Право в Арабском халифате

Особенностью судебной власти была ее децентрализация и обособленность от администрации. Судья (кади) формально подчинялся только халифу и выступал всегда от его имени. И только халиф мог отменить его приговор. Полномочия судьи определялись при назначении. Но уголовные дела рассматривались, как правило, эмирами и наместниками, от них же зависело выполнение решений судьи. Кади, кроме рассмотрения судебных дел, имел и другие обязанности (надзор за состоянием общественных зданий, дорог, мест заключения, по разделу имущества и др.).. Тюрем сначала не существовало, они были введены при Аббасидов. Тогда же окончательно сложилась и судебная система.

Право в Арабском халифате. Мусульманское право (шариат, фикх) была тесно связана с эволюцией арабской государственности. Изначально оно развивалось на основе казуистики. Это сугубо конфессиональное право, которое органично сочеталось с теологией ислама и был пропитан религиозными нормами (ибадат), догматикой (акаид), этическими представлениями (ахлак). Только в VIII в. начали формироваться правовые школы. Одним из известных правоведов того времени был Абу Ханиф, который написал трактат "Ал-фикх ал-акбар".

Важнейшим источником шариата считается Коран-священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, которые якобы принадлежат Мухаммеду. Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисы) о суждениях и деяния Мухаммеда. К источникам права также относятся иджма (общее согласие общины, мнения авторитетов - Муджахид и факихов), фетва (решение и мнения теологов - муфтиев), кияс (решение по аналогии), урф и адаты (правовые обычаи - собственно арабские и заимствованные у покоренных народов ), фирманы (указы и распоряжения халифов) и кануны (законы). Особенностью мусульманского права было то, что выводы правоведов оставались действительными, даже если противоречили друг другу.

Шариат не знал разделения права на отдельные отрасли, а вся его система строилась на отношениях мусульман с Аллахом, с иноверцами, между собой, между государствами. Значительное развитие в нем получили гражданско-правовые отношения (муамалат). В шариате достаточно подробно определялись способы возникновения права собственности.

Государство и право в сословно-представительных монархиях


Не интересуют ли Вас вечерние платья модные? Посетите сайт onlydenny.ru, на котором сможете найти их.

20.04.2019