Осипов алексей ильич о матильде кшесинской. О кампании против проф

diak_kuraev в "Матильда" - фильм о подвиге русского царя

Протодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея Учителя «Матильда».

Когда-то Виктор Тихомиров увлекся книжками, написанными православный священником, моложе, чем он, да еще и весело. Перечитал все, а когда представилась возможность - снял о нем фильм.

«Я-то считаю, что одна из сторон деятельности отца Андрея - добиться прозрачности финансовых потоков, видимо больших и таинственных. А это порождает массу враждебной реакции. Церковь в этом смысле смахивает на армию. Ей поступила команда «Отец Андрей - вредный». Ну, и многие священнослужители взяли под козырек, не зная толком, в чем дело. Но не это главное. Всегда нужно помнить о вечности и бессмертии души. На этом фоне все другое не имеет почти никакого значения» - говорит Виктор Тихомиров.

Сам отец Андрей уточняет: «Для меня важна не тема финансовых потоков. Мне не хочется, чтобы церковь превратилась в очередное силовое ведомство.

Фильм фильмом, но на фестивале сложно было обойти вопрос о том, что происходит вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя. Андрей Кураев дал прямой ответ:

Лучший способ повторить 1917 год - это действия вокруг «Матильды», высказывания Чаплина. Я один из немногих людей, которым Алексей Учитель показывал фильм. Он - промонархический. Если уж в нем и искажается история, то скорее в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации (режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа. Исторически же он в тот день был на приеме у французского посла. Вечером, в день Ходынки, и уже получив о ней информацию. Если бы царь и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают.

Есть логика мифа, которая накладывается на наши инстинкты тоталитарного мышления по принципу: «Хозяюшка, дай воды, а то так кушать хочется, аж ночевать негде».

Когда Синод принимал решение о причислении к лику святых Николая и его семьи, были сделаны четкие оговорки. Это не канонизация принципа монархии и не канонизация образа правления Николая II. Он прославлен за умение остаться человеком в бесчеловечных условиях ареста. Эти ограничения четко проговаривались, в том числе и на Соборе 2000 года. А у нас скоро изобретут догму непорочного зачатия Николая II. Он уже и царь-искупитель, который за грехи русского народа, оказывается, страдал и искупил их. По мнению критиков фильма он, еще не будучи царем, уже обязан был быть святым, и тени греха в нем быть не могло.

На самом деле, это простая история борьбы, страсти и долга. Своего рода «Анна Каренина» на мужской лад с немного другим финалом. Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе.

Но какими глазами надо смотреть фильм, чтобы увидеть в нем что-то противоположное?

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской духовной академии, один из самых известных российских богословов, был последовательным противником канонизации бывшего императора.

Подозревать профессора в каких-либо политических пристрастиях невозможно, более того, Осипов называл монархию святыней. Однако как человек, скромно говоря, знающий предмет, он приводил целый ряд аргументов, доказывающих, что отрекшийся царь, несмотря на трагическую кончину, не имеет никаких признаков святости. Был и еще один аргумент совсем не богословского свойства: канонизация столь спорной фигуры вызовет разделение в обществе. Собственно, оно началось уже во время дискуссий о канонизации.

– По крайней мере, ясно одно: что в нашем обществе идет разделение, а это беда. Церковь призвана соединять, а не разъединять, – сказал он в одной из лекций. – Идет пропаганда святости, не удостоверенной Церковью. Причем любое возражение, любой голос против вызывает шквал оскорблений того, кто посмел возразить. Значит, речь идет не о святыне. Со святостью таких вещей не происходит.

Стоит напомнить, что сама идея канонизации замысливалась еще и как акт гражданского примирения. Через 16 лет после того, как она все-таки состоялась, вряд ли можно говорить о том, что царственные мученики стали объединяющим началом. С одной стороны – все тот же «шквал оскорблений того, кто посмел возразить» против святости отрекшегося царя, с другой – намеренное стремление спровоцировать этот шквал. Свежий пример – великое стояние депутата Поклонской против режиссера Учителя, снявшего фильм «Матильда», в котором цесаревич Николай крутит роман с прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. В картине имеются постельные сцены.

Амуры эти не являлись секретом для подданных, только одни уверяли, что у цесаревича с балериной были исключительно платонические отношения, другие – совсем не платонические: факт лишь в том, что никто свечку не держал. Но сама коллизия уже заключала в себе конфликт, поскольку «платоническая» позиция основывается на том, что с особой царской крови, а тем более святой, такого в принципе быть не может (в доказательство приводят дневники Николая), противоположная – очень даже может, хотя бы потому, что все мы человеки. В начале прошлого века, когда та же балерина стала фавориткой двух других цесаревичей, строила себе виллы в Ницце и Петербурге, во время тяжкой войны с Японией был повод поязвить. К примеру, юнкера Михайловского артучилища называли принятое на вооружение плохое орудие «гаубицей системы Кшесинской» с тем намеком, что деньги, на которые можно было бы купить хорошие пушки, ушли на строительство упомянутых вилл. Но сто с лишним лет спустя впору бы разойтись каждому при своем, однако не получается.

Почему бывший прокурор Республики Крым среди всего сонма русских святых выбрала для почитания именно Николая – причем почитания яростного, даже на 9 Мая с его портретом пришла, – я не знаю, да это и не важно. Утверждать можно лишь то, что ничего религиозного в этом почитании нет. Есть очень своеобразное представление об эффективности правления государя: «Николай Александрович – это железные дороги, самые низкие в мире налоги, доступное для всех образование, самое демократичное рабочее (трудовое) законодательство, прославление святых, строительство храмов и монастырей, сохранение самобытности России, Николай Второй – это свобода и честь Родины!» И еще есть страстное желание дать отповедь «радикалам всех мастей», не почитающим бывшего царя так же яростно, как сама Поклонская.

Что же касается автора «Матильды» – в прокат еще не вышедшей, но уже проверенной прокуратурой по запросу крымского депутата, – то Учитель, конечно же, знал, на что шел, и, надо полагать, шел, потирая руки в предвкушении скандала. Своего он добился, публика повалит смотреть картину, которую в мягком варианте обязательно назовут «спорной» и «неоднозначной», в жестком – «святотатственной», «мерзкой», «кощунственной» и пр. В прессе поднимется вожделенный хай, будет и весело, и страшно… Остается добавить, что в центре скандала человек, все же причтенный к лику святых.

После канонизации профессор Осипов сказал, что, как верное чадо Православной церкви, он будет почитать царственных мучеников. Но, вспоминая кипение страстей в прошлом и нынешнем веках, повторю его же слова: «со святостью таких вещей не происходит». Вообще, удивительно, что за время либерального господства, когда не только о Церкви, но и о самой вере гадости транслировались ежедневно, я не припомню случая, когда у кого-то из передовых умов возникло намерение сказать что-то дерзкое о других наших святых, особенно о самых почитаемых – Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, Ксении Петербургской, Матроне Московской… Помнится, только Новодворская призывала проклясть святого благоверного князя Александра Невского за то, что преклонил колено перед Батыем, вместо того чтобы преклонить перед Папой, – и тогда была бы у нас демократия и баварское пили бы. Может быть, этих святых не трогали, потому что они не имели никакого отношения к государственному управлению (кроме Невского опять же), а у передовых мозг работал только в политической и идеологической плоскостях. А царственных мучеников, к несчастью, «трогают», при этом защищающая сторона выглядит ничуть не лучше нападающей. Как-то сразу вспоминаешь, что «красные» и «белые» никуда не делись, только выглядят и называются по-другому и до рукоприкладства пока не дошло.

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и ближе верующему, все больше и глубже говорит с душой человеческой, ее все явственнее и сильнее радует каждое его слово, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Своем Евангелии.

И вновь повторяю: как во времена Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и уверовать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием, в противном случае человек был не способен принять Его, что видим на примере книжников, фарисеев, старцев, первосвященников, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя и не покаялись в грехах своих, - так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также будем не способны ни читать Евангелие, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша будет подобна трости, колеблемой ветром: сказал кто-то против веры, и мы уже отвергаемся Господа. Другой сказал за нее, и мы опять, кажется, поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога. И если мы не потрудимся над очищением души своей от грехов, не покаемся искренно, то не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас, и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники, фарисеи, лицемеры.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же, что был при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во времена Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, есть Церковь, есть двухтысячелетняя история христианства, есть миллионы примеров преображающего воздействия благодати Божией на человека, у нас есть замечательные образы великих святых, которые искренним покаянием из глубин греха взошли на вершины чистоты и духовного совершенства. Не отвергнем же своей леностью и небрежением зова Церкви, прибегнем к спасительному покаянию мытаря, блудницы, разбойника, чтобы Господь милосердный и нас вместе с ними принял в свои вечные обители. Аминь.

Слово в Неделю по Богоявлении и Собор святого Иоанна Крестителя

Вы сегодня в Евангелии слышали: когда Господь после Своего Крещения вышел на проповедь, то первыми Его словами, которые многократно повторялись и в дальнейшем, был призыв к покаянию. Покайтесь, - говорил Он, - ибо приблизилось Царствие Божие (см.: Мф. 4:17). Также вы слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу, воздвиг Господь для того, чтобы он именно покаянием подготовил людей к принятию Спасителя нашего Иисуса Христа - Господа, пришедшего во плоти на землю. Почему покаянием? Потому, что нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Бога и во Христа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.

Апостол говорит: Все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Кто следит за собой, тот может искренно, от всего сердца сказать, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами - постоянно мы во грехах. Для очищения же от грехов есть только одно средство - это вера в Господа Иисуса Христа и обращение к Нему от всего сердца с просьбой, с молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях и постараюсь, насколько хватит у меня сил, не повторять их».

И если человек сознаёт свои грехи, не оправдывается в них никакими обстоятельствами, а только себя считает виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, - если человек осознает все это и обратится с молитвой к Господу, Он за искреннее покаяние прощает его.

Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит каждый грех душе человеческой, возвращает радость чистой совести, возрождает любовь к ближним.

Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение и видение души человеческой, утверждают, что душа грешного человека вся изранена, запачкана грязными пятнами, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. Напротив, душа святая - чистая, светящаяся, благоуханная. И есть только одно средство очистить душу - искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умоляя Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.

Вот и Сам Господь, и Иоанн Предтеча, и апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца покаянием можем открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, что когда с кем-либо поссорится: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можно примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, когда смиришься и скажешь от всей души тому человеку: прости меня, я виновен. И если искренно это сделаешь, а не языком только, то другой человек почувствует и так же искренне простит, и таким образом вновь водворится мир.

Так же восстанавливается мир и между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне, грешному».

Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как искренним покаянием.

Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, осознаем свои грехи, припадем к Нему, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне, грешному, прости нас и сподоби войти в Царствие Твое». Аминь.

Слово в Неделю о Закхее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (см.: Мф. 18:11). Что значит: «взыскать и спасти погибшего»?

Каждому бросается в глаза страшное слово - «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, на улицах останавливались и молились; давали милостыню, звоня или трубя в рожок, чтобы нищие сбегались со всех сторон и видели окружающие, и тогда они величественно раздавали милостыню? - Нет.

Фарисеи вообще лукавили и представлялись народу очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было даже носового платка нести, потому что это, оказывается, тяжесть, - вот как они «понимали» и «исполняли» заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали, потому и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли.

Так показали себя эти «благочестивые» фарисеи, священники, богословы, старцы. Они явно погибали. Спаситель с гневом говорил им: Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну (Мф. 23:33)? Не спас их Господь, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой явившемуся в делах Христовых. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 35–38) - вот приговор Спасителя народу, не пожелавшему спасения.