Для чего был ниспослан Коран? Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду (ﷺ) Какая сура была ниспослана первой.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до своего пророчества уединялся в пещере Хира, которая находилась близ города Мекки. Там он размышлял о Величии Аллаха.

В ночь на понедельник месяца Рамадан 610 года н.э., находясь в пещере, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всем сердцем предался Аллаху и в это время по приказу Аллаха к Нему пришел один из главных Ангелов, Джабраиль, и сказал Ему: «Читай» . Ангел повторил это три раза. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у Него: «Что читать мне?» . В ответ Ангел Джабраиль передал Ему пять аятов. Таким образом, было дано нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) первое откровение. Это было началом ниспослания Священного Корана.

Первое откровение Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил в возрасте 40 лет. Первые аяты, которые были переданы Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) аяты из суры Аль-Аляк:

إِقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِى خَلَقَ خَلَقَ اْلاِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ

إِقْرَأْ وَرَبُّكَ اْلاَكْرَمُ الَّذِى عَلَّمَ بِالْقَلَم

عَلَّمَ اْلاِنْسَانَ مَالَمْ يَعْلَمْ

Значение : «Читай, о Мухаммад, с Именем Господа Твоего, Создателя всего сущего. Он сотворил человека из сгустка (крови). Читай: ведь Твой Господь – Щедрейший. Он – Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера). Научил человека тому, чего тот не знал»(96 /1-5)

Из полученных откровений стало известно, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является последним Посланником Аллаха. Коран ниспосылался аятами, иногда целыми сурами. Всего Коран был ниспослан за 23 года,на арабском языке и дошел до наших дней по самым достоверным каналам.В основном аяты ниспосылались в связи с каким-нибудь событием или возникновением какого-либо вопроса. Эти события и вопросы называют «сабабу нузуль» , что означает «причина ниспослания» .

По времени ниспослания Суры делятся на мекканские (610-622гг, 86 Сур) и мединские (622-632гг, 28 сур), которые в большинстве своем длиннее мекканских. В мекканский период, который длился 13 лет, были ниспосланы аяты, имеющие отношение к вопросам вероубеждения и нравственности. Содержание аятов было направлено на борьбу с многобожием. Но надо отметить, что в этот период больше всего было ниспосланы суры, в которых повествуются истории из жизни пророков. Аяты, ниспосланные в это время, составляют одну третью часть Корана. В 622 году милади (христианская летосчисление) произошла хиджра, когда Всевышний Аллах разрешил мусульманам покинуть Мекку и переехать в Медину. И именно здесь было ниспослано больше аятов связанных с религиозными предписаниями и юридическими вопросами. С одной стороны, многие аяты касались вопросов ибадата, джихада, семейно-правовых проблем, наследства, а с другой стороны рассматривались положения уголовно-процессуального кодекса, наказаний за различные проступки, муамалата и международного права. Это объясняется тем, что в Медине зародилось исламское государство, и теперь появились возможности для практического претворения Божьих законов.

Последним аятом ниспосланным нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) был аят из суры Аль-Бакара:

وَتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللهِ ثُمَّ تُوَفَّىكُلُّ نَفْسٍ

مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

Значение : «Страшитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздастся по заслугам его. И никто не будет обижен» (2/281)

Коран содержит 114 Сур (глав), а Суры состоят из аятов (предложений). Самые короткие Суры содержат по три аята, а самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») - 286 аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие и емкие формулировки основ вероубеждения и кончается сурой «Нас».Текст Корана для удобства делится также на 30 джузов (частей).

Коран – это чудо, подобного которому невозможно создать. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не было ни одного пророка, которому – чтобы люди поверили в него – не давалась бы способность к совершению чуда. Самое большое чудо, данное мне, это ниспосланный Аллахом Коран. Поэтому надеюсь, что в Судный день я буду таким пророком, у которого больше всего будет последователей» (Бухари, Фазаилуль Куран, 1; Муслим, Иман, 70).

Всемогущий Аллах подчеркивает, что все, кто отрицает истину, не смогут создать не только десять сур, даже одну суру (См. суру Худ, 11/13; аль-Бакара, 2/23; Юнус, 10/38). Хотя вызов создать что-либо, аналогичное Божественным откровениям, был брошен 15 столетий назад, и по сей день не нашелся никто, кто бы ответил на него.

Удивительные свойства Корана

1. Коран обладает несравненным слогом и высотой красноречия. Аяты Корана читаются так плавно, что этому нет ничего подобного в арабском языке. Слог Корана порой читается на такой высокой, в тоже время, жесткой ноте, что мороз по коже пробегает. Примером служит следующий аят:

«Люди! Перед Господом своим испытывайте страх благоговейный! Ведь сотрясение (земли) с приходом Часа Великое событие (Вселенной). В тот День, как вы увидите его, каждая мать, кормящая младенца, забудет про него, а каждая беременная сложит свою ношу; и ты увидишь пьяными людей, хотя они пьяны не будут, а это (будет оттого), что наказание Аллаха будет страшным» (Сура Хадж, 22/1-2).

2. Смысл Корана всегда остается неизменным. Его невозможно изменить, внести какие-либо дополнения или же поправки. Всевышний Аллах Сам охраняет Свое слово.

«Поистине, величественна эта Книга! И ложь не может подступиться к ней ни спереди, ни сзади. Ведь таково послание Того, Кто мудр и достоин всех хвалеб» (Сура Фуссилат, 41/41-42).

«Мы, истинно, послали Книгу (как руководство людям) и будем, истинно, блюсти ее сохранность» (Сура аль-Хиджр, 15/9).

3. В Коране содержатся правдивые сообщения о народах, издавна населявших нашу планету. В частности, сообщается о племенах Ад и Самуд; о народах пророка Лута, Нуха и Ибрахима (алейхиссаллям). Также повествуется о Мусе и Фараоне, о хазрате Марьям и рождении Пророков Исы и Яхьи. Тот факт, что в ниспосланной Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) – который не умел ни читать, ни писать – книге содержатся достоверные исторические сведения глубокой древности, еще раз доказывает Божественное происхождение Корана.

Объективно проведенные археологические и палеонтологические исследования будут способствовать все новым и новым открытиям.

4. В Коране содержатся сведения о будущих событиях и будущих открытиях. Например, сообщается о освобождение Мекке, о том, что в будущем Ислам станет мировой религией, превосходящей другие. И все это действительно стало явью. Ярким свидетельством этому является следующая история.

В сражении, произошедшей в 614 году между Византией (исповедовавшей христианскую веру) и Ираном (ее поданные были огнепоклонниками), византийцы потерпели поражение. Разумеется, мусульмане сильно огорчились поражением «Ахлю китаб» (людей Писания), тогда как мекканские язычники ликовали от радости, говоря: «Как иранцы победили византийцев, так и мы победим мусульман». В ответ на это Аллах ниспослал следующий аят:

«Побеждены восточные римляне на близлежащих землях (к вам). Но за победою над ними (вновь) победить им (предстоит)» (Сура ар-Рум, 30/2-3).

Действительно, в 622 году византийцы нанесли сокрушительное поражение персам.

5. В Коране уделено большое внимание прогрессивной науке. Сообщения о научных открытиях (ныне открытых и которые человечеству еще предстоит открыть) были предоставлены вниманию людей еще 15 столетий назад. Этому можно привести следующие примеры из Корана:

А) Основой жизни является вода. В аяте Корана сообщается: «И извели из животворной влаги всяко живое существо?» (Сура аль-Анбия, 21/30).

Благодаря этому аяту, вопрос об основе жизни всего сущего был решен. Данный аят можно понять по-разному: «Что все живое было сотворено вместе с водой» и «источником всего живого является вода». Что примечательно, оба понятия вполне соответствуют прогрессивной научной мысли. Всем известна аксиома, что источником жизни является вода и основу клеток всякого живого существа составляет вода. Без воды нет никакой жизни. Когда задают вопрос о том, есть ли жизнь на какой-либо планете, первая мысль, которая приходит в голову: «Есть ли там вода?»

Б) Аллах все сотворил парами. Это касается людей, животного и растительного мира. Современная наука давно доказала, что все растения имеют как мужские, так и женские клетки. В Коране об этом говорится следующее:

«И парами взрастил плоды по двое» (Сура ар-Рад, 13/3).

В других аятах сообщается:

«Мы в паре сотворили всякую вещь, быть может, вам над этим стоит поразмыслить!» (Сура аз-Зарият, 51/49).

«Хвала Тому, Кто в парах создал все, что жизнь на земле рождает!» (Сура Ясин, 36/36).

Из последнего аята становится ясно, что Аллах сотворил парами и неживые существа. На эту мысль наталкивает и разные полюса на магните, строение атома, наличие положительной и отрицательной энергий.

Не менее поразительна картина размножения растений путем опыления. Это открытие, сделанное сравнительно недавно, Коран сообщил еще 15 веков назад. На это указывает следующий аят:

«Мы ветры плодотворные вам шлем» (Сура аль Хиджр, 15/22).

В) Одна из распространенной теории сотворения Вселенной заключается в том, что ученые считают, что земля и другие планеты когда-то отделились от Солнца. Однако в Коране об этом сообщается следующее:

«Ужель неверные не видят, что небо и земля единой массой были, которую Мы рассекли на части» (Сура аль-Анбия, 21/30).

В суре «Ясин» повествуется о движении Солнца:

«И солнце завершает путь за срок, определенный для него» (Сура Ясин, 36/38).

В данном аяте поясняется, что движение солнца происходит по своей, строго определенной орбите. Солнце движется вместе с другими планетами к своему определенному месту или же перемещается, подчиняясь особым временным законам Вселенной. Такой вывод можно сделать из смысла слова «мустакар», приведенного в этом аяте.

6. В Коране рассмотрены и обобщены основные черты проблематичных вопросов, касающихся повседневной жизни людей. А также те, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности. Разработаны положения, относящиеся к поступкам и ибадатам, вопросы справедливости, добродетели и нравственности, юридические и экономические вопросы, вопросы семьи и прав женщины. То есть, Коран вбирает в себя все принципы, имеющие большое значение для нормальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Кроме того, в Коране определены формы и условия практического использования сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

А мнение, согласно которому Священный Коран содержит лишь заимствования из писаний более ранних, особенно из Торы и из Евангелий, следует рассматривать в свете существующих факторов. Разумеется, религиозная тематика Корана и этих книг в значительной мере совпадает; фактором является и то, что речь в нем идет о тех же Пророках, о которых говорится в Библии, - но утверждать на основании этого, что Коран попросту заимствует из более ранних писаний, было бы в корне неверно. Взять для начала хотя бы то, как представлена в Священном Коране сама сущность, сами основы религии ни Ветхому, ни Новому Завету, ни иной какой-либо другой книге не удается приблизиться к тем великим и благородным истинам, что явлены в Священном Коране. Далее, вспомним, как поведаны истории Пророков в Библии и как рассказаны они в Священном Коране: он явно стремится исправить ошибки её - точно так же, как и в случае с основными постулатами религиозного учения. В Библии многие Пророки Всевышнего представлены людьми, что повинны в самых ужасных грехах: она рассказывает, как Авраам (Ибрахим) лжет и как изгоняет он Агарь (Хадиджу) и сына её, как Лот (Лут) всупает в кровосмесительную связь со своими дочерьми, как Аарон (Харун) создает тельца для поклонения и ведет к нему народ Израиля, дабы воздал тот ему почести, как Давид (Дауд) прелюбодействует с женой Урии, как Соломон (Сулейман) поклоняется идолам; Священный Коран не принимает ни одного из этих утверждений, со всею категоричностью отрицает в нем большая часть их, доброе имя Пророков восстанавливается, а память их очищается от возведенной клеветы. Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) не умевший писать и читать удалось по воле Аллаха исправить те ошибки, из-за которых позороное пятно лежало на репутации выполнявших пророческую миссию.

Всевышний ниспослал Священный Коран в качестве назидания и путеводной звезды всем людям в этом мире. Праведный путь, который знаменуется успехом как в этой жизни, так и в Судный день, основан на вере в Единого Господа.

В Коране верующие могут найти основополагающие правила и принципы, которым должна соответствовать их жизнь для постижения довольства Создателя. При этом, ниспосылая людям новые аяты Священного Писания, Аллах руководствовался исключительно собственной волей и не был ограничен какими-либо рамками.

Нам недоступны подлинные причины ниспослания большого количества аятов. Однако есть и те, у которых известны обстоятельства, предшествовавшие ниспосланию, причём в ряде случаев они указаны в самой Книге.

В коранических науках есть специальный термин, который характеризует причины ниспослания - «сабаб (во множественном числе «асбаб») ун-нузул». Буквально это выражение так и переводится - «причина ниспослания». Но под словом «нузул» часто понимается также само Откровение Всевышнего - Священный Коран. В целом же причиной ниспослания служит какой-то вопрос, историческое событие, которое обусловило появление аята или целой суры.

Причины ниспослания имеются только у тех аятов, которые были непосредственно связаны с теми или иными событиями в период жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.). Именно поэтому мы не знаем подлинных причин появления аятов, в которых рассказывается о жизни предыдущих пророков и посланников Аллаха. Это же касается, например, суры «Слон», в которой повествуется о том, какое наказание Всевышний наслал на войско эфиопского правителя. Приход его армии на слонах к Мекке не являлся причиной ниспослания 105-й суры Священного Корана, а служил лишь в качестве назидания:

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» (105:1-5)

Часть информации можно найти в хадисах Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), а также разнообразных исторических источниках, в которых приводятся рассказы сподвижников Пророка (с.г.в.). Знание таких причин позволяет мусульманам лучше понять подлинный смысл коранического текста, что, в конечном счёте, служит укреплению веры и усилению богобоязненности человека. Кроме того, это важно для приведения аргументов против возможных нападок на религию, которые периодически происходят со стороны самых разных сил.

В контексте изучения причин ниспослания большую роль играет принцип достоверности передатчиков сведений о том или ином событии. Он покоится на двух базовых правилах:

1) цепочка передатчиков (иснад) должна вести к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) или к одному из сахабов;

2) имеется, как минимум, два правдивых свидетельства о том, почему был ниспослан аят либо сура.

Приведём некоторые примеры причин ниспослания.

1. Историческое событие

Посланник Всевышнего (с.г.в.) созвал своих соплеменников из Мекки после того, как был ниспослан аят из суры «Поэты», в котором говорится:

«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214)

Он обратился к ним и спросил: «Если бы я сейчас сказал вам, что на другом склоне этого холма находятся враги, готовящиеся напасть на вас, вы бы поверили мне?» Люди ответили, что, безусловно, поверили бы, так как Мухаммад (с.г.в.) до начала своей пророческой миссии пользовался уважением едва ли не у всех мекканцев за свою честность. После этого Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) заявил, что все люди находятся перед угрозой серьёзного наказания, если они не перестанут творить бесчинства и не уверуют в единство Творца. После этого Абу Ляхаб начал произносить проклятия на Пророка (с.г.в.), не веря его словам. Вслед за этим была ниспослана сура :

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул. Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрёл. Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у неё будет плетёная верёвка из пальмовых волокон» (111:1-5)

2. Вопрос

Как-то раз к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) обратилась женщина, которая пожаловалась на своего мужа, не хотевшего вступать с ней в близость из-за её возраста. В качестве оправдания он заявил, что женщина годится ему в матери. После этого Создателем были ниспосланы первые два аята суры :

«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий. Те из вас, которые объявляют своих жён запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жёны - не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий» (58:1-2).

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь (сура «аш-Шура», «Совет», аят 52).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил Коран в два этапа. Священное писание было ниспослано человечеству в качестве милости и руководства. В ночь, называемую «Ночью предопределения» в месяц Рамадан Коран был ниспослан на нижнее небо. Затем оттуда он ниспосылался малыми частями самому Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Откровение передавалось через ангела Джабраила, мир ему. Когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было около сорока лет, он стал проводить много времени в размышлениях. Согласно одному из сообщений, переданных от Аиши, да будет доволен ею Аллах, любовь к уединению ему была дарована вследствие хороших ярких снов, которые ему снились. Он уединялся в пещере Хира для богослужения Единому Богу, для размышлений о жизни, Вселенной и своем месте в них.

В одну из ночей Рамадана к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, спустился ангел Джабраил, мир ему, и сказал: «Читай!». Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я не умею читать». Затем ангел сжал его так сильно, что перехватило дыхание Мухаммада, и снова повторил приказ. Мухаммад снова ответил, что не умеет читать. Ангел Джабраил, мир ему, трижды сжал ему грудь, и каждый раз Мухаммад отвечал, что не умеет читать. Затем Джабраил, мир ему, процитировал ему первые аяты суры «аль Аляк» («Сгусток крови»):

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал». (аяты 1-5).

После первого откровения Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, которое было для него достаточно пугающим, прошло некоторое время, пока снова не появился ангел Джабраил, мир ему. Когда он явился Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во второй раз, это произошло во время одиночной прогулки Мухаммада. Он услышал голос с неба, а когда он посмотрел вверх, он увидел ангела, сидящего на троне между небом и землей. Мухаммад был испуган и прибежав домой, просил домочадцев накрыть его одеялом. В это время к нему снизошло второе откровение:

«О завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись!» (сура «аль Мудассир», «Завернувшийся», аяты 1-5).

Коран ниспосылался частями в течение следующих 23 лет, и лишь незадолго до смерти пророка прекратилось его ниспослание. Тому может быть несколько причин. Некоторые утверждают, что ниспослание частями обусловлено намерением постоянной поддержки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и по мере возникновения тех или иных вопросов.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Он ответил: «Иногда они приходят как звон колокольчика, и это самое тяжелое для меня, и когда оно завершается, то я понимаю, что мне сказано. Иногда ангел приходит в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я видела его, когда ниспосылалось откровение в очень холодный день. И когда оно завершалось, с его лба лился пот» (Бухари, Муслим, Малик).

Запоминание и заучивание Корана с первых лет Ислама считалось очень важным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил своих сподвижников заучивать Коран и принимать различные меры, чтобы откровение сохранялось в их памяти. Согласно свидетельству Ибн Исхака, одного их первых авторов жизнеописания Пророка,Абдуллах ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, был одним из первых, кто публично читал Коран. Один из ближайших сподвижников Пророка, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, также читал Коран за пределами своего дома в Мекке.

Коран заучивался сподвижниками Пророка, да будет доволен ими Аллах, и эта традиция продолжается по сей день. И хотя арабы тех времен в большинстве были безграмотными, они хорошо осознавали значимость печатного слова. Сохранение Корана было первостепенной задачей, поэтому надежные и грамотные люди из числа последователей Ислама и заучивали, и записывали божественное писание. Среди них – имя Заида ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, который письменно сохранил Коран для всего человечества.

Письменные материалы были малодоступны, поэтому в первые дни Коран записывался на шкурах животных, тонких легких цветных камнях, костях и даже на коре. Сподвижники записывали Коран под руководством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который слушал то, что они записывают, чтобы удостовериться, что в тексте не совершено ошибок. Коран не ниспосылался в том порядке, в котором был записан, однако ангел Джабраил, мир ему, говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в какой последовательности нужно собрать священное писание, чтобы получился единый, последовательный, боговдохновенный текст.

Но окончательное собрание Корана воедино произошло только после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Поводом к тому стало то, что в битве в Йамаме против лжепророка Мусайлимы погибло около 70 хафизов. Сподвижники обеспокоились, что могут «потерять» Коран по причине постоянного уменьшения числа знатоков, и перед ними встала необходимость письменно сохранить его.

Эта ответственная миссия была поручена Заиду ибн Сабиту. Абу Бакр объявил о начале собрания Корана всей Медине и призвал жителей, имеющих письменные записи Корана сдать их в мечеть Заиду. За записями следил Умар, да будет доволен им Аллах, который знал, какие из них были проверены Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Свидетельством подлинности являлись две одинаковые записи аятов. И они затем сравнивались с третьим – знанием Заида ибн Сабита, который был одним из лучшиз хафизов своего времени.

Так, совместными усилиями лучших из мусульман Коран был собран в единый текст (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хафсы, да будет доволен ею Аллах, вплоть до правления третьего халифа Османа, да будет доволен им Аллах.

В период его правления возникли разногласия относительно правильного чтения Священной книги. Тогда Осман, да будет доволен им Аллах, собрал комиссию из лучших знатоков Корана, председателем которой был Заид ибн Сабит. Они размножили экземпляр Корана, собранный во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и разослали его по всем основным центрам Халифата.

Сура «Аль-Фатиха» является первой сурой Священного Корана. Её название в переводе с арабского означает «Открывающая Книгу», так как она является не только первой по порядку расположения в Коране, но и первой сурой , ниспосланной целиком.

«Аль-Фатиха», состоящая из семи аятов, была ниспослана в мекканский период жизни Посланника Всевышнего (с.г.в.). Об этом повествуется в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), передаваемом со слов Ибн Аббаса: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, рядом с ним находился ангел Джабраил. Вдруг он услышал скрип над головой, после чего Джабраил посмотрел на небеса и произнёс: «Это открылись ворота на небе, которые до этого никогда не открывались». Через них к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) спустился и сказал: «Возрадуйся же двум светочам, которые дарованы тебе, но не были дарованы никому из предыдущих Пророков. Это сура «Аль-Фатиха» и последние аяты суры «Аль-Бакара». Всё, что ты прочтёшь в них, будет непременно тебе даровано» (Муслим, Насаи).

Развернуть описание суры

Несмотря на, казалось бы, небольшой объём, сура «Аль-Фатиха» несёт в себе большой смысл и имеет огромную значимость в жизни людей, и никакой другой аят ни одной из Книг Творца не сможет с нею сравниться. Божий Посланник (с.г.в.) однажды произнёс: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Псалтыре), ни в Фуркане (Коране) ничего подобного суре «Аль-Фатиха» (Тирмизи, Ахмад).

Каждый мусульманин ежедневно как минимум 15 раз читает суру «Аль-Фатиха», так как её чтение является необходимым в каждом ракаате . Пророк Мухаммад (с.г.в.) учил: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Писания, то его молитва является несовершенной» (Муслим).

Во время чтения данной суры верующий вступает в диалог с Господом, о чём повествуется в следующем хадисе: «Великий Аллах сказал: «Я поделил намаз на две части между Мной и Моим рабом, который получит то, что он просит. Когда раб произносит слова «Хвала Аллаху, Господу миров», Творец отвечает: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда верующий произносит: «Милостивому и Милосердному», то Господь отвечает: «Мой раб восхвалил Меня». Когда человек произносит: «Властелину Судного дня», то Всевышний отвечает: «Мой раб восславил Меня». Когда молящийся произносит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», то Творец отвечает: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что он просит». Когда же верующий произносит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев и заблудших», то Аллах отвечает: «Это - для Моего раба, и он получит то, что он просит» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи).

Суть божественного откровения

Наука о Коране включает много различных и важных наук, в частности, откровение и его ниспослание. Тот, кто не верит в откровение, не может уверовать и в ниспослание Корана, так как Коран является одним из видов откровения, которые были переданы Пророку Мухаммаду ﷺ посредством ангела Джибриля (мир ему). Из истории Ислама известно, что первое откровение Пророку Мухаммаду ﷺ пришло в сорок лет, и это началось с вещего сна. Затем Ему была внушена любовь к уединению. Он стал часто уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху в течение многих ночей.

Значения слова «вахью» (وحي )

Лексическое значение глагола «ваха» (وحي ), масдаром (отглагольным именем) которого является слово «вахью » – указать, рассказать тайно, повелевать, подчинять, писать другому, отправлять.

В Коране это слово приходит в разных значениях:

- внушение;

В Коране сказано:

وأوحينا إلى أم موسى أن أرضعيه

(смысл): «И внушили Мы в сердце матери Мусы кормить грудью своего сына » (сура «Аль-Касас»: 7).

- наущение шайтана;

В Коране сказано:

وإن الشياطين ليوحون إلى أولياهم ليجادلوكم

(смысл): «Поистине, шайтан наущает своих последователей (язычников) препираться с вами, приводя ложные доводы » (Сура «аль-Анʻам, 121).

А что касается шариатского определения термина «вахью» (откровение), то это обучение Аллахом своего избранного раба (пророка, посланника) различным знаниям, которые Он пожелал раскрыть ему тайно.

Как ниспосылалось самое первое откровение

В хадисе сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ началось с вещего сна. Он видел во сне сияние, подобное утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере Хира. Там он занимался поклонением Аллаху в течение многих ночей. Потом он возвращался к Хадидже и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не пришло откровение, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел:

Читай!

На что он ответил:

«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай !” - и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал :

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший…

А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев и выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. К тому времени он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника! ” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь? ” - и Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!

Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня? ” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу! ” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Бухари)

Возобновление откровения

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывая о периоде временного прекращения откровений, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

بينما أنا أمشى سمعت صوتا من السماء فرفعت بصري فإذا الملك الذى جاء في حراء جالس على كرسي بين السماء والارض ، فرعبت منه فرجعت ، فقلت : زملوني زملوني ، فأنزل الله تعالى عز وجلّ : (يأيها المدثر ، قم فأنظر) الى قوله تعالى والرجز فاهجر) . فحمي الوحي وتواتر )

«Однажды я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел того самого ангела, явившегося ко мне в пещеру Хира, который на этот раз сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня! " – после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: "О завернувшийся! Встань и увещевай… ". А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим».

Насир Сулейманов

Преподаватель «ДТИ» имени Саида Афанди