Неоспоримые общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности - A PRIORI

Культура и цивилизация, их соотношение.

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3.Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение. 4.Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Наука, ее роль и место в культуре.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей . Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Главные функции: 1) познавательная -познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. 4) культурная, образовательная - наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Проблема человека в философии.

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-

теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы. Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек - ручное животное. Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда.

Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек

уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

Личность и общество.

Личность и общество - социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на некие самостоятельные целостности. Так, в рабовладельческом О. наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л. политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная Л. сила. В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.: Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует т. зр. отделившегося индивидам. О. предстает перед ним как совокупность формально равных частных собственников, которым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии. В 17 - 18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно которым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение Л. оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу управления и даже сферу досуга и развлечений. Этот процесс находит свое отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О. и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное, неустранимое метафизическое противоречие. Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе О. тем исторический процесс становления и развития человеческой Л., связал возникновение противоречия между О. и л. с существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Ликвидация антагонистических классов и исторически унаследованных форм разделения труда создает условия для формирования всесторонне развитых, творчески активных Л. Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую Л.

Свобода и ответственность.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Общечеловеческие ценности и их роль в современном мире.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох

Существует мнение, что общечеловеческие ценности обосновываются исходя из этологии, например, как ценности, сохранение которых способствует сохранению человеческого вида. По другой точке зрения доминирующие моральные ценности выделись в результате процесса цивилизационной конкуренции. Цивилизация, преуспевшая в такой конкуренции и утвердила свои ценности в качестве «общечеловеческих».Общечеловеческие ценности могут находиться в подсознании, например в виде архетипов. Однако не все культуры считают общечеловеческие ценности значимыми. «Золотое правило» противоречит, например, принципу «око за око», принятому в некоторых обществах, а также практическим следствиям из последнего, таким как кровная месть. Многие культуры отдают предпочтение принципу «сильный всегда прав».

УДК 316.752 A. С. Комаров

ББК 87 Диссертант

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ОПЫТ АПОЛОГИИ

В статье предпринята попытка философского обоснования общечеловеческих ценностей через поиск нравственного смысла. Раскрывается коммуникативная, социально-воспитательная роль этой системы принципов, а также значение общечеловеческих ценностей для современного человека и общества.

Ключевые слова: общечеловеческие, национальные, ценности, человечество, права, нравственность, достоинство, гуманизм.

A. S. Komarov Dissertator

UNIVERSAL VALUES: THE EXPERIENCE OF APOLOGY

The article attempts philosophical justification of universal values through a search for moral sense. Disclosed communicative, social and educational role of this system principles, as well as the importance of human values for the modern person and society.

Key words: universal, national, values, humanity, law, morals, dignity, humanism.

Общечеловеческие ценности - это такие нравственные и эстетические нормы и принципы, поведенческое значение которых признаёт и разделяет большинство людей, независимо от национальной, расовой, культурной, религиозной, социальной и т. д. принадлежности. Одним из примеров такой ценности является нравственное осуждение убийства себе подобных. Несмотря на широту и релятивность этого принципа нравственным признаётся общее неприятие насильственного причинения смерти другому человеку. Как бы не варьировалось наше частное отношение, какие бы нюансы не имелись в этих понятиях насилие, воровство, ложь и т. д. признаются безнравственными большинством людей. Исходя из этого, можно предположить наличие общепризнанных норм и принципов поведения и отношений людей, которые являются приемлемыми, положительно воспринимаемыми большинством человечества. Семантика выражения «общечеловеческие ценности», несмотря на признаваемую большинством мыслителей релятивность понятия «ценность», позволяет ориентировать социализацию человека, его личностное становление так, чтобы этот процесс был социально значимым и взаимополезным и для общества, и для человека. Большинство норм и принципов, подходящих под это понятие существует в среде людей уже давно, и воспринимаются большинством, как естественные, присущие человеку, как таковому. Для их культивирования не нужно каких-то специальных затратных усилий, они прививаются в социуме через давно отработанные приёмы семейного, социального, школьного образования и воспитания, через культуру. Они обеспечивают важнейшую

эмоциональную потребность всех людей, как обязательную составляющую счастья, - потребность в удовлетворении. Человек нуждается в том, чтобы его созидательный труд или нравственные качества получали одобрение, поддержку, были востребованы. Неудовлетворённость, разочарование и др. противоположные чувства порождают апатию, отчаяние, разочарование и т. д., состояния угнетённости, подавляющие созидательную волю человека. В этом аспекте потребность в эмоциональном удовлетворении является важнейшим социально-психологическим фактором человеческого существования. Общечеловеческие ценности являются для этого самым популярным обыденным средством, позволяющим всегда его испытывать. М. А. Баркова пишет о непреходящем характере общечеловеческих ценностей , что особенно востребовано в условиях стремительно меняющейся действительности. Фактически общечеловеческие ценности являются нравственным языком столетий развития мировой цивилизации. Эти ценности формировались не наперекор человеку, а в процессе развития его социальных потребностей и самосознания. Универсальность, вседоступность и постоянство делают эти ценности общечеловеческими. Таким образом, как принципы жизнеустройства, общечеловеческие ценности наиболее социально-выгодные, удобные в использовании основания.

Общечеловеческие ценности необходимы для мирного сосуществования и народов, и отдельных людей. Они основываются на признании системы общих нравственных принципов человечества. Общечеловеческие ценности - наиболее благотворная среда формирования достоинства человеческой личности (положительного качества личности, выраженного в совокупности высоких моральных качеств и уважении этих качеств в самом себе). Признание того или иного этического убеждения высоким нравственным основанием возможно только в условиях личного сравнительного сопоставления нравственных норм и выделения данного убеждения, как соответствующего определённому стандарту качества. Это не возможно в изолированных условиях. Современное общество не может существовать без высоких нравственных стандартов, как ориентиров социализации личности.

Доктрина общечеловеческих ценностей неоднократно подвергается критике со стороны сторонников так называемых «национальных ценностей», которые они противопоставляют общечеловеческим. В действительности никаких общенациональных нравственных или идеологических начал не может существовать и само это противопоставление не корректно. Природа человеческого мировоззрения и

поведения индивидуальна. Обычно человек руководствуется личными потребностями при выборе типа поведения. Это значит, что по тем же основаниям, по каким критикуются общечеловеческие ценности, могут подвергаться критике и национальные ценности. И, более того, уникальность национальных ценностей требует наличия более сложного аксиологического обобщения, чем это нужно общечеловеческим ценностям. Итак предположим, что общечеловеческое (гуманистическое) начало основано только на обобщении, а национальное на обобщении (своих) и обособлении (от других). До настоящего времени попытки найти такие особенности были неудачны, из-за чего можно предположить, что их не может существовать. Особенно сложно это сделать для крупной нации, географически расселённой в разных природно-климатических зонах. Обычно поборники этих поисков апеллируют к небесспорной античной традиции и к «античным ценностям» или делают попытку найти основания в современных националистических мифологемах о всевозможных «атлантах», «ариях», «гипербореях», «русах» и т. д., не имеющих почти ничего общего с их реальными прототипами. При этом происходит активная спекуляция на нередко недостаточном знании этих народов. В отношении же античных источников подобного аксиологического выделения следует назвать греческую и римскую этимологию понятия «варвар» и его социальную значимость. Но, даже историческая практика применения этого понятия не застраховала античные государства от внутреннего разложения и исчезновения, не сделала их исторически исключительными и эталонными. Кроме того, эллинизм и римская имперская идея опирались не на изоляцию, а на взаимодействие с «варварским» миром, в том числе и культурное. Римляне считали свои культурные ценности достойными статуса общечеловеческих, и стремились их распространить на завоёванных территориях.

Общечеловеческие ценности являются субъективным обобщением объективных начал человеческого сосуществования и включают в себя многие этические и эстетические основания, которые присущи и понятны Человеку, которые Он желал бы назвать своими. Это и любовь, дружба, добро, милосердие, альтруизм и т. д. Противники общечеловеческих ценностей считают, что они не могут принадлежать всем людям всегда. Действительно, человеческие ценности претерпевают эволюцию вместе с человеком, но современный уровень развития человечества предусматривает соответствующий набор ценностей, адекватных этому уровню его социального и биологического развития. Прогресс общества обусловит и

прогресс общечеловеческих ценностей. Независимо от того, как эти ценности называются нелепо доводить их до такого состояния, когда они превращаются в свою противоположность. Отсутствие приоритета прав человека во многих древних обществах, не делает эти общества привлекательными для современного человека. Решение проблемы человеческих страданий всегда волновало мыслителей всего мира, но лучшие из них никогда не искали это через увеличение страдания других людей. Победить смерть болезнь, голод, лишения нельзя причиняя их другим людям.

Национальные ценности, если такие и есть, не могут противопоставляться общечеловеческим. Почти не существует таких понятий, которые невозможно было бы перевести на другие языки. При этом подавляющее большинство относящихся к этой категории слов не являются гуманитарными ценностями, рассматриваемым в контексте предложенного понятия. Такими, например, являются автобус, космос, квадрат и т. д. Кроме того для всех существующих языков свойственно лексическое заимствование так, что очень быстро новые понятия «перекочёвывают» из одного языка в другой. Например: компьютер, Интернет и т. д. Следовательно, независимо от фонетики, синтаксиса, морфологии и других особенностей языков лексические значения понятий тождественны у разных народов. Понятийное мышление, лежащее в основе всех языков, является естественной средой обеспечения взаимопонимания людей. Общечеловеческие ценности также, благодаря своей рациональной природе, могут быть могут быть понятны людям разных народов и культур.

Никакие национальные ценности так же не возможны без общечеловеческих. Они могут быть выделены только из общечеловеческого, так как для этого необходимо, как минимум, наличие человека, думающего о собственном благе и о благе подобных ему. Находясь в поиске этого блага, человек не может не сопоставлять одни ценности с другими, анализировать, выделять общее. Найдя какие-либо нравственные качества в одном народе, он не может не замечать их наличия в тех народах, культура и менталитет которых также включает в себя эти качества. Культура, язык (общение) и нравственное чувство являются главными основаниями общечеловеческих ценностей. Есть немало предметов культуры, зародившихся локально, но получивших почти повсеместное распространение и применение. При этом эти предметы продолжали развиваться и вне ареала первоначального существования. Некоторые из них создавались на протяжении столетий, и ни одна нация не может назвать их своими. Иные возникли сравнительно

недавно и продолжают развиваться и обогащать культуру многих народов. Изобретённый в США интернет в настоящее время является наиболее доступным и востребованным творческим полем для представителей самых разных народов, а также самым популярными средством коммуникации. Но и при знании языков это общение не состоится, если отсутствует нравственное согласие. Не может существовать нация насильников или убийц, и потому не может быть национальных ценностей наперекор общечеловеческим. Кроме того, понятие «национальные ценности», вряд ли следует рассматривать, как уникальные. Ведь, в таком случае, не менее справедливы притязания, например, расовых, половых и прочих «ценностей». Несомненно, есть понятие «человек» и как общее по отношению к нему может быть только «человечество», или в данном контексте «общечеловеческое». В этом понятии нет политики, оно не акцентируется на разобщении, но ищет основания для интеграции, опираясь на общие для homo sapiens представления о добре, справедливости, красоте и истине. И не очень важно при этом наличие субъективных различий, которые сами по себе вторичны, если их некому слушать или не с чем сравнивать. Кроме того, можно сравнить ценности народов по различным философским, историческим, литературным, политическим и религиозным источникам и большинство из них всё же совпадёт или будет весьма близким. Только, если акцентироваться, при этом, нужно больше на поисках общего, а не различий.

Общечеловеческие ценности позволяют людям понимать друг друга. У различных народов не было бы общих понятий (пусть даже по-разному звучащих) без их существования. Немало свидетельств в поддержку этого можно найти в мировом искусстве. Например, самые массовые его виды: литература и кинематограф утверждают общие нравственные чувства. Так, почему индийские фильмы и латиноамериканские сериалы нашли огромную популярность у русских женщин? Потому, что перипетии чувственной любви одинаково близки и понятны и русским, и латиноамериканцам (или индийцам). Классическими художественные произведения могут стать только, если становятся общечеловеческим достоянием. Не существует по-настоящему национально изолированного искусства. Такое «искусство» пытались создать, например, в Германии III Рейха, но оно так и не стало ни народным для Германии, ни частью мирового искусства. Демонстрация в искусстве национализма или иной агрессивной формы выражения «национального духа» не может восприниматься представителями иных народов, как нечто родное и ценное. Культурное взаимопонимание обязательно основано на поиске возможности диалога и взаимопонимания.

Это обеспечивается общими нравственными представлениями. Например, аллегорический рассказ Дж. Беньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну», повествует о духовном странствовании возрождённой души-христианки, представленной образом Пилигрима. В пути его спутниками являются аллегорические образы добродетелей (Верный, Доброжелатель, Благоразумие и т. д.) и угрожают опасности (Глупость, город Суета, лорд Приспособленец и т. п.). В других аллегориях этого автора тема была продолжена. Написанная англичанином в XVII веке, эта книга отразила общехристианские ценности, понятные и близкие многим верующим разных деноминаций и народов настолько, что эта книга остаётся одной из известнейших в мировой литературе? Именно она вдохновила А. С. Пушкина написать в 1835 г. стихотворение «Странник» .

Наличие общих нравственных представлений - главное основание и доказательство общечеловеческих ценностей. Т. А. Андреева справедливо полагает, что «общечеловеческими ценностями надо считать те нормы, которые способствуют формированию толерантного, равнозначного отношения к инаковости, которая не противоречит гуманизму» . По её мнению они являются всеобщим языком общения людей, универсалиями культуры. Можно сказать, что общечеловеческие ценности являются универсальными воплощениями нравственного достоинства человека, его способности культивировать в себе высшие моральные ценности. И. Г. Фихте писал о гуманности, как об универсальном нравственном языке общения людей, позволяющим им лучше понимать друг друга и проявлять больше взаимного внимания. Гуманность - это универсальный принцип отношений между людьми, основанный на человеколюбии, как высшей цели. Л. М. Столович эту известную всеобщую нравственную максиму называет общечеловеческой ценностью и доказывает её мировой общекультурный характер. Действительно, эта нравственная норма является основополагающей для большинства мировых этических систем и также может рассматриваться, как универсальное основание общечеловеческих ценностей. Она же обеспечивает достоинство человека нравственным смыслом. Сами по себе нравственные нормы, отчуждённые от потребностей человека, от обстоятельств и целей его существования, остаются невостребованными. Но, гуманизация сосуществования людей делает нравственные нормы жизненно необходимыми. Их воплощение в нравственном достоинстве обеспечивается через общечеловеческие ценности, которые реализуются в жизни человека, как высшие нравственные качества. Важнейшее свойство нравственного состоит в том, что каждое

качество можно бесконечно совершенствовать. Но, в этом процессе можно выделить два основных положения, стадии нравственного «интерфейса» человека. 1. Ego - совокупность инстинктивных, неокультуренных

принципов поведения, направленных на реализацию естественных потребностей; начальная стадия. 2. Homo - совокупность высших

нравственных качеств, культивируемых и поощряемых их носителем в себе и востребованных обществом. Нравственное достоинство существует лишь на уровне Homo, здесь оно определяет «нравственный портрет» человека. Конечно, это идеальная схема, основанная на том, что в человеке есть мотивация стремления к совершенству. Но, нравственное достоинство, ориентированное на общечеловеческие ценности, - лучший стимул к нравственному совершенству. Достоинство позволяет человеку принимать ответственность за себя и свою жизнь и действовать в соответствии со своим разумным выбором. «Выбирая своё собственное бытие, решая быть верным самому себе, человек обладает самим собой» . Это побуждает его к творческому преобразованию действительности, самокритично оценить себя и подняться над своим «я». Направление этих побуждений могут создавать только общие ценности, обеспечивающие коммуникацию человека с миром и чем они неограниченнее, тем больше возможностей приобретает в них человек.

Признание общечеловеческих ценностей социально-значимым достоянием позволит дать ещё одно новое обоснование для важнейших современных принципов общежития. Прежде всего, это права и свободы человека. Современное общество не возможно без их признания и функционирования. Очень часто права и свободы человека отождествляются с общечеловеческими ценностями. Это обусловлено объективным характером их применения и тем, что их признание чаще всего утверждалось в результате борьбы. То, что приобретается усилием, обычно становится значимым и ценным.

Таким образом, общечеловеческие ценности являются ценностями «в себе» и одновременно социально-нравственными необходимыми ценностями, обуславливающими нравственное достоинство - основание и содержание личностных нравственных процессов. Они же являются и культурными ценностями, обеспечивающими нравственное

взаимопонимание между людьми, меж- и внутри- культурную коммуникацию. Это делает их наиболее востребованными принципами современной цивилизационной этики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т. А. Общечеловеческие ценности и универсальный язык коммуникаций.

http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/10/articles/sec3/s3a1.html (Дата обращения 05.12.2012).

2. Баркова М. А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. М. Шукшина// Педагогическое образование в России. 2011. № 3, сс. 237-243.

3. Беньян Дж. Путешествие Пилигрима. - Корнталь: «Свет на Востоке», 1991. - 271 с.

4. Волков В. Н. Онтология личности.- Иваново: ИвГУ,2001.- 378 с.

5. Милитарев А. "Общечеловеческие ценности" и их библейские корни. -

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://realchrist.narod.ru/raznoe/Militarev1.htm (Дата обращения 20.11.2012).

6. Пушкин А. С. «Странник» (стихотворение).// Пушкин А. С. Соч.: в 3-х тт., т. 1. М.:Худож. лит., 1985 - 735 с..

7. Середа В. Развитие общечеловеческих ценностей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (Дата обращения 20.11.2012).

8. Столович Л. М. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность.

- [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (Дата обращения 20.11.2012).

9. Фихте И. Г. О достоинстве человека.// Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. М.: НИЦ «Ладомир», 1995. - 656 с.

1. Andreeva T. A. Human values and universal language of communication. Available at: http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/C0NF/10/articles/sec3/s3a1.html (accessed at 5 December 2012).

2. Barkova M. A. Universal values of traditional pedagogy in the works of A. M. Shukshina. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2011, no.3. pp.237-243 (in Russian)

3. Ben"ian Dzh. PuteshestviePiligrima . Korntal, Svet na Vostoke, 1991. 271 p.

4. Volkov V. N. Ontologiialichnosti. Ivanovo, IvGU, 2001. 378 p.

5. Militarev A. "Obshchechelovecheskie tsennosti"iikh bibleiskie korni ["Universal human

values" and their biblical roots]. Available at:

6. Pushkin A. S. «Strannik» (stikhotvorenie) ["Stranger (a poem)"]. Moscow, Khudozh. lit., 1985. 735 p.

7. Sereda V. Razvitie obshchechelovecheskikh tsennostei . Available at: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (accessed at 20 November 2012).

8. Stolovich L. M. «Zolotoe pravilo» nravstvennosti kak obshchechelovecheskaia tsennost" . Available at: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (accessed at 20 November 2012).

9. Fikhte I. G. O dostoinstve cheloveka . Moscow, Ladomir, 1995. 656 p.

Комаров Антон Станиславович (Россия, с. Новоклязьминское) - Диссертант. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. E-mail: [email protected]

Information about the author

Komarov Anton Stanislavovich (Russia, s. Novokliaz"minskoe) - Dissertator. Nekrasov Kostroma State University. E-mail: [email protected]

Общечеловеческие ценности прививаются человеку в ходе его воспитания. Они представляют собой накопленные духовные, моральные и нравственные принципы, поддерживающие уровень благонравности в обществе. Основополагающей является человеческая жизнь с острой проблемой ее сохранения в нынешнем культурном обществе и при существующих природных условиях.

В другом смысле общечеловеческие ценности - это абсолютный стандарт, в котором заключены основы моральных ценностей, они помогают человечеству сохранять свой вид.

Однако критики утверждают, что некоторые способны злоупотреблять этим понятием. Так, с его помощью можно манипулировать общественным мнением. И это невзирая на разницу в национальной жизни, религии и т.д. В итоге одинаковые для всех и каждого ценности могут противоречить какой-то культуре.

Но на каждый аргумент найдется контраргумент. Противники этой стороны утверждают, что без такого рода ценностей общество бы уже морально разложилось, и отдельные субъекты не могли бы мирно сосуществовать.

Важны - они в первую очередь формируют а уже потом культуру страны и общества в целом. И, тем не менее, в такого рода ценностях нет конкретики - это не некий свод правил, которому нужно беспрекословно следовать. Также они не связаны с определенным промежутком времени в развитии той или иной культуры, конкретной этической традиции. Это то, что отличает цивилизованного человека от варвара.

Общечеловеческие ценности включают в себя несколько составляющих. Духовная составляющая - это религия, философия, искусство, этика, эстетика, различные памятники культуры, шедевры музыки и кинематографа, литературные произведения и т.д. То есть весь духовный опыт народов являет собой всеобщую ценность. В этом таятся глубокие философские размышления о смысле бытия, морали, культурном наследии и нравах народа.

Духовная составляющая подразделяется на нравственную, эстетическую, научную, религиозную, политическую и правовую основы. современного общества - это честь, достоинство, доброта, истина, непричинение вреда и другие; эстетические - поиск прекрасного и возвышенного; научные - истина; религиозные - вера. Политический компонент открывает в человеке желание мира, демократии, справедливости, а правовой определяет важность закона и правопорядка в обществе.

Культурная составляющая включает в себя общение, свободу, творческую деятельность. Природная - это органическая и неорганическая природа.

Общечеловеческие ценности - это форма применения нравственных стандартов, которая связана с идеалами гуманизма, достоинства личности и справедливости. Они направляют человека на то, чтобы его жизнь держалась на трех важных составляющих: осознанности, ответственности и честности. Мы поэтому и люди, что способны к этому прийти. От нас зависит процветание общества, атмосфера в нем. В мире должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Соблюдение общечеловеческих ценностей может реализовать такой желанный многими мир во всем мире!

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей. Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, которая бы стала необходимым цементом для укрепления инновационной основы этих проектов.

За последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как «общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу.

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество . Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины . В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость » и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью . Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство ...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ - это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности.

В подготовке материала использованы: Энциклопедия социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

по дисциплине «Социология»

«Общечеловеческие ценности в современном мире»

Выполнил:

студент 1 курса

заочного отделения

(специальность «230700.62»)

группы ПИ 18

Лаврентьев В.С.

Введение

1. Разнообразие ценностей

3. Основные характеристики ценностей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность.

Тема общечеловеческие ценности в современном мире актуальна, т. к. это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох, которые занимали большую роль в жизни общества.

Цель: Анализ общечеловеческих ценностей в современном мире.

1.Определить разнообразие ценностей.

2.Выявить виды общечеловеческих ценностей.

3.Рассмотреть основные характеристики ценностей.

4.Исследовать общечеловеческие ценности в современном мире.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios -- ценность и logos -- учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят, о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность -- это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек -- это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.

1. Разнообразие ценностей

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше» (Н. Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость» и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ - это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введена в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

2. Виды общечеловеческих ценностей

Применяются следующие классификации:

По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов. О.ц. имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающемединстве представлений о наличии неких универсальных сущностно значимых свойств человеческогосуществования.

К О.ц., признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с окружающим миром.

3. Основные общечеловеческие ценности

Трудовое обучение естественным образом ориентирует процесс формирования личности на воспитание высоких нравственных качеств.

В русской педагогике, этнопедагогике народов России - труд, справедливость, красота, добро, - являясь слагаемыми нравственности, составляют единое гармоническое целое.

Высшие человеческие ценности: справедливость, труд, красота и сильнее всего и более всего, конечно, добро, доброта как лучшее, наиболее убедительное проявление любви.

Очевидно, что все это вместе составляет надежную базу нравственности, соответственно и нравственного воспитания.

К этому списку общечеловеческих ценностей, думаю, необходимо добавить и правду.

Итак составим список общечеловеческих нравственных ценностей:

Труд, красота, добро, справедливость, любовь, правда, жизнь, цель жизни, смысл жизни, истина, целомудрие, чистота, воспитание, родина, семья, дети, честность, традиции, совесть, свобода, человек.

4. Общечеловеческие ценности в современном мире

ценность общечеловеческий норма

В современном мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о существовании общечеловеческих ценностей. Первая из них: абсолютных общечеловеческих ценностей не существует. Ценности и система этики вырабатываются этносом применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Так как условия существования различных сообществ разные, то некорректно распространять этическую систему одного сообщества на весь мир. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории, и поэтому не существует неких общечеловеческих ценностей, единых для всех культур. Примером этичного поведения в среде каннибалов было поедание трупов поверженного врага после боя, каковое действие имело мистическое значение. Сторонники вышеприведённой точки зрения считают, что обвинять каннибала за такое поведение нельзя. Защитники другой точки зрения апеллируют больше к реальным ситуациям взаимодействия и сосуществования различных культур. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей (кроме, возможно, специально созданной резервации) не существует изолированно от других, а, напротив, активно взаимодействует с ними, для мирного сосуществования культур необходима выработка некоторой общей системы ценностей, даже если она априори не существовала. Для мирного сосуществования культуры каннибалов с культурой вегетарианцев им необходимо выработать некоторую систему общих ценностей, иначе сосуществование будет невозможно. Есть также и третья точка зрения, вытекающая из первой. Её приверженцы утверждают, что это словосочетание активно используется в манипуляции общественным мнением. Противники внешней политики США утверждают, что во внешней политике Америки и её сателлитов разговоры о защите "общечеловеческих ценностей" (свобода, демократия, защита прав человека и т. д.) часто перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества. Другими словами, по этой точке зрения термин "общечеловеческие ценности" -- это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма. Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм, наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Претерпев разные по интенсивности и последствиям кризисы, эти идеологии стали великолепной почвой, на которой на Западе выросло, а в России активно формируется унифицированное общество потребления. В таком обществе, безусловно, есть место таким понятиям, как добро, любовь, справедливость, но в число главных ценностей в нем входят иные "добродетели", которые важны прежде всего для достижения материального благополучия и комфорта. Духовные же ценности становятся второстепенными Ещё одна страшная черта современной цивилизации - террор. Террористическое зло нельзя оправдать. Но можно попытаться понять его причины. Каждая из трагедий является очередным эпизодом межцивилизационной войны, в которой по одну сторону незримой линии фронта находится западная, то есть американо-европейская цивилизация, а по другую -- тот мир, вернее, самая радикальная и экстремистская его часть, которому ценности этой цивилизации чужды.

Межцивилизационные противостояния вовсе не отличительная черта нынешнего времени. Они существовали всегда. Но главное отличие современной "войны миров", разворачивающейся в эпоху глобализма, заключается в том, что это противостояние перерастает в глобальное, то есть значительно более масштабное и опасное. А полем битвы становится Земля. Отменит ли это совсем универсалию общечеловеческих ценностей?.. Можно ли хотя бы надеяться на лучший исход?.. Прогнозы давать невозможно.

Заключение

Я считаю, что некие общечеловеческие ценности все же существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к одному биологическому виду. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они очень часто нарушаются. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но фактом остается и то, что, хотя вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но, несмотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями.

Список литературы

http://philosophy_mini.academic.ru/

http://www.monographies.ru/

http://www.bibliofond.ru/

"Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. Анализ ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды; преобладание прагматических целей и ориентиров в системе ценностей. Образование и занятость молодежи.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Общая характеристика ценностных ориентаций личности. Особенности ценностей в современном обществе. Религиозные традиции и ценности в семейных отношениях. Сравнительный анализ ценностных ориентаций личности женщин в мусульманских и светских семьях.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Определение понятия и сущности, структуры и классификации ценностей. Изучение особенностей изменения ценностей современного российского общества. Ознакомление с основными причинами и последствиями кризиса сознания. Проблема диссонанса ценностей молодежи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2015

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Семейные ценности как объект социологического изучения. Семья как активный элемент социальных отношений. Трансформация семейных ценностей. Выявление и анализ семейных ценностей и ориентаций студентов МГПУ. Основные положения программы исследования.