Хаубергон

Это сегодня мы именуем данное убранство - хаубертом или хаубергоном. А исследователь Ф. Буттен длительное время тщательно изучал этот вопрос, и популярный пассаж из "Паломничества человеческой жизни" тому подкрепление. На пассаже изображен рыцарь, что готовится к сражению, последовательно одевая отдельные предметы своего одеяния. Именно тут упоминается слово - хаубержон, его появление сопровождается фразой: "Вот взял я хаубержон". Скорее всего, имеется, введу тяжкая, длинная рубаха, аналогичная "хауберту" в современном смысле слова, но никаким образом не сходная на "хауберт малых размеров".

На сегодняшний день хаубертом называют убранство в форме рубахи с капюшоном. Такой вид одежды носили в течение многих веков. Со временем некоторые части хауберта укреплялись кожаными или металлическими кусочками.
Нельзя обойти стороной высказывание Ф. Бутепа, что стремится возвратить термину хауберт его истинный смысл. Хауберт был головным убором особой формы - закрывал голову и верхнюю часть фигуры. Ходить в таком головном уборе располагали правом лишь только рыцари. Прославленный хронист Жан сир де Жуанвиль, поведает, очень любопытные разъяснения, что касаются хауберта. В своих "Мемуарах" он толкует о своем отсутствии в битве 1242 года при Тайебурге, мотивируя тем, что не был посвящен в рыцари, соответственно не имел права носить хауберт.  
В тот жестокий век мирное время мало чем отличалось от военного. Бароны были обязаны подобать за своими большими феодалами, их должны были сопутствовать
рыцари-баннереты. Рыцари-баннереты собирали под своим стягом простых рыцарей, и они составляли основу "копья". Каждый такой рыцарь обладал земельным фьефом, его часто называли рыцарским фьефом или "фьефом хауберта". Данное название не имело бы малейшего смысла, если б хауберт был обычной кольчугой, так как простую кольчугу имел каждый боец. Тот хауберт, что носили вместе с коническим шлемом, как "в воду канул" с появлением бацинета. Последний больше облегал, и носили его только с ожерельем, отдельно от шлема, он легко узнавался по системе крепления ожерелья - кольцам.
Понемногу хауберт терял свою символичность, и попал в "общественное пользование", а в XIV столетии стал шлемом самых бедных вояк и убогих пехотинцев.


  

25.11.2017