Как правильно держать руки в намазе. О положение рук в намазе

Известны расхождения факихов относительно этого вопроса. При этом каждый мазхаб выдвигает свои доводы, основывается на своих доказательствах из Сунны.

Что же касается учёных ханафитского мазхаба, то они в своём иджтихаде опираются на следующие далили: в знаменитом «Матне Аль-Кудури» имама Абу Хусейна аль-Багдади аль-Кудури (да смилуется над ним Аллах) говорится: «И кладёт совершающий намаз правую руку на левую, располагая их при этом ниже пупка (тахта сурра) ».

Далиль, который здесь приводят для обоснования того, что руки следует располагать ниже пупка, – хадис имама Али ибн Абу Талиба, который произнёс: «Из Сунны Пророка (мир ему и благословение) – класть правую руку на левую и располагать их ниже пупка».

Есть ещё один достоверный хадис, приводимый Абу Шейбой (да смилуется над ним Аллах), который сказал: «Передал Вакия от Мусы ибн Умайр, от Алькамы ибн Ваиля ибн Хаджара, от отца его, который сказал: "Видел я, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) клал во время намаза правую руку на левую и располагал их под пупком"».

Комментатор к «Аль-Кудури» сказал: «Это хадис "сахих" (достоверный)». Отметим, что расположение рук под пупком во время стояния – также мазхаб имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Имам ибн Кудама аль-Ханбали (умер в 573 г. по Хиджре) (да смилуется над ним Аллах) говорил в книге «Умдат аль-Фикх»: «Он поднимает свои руки во время такбира на уровень груди либо на уровень ушей, а затем складывает их под пупком».

Имам аль-Хадджави аль-Ханбали (умер в 968 г. по Хиджре) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Зад аль-Мустакни»: «Он кладёт свою правую руку на левую под пупком ».

Также это было мнением Суфьяна ас-Саври, Исхака ибн Рахавейха, Абу Исхака аль-Марузи.

Алькама ибн Вайль ибн Хаджар передаёт со слов своего отца Вайля ибн Хаджара, что он рассказал: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда он клал правую руку на левую под пупком» («Мусаннаф ибн Аби Шейба», том 1, стр. 390; «Тухфатуль Ахвази», том 1, стр. 214; «Асар Ас-сунан», том 1, стр. 69).

Хаджадж ибн Хасан (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, что он спросил Абу Миджлиза, где надо укладывать руки. Тот ответил: «Надо класть ладонь правой руки на ладонь левой, и обе руки надо складывать под пупком» («Мусанниф ибн Аби Шейба», том 1, стр. 390; «Тухватуль Азави», том 1, стр. 214; «Анас Ас-суннан», том 1, стр. 69).

То, что у ханафитов и ханбалитов положение рук ниже пупка во время намаза является сунной, – общеизвестный факт, и он излагается в книгах по фикху. Обратитесь, например, к труду по четырём мазхабам доктора, профессора Вахба Зухайли, где он, описывая суннаты намаза всех четырёх мазхабов, пишет: «Согласно ханафитам и ханбалитам, человек, читающий намаз, держит обе руки под пупком. Потому что согласно риваяту Али сказал: "Является суннатом класть правую руку поверх левой под пупком". Под этим подразумевается суннат Пророка (мир ему и благословение) ».

3. ПОЛОЖЕНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ НАМАЗА

После открывающего такбира следует опустить руки вниз. И в этом вопросе ученые перестарались, каждый защищает свою позу – с сожалением хочется отметить, что ни один так называемый великий ученый так и не догадался, что от положения рук и ног во время намаза ничего не зависит. Многие ученые забывают, что в первую очередь спрос будет за искренность и смиренность в намазе, а не за то, куда он положил руки - выше пупка или ниже. Несмотря на то, что не существует ни одного прямого хадиса от самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха) с указанием где именно держать руки во время намаза, ученые фанатично до сих пор спорят на эту тему и не могут придти к единому мнению, распространяя фитну среди мусульман, приводящий их к разделению и вражде, вместо объединения их всех в единую умму. Тут уместно будет привести народную мудрость, гласящий как: «Каждая лягушка хвалит своё болото ». На самом деле есть только хадисы от разных сподвижников, которые видели, как и в каком положений держал свои руки Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи в разные промежутки времени. Несмотря на отсутствие прямого хадиса где держать свои руки во время намаза, есть только один достоверный хадис, указывающий где именно нельзя держать свои руки во время намаза:

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил класть руки на талию во время намаза » (Бухари, Муслим). Аль-Бухари также передал хадис со слов Аиши: «Так поступают иудеи ». Из дошедших до нас статуэток языческих богов видно, что они держат свои руки не только на своих талиях, но и на уровне груди. Мусульманам запрещено уподобляться неверующим в любых вопросах, и этим объясняется причина данного предписания. По мнению некоторых, класть руки на талию во время намаза запрещено потому, что так поступает сатана, или потому, что иблис был низвергнут из Рая с руками, сложенными на талии, или потому, что так поступают высокомерные люди. Однако все это - всего лишь предположения, а истину знает лишь один Аллах.

Из дошедших до нас хадисов, где говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время намаза держал свои руки ниже или выше пупка, на уровне груди или вдоль своего тела опущенными вниз, иногда опущенными вдоль тела, видно, что все эти положения рук дозволены в намазе и вы можете на свое усмотрение принять любую из этих положении. Запрещается только класть руки на талию. Я только не понимаю тех ученых, которые приказывают держать свои руки рядом с самым грязным местом - половыми органами, сильно опустив свои руки ниже пупка. Самым оптимальным положением во время намаза является положение «смирно», когда ноги чуть раздвинуты для сохранения равновесия, а руки опущены вниз вдоль тела. Все ученые почему-то единогласны и молчат, когда молящийся после поясного поклона, выпрямившись, держит свои руки вдоль своего тела, а не ниже пупка или на уровне груди как во время чтения Корана. А вот когда во время намаза держат свои руки вдоль тела опущенными, многие из них придираются к такому положению рук, утверждая, что это не по Сунне. Поэтому, к тем, кто привык буквоедству своего мазхаба, рекомендую держать свои руки в «районе пупка» - чуть выше или чуть ниже. А к тем, кому их живот мешает, им можно держать свои руки над животом на уровне груди. При этом правая кисть возлагается на левую – на запястье или на самом кисте, как будет вам удобно, все это никакой роли не играет в намазе. Но в то же время вы обязаны учесть, что так поступали иудей и византийские первосвященники, возлагающие в молитве свои правые руки на левые. А из Сунны известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через некоторое время, после проживания в Медине, запретил следовать за людьми Писания и брать от них дела. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха"и не складывали руки, а опускали их. Также поступал имам Малик, также поступают шииты. Когда же один из учёных-шафи’итов попытался сказать о нежелательности этого, ему был дан ответ, что сам Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умм» сказал, что ничего страшного нет, если кто-то не будет возлагать руку на руку в молитве. Тут нельзя не вспомнить другие слова Имама аш-Шафи’и, сказавшего, что цель держания правой руки на левой – это их успокоение от движения, и если человек не поигрывает ими во время держания опущенными, то нет необходимости возложения их. Также вспомните пожалуйста те хадисы, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил намазу других, где нет ни одного слова о положений рук и ног в намазе. Самое главное в намазе – это смиренность и богобоязненность человека, а не положение ваших рук и ног. Во время коллективных намазов постарайтесь своими руками и ногами не мешать рядом стоящим людям. Стойте именно в той самой комфортной вам позе, а не в той, что навязывается вам в книгах. Но все таки предвижу спорщиков, которые не признают позу в намазе, когда руки находятся вдоль тела опущенными. Предлагаю им прочесть этот малоизвестный хадис:

Однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами: «Я научу вас намазу, который совершал Пророк ». Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили: «Зачем? УаЛлахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники ». «Конечно, это так » – ответил Абу Хамид. «В таком случае объясни! » – сказали сподвижники. Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне... ». Услышав это, сподвижники сказали: « » (Ибн Маджа - №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис ). В этом хадисе, где говорится о намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), нет ни одного слова о наложении одной руки на другую руку. Если бы сложение рук было бы одной из важный рукнов совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки ». А они наоборот, подтвердили законность опускание рук вдоль тела, сказав: «Ты прав, Пророк молился именно так ». Поэтому ученые Маликитского мазхаба и шииты говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе. Я сам лично также поддерживаю эту точку зрения как единственно верную из всех существующих.

Если бы что-то зависело от положения рук и ног во время намаза, то Аллах или Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупредили бы верующих об этом в обязательном порядке. Или другой случай, когда больные люди могут совершать намаз только сидя или лежа – Аллах не принял бы их намаз, если бы так важно было определенное положение рук и ног в стоящей позе во время намаза. Поэтому многие шииты и маликиты во время намаза свои руки опускают вниз вдоль тела, некоторые сунниты держат руки сбоку с левой стороны, некоторые с правой стороны, а большинство суннитов держат руки вдоль передней части тела в разных уровнях - с положения «ниже пупка» до положения «ниже подбородка». Все эти положения законны, поэтому нельзя акцентировать свое внимание только на этих положениях - верующий человек должен держать свои руки и ноги там, где ему удобно и комфортно, а не слепо и фанатично следовать за ошибочными утверждениями некоторых ученых. В любом положении ваших рук и ног во время намаза, если вы даже совершаете намаз в положении сидя или лёжа, иншааЛлах, Аллах примет ваш намаз в зависимости от вашей смиренности и богобоязненности. Поэтому не помогайте пожалуйста шайтану разжигать фитну среди мусульман из-за каких-то мелочей, создавая на пустом месте проблему мирового масштаба. Рабы Аллаха всегда должны помнить, что Аллах принимает только наши истинные намерения и поклонения во время намаза, независимо от положения ваших рук и ног! После вхождения в намаз, ничто не должно отвлекать верующего от намаза. Аллах ценить вашу богобоязненность, а не вашу позу.

Передают со слов Ваила ибн Худжры: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он клал руки на грудь: правую на левую». Этот хадис передал Ибн Хузейма.

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что при совершении намаза следует складывать руки на груди. Следует отметить, что до нас дошло несколько версий данного сообщения. Ахмад и Муслим передали со слов Ваила ибн Худжра другую версию этого хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Затем он закутывался в одежду и клал правую руку на левую. Желая совершить поясной поклон, он освобождал руки, поднимал их, возвеличивая Аллаха, и кланялся. Сказав: “Аллах внимает тому, кто восхваляет Его”, - он снова поднимал руки. Совершая земной поклон, он клал голову между кистями рук. В версии Ахмада и Абу Давуда говорится, что он клал правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки.

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Дарими передали с его же слов: «Однажды я решил посмотреть, как молится Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я увидел, что, встав на намаз, он возвеличил Аллаха и поднял руки на уровень ушей. Потом он положил руки на груди: правую руку на предплечье, запястье и кисть левой руки. Желая совершить поясной поклон, он снова поднял руки, как в прошлый раз, и положил руки на колени. Затем он выпрямился, подняв руки таким же образом, а потом совершил земной поклон, положив кисти рук на уровень ушей. Потом он сел на левую ногу, положив левую кисть на бедро и колено. Правым локтем он прикоснулся к правому бедру, а затем сжал в кулак два пальца. Другие два пальца он соединил в кольцо, а оставшийся палец поднимал, и я видел, как он двигал им, взывая с молитвами. В другой раз я пришел к нему, когда было холодно, и увидел, как люди от холода двигают пальцами под одеждой». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям Муслима.

Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас‘уда, что однажды во время намаза он положил левую руку на правую. Увидев это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переложил его правую руку на левую. Ибн Хаджар назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а Ибн Сеййид ан-Нас сообщил, что все они являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.

Эти сообщения указывают на то, что во время намаза нужно класть правую руку на левую. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство богословов. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха‘и не складывали руки, а опускали их. Ан-Навави передал, что так поступал аль-Лейс ибн Са‘д. Ибн аль-Касим сообщил, что так поступал и Малик. Ибн аль-Хакам сообщил от имени имама Малика обратное, но большинство его последователей опиралось на первое сообщение. Ибн Сеййид ан-Нас рассказывал, что аль-Ауза‘и считал разрешенными оба поступка. Однако достоверные хадисы свидетельствуют в пользу мнения большинства ученых. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы по этому поводу дошли до нас от восемнадцати сподвижников и последователей. Хафиз Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ‘Абд аль-Барра, сказал, что иных достоверных сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до нас не дошло.

Аргументы в пользу того, что при стоянии в намазе нужно опускать руки, можно назвать странными и даже удивительными. Среди них - слова «Почему вы поднимаете руки?», упомянутые в хадисе Джабира ибн Самуры. Ранее мы уже упоминали этот хадис, и в нем речь идет о том, что сподвижники поднимали руки, произнося слова приветствия в конце намаза. В нем ничего не говорится об опускании рук во время стояния.

Некоторые из наших оппонентов утверждали, что складывание рук мешает сосредоточиться, однако даже шиитские богословы признавали несостоятельность этого довода. Так, аль-Махди в книге “аль-Бахр” назвал такой довод его соратников бессмысленным. С другой стороны, на такой довод легко найти контраргумент: складывая руки, молящийся занимает их, и поэтому они не мешают ему сосредоточиться; помимо этого, намерение всегда находится в сердце, и люди, как правило, прикрывают руками то, что они хотят сберечь. Об этом упомянул Ибн Хаджар.

Некоторые из наших оппонентов ссылаются на то, что в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ничего не говорится о складывании рук. Однако это может служить доводом против тех, кто считает складывание рук обязательным. Из хадисов же следует, что поступать так желательно.

Наконец, несостоятельность утверждений о том, что во время стояния руки нужно опускать, ярко выражена в словах следующих аль-Махди: «Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, то, возможно, он делал это по уважительной причине. Что же касается его слов по этому поводу, то они являются сильным доводом, если, конечно, являются достоверными. Но даже в этом случае можно предположить, что это относится только к пророкам».

Под словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, здесь подразумевается хадис, переданный со слов Абу ад-Дарды: «Три качества относятся к морали пророков: раннее разговение, поздняя предрассветная трапеза и складывание правой руки на левой во время намаза». Ат-Табарани передал прерванную версию этого хадиса, однако в силу своего содержания он имеет силу восходящего сообщения. Более того, он усиливается восходящим хадисом, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (3038).

Следует знать, что среди богословов существуют разногласия по поводу того, где именно следует складывать руки. Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марвази и другие считали, что руки желательно складывать ниже пупка. Ахмад и Абу Давуд передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Среди желательных предписаний намаза - складывание кистей ниже пупка». Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Исхак аль-Куфи. Ахмад ибн Ханбал считал его слабым. Того же мнения был имам аль-Бухари. Кроме того, цепочка данного хадиса является запутанной, поскольку вышеупомянутый ‘Абд ар-Рахман иногда пересказывал его от ‘Али ибн Абу Талиба через Зийада и Абу Джухейфу (Ахмад), иногда - от ‘Али ибн Абу Талиба через ан-Ну‘мана ибн Са‘да (ад-Даракутни и аль-Бейхаки), иногда - от Абу Хурейры через Саййара Абу аль-Хакама и Абу Ваила (Абу Давуд и ад-Даракутни). Ан-Навави сообщил, что ученые были единодушны по поводу слабости данного предания. Достоверных сообщений о том, что складывать руки ниже пупка, нет.

Богословы шафиитского толка считали, что руки следует складывать ниже груди, но выше пупка. Абу Давуд передал, что ‘Али ибн Абу Талиб складывал руки выше пупка, держа левую руку за запястье правой рукой. Среди рассказчиков этого хадис был Ибн Джарир ад-Дабби, который ссылался на своего отца. Ибн Хиббан считал его отца заслуживающим доверия, однако аз-Захаби назвал его неизвестным.

От имени Ахмада ибн Ханбала до нас дошло два сообщения, поддерживающие суждения ханифитского и шафиитского толков. Из третьего сообщения от его имени следует, что оба поступка считаются в одинаковой степени разрешенными. Этого же мнения были Ибн аль-Мунзир и аль-Ауза‘и.

Однако самое достоверное сообщение по этому вопросу указывает на то, что складывать руки следует на груди. Ибн Хузейма передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он держал руки на груди: правую руку на левой». На этот хадис опирались и богословы шафиитского толка, однако он не свидетельствует в их пользу.

Примечательно, что складывание рук на груди совпадает с одним из толкований слов Всевышнего: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:3). Как полагали ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Аббас, глагол “нахара” указывает на то, что во время намаза руки следует держать на груди: правую руку на левой. Это объясняется тем, что одно из значений слова “нахр” - “верхняя часть груди”. Существуют и другие достоверные толкования этого аята, и лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 482-485; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 69-71.

Небольшая статья с защитой точки зрения мазхаба имама Абу Ханифы.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестии.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллам) сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу».

Эта краткая работа будет посвящена положение рук во время молитвы, согласно ханафитскому мазхабу. «Ханафитский мазхаб (правовая школа) является самым распространенным в мусульманском мире. Его последователями является больше половины всех мусульман мира. Ханафизм исповедует большинство населения Турции, Афганистана, Пакистана, стран Центральной Азии. Почти все тюркские народы, в том чисте и татары, традиционно являются последователями этой правовой школы. Абу Ханифа был великим правоведом, который выработал методологические основы этой важнейшей науки, которые до него никто не применял в такой форме. По этой причине он часто подвергался критике со стороны тех людей, которые не вполне понимали его методику. Это естественно, так как в любом деле трудно быть первопроходцем. Кроме того, великий Учитель был прогрессивным и свободомыслящим человеком, обладающим широким кругозором. Он никогда не впадал в религиозный догматизм. Да и невозможно было это для человека, который строил свои преподавательские методы на основе полемики. Он терпимо и с пониманием относился к любым мнениям и внимательно изучал доводы здравомыслящих людей. Некоторые люди, которые следовали только букве Откровения (нассам) даже незаслуженно обвиняли его в отходе от некоторых положений исламского закона. Подобный консерватизм и буквализм, который в основном исходил из субъективизма этих людей, являлся препятствием не только для Абу Ханифы, но и для все прогрессивно мыслящих людей. Религиозные догматики не понимали прогрессивных методов великих мыслителей и препятствовали их деятельности».

Как известно история циклична. К большому сожалению и в наше время есть некоторые невежды и горе-ученые, которые поставили своей целью атаку на мазхаб имама Абу Ханифы в вопросах шариата. Люди забывают, что главное в намазе – это смиренность и богобоязненность человека, а не положение ваших рук. Если бы что-то зависело от положения рук во время намаза, то Аллах или Его Пророк (саллаллаху алайхи ва аля алихи ва саллям) предупредили бы верующих об этом в обязательном порядке. Разногласия среди ученых о местоположении рук во время молитвы существуют еще со времен сподвижников Пророка (саллаллаху алайхи ва аля алихи ва саллям), поскольку на эту тему есть различные хадисы. Эти противоречия по хадисам обусловлены тем, что ученые имели разные мнения по поводу достоверности их передачи. Для кого-то из них один из цепочки передатчиков того или иного хадиса являлся правдивым человеком, а другой сомневался в нем. Такие разногласия допустимы в исламе.

Некоторые фанатики дошли до того, что обвинили школу имама в том, что она игнорирует предания в пользу теоритического мышления. Но вне сомнений, эти обвинения ничто иное как ложь и поклеп. Ибн Хазм сказал: «Все ханафиты сошлись во мнение, что в соответствие с мазхабом Абу Ханифы слабому преданию отдается предпочтение перед действием в соответствие с теоретическим мнением».

Ибн Кайум сказал в «Илам»: «Сподвижники Абу Ханифы сошлись во мнение, что школа Абу Ханифы отдает предпочтение слабого преданию перед действием в соответствие с аналогией или теоретическим мнением. И это является основа на которой он построил свою школу».

Если отдается предпочтение слабому преданию, что тогда говорить о достоверных?!

Эта работа будет касаться трех положений в молитве.

  • До какого уровня следует поднимать руки при такбире?
  • Надо ли или нет поднимать руки во время молитвы кроме как во время первого такбира?
  • Где складывать руки во время стояния в молитве?

Главной целью этой работы не является нападки на точки зрения противоречащие мнению ханафитского мазхаба. Да упасет Аллах нас от этого. Целью является показать, что в этих, и точно также во всех других вопросах, мазхаб Ханафитов основывается на доводах из Корана и пречистой сунны.

До какого уровня следует поднимать руки при возвеличивание Аллаха?

Согласно ханафитскому мазхабу руки следует поднимать до мочек ушей.

Тахави сказал в «Мухтасар ихтилаф аль фукаха» (1/199): «Сказали наши сподвижники (т.е ханафиты) – В первом такбире руке поднимаются до уровня ушей ».

Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани сказал: «Если человек захочет приступить к молитве, ему следует возвеличить Аллаха, и поднять руки до уровня ушей ».

Ибн Абу Шейба передал со слов Малика ибн Хувейриса: «Я видел посланника Аллаха, который поднимал свои руки вплоть до уровня мочек ушей ».

Имам Бейхаки передал в «Суннан аль-Кубра» (№2139) со слов Абдульджабара ибн Ваиля ибн Худжра, который рассказал от своего отца, что он видел, когда Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) встал на намаз, то поднял руки до уровня плеч, а пальцы рук были на уровне ушей. После чего он сказал “Аллаху акбар”.

Абдурразан передал в «Мусаннаф» (№2530) со слов аль-Бары ибн Азиба: «Когда посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) совершал такбир, он поднимал руки близко к ушам ».

Имам Тахави в «Шархуль мааниль асар» передал от Асима ибн Кулайба, который рассказал от своего отца, который передал от Ваиля ибн Худжра, который сказал: «Я видел как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) возвеличивая Аллаха в начале молитвы, поднимал руки паралельно ушам»

Для пользы хочется также разъяснить один вопрос. Когда следует поднимать руки? До возвеличивания Аллаха? Вместе с возвеличиванием Аллаха? Ханафитские факихи разошлись во мнениях по этому вопросу. В «Хашияту Тахтави аля Мараки Фаллях» (стр 279) сказано: «И в этом выражение есть указание, что он сперва поднимал руки, а затем возвеличивал Аллаха. Посчиталось достоверном в «аль-Хидая» и в «аль-Кадария», что руки поднимаются вместе с возвеличиванием Аллаха. Эта точка зрения передавалась от Абу Йусуфа и Тахави. Но точка зрения на которой находилось большинство наших шейхов более правильна. И она более достоверна, ведь в поднятие рук заключается отрицание величия для кого либо помимо Аллаха, и в такбире заключается возвеличивание Аллаха. И отрицание идет перед потверждением . Также говорилось, что руки следует поднимать после возвеличивания Аллаха ».

Поднятие рук во время молитвы.

Нет никакого противоречия между мазхабами, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал руки когда возвеличивал Аллаха в начале молитвы. «Первое возвеличивание Аллаха в первом рукате молитвы, является основой из основ молитвы».

Нет согласия в том, следует ли поднимать руки каждый раз когда возвеличиваешь Аллаха в молитве.

Предания пришедшие по этому поводу можно условно разделить на три типа.

  • Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал руки лишь в самом начале молитвы, при первом возвеличивание Аллаха. Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует. Сказал Абу Умар ибн Абдуль Бар: «Это является мазхабом Куфийцев: Абу Ханифы, Суфьяна ас-Саури , Хасана ибн Хайа и других факихов из Куфы – живших давно, или живших недавно. Это точка зрения ибн Масуда, его сподвижкников и тех кто последовал за ними ». И там же ибн Абдуль Бар сказал: «Как передал ибн аль-Касим от имама Малика руки поднимают при начальном возвеличивание Аллаха и не поднимают при других. И имам Малик считал поднятие рук в молитве (в других случаях помимо первого такбира) слабой (точкой зрения) ».

Имам ас-Сарахси (рахимахуллах) сказал в книге «аль-Мабсут» (1/23): “И не поднимаются руки ни в каком возвеличивание Аллаха во время молитвы, кроме как во время первого ».

В книге «Бадаус Санаи» (1/207) имама Абу Бакра ибн Масуда аль-Касани, сказано: «Что касается поднятие рук при такбирах во время обязательных молитв, то это не является сунной, кроме как во время первого такбира ».

Имам Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Что касается поднятия рук в молитве, то он (молящийся) поднимает руки близко к ушам один раз в начале молитвы (при возвеличивание Аллаха), затем он не поднимает их ни при каких (движениях). Это мнение Абу Ханифы, и об этом свидетельствуют много преданий ».

Зайнутдин Мухаммад ар-Рази в «Тухватуль мулук» (стр 68) писал: «Не поднимаются руки кроме как в первом такбире ».

  • Он поднимал руки в начале, и каждый раз когда опускался или поднимался из поясного поклона. Аллама аз-Зуркани сказал в своей книге «Шарху Зуркани аля Муватталь Имам Малик» : «Передавал Абу Мусаб, ибн Вахб, Ашхаб и другие от Малика, что он в соответствие с преданием ибн Умара, поднимал руки когда совершал поясной поклон или поднимался из него. И этого придерживались аль-Аузаи, Шафии, Ахмад, Исхак, ат-Табари и группа из числа приверженцев хадисов».
  • Он поднимал руки в начале, каждый раз когда он опускался или поднимался из поясного поклона, а также поднимаясь после второго раката молитвы. Это передалось как одно из мнений имама Ахмада, Исхаком ибн Ибрахимом в «Масаиль». И это один из старейших трудов подобного рода от имама Ахмада. Этой точки зрения также придерживался ибн Мунзир, Абу Закария ан-Навави и тд.
  • И последнее мнение основанное на преданиях, что руки надо поднимать при каждом наклоне или подъеме из него. Это передалось аль-Маймуни от имама Ахмада, а также передавалось от группы из числа салафов этой уммы.

Доводы в пользу того, что руки надо поднимать лишь во время первого возвеличивания Аллаха.

Имам Муслим передал в своем «Сахихе» (№336): что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «[Однажды] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам и сказал: «Почему вы поднимаете руки подобно хвостам, [что задирают] норовистые лошади? Сохраняйте спокойствие во время молитвы!» Выйдя к нам [в другой раз] и увидев, что мы [собрались отдельными] кружками, он сказал: «Почему вы разделились?» Выйдя к нам [в третий раз], он сказал: «Не выстроиться ли вам рядами так же, как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом?» Мы стали спрашивать: «О посланник Аллаха, а как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом?» - на что он ответил: «Они до конца заполняют первые ряды и смыкают все ряды»» .

В этом хадиса есть указание, что мусульманам надо сохранять спокойствие в молитве. Поднятие рук во время поклона, или между земными поклонами противоречит этому указанию.

Кто-то может сказать, что этой точке зрения противоречит другое предание их «Сахиха» Муслима (№314): «Передают, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая молитвы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы обычно говорили: «Мир вам и милость Аллаха (Ас-саляму ‘алей-кум ва рахмату Алах),мир вам и милость Аллаха», и [каждый из нас поднимал] руку, [поворачиваясь в разные] стороны, [однако через некоторое время] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Зачем вы делаете эти знаки руками?»».
[В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал]: «Почему вы поднимаете руки подобно хвостам, [что задирают] норовистые лошади? Каждому из вас будет достаточно только возложить руку себе на бедро и [сначала] поприветствовать своего брата, который находится справа от него, а [потом - того, который находится] слева» .

На это мы ответим, что тут речь идет о двух разных случаях:

  • Первое предание со слов Джабира ибн Самуры передавал Тамим ибн Тарафах, второе предание передавал Убайдуллах ибн аль-Гибтия.
  • В первым предание есть ясное указание, что действие происходило во время молитвы. Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Сохраняйте спокойствие во время молитвы» ! Во втором предание же напротив речь идет о действие которое совершалось после окончания молитвы. В хадисе говорится о действиях которые совершались сподвижниками после финального таслима в конце молитвы.
  • В первом предание речь идет о молитве которую сподвижники совершали индивидуально. Во втором предание говорится о молитве позади пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям).

Имам Тирмизи привел в своем сборнике «Суннан» (№257) хадис со слов Абдуллаха ибн Масуда, который сказал: «Показать вам, как совершал молитву Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)?» Затем он совершил молитву, поднимая руки только в начальном «такбире» .
(Имам Тирмизи сказал) В этом разделе приводится также и хадис от аль-Барры ибн ‘Азиба. Хадис Ибн Мас’уда хороший («хасан»). Такого мнения придерживалось несколько ученых из числа сподвижников Пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и последователей. Такова была точка зрения Суфьяна ас-Саури и ученых Куфы».

Предание достоверное согласно шейху Албани а также Мухаммаду аль-Бахлави. Как сказано в «аль-Джавхар ан-Наги» (1/137) передатчики этого предания из числа рассказчиков имама Муслима. И как указывалось в «аль-Талхис аль-Хабир» (1/83) предание посчитал достоверным имам ибн Хазм аз-Захири.

Имам Ахмад передал в своей книге «Муснад» со слов Абдуррахмана ибн Ганума: «Абу Муса аль-Ашари собрал людей своего рода – Ашаритов. И сказал им: «О люди рода Ашари приходите вместе с вашими женщинами и потомством, чтобы я смог научить вас молитве посланника Аллаха, которую он совершал в Медине». Он совершил омовение, чтобы показать всем как оно должно быть совершено, затем встал и произнес Азан. Мужчины собрались около него и образовали ряд (молящихся), позади их встали дети, а позади их женщины. После того как прозвучала Икама, Абу Мусы вышел вперед, чтобы руководить ими в молитве. Он поднял свои руки и возвеличил Аллаха, затем он прочитал суру аль-Фатиха и некоторые (другие) суры. После он опять возвеличил Аллаха, и совершил поясной поклон. Трижды сказав - «Субханаллахи вабихамдихи», он поднялся из поясного поклона, говоря - «Сами Аллаху лиман Хамидах». Они выпрямились полностью, затем опять прозвучало возвеличивание Аллаха, и они совершили земной поклон. Затем опять прозвучало возвеличивание Аллаха, и они сели после земного поклона. После очередного возвеличивание Аллаха, они вновь совершили земной поклон, и после опять возвеличив Аллаха, они встали (на ноги). Таким образом было три возвеличивание Аллаха в первом рукате молитвы. Во время второго руката он также возвеличивал Аллаха, окончив молитву он обернулся к своему роду, и сказал: «Запомните то как я возвеличивал Аллаха совершая поясной и земные поклоны, потому что это то как молился посланник Аллаха в дневное время».

Как мы видим из этого хадиса есть ясное указание, что Абу Муса поднимал руки лишь во время первого возвеличивания Аллаха.

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2440) и имам Даракутни в «Суннан» со слов аль-Бары ибн Азиба: «В начале молитвы посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал руки, и он не поднимал их больше вплоть до конца ».

Имам Тахави в «Шархуль Мааниль асар» передал это же предание в несколько измененном виде: «Когда пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) приносил такбир открытия намаза, он поднимал обе руки так, что его большие пальцы приближались к мочкам его ушей. После этого он не повторял (подъем рук) ».

Абу Йала передал в своем «Муснаде» (№5017) и Даракутни в «Суннан» (№1133), что Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я совершал молитву вместе с пророком (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), Абу Бакром и Умаром. И они не поднимали руки кроме как при начале молитвы ». Предание достоверное как сказал Шуайб Арнаут.

Ашрафутдин ибн Наджиб аль-Касани передал в «Бадаи», что передавалоськак ибн Аббас сказал: «Десять (сподвижников) о которых посланник Аллаха свидетельствовал раем не поднимали руки кроме как в начале молитвы».

Имам Тахави в «Шархуль Мааниль асар» и Абу Бакр ибн Абу Шейба в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2442) передали со слов Кулейба: «Али (ибн Абу Талиб) поднимал руки в начале молитвы, и не возращался к этому (действию) дальше (в молитве) ».

Предание достоверное (сахих) как отметил Закария ибн Гулам аль-Бакистани.

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2444), что имам Шаби поднимал руки в первом /такбире/ молитвы, и не делал этого более.

Абдурразаг передал в «Мусаннаф» (№2533) от Ибрахима ан-Нахаи, который сказал, что Ибн Масуд поднимал руки в начале (молитвы) и не поднимал после этого».

Если кто-то возразит, что ан-Нахаи не встречался с ибн Масудом, мы ответим словами имама Даракутни: «Несмотря на то, что это сообщение имеет прерванный иснад Ибрахим ан-Нахаи был самым знающим человеком среди людей Абдуллаха, и самым знающим его фатвы. Ведь он выучил их от своих дядей по линии матери – Алькамы, аль-Асвада, Абдуррахмана и двух сыновей Йазида, и других старших сподвижников Абдуллах ибн Масуда. Он (Ибрахим) говорил: «Когда я говорю вам, что Абдуллах ибн Масуд сказал так-то и так-то (без упоминания о том, от кого я это слышал) это значит, что я слышал это от большой группы его сподвижников. Если я передаю, что-то (со слов ибн Масуда) услышанное лишь от одного человека, я назову его ».

Тахави сказал в «Шархуль мааниль асар» (1/226): «Ибрахим не передавал от Абдуллаха с прерванной цепочкой передатчиков, кроме как в тех случаях когда предание было достоверное согласно ему, и передача от Абдуллаха достигала уровня /таватур/. Сказал ему как-то аль-Амаш: «Если передаешь нам, то приводи цепочку передатчиков». И сказал (Ибрахим в ответ): «Если я передаю и говорю: «Сказал Абдуллах», это значит, что это предание от Абдуллаха мне рассказала целая группа людей. Если же я говорю: «Рассказал мне такой-то от Абдуллаха», это значит, что предание я знаю (лишь) от этого рассказчика ».

Имам Тахави привел этот случай произошедший между двумя учеными с цепочкой передатчиков в своей книге «Шархуль мааниль асар» (№1362).

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2445), что Ибрахим ан-Нахаи говорил: «Подними руки когда возвеличиваешь Аллаха в начале молитвы, и не поднимай их в том, что останется от молитвы ».

Зафар Ахмад аль-Усмани сказал: «Вердикт Ибрахима ан-Нахаи является доводом с точки зрения нас ханафитов, если он не противоречит вердикту сподвижников или того кто высше их».

Абдурразаг передал в «Мусаннаф» (№2535) со слов Хаммада: «Я спросил Ибрахима об этом. Он сказал: «Поднимай руки в начале».

Абу Йала передал в своем «Муснаде» (№5018) со слов Алькамы, что Абдуллах ибн Масуд сказал: «Не помолится ли мне с вами так же как совершал молитву посланник Аллаха?» И он совершил молитву с ними и не стал поднимать руки больше одного раза (в начале молитвы) ».

Подобный хадис также передал Тирмизи и Абу Дауд, Аллама Нимави в «Асар ас-Сунна» (стр 152) отметил, что предание достоверное.

Имам Тахави передал в «Шархуль мааниль асар» со слов Алькамы, что ибн Масуд сказал: «Посланник Аллаха поднимал руки в начальном такбире, и не возвращался к этому».

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2446) от Абу Исхака: «Сподвижники Абдуллах (ибн Масуда) и Али (ибн Абу Талиба) не поднимали рук кроме как в начале молитвы». И сказал Вакиа (ибн аль-Джаррах) «(Подняв руки в начале молитвы) они не повторяли этого ».

Извод предания достоверный согласно аллама Нимави «Асар ас-Сунна» (стр 158) и аль-Бахлави «Адиллятуль ханафия» (стр 167)

Имам Мухаммад привел в «Муватте» с изводом до Асима ибн Кулайба, который передал от своего отца, который сказал: «Я видел как Али ибн Абу Талиб поднимал руки во время первого такбира предписанной молитвы, и не поднимал их помимо этого ».

Это предание со слов Асима передали Тахави, Абу Бакр ибн Абу Шейба и Бейхаки, извод предания достоверный согласно аллама Нимави «Асар ас-Сунна» (стр 156) и шейху аль-Бахлави «Адиллятуль ханафия» (стр 167). Аль-Айни в «Шарху Суннан Абу Дауд» (3/301) сказал, что это предание достоверное.

Бейхаки передал со слабым изводом от Атии Ауфи: «Абу Саид аль-Худри и ибн Умар поднимали руки в первом такбире, и не поднимали их после».

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2451) со слов Суфьяна ибн Муслима, что ибн Абу Лайла поднимал руки в начале (молитвы), когда возвеличивал (Аллаха).

Марвази привел в «Ихтилафуль фукаха» (стр 128): «Сказал Суфьян: «Не поднимай свои руки кроме как во время первого такбира, но если ты сделал это, то ты сделал это».

Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№2453) со слов Джабира, что Алькама и аль-Асвад поднимали руки когда (возвеличивали Аллаха) в начале (молитвы) и не возращались к этому (действию до конца молитвы).

Имам Абдурразаг (2/67) передал со слов Асвада: «Я молился с Умаром, и он не поднимал руки во время намаза, кроме как в начале молитвы».

Предание достоверное (сахих) как отметил Закария ибн Гулам аль-Бакистани в «Ма сахха мин асар ас-сахабата филь фикх» (1/208). Хорошую (хасан) версию предания также со слов аль-Асвада передавал Тахави, ибн Абу Шейба, ибн Мунзир.

И в передачи ибн Абу Шейбы («аль-Мусаннаф» №2454), также со слов Асвада: «Я совершил намаз за Умаром ибн Хаттабом. Так он не поднял рук, кроме как перед началом намаза. Абдулмалик сказал: “И я видел, как Шаби, Ибрахим и Абу Исхак не поднимали рук, кроме как при начинании намаза”.

Ибн Кайум сказал: «Это предание имеет достоверную цепочку передатчиков, отвечающую условиям имама Муслима ».

Со слов аль-Асвада предание также пришло в форме: «Я видел как Умар ибн аль-Хаттаб поднимал руки лишь во время первого такбира». Аллама Нимави в «Асар ас-Сунна» (стр 155) и аль-Бахлави в «Адиллятуль ханафия» (стр 167) отметили, что это сообщение достоверное.

Ат-Тахави сказал: «И потверждено, что Умар ибн аль-Хаттаб не поднимал руки (в молитве) кроме как во время первого такбира ».

Имам Бейхаки передал со слабым изводом от Абдуллах ибн Масуда: «Я совершал намаз за Пророком саллаллаху алайхи васаллам, за Абу Бакром, за Умаром. Они не поднимали рук, кроме как в начале намаза ».

Имам Тахави передал, что Абу Бакр ибн Айаш сказал: «Я не видел ни одного факиха, поднимавшего руки в других [случаях], кроме как при первом такбире».

Аллама Нимави сказал: «Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) и те кто пришли после них разошлись во мнениях касательно этого вопроса. Что касается (первых) четырех халифов (да будет доволен ими Аллах), то нет потверждения (из преданий), что они поднимали руки кроме как во время первого такбира ».

Имам Мухаммад ибн Насир аль-Марвази сказал: «Мы не знаем никакого места из земель (Аллаха), где бы полностью оставили бы поднимание рук в молитве при поклоне и подъеме из него, кроме как город Куфа. Все они не поднимают руки (в молитве) кроме как во время первого такбира. И из них Али, ибн Масуд и их сподвижники ».

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах) сказал: «Ханафиты хорошо знают, что о поднимании рук перед и после рукуъ передано много хадисов, что они достоверны и, судя по некоторым сведениям, переданы от пятидесяти сподвижников. И все же, несмотря на это, они отмечают, что они могли быть и отменены (мансух). Ибо всем известно, что невозможно считаться с мансух хадисом, вне зависимости от силы или слабости его передачи, либо в зависимости от многочисленности его передач или малого их количества. Сколь бы ни был силен хадис, он не может по силе сравниться с аятом. Между тем хорошо известно, что некоторые аяты Священного Куръана стали мансухом.

Для представления умственного доказательства по обсуждаемому вопросу улемы ханафитского мазхаба на время откажутся от своих аргументов о насхе (отмене) положения с подниманием рук. Предположим, что положение не стало мансухом, как говорят они. В таком случае, согласно общему правилу, когда значения хадисов по одному положению противоречат друг другу, за основу берется то деяние, которое соблюдали сподвижники. Но если и действия сподвижников окажутся противоречивыми, то потребуется вернуться к кийасу (сопоставление) . Если потребуется возврат к кийасу и в этом случае, то подлинно в намазе существует требование к сохранению неподвижности, недопущению лишних движений. Поднятие рук внутри намаза излишнее действие. Поднятие рук при такбирул ихрам не является поднятием внутри намаза, а есть действие в его начале».

Также будет к месту упомянуть диспут, который состоялся между имамом Абу Ханифой и имамов Аузаи.

«Имам Абу Ханифа и имам ал-Аузаи встретились у пшеничных лавок в Мекке. ал-Аузаи спросил у Абу Ханифы:
- Почему вы не поднимаете рук перед и после рукуъ?
Абу Ханифа ответил:
- Потому что об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ничего достоверного (сахих) не было.
- Как это нет ничего достоверного? Ведь как мне передал аз-Зухри от Салима, а он - от своего отца, а тот от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он саллаллаху алайхи васаллам поднимал обе руки перед началом намаза, перед совершением рукуъ и по возвращении из него (в исходное положение)! - сказал ал-Авзаъи.
Тогда Абу Ханифа сказал:
- Как передал мне Хаммад от Ибрахима, тот - от Алкамы, а он - от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не поднимал рук, кроме как перед началом намаза.
ал-Аузаи сказал:
- Я же тебе передаю хадис от аз-Зухри, от Салима, от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а ты мне говоришь: «Хаммад передал хадис от Ибрахима?!».
На это Абу Ханифа сказал:
- Хаммад знал фикх больше, чем аз-Зухри. А Ибрахим знал фикх больше, чем Салим. Ибн Умар, хоть и обладал достоинствами сахабия, в фикхе Алкама не уступал ему. У ал-Асвада очень много достоинств. У Абдуллаха ибн Масъуда достоинств много в фикхе и кираате. Он обладает преимуществом как сподвижник. С детского возраста он постоянно находился при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Он имеет больше достоинств, чем Абдуллах ибн Умар.
И тогда ал-Аузаи умолк».

Ответы на некоторые доводы тех кто считает, что руки надо поднимать не только в начале молитвы.

Сказал аллама Бадрутдин аль-Айни в «Шарху суннан Абу Дауд» (3/303): «И ответом на предания о поднятие рук в молитве, будет утверждение, что они отменены (мансух). Доказательством служат слова ибн Масуда: «Поднимал посланник Аллаха (руки) и мы поднимали. Он (затем) оставил это и мы оставили ».

Давайте вместе разберем некоторые доводы которые свидетельствуют в пользу того, что руки надо поднимать не только при начальном возвеличивание Аллаха.

  • Хадис от Ваиля ибн Худжра.

Имам Тахави передал в «Шархуль Мааниль Асар»от Мугийры, который сказал Ибрахиму ан-Нахаи: «(А как же) хадис от Ваиля (ибн Худжра), где тот видел пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) , как он поднимал обе руки когда начинал намаз, когда наклонялся в поясном поклоне и когда поднимал голову из этого положения? Ибрахим ответил: Если Ваиль один раз увидел, как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) делает это, то Абдуллах пятьдесят раз видел, как он не делает это ».

Имам Табарани в «Муджам аль-Кабир», Абу Йала в «Муснаде», и Тахави «Шархуль Мааниль Асар» (№1352) передали со слов Амра ибн Мурры: «Я вошел в мечеть Хадрамаута, а там Алькама ибн Ваиль рассказывал со слов своего отца, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал обе руки до рукуъ и после рукуъ. Я упомянул об этом Ибрахиму и он разгневавшись сказал: Он видел, а что получается Ибн Масуд и его товарищи не видели что-ли? »

Абдуллах ибн Масуд был одним из первых сподвижников и лучше понимал деяния пророка чем Ваиль. Недаром сказал имам Шаби: «Не было сподвижника более знающего фикх чем Абдуллах ибн Масуд». Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) хотел, чтобы в первых рядах позади него молились мухаджиры для того, чтобы они запоминали его действия в намазе (и передавали другим). Также передавалось, что пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Пускай за мной в первых рядах будут те из вас, кто достиг совершеннолетия и зрелости мысли. Затем (в следующих рядах) пусть идут те, кто после них (по зрелости). Затем пусть идут те, кто после них ». Хаким передал в «Мустадраке» со слов Абу Масуда аль-Ансари, что пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Пусть позади меня стоят те из вас, кто возьмет (выучит правильное исполнение молитвы) ».

Абдуллах ибн Масуд и был числа тех, кто приближен к пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) для изучения действий пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) в намазе, чтобы потом они могли обучать этому других людей. Поэтому то, что передано от него предпочтительнее чем передачи тех, кто находился дальше чем он в намазе.
Если они возразят нам, что мол то, что вы передаете от Ибрахима не имеет непрерывной связной цепочки (Ибрахим передает сразу напрямую от Ибн Масуда, не упоминая промежуточного звена). На что мы ответим: Ибрахим передавал от Ибн Масуда напрямую только тогда, когда предание от Ибн Масуда дошли до него таватуром и он был уверен в достоверности этого. Сулайман Амаш как-то сказал Ибрахиму: «Когда ты рассказываешь мне, приводи цепочку передатчиков», на что Ибрахим ответил: Если я (упоминаю цепочку и) говорю: «Мне рассказал такой-то от Абдуллаха», то мне передал это только тот человек, которого я упомянул. А если я (не упоминаю цепочку и просто) говорю тебе: «Сказал Абдуллах», то знай, что я не говорю так пока мне не передаст это от Абдуллаха целая группа людей. Если наших оппонентов не устроит это объяснение, мы может объединить эти два мнения следующим образом. Предание от Ваиля было отменено, что зафиксировано преданиями от ибн Масуда, ибн Умара, Али и других.

  • Предания со слов ибн Абу Зинада от Али ибн Абу Талиба: «Как тот передал о посланнике Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), что, когда он совершал обязательный намаз, то делал такбир, поднимая две руки до уровня плеч. То же самое делал после того, как заканчивал чтение, когда собирался отправиться в рукуъ. То же самое делал, закончив рукуъ при выпрямлении из него. Но никогда не поднимал рук, будучи сидящим в намазе. Когда поднимался после двух саджд также поднимал две руки, принося такбир ».

Высше мы уже привели предания, что ни Али ибн Абу Талиб, ни его сподвижники не поднимали руки кроме как во время первого возвеличивания Аллаха. Имам Тахави комментируя предание от ибн Абу Зинада отметил, что оно или не достоверное, или же отмененное. Невозможно представить, что Али передавал какое-то предание от посланника Аллаха, и затем не следовал бы ему. Единственное объяснение, что он считал его отмененным.

  • Предание о поднимание рук во время поясного поклона, и при подъеме из него также передавались от Абдуллах ибн Умара. Но от него также передается прямо противоположное этому.

Ибн Кайум аль-Джаузия сказал: «И точно также противоречие ибн Умара (передаваемому от него) хадису. Как это привел Абу Бакр ибн Абу Шайба в «Мусаннаф» (№2467): Рассказал нам Абу Бакр ибн Айаш от Хасина от Муджахида, который сказал: «Я не видел, чтобы ибн Умар поднимал руки кроме как во время первого возвеличивания Аллаха». (Сказал ибн Кайум) Цепочка передатчиков этого предания достоверная согласно условиям имама Муслима».

Мухаммад ибн аль-Хасан передал похожее предание со слов АбдульАзиза ибн Хакима.

Имам Тахави передал в «Шархуль Мааниль асар» (№1255) со слов Муджахида: «Я молился позади ибн Умара, и он не поднимал руки кроме как во время первого возвеличивания Аллаха ». Сказал Тахави, комментируя это предание: «Вот он ибн Умар, который видел как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал руки (во время намаза). А затем он (ибн Умар) сам оставил это действие после смерти пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям). И это было бы невозможно по какой либо причине, кроме как его убежденности, что (поднятие рук при поясном поклоне и подъеме из него) было отменено (в последствие) ». И Тахави также сказал: «Если же кто-то скажет: «Это предание неприемлемо», тогда мы ответим: «Почему ты так решил? Ты не сможешь найти этому никаких доказательств». Если же он скажет: «Тавус передает, что он видел Ибн Умара, как тот делал намаз соответственно тому, что передается от него о намазе пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) на эту тему». Мы ответим так: Да, Тавус передал такое. Но Муджахид передал противоположное. Возможно, что Ибн Умар поступал так, как это и видел Тавус до того, как до Ибн Умара дошел довод об отмененности этого. Когда же до него дошел довод об отмене он оставил это (подъем рук) и начал делать так, как это передал о нем Муджахид. Вот таким образом надо объяснять предания которые передавались от них. И не следует говорить о его (Муджахида) ошибке, до детального изучения вопроса. В противном случае мы потеряем множество преданий» .

Имам Ибн Кайум аль-Джаузия в своей книге «Рафуль йадайн фи салат» писал о предание ибн Умара: «Как передал ибн аль-Касим: Я спросил Малика (ибн Анаса) о поднятие рук во время совершения поясного поклона и поднятие из него. (Он сказал: «Следует поднимать в первый) раз возвеличивая Аллаха» И он считал этот хадис отмененным.

И сказал Малик в «Мудаванна» : «Я не знаю ничего о поднятие рук во время возвеличивания Аллаха при склонение или подъеме (из поясного поклона), кроме как легкого поднятия рук при вступительном возвеличивание Аллаха в начале молитвы».

Сказал ибн Юнус: «(Под словами) Я не знаю ничего, (имам Малик) имел ввиду, что он не знает, чтобы кто-то действовал в согласие (с этими преданиями)». (конец цитаты от ибн Кайума)

«Имам Малик отрицал что следует поднимать руки в молитве, и считал эту точку зрения слабой. И при этом он передал предание (об этом), и знал его. Это свидетельствует, что согласно его точке зрения это было отменено. Если передавший предание поступает противоположно переданному хадису, это свидетельствует о слабости предания или об его отменённости» .

  • Предание о поднятие рук помимо первого возвеличивания Аллаха, также передавалось со слов Умара ибн аль-Хаттаба.

В конечном счете хочется отметить, что мы знаем, что предания о поднятие рук во время молитвы передавалось многими сподвижниками. Среди этих хадисов есть достоверные, хорошие, но также и откровенно слабые. Ханафитская точка зрения, что эти предания отменены.

Сказал Абу Бакр аль-Касани в «Бадаус Санаи» (1/208): «Передавалось от посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), что он поднимал (руки во время молитвы), а затем он оставил это. И доводом этого служит слова ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): «Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднимал (руки) и мы поднимали. И он (впоследствие) оставил это, и мы оставили ».

Еще один важный довод в пользу того, что поднятие рук было отменено приводится в «Ахбаруль фукаха валь мухадисин» имама Мухаммада ибн аль-Хариса аль-Хушани: «Усман ибн Мухаммад рассказал мне – Убайдуллах ибн Йахъя сказал мне – Усман ибн Савада ибн Аббад рассказал мне от Хафса ибн Майсара – от Зайда ибн Аслама, который передал от Абдуллах ибн Умара, который сказал: «МЫ ВМЕСТЕ С ПОСЛАННИКОМ АЛЛАХА (САЛЛАЛАХУ АЛАЙХИ ВА АЛЯ АЛИХИ ВА САЛЛЯМ) В МЕККЕ ПОДНИМАЛИ РУКИ В НАЧАЛЕ МОЛИТВЫ, И ВО ВРЕМЯ ПОЯСНОГО ПОКЛОНА В ТЕЧЕНИЕ МОЛИТВЫ. ПОТОМ ПОСЛЕ НАШЕГО ПЕРЕЕЗДА В МЕДИНУ, ПРОРОК (САЛЛАЛАХУ АЛАЙХИ ВА АЛЯ АЛИХИ ВА САЛЛЯМ) ОСТАВИЛ ПОДНЯТИЕ РУК ВО ВРЕМЯ ПОЯСНОГО ПОКЛОНА И ПРОДОЛЖИЛ ПОДНИМАТЬ РУКИ В НАЧАЛЕ МОЛИТВЫ ».

Согласно ханафитскому мазхабу, и одному из мнений в мазхабе имама Малика руки не следует поднимать кроме как во время первого /такбира/ в молитве. И эта точка зрения также основывается на достоверных, хороших и слабых преданиях. В подобных вопросах иджтихада между учеными не должно быть никаких нападок на оппонентов. Будем же с уважением относится друг к другу. На протяжение истории некоторые фанатичные последователи мазхабов возводили подобные вопросы фикха на уровень вопросов вероубеждения! Они готовы были сражаться друг против друга из-за таких вопросов. Известный ученый Абу Бакр Ибн аль-Араби (468-543 год по хиджре/1076-1148 г.г.) пишет: «Наш шейх Абу Бакр аль-Фахри поднимал руки перед совершением поясного поклона и при выпрямлении из него. Однажды он посетил меня в обсерватории Ибн аш-Шава в ас-Сагре (гавань), где я преподавал, когда наступило время полуденной молитвы. Он прошел в мечеть через вышеупомянутую обсерваторию и встал в первом ряду. Я же сидел позади, рассматривал морскую гладь и вдыхал свежий воздух, который приносил с собой ветер. Вместе с шейхом в первом ряду находился Абу Самна, который был капитаном корабля, его заместитель и группа матросов. Все они ждали начала молитвы. Когда шейх, совершавший дополнительную молитву, поднял свои руки перед поясным поклоном и при выпрямлении из него, Абу Самна сказал своим товарищам: «Посмотрите на этого жителя Востока! Как он посмел войти в нашу мечеть?! Подойдите и убейте его, а потом выбросьте труп в море, и вас никто не увидит!» Тогда я почувствовал, как сердце подступило к моему горлу, и воскликнул: «Субхана-Ллах! Этот ведь ат-Туртуши, крупнейший знаток исламского права (факих ) нашего времени!» Тогда они меня спросили: «А почему он поднимает свои руки во время намаза?!» Я ответил: «Так поступал пророк, мир ему и благословения Аллаха, и таково мнение имама Малика, которое передают от него жители Медины (то есть этот ученый имел такое мнение по этому вопросу, следуя своему мазхабу)!» После этого я стал успокаивать их, пока шейх не завершил молитву, а затем я возвратился с ним в место проживания в обсерватории. Он заметил на моем лице признаки волнения и спросил, что случилось. Когда я ему рассказал о произошедшем, он рассмеялся и сказал: «А что же может быть лучше для меня, чем погибнуть на пути Сунны?!» Я ему ответил: «Вам не следует так делать, ведь вы находитесь среди людей, которые нападут на вас, если вы будете поступать в соответствии с Сунной, и даже, возможно, прольют вашу кровь!» Тогда он воскликнул: «Оставь эти речи и смени тему!».

Да упасет Аллах общину Мухаммада от подобного невежества. Салафы и халафы этой уммы сошлись во мнение, что дозволено следование всем четырем мазхабам. Но наряду с этим не было среди салафов этой уммы место слепому фанатизму.

Куда следует ставить руки во время молитвы?

Подавляющее большинство ученых исламской уммы единодушны во мнение, что молящемуся надо ставить правую руку на левую во время совершения намаза. Лишь от имама Малика передавалось мнение, что руки следует держать по бокам тела, подобно тому как поступают шииты имамиты. Следует подчеркнуть, что нет ни одного достоверного, хорошего, или даже слабого предания от пророка Мухаммада (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), в котором бы говорилось, что во время молитвы руки надо держать по бокам от тела.

Сказано в «Нур аль-Идах» (стр 152): «Сунной для мужчины является – положить правую руку на левую, и поместить их под пупком. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине сунной является - положить правую руку на левую, и поместить их под пупком». Техника этого такова – надо положить внутреннею часть правой руки на тыльную часть левой, создав подобие круга с большим пальцем и мизинцем (правой ладони) поверх (левой).

Для женщин сунной является поставить правую руку на левую и поместить их на груди, без подобие круга». (Конец цитаты).

Абу Дауд передал в «Суннан» (№758), что Абу Хурайра сказал: «Место рук в молитве, одна на другой под пупком».

Абу Дауд отметил: «Я слышал как Ахмад ибн Ханбаль сказал, что Абдуррахман ибн Исхак аль-Куфи (один из рассказчиков этого хадиса) слабый в хадисах».

Ибн Абу Шейба передал в «Мусаннаф» (№3939) от Абу Муашара, что Ибрахим Нахаи сказал: «Во время молитвы ставь правую (руку) на левую под пупком».

Иснад предания хороший согласно аллама Нимави.

И он также передал (№3942) со слов аль-Хаджаджа ибн Хисана, что тот слышал или спросил Абу Милджаза – Как надо ставить руки в молитве? И тот сказал: «Надо класть ладонь правой руки на ладонь левой руки и обе руки надо складывать под пупком».

Иснад предания достоверный согласно аллама Нимави и Мухаммаду аль-Бахлави.

Это также одно из мнений Имама Ахмада. Это также передавалось от Абу Хурайры, Абу Милджаза, Саури, и Исхака.

Ибн Абу Шейба также передал от Ваиля ибн Худжра: «Я видел как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) ставил правую руку на левую в намазе, под пупком».

Аллама Нимави в «Асар ас-Сунна» (стр 111)и Мухаммад Абдуллах аль-Бахлави в «Адиллятуль ханафия» (стр 157)отметили, что извод предания достоверный. Шейх аль-Касим ибн Кутлубуга аль-Ханафи сказал, что цепочка передатчиков отличная.

Это транслитерация слов «Мир ему и благословение Аллаха».

Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.

Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма.».

А. Ализаде.

Зафар Ахмад аль-Усмани «Каваид фи улум аль-хадис» стр 83, Изд Турас.

Зафар Ахмад аль-Усмани «Каваид фи улум аль-хадис» стр 84, Изд Турас.

Тхк Абдуллах Назир Ахмад.

«аль-Асль» Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани, том 2, стр 6, тхк Доктор Мухаммад Буйнукалын.

«Мусаннаф» №2412, Тхк Камал Йусуф аль-Хут.

Ткх Мухаммад Абдулькадир Ата.

К примеру в свидетельстве веры. Сперва мы отрицаем существование божеств достойных поклонения наряду с Аллахом, а затем потверждаем, что лишь Аллах является подобным Богом.

Ахмад ибн Мухаммад ибн Исмаил ат-Тахтави «Хашияту Тахтави аля Мараки Фаллях», Ткх Мухаммад Абдульазиз аль Халиди. Даруль кутуб аль-Ильмия.

Абу Мухаммад аз-Зейлаи «Насбу райа» 1/309. Тхк Мухаммад Аввама

Абдуллах аль-Бассам «Тавдих аль-Ахкам мин булуг аль марам»

Ибн Кайум «Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 145

«аль-Истизкар» 1/408, Тхк Салим Мухаммад Ата и Мухаммад Али Мауд.

«аль-Истизкар» 1/408, Тхк Салим Мухаммад Ата и Мухаммад Али Мауд; Тахави «Мухтасар ихтилаф аль фукаха» 1/199/№133. Противоположная точка зрения передавалась от Малика со слов Абу Мусаба и ибн Вахба.

«Муватта» имама Малика в передаче Мухаммада Хасана №104.

«Тухватуль мулук фи фикх мазхаб аль-Имам Абу Ханифа ан-Нуман» Тхк Абдуллах Назир Ахмад.

«Книга Молитвы», глава «Начало молитвы»

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 253.

Труды типа «Масаиль» это книги где те или другие вопросы шариаты были спрошены у того или иного ученого. В данном случае, имаму Ахмаду вопросы задавал Исхак ибн Ибрахим.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 259.

Перевод Абдуллах Нирша.

Тхк Албани.

«Адиллятуль ханафия» стр 166.

Справедливости ради стоит отметить, что предание слабое согласно Абдуллах ибн Мубараку, Абу Хатиму ар-Рази, Ахмад ибн Ханбалю, Йахъя ибн Адаму, Бухари, Абу Дауду, Даракутни, аль-Баззару, ибн Абдульбару, Навави, Бейхаки. См аль-Мубаракфури «Шарх сахих муслим» 1/258, изд Даруссалам.

16/463/№22804. Даруль Хадис Каир. Цепочка передатчиков хорошая.

Тхк Камал Юсуф аль-Хут.

«Суннан Даракутни ва бизайлихи ат-талик аль-мугни аля Даракутни» №21, 22, 23 стр 244-245.

№1347, 1348, Тхк Мухаммад Зухри ан-Наджар. Изд Аламуль кутуб.

Похожее предание Абдурразаг «Мусаннаф» №2531.

Муасасат Рисаля.

Комментарий к «Суннан» Даракутни.

Предлогом «и передавалось» или «как передавали» ученые обычно указывали на слабость сообщения.

Аль-Айни в «Шарху Суннан Абу Дауд» (3/303).

№1353. Тхк Мухаммад Зухри ан-Наджар.

«Ма сахха мин асар ас-сахабата филь фикх» 1/208-209

Тхк Хабибу Рахман Азами.

Предание передал Ибн Абу Шейба, Тахави. Извод прерванный хороший. «Асар ас-Сунна» стр 158.

Комментарий Даракутни не об этом, а о другом предание ан-Нахаи от ибн Масуда.

«Каваид фи улум аль-Хадис» стр 101.

Похожее предание от Ибрахима ан-Нахаи там же под номером 2447,2448. А также «Муватта» имама Малика в передаче Мухаммада Хасана №106.

«Каваид фи улум аль-Хадис» стр 100.

«Муватта» имама Малика в передаче Мухаммада Хасана №105; «Шархуль мааниль асар» №1353, 1354

Аль-Айни в «Шарху Суннан Абу Дауд» (3/301)

Тхк Мухаммад Тахир Хаким.

«Ма сахха мин асар ас-сахабата филь фикх» (1/208)

Это также передавал Бейхаки, Мулла Али аль-Кари назвал цепочку передатчиков достоверной в «Шархуль Муснад Абу Ханифа» стр 38.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 143.

«Марифату суннан валь асар» 2/424, Ткх Абдульмути Калачи.

«Шархуль Мааниль Асар» №1367, Тхк Мухаммад Зухри ан-Наджар.

«Асар ас-Сунна» стр 159.

Али аль-Кари сказал: «То есть нет предания в противоположность которому не было бы другого, которому надо было бы следовать». «Шархуль муснад Абу Ханифа» стр 35

Али аль-Кари «Шархуль муснад Абу Ханифа» стр 35-37.

Ткх Абу Мунзир Халид ибн Ибрахим. Мактабатуль Рушд.

№1351, Тхк Мухаммад Зухри ан-Наджар.

№1674, Тхк Хусайн Сулайм Асад.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 144.

«Муснад» Имама Ахмада №7258, Тхк Шуайб Арнаут, который отметил: «Цепочка передатчиков достоверная»; Тахави «Шархуль мааниль асар» №1358, 1359.

«Суннан» Тирмизи №228.

«Суннан» Тирмизи №3423, Тхк Ахмад Шакир.

А также «Шархуль мааниль асар» №1357.

Цепочка сообщения достоверна как сказал Кандехлави в «Авджаз аль-Масалик ила Муватта Малик» 2/100, Ткх Такиатдин Надви, Даруль Галам.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 141-142.

«Муватта» имама Малика в передаче Мухаммада Хасана №108.

Предание со слов Муджахида передал Тахави, ибн Абу Шейба и Бейхаки в «Марифату». Извод предания достоверный согласно аллама Нимави «Асар ас-Сунна» стр 157.

«Шархуль мааниль асар» 1/225-226.

Также «Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 142-143.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 137 - 138

1/71; Кандехлави «Авджаз аль-Масалик ила Муватта Малик» 2/98.

«Рафуль йадайн фи салат» Тхк Али ибн Мухаммад аль-Имран стр 140.

Я не нашел этого предания от ибн Масуда в книгах с цепочкой передатчиков.

Стр 282-283, биография №378 Усмана ибн Савада из жителей Кордовы.

Одно из мнений которое передавалось от Имама Малика.

Аш-Шатыби в «аль-Итисам» (том 1, стр. 295) и имам аль-Куртуби в своем «Тафсире» (том 19, стр. 279).

«Суннан» Даракутни, 1/286/№9. Ткх Саид Абдуллах Хашим Йамани. Мактабах Шамела; «Суннан аль-Кубра» Бейхаки №2170, Мактабах Шамела. Цепочка передатчиков слабая.

То есть не обхватывая правой ладонью левую, и просто поместив одну на другую.

«Асар ас-Сунна» стр 112.

«Асар ас-Сунна» стр 112.

«Адиллятуль ханафия» стр 158.

«Мугни» ибн Кудама, 662 масаля.

Мактабатуль Бушра.

Даруль Галам.

«Илал ас-Сунна». 2/199.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл свои руки, обращаясь с мольбою к Нему» (Тирмизи)

В дуа лучше держать руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Причем следует раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он небольшой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время сильного холода можно сжать пальцы в кулак за исключением указательных (вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони).

В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми вверх ладонями с небольшим промежутком между ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется как мустахаб (желательное)».

Пророк, мир ему и благословение, во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал руки до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонями вниз.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их ладонями вниз. Закончив молитву, протри ладонями лицо» (Ибн Аббас).

Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение, иногда поворачивал ладони вниз во время молитвы. Он поступал так, когда не желал чего-то или опасался чего-либо («Муснад» Ахмад ибн Ханбаль). На основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями, повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.