Оружие рыцаря.

Вооружение рыцаря 15 века

Пятнадцатый век был временем, когда оружие рыцаря постоянно меняло свой вид, а  особенно отдельные его части.

Так например рыцарские наручи стали  защищать гораздо большую площадь  руки. Сначала для наручей придумали  выпуклую стальную часть, которая прикрывала локоть рыцаря. Но оружейники на этом не остановились, продолжая постоянно их совершенствовать. Вскоре дошло до того, что вся рука рыцаря была закрыта наручем, а на локте, где рука рыцаря сгибалась, была сделана небольшая защита из кожи и стальных пластин.

Вместе  с наручами совершенствовались и  поножи, ведь ноги рыцаря, особенно когда  он на коне находятся в наиболее уязвимом положении. Если раньше поножи закрывали только половину толщины  ноги, то теперь поножи сделала ноги практически неуязвимыми. Для того, чтобы нога гнулась, все части скреплялись шарнирами и кожаными полосками.

Даже  рыцарские шпоры не остались без  изменений, теперь ножка шпоры увеличилась  в длине почти на половину, также  как и колесико.

Поскольку шлем рыцаря доставлял ему массу неудобств, то оружейники разработали достаточно интересную систему, где в шлеме присутствовали не только щель для глаз, но и для дыхания тоже. Для большего удобства было добавлен забрало, которое при неудобстве поднималось благодаря шарнирам, на которых оно крепилось.

РыцариНо  и шлема, которые существовали до изобретения новых, тоже продолжали использоваться, правда теперь уже не в бою, а только на турнирах. Но даже этот шлем  был улучшен. Для того, чтобы соперник не мог развернуть шлем на голове рыцаря, шлем плотно крепился к рыцарскому доспеху, прорези для глаз были слегка увеличены, и для того, чтобы глаза рыцаря не стали более уязвимы, на глазную прорезь крепилась стальная решетка.

В связи  с усовершенствованием доспехов рыцаря, надобность в щите почти полностью исчезла. Теперь щит был только по привычке, но позднее он был видоизменен и применен, теперь щит нужен был для конного рыцаря, когда рыцарь сражался на копьях. Вместо треугольного щита стал четырехугольный, а  в правой его части проделывалось отверстие, в котором находилось копье. Такой щит защищал только правую сторону рыцаря, и поначалу крепился с помощью ремней на правом плече, позднее создали более надежное соединение, а именно крючки. Но так как сражения происходили чаще на мечах, то вскоре такие щиты полностью были убраны из битв, но зато нашли свое применение на турнирах.

Сам рыцарский доспех изменялся с  каждым днем. Для большей защиты, пластины, которые закреплялись на теле рыцаря стали увеличиваться  до тех пор, пока рыцарь не оказался полностью в стали.

На  смену кольчугам и пластинчатым доспехам под названием кираса. Но проблема кирасы заключалась в том, что она закрывала только грудь  и спину рыцаря, а для защиты его живота и всей нижней части  туловища приходилось крепить металлические пластины, прикрепляемые к кирасе. Сама кираса состояла из двух половин, которые закреплялись между собой с помощью крючков.

Все пластины, закрывающие нижнюю часть  туловища были надежно наклепаны  но кожаные ремни, которые позволяли  рыцарю быть достаточно подвижным и защищенным.

Но  это не конец изменения защиты рыцаря, еще позднее был разработан новый шлем, который был более  удобней предыдущего. Этот шлем назывался  «САЛАД». Салад представлял собой  полностью закрываемый голову стальной шлем, лицо до верхней линии глаз было полностью закрыто саладом, но чтобы нижняя часть лица была не так уязвима, к ней прикрепляли подбородник, который закрывал лицо вплоть до нижней линии глаз.

Такой шлем мог быть опрокинут рыцарем  назад, для того, чтобы открыть  доступ кислороду, а при возникновении опасности салад с легкостью одевался обратно.

Такой доспех был достаточно сложным в  производстве, занимал немало времени  даже у профессионалов, поэтому его  стоимость была велика. Такой доспех был по карману только знатным  и богатым рыцарям. Те, кому хотелось заполучить новинку, выкладывали немалые деньги за нее. Благодаря тому, что  доспех был полностью стальной, он украшался чеканкой или позолотой, но даже не смотря на большую стоимость большое количество рыцарей имели подобный доспех, так как его можно было заполучить на поле боя, а также на турнире или как выкуп за заложника.

Вес такого доспеха составлял от двенадцати и до шестнадцати килограмм, но после  того, как было изобретено огнестрельное  оружие, доспех стал массивнее, что соответственно увеличило его вес, который теперь достигал тридцати килограмм. Использовали такие доспехи в основном для конного боя, так как ходить в таких доспехах было просто невозможно.

И даже не смотря на то, что такие доспехи  были придуманы в самом конце существования рыцарства, его оформление и устройство заставляет восхищаться работой мастеров того времени.

Самая совершенная защита рыцаря.

Уже к завершению пятнадцатого века, оружейники придумали замену саладу, который  казалось бы и так был совершенен, но новый шлем был сделан так, что все детали, которые ранее одевались отдельно от шлема, теперь были надежно прикреплены к шлему.

Теперь  форма шлема обрела сферический вид, на вершине которого располагался стальной гребень. Подбородник надежно защищал весь низ лица и всю шею рыцаря, а забрало свободно перемещалось по верхнему стальному гребню.

Для защиты рыцарской груди было придумано  ожерелье, которое было выполнено  из качественной стали. Само ожерелье полностью защищало плечи рыцаря и его грудь. По верхнему краю ожерелья проходила небольшая стальная каемка, которая заходила в специально выкованный желобок на нижней части шлема.

Тело  рыцаря по прежнему закрывалось кирасой, которая состояла из нагрудника, который  был выкован так, чтобы удар копья  в грудь отражался, а второй частью был наспинник, который прочно соединялся с нагрудником с помощью ремней.

К правой стороне кирасы был прикреплен крюк, который помогал рыцарю удерживать достаточно тяжелое копье. По низу кирасы проходила небольшая пластинчатая защита,  а со  спины рыцаря защищала набедренная защита.

Также к кирасе крепились оплечья, которые  прикрывали плечи рыцаря.  Но размеры  оплечий слегка отличались друг от друга, это было сделано для большего удобства при держании копья. Нередким был случай, когда на оплечья прикреплялись стальные гребни, которые прикрывали шею рыцаря от боковых атак.

Далее к оплечьям закреплялись наручи, которые  состояли из двух частей. Верхняя часть  была довольно проста, и выглядела  в форме трубки, а вот нижняя часть разделялась еще на две, так, чтобы можно было закрепить наручи на руке рыцаря.

Сами  кисти рук были защищены кольчужными  рукавицами, которые в дальнейшем были заменены на стальные перчатки.

Далее для защиты ног также существовала защита, если смотреть на доспех сверху, то защита ног начинается с налядвянников, которые защищали верхнюю часть ног, затем шли наножники и поножи. В основном эти части не изменялись, только вот поножи, были исключением и менялись в ногу с обувью.

Защита  рыцарского коня.

Доспехи рыцаряТак как на войне самым верным рыцарским товарищем был его конь, то он тоже должен быть надежно защищен. Именно для этого оружейники ковали доспех для скакуна. Но не каждый конь подойдет для несения рыцаря, так как сам рыцарь в полной экипировке был очень тяжел, а если добавлялся вес доспеха самого коня, то получалось достаточно тяжело.

Налобник  для коня был сделан из сплошного  листа, на налобнике располагались  смотровые отверстия для глаз. Но чтобы защитить глаза скакуна, нужно было их чем-то прикрыть, для  этого края смотровых отверстий были выпуклы, а на края этих выпуклостей прикреплялась металлическая решетка.

Далее шла шея, которая была надежно  защищена нашейником, выполненным наподобие  хвоста рака. Такого вида защита закрывала  шею скакуна как от рубящих  так и от колющих ударов.

Ну  и само тело должно быть как следует  закрыто. Спереди коня защищал нагрудник, который был скреплен с нашейником. Нагрудник закрывал не только переднюю часть коня, но и часть передних ног. Бока коня были защищены двумя  сплошными металлическими листами, плотно связанными с нагрудником.

Также кон необходимо было защитить от возможных  атак коня сзади. Специально для этого  выковывалась из стали выпуклой формы  защита. Но такой стальной доспех может  повредить коня, если надеть доспех прямо на тело. Именно для этого производили надежную основу для доспеха. Материалом для такой основы чаще всего служило дерево или же китовый ус.

Седло на боевом коне рыцаря также служило  защитой рыцаря. Для этого спереди  располагалась большая стальная лука, а сзади была спинка. Поводья были сделаны из кожи, но для защиты от удара меча на ремни прикреплялись стальные пластины, которые также служили и украшением.

Если  же проходил какой-либо турнир или парад, то для большей красоты на бока коня прикреплялись попоны, которые  могли быть украшены по вкусу рыцаря.

В украшении  своего боевого товарища, рыцари полностью  выкладывали свою фантазию. Так например при коронации Людовика одиннадцатого  его личный конь, а также скакуны  его свиты были украшены попонами, выполненными из бархата. Сверху попоны были украшены колокольчиками, которые делались из серебра. А желая выделиться из толпы, приближенный короля обвешал попоны своего коня огромными колоколами, размер которых достигал размера головы человека.

Изменение рыцарского оружия ближнего боя.

При изменение рыцарского оружия ближнего боя его вид особо не изменялся, так например при изменении меча, менялись только в основном его размеры. Именно поэтому к пятнадцатому веку, ввиду того, что броня стала  намного мощнее, нужен был меч, сила удара которого будет настолько велика, что могла бы пробить кирасу. Поэтому меч стал немного длиннее чем раньше, его заточка стала не двухсторонней как ранее, а уже односторонней, ручка меча стала немного тоньше, а для удобства ее стали обматывать проволокой. Ножны меча делали из кожи, которую сверху обтягивали материей. А вот уже на материю приклепывались различные украшения из металлов.

Но  в разные времена менялся не  только вид меча, но и то, где  его носили. И с четырнадцатого  века мечи стали носить прямо по центру пояса.

Ну  и главным оружием рыцаря было копье, поэтому кроме длины и  толщины копья на протяжении долгого  времени ничего не изменялось. Но сами  копья различались по предназначению. Так например существовали турнирные  и боевые  копья. Турнирные копья были намного длиннее боевых, а наконечник турнирного копья был чаще тупым, чтобы не нанести тяжелого вреда здоровью своему сопернику. Но боевые копья состояли из твердого древка, которое было выполнено из ясеня, и острого наконечника, который с легкостью входил в доспех соперника. Но когда пришли более прочные доспехи на смену кольчугам, то и копья были усовершенствованы, их длина стала короче почти на половину, древко стало гораздо толще, а для защиты руки рыцаря использовали металлическую защиту, которая была выполнена в форме воронки и надежно закрывала руку.

Не  менее важным компонентом в вооружении рыцаря был кинжал, который имел тонко лезвие, выполненное в форме  четырехугольника. В то время такое  оружие называлось кинжалом милосердия. Такое название бло получено потому, что когда рыцарь повержен и вместо того, чтобы просить о пощаде, он просит добить его, то другой рыцарь выполнят его последнюю волю и с помощью кинжала, даже в малейшее отверстие в доспехе убивал противника.

Далее появлялись и другие оружия, такие как двуручный меч. Свое название он получил потому, что держать его одной рукой было просто невозможно, поэтому приходилось использовать и вторую. Также существовали и полуторные мечи, которые также достаточно широко распространились. Позднее были введены ударные оружия, такие как кувалда,  бердыш и секира, но в основном такое оружие применялось только для армий, а рыцари все же отдавали свое предпочтение мечам.

Мастера оружейники

На  протяжении достаточно долгого времени создавалось рыцарское вооружение. Честно говоря почти каждое творение мастера было шедевром, но вот только имена этих мастеров неизвестны. Конечно из некоторых источников известны имена части мастеров, но это единицы из сотен. Каждый доспех, каждый меч, копье да и все вооружение было шедевром, поэтому сейчас многие из творений мастеров того времени находятся в лучших музеях мира.

Только  к исходу рыцарства появился обычай клеймить свои творения, но то, что было произведено до этого времени  распознать только по стилю достаточно трудно. Так например самыми лучшими мастерами Испании были такие семейства как Мартинес, Агирро, Руис, Эрнандес и еще  некоторые другие.

А вот  Милан был настоящим центром  вооружения всей северной Италии и  такие семейства мастеров как Пиччинино и Миссалья были ведущими оружейниками. И даже в те времена существовали подделки. Такой город кК Генуи был одним из лучших производителей оружия, поэтому страны Европы с целью поднятия продаж, делали оружие подобно мастерам города Генуи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бои средневековья
бой эстоком
бомбарды

борджиа война алой и белой розы
братства средневиковья
бритты
булгары киев
бунташный век в историографии
бургундский рыцарский доспех

/anbsp;по карману 21.08.2017