Может лучше обратимся в сикхизм? Кроссворд тряпичный шлем сикхов.

Наибольшее распространение получил персидкий шлем кулах-кхуд (kulah khud), варианты произношения: кулах худ, кула худ. Этот шлем выделяется своей относительно неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем навершием на макушке шлема, и двумя втулками над налобной частью шлема, для крепления ярких украшений: перьев попугая или павлина. Также выделяет этот шлем круговая кольчужная бармица с вырезом для лица. Бармица может закрывать глаза, но проблемой это не является по двум причинам: сквозь кольчугу прекрасно все видно; если одеть шлем на большую шапку или тюрбан глаза перестают быть закрытыми кольчугой - так этот шлем делается относительно безразмерным. Кроме бармицы кулах кхуд снабжался наносником, который крепился к тулье шлема специальным болтиком или защелкой.

Индийской особенностью шлемов кулах худ является низкая тулья и короткий шпиль-навершие. Весьма интересные шлемы замечены у сикхов (северо-запад Индии) их тулья волнообразной формы имеет гребень плавно вытянутый из тульи шлема. В Индии не встречались навершия шлемов в виде головы журавля или другой птицы или животного.

Шлемы цельной конструкции носят название mughal helmet - то есть могольские шлемы, поскольку Индия известна широким применением всевоможных кольчужных и кольчато-пластинчатых шлемов, известных в русском оружиеведении как шапки мисюрки, называться кулах-зирах (перс. kulah zirah). Кроме мисюрок турецко-персидского стиля состоящих в своей основе из одной круглой бляхи на голове, на территории Индии, Афганистана, западной части Пакистана, встречаются имеющие в своей основе несколько подтреугольных пластин, кольчужные капюшоны с втулкой навершием, и даже с наносником. Наносник может быть аналогичным тому который ставится на кулах кхуд или с расширением в нижней части похожим на якорь.

На Персидских шлемах для защиты лица иногда устанавливалось личина-забрало, такая защита лица применялась и Империи Великих Моголов, но для большей части Индии защита лица вообще не характерна, кольчужная маска закрывающая лицо, устанавливалась на кольчужных капюшонах и кольчато-пластинчатых шлемах воинов из Синда - территория западной Индии и восточного Пакистана.

Песидский шлем 17-18 века. Музей Виктории и Альберта в Лондоне

кольчато-пластинчатый шлем

Не глубокий индийский шлем. 18 век.

кулах-кхуд

шлем с подшлемником

восточный шлем

Шлем с забралом укрепленным на кольчуге.

кольчато-пластинчатый шлем

сикхский шлем

индийский шлем

сикхский шлем

персидский шлем

персидские шлема с журавлем

кулах кхуд

мягкий шлем

мягкий шлем

пакистанский шлем

личина-забрало

индийский шлем

кулах кхуд

мугальский шлем

персидский шлем

мугальский шлем

персидское забрало

татарское забрало

Власти Онтарио (Канада) обязали сикхов надевать мотошлем во время поездок на мотоцикле.

Внимание! Данная информация противоречит инстинкту самосохранения и если вы не убежденный сикх, то надевайте шлем во время передвижения на мотоцикле!

Иногда стремление всегда и во всем следовать какой-либо догме или религиозным канонам не вписывается в общую картину современного мира. Особенно если данная доктрина противоречит всем правилам и основам безопасности ее ортодоксального носителя, пребывающего на территории, относящейся к цивилизованной части света, со своими, давно сложившимися обязательными требованиями, установленными нормами и законами.
Что бы не быть голословным рассмотрим конкретный пример, а именно ярко выраженную социальную группу канадских сикхов, рискующих ценой собственных жизней доказать право преобладания атрибутов религиозного культа над разумным взглядом на ситуацию.
Все дело в том, что полиция Канады не делает различий между пилотом без шлема и дресс-кодом представителя религиозной конфессии, в том же ключе нарушающего ПДД на мотоцикле. Однако данная несправедливость и забота о здоровье, видимо, глубоко ранит поклонников тюрбана, ссылающихся на нарушение прав и свобод вероисповедания, побудив местную ассоциацию сикхов (Canadian Sikh Association) подать официальную жалобу властям региона.
Те, в свою очередь детально ознакомились с требованиями и дали свой исчерпывающий ответ: «После тщательного рассмотрения, мы определили, что нет никакой возможности предоставить такого рода исключение, т.к. оно будет представлять угрозу безопасности дорожного движения. В конечном счете, безопасность Онтарио наш наивысший приоритет, к тому же данные статистики документально подтверждают, что страны, принявшие закон об обязательном ношении шлема во время движения на мотоцикле снизили общее количество летальных исходов при ДТП на 75%».

Однако сикхов не устроил такой итог, и все та же ассоциация обратилась в суд с иском об ущемлении прав и свобод вероисповедания.
Довольно интересно сформулировал свое мнение по данному поводу специально уполномоченный секретарь местной общины сикхов Манохар Сингх Бал: «Британская Колумбия, Манитоба и Великобритания - все приняли закон, который признает тюрбан и право сикхов свободно ездить в нем на мотоцикле. Тюрбан является неотъемлемой частью нашей религии и дресс-кодом. Мы не можем появиться на публике, не нося его».
Удивительно, но стоит отметить и тот факт, что заявление действующих властей Онтарио посеяло смуту в некоторые политические течения, заговорившие о нарушении основ правового государства и выступившие в поддержку ущемленных сикхов и их права на самобытность. Пусть даже если она станет последней в их жизни…

Наибольшее распространение получил персидкий шлем кулах-кхуд (kulah khud), варианты произношения: кулах худ, кула худ. Этот шлем выделяется своей относительно неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем навершием на макушке шлема, и двумя втулками над налобной частью шлема, для крепления ярких украшений: перьев попугая или павлина. Также выделяет этот шлем круговая кольчужная бармица с вырезом для лица. Бармица может закрывать глаза, но проблемой это не является по двум причинам: сквозь кольчугу прекрасно все видно; если одеть шлем на большую шапку или тюрбан глаза перестают быть закрытыми кольчугой – так этот шлем делается относительно безразмерным. Кроме бармицы кулах кхуд снабжался наносником, который крепился к тулье шлема специальным болтиком или защелкой.

Индийской особенностью шлемов кулах худ является низкая тулья и короткий шпиль-навершие. Весьма интересные шлемы замечены у сикхов (северо-запад Индии) их тулья волнообразной формы имеет гребень плавно вытянутый из тульи шлема. В Индии не встречались навершия шлемов в виде головы журавля или другой птицы или животного.

Шлемы цельной конструкции носят название mughal helmet – то есть могольские шлемы, поскольку Индия известна широким применением всевоможных кольчужных и кольчато-пластинчатых шлемов, известных в русском оружиеведении как шапки мисюрки, называтьсякулах-зирах (перс. kulah zirah). Кроме мисюрок турецко-персидского стиля состоящих в своей основе из одной круглой бляхи на голове, на территории Индии, Афганистана, западной части Пакистана, встречаются имеющие в своей основе несколько подтреугольных пластин, кольчужные капюшоны с втулкой навершием, и даже с наносником. Наносник может быть аналогичным тому который ставится на кулах кхуд или с расширением в нижней части похожим на якорь.

На Персидских шлемах для защиты лица иногда устанавливалось личина-забрало, такая защита лица применялась и Империи Великих Моголов, но для большей части Индии защита лица вообще не характерна, кольчужная маска закрывающая лицо, устанавливалась на кольчужных капюшонах и кольчато-пластинчатых шлемах воинов из Синда – территория западной Индии и восточного Пакистана.

Песидский шлем 17-18 века. Музей Виктории и Альберта в Лондоне

кольчато-пластинчатый шлем

Не глубокий индийский шлем. 18 век.

кулах-кхуд

шлем с подшлемником

восточный шлем

Шлем с забралом укрепленным на кольчуге.

Кольчато-пластинчатый шлем

сикхский шлем

индийский шлем

сикхский шлем

персидский шлем

пакистанский шлем

личина-забрало

индийский шлем

мягкий шлем

пакистанский шлем

личина-забрало

индийский шлем

кулах кхуд

мугальский шлем

персидский шлем

мугальский шлем

персидское забрало

татарское забрало

Перелопатил тонну материала о них, в том числе и визуального,
например британские фотографы Amit и Naroop , принадлежащие явно к индийской диаспоре, сфотографировали портреты своих соплеменников: служителей храмов, стилистов, врачей, боксеров, магов, архитекторов, часовщиков...

"Некоторые из молодых сикхов рассказали нам, как их молодые годы были потрачены на выпивку, курение, и прочие развлечения, - говорит Naroop, - Но когда они приняли сикхизм, начали растить волосы, и носить тюрбан, им оказались больше не нужны прежние ложные "удовольствия". Сикхизм дал им все, что нужно на более глубоком духовном уровне."

Некоторые из пожилых мужчин сикхов рассказывали о необходимости обрезать свои волосы, когда они впервые приехали в Англию, только чтобы быть принятым местными и получить работу.


Сикхов в мире около 22 млн. Преимущественно живут на северо-западе Индии. Там испокон веку для них построили специальные штаты - Пенджаб... и.. и еще какой-то. Восьмая по численности религия в мире. Сикхи - монотеисты. Бог рассматривается в двух аспектах - БогАбсолют и Бог, который внутри каждого из нас. Форма поклонения - медитация.

У сикхов (точнее по их верованиям) после смерти душа просто растворяется в природе. Нет ни ада ни рая. Ни к чему творить добрые дела только ради того, чтобы тебе воздалось после смерти. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую «Амрит». Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с частными медитациями во имя Бога.

Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов, так называемые пять К:

Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под тюрбан

Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы

Kara — стальной браслет

Kaccha — трусы до колен

Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

Последний пункт обязательный. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины не пользуются косметикой.

Всем мальчикам при рождении даётся одно и то же отчество, у девочек ситуация идентична.
Поэтому все сикхи носят одну и ту же фамилию: мужчины — Сингх, а женщины — Каур, что означает «лев» и «львица».
Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел. Для Индии это песчинка в океане.

Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу), и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.

Погребальная церемония сикхов — кремация, после совершения которой пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники.

Будучи воинами, сикхи всегда составляли элиту индийской армии, что в свое время не учла Индира Ганди. Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости оскорбление. Примерно как сбить с сикха тюрбан - за это тоже можно поплатиться жизнью.
Неудивительно, что Индиру вскоре убили ее собственные телохранители, которые, конечно же, были сикхами.

Сикхи — вегетарианцы и строго порицают курение. До того строго, что курить запрещено в радиусе 1 км от Золотого храма в Амритсаре.

А это на слух одна из самых известных в мировой культуре композиций, созданной сикхом. Rajinder Singh Rai, он же Panjabi MC...

Ничто человеческое сикхам не чуждо. Тюрбан и борода просто немного сбивают с толку)

Молодые сикхи, особенно проживающие в Британии, - парни стильные...


А старики - еще стильнее!!

Наибольшее распространение получил персидкий шлем (kulah khud), варианты произношения: кулах худ, кула худ. Этот шлем выделяется своей относительно неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем навершием на макушке шлема, и двумя втулками над налобной частью шлема, для крепления ярких украшений: перьев попугая или павлина. Также выделяет этот шлем круговая кольчужная бармица с вырезом для лица. Бармица может закрывать глаза, но проблемой это не является по двум причинам: сквозь кольчугу прекрасно все видно; если одеть шлем на большую шапку или тюрбан глаза перестают быть закрытыми кольчугой – так этот шлем делается относительно безразмерным. Кроме бармицы кулах кхуд снабжался наносником, который крепился к тулье шлема специальным болтиком или защелкой.

Индийской особенностью шлемов кулах худ является низкая тулья и короткий шпиль-навершие. Весьма интересные шлемы замечены у сикхов (северо-запад Индии) их тулья волнообразной формы имеет гребень плавно вытянутый из тульи шлема. В Индии не встречались навершия шлемов в виде головы журавля или другой птицы или животного.

Шлемы цельной конструкции носят название mughal helmet – то есть могольские шлемы, поскольку Индия известна широким применением всевоможных кольчужных и кольчато-пластинчатых шлемов, известных в русском оружиеведении как шапки мисюрки, называться кулах-зирах (перс. kulah zirah). Кроме мисюрок турецко-персидского стиля состоящих в своей основе из одной круглой бляхи на голове, на территории Индии, Афганистана, западной части Пакистана, встречаются имеющие в своей основе несколько подтреугольных пластин, кольчужные капюшоны с втулкой навершием, и даже с наносником. Наносник может быть аналогичным тому который ставится на кулах кхуд или с расширением в нижней части похожим на якорь.

На Персидских шлемах для защиты лица иногда устанавливалось личина-забрало, такая защита лица применялась и Империи Великих Моголов, но для большей части Индии защита лица вообще не характерна, кольчужная маска закрывающая лицо, устанавливалась на кольчужных капюшонах и кольчато-пластинчатых шлемах воинов из Синда – территория западной Индии и восточного Пакистана.

Кольчато-пластинчатый шлем с якореобразным наносником. нач. 17 века. Королевские арсеналы в Лидсе. Не глубокий индийский шлем. 18 век. Королевские арсеналы в Лидсе
Индийский Кулах кхуд шлем. Конец 18 ст. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Великобритания. Шлем суданского дервиша 19 века. Историческая ценность невелика, но он сохранился с подшлемником. Шлемы имитирующие шапку, Индия 17 век. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Великобритания.
Шлем из Юго-Восточного Пакистана Западной Индии – Синда (Sind) с забралом укрепленным на кольчуге. 18 ст. Национальный музей в Кракове Польша (National Museum, Krakow Poland). Могольский кольчато-пластинчатый шлем с якореоразным наносником. Royal Armouries Museum, Leeds Сикский шлем из коллекции музея Королевские Арсеналы в лидсе (Royal Armouries)
Синдский шлем (1820-1840). Музей Азиатского Искусства в Калифорнии, США (the Asian Art Museum in San Francisco, California). Персидский шлем кулах худ 17 с., период Сефевидов (Safavid). Гарварсский музей искусства (Harvard Art Museums, Cambridge, Ma). США.
Персидские шлемы во Дворце Эмиров Дамаска. Сирия. Azm-Palast in Damaskus (fotografiert durch die Vitrinenscheibe)
Индийский мягкиий шлем с железным наносником, был вывезен из дворца султана Типу (Tipu Sultan). Наносник исписан надписями славящими Аллаха и пророка Мухаммеда и изображениями тигров. Султан Типу правитель Майсура (Mysore Юг Индии). Долго воевал против английских колониальных войск. Имперский военный музей. National Army Museum, London England. Индийский шлем на стеганной хлопковой подкладке покрытая шелковой парчей. Victoria and Albert Museum. South Kensington. London Кольчато-пластинчатый шлем из Синда, конец 18 века. Музей Метрополитен в Нью Йорке. The Metropolitan Museum of Art, New York.
Боевая антропоморфная маска личина-забрало 15 век, сталь отделка золотом. Музей Исламского Искусства Доха. Катар (Museum of Islamic Art. Doha, Qatar). Индийский шлем, похожий на тюрбан, Metropolitan Museum of Art, New York. Kulah-khud style helmet
Шлем кулах худ 18 век. Музей метрополитен в Нью Йорке. Персидский шлем из коллекции Нассера Кхалили The Nasser D. Khalili Collection of Islamic Art
Кулах худ, Оттоманская империя 16-17 век, наверное самый старый из подобных шлемов. Музей Метрополитен в Нью Йорке
Личина-забрало. Анатолия или Западный Иран, конец 15 века. Железо Nour Foundation Крымско-татарская боевая маска 16 века, 16th century Crimean Tatar mask

Индийский (Могольский) кольчужный капюшон кулах зирах, конец 17 века. аукцион Whisnant Galleries
Литература

Джордж Камерон Стоун. Оружие и доспехи всех времен и народов. Астрель. (2010)
Константин Носов, В. Голубев. Традиционное оружие Индии. Эксмо. 2011 год.
Рассел Робинсон. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения Издательство: Центрполиграф. 2006 год.