Анимизм примеры. Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей

Ученые считают, что на развитие представлений об анимизме оказали влияние на-блюдения за собственными состояниями, за телесными ощущения-ми. Например, сновидения, болезнь, в конце концов, смерть. Наиболее богатую пищу для представлений о душе давали первобытным людям на-блюдения за сном и болезнью.

Архаическое сознание отмечало, что человек может быть живым или неживым. Душа как жизненная сила могла обитать в сердце человека, ассоциировалась с кровью, дыханием, то есть она связана с жизненными органами или функциями тела. Человек еще только начинал мыслить, но уже сумел понять, что жив, пока он дышит, пока бьется сердце. Потеря крови, остановка сердца, отсутствие дыхания означало утрату жизни . Вот почему первоначально душа — то, что делает объект живым, тесно связана с телесной природой.

Смерть

Человек пытался осмыслить, почему в одном случае после состояния обез-движенности его сородичи встают и продолжают выполнять свои повседневные обязанности, в других — навсегда остаются бездыхан-ными и молчащими. Считается, что сам факт смерти был осознан в культуре довольно поздно, у первобытных людей не было такого знания. Археологические находки неандертальских «погребений» в пещерах свидетельствуют, что умершего старались сохранить в об-щине, не давая ему уйти, исчезнуть из поля зрения. Только биоло-гическая опасность заражения вызвала необходимость изолировать покойного, чем, собственно, и объясняется появление разных форм обрядов захоронения.

Болезнь

Человек может быть болен. Нужно было понять, почему это происходит. Архаичное сознание нашло наиболее убедительные доводы, связав состояние человека с наличием некоей жизненной силы.

Сновидения

Было замечено, что тело человека в бреду или во сне остается неподвижным, но при этом он видит таинственные картины с неизвестным пейзажем, разговаривает с су-ществами из иных пространств и литров, видит соплеменников, ко-торых сейчас нет поблизости. Так в сознании возникает образ души, способной отделяться от тела и совершать путешествия в отдален-ные области, беседовать с духами и прочими сверхъестественными персонажами. Сновидение — это то, что происходит с этой отде-ляющейся, свободной душой, не связанной с телесной оболочкой. Переживания и эмоции во сне ничуть не меньше трогают нас, чем то, что происходит наяву, поэтому сновидение для первобытных людей обладает такой же неумолимой реальностью и оказывает воздействие на судьбу и поведение. Подобные представления близки нашему вос-приятию души, но в древних мифах и такая душа все еще связана с физической природой человека. Она воплощается в каком-либо материальном образе, ассоциирующемся с полетом: птица или моты-лек. Воспаряющие в небеса души-птицы могут возвращаться поутру, тогда человек просыпается, но могут навсегда исчезнуть, чем и объ-ясняется внезапно наступившая смерть. Материал с сайта

Природные явления

Как рассказывают мифы и предания, живыми могли быть камни, облака , деревья, горы , любые предметы. И в этом случае фанта-стические идеи зародились под воздействием наблюдений. Древние охотники знали, что живое существо способно к движению, оно ше-велится, издает звуки, возможно, даже подает сигналы человеку. Шум листвы, грохот обвала в горах, завывание ветра , всплеск озер-ной воды, шепот набегающей речной волны — все эти шумы рас-ценивались как способность к диалогу, как проявление жизненной силы.

Человек, пытаясь объяснить явления действительности, как будто приписывает природным объектам свои собствен-ные свойства и качества. Он описывает внешний мир, исходя из самого себя. Все признаки, которыми наделен сам, человек присваи-вает окружающим предметам. Говоря языком психологии, он осу-ществляет проекцию. Вероятно, только таким образом первобытные люди могли осознать нечто в себе самом, но также и осмыслить какие-то внешние явления.

- (от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Советская историческая энциклопедия

  • анимизм - Анимизма, мн. нет, м. [от латин. anima – душа] (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Большой словарь иностранных слов
  • анимизм - АНИМ’ИЗМ, анимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. anima - душа) (научн.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Толковый словарь Ушакова
  • Анимизм - (Animismus) - под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • АНИМИЗМ - (от лат. anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для... Большой психологический словарь
  • анимизм - АНИМИЗМ а, м. animisme m.<�лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание "анимизма" распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Словарь галлицизмов русского языка
  • анимизм - анимизм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы. Толковый словарь Ефремовой
  • анимизм - сущ., кол-во синонимов: 1 панпсихизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • анимизм - -а, м. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. [От лат. anima - душа] Малый академический словарь
  • анимизм - орф. анимизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • анимизм - АНИМИЗМ -а; м. [от лат. anima - душа]. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. ◁ Анимистический, -ая, -ое. А-ие взгляды, представления. Толковый словарь Кузнецова
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (лат. anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. Новейший философский словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima - душа, дух) - англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности... Социологический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором [ТАЙЛОР] для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Новая философская энциклопедия
  • Анимизм - (от лат. anima - душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Археологический словарь
  • анимизм - Анимизм, анимизмы, анимизма, анимизмов, анимизму, анимизмам, анимизм, анимизмы, анимизмом, анимизмами, анимизме, анимизмах Грамматический словарь Зализняка
  • Анимизм - Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы Краткий религиозный словарь
  • - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

    В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков ; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. Родоначальник греческой натурфилософии Фалес Милетский полагал, что все тела, приводимые в движение присущей им внутренней силой, одарены душою – «все полно богов». Свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо). Этот разум или душу Фалес представлял как нечто вещественное, существующее отдельно от видимого мира. В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело. Аристотель , Парацельс и Кардано считали душу ваятельницей тела.

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Анимизм как основа религиозной практики

    Контрольная работа

    Выполнил:

    Проверил:

    Анимизм как основа религиозной практики

    Введение 3

    1. Вера в духов (по этнографическим данным) 4

    1.1. Сущность анимизма 4

    1.2. Анимизм у различных народов 7

    2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания 8

    2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения 8

    2.2. Особенности сибирского шаманизма 8

    Заключение 14

    Список используемой литературы 15

    Введение

    На протяжении многих веков анимистические представления служили определяющим фактором развития культуры и духовности многих народов мира, в то числе и многих народов современной России. Более того, и в настоящее время различные формы анимизма господствуют во многих регионах планеты.

    Анимизм и анимистические традиции послужили духовной основой развития всех религий мира, не исключая и крупные мировые религии – христианство, ислам и буддизм.

    Систематическое изучение особенностей анимизма необходимо для понимания не только прошлого, но и современного мира. Человек начала XXI века, во многих сферах своей жизнедеятельности и культуры, так или иначе проявляет, подчас бессознательно, те или иные особенности анимистических представлений. Поэтому анимизм – намного более чем пережитки культов прошлого, он – неотъемлемая часть внутреннего мира самого человека и сущности его социального бытия.

    1. Вера в духов (по этнографическим данным)

    1.1. Сущность анимизма

    В настоящий момент времени в современном религиоведении, этнографии, культурологии, социологии и философии существует несколько взглядов на сущность анимизма.

    Самое распространенное определение анимизма (от лат. anima, animus – душа, дух) – религиозная вера в души и духов. В современном социокультурном знании такое определение превалирует главным образом в этнографических науках.

    В религиоведении понимание анимизма несколько шире. Анимизм – это целостная система мировоззренческих представлений, основанных на признании наличия индивидуальной души у различных объектов окружающей действительности (растений, животных, орудий труда и т.д.). Это учение о всякого рода других духовных существах, или духах, и в то же время – одна из примитивных форм религии. Анимизм свойственен различным культурам на ранних стадиях их развития.

    В философии под анимизмом понимается философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

    Сам слово «анимизм» впервые использовал немецкий доктор медицины профессор Г. Е. Шталь в начале XVIII столетия. И. Шталь считал, что у каждой живой субстанции наличествует некое жизненное начало – душа (anima).

    Разумная душа является основой жизни, а болезнь, таким образом, есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание. Поэтому врачебное вмешательство по своей сути является помощью душе в ее борьбе. Последователи Шталя стали называться анимистами. Например, великий русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов, также разделял его учение о душе как основе всякой жизни и в ранние годы своего творчества называл себя анимистом.

    Но как научное понятие анимизм впервые было введено выдающимся английским ученым-этнологом Э. Тайлором (кон XIX – нач. ХХ в.). В своем сочинении «Первобытная культура» (Taylor, «Primitive Culture». Русское издание в переводе Коробчевского. СПб., 1872), мгновенно ставшим известным во всей Европе, под этим термином ученый определял самую первую форму развития религиозных представлений. Анимизм, по Э. Тайлору, предшествует тотемизму, мифологии и многобожию. Анимистические верования – это поклонение духам умерших предков, вера в собственную живую душу и одушевление сил природы. Так как анимизм – это первейшая форма религиозных представлений, он, в свою очередь, является неотъемлемой частью всякой другой религии, в том числе и всех современных (христианство, ислам, буддизм и др.)

    Показательно, что Тайлор, в своих работах писал слово анимизм с большой буквы, как в английском языке принято писать название всех главных религий мира (христианство, буддизм, индуизм и т.д.). Тем самым ученный подчеркивал, что анимизм – это в первую очередь религия, имеющая тождество с религиями современными.

    Другой английский исследователь Эндрю Ланг развивал учение Тайлора о сущности анимизма, хотя и категорически возражал против предложенной его предшественником модели эволюции религий.

    Происхождение анимизма Ланг связывал с толкованием снов, видений и состоянием транса ясновидцами, именно это, по его мнению, и привело к появлению верований, связанных с душами и духами. Кроме того, природу анимизма Ланг ассоциировал с магией.

    Но вместе с тем, последующие исследователи подвергли ожесточенной критике и теорию анимизма Ланге. В частности английский ученый сэр Джеймс Фрэзер в своей фундаментальной работе «Золотая ветвь» (The Golden Bough, 1890) доказывал, что существование магии в первобытном обществе было невозможным.

    Более поздние исследования показали, что боги, о которых говорил Ланг, не являлись полным аналогом Всевышнего в великих религиях Запада, тем самым на справедливость теории Тайлора удалось бросить тень.

    В последующем, в начале ХХ в. ряд философов, а также мистиков (в частности немецкий автор Э. ф. Гартман) стали понимать под анимизмом и такие примитивные религиозные культы как спиритизм и проч.

    Но в целом анимизм – это представление о существовании духов и одушевленности предметов, приписывание им разума, дееспособности, а иногда сверхъестественного могущества.

    Действительно, анимизм – это первейшее религиозное верование, возникшее с самого появления социума, в период формирования родовых отношений. Первобытные люди каменного века в безгосударственных обществах обожествляли и одухотворяли не только явления и силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т.п.

    Исторически анимизм предшествовал появлению тотемизма, однако, с постепенной эволюцией последнего в мифологию, продолжал свой развития. В силу этого анимистические представления имели более широкий социальный и практико-ориентированный характер.

    Вместе с тем, сущность анимизма много более шире, нежели просто совокупность верований в духов. Анимизм – это целостное мировоззрение, обладающее своей собственной логикой, системой и рационализмом. Именно определенный рационализм, заложенный в анимистические представления обуславливает тот факт, что верования связанные с духами существуют и поныне.

    Действительно, в определенной мере анимизм – это жизненная философия.

    1.2. Анимизм у различных народов

    Как было сказано выше, анимистические религии широко распространены и в настоящее время. Например, многие народы Юго-Восточной Азии верят в многочисленных духов – бонгов (духов джунглей, гор, водоемов и проч.), среди которых встречаются добрые и злые, опасные и безопасные, полезные и бесполезные. Некоторые духи носят абстрактный характер, как напр. духи войны, мира, любви и дружбы. Бонгам приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить. Народы Андаманских островов, почитающие множество духов (духов ветров, морских течений, месяца и солнца), особо выделяют духа Пулугу, олицетворяющего разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.

    Анимизм господствовал и у восточных славян в дохристианский период. Широко распространен анимизм у многих современных народностей Кавказа. Ярчайшей формой анимизма является шаманизм народов Сибири.

    2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания

    2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения.

    Шаманство (шаманизм) (от эвенкийского шаман или саман – возбуждённый, экзальтированный, исступлённый человек), одна из ранних форм религии, широко распространенная в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Южной Америки, народов Сибири и Дальнего Востока.

    Одновременно шаманизм – это одна из форм анимизма (См. выше).

    Сибирское шаманство – это общее название анимистических культов народов Сибири. Отечественные историки, культурологии и этнографы выделяют несколько разновидностей шаманизма: бурятский, якутский и эвенкийский как наиболее развитый и систематизированный, а так же тувинский и алтайский как более архаичный.

    2.2. Особенности сибирского шаманизма

    Как одна из форм анимизма, шаманство возникает в первобытнообщинную эпоху, и непосредственным образом связана с охотой. Исторически первым считается именно бурятское шаманство. В последующем, в период монгольского завоевания Сибири шаманство распространяется и среди других сибирских народов.

    Шаманизм народов Сибири на протяжении многих столетий подвергался преследованию со стороны приверженцев буддизма, даосизма, а позднее православия, и потому, неизбежно преломлялся сквозь призму межкультурного взаимодействия. Однако в той или иной степени шаманизм как культурное явление сохранился и в наше время.

    Сущность шаманизма, как и всякого анимистического представления – это отождествления окружающего мира с духами, и, соответственно, его одухотворения. Характерной особенностью сибирского шаманства, и в первую очередь сибирского шаманства, является во-первых, вера в многочисленных духов (духов растений, предметов, животных), во-вторых, вера в то что духи способных влиять на жизнь человека (приносить удачу или неудачу, вызывать болезни, или, напротив здоровье), и, в-третьих, что существенно отличает его от прочих культов анимизма, это вера в возможность общения с миром духов через посредника – шамана. Шаман способен не только установить информационный контакт с духами, но и влиять на них. Это достигается через определенный ритуал – камланию (это научное название), во время которого шаман, находясь в состоянии экстаза общается с духами природы.

    Шаманство в полной мере отражает особенности полисознания мировоззрения народов Сибири. С одной стороны это наличие множества духов самых различных предметов и явлений окружающего мира, с другой проявление воздействия самых различных культур – китайской, монгольской, а позднее русской.

    Примером этому может служить шаманское облачение – серебряное спереди и золоченое сзади, что связано с монгольским обычаем носить золотые и серебряные кольца, олицетворяющие женское и мужское начало, Луну и Солнце. (Поэтому жаворонка приверженцы шаманизма рассматривают как шамана у зверей). Это, в свою очередь является отражением даосистского представления о двух началах Инь и Ян.

    В шаманизме господствует представление о так называемом равновесии в мире духов, о чем британский монголовед Питер Ургунгэ Онон (род. 1919) пишет: «Равновесие – центр окружающего мира, и каждый человек должен уподобляться ему... Пусть слабее или сильнее, но каждый должен сам себе служить лампадой». Идеи равновесия по всей видимости заимствованы из философии буддизма.

    Наличие у шаманов девяти бубнов говорит об их высшем сане посвящения. Описание девяти ступеней шаманского посвящения представляет собой заимствование монгольских анимистических представлений собрании девяти тэнгри (божеств войны), соотносимых с девятибунчужным воинским стягом Чингисхана.

    Мировоззрение шаманизма опирается на представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.

    В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит «пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своему усмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства.

    Согласно распространенным в Сибири легендам само шаманство было основано великим шаманом Шаргай-нойон-бааба-ем спустившимся с верхнего мира и проведшим посвящение первых шаманов среди бурятских племен. Поэтому считается, что многие духи (так называемые заяаны) являются душами великих шаманов прошлого, продолжающих свою деятельность, помогая живущим шаманам.

    Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища. Показательно, что распространение подобных изображений совпало с активной православной миссионерской деятельностью русских в Сибири, а следовательно, во многом является преломленным заимствованием православного иконопочитания.

    При утрате души шаман обычно пытается вернуть ее назад посредством призываний, а не отправляется сразу на ее поиски. Бывает достаточно призывания души для ее возвращения, если она еще не покинула средний мир.

    Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя \"животное\" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, – его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.

    Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем \"ездовом животном\" – путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его.

    Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.

    Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, -из родственников умершего шамана.

    Начало шаманской деятельности связано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период полового созревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка-шамана. В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен.

    Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начав камлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания, столь очевидные в недавнем прошлом.

    Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.

    В связи с этим мною были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость прежнего взгляда на шаманов, как на людей с особым складом психики. Результаты моих исследований опубликованы в научных изданиях и получили поддержку у ряда видных специалистов.

    Таким образом, наследственная природа шаманизма – результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.

    Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них.

    Как было отмечено на уровне фольклора и не только шаманство сохранилось у многих народов не только Сибири, но и мира. Но оно находится у на разных стадиях развития. Например у современных венгров, выявлены лишь его пережитки шаманизма, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

    Заключение

    Взгляд на анимизм, веру в духов, шаманство как нечто примитивное – сам примитивный по своей сути. Анимизм и шаманство – это целостное мировоззрение, самобытная культура, основа нравственности и духовности многих народов и цивилизаций прошлого и настоящего. В анимистических представлениях нашли свое полное воплощение уникальные, специфические основы жизнедеятельности различных народов, их хозяйственной жизнь и социального уклада.

    Но, будучи базисом мировидения не только отдельных народов, но и целых цивилизаций, анимизм выходит далеко за пределы обыденной религиозной практики. Анимизм и одна из его ярчайших разновидностей – шаманство, послужили основой самого существования людей в суровых условиях исторической реальности, и потому предопределил особенности национальной психологии и хозяйственной жизни.

    Сегодня анимизм представляет собой интерес не только для кабинетного рассмотрения, но и для...

    Забрать файл

    Слово «анимизм» происходит от латинского anima – «душа» и animus – «дух» , и означает характерное для первобытных племенных общин представление о существовании духов или душ у предметов, одушевление природных явлений, животных, предметов. Эти идеи присутствуют во всех известных религиях.

    Анимизм считается одной из ранних форм религии , ведь предположение о существовании духов и души встречается во всех культурах человечества.

    Некоторые ученые полагают, что до анимизма главенствовала такая форма верования, как аниматизм (от латинского animates – «одушевленный») – вера не в отдельных духов, а в одушевленность всей природы . Поклонение духам и сегодня является важным элементом культур многих народов.

    Так, в различных племенах Индии верят в духов, населяющих леса, водоемы, горы. Духи могут быть как благосклонными к человеку, так и недружелюбными. И поныне существует культ предков, вобравший в себя ярко выраженные идеи анимизма.

    Для него характерно поклонение душам умерших старших родственников. Духов предков почитают, полагается, что они покровительствуют потомкам.

    Теория возникновения религий Тайлора

    Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе , как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

    Знаменитый английский культуролог и этнолог Эдвард Тайлор (Тэйлор) в конце XIX века продолжил развивать теорию анимизма .

    Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

    Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

    Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

    Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

    • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
    • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
    • дологический мистицизм , характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

    Анимисты

    Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.

    Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

    Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

    Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

    Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии , например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

    В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

    • народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
    • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

    По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

    Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном , соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

    В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

    Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

    Среди основных понятий анимизма – перевоплощение , то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

    Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем , дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

    Сегодня свойственные анимизму убеждения, распространились в эзотерических практиках . Они в свою основу включили верование в присутствие духов и вероятность коммуникации с ними, и признают, что духи оказывают существенное влияние на окружающий нас мир.

    В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический . При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

    Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик .

    Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

    Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно , и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.