Месяц раджаб когда начинается и заканчивается. Месяц раджаб

С месяцем раджаб начинается духовный период в жизни каждого верующего, который длится три священных месяца – раджаб, шаабан и рамазан. В три этих месяца, не имеющих себе равных, Всевышний даёт нам возможность очиститься от всех грехов прошедшего года и заслужить Его милость и прощение.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Раджаб — месяц Аллаха, шаабан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (то есть шиитов)».

В месяцы раджаб и шаабан рекомендуется пост, и даже один день поста в эти месяцы имеет несметную награду. Салман Фарси передаёт от Посланника Аллаха (С), что в месяце раджаб есть день и ночь, которые таковы, что если верующий постится в этот день и бодрствует в эту ночь, то он получит награду того, кто постится 100 лет и бодрствует ночами 100 лет. Этот день и ночь выпадают на 27 раджаба.

Первый четверг этого месяца – .

13-е, 14-е и 15-е этого месяца - «айаму байз» («дни сияния»), имеющие специальную программу и «амаль умм давуд» («деяния Умм Давуда») для исполнения любого желания.

Желательные деяния этого месяца:

1. Пост, хотя бы один день месяца. Особо рекомендуется пост 27 раджаба. Имам Садык (А) также сказал: «Кто держит пост в последний день этого месяца – это станет для него безопасностью от смертной агонии »(«Васаилу шиа», том 10, С. 475).

2. После каждого обязательного намаза в этом месяце желательно читать следующее дуа:

بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Бисми лляхи ррахмани ррахиим

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Алахумма салли Аля мухаммадин ва аали мухаммад

О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада!

يَا مَنْ أَرْجُوهُ لِكُلِّ خَيْرٍ،

Йа ман арджхууху ли кулли хейр

О Тот, от Кого я ищу всякое благо,

وآمَنُ سَخَطَهُ عِنْدَ كُلِّ شَر

Ва аману сахатаху Аинда кулли шарр

и я безопасен от Его гнева при всяком зле!

يَا مَنْ يُعْطِي الْكَثِيرَ بِالْقَلِيلِ،

Йа ман йуАти ль-касира биль калииль

О Тот, Кто даёт много за малое!

يَا مَنْ يُعْطَي مَنْ سَأَلَهُ

Йа ман йуАти ман са-алаху

О Тот, Кто даёт тем, кто просит Его!

يَا مَنْ يُعْطي مَنْ لَمْ يَسْأَلْهُ وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْهُ

Йа ман йуАти ман лам йас-альху ва ман лам йаАрифху

О Тот, Кто даёт даже тем, кто не просит Его и не знает Его

تَحَنُّناً مِنْهُ وَرَحْمَةً،

Таханнунан минху ва рахматан

по щедрости Своей и милости!

أَعْطِنِي بِمَسْأَلتِي إيَّاكَ ،

аАтыни би мас-алати ийяк

Даруй мне по моей просьбе у Тебя

وَجَمِيعِ خَيْرِ الآخِرَةِ

جَمِيعِ خَيْرِ الدُّنْيَا

джамиА хейри ддунья ва джамиА хейри ль-ахира

всякое благо ближней жизни и всякое благо жизни будущей!

وَاصْرِفْ عَنّي بِمَسْألَتي إيَّاكَ جَميعَ شَرِّ الدُّنْيا وَشَرِّ الآخِرَة

васриф Анни би мас-алати ийяк джамиА шарри ддунья ва шарри ль-ахира

И отврати от меня по моей просьбе у Тебя всякое зло ближней жизни и всякое зло жизни будущей,

فَإنَّهُ غَيْرُ مَنْقُوصٍ مَا أَعْطَيْتَ،

Фа иннаху гейра манкуусин ма аАтайт

ибо нет никого, кто уменьшил бы дарованное Тобою –

وَزِدْنِي مِنْ سَعَةِ فَضْلِكَ يَا كَرِيمُ.

Ва зидни мин фазлика йа кариим

и ещё умножь мне по Твоей щедрости, о Великодушный!

يَا ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ،

Йа заль джалали валь икрам

О, Обладатель величия и славы!

يَا ذَاَ النَّعْمَاءِ وَالْجُودِ،

Йа заль наАмааи валь джууд

О, Обладатель благ и щедрости!

يَا ذَاَ الْمَنِّ وَالطَّوْلِ،

Йа заль манни ва ттауль

О, Обладатель наделения и величия!

حَرِّمْ شَيْبَتِي عَلَى النَّارِ.

Харрим шейбати Аля ннар

Защити мою седину от Огня!

Передаётся, что Имам Садык (А) прочитал этому дуа одному из своих сподвижников в ответ на просьбу научить его такому дуа в месяц раджаб, чтобы Аллах ответил и помог ему.

3. Каждый день в месяц раджаб желательно читать .

4. В течение месяца раджаб желательно прочитать намаз Салмана Фарси, которому обучил его Посланник Аллаха (С).

Посланник Аллаха (С) сказал Салману Фарси: «О Салман, нет ни одного верующего или верующей, кто прочитал бы 30 ракятов в месяце раджаб, чтобы Аллах не простил ему все грехи и не дал бы ему награду того, кто постился весь месяц. Его смерть будет подобна смерти шахида. Он будет воскрешён вместе с шахидами Бадра. Его положение возвысится на тысячу ступеней» .

Джабраил сказал: «О Мухаммад! Этот намаз — признак различения между твоими последователями и лицемерами, потому что лицемеры не читают этот намаз».

Намаз Салмана состоит из 30-ти ракятов, из которых 10 ракятов читаются первого раджаба, 10 ракятов — пятнадцатого и еще 10 — в последний день месяца.

Все ракяты читаются намазами по два ракята в каждом. В первых 10 ракятах в каждом ракяте читаем суру «Фатиха» один раз, потом суру «Ихляс» три раза и затем суру «Неверующие» три раза. Между каждыми двумя ракятами (то есть между каждым намазом по два ракята) поднимаем руки и говорим:

Затем говорим:

Пятнадцатого раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

Последнего числа раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

5. Много просить прощения у Аллаха. Для этого рекомендуется каждый день 1000 раз говорить эту фразу:

أَسْتَغْفِرُ اللّهَ ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ مِنْ جَمِيعِ الذُّنُوبِ وَالآثَامِ

Астагфиру ллаха заль джалаали валь икраам мин джамиАи ззунуби валь аасаам

«Я прошу прощения у Аллаха, Обладателя величия и славы, за все грехи и ошибки».

Также желательно повторять столько, сколько сможете:

أَسْتَغْفِرُ اللّه وَأَسْأَلُهُ التَّوْبَةَ

Астагфиру ллаха ва ас-алуху ттауба

«Прошу прощения у Аллаха и прошу Его обратиться ко мне».

6. Давать садаку в этот месяц.

7. В ночь на седьмое раджаба рекомендуется совершить специальный намаз. Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто прочитает этот намаз — Аллах поместит его под сенью Своего Трона, облегчит для него муки смерти и избавит от сжимания в могиле. Он умрёт не иначе как увидев своё место в Раю и будет избавлен от ужасов Судного Дня».

Этот намаз состоит из двух намазов по два ракята каждый. В каждом ракяте после «Фатихи» читаем суру «Ихляс» три раза, затем — «Рассвет» один раз и «Люди» один раз.

После завершения намаза 10 раз читаем салават и 10 раз — тасбихат арбā (субхана ллахи валь хамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар — «пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах велик»).

8. 13-е, 14-е и 15-е числа раджаба, шаабана и рамадана называются «айаму байз» («дни сияния»). Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто молится по ночам в дни сияния, стоит перед вратами великой милости и блага».

Что касается намаза в ночи на 13-е, 14-е и 15-е раджаба, то их надо совершать следующим образом:

— В ночь на 13-е раджаба читаем намаз в два ракята: в каждом ракяте после «Фатихи» читается сура «Йа.Син», потом «Власть» и «Ихляс».

— В ночь на 14- раджаба совершаем два намаза по два ракята в каждом. В каждом из ракятов читаем те же самые суры.

— В ночь на 15-е раджаба совершаем три намаза по два ракята в каждом, в каждом из которых читаем те же суры.

В ночь на 15-е раджаба также желательно прочитать (А) для 1-го раджаба, 15-го раджаба и 15-го шаабана.

В день 15-го раджаба желательно совершить гусль и прочитать 10 ракятов намаза Салмана Фарси, как было упомянуто выше.

Даты этого месяца:

Первый день этого месяца – день рождения Имама Бакира (А); второй или пятый – Имама Хади (А), десятый – Имама Джавада (А), тринадцатый – Имама Али (А).

Другие даты этого месяца:

— Пятнадцатого раджаба — день смерть Зейнаб бинт Али (А).

- 25-е раджаба — день шахадата Имама Казыма (А).

— 26-е раджаба — день смерти отца Имама Али (А) и «хранителя Ислама» Абу Талиба.

— 9-е раджаба — рождение сына Имама Хусейна Али Асгара.

— 12-е раджаба — смерть дяди Пророка (С) Аббаса.

— 20-е раджаба — рождение дочери Имама Хусейна Сакины.

— 24 раджаба — битва Хейбар (7-й год хиджры).

— 28-е раджаба — Имам Хусейн (А) выехал из Медины.

— 29-е раджаба — битва при Табуке (9-й год хиджры).

Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не подозревают, что встретились с ними. (У. Даннинг)

Странно, но проявляя ослушание и погрешности в ибадате, мы, тем не менее, получили очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения, который по-своему велик и возвеличен Всевышним Аллахом. Месяц Раджаб (переводимый как «мир», «спокойствие») является одним из четырёх запретных для войн месяцев, он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями.

По некоторым версиям, в первый день этого месяца в доме (мир ему) из-под печки начала поступать вода, ознаменовав начало Всемирного потопа. А в ночь на первую пятницу благословенного месяца Раджаб состоялось бракосочетание родителей Пророка ﷺ Абдуллаха ибн Абд Аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб, история жизни которых была трогательна и драматична. Отец Посланника Аллаха ﷺ был одним из самых красивых юношей во всём городе, его отец взял ему в жёны одну из самых красивых и благородных девушек Мекки Аминат бинт Вахб.

Мать будущего Пророка ﷺ по Воле Аллаха забеременела им практически сразу, однако счастья молодожёнам в совместной жизни было отпущено очень мало. Отправившись в путешествие (по некоторым версиям, на втором месяце супружеской жизни), отец Пророка Мухаммада ﷺ покинул этот мир в молодом возрасте. Так вот, ночь, в которую происходило заключение брака между родителями Хабиба ﷺ , называют Ляйля Ар-Рагаиб (ночь даров).

Также именно в месяц Раджаб произошло ночное путешествие (исраъ ) Пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Масжид Аль-Акса, что в Иерусалиме, и в последующем его (вознесение) на небеса и общение со Всевышним Аллахом, сделавшее именно нашего Пророка ﷺ избранным. Эти события (), вписанные золотом в историю Ислама, произошли в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб.

Месяц Раджаб , предшествующий , является также благоприятным временем для планомерной подготовки к месяцу Рамадан. Поэтому желательно в этом месяце соблюдать пост, следуя достоверному хадису, приведённому от Абу Давуда:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Шарх Аль-Муслим», пишет следующее: «В "Сунане" (сборнике хадисов) Абу Давуда сказано, что, поистине, Пророк ﷺ побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/167).

Пусть Аллах даст нам достаточно силы и разума, дабы не упустить время дождей Его милости и прощения.

Камаль Магомедов

21 сентября 2017 года, в первый день священного месяца мухаррама, начинается новый 1439 год по мусульманскому календарю Хиджра.

С середины VII века Хиджра является точкой отсчета для мусульманского летоисчисления. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет с того времени, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 года от Рождества Христова по юлианскому календарю и прибыл в Медину 22 сентября того же года .

Однако вести летосчисление с Хиджры начали лишь в 637 году , в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба. По велению халифа в качестве первого дня нового летосчисления был взят день, когда пророк Мухаммед выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 года от Рождества Христова.

Календарь Хиджры основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл — 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354-355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-12 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре. Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные — по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года.

Наступление нового года по Хиджре знаменует священный месяц мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырех месяцев (раджаб, зуль каада, зуль хиджа, мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т.д .

Первые десять дней мухаррама считаются благословенными для всех хороших начинаний (в том числе и для заключения браков). Как и священный рамадан, это месяц раздачи милостыни в пользу неимущих, на благоустройство мечетей.

О высокочтимости мухаррама много говорится в Коране и Сунне, поэтому каждый мусульманин должен стараться провести его в служении Аллаху. Считается, как верующий проведет этот первый месяц года, так и пройдет весь год.

Отмечать как-то по особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, братья и сестры! Ин ша Аллах, с наступлением вечернего намаза (магриб), 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.

1. Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос: Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549)

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать. (Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

2. Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать. (См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб. (Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

3. Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос: Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса: «Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов: Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан "абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

4. Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) - достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

5. Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос: Пожалуйста, проверьте следующий хадис: «Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ: Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты. (См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

6. Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху...».

Ответ: Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538).

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

7. Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос: Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ: Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».

8. Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос: У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ: Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала).

Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи. (Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

9. Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос: Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ: Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб - это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах знает лучше.

О люди, бойтесь Всевышнего Аллаха и возносите благодарения Ему за Его милость к нам. Он даровал нам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же свои благодатные дни должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему, отдаляйтесь от грехов и наполняйте жизнь свою смыслом и совершенством. Ведь эти периоды Аллах создал для того, чтобы прощать наши грехи, умножать наши благие дела и укреплять наш путь.

Мы, по милости Аллаха (хвала и величие Ему), встречаем благословенный месяц Аллаха – Раджаб, который является прекрасной возможностью совершать лучшие и благие дела.
Всевышний Аллах даровал Своим верующим рабам особо благословенные дни и ночи, такие как: Рагаиб, Ми’радж, Бараат Кадр, которые приходятся на три священных месяца – Раджаб, Ша’абан и Рамадан.

Да будет хвала Аллаху, который удостоил нас счастья дожить до этого времени духовных даров, где каждый желающий может своей искренностью и поклонениями приобрести у Аллаха блага вечности. Ведь нам предписано проводить эти благословенные дни и ночи подобающим божьим рабам образом.

Досточтимый Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с приближением этих трех священных месяцев молился Создателю так: «Аллахумма барик лана фи раджаби уа-ша’абани уа-баллигна рамадан» «О Аллах, сделай для нас благословенными месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана» (Ахмад, Байхаки, «Кашф аль-Хава». Т. 1: 186, №554), и в одном из своих хадисов он говорил: «Есть пять ночей, молитва в которые никогда не будет отвергнутой:

1. Ночь первой пятницы месяца Раджаб (Ночь Рагаиб);

2. Пятнадцатая ночь месяца Ша’абан (Ночь Бараат);

3. (Каждая) Пятничная ночь;

4. Предпраздничная ночь праздника Рамадан;

5. Предпраздничная ночь праздника Курбана» (Ибн Асакир, «Мухтар аль Ахадис»: 73).

По лунному календарю месяц Раджаб является седьмым месяцем года и одним из четырех священных месяцев, именуемых ‘ашхуру-ль-хурум. В этом месяце есть две благословенные ночи – Рага ‘иб и Ми ‘радж.

Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – месяц Аллаха, Ша’бан – мой месяц, Рамадан – месяц моей уммы». Слово Раджаб происходит от слова тарджиб и означает «уважение», «почитание» и «поклонение». Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тем, кто из уважения к этому месяцу держит пост и поклоняется Ему. В одном из хадисов сообщается, что Раджаб – это название одного из райских источников, вода которого «белее молока и слаще мёда» и, что в день Страшного суда его воды удостоятся те, кто держал пост в этот месяц.

Поскольку посты и богослужение, совершенные в месяц Раджаб, особенно чисты и богоугодны, то существует и еще одно название этого месяца – аш-Шахру-ль-мутаххар, что значит «месяц очищения». Поэтому месяц Раджаб – это месяц покаяния и преклонения. Месяц Ша’абан – это месяц любви и верного служения Аллаху. Месяц Рамадан – месяц близости и благоденствия.
Зу-н-нун аль-Мисрий (да помилует его Аллах) говорил: «Месяц Раджаб – месяц сева семян, ІІІа’абан – месяц их полива, а месяц Рамадан – месяц сбора урожая благочестия и служения Аллаху. Каждый пожнет то, что сам посеет. А тот, кто ничего не посеял, в месяц жатвы будет сильно сожалеть об этом…».

В одном из священных хадисов сказано: «Раджаб – это месяц Аллаха. Тому, кто выказал почтение этому месяцу, Аллах также выкажет почтение в этом и ином мире».
Один из исламских ученых сказал: «Летосчисление подобно дереву. Если месяц Раджаб – это листья дерева, то Ша’абан – это его плоды, а месяц Рамадан – это собранный урожай. Месяц Раджаб – это месяц прощения Аллаха, Ша’абан – попечительства и заступничества Аллаха, а Рамадан – безграничных благодеяний Всевышнего».

Поэтому есть надежда, что те верующие, которые ответят на этот призыв в ночь ар-Рагаиб, найдут свое спасение. Вот почему зрелые верующие должны придавать большое значение этой ночи, постясь днем и проводя в поклонении ночь.

В эту ночь Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), видевший множество чудес и знамений своего Господа, совершал, в качестве благодарности и признательности Аллаху, двенадцать рака’атов намаза (С. Атеш. Исламская Энциклопедия: 216; О. Насухи Бильмен. Исламская Энциклопедия: 205; А. Фикри Явуз. Исламская Энциклопедия: 529).

Всевышний Аллах, прощение и милость которого безграничны, направил к нам путеводителя и спасителя, Пророка милости – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он находится в постоянном беспокойстве о нас. Грехи наши печалят и ранят его сердце. Поэтому истинный мусульманин не может совершать ничего, что могло бы противоречить призыву Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах говорит:

«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Ат-Тауба, 9/128).

Поэтому, уважаемые братья мусульмане, три священных месяца и благословенные ночи необходимо использовать для приближения ко Всевышнему Аллаху. Давайте в эти месяцы больше делать покаяний и ду’а, стараясь вернуть свои материальные и духовные долги ради довольства Господа. Давайте чаще читать Священный Коран, произносить салаваты Досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Давайте, построившись рядами в мечетях, будем совершать ду’а во имя нашего общего спасения. Давайте навещать наших стариков и больных, удостаиваясь, таким образом, их благих молитв. Давайте делать ду’а за умерших и читать им Коран. Давайте уделим время и внимание неимущим, малоимущим, нуждающимся, одиноким, сиротам и вдовам. Давайте расскажем своим детям о достоинствах этих благословенных дней и ночей.

Хочу напомнить хадис Досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах говорит: «Я близок к рабу Моему настолько, насколько он только может себе представить. И, когда он поминает меня, Я оказываюсь рядом с ним. Если он поминает Меня в чьем-то обществе, Я поминаю его в обществе лучшем, чем это. Если раб делает ко мне шаг, Я делаю ему навстречу два шага. И, если раб отправится ко Мне пешком, Я побегу к нему навстречу» (Аль-Бухари, Муслим (да помилует их Аллах), Аль-Лу’-Лу’ууваль Марджан. Китаб Ат-Тауба. №1746).

Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

Намаз с просьбой об исполнении желаний – это намаз хаджат (в нем выражена просьба об исполнении желаний), который можно читать во всякое время при возникновении нужды. Он состоит из 10 рак’атов, т.е. после нийата (намерения молитвы) читается еще 10 рак’атов. Его можно прочитать в 1-й и 10-й, на 11-й и 20-й, 21-й и 30-й дни месяца Раджаб. Этот намаз можно читать также после вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намазов. Еще более предпочтительно читать этот намаз в ночь на пятницу и воскресенье во время намаза тахаджжуд. Этот намаз, прочитанный 30 раз в течение месяца Рамадан, отличает мусульманина от безбожника. Безбожники не смогут совершить его. Для этого намаза надо выразить следующее намерение (нийат): «О Аллах мой! Ради нашего духовного предводителя (т.е. Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который своим явлением наполнил мир светом, во имя ценимого (объявленного священным) Тобой месяца Раджаб, надели меня Своей Божественной милостью и благодатью. Запиши меня в ряду набожных и благочестных рабов Своих. Спаси от мук преходящей и вечной жизни. Ради Тебя я произнес этот нийат. Аллаху акбар!».

При этом в каждом рак’ате этого намаза, в котором читается по 2 рак’ата (всего 10 рак’атов), 1 раз читается сура ал-Фатиха, 3 раза сура ал-Кафирун и 3 раза сура ал-Ихлас.

Ночь претворения желаний (Лайлат ар-Рагаиб)

Предполагается, что Лайлат ар-Рагаиб – это ночь первой пятницы месяца Раджаб, связующая четверг с пятницей. Эта ночь также почитается среди мусульман наряду с другими благословленными ночами.

В эту ночь мусульмане просят претворения своих желаний. Они встречают эту ночь молитвами в надежде на милость и благодеяние Аллаха. Поэтому она и почитается как ночь Претворения Желаний: Рагаиб от слова рагиба – «мечта», «желание».

В хадисах до нас дошло, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в эту ночь читал намаз в 12 рака’атов. Однако нет подтверждений истинности этих сведений. Об этом писали также ученые Ислама, например, авторы книг Бахр ар-ра иқ и Радду-л-Мухтар.
Среди мусульман чтение намаза в 12 рака’атов в ночь Рагаиб впервые было введено в начале ХІІ века. Этот намаз считается нафл. Если совершить его искренне ради Аллаха, то человек получит соответствующее воздаяние, однако, если его не читать, греха не будет. Этот намаз читается между вечерним (магриб) и ночным (‘иша) намазами. Каждые 2 рака’ата завершаются приветствием (ас-саламу ‘алайкум уа-рахматуллах). В первом рака’ате 1 раз читается сура аль-Фатиха и 3 раза сура аль-Кадр.

Ду’а, которые возносятся в месяц Раджаб

Поскольку Раджаб – это месяц Аллаха, то в этот месяц следует чаще читать суру ал-Ихлас (Очищение), в которой описаны основные атрибуты Всевышнего. 3 тысячи раз именно в этот месяц особенно богоугодно произносить следующие зикры:

  1. В течение первых 10 дней: «Субхана-ллахи-л-хаййи-л-каййум» ;
  2. Следующие 10 дней: «Субхана-ллахи-л-ахади-с-самад» ;
  3. Последние 10 дней: «Субхана-ллахи-л-гафуури-р-рахиим» .

Эти тасбихи следует произносить ежедневно не менее 100 раз. В месяце Раджаб весьма полезно вознести мольбу покаяния:

«Астагфиру-ллаха-л-азыма-ллази лаа илааха илла хуа-л-хаййал-каййума уа-атубу илайх. Тавбата абдин заалимин ли-нафсих, лаа йамлику ли-нафсихи мавтан уа-лаа хайатан уа-лаа нушуура»

Смысл: Молю простить мои грехи Аллаха Всевеликого, Живого и Вечного, кроме Которого нет Божества, с покаянием раба, согрешившего против себя, не способного ни умертвить, ни оживить и ни воскресить себя.