Что будет после смерти? Пошаговая Инструкция. Ученые: Смиритесь, жизнь после смерти невозможна Что ждёт людей после смерти

Каждый из нас умрёт. Ежедневно, подобно разрывам снарядов на поле боя, слева и справа от нас смерть выхватывает друзей, знакомых, а то и самых любимых родных людей.

«Уж сколько их упало в эту бездну разверстую вдали.
Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли».

Эти строки Марины Цветаевой близки и понятны каждому. Неважно, богат ты или беден, здоров или кочуешь из поликлиники в больницу и обратно. Всех нас ждут впереди слезы родственников, красивые, часто незаслуженные слова (о покойных или хорошо, или ничего) и в конечном итоге – могила. Самые бравые и храбрые личности, заявляющие, что страх смерти им неведом, едва только перспектива этой самой смерти замаячит на линии горизонта, внезапно меняют свою риторику, немедленно вспоминая фразу колоритного Серка из фильма «За двумя зайцами»: «…все мы помрём, только пускай она раньше, а я – попозже».

Ещё не так давно большинство граждан, получивших советское атеистическое воспитание, были твёрдо убеждены, что смерть – конечный этап любого живого организма (в том числе и человека), а позиция Церкви, которая учит, что для человека смерти не существует – абсолютно антинаучная, отсталая и ретроградная. Да и вообще, как учил Остап Бендер, «религия – опиум для народа». Материализм пропагандировался везде: в школах и университетах, в газетах и на телевидении.

После кончины СССР, когда атеистом стало быть немодно, для обычного гражданина, пытающегося разобраться, что же его ожидает «завтра», возникли новые проблемы: из-за проржавевшего «железного занавеса» хлынула не самая чистая волна религиозной, квазирелигиозной и мистической информации. Всевозможные секты с экзальтированными пасторами, танцующие на улицах кришнаиты, вежливые парочки, звонящие Вам в дверь с предложениями «поговорить о Боге» – ко всей этой круговерти вполне подходила фраза А.Толстого: «…сам черт ногу сломит».

Чтобы обычный человек поверил в то, что жизнь после смерти продолжается, в сегодняшних реалиях нужно, чтобы ему об этом чётко и внятно сказал авторитетный для него источник. А кто или что сейчас преподносится, как наибольший авторитет? Наука!

И хотя изначально эта самая наука была знаменем атеистов и всегда использовалась ими для пропагандированная своих идей, именно она нанесла своим адептам удар в спину. Медицинские исследования наглядно показали, что после смерти тела наша личность, наше «Я» не умрёт, а продолжит своё существование, хотя и в совершенно новых условиях.

Петр Калиновский в своей работе «Переход» пишет: «Новые методы реанимации, то есть возвращения к жизни недавно умерших людей, позволили учёным-медикам приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть больше, чем видели до сих пор. Оказалось, что смерть тела ещё не есть конец существования личности. Исследователи были поражены полученными результатами и сперва встретили их с недоумением, почти с недоверием. Однако новые данные были не плодами фантазии, а неоспоримыми фактами, добытыми наукой. Христианскому учению можно было верить или не верить, христианский образ жизни принять или отбросить и жить как удобнее. С фактами так поступить не удастся. От них можно отворачиваться, но они останутся ».

К началу XXI века авторитетные исследователи собрали более 25000 задокументированных и подтверждённых свидетельств людей, переживших клиническую смерть и утверждавших, что они в то время, когда их сердце не билось, видели и посетили иную реальность. Количество этих случаев (в настоящее время их во много раз больше), схожесть, часто идентичность информации, предоставленной свидетелями, позволяет вполне обосновано утверждать о том, что смертью физического тела жизнь человека не ограничивается.

Ещё в 70 годы XX века на Западе появился ряд книг, целью которых являлось описание "посмертного" опыта. Они написаны либо известными учёными и врачами, либо получили их полное одобрение. Один из авторов, всемирно известный врач и "эксперт" по проблемам смерти и умирания Элизабет Кублер-Росс, считает, что эти исследования посмертных переживаний "просветят многих и подтвердят то, чему нас учили две тысячи лет: что после смерти есть жизнь». Открытия Коблер-Росс подтверждаются и научными работами докторов Осиса и Харалдсона.

Одним из пионеров в этой новой области медицины был доктор Реймонд Моуди. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела», а в 1977 году – вторая книга «Размышления о жизни после жизни». В этих работах автор приводит множество случаев людей, рассказывающих о своих переживаниях в то время, когда они находились в состоянии клинической смерти:

«Ей было неудобно лежать на спине, она повернулась и вдруг перестала дышать и ощущать удары своего сердца. Она услышала тревожные крики медсестёр и в это время почувствовала, что покидает своё тело и падает вниз, на пол, пройдя сквозь защитные перила кровати, а затем медленно поднимается вверх. Она парила под потолком и смотрела вниз. «Я видела, как меня старались оживить. Моё тело лежало внизу, распростёртое на кровати. Его было ясно видно, а они все толпились вокруг него. Я услышала голос одной сестры: «Боже, она мертва!» Другая сестра наклонилась и стала делать мне искусственное дыхание – рот в рот .

Я смотрела на её затылок. Я хорошо запомнила её коротко остриженные волосы. Затем я увидела, как в палату вкатили аппарат для электрошока и приставили к моей груди электроды. Аппарат включили, моё тело подпрыгнуло вверх, и я услышала, как затрещали кости. Это было ужасно. Когда я наблюдала сверху, как меня бьют в грудь и растирают руки и ноги, я думала: «Зачем они так беспокоятся? Я чувствую себя прекрасно ».

Молодой человек, попавший в аварию, рассказал, что на перекрёстке в них врезалась другая машина: «Я услышал скрежет автомобиля и тут же обнаружил, что двигаюсь в темноте, в замкнутом пространстве. Это длилось мгновение, а затем я как бы поплыл метрах в двух над улицей, в четырёх метрах от автомобиля, и слышал, как затихает эхо от грохота столкновения ».

Потом он видел людей, бежавших к машине и толпившихся вокруг неё, своего приятеля, который выбрался наружу в шоковом состоянии, своё собственное тело, залитое кровью, с исковерканными ногами. Люди старались вытащить его из салона. Он был возвращён к жизни и позже рассказал обо всём, что видел.

Иногда парящая над своим телом душа может мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытаются вернуть его к жизни. «Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, и он (врач) был, но как будто его и не было. Я прикоснулся к нему, а его не было. Я просто прошёл сквозь него… А потом вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых. Я хотел помочь им, но снова оказался в операционной… Сначала материализуешься там, а потом, в мгновение ока, здесь… »

Другой пациент рассказывал, что мог смотреть и рядом с собой и вдаль, как в телеобъектив.

О том, что такие переживания – не галлюцинации и не плод воображения больного мозга, говорят случаи, когда свидетели описывали события, которые физически видеть не могли. Находясь в операционной, они рассказывали о том, что происходило в соседних помещениях. Зафиксированы примеры, когда слепые от природы люди после своей клинической смерти описывали комнату, где они находились, а также внешность людей, бывших тогда рядом с ними.

Что чрезвычайно важно, практически все свидетельства говорят о том, что сам момент смерти, точнее перехода в другое существование, не связан с мучениями и болью. Очень многие люди страшатся смерти именно по этой причине – они не думают о том, что будет с ними после, а боятся именно смертных страданий. Более того, если человек перед смертью тяжело болеет, то с приходом смерти он чувствует внезапное облегчение. То есть, часто произносимая на похоронах фраза «смерть избавила его от страданий», является абсолютно правдивой.

Пётр Калиновский пишет: «Иногда переход настолько незаметен, что умерший может некоторое время не понимать, что происходит. Он всё ещё продолжает считать себя живым. Умерший, переступив порог смерти, видит людей, слышит их, может попытаться помочь им или что-то сказать, но убеждается, что его не замечают ».

Чего же ожидать нам по ту сторону, к чему готовиться?

Известный православный богослов Серафим Роуз в своей работе «Душа после смерти» считает, что душа после смерти проходит несколько последовательных этапов.


1. Внетелесный опыт

Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, – это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него, не теряя при этом сознания. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мёртвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и лёгкости, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии воздействовать на своё окружение речью или прикосновением, и поэтому часто остро ощущает одиночество; его мыслительные процессы обычно становятся намного быстрее, чем когда он был в теле. Вот несколько кратких отрывков из описания таких опытов:

«День был пронзительно холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал... Помнится, я подумал: "Должно быть, я умер ».

"У меня появились великолепнейшие ощущения. Я не чувствовал ничего, кроме мира, спокойствия, лёгкости – просто покой ".

"Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня ".

2. Встреча с другими

После смерти душа очень недолго остаётся в первоначальном состоянии одиночества. Д-р Моуди приводит несколько случаев, когда ещё даже перед смертью люди внезапно видели уже умерших родственников и друзей.

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю... Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал ещё школьником, и многих других родных и друзей ».

Однако Серафим Роуз пишет: «Задумываясь над опытом людей, переживших клиническую смерть, мы должны помнить о большом различии между общим опытом умирающих, который сейчас вызывает столько интереса, и благодатным опытом смерти праведных православных христиан. Действительно ли родственники и друзья приходят из царства мёртвых, чтобы явиться умирающему »?

Блаженный Августин в трактате «О попечении умерших» пишет о том, что случаи кажущихся явлений умерших живым обычно оказываются "лукавыми видениями", наводимыми бесами, например, с целью создать у людей ложное представление о загробной жизни.

Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский, учат, что существа, с которыми общаются на спиритических сеансах, – бесы, а не души умерших; и те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам.

Праведникам во время смерти действительно могут являться святые, но большинству из нас, грешников, вряд ли стоит доверять тем существам, которые могут нас посещать в этот момент.

«Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью, но ее не следует путать с другой встречей, которую мы теперь хотим описать, встречей со «светящимся существом ».

3. «Светящееся существо»

Большинство людей описывает это переживание как появление света, который быстро увеличивается в яркости; и все опознают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью, к которой умерший влечётся чем-то вроде магнитного притяжения. Отождествление этого существа, по-видимому, зависит от религиозных воззрений личности, само оно не имеет узнаваемой формы. Вот некоторые из рассказов об этом опыте:

"Я услышал, что врачи сказали, что я мёртв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву... Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того, как я приближался к нему, он становился все больше ".

Другой человек после смерти почувствовал, что он «вплывает в этот чистый, кристально ясный свет... На земле нет такого света. Я на самом деле никого не видел в этом свете, но все же он имеет особую тождественность, определённо имеет. Это свет совершенного понимания и совершенной любви ».

Многие называют эти существа Ангелами и указывают на их положительные качества: они – светлые, полны любви и понимания и внушают мысль об ответственности за свою жизнь. Но являются ли они на самом деле Ангелами? Ведь Ангелы, известные православному христианскому опыту, намного более определённы и по внешности, и по функциям.


4. Ангелы

Из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: «Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег » (Мф. 28, 2-3); «юноша, облечённый в белую одежду » (Мк. 16, 5); «два мужа в одеждах блистающих » (Лк. 24, 4); «два Ангела в белом одеянии » (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облечённых в белое.

До нас дошло не так много внушающих доверия свидетельств о посмертной встрече с Ангелами, поскольку до таких контактов «доживало» не так много людей. Большая их часть возвращалась в своё тело раньше.

Обычно в этих случаях умершего встречают два Ангела. Вот что об этой встрече пишет К.Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие», написанной в начале ХХ века: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова ("Царство ему Небесное, вечный покой... "), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен».

Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег ».

Приведённые примеры позволяют говорить о том, что Ангелы всегда имеют человеческий или сходный с человеческим облик. Описанное же выше «светящееся существо» из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда душу не провожает, а только втягивает её в разговор, показывая «обратные кадры» прожитой жизни, едва ли можно назвать Ангелом.

5. Воздушные мытарства

В святоотеческий литературе описано немало случаев, позволяющих говорить о том, что душа взятая Ангелами, проходит через кордоны из бесов, неся ответ за каждый из своих грехов и неблаговидных поступков. Мытарства Блаженной Феодоры – довольно популярный сюжет в православной иконографии, эти изображения встречаются во многих храмах Православной Церкви. Но этот пример далеко не единственный.

Св. Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. «Когда он вышел из тела, его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них... И он сказал, что злые духи и святые Ангелы вели ожесточённый спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства ».

В упоминавшейся уже книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти.

«Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шёл крупный, тихий снег… Мы стали быстро подниматься вверх. И по мере того, как поднимались мы, взору моему открывалось все большее и большее пространство, и наконец оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества перед этой бесконечной пустыней...

Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы ещё поднимались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ .

"Бесы!" – с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней назад чьё-нибудь сообщение не только о том, что он видел собственными глазами бесов,
но что он допускает существование их как тварей известного рода
»!


Серафим Роуз пишет: «В православном богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13, 49-50)».

Слушайте и не говорите, что не слышали

Человеческие опыт и знания, зафиксированные в рукописном и печатном слове, ещё несколько веков назад были достоянием очень немногих и потому чрезвычайно ценились. Да и записывалась тогда действительно важная и нужная информация. В наше время любые знания есть в свободном доступе, воспользоваться ними может каждый. Но то, что занимает умы большинства людей, наводит на грустные мысли.

Несмотря на усилия науки и медицины по продлению земной жизни, ни один из нас не избежит смертной участи. Потому не будет преувеличением сказать, что тема смерти, или как принято говорить в православии – «память смертная», для каждого человека должна быть неизмеримо выше самых важных житейских вопросов. Информация о том, что нас ждёт после смерти, и главное – как прожить жизнь на земле, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», должна волновать нас в самую первую очередь. Вот только такие жизненные приоритеты мы можем наблюдать у очень немногих.

Все мы знаем евангельскую притчу о богаче и Лазаре: «…Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ».

Каждый из нас или читал, или имел возможность прочитать эти слова. Сегодня любой из тысяч случаев возвращения к жизни после клинической смерти можно в какой-то степени назвать воскресением из мёртвых. Мы слушаем то, что эти люди нам рассказывают. Но слышим ли?


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Ванга развеяла мифы о том, что после смерти человека ожидает страх и мрак неизвестности. Вот что сказала провидица:

«Я тебе уже сказала, что после смерти тело разлагается, исчезает, как и все живое после смерти. Но определенная часть не поддается тлению, не гниет».

– «Видимо, имеется в виду душа человека?»

– «Не знаю, как назвать. Я считаю, что то в человеке, что не подвержено тлению, развивается и переходит в новое, более высокое состояние, о котором мы ничего конкретно не знаем. Примерно происходит так: умираешь неграмотным, затем умираешь учеником, затем человеком с высшим образованием, затем ученым».

– «Так, значит, человека ждет несколько смертей?»

– «Смертей несколько, но высшее начало не умирает. И это душа человека»

(К. Стоянова. Ванга: исповедь слепой ясновидящей).

Случаи общения Ванги с умершими людьми или духами, очевидцами чего были родственники покойников (которые часто приходили в ужас от всего услышанного), доказывают, что после смерти с людьми не происходит никакой внезапной перемены и он вовсе не переносятся на небеса. С потерей физического тела люди просто переходят из одного состояния в другое. Они не понимают того, что умерли. Умершие люди продолжают видеть и слышать родственников, но не могут вступить с ними в контакт. «Я вовсе не умер, – думает человек, – я жив, как и раньше, только почему меня никто не замечает?»

Понимание загробного существования приходит потому, что контакт с людьми становится невозможным. Но всегда на земле существовали люди (медиумы или экстрасенсы), которые являются своего рода «связными» между миром мертвых и миром живых. Таким «связным» была и Ванга. Контакты с умершими людьми отнимали у нее много физических сил и могли вызывать даже нервные срывы. Потому Ванга просила родственников приносить на сеансы цветы в горшках и свечи, которые, как видно, поглощали негативную энергию и помогали ясновидящей восстановить силы: «Видишь, он стоит возле меня! – сказала Ванга одной женщине, которая потеряла сына. – Вы приходите ко мне с пустыми руками, а я жду цветок или свечу… Не надо мне денег, еды и питья. Если я сейчас устану, эта усталость не пройдет до утра. Нужны цветы и свечи.» Ту информацию об умершем, которую родственники покойного «создавали» своим присутствием, забирали цветы и свечи, спасая тем самым провидицу от приступов и головокружения.

Как же работает канал связи между миром живых и ? такой канал, утверждают ученые, существует в действительности. Но общаться можно только через подсознание человека, которое принадлежит одновременно одновременно обоим мирам. У большинства людей информация переходит из сознания в подсознание или, если говорить точнее, в надсознание. Обратный канал работает только у экстрасенса, медиума, то есть у человека с экстраординарными способностями или у человека с психическими отклонениями. Провидице Ванге дано было видеть и слышать то, что недоступно большинству людей.

Обратимся к воспоминанию К. Стояновой. Вот какой диалог привела она в своей книге «Ванга: исповедь слепой ясновидящей»:

«Вопрос: – Каким тебе представляется умерший человек, о котором тебя вопрошают, – как определенный образ, как некое понятие о человеке или как-то иначе?

Ответ: – Появляется видимый ясно образ умершего и слышится его голос.

Вопрос: – Так что же, умерший человек способен отвечать на вопросы?

Ответ: – Он и задает вопросы, и может отвечать на вопросы, задаваемые ему.

Вопрос: – Сохраняется ли личность после физической кончины или захоронения?

Ответ: – Да.

Вопрос: – Как ты, тетя, воспринимаешь факт смерти человека – только как прекращение физического существования тела?

Ответ: – Да, только как физическую смерть тела.

Вопрос: – Происходит ли перерождение человека после физической смерти, и в чем оно выражается?

Ванга не ответила.

Вопрос: – Какой род связи сильнее – родственная, по крови или же духовная?

Ответ: – Сильнее духовная связь».

А теперь несколько случаев контакта Ванги .

«В начале 1980-х годов в Рупите, записавшись, как положено, за несколько месяцев вперед, прибыл некий Вилко Панчев из Пловдива, еще нестарый мужчина с пшеничными усами.

Оробевший Вилко, поздоровавшись, видно, от страха решил не тянуть быка за рога и начал прямо с порога:

– Тетя Ванга, вы моя последняя надежда. Дело серьезное. Я удачно женат вот уже пятнадцать лет. У нас рождались через каждые 1,5 – 2 года дети, всего их было 6, и все умирали вскорости после рождения! Мы с моей Славой любим друг друга и очень хотим детей! Помогите ради Бога!

После непродолжительной паузы Вилко услышал:

– А ты помнишь свою мать? Я знаю, ее уже нет в живых, но она стоит передо мной, словно живая, и все мне рассказывает. После этого общения я поняла, что ты сильно провинился перед матушкой. Не желаешь ли осознать вину и очистить совесть? Мне известно все, но я хочу услышать от тебя, что ты чувствуешь…

Мужчина думал недолго. Перед Вангой – он уже понял – лукавить бессмысленно, и начал рассказывать:

– Когда мне было шестнадцать, моя мать забеременела. Ей тогда уже было тридцать семь лет. Представьте, как я стыдился перед сверстниками своей матери, ее огромного живота. Ребята надо мной насмехались, ну а я, я постепенно возненавидел то существо, которое растет в ее животе! Когда родилась сестра, я совсем потерял голову – все смешалось: жалость к матери, неприязнь к маленькой сестричке, стыд перед друзьями, у которых матери и не думали безобразить свой живот беременностью. В конце концов перевесило последнее. Я, уже будучи взрослым парнем, старался всячески избегать мать, а сестру совсем не признавал, что она есть, что нет – мне без разницы.

– Вот и мой ответ тебе: ты не уважал и не любил мать, не осознавал главный закон космоса – заботиться о ближнем! Да и просто человеческие нормы нравственности ты не постиг! Что посеял, то и пожинай! Ты не понял мать, осуждал дитя в ее чреве, так что ж ты ждешь теперь?» (Л. Димова. Тайна дара болгарской знахарки).

Вилко осознал свою вину и заверил Вангу, что попросит прощения у покойной матери и наладит отношения с сестрой. Через некоторое время в семье Вилко родился мальчик, которого назвали Бориславом, а впоследствии появились на свет две девочки-погодки.

Когда Вангу спросили, как она общается с умершими, она ответила: когда к ней приходит человек, вокруг него собираются родственники, отошедшие в мир иной. Они задают Ванге вопросы, а та расспрашивает их. Все, что услышит, передает живым.

Как-то раз к Ванге обратилась женщина, сын которой был солдатом, и недавно погиб. Ванга поинтересовалась, как звали парня. «Марко», – сказала мать. Но Ванга возразила: «Он мне сказал, что его звали Марио». Действительно, дома родные называли юношу Марио. Погибший сын (через Вангу) сообщил матери, как произошла катастрофа, кто виновен в его смерти. Сказал, что смерть предупредила его за несколько дней до катастрофы, он почувствовал ее приближение. Потом спросил, почему мать не купила ему часы. Как оказалось, он потерял часы в казарме, и мать пообещала ему купить новые, но после смерти сына посчитала, что это уже ни к чему. Сын спросил, где его сестра, почему он ее не видит. Мать объяснила: сестра закончила институт и переехала жить в другой город.

Известен случай, когда к Ванге приехали убитые горем родители, у которых недавно погиб сын – его убило электрическим током. Родители винили себя в смерти сына: не нужно было отпускать мальчика с приятелями на дачу. Ванга вначале не хотела принимать этих людей, так как ребенок умер недавно, и контакт с ним мог закончиться для ясновидящей припадком. Но после дала согласие. В комнату вошли родители мальчика. Ванга сразу сильно побледнела и заговорила голосом погибшего ребенка (видно, в нее вселился дух покойного). Родители были в ужасе: они узнали голос своего сына. Мать, видимо, не поверив, что рядом дух ее сына, попросила Вангу описать, как выглядел мальчик. Ванга рассердилась и голосом ребенка сказала: «Я здесь, я тот, о ком вы спрашиваете, и чтобы все поверили, я расскажу, как вы меня проводили. Я в темно-серых брюках и сером свитере. Не удивляйтесь! Когда я уходил и спросил вас, вы оба разрешили мне уехать. Меня позвали, и никто не мог меня остановить. Со мной мой дядя и дедушка». Потом мальчик сказал, что ему нужно уходить, его зовут. Родители мальчика уехали, глубоко потрясенные от услышанного (К. Стоянова. Правда о Ванге).

Наверное, среди взрослого населения всей планеты не сыскать даже одного человека, который так или иначе не задумывался о смерти.

Ритуал по вызову демона дистанционно в домашних условиях. Продать душу Дьяволу за исполнение своих желаний. Пожизненная гарантия результата. Электронная почта для связи:

Нас сейчас не интересует мнение скептиков, подвергающих сомнению все, что они не пощупали своими руками и не видели собственными глазами. Нас интересует вопрос, что такое смерть?

Довольно часто приводящиеся социологами опросы показывают, что до 60 процентов респондентов уверены – загробная жизнь существует.

Чуть более 30 процентов опрошенных, занимают нейтральную позицию в отношении Царства мертвых, полагая, что скорее всего их ждет после смерти реинкарнация и возрождение в новом теле. Остальной десяток не верит ни в первое ни во второе, считая, что смерть - это конечный итог вообще всему. Если же Вас интересует, что происходит после смерти с теми, кто продал свою душу дьяволу и обрел на земле богатство, славу и почитание — рекомендуем обратиться к статье о . Такие люди обретают благополучие и уважение не только при жизни, но и после смерти: продавшие душу становятся могущественным демонами. Оставить заявку на продажу души, чтобы демонологи провели ритуал для Вас: dusha@сайт

На самом деле, это не абсолютные цифры, в одних странах люди охотнее верят в потусторонний мир, опираясь на прочитанные книги специалистов психиатрии, изучавших вопросы клинической смерти.

В других местах полагают, что жить надо на всю «катушку» здесь и сейчас, а что ожидает потом их мало беспокоит. Вероятно, разброс мнений лежит в области социологии и среды проживания, но это совсем иная проблема.

Из полученных в опросе данных ясно видится вывод, большинство жителей планеты верит в загробную жизнь. Это действительно волнующий вопрос, что ожидает нас в секунду смерти – последний выдох здесь, и новый вдох в Царстве мертвых?

Очень жаль, но полноценного ответа на такой вопрос нет ни у кого, разве что у Бога, но если признать в нашем уравнении существование Всевышнего за верность, то разумеется ответ один – Грядущий мир есть!

Рэймонд Моуди, жизнь после смерти существует.

Множество видных ученых в разное время задавались вопросом, смерть - это особое переходное состояние между жизнью здесь и перемещением в потусторонний мир? К примеру, такой известный ученый как , изобретатель даже пытался наладить связь с обитателями загробного мира. И это лишь один пример из тысяч подобных, когда люди искренне верят в жизнь после смерти.

Но если хоть что-то, что может дать нам уверенность в жизни после смерти, хоть какие-то признаки, говорящие о существовании загробного мира? Есть! Есть такие доказательства, уверяют исследователи вопроса и специалисты психиатрии, которые работали с людьми, пережившими клиническую смерть.

Как уверяет нас такой известный специалист вопроса «жизни после смерти» Рэймонд Моуди, американский психолог и врач из Портердэйл, штат Джорджия – загробная жизнь существует вне всяких сомнений.

Причем психолог имеет множество приверженцев из научной среды. Ну что же, давайте посмотрим, что за факты нам приводят в качестве доказательства фантастичной идеи существования загробной жизни?

Сразу оговорюсь, мы сейчас не затрагиваем вопрос реинкарнации, переселения души или ее возрождения в новом теле, это совсем иная тема и даст бог, а судьба позволит, мы это рассмотрим позже.

Так же замечу, увы, но несмотря на многолетние исследования и поездки по миру, ни Рэймонд Моуди, ни его последователи, не смогли разыскать хотя бы одного человека, который пожил в загробном мире, и вернулся оттуда с фактами на руках, — это не шутка, но необходимое примечание.

Все доказательства о существовании жизни после смерти основаны на рассказах людей испытавших клиническую смерть. Это так называемый последние пару десятков лет и набравший популярность термин «предсмертный опыт». Хотя уже в самом определении закралась ошибка – о каком предсмертном опыте может идти речь, если смерти по факту не наступило? Но хорошо, пусть будет так, как об этом говорит Р. Моуди.

Предсмертный опыт, путешествие в загробный мир.

Клиническая смерть по выводам множества исследователей этой области предстает как разведывательный путь в загробную жизнь. Как это выглядит? Врачи-реаниматологи спасают человеку жизнь, но в какой-то момент смерть оказывается сильнее. Человек умирает – опуская физиологические подробности отметим, время клинической смерти составляет от 3 до 6 минут.

Первая минута клинической смерти, реаниматолог проводит необходимые процедуры, а между тем душа умершего выходит из тела смотрит на все происходящее со стороны. Как правило, души людей на какое-то время перешедшие границу двух миров возлетают к потолку.

Далее испытавшие клиническую смерть видят разную картину: одних что-то мягко, но уверено увлекает в тоннель, нередко спиралевидную воронку, где они набирают сумасшедшую скорость.

При этом они чувствуют себя замечательно и свободно, четко осознавая, что впереди их ждет чудесная и прекрасная жизнь. Другие наоборот, напуганы картиной увиденного, их не затягивает в тоннель, они устремляются домой, к семье, видимо ища там защиты и спасения от чего-то не хорошего.

Вторая минута клинической смерти, физиологические процессы в организме человека замирают, но сказать, что это умерший человек еще нельзя. Кстати, во время «предсмертного опыта» или вылазки в загробную жизнь на разведку, время претерпевает заметные трансформации. Нет, ни каких парадоксов, но то время, что здесь занимает считанные минуты, в «там» растягивается до получаса а то и более.

Вот что рассказала молодая женщина, приобретшая предсмертный опыт: У меня появилось такое ощущение, что моя душа вышла из тела. Я видела врачей и себя лежащей на столе, но мне это не показалось чем-то страшным или пугающим. Я почувствовала приятную легкость, мое духовное тело излучало радость и впитывало покой и спокойствие.

Затем, я вышла за пределы операционной и очутилась в очень темном коридоре, на конце которого виднелся яркий белый свет. Не знаю как это получилось, но я летела по коридору в направлении света с огромной скоростью.

Это было состояние удивительной легкости, когда я достигла конца тоннеля и попала в объятия окружившего меня со всех сторон света….женщина вышла на свет, и оказалось, что рядом с ней стоит давно умершая мама.
Третья минута реаниматологов, пациент вырван у смерти….

«Дочка, тебе рано еще умирать», – сказала мне мама… После этих слов женщина провалилась в темноту и более ничего не помнит. Она пришла в сознание на третьи сутки и узнала, что приобрела опыт клинической смерти.

Все рассказы людей, переживших пограничное состояние между жизнью и смертью чрезвычайно похожи. С одной стороны, это дает нам право верить в загробную жизнь. Однако, сидящий внутри каждого из нас скептик нашептывает: как так, «женщина ощутила, как ее душа покидает тело», но при этом она все видела? Вот интересно, она ощущала или все же смотрела, согласитесь, это разные вещи.

Отношение к вопросу предсмертного опыта.

Я ни разу не скептик, и верю в потусторонний мир, но когда читаешь полную картину опроса клинической смерти от специалистов, не отрицающих возможность существования жизни после смерти, но смотрящих на это без вольности, то отношение к вопросу несколько меняется.

И первое что изумляет, так это сам «предсмертный опыт». В большинстве случаев такого события, не тех «нарезок» для книг, что мы так любим цитировать, а полный опрос людей переживших клиническую смерть, то видишь следующее:

Оказывается, в группу, подвергавшуюся опросу входят все пациенты. Все! Неважно чем человек болел, эпилепсия, впал в глубокую кому, и пр… это вообще может быть передозировка снотворных или тормозящих сознание препаратов – в подавляющем своем большинстве, для опроса достаточно заявить, что переживал клиническую смерть! Удивительно? А то, если врачи, фиксируя смерть делают это по отсутствию дыхания, кровообращения и рефлексов, то для участия в опросе это как бы не важно.

И еще странность, на которую мало обращают внимания когда психиатры описывают пограничные состояния человека близкие к смерти, хотя это и не скрывается. К примеру, тот же Моуди признается, что в обзоре есть множество случаев, когда человек видел/переживал полет через тоннель к свету и прочую атрибутику загробной жизни не имя никаких физиологических повреждений.

Это действительно из области паранормального, но психиатр сознается, что во многих случаях, когда человек «летел в загробную жизнь», его здоровью ничего не угрожало. То есть, видения полета в Царство мертвых, как и предсмертный опыт, человек приобретал не будучи в предсмертном состоянии. Согласитесь, это меняет отношение к теории .

Ученые, несколько слов о предсмертном опыте.

По уверению специалистов, вышеописанные картины «полета на тот свет» приобретаются человеком до наступления клинической смерти, но не как после нее. Выше упоминалось, что критические повреждения организма и невозможность сердца обеспечить жизненный цикл разрушают мозг спустя 3-6 минут (не будем обсуждать последствия критического времени).

Это убеждает нас в том, что перейдя смертную секунду, умерший не имеет возможности или способа что-либо чувствовать. Все ранее описанные состояния человек испытывает не во время клинической смерти, а во время агонии, когда кислород еще разносится кровью.

Почему картины, пережитые и рассказанные людьми заглянувшими «по ту сторону» жизни очень похожи? Это вполне объясняется тем, что во время предсмертной агонии, на работу мозга любого человека, переживающего это состояние, влияют одни и те же факторы.

В такие минуты сердце работает с большими перебоями, мозг начинает испытывать голодание, дополняют картину скачки внутричерепного давления, и прочее на уровне физиологии, но без примеси потустороннего.

Видение темного тоннеля и полеты на тот свет с огромной скоростью так же находят научное обоснование, и подтачивают нашу веру в жизнь после смерти, — хотя как мне кажется, это лишь ломает картинку «предсмертного опыта». Из-за сильнейшего кислородного голодания, может проявить себя так называемое тоннельное зрение, когда мозг не может правильно обработать сигналы идущие с периферии сетчатки глаз, и принимает/обрабатывает лишь сигналы полученные с центра.

Человек же в этот момент наблюдает эффекты «полета сквозь тоннель к свету». Достаточно хорошо усиливают галлюцинации бестеневая лампа и врачи, стоящие с двух сторон стола и в голове, – имевшие подобный опыт знают, зрение начинает «плыть» еще до наркоза.

Ощущение души покидающей тело, видение врачей и себя как бы со стороны, наконец-то приходящее облегчение от боли – на самом деле это действие медицинских препаратов и сбой в работе вестибулярного аппарата. Когда же наступает клиническая смерть, то в эти минуты человек ничего не видит и не чувствует.

Так, к слову говоря, высокий процент людей принимавших тот же ЛСД сознавался, что в эти моменты они приобретали «опыт» и ходили в другие миры. Но не считать же это открытием портала в другие миры?

В заключение, я бы хотел отметить, что цифры опроса, приведенные в самом начале, это лишь отображение нашей веры в жизнь после смерти, и не могут служить доказательством жизни в Царстве мертвых. Статистика официальных медицинских программ выглядит совсем иначе, и может даже у оптимистов отбить веру в загробный мир.

На самом деле, у нас крайне мало тех случае, когда люди действительно пережившие клиническую смерть, могли вообще хоть что-нибудь рассказать о своих видениях и встречах. Причём это не те 10-15 процентов о которых говорят, это всего лишь около 5%. Среди которых находятся люди, перенесшие смерть мозга – увы, но им даже психиатр владеющий гипнозом не сможет помочь что-либо вспомнить.

Другая часть выглядит гораздо лучше, хотя конечно о полном восстановлении речи нет, и достаточно трудно понять, где у них собственные воспоминания, а где возникшие после бесед с психиатром.

Но в одном вдохновители идеи «жизни после смерти» правы, клинический опыт действительно сильно меняет жизнь людей переживших это событие. Как правило, это долгий период реабилитации и восстановления здоровья. В некоторых историях рассказывают, что люди пережившие пограничное состояние и вдруг открывают в себе ранее не виданные таланты. Якобы общение с ангелами встречающими умерших на том свете, кардинально меняют мировоззрение человека.

Другие наоборот, пускаются в такие тяжкие грехи, что начинаешь подозревать либо писавших в искажении фактов и умолчавших об этом, либо…либо некоторые провались в преисподнюю, и поняли, что ничего хорошего их в загробной жизни не ждет, вот и надо здесь и теперь «накуриться» перед смертью.

И все же она существует!

Как сказал идейный вдохновитель биоцентризма профессор Роберт Ланц, из медицинской школы Университета Северной Каролины, человек верит в смерть потому что его этому учат. Основа этого учения лежит на основах философии жизни – узнай мы наверняка, что в Грядущем мире жизнь обустроена счастливо, без боли и страданий, то зачем нам ценить эту жизнь? Но это же говорит нам о том, что потусторонний мир существует, смерть здесь – это рождение в Том мире!