Сделавший семь благ на рождество будет счастливо жить весь год. Эти рождественские молитвы помогут вам с исполнением заветного желания Молитва перед иконой рождество христово

Светлый праздник Рождества — это необычайно радостное и чудесное событие для каждого христианина. Бог стал человеком для того, что бы спасти нас, Он родился “по плоти” для того, что бы мы стали ближе к Богу.

Рождество Христово — это один из главных православных двунадесятых праздников и по значимости считается вторым после Пасхи событием.

Православные празднуют этот день ежегодно 7 января. В этот день заканчивается Рождественский пост, и начинаются Святки — время с Рождества Христова до Крещения Господня.

Молитвы на Рождество Христово — это, в первую очередь: радость, хвала Господу и величание светлого праздника.

В Рождество Христово православными принято приветствовать друг друга словами: «Христос родился!» и отвечать на приветствие: “Славим Его!”

Тропарь Рождества

Этот тропарь (гимн Рождеству) датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и потом в течении нескольких дней спустя, вплоть до 13 января.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

Это особый кондак (гимн), который исполняется в рождественские дни. «Дева днесь Пресущественнаго раждает» — этот кондак написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. По преданию, сама Богородица научила петь Романа и благословила его на сочинение этого гимна.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении, начиная с Рождественского поста, исполняются специальные стихиры (песнопения), которые напоминают о том, что Рождество приближается. Это один из таких стирх, взятый из Всенощной службы, в день святителя Николая (19 декабря).

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?

Самая известная рождественская стирха

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!

Молитва на Рождество Христово

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной».

«Тем же молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии. Относится к господским двунадесятым праздникам и ежегодно отмечается Русской православной церковью 7 января.

В иерархии церковных праздников Рождество Христово занимает второе место после Пасхи (в древних Типиконах он даже именуется «Пасха. Праздник тридневный»), в связи с чем богослужение его имеет ряд заметных особенностей. Так, вместо Великой вечерни на всенощном бдении Рождества поётся великое повечерие, как и в канун Богоявления, а рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

О важности Рождества Христова свидетельствует и то, что, как и к Пасхе, Церковь готовит нас к его празднованию заранее, а именно за восемь недель: сперва сорокадневный рождественский пост, затем неделя праотцев и неделя отцев, особая суббота, предпразднество длительностью пять дней (со второго по шестое января) и, наконец, рождественский сочельник или Навечерие Рождества - особый день усиленного приготовления к празднику. После следует сам праздник Рождества Христова, а затем ещё шесть дней попразднства и святки, которые длятся до самого Крещения Господня.

По традиции в праздник Рождества Христова принято ходить в храмы, а встречать друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них - «Славим его!». Также читают особые молитвенные обращения, призванные защищать от злых духов, а также даровать счастье и благополучие.

Читать молитвы Рождеству Христову

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог. Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии. Задостойник, глас 1-й

Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. Молитва первая для защиты от злых духов

В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь. Молитва вторая для счастья и благополучия

Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий - Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония - чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, - Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, - яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает - Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

О празднике Рождество Христово

Являясь одним из важнейших христианских праздников, Рождество Христово тем не менее довольно скудно описано в Священном Писании: довольно детальный рассказ о рождении Христа имеется только у евангелистов Матфея (Мф.1:18-25) и Луки (Лк.2:4-7). Из Библии мы знаем о повелении кесаря Октавиана Августа сделать перепись в Римской империи, об участии в этой переписи праведного Иосифа и жены его Девы Марии, о рождении Спасителя и поклонении Ему волхвов, а также приказе царя Иудеи Ирода убить всех младенцев младше двух лет и бегстве семьи Иосифа от распрей в Египет.

Гораздо больше подробностей рождения Спасителя содержится в апокрифах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Именно из этих источников известно о том, что родился Иисус Христос в пещере, которая использовалась как хлев, свете, озарившем пещеру в момент рождения Спасителя, а также Саломеи-повитухе, приглашённой Иосифом для помощи Марии в родах и свидетельстве её о сохранении девственности Богородицы.

В первые века христианства большинством верующих Рождество Христово не отмечалось: в то время гораздо более важным праздником считалось Крещение Господне - день в который миру было явлено божественное происхождение Христа. На празднике Крещения Господня, которое называлось также Богоявлением и отмечалось 6 января (по юлианскому календарю), помимо воспоминания событий самого крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, вспоминалось также рождение Спасителя, поклонение волхвов и чудеса, сотворённые Им при жизни: превращение воды в вино и «насыщение множества народа».

Однако далеко не везде Крещение Господне и Рождение Его отмечались в один день. По словам епископа Пензенского и Саранского Феодора Смирнова уже во времена проповедника Писания Климента Александрийского, жившего на рубеже II - III веков, в ряде церквей на Западе Рождество Христово праздновалось отдельно от Крещения 25 декабря (по юлианскому календарю). В Римской Церкви подобное разделение произошло немного позже: в первой половине IV века, о чём имеются письменные свидетельства от 336 года. С конца IV века в отдельный праздник Рождество Христово выделяется и на Востоке.

25 декабря (7 января по григорианскому календарю), как дата рождения Христа, была выбрана не случайно и основывалась на следующих фактах: отстояла ровно на девять месяцев от даты Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта и приходилась на день зимнего солнцестояния, которое многими язычниками считалось днём рождения Солнца, коим христианами считался сам Господь. Многочисленные другие даты Рождения Христа, среди которых 20 мая, 19 апреля, 17 ноября и другие, были отвергнуты.

Большинство православных церквей празднует Рождество Христово 25 декабря: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская и церкви на Афоне отмечают эту дату по юлианскому календарю, Константинопольская и остальные православные, кроме древневосточных, по новоюлианскому. Римско-католическая церковь и почти все церкви протестантские также отмечают праздник Рождества 25 декабря, но по современному григорианскому календарю. Наконец древние восточные церкви, среди которых Армянская и Коптская, отдельно от Крещения Рождество Христово не празднуют: в этих церквях оба праздника известны под общим названием Богоявления, которое отмечается 6 января по григорианскому календарю.

Традиции и обычаи в Рождество Христово

В наши дни Рождество Христово празднуется в большинстве стран мира, кроме некоторых мусульманских стран Ближнего Востока, и почти в каждой из них празднование это имеет свои особенности. Так, в России на Рождество принято делать рождественские вертепы - пещеры Рождества, которые затем устанавливают перед входом в храм или дома. В католических странах Северной и Южной Америки, а также в Австралии одной из традиций Рождества является украшение домов к празднику яркими огнями, декоративными санями, фигурками снеговиков и ангелов, колокольчиками, рождественскими венками, свечами, чулками и леденцами. В этих же странах, а также на территории Западной Европы в дни празднества принято дарить друг-другу подарки, причём некоторые из них подписывать от имени Санта-Клауса - одного из главных символов Рождества.

Помимо местных рождественских традиций существуют и такие, которые распространились сегодня на весь мир, к примеру, украшение ёлки. Да-да, несмотря на то, что в современной России ель считается символом Нового года, традиция украшать это дерево - именно рождественская, пришедшая в нашу страну в XIX века из Германии. В европейских странах дома на Рождество помимо ёлки украшают также падубом, омелой, красным амариллисом, и рождественским кактусом; вешают рождественские гирлянды и листья вечнозелёных растений.

Ещё одним символом Рождества, о котором уже говорилось выше, является Санта-Клаус, он же Дед Мороз, Святой Николай, Санкт-Николаус, Йоулупукки, Рождественский Дед, святой Василий - добрый старик, который дарит послушным деткам подарки. Во многих регионах его сопровождают и другие рождественские персонажи: Ла Бефана в Италии, Снегурочка в России, Чёрный Питер в Голландии, Крампус в некоторых альпийских областях.

Помимо украшения ёлки и ожидания подарков от Деда Мороза всё более распространённой рождественской традицией становится и изготовление особых рождественских календарей для отслеживания времени до наступления торжества. Сегодня их делают по всей Европе, в том числе и в России.

Вот такой вот он: радостный и долгожданный - праздник Рождества Христова! ***

Рождество является не только самым светлым православным праздником. Именно это время наполнено волшебством, и именно тогда все молитвы доходят до Высших Сил намного быстрее.

В светлый праздник Рождества принято читать особые молитвы, посвященные рождению Сына Божьего. В церквях проводят праздничные службы, чтобы очиститься и помолиться за себя и своих близких. Как правило, такие обращения несут общий смысл и считаются универсальными благодарственными обращениями к Богу. Однако если вы четко знаете. чего хотите, можно применять специальные слова для получения желаемого. Ведь именно в это время Вселенная открыта и готова выполнить любую вашу просьбу. Главное, чтобы она была искренней и не навредила никому другому.

Молитва о здравии

Все мы хотим, чтобы наши близкие были здоровы и счастливы. И понятно, что если кто-то сильно болен, то ни о какой радости и речи быть не может. Прочитав эту молитву во время Рождества , вы увидите в скором времени, что здоровье ваших родных улучшится.

Молить о здравии нужно Иисуса Христа, поскольку именно в этот день он явился на свет. Просьбы другим Святым тоже будут услышаны, однако эта является самой эффективной в такое время года.

О, Всепрощающий Иисус, слава тебе, слава. Ты наполнен добротой и терпением к ближним своим. Ты прошел через множество испытаний, дабы доказать свою любовь к людям. Прошу тебя, не обходи стороной дом мой и родных моих. Одари нас своим всепрощающим взором и исцели от болезней всяческих. Залечи раны душевные и даруй благость и радость жизни. Аминь.


Молитва о замужестве

Это обращение предназначено для девушек, которые давно мечтают выйти замуж и никак не могут встретить своего возлюбленного. Молиться нужно Пресвятой Богородице, ведь именно она родила Сына Божьего. Но также помогут и другие Святые, такие как блаженная Матрона Московская, Николай Чудотворец, Ксения Петербуржская и Петр и Феврония Муромские.

С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья. Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего. Я, раба Божья... (свое имя) молю тебя сейчас о помощи. Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней. Пошли мне мужа любящего и заботливого, чтобы я могла растить детей в счастье и радости. Да святится имя твое. Аминь.

Произнесенные в праздничное время молитвы помогут вам с исполнением желания . Вам просто нужно довериться Вселенной. Конечно, волшебного исцеления в одночасье может и не произойти, но события будут складываться таким образом, что приведут вас к заветной цели. Это могут быть необходимые люди, которые неожиданно появятся в вашей жизни и проявят желание помочь, или что-то другое. Важно искренне верить в то, что Высшие Силы вас услышат, и тогда это действительно произойдет.

Верьте в чудеса, дарите любовь и принимайте ее от других людей с благодарностью. Именно такое поведение вместе с позитивным настроем помогает воплотить все мечты в реальность. Радуйтесь жизни, дарите тепло другим и, конечно, не забывайте нажимать на кнопки и

04.01.2016 00:10

Грядет рождественский пост - период, в который верующие очищаются душой и телом, готовясь к великому...

Рождество Христово - волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и...

Молитва - это особый сокровенный разговор человека с Богом, при котором обретается благоговейное состояние и ощущение прикосновения к вечным истинам. Молитва на Рождество Христово помогает обрести душевное спокойствие и умиротворение. Это откровенное обращение к Богу может выражать просьбу, раскаяние или благодарность. Разговор с Богом всегда индивидуален, и он необходим, чтобы побыть наедине со Спасителем, очистить свои помыслы и душу.

Действие молитвы

Каждый человек время от времени переживает сложные периоды в жизни, когда единственной поддержкой, дающей надежду, является искренний разговор с Всевышним. Многим известна ситуация, когда в повседневной жизни и в особо опасных моментах мы, не задумываясь, сразу же вспоминаем замоленный столетиями «Отче наш» или известные каждому священные слова: «Господи, помилуй». Как только мы начинаем молиться, то сразу же ощущаем незримое присутствие и заботу высших сил, прикосновение к чему-то непознанному и вечному.
Молитва способна снять тяжкий груз, который несет человек в своей душе. Она очищает, умиротворяет, облегчает и успокаивает. Но священные слова оказывают действие, если человек верит в божественные силы и открывает душу и сердце при их чтении. Не все люди знают тексты на память, но при возникновении необходимости обращения к Богу важна именно открытость, и тогда даже простые слова, идущие из души, обязательно будут услышаны. Молитвы бывают:

  1. Частная - обращенная наедине к Господу с просьбой или благодарностью.
  2. Общественная - тексты, которые лежат в основе богослужений, переходящие к нам из поколения в поколение. Они делятся на несколько видов:
  • покаянная;
  • прошение;
  • благодарственная.

Общаться с Богом можно как вслух, так и мысленно. Мысленное обращение к Господу позволяет в любой момент начать с ним личный монолог.

Особенности молитвы на Рождество Христово

Рождественская ночь особенная, она наполнена магическим волшебством, будто все высшие силы спускаются на землю, радостно прославляя Бога. Считается, что именно в ночь на Рождество Христово открывается небесный канал связи со Всевышним. Поэтому молитвы, которые произносит в храме священник, несут особый смысл и огромную силу. Праздничные святые дни, а также соблюдение всех церковных канонов усиливают обращение к Богу. Идущая из сердца искренняя молитва на Рождество Христово непременно будет услышана и поможет пережить тяжелый период в жизни или облегчить страдания.


Для тех, у кого нет возможности посетить церковь, помолиться можно и в домашней обстановке за святым ужином. Основная молитва, которая непременно должна быть прочитана, - это известная всем с древних времен «Отче наш». Можно также прочитать обращение к Божьей Матери или к Иисусу Христу - молитву под Рождество. Для привлечения любви и счастья в свою жизнь можно использовать специальную молитву, которая читается утром в день Рождества.

Как правильно молиться

Ответ на обращение может получить каждый человек, независимо от того, где именно он произносит священные слова. Молитвенное обращение должно напоминать разговор с самым близким человеком, встречу с другом. Главное при этом - правильно начать и закончить ритуал, в чем помогут несколько важных рекомендаций:

  1. К молитве желательно заранее подготовиться, тогда она будет иметь большую силу. Для этого необходимо внести порядок в мысли и создать спокойствие в душе. Никакие посторонние мысли не должны будоражить разум, важно максимально сосредоточиться на произносимых словах.
  2. Молиться необходимо напротив иконы и желательно с образом того, к кому обращается молящийся.
  3. Важно читать тексты от чистого сердца, вдумываясь в произносимые слова.
  4. Нельзя впускать в сознание какие-либо образы. Также не следует представлять образ Святого, к которому обращаетесь.
  5. Важно простить всех, кого вы ранее считали врагами, избавить душу от ненависти, злобы, обиды.
  6. Для получения максимального эффекта необходимо зажечь свечу. Огонь является проводником энергии и в данном случае усиливает действие просьбы.
  7. Если вы читаете обращение на привлечение любви на Рождество Христово, следует зажечь три свечи одновременно. Перед произнесением священных слов нужно мысленно представить образ любимого, который бы двигался к вам навстречу.
  8. Перед началом молитвы важно осенить себя крестным знамением, которое помогает привлечь благодать Бога и защищает от негативной энергии.
  9. Начинать молиться лучше всего с прочтения «Отче наш», осеняя себя крестным знамением до и после прочтения каждой молитвы.
  10. Окончив молитву, необходимо поцеловать икону, выражая веру и почтение Святому.

Помните, что молитва не всегда исполняется тотчас, для какой-то просьбы иногда нужно, чтобы выстроились многие обстоятельства, главное - не теряйте веры!

Тексты молитв на Рождество Христово

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной».

Еще одна Молитва на Рождество Христово: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Все грехи, что гнездятся в груди, умоляю тебя, отпусти. Не кори меня грешной любовью, не терзай от ранения кровью. На путь истинный душу наставь, и любви в мое сердце прибавь. Пусть любовь эта будет счастливой, а не черствой, слепой и глумливой. Да будет воля твоя. Аминь».

Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .

Ветхий Завет о Рождестве Христовом

Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами.

В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила.

Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу.

На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:

Младенец родился нам, Сын, и дан нам.

<…> И называется имя Его: Великого Совета Ангел.

Чудный Советник.

Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира.

Отец будущего века.

Рождественские стихиры

Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

Придите, возрадуемся о Господе,

изъясняя нынешнее Таинство:

разделявшая нас с Богом стена разрушена,

пламенный меч обращается вспять

и Херувимы отступают от древа жизни

и я приобщаюсь к блаженствам рая,

из которого был изгнан за ослушание.

Ибо неизменный Образ Отца

и Начертание вечности Его

облик раба принимает,

от не испытавшей брака Матери произойдя,

не потерпев при этом изменения.

Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,

и принял на Себя то, чем не был,

человеком сделавшись по человеколюбию.

Воскликнем Ему:

«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:

Когда Август стал единовластным на земле,

прекратилось многовластие среди людей;

и с Твоим вочеловечением от Девы чистой

идольское многобожие упразднилось.

Одному мирскому царству подчинились страны,

и в единое владычество Божества племена уверовали.

Переписаны были народы по указу Кесаря,

записались и мы, верные, во имя Божества –

Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.

Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.

Рождественский тропарь

Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу Правды,

и Тебе ведети с высоты востока.

Господи, слава Тебе.

А вот его русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом знания,

ибо чрез него звездам служащие

звездою были научаемы

Тебе поклоняться, Солнцу правды,

и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.

Господи, слава Тебе!

Приведем также перевод, выполненный в Свято-Филаретовском институте:

Рождество Твоё, Христе Боже наш,

озарило мир светом познания,

ибо тогда звёздам служащие

звездою были научены

поклоняться Тебе, Солнцу Правды,

и познавать Тебя, Зарю свыше, –

Господи, слава Тебе!

Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника.

Рождественские каноны

В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)

Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин .

Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским .

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – воспряньте!

Пой Господу, вся земля

и с веселием воспойте, люди,

ибо Он прославился!

Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.

Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:

Хор свирельщиков поражался,

необыкновенным образом удостоившись

узреть то, что превыше ума:

от Невесты пречистой всеблаженное рождение

и полк бесплотных, воспевавших

без семени воплощающегося Царя-Христа.

Кондак

После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее.

Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца . Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки. То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке.

Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит.

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют:

нас бо ради родися

Oтроча Младо, Превечный Бог.

Перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,

и земля пещеру Неприступному приносит;

Ангелы с пастухами славословят,

волхвы же за звездою путешествуют,

ибо ради нас родилось

Дитя младое, предвечный Бог!

А теперь для сравнения дадим вступительную строфу (то есть нынешний кондак) и первые две строфы основной части кондака на Рождество Христово в русском переводе иеромонаха Иакова (Цветкова), в редакции священника Михаила Желтова:

С егодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

Вифеем открыл [нам] Эдем - придите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] - придите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему придем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

О тец Матери по Своей воле соделался [Ее] Сыном, Спаситель детей ребенком возлежал в яслях. Узнав Его, Родившая говорит: «Скажи мне, Дитя, как Ты вселился в Меня и как образовался во Мне? Вижу тебя, утроба [Моя], и ужасаюсь – ибо и молоком питаю, и остаюсь не познавшей брака. И хотя вижу Тебя, [Дитя], в пеленках, [одновременно] созерцаю девство Свое запечатанным - ибо Ты сохранил его, соблаговолив родиться [от Меня, о], Юный Младенец, Предвечный Бог!»

Всего же в основной части Романова кондака содержится 24 строфы (икоса). При этом начальные буквы строф образуют акростих – фразу, которая в переводе с греческого значит «Гимн смиренного Романа».

Следует заметить вот еще что. Все строфы кондака заканчиваются одним и тем же выражением – «Юный Младенец, Предвечный Бог» (по-церковнославянски – «Отроча младо, Превечный Бог»). Это особенность всех древних многострофных кондаков. И не только кондаков, но также и акафистов – жанра, к рассмотрению которого мы сейчас переходим.

Рождественские акафисты

Кондаки Романа Сладкопевца написаны живо и ярко – но они, к сожалению, вышли из церковного уротребления. Каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина богаты своим содержанием, они отсылают нас к образам и сюжетам Ветхого и Нового Завета; но надо признать, что всё это очень непросто для восприятия недостаточно подготовленного читателя и, тем более, слушателя.

Возможно, именно по этой причине с каждым столетием и десятилетием всё большее распространение получают акафисты.

Акафист – это тоже многострофное произведение, как и древний кондак и канон. Но акафист обычно проще по языку, он имеет более четкую и понятную структуру. Первый акафист – это был акафист Богородице – появился не позднее первой четверти VII века. Имя его автора нам неизвестно. Позже стали появляться и другие акафисты – десятки, сотни, теперь уже тысячи. Изначально акафисты (кроме самого первого) не предназначались для пения в храме. Тем не менее, акафист всё чаще становится частью церковного богослужения.

На праздник Рождества Христова имеется несколько акафистов. Три из них, наиболее известные в настоящее время, были написаны русскими архиереями XX века: епископом Тихоном (Тихомировым), архиепископом Никоном (Петиным) и митрополитом Никодимом (Руснаком). Приведем хотя бы по три строфы (из 25) каждого акафиста. Они, в общем и целом, написаны на церковнославянском языке, но этот язык достаточно понятен. Что касается русского перевода акафистов, то подобные опыты нам неизвестны.

Из акафиста епископа Тихона:

В озбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия. Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

А нгели древле у врат Эдема древу жизни отпадшаго Адама стрегуще, ныне же от веси Вифлеемския радость велию земнородным благовествуют, яже будет всем людем: яко родися Спас, Иже есть Христос Господь, в яслех безсловесных плотию младенствующе. Приидите, вернии, Матерь Спасову прославим, по Рождестве паки явльшуюся Деву, и со Ангелы и пастырьми песнь достойную в вертепе от Нея Рождшемуся воспоем:

Слава Тебе, Пребезначальное Слово, Бог сый, человек явивыйся;

слава Тебе, Боже Великий и Вечный, Своего Божества не отступльше, из боку Девичу воплотивыйся.

Слава Тебе, Сыне Божий — Сыне Девы, зрак раба приимшему;

слава Тебе, Слове Божий, Неизследиме, в юдоль нашего изгнания пришедшему.

Слава Тебе, Превечное Слово, истощанием странным от Девы миру возсиявый;

слава Тебе, Премудросте Божия и Сило, нас ради по нам обнищавый.

Слава Тебе, Невесты Пречистыя пребогатое Рождество, Егоже славы полны суть Небеса;

слава Тебе, возсиявшее Солнце Правды, Имже радости исполняется вся земля.

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

В идевше Творец и Зиждитель всяческих гиблема человека, егоже рукама созда, милосердствуя о нем, приклонив небеса, на землю сниде, высотою Царствуяй Небес, землею содеяся, – Егоже Отце прежде век раждает, да падшее обновит человеческое естество. Его зряще Самаго и Человека и Бога, ликовствующе со всеми небесными и земными, хвалящими предивное Божие снисхождение, вопием Ему: Аллилуия.

Из акафиста митрополита Никодима:

И збравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

А нгел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.

Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.

Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.

Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.

Слава Тебе, взыскателю заблудших.

Слава Тебе, Спасителю погибших.

Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.

Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.

Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.

Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.

Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

В идяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуия.

Из акафиста архиепископа Никона:

Р ождейся от Девы, пение небесное приявый, приими из сокровищ духовных мною возносимое Тебе песнопение: Иисусе Богомладенче, спаси нас!

О т ангелов благовестие приемше, во град Вифлеем духовно вшедше и Младенца в яслех узревше, радостно воспоим Ему:

Иисусе, ангелов ликование;

Иисусе, сердца моего взыграние.

Иисусе, всего мира ожидание;

Иисусе, небесное сияние.

Иисусе Богомладенче, спаси нас!

Ж ивущим верою путь пастырие указуют, тем же с ними и мы ликовствуя, поем Рождшемуся: Аллилуия!

Акафист архиепископа Никона содержит русский фразовый акростих: «Рождество Христово духом пою».