьев иностранным языкам. Нередко настоятели посылают братьев на специализированные курсы (местные или зарубежные). В Ордене практикуется также обмен профессорами и студентами между различными учебными заведениями.

Искусство

Братья-францисканцы всегда обладали чувством прекрасного, которое часто находит свое выражение в произведениях искусства. К шедеврам архитектуры относятся базилики и церкви, построенные конвентуальными францисканцами в )(III веке: базилика св. Франциска в Палермо (Сицилия), базилика Святого Креста во Флоренции, базилика св. Франциска в Ассизи, «Minorintenkirche» в Кельне и Вене, базилика св. Франциска в Кракове и многие другие. Францисканцами были многие скульпторы, художники и другие представители мира религиозного искусства, занимавшиеся внутренней отделкой церквей. В качестве примера можно назвать построенную в 1950 году базилику Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Непокаланове (Польша), в которой все отделочные работы выполнили местные монахи. Орден имеет богатые традиции и в области музыки. Францисканцы заботились не только о красоте фресок и икон, украшавших церкви, но и о красоте духовной музыки, которую они сами сочиняли. Наибольшую известность в сфере музыкального творчества приобрели: Руфин Бартолуччи (ум. 1550 г.), создатель хора «баттенте» (форма двойного хора), Константин Порта (ум. 1601 г.), реформатор духовной музыки, занимавшийся историей и теорией музыки, и Бернардин Рицци (ум. 1968 г.), композитор и дирижер. Музыкальные традиции Ордена продолжаются и сегодня. При францисканских семинариях существуют профессиональные музыкальные коллективы и хоры; братья-францисканцы изучают музыковедение, организуют в приходах музыкальные кружки для детей и молодежи.

IV. Главные духовные центры францисканцев

В Ассизи в ведении конвентуальных францисканцев находится главная святыня Ордена, «святой монастырь» (Sacro Convento), и базилика св. Франциска, в которой покоятся мощи основателя св. Франциска. В этом храме хранится оригинал Устава св. Франциска, его хабит и другие вещи, связанные с его именем.

Падуя

В замечательной базилике в Падуе находится гроб св. Антония Чудотворца (ум. 1231 г.), самого известного и любимого святого в Католической Церкви. Ежегодно этот храм посещают около четырех миллионов людей. Непокаланов — это большой монастырь (и в то же время гoродок) неподалеку от Варшавы (Польша), который в 1927 году был основан святым Максимилианом Кольбе. На территории этого монастыря, посвященного Непорочной деве Марии, находится большое издательство, школа, больница, xлебопекарня, пожарная служба и многое другое. Возле монастыря возвышается базилика, где воздается честь святому Максимилиану (ум. 1941 г.), который добровольно отдал свою жизнь ради спасения другого человека в концлагере Освенцим.

V. Францисканцы в России - история и современность

Первые францисканцы появились в России еще в XIII веке. В XIV и XV веках существовали большие общины францисканцев в Крыму, на Волге (в Цареве и Астрахани), на Дону (в Азове), и на побережье Каспийского моря. Первые упоминания о пребывании «меньших братьев» в Москве и Киеве относятся к пятнадцатому столетию. В XVII веке в Москве образовалась хорошо организованная католическая община. В 1682-85 годах эту общину возглавлял конвентуальный францисканец о. Шиманн. В 1771 году был основан францисканский монастырь неподалеку от Новоскольников (Псковская область). B ХIХ веке францисканцы работали также капелланами в российской армии— в Петрозаводске, Казани, Николаеве и других гoродах. В период существования Советского Союза «меньшие братья» работали как в европейской части страны, так и в Сибири. В наши дни конвентуальные францисканцы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Кaлининградская область), Туле, Калуге, Элисте (Калмыкия) и Батайске, а также на территории Узбекистана (в Ташкенте и Самарканде), занимаясь пастырской, благотворительной и издательской деятельностью. Члены Ордена преподают в католических учебных заведениях, посещают дома престарелых и тюрьмы.

VI. Монашеская подготовка

Как и в любом другом монашеском ордене, перед тем как стать священником или братом (монахом-«несвященником»), кандидат в монахи проходит духовную и научную подгoтовку. Она складывается из следующих ступеней: 1-я ступень. Постулат — один год испытания и общего ознакомления с Орденом через жизнь в монашеской общине. 2-я ступень. Новициат — один полный год введения в монашескую жизнь и подготовки к первым (временным) монашеским обетам. 3-я ступень. Обучение u духовная подготовка — шесть лет высшего образования: философия и богословие. Духовная подгoтовка. Принесение вечных обетов на пятом году и рукоположение — на шестом году.

VII. Заключение

3a восемь веков своего существования Орден Францисканцев внес большой вклад как в развитие Церкви, так и в мировую культуру. При этом можно отметить, что созерцательная сторона жизни Ордена всегда сочеталась с активной деятельностью. Возможно, по этой причине духовная традиция Ордена вызывает столь большой интерес (причем не только в религиозных кругах, а личность св. Франциска привлекает внимание людей различной культyры и вероисповедания. 16.11.2018