Авиценна трактат о цикории. Труды по медицине

Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила .

Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
«Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658).
«Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.

Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
«Поэма о медицине» (Урджуза) , написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье
« Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится».

В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир».

И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет».


Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...

Здесь мы поговорим об общих правилах науки о пульсе, а частные отложим до рассуждения о частных болезнях.

Мы говорим: каждая пульсация слагается из двух движений и двух моментов покоя. Ибо пульс всегда состоит из сжатия и расширения, а между каждыми двумя противоположными движениями обязательно должен, иметь место момент покоя, ибо одно движение не может быть непосредственно связано с другим, после того, как фактически наступил, конец и предел его расстояния. Это относится к тем явлениям, которые объясняются в физике. А раз так, то у каждой пульсации, пока за ней не последует другая, необходимо должно быть четыре части: два движения и два периода покоя - движение расширения, период покоя между расширением и сжатием; движение сжатия и периода -покоя между сжатием и расширением.

Движение сжатия, по мнению многих врачей, совершенно не ощущается; другие, однако, считают сжатие ощутимым при сильном пульсе из-за его силы, при большом пульсе - из-за его высоты, при твердом пульсе - из-за сильного сопротивления при щупанье, а при медленном - вследствие длительности периода его движения.

Говорил Гален: «Некоторое время я постоянно упускал период сжатия, потом стал повторять прощупывание, пока не почувствовал его признаки, а затем, недолго спустя, воспринял его вполне. После этого передо мной открылись врата познания пульса, и всякий, кто будет так же усердно его прощупывать, как я, постигнет то, что я постиг».

Однако, если дело и обстоит так, как говорят, то в большинстве случаев сжатие пульса не ощутимо.

Причиной того, что для ощупывания сосуда было выбрано предплечье, служат три обстоятельства: до него легко добраться, его мало стесняются показывать женщины, он находится напротив сердца, поблизости от него.
Прощупывать пульс следует, когда рука повернута боком, так как рука, лежащая ладонью вниз, более широка и приподнята и менее длинна, особенно у худощавых людей, а рука, лежащая ладонью вверх, более приподнята и более длинна, но менее широка.

Прощупывать пульс должно в такое время, когда человек свободен от гнева и радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягчающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни и не усваивает новых привычек.
Предварительно следует испытать пульс уравновешенного по натуре человека, с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс другого.

Первая разновидность устанавливается по величине расширения, вторая разновидность - по качеству удара бьющейся артерии в пальцы. Третья разновидность - по длительности времени движения, четвертая разновидность - по состоянию стенки артерии. Пятая разновидность - по степени пустоты и наполнения пульса, шестая разновидность - по теплоте и холодности прощупываемого места. Седьмая разновидность - по времени покоя, восьмая разновидность - по ровности и неровности пульса, девятая разновидность - по наличию какого-либо порядка в неровности и отсутствию всякого порядка. Десятая разновидность по «размеру» - ритму пульса.
Что касается разновидности величины пульса, то она свидетельствует о состоянии пульса по его трем измерениям, то есть длине, ширине и глубине. В этом отношении у пульса бывает девять простых качеств, а также сложные, сочетающиеся из них.
Девять простых разновидностей пульса - это долгий, короткий. Уравновешенный пульс; широкий, узкий и уравновешенный; низкий, высокий и уравновешенный. Долгий пульс - такой, части пульса которого ощущаются по длительности большими, чем то, что ощущаешь обычно, либо вообще-, то есть при истинно уравновешенной натуре, либо обычной для данного человека, то есть при уравновешенной натуре, свойственной ему лично.

Различие между этими двумя натурами ты уже узнал раньше.
Короткий пульс противоположен долгому пульсу, а уравновешенный стоит между ними. По аналогии с этим суди и об остальных шести разновидностях.

Что касается разновидностей сложных, сочетающихся из этих простых, то у некоторых из них есть названия, а у некоторых названия нет.

Пульс, превосходящий обычный по длине, ширине и глубине, называется большим, пульс, уступающий обычному пульсу в этих трех отношениях - малый; уравновешенный стоит между ними.

Пульс, превосходящий обычного пульса своей шириной и подъемом артерии, называется толстым пульсом; уступающий в этих двух отношениях - тонким пульсом; уравновешенный стоит между ними.

Что же касается разновидности, почерпаемой из качества удара в пальцы при движении артерии, то видов удара бывает три: сильный пульс, то есть такой, который противится прощупыванию при расширении, слабый пульс - противоположный сильному, и уравновешенный, стоящий между ними.

Разновидность, взятая по длительности времени каждого движения пульса, имеет три вида: скорый, то есть такой, который заканчивает движение в короткое время, медленный - ему противоположный и уравновешенный, стоящий между ними.
Разновидность пульса, взятая по качеству артерии, тоже имеет три вида: мягкий, то есть такой, который способен легко уходить внутрь при надавливании, твердый - противоположный ему, и уравновешенный.

Разновидность пульса, взятая по качеству того, что содержит в себе артерия, имеет три вида: полный, то есть такой, когда в полости артерии нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота; пустой, противоположный этому, и затем уравновешенный.

Разновидность пульса, взятая по ощущению на ощупь, имеет три вида: горячий, холодный и уравновешенный, стоящий между ними.

Разновидность пульса, взятая по длительности периода покоя, имеет три вида: частый пульс, то есть пульс с короткими ощущаемыми перерывами между двумя ударами, - его называют также «настигающим» и «уплотненным», - редкий пульс, противоположный ему - его также называют «отстающим» и «вялым» и, между ними, уравновешенный. Этот период определяется в зависимости от того, как ощущается сжатие артерии, если сжатие не ощущается вовсе, то периодом покоя считается промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие уловимо, то период покоя определяется по времени конца обоих состояний, то есть, если сжатие артерии ощутимо, то границами периода покоя считаются моменты окончания двух состояний: расширения и сжатия. .
Что касается разновидности, взятой по ровности и неровности биения пульса, то пульс бывает либо ровный, либо неровный. Причем имеется в виду сходность удара.

Частей ударов пульса или одной какой-либо части удара сходится в отношении пяти качеств. Большой или малой величины, силы или слабости, скорости или медленности. Частоты или редкости, твердости или мягкости. Ведь даже у одного и того же человека части расширения пульса бывают иногда быстрей из-за большой разгоряченности натуры или слабей из-за слабости. Если угодно, можно расширить это рассуждение и иметь в виду, в отношении ровности и неровности биения пульса, не только три упомянутые разновидности, но и все другие разновидности, однако главное внимание обращается на эти три разновидности.

Пульс ровный вообще - это пульс ровный во всех упомянутых отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным пульсом, только лишь в этом отношении, так что можно сказать: «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным.
Что касается категории, взятой по наличию порядка или беспорядка биения пульса, то в этой категории две разновидности: пульс неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный.

Упорядоченный - это такой пульс, неровность которого сохраняет известный порядок и повторяется циклически. Неровный упорядоченный пульс бывает двояким: это либо неровный пульс, упорядоченный вообще, когда постоянно повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше.

Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они всегда возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а неупорядоченный неровный пульс - нечто противоположное этому.

Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность в действительности есть как бы вид восьмой разновидности и подходит под категорию неровного пульса.

Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки является совершенным, благодаря сочетанию звуков в известном соотношении по остроте. Также и тяжести и кругам такта величины промежутков времени, разделяющих удары по струнам, таково и качество ударов пульса.
Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое, а отношение их качеств по силе и слабости и по достоинству есть отношение как бы сочетательное.
Так же, как темпы такта и достоинство звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные.

И еще скажу, что отношения качеств ударов пульса по силе и слабости и по достоинству могут быть согласными, а могут быть и несогласными и даже несходными, и тогда это выходит из категории определения какого бы то ни было порядка неровностей пульса.

Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, встречающихся в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины к ординарной величине, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины к ординарной величине с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это может быть «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше изменение величины уже не ощущается.

Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это - легче всего, для человека, который по ремеслу привык иметь дело со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку теоретически и сопоставить сделанное на практике известным из теории. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь.

Скажу еще: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного пульса, которая является одной из десяти категорий, хотя, и полезно, ко неправильно "при делении, ибо эта: категория подходит в разряд неровного пульса и как бы является одним из его видов.

Если ощущение не в силах установить все эти величины, то эта "разновидность - определяется сравнением величин отношения времени, расширения артерий ко времени, протекающему между двумя расширениями, и вообще отношения периода движения ко времени покоя.

Те люди, которые вводят в эту область сравнение времени движения со временем другого движения и времени периода покоя временем другого, периода покоя, вводят одну область в другую.

Впрочем, такое введение тоже допустимо и не невозможно, но только это нехорошо.
Ритм пульса это качество, к которому приложим упомянутые музыкальные отношения. Мы говорим: пульс бывает либо хорошего ритма, либо дурного ритма. Разновидностей пульса дурного ритма - три. Одна из них - это пульс изменяющегося ритма и переходящего ритма, то есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя исследуемого пульса; так, у детей бывает ритм пульса юношей.

Вторая разновидность - это пульс отдаленного по возрасту ритма, как например, когда у детей ритм пульса стариков, и третья пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, непохожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния здоровья.

Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Он родился в селении Авшана, поблизости от Бухары.

Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Независимость суждений в науке у него вполне гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям. Библиография трудов учёного насчитывает 276 названий. Центральное место среди них занимает «Канон врачебной науки». Это сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и собственный опыт практикующего врача. Проведённые в Исфахане последние годы жизни (1024-37) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Именно здесь он завершил свою энциклопедическую «Книгу исцеления» и создал другие важные философские произведения: «Книгу спасения», «Книгу знания», «Книгу указаний и примечаний», «Восточную философию» и «Книгу справедливого разбирательства». Скитальческая жизнь, в конечном счете, приблизила его смерть. Роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из газневидских полководцев. Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев.

Медицинские достижения Авиценны

медицина биологический астрономия авиценна

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») -- сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 -- растительного происхождения.

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») -- написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») -- самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») -- описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») -- описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием «Царская книга». Одним из непосредственных предшественников «Канона» был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази «Всеобъемлющая книга по медицине». Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени систематизированы, результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом, рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.

Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - «Канон врачебной науки».

«Канон врачебной науки» - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По существу - это целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с большой полнотой (в пределах знаний того времени) все, что относится к здоровью и болезням человека.

Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст “Канона врачебной науки” был издан впервые в 1473году, а арабский - в 1543году. Точная дата завершения работы над «Каноном» не установлена. Предположительно это был 1020 год.

«Канон врачебной науки» - это обширный труд, состоящий из 5 книг.

В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В книге 2-ой описаны “простые” лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5-я содержит описание “сложных” лекарств, а также ядов и противоядий.

Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию.

В «Каноне» Авиценны били и главы, посвященные физическим упражнениям, он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канона врачебной науки” Ибн-Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной “Канона врачебной науки” является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн-Сины, его таланте и опыте. В диагностике Ибн-Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.

Ибн-Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн-Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания Ибн-Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн-Сина считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для Ибн-Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями (“сильным горем”, гневом, огорчением и т. п.).

Систематичность и логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже те, кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех “Канона врачебной науки” был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали “Канону” огромную популярность, а его автору обеспечили “самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире средних веков”.

Прежде всего “Канон врачебной науки” принес ему всемирную славу и бессмертие. Через столетие после смерти автора “Канон” становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он был переведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187), в 13 в. - на древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания в 15 в. в числе первых изданий был и “Канон”. Примечательно, что его первое издание появилось в 1473 г. в Страсбурге - одном из центров гуманизма эпохи Возрождения. Потом по частоте изданий он соперничал с Библией - только за последние 27 лет 15 в. “Канон” выдержал 16 изданий, а всего он издавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз в выдержках. В течение пяти столетий “Канон” служил настольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы. Во всех старейших университетах Европы изучение и преподавание медицины основывалось на труде Ибн-Сины.

Отдельные части “Канона” переводились на европейские языки, но полного перевода не было. Коллектив Института востоковедения АН Уз ССР, откликнувшись на призыв Всемирного Совета Мира (1952 г.) отметить во всем мире 1000-летие со дня рождения (по лунному календарю) Ибн-Сины, приступил к переводам с арабского языка на русский и узбекский языки главного медицинского сочинения великого ученого. Эта грандиозная работа была успешно завершена в 1961 году публикацией полного текста “Канона” на обоих языках.

Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но современные врачи зачастую ограничиваются лечением их последствий, избавлением от симптомов. Применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма. Тогда как ибн Сина еще в средние века серьезно задумывался над восстановлением природного баланса. Он утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом.

Большое внимание ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья. На следующее место он ставил режим питания и сна. Он писал, что «основное в искусстве сохранения гармонии - это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения».

Советы том, как сберечь зрение: для сохранения остроты зрения нужно поменьше разглядывать мелкие предметы и не спать долго, лежа на затылке. Длительное чтение слишком мелкого письма, а также тонкая работа, выполняемая продолжительное время, могут привести к снижению остроты зрения. Портит зрение сон на переполненный желудок, слишком продолжительный сон или длительная бессонница. Для сохранения здоровья глаз необходимо предохранять их от пыли, дыма, холодного или слишком горячего ветра. Не следует также длительно смотреть, не отворачиваясь, на один и тот же предмет. Хорошим действием обладает частый прием в пищу сока сладкого граната, выжатого с мякотью и вареного с медом в пекарной печи. Вредными для зрения считаются пьянство, обжорство, частые совокупления.

Оздоровительные упражнения: Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям -- произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере, иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, где его называли «князем врачей». Некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274 . Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира . В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Наследие

Авиценна стал одним из первых учёных и врачей, предложивших апитерапию в качестве доказанного метода лечения. В трудах учёного скрупулёзно описываются кремы , Мази , настои на основе продукции пчеловодства . Важнейшее место здесь Авиценна отводил мёду , посвятив ему отдельный трактат.

«Мед есть скрытая [от взоров] роса, выпадающая на цветках и на других [растениях], которую собирают пчелы. Она [образуется из] пара, поднимающегося вверх и созревающего в воздухе. За ночь [пар] превращается [в росу], густеет и выпадает в виде меда. Иногда мед, такой как он есть, попадается в горах Касран. Мед различается смотря по тому, на какие деревья и камни он выпадает. Большую часть видимого меда собирают люди, а невидимый мед собирают пчелы» .

Основываясь на народных методах, Авиценна также предложил метод консервации мяса в мёде.

Авиценна стал популяризатором велнес -идеологии в исламском мире, неустанно рассказывая в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике, правильном питании и верном психологическом настрое. Учёный утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Авиценна - один из создателей концепции БАД . К примеру, людям с нездоровым сердцем Авиценна рекомендовал принимать с пищей мёд, смешанный с гранатовым соком .

«Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед»
.

Избранная библиография

  • «Канон врачебной науки » - (или Книга медицины , «Китаб ал-Канун фи-т-тибб»)
  • «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») - энциклопедия о логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике;
  • «Книга знания» («Даниш-намэ»)
  • «Книга спасения»
  • «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») - утеряна во время пожара в Исфахане.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» - описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
  • «Трактат о любви»
  • «Трактат о птицах»
  • Компендиум «Альмагеста» Птолемея
  • «Книга о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента»
  • «Книга о сущности молитвы»
  • «Книга о смысле паломничества»
  • «Книга об избавлении от страха смерти»
  • «Книга о предопределении»
  • «Хай ибн Якзан» - философская повесть-аллегория
  • «Птица» - поэма из двадцати двустиший
  • «Саламан и Абсаль»

Литература

  • Диноршоев М. Натурфилософия Ибн-Сины. - Душанбе, 1985;
  • Goodman L. E. Avincenna. L.-N.Y., 1992.
  • Фролова Ε. A.

Произведения Авиценны.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся

«Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Медицина.

«Канон врачебной науки» («ал-Канун фи-т-тибб»)

Точная дата завершения работы над "Каноном" не установлена. Предположительно это 1020 год. Переведенный на латынь, стал широко известен в Европе с 12 в. Явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Когда был изобретен печатный станок, "Канон" оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Это сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга.

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») -- написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») -- самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») -- описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») -- описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» -- описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

«Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа»)

Написанный на арабском энциклопедический труд посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.