Разница между знаком и символом. Различия между символом и знаком Основные характеристики символа

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Бурятский государственный университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра перевода и межкультурной коммуникации

Иванкина Елена Олеговна

Отличия понятий «символ» и «знак»

/реферат/

Проверила:

Каленых Е.В.

Улан-Удэ, 2013

Введение 3

Глава 1. Отличие символа от знака 4

    1. Определение понятия «знак», его основные

характеристики, классификация знаков 4

    1. Символ как разновидность знака, отличие знака

от символа 9

Заключение 13 Список использованных источников и литературы 14

Введение

Актуальность данной работы объясняется личным интересом ее авторов к проблеме различения понятий «знак» и «символ», поскольку символы в поэтическом произведении являются предметом исследования авторов.

Предметом данной работы является отличие символа от других видов знака.

Целью данной работы является выявление отличий символа от других знаков. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:

    • изучить теоретический материал, касающийся понятий «знак» и «символ»,
    • рассмотреть основные характеристики понятий «знак» и «символ», выявить отличия между символом и знаком вообще.

При написании данной работы мы использовали труды таких исследователей, как С.С. Аверинцев, В.И. Иванов, А.Ф. Лосев и др.

Работа состоит из введения, одной главы, включающей два параграфа, и заключения.

Во введении обоснована актуальность темы реферата, определены цели и задачи работы, использованные материалы, указана структура реферата.

В первом параграфе раскрывается понятие знака, приводится классификация знаков.

Во втором параграфе дается понятие символа, его основные характеристики с точки зрения разных авторов, таких, как С.С. Аверинцев, Ю. Лотман, А. Лосев, М. Гиршман, В. Иванов, а также рассматриваются различия между понятиями «знак» и «символ».

В заключении приведены обобщенные выводы, касающиеся различий между понятиями «знак» и «символ».

Список использованной литературы содержит источников.

Глава 1. Отличие символа от знака

1.1. Определение понятия «знак», его основные характеристики, классификация знаков

Понятие знака изучается не только в лингвистике, но и во всех других областях науки.

Любой предмет, его свойство или признак могут являться знаком чего-либо, поэтому знаков может быть бесконечное множество, и они могут настолько различаться между собой, что их невозможно объединить в одну общую классификацию, насколько бы подробной она не была.

Определение знака как части некоего сообщения можно представить следующим образом: адресату предъявляют не сам предмет сообщения, а некого представителя, позволяющего распознать этот предмет. Такой представитель предмета и будет являться знаком. При этом Ю.С. Маслов отмечает разницу между синдромом, который получатель может трактовать по-своему, и знаком, который дается получателю преднамеренно, с целью сообщения какой-либо конкретной информации.

Таким образом, можно сказать, что любые системы средств, используемые человеком с целью обмена какой-либо информацией, являются знаковыми или семиотическими системами, и они подчиняются определенным правилам.

Адресант должен понимать используемый им знак, а знак должен быть воспринимаем каким-либо образом, то есть должен являться материальным объектом. Значение же, приобретаемое знаком при определенных условиях, может быть как реальным предметом, явлением, так и вымышленной вещью, абстрактным понятием.

Ф. де Соссюр в своих трудах знаком называет не только «означающее», но и «означаемое», говоря о двусторонней сущности знака. В этом случае «означающим» будет форма или «план выражения», а «означаемым» – «план содержания», содержание, значение и смысл. К знакам можно отнести слова, награды, дорожные знаки, деньги, сигналы, жесты и т.д.

Структура знака тесно связана с такими понятиями, как денотат и концепт. Денотат – это план содержания, совокупность всех обозначаемых знаком объектов. Что касается концепта или плана выражения, он представляет собой совокупность сведений об объекте, обозначаемом определенным знаком, и его связях с другими объектами. Это и информация, которую несет знак, и совокупность знаний об обозначаемом данным знаком объекте и явлении.

Обычно одному знаку соответствует один смысл, а одному смыслу – один денотат. Однако существуют знаки, которые совпадают по форме, но обозначают разные объекты или явления. Такое явление носит название «омонимия» – совпадение знаков, обозначающих разные сущности. Наряду с омонимией существует и синонимия знаков – явление, при котором, наоборот, одному денотату соответствует несколько знаков. Эти явления характерны не только для естественных языков, но и для любых других знаковых систем.

Согласно А.А. Реформатскому, если сопоставлять знак и вещь, знак обладает следующими признаками:

  1. знак должен быть материальным, то есть, как любая вещь, он должен быть доступен чувственному восприятию;
  2. знак не имеет значения, однако он направлен на значение, для чего он и существует, поэтому знак принадлежит ко второй сигнальной системе;
  3. в отличие от содержания вещи, содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой;
  4. содержание знака определяется его различительными признаками, выделяемыми и отделяемыми аналитически от неразличительных;
  5. знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Кроме того, знак обладает определенными свойствами. К ним относятся:

  1. преднамеренность: знак целенаправленно используется для передачи определенного смысла;
  2. двусторонность – наличие идеальной стороны – смысла, значения, – и материальной стороны – формы, воспринимаемой какими-либо органами чувств;
  3. конвенциональность: в основе названия различных предметов разными словами, к примеру, лежит определенная договоренность;
  4. обусловленность: знак не существует изолированно, он является частью своей знаковой системы.

Что касается большого количества классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров, то классической считается классификация, основанная на типологии соотношения формы и содержания, Чарльза Сандерса Пирса, который делит знаки на три группы: иконы, индексы и символы.

Любой знак, согласно Ч. Пирсу, обладает следующими основными характеристиками:

  1. материальная оболочка;
  2. обозначаемый объект;
  3. правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Таким образом, иконы (или иконические знаки) – это знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, то есть план выражения схож с планом содержания. Например, картина, изображающая битву или план сражения являются знаками-иконами, если их содержанием считать само сражение. Также это могут быть портреты, фотографии.

Индексы (или индексальные знаки) – это знаки, чьи форма и содержание являются относительно схожими, то есть смежными в пространстве или во времени Примерами индексов могут служить дорожные знаки, а также дым, говорящий о наличии огня, симптомы какой-то болезни, предполагающие саму болезнь. В данном случае, правильнее говорить о наличии определенных причинно-следственных связей между знаком и обозначаемым объектом. Кроме того, к индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

Символы (или символические, конвенциональные, условные знаки) – это знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака, то есть план выражения не имеет ничего общего с планом содержания.

Что касается иконических и индексальных знаков, здесь форма знака позволяет даже не знакомому с ним адресату догадаться о его содержании. Форма же символических знаков сама по себе не дает какого-либо представления о содержании. В таких случаях, согласно Ф. де Соссюру, речь идет о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак вычитания «-» никаким образом не связан с самой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна, то есть определяется особым соглашением, обусловливающим использование соответствующего символа для передачи данного смысла. Большинство языковых знаков относится именно к символам, позволяет говорить о произвольности языкового знака. К примеру, между английским словом «glasses», французским «lunettes» и русским «очки» нет ничего общего, но все они обозначают один и тот же предмет.

При этом стоит учесть, что произвольность символа означает не свободу выбора формы знака, поскольку в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается только словом «glasses», произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.

Однако, в языках имеются и слова, содержание которых похоже на их форму. Такие слова являются иконическими знаками. Этими словами являются звукоподражания, или идеофоны: «мяу-мяу», «бр-р-р», «апчхи», «cock-a-doodle-doo», «splash» и др. Иконическим знаком может быть не только одно слово. Так, по мнению Р.О. Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе «Пришел, увидел, победил», поскольку порядок слов повторяет последовательность обозначаемых действий.

1. 2. Символ как разновидность знака, отличие знака от символа.

Являясь разновидностью знака, символ, конечно, обладает практически теми же признаками и свойствами, как и другие виды знака. Однако символ обладает и значительными отличиями от них.

Этимология этого слова восходит ко временам Древней Греции: слово «символ» произошло от греческого σύμβολα, (от греческого «знак, опознавательная примета») которое означало подходящие друг к другу по линии облома половины одной пластинки. Складывая эти половины, люди, связанные союзом наследственной дружбы, опознавали друг друга. По словам С.С. Аверинцева, в отличие от аллегории, которую способен распознать любой, символ могут расшифровать только «посвященные». Таким образом, символ не только объединяет предмет и смысл, но и людей, понимающих этот смысл. В этом состоит значение символа как центрального понятия культуры и признака культурной идентичности, поскольку совокупность символов выражает совокупность взглядов на окружающую действительность и ее концептуализацию.

Символ заключает в себе множество смысловых оттенков, и, в отличие, например, от образа, выражающего единичное явление, обладает рядом значений, иногда разнонаправленных и противоположных, но при этом являющиеся единым целым. Поэт и теоретик символизма В. Иванов считал, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». В этом состоит, по мнению С.С. Аверинцева, отличие символа от знака: если для знаковой системы полисемия является помехой для рационального функционирования знака, то в случае символа многозначность определяет его содержательность. Многослойность символа рассчитана на активную работу воспринимающего. Смысл в символе не предстает как данность, он задается, то есть смысл невозможно свести к определенной логической формуле, его можно пояснить с помощью дальнейших символических сцеплений, уточняя его рациональную ясность, но при этом в его трактовке невозможно прийти к чистым понятиям. По словам С.С. Аверинцева, символ – это «образ, взятый в аспекте своей знаковости и он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа».

А.Ф. Лосев связывал символ с действительностью следующим образом:

1. Символ является функцией действительности, которая может разлагаться на бесконечный ряд членов, отстоящих на различные расстояния друг от друга и способных вступить в бесконечно разнообразные структурные объединения.

2. Символ является смыслом действительности, отражением, раскрывающим смысл отражаемого, и это отражение в сознании является вполне специфическим и не сводится к тому, что отражается. Но благодаря этому свойству отражающее не только не разрывается с отражаемым, а наоборот, позволяет глубже проникнуть в отражаемое, что не доступно внешнечувственному его воспроизведению.

3. Символ есть интерпретация действительности, её специфическая переработка, то есть тем или иным пониманием действительности.

4. Символ является сигнификацией действительности: он должен обозначать действительность, то есть каким-либо образом обратно отражаться в действительность.

Понятие символа имеет большое значение в эстетике. Символ обладает свойством вызывать обычным знаком множество представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует на сознание, на чувства, то есть, воздействует эстетически. Поэтому богатые символы жизни не просто переняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще далее расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не просто заменяет одно представление на другое, однородное ему представление, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

  1. 1. Роль искусства в понимании информации.
  2. 2.  Культура рассматривается как знаково-символическая система.  Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на знаковый характер культуры, был Эрнст Касссирер (1874-1945) - немецкий философ и культуролог.  «Вся человеческая деятельность носит символический характер».
  3. 3. Одним из основоположников в нашей отечественной науке является Юрий Михайлович Лотман (1922 - 1993).  Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер.  "Область культуры всегда область символизма".  Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт. 
  4. 4.  Знак - это материальный предмет (явление, действие), который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем.  Знак представляет собой единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения.
  5. 5. что знак имеет предметное и смысловое значение, то есть отсылает к предмету и воплощает в себе информацию о нем.  Информация же о предмете, или смысловое значение знака определяется системой, в которую он включен.  В роли такой системы может выступать культура.  Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры.  Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов. 
  6. 6. Н.С.Крылов, Русская зима, 1827 Ци Байши, «Осенняя цикада на цветках лапины»
  7. 7. - обозначения обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.  Знаки - модели воспроизводят характерные черты объектов, которые они замещают, обладают сходством с ними. Благодаря этому информация, полученная на модели, может переноситься на оригинал.  Знаки - символы - это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия. 
  8. 8.  Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности.  Большое место в символе занимает ценностный компонент.  С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира.
  9. 9. Впервые появился в 1949 году как эмблема проходившего одновременно в Париже и Праге I Всемирного конгресса сторонников мира. Голубь мира Автор эмблемы – Пабло Пикассо, который создал и эмблему Конгресса, и несколько замечательных вариаций на эту же тему. Свою дочь Пикассо, кстати, тоже назвал Палома – голубка.
  10. 10. Голуби. Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160 год Евангелист Иоанн. Мозаика в церкви Сан Клементе, Рим
  11. 11.    символами мира и миролюбия считались голуби, точнее, голубки (обычно с оливковой ветвью в клюве) Венеры, богини любви, свившие"себе гнездо в шлеме Марса, бога войны. В библейском сказании о Всемирном потопе (Бытие, гл. 8, ст. 10-11) также упоминается голубка, которую выпускает Ной, чтобы узнать, успокоилась ли стихия. Птица возвращается на Ноев ковчег с оливковой (масличной) ветвью в клюве. А это означало, что вода уже спадает и из нее показались верхушки деревьев. Следовательно, Божий гнев утих. Так голубь стал в мировой культуре ассоциироваться с миром, умиротворением и т. д.
  12. 12. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание.  Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.
  13. 13. В ветхозаветной церкви распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23)", поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом прибавилась у них в эпоху Царств.
  14. 14.  А крестная казнь была тогда языческой ГрекоРимской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.
  15. 15.    Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря ХристуПобедителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский - муж Апостольский - восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", и святой Павел - Апостол языков - писал в своем Послании: "желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6:14). "Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное - славян.) в древности знамение жесточайших казней", свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. 
  16. 16.  Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.
  17. 17. В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий"
  18. 18.  Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.
  19. 19.  В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, "якорь", символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.
  20. 20.  Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил.
  21. 21.  Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".
  22. 22.  Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского". Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.
  23. 23.  До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54). С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Понятие символа и знака, подробная классификация

Симвология - это объемная наука, изучающая огромное количество знаков, которые возникали и возникают всю историю человечества .

Каждый народ, каждая эпоха каждый человек создавал свою систему символов, которой доверял, и которая была для него определяющей.

Не все возникающие знаки становились символами, точно так же, как и не все символы являются знаками. И для того, чтобы успешно классифицировать символы, необходимо понимать разницу между ними.

Символы - это схематичное, отвлеченное, многозначное отображение образа предмета, понятия или явления.

Знак - это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления.

Таким образом, основное различие между символом и знаком заключается в том, присвоено ли ему смысловое значение или же он несет в себе ознакомительную информацию.

В результате первым пунктом классификации должно стоять деление по общей характеристике :

1) символ

2) знак

И у тех и у других будет своя характеристика и своя классификация. Но на этом этапе оставляем знаки и переходим непосредственно к символам, так как детальную классификацию будем разрабатывать именно для них.

В первую очередь деление следует производить по возможности использовать символы в магических целях . Поэтому деление производим на:

1) магические - обладают магической силой или используются в различных магических практиках

2) не магические - не обладают магической силой и не применяются в магических целях.

На следующем этапе классификации рассматриваем символы по степени сложности . Они могут быть:

1) Простые - состоящие из одного символа

2) Сложные - состоящие из группы простых символов, объединенных логически, и имеющих в таком объединении свой смысл, отличный от смысла составляющих его простых символов.

Дальнейшую классификацию целесообразно проводить по уровню абстрактности . Символы могут быть:

1) Конкретные - упрощенное изображение определенных явлений реального мира

  • символ-понятие - это символы отражающие идеи, чувства или абстрактные качества, связанные с внутренним миром живых существ.
  • символ-образ - символы, имитирующие форму существа или предмета, с которым они связаны.

2) Абстрактные - существующие в незапечатленной или смешанной форме.

  • невидимые символы - абстрактные идеи и умозрительные картины, не существующие в материальной форме.
  • ритуальные обряды и действа - магические символы основанные на звуковом или жестовом ряде.

1) графические - все символы, которые могут быть начерчены или нарисованы на плоскости (рисунки, пиктограммы, иероглифы и т.д.)

2) предметные - все символы, которые выражаются в вещественной материальной форме (вещи, предметы, явления выраженные явно)

3) аудиальные - нематериальные вещи, которые нельзя выразить графически (песни, музыка, названия, имена и т.д.)

4) жестовые - нематериальные вещи, выражаемые движениями (танцы, жесты)

Следующий параметр, по которому можно классифицировать - происхождение символов . По происхождению все символы делятся на:

1) Природные символы - символы, которые являются естественными (например: растения, животные, птицы, минералы, символы планет и т.д.)

2) Искусственные символы - символы, которые, так или иначе, были созданы или придуманы человеком (цифры, произведения искусства, символы, взятые из мифологии и т.д.)

3) Символы знаков - символы, которые одновременно являются знаками (например: алхимические символы, символы зодиакальных созвездий)

5) Геральдические символы - символы, встречающиеся в геральдике.

6) Комбинированные символы - символы, которые имеют одинаковое значение в разных категориях, сюда же можно отнести научные символы.

Дальнейшая классификация будет связана уже с характеристикой непосредственно каждого символа. Она не носит обязательный общий характер, но дает представление о возможностях использования каждого символа в системе магии. Эта классификация не уровневая и каждый символ будет характеризоваться всеми категориями.

По назначению воздействия они бывают:

  • Наполняющие - символы, которые взаимодействуют непосредственно с энергией
  • Очищающие - символы, используемые в различных очищающих амулетах и оберегах помогающие очищать от различного рода негатива
  • Разрушающие - символы, способствующие разрушению какого-то предмета или явления
  • Восстанавливающие - символы, позволяющие восстановить разрушенное
  • Защитные - символы, используемые при защите от негативной энергии
  • Ударные - символы, используемые для нападения
  • Взрывающиеся - символы, срабатывающие при определенных условиях
  • Копирующие - символы, позволяющие воссоздать копию объекта в какой-либо форме, в том числе астральной
  • Усиливающие - символы, усиливающие действие магических предметов или других символов и знаков
  • Искажающие - символы искажающие восприятие объекта или явления, влияющие на какой-либо из органов чувств или на группу органов чувств на всех уровнях восприятия
  • Ускоряющие - символы, ускоряющие процесс
  • Специальные - символы использующиеся только для одного какого-либо действия
  • Хранилища
  • Сжигающие
  • Прыгающие

По степени воздействия , символы делятся на:

  • Сверхтяжелые - символы влияющие на окружающее пространство на глобальном уровне
  • Тяжелые - символы влияющие на пространство на трех уровнях восприятия
  • Средние - символы, влияющие на пространство на физическом уровне
  • Легкие - символы, не влияющие на пространство и используемые в простых магических ритуалах
  • Сверхлегкие - символы, используемые для записи процесса, не влияющие на окружающее пространство

По виду пространственно временного воздействия символы могут быть:

  • Обыкновенные - общего действия
  • Пространственные - действия растянутого в пространстве
  • Временные - действия растянутого во времени

По уровню воздействия они бывают:

  • Позиционные (физического плана)
  • Энергетические (биологического плана)
  • Астральные
  • Ментальные

По области воздействия делятся на:

  • Стихийные - не имеющие направления
  • Волновые - имеющие направление
  • Общие - местного воздействия

А по виду воздействия на:

  • Энергетические
  • Информационные
  • Энерго-информационные

По функции воздействия символы делятся на:

  • Невидимые
  • Неявные
  • Мягко-, твердотелые
  • Самонаправляющиеся
  • Самоактивизирующиеся
  • Самоуничтожающиеся
  • Самовосстанавливающиеся
  • Трансформирующиеся
  • Связывающие

Понятие символа и знака, подробная классификация

Пример разбора символа:

Пентакль.

Описание : Пятиконечная звезда, заключенная в круг. Его используют в магии, чтобы притянуть энергию земли и сконцентрировать силу. Пентакль символизирует рождение, и возрождение, хотя его часто ассоциируют с символом нечистой силы. Но в магии этот символ применяется для защиты и контроля над элементарными силами, над силами стихий и чувствами. Пентакль олицетворяет эти силы. В перевернутом состоянии пентакль очень опасен, так как вызывает негативные силы. Но это только один из его видов, используемый в магии, существуют также и другие.

Пентакль по общей классификации: Искусственный графический конкретный магический символ-понятие.

Пентакль относится к группе символов знака.

1) по назначению он относится к группе защитных и усиливающих

2) по степени воздействие - сверхтяжелый, - он является одним из самых мощных магических символов,

3) по виду воздействия - обыкновенный,

4) по уровню воздействия - астральный, энергетический

5) по области воздействия - общий,

6) по виду - энергетический

7) по функции воздействия - самонаправляющий.

Беляевой Марины, 2 к., 3 гр.

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации.

Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя — гром обозначает дождь. Т. о., знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или звучащий гудок, означающие пищу).

Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов. существе как о животном, использующем знаки.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с др. стороны — осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между «означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим знаком.

Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак — это нечто, что направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел. А. Куальяно

Знак всегда меньше, нежели понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный очевидный смысл. Символы к тому же имеют естественное и спонтанное происхождение. Ни один гений не садился с пером или кистью в руке, приговаривая: <Вот сейчас я изобрету символ>. Невозможно рационализировать мысль, достигая ее логически или намеренно, и лишь затем придавать ей <символическую> форму. Неважно, какую фантастическую оснастку можно нацепить на идею, она все равно остается знаком, связанным с сознательной мыслью, стоящей за ним, но не символом, намекающим на нечто еще неизвестное. В снах символы возникают спонтанно, поскольку сны случаются, а не изобретаются; следовательно, они являются главным источником нашего знания о символизме. Но следует отметить, что символы проявляются не только в снах. Они возникают в самых разнообразных психических проявлениях. Существуют символические мысли и чувства, символические поступки и ситуации. Порой кажется, что даже неодушевленные предметы сотрудничают с бессознательным по части образования символических образов. Таковы многочисленные, хорошо засвидетельствованные случаи остановки часов в момент смерти их владельца. В качестве примера можно указать на случай маятниковых часов Фридриха Великого в Сан - Суси, которые остановились, когда император умер. Другие распространенные случаи - зеркала, дающие трещину, картины, падающие в момент смерти, или маленькие необъяснимые поломки в доме, в котором у кого - то наступил эмоциональный шок или кризис. Даже если скептики отказываются верить таким сообщениям, истории подобного рода все равно возникают и множатся, и уже одно это должно послужить доказательством их психологической значимости. (с) Густав Юнг

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.

Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все - «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», - говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.