Сколько ракаатов в праздничном намазе курбан байрам. Как делать праздничный (ид, айт, байрам) намаз? Некоторые хадисы о Курбан-байраме

У молитвы, которая совершается по случаю Праздника разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам) и Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам), есть две основные формы. Мы здесь рассмотрим подробнее ту из них, которую чаще всего встречают русскоязычные мусульмане, приходя в мечеть для этой молитвы — праздничный намаз согласно Корану, сунне и другим видам доводов в понимании ученых имама .

Кто знает, что собирается делать имам, тот не подобен тому, кто не знает. И, может быть, этот материал пригодится тому, кто сам станет имамом в молитве. К тому же, дело не ограничивается только самой молитвой: перед ней и после нее есть и другие рекомендуемые действия, о которых полезно знать, и которые стоит постараться исполнить.

1. Правовое положение (хукм) двух праздничных молитв.

Принимать участие в праздничной молитве обязательно () для тех, в ком собралось семь условий:

  1. Мужской пол. Т.е. на женщин эта обязанность не распространяется.
  2. Свобода. Т.е. на рабов эта обязанность не распространяется.
  3. Проживание в населенном пункте, в котором проводится эта молитва. Т.е. на путников эта обязанность не распространяется.
  4. Отсутствие опасности со стороны преступников. Т.е. на того, кто опасается преследования несправедливой стороны, эта обязанность не распространяется.
  5. Здоровье. Т.е. на больного и пожилого, который подобен своим положением больному, эта обязанность не распространяется.
  6. Дееспособность ног. Т.е. на утратившего способность ходить эта обязанность не распространяется.
  7. Зрение. Т.е. на слепого эта обязанность не распространяется.

Для проведения праздничной молитвы достаточно четырех человек: имама и трех молящихся за ним. Даже если кто-то из этих троих будет путником, или больным. Но не ребенком, который не достиг половой зрелости, и не женщиной. Их присутствие не учитывается.

Человек, которого постигла болезнь, и путник, могут занять место имама в этой молитве, хоть они и не обязаны на ней присутствовать.

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

(Салат-уль-‘ид)

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

Курбан-Байрам в 2018 году для всех верующих наступит 22 августа: мусульманский праздник, который начали отмечать еще при пророке Мухаммеде, является вторым по величине после Рамадан Байрама.

Его также называют "праздником жертвоприношения" (Ид аль-Адха). Праздник символизирует абсолютную, чистую и искреннюю веру Всевышнему, единение с ним.

История праздника

История у Курбан-Байрама очень интересная, связана она с пророком Ибрахимом, который был испытан Аллахом и всегда отличался непомерным повиновением.

Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Но однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться воле Аллаха, мужчина пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления для жертвоприношения. Сын Ибрахима Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Всевышнего, смиренно принял уготовленную для него участь и готов был отдать жизнь во имя Аллаха.

В последний момент, когда пророк уже был готов принести жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав покорность и преданность. Человеческая жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.

С тех времен поступок пророка считают символом искренней любви ко Всевышнему. В знак праведной веры все мусульмане приносят в жертву барана или другое животное. Эта история служит для мусульман примером послушания Богу. А праздник Курбан-Байрам символизирует милосердие и величие Бога и то, что лучшей жертвой человека была и будет вера.

© photo: Sputnik / Vladimir Pesnya

Мальчик читает Коран

Подготовка к празднику

Готовиться к празднику начинают за десять дней до него. Соблюдается пост, в домах верующие делают генеральную уборку. Сам праздник длится три дня, во время которых мусульмане придерживаются определенных традиций.

Перед праздником Курбан-Байрам у мусульман действует пост. С рассвета и до окончания прочтения утреннего праздничного намаза — молитвы, есть ничего нельзя. После намаза разрешено есть сладости.

Начинают праздник еще ночью, до рассвета. По традиции, нужно омыть полностью тело и надеть самый лучший наряд. С рассветом верующие идут в мечеть на праздничную службу - намаз. Детей на молитвы брать необязательно. Прием пищи до службы запрещен.

После намаза люди возвращаются домой, где начинают праздничное застолье. После этого мусульмане возвращаются в мечеть, где слушают проповедь и разные истории, связанные с праздником. Также в этот день мусульмане ходят в гости к близким и родственникам, посещают кладбища, где молятся об усопших. Еще в этот день принято дарить подарки друг другу.

© photo: Sputnik / Сергей Мальгавко

Жертвоприошение

Совершение жертвоприношения является ваджибом для каждого совершеннолетнего верующего. Важнейшим условием для совершения жертвоприношения является искренность намерения - закалывание животного ради довольства Всевышнего. В Коране сказано: "Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!" (22:37).

Также стоит соблюсти определенные правила касательно самого животного: оно должно быть взрослым и здоровым. По сложившейся традиции, мясо жертвенного животного делится на три части: одна остается семье, вторая - раздается родственникам и друзьям, а третья - отдается бедным и нуждающимся. Жертвенными животными могут быть овцы, козы, коровы, быки, буйвол и верблюды. Время жертвоприношения наступает по наступлении времени праздничного намаза Курбан-Байрам и длится три дня.

Совершать жертвоприношение не обязательно должен тот, кто совершает этот акт поклонения. Человек может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Праздничное застолье

Ни один стол в эти дни не обходится без привычных сладостей, домашнего хлеба, пирогов, лепешек и бисквитов. В качестве излюбленного десерта мусульмане отдают предпочтение блюдам из миндаля и изюма.

В первый день готовят блюда из печени и сердца, второй день необходимо начинать с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. Также готовят жаркое или тушат мясо, а в качестве гарнира используют бобы, овощи или рис. В третий и четвертый день на столах у мусульман стоят супы из костей барашка, жареные бараньи ребрышки и, конечно же, традиционные манты, лагман, шашлык, плов, бешбармак, чучвара.

Для истинно верующих мусульман важно, чтобы в дни праздника ни один человек не остался голодным, именно поэтому двери домов последователей ислама открыты для всех гостей.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Религиозное чтение: праздничный молитва курбан байрам в помощь нашим читателям.

Важные правила Курбан байрама. Прочти сам и передай обязательно другу!

Праздничные намазы, совершаемые в дни праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам

Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным – не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).

В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.

Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):

1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).

2. Взять полное омовение (гусль).

3. Использовать мисвак.

4. Воспользоваться благовониями.

5. Одеть лучшую одежду.

6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).

7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.

8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.

9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.

11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).

12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.

13. Возвращаться домой другой дорогой.

Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).

Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):

Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».

Дополнительно произносятся три такбира (фраза “Аллаху Акбар”), каждый раз поднимая руки.

Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.

Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура – желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.

Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.

После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама – правилам совершения курбана, жертвоприношения).

Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.

Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха ): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:

– Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.

– По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.

– Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.

– Во время хутбы произносится такбир ташрик.

– Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).

– Является ваджибом произносить ташрик такбир.

По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.

По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.

Фатва дается по второму мнению.

Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

700 лет назад Золотая Орда официально приняла Ислам!

Среди многих знаменательных событий этого года особое значение для мировой и татарской истории имеет 700-летняя годовщина принятия ислама в качестве государственной религии в Улусе Джучи. Она не только способствовала мусульманизации Золотой Орды, но и привела к возникновению современного татарского народа

  • Отцы и дочери в Исламе

    Всевышний Аллах создал мужчин и женщин отличающимися друг от друга с психологической и физиологической точек зрения. Они различаются также по обязанностям и ответственности

  • Что Ислам говорит о реинкарнации (переселении душ)?

    Реинкарнация или так называемое переселение душ, произошедшее от латинского слова "reincarnatio" («повторное воплощение») и предполагает под собой, что бессмертная душа живого существа перевоплощается из одного тела в другое, причем в каждой жизни развивается новая личность индивидуума. Существуют различные вариации реинкарнации. Некоторые верят, что перевоплощается только душа человека, другие считают, что и души животных также способны приобретать новое тело. Некотрые утверждают, что человек возвращается в образе того же пола, к которому он принадлежал, другие не признают ограничений. То есть вариаций на эту тему более чем достаточно.

  • Наверно, утренний намаз самый сложный для человека, так как иногда бывает, что вы просыпаетесь, и с ужасом осознаете, что проспали фаджр. Знакомая ситуация? Такое может случится по различным причинам: как по физиологическим, так и духовным. Иногда бывает и такое, что мы подсознательно сами хотим проспать, предаваясь прихотям своего нафса.

  • 5 сильных высказываний Мухаммеда Али о Боге и об исламе

    Мохаммед Али родился 17 января 1942 года. Боксом увлекся в 12 лет. За спортивную карьеру боксер провел 61 бой, в 55 из них одержал победу. Ислам спортсмен принял в 1965 году.

  • Почему мусульмане после молитвы протирают руками лицо?

    Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обращаясь с молитвой к Аллаху, раскрывайте.

  • Существует ли дуа для избавления от забывчивости и укрепления памяти?

    Для избавления от забывчивости и для укрепления памяти можно посоветовать дуа, которое упоминается в следующем хадисе:

  • Курбан-байрам–2017: начало праздничного намаза, размер нисаба жертвенного мяса, места для забоя

    "В этом году Курбан-байрам отличается тем, что в один день соберется не один праздник: Курбан-байрам, пятничный день и день знаний. Столько праздников накладывается на один день, что только увеличивает нашу радость"

    Метод совершения праздничного намаза (салят уль-ид)

    В преддверии наступающего праздника Ураза-байрам (Ид-уль-Фитр) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

    По мазхабу имама Абу Ханифы

    ‘Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

    Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

    Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

    Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

    Порядок совершения ‘ид-намазов

    Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

    Такбир, читаемый в дни ташрика

    Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

    Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

    Желательные действия в оба дня

    В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

    По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

    Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

    Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

    Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

    Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

    Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

    Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».

    По мазхабу имама аш-Шафии

    Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом) ».

    После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

    Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

    Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

    Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

    И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

    Праздник Курбан-Байрам 2017: молитвы, традиции и обычаи мусульман

    Курбан-Байрам в 2017 году для всех верующих наступит 1 сентября: мусульманский праздник, который начали отмечать еще при пророке Мухаммеде, является вторым по величине после Рамадан Байрама

    Его также называют “праздником жертвоприношения” (Ид аль-Адха). Праздник символизирует абсолютную, чистую и искреннюю веру Всевышнему, единение с ним.

    История праздника

    История у Курбан-Байрама очень интересная, связана она с пророком Ибрахимом, который был испытан Аллахом и всегда отличался непомерным повиновением.

    Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Но однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться воле Аллаха, мужчина пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления для жертвоприношения. Сын Ибрахима Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Всевышнего, смиренно принял уготовленную для него участь и готов был отдать жизнь во имя Аллаха.

    В последний момент, когда пророк уже был готов принести жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав покорность и преданность. Человеческая жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.

    С тех времен поступок пророка считают символом искренней любви ко Всевышнему. В знак праведной веры все мусульмане приносят в жертву барана или другое животное. Эта история служит для мусульман примером послушания Богу. А праздник Курбан-Байрам символизирует милосердие и величие Бога и то, что лучшей жертвой человека была и будет вера.

    Подготовка к празднику

    Готовиться к празднику начинают за десять дней до него. Соблюдается пост, в домах верующие делают генеральную уборку. Сам праздник длится три дня, во время которых мусульмане придерживаются определенных традиций.

    Перед праздником Курбан-Байрам у мусульман действует пост. С рассвета и до окончания прочтения утреннего праздничного намаза - молитвы, есть ничего нельзя. После намаза разрешено есть сладости.

    Начинают праздник еще ночью, до рассвета. По традиции, нужно омыть полностью тело и надеть самый лучший наряд. С рассветом верующие идут в мечеть на праздничную службу – намаз. Детей на молитвы брать необязательно. Прием пищи до службы запрещен.

    После намаза люди возвращаются домой, где начинают праздничное застолье. После этого мусульмане возвращаются в мечеть, где слушают проповедь и разные истории, связанные с праздником. Также в этот день мусульмане ходят в гости к близким и родственникам, посещают кладбища, где молятся об усопших. Еще в этот день принято дарить подарки друг другу.

    Жертвоприошение

    Совершение жертвоприношения является ваджибом для каждого совершеннолетнего верующего. Важнейшим условием для совершения жертвоприношения является искренность намерения – закалывание животного ради довольства Всевышнего. В Коране сказано: “Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!” (22:37).

    Также стоит соблюсти определенные правила касательно самого животного: оно должно быть взрослым и здоровым. По сложившейся традиции, мясо жертвенного животного делится на три части: одна остается семье, вторая – раздается родственникам и друзьям, а третья – отдается бедным и нуждающимся. Жертвенными животными могут быть овцы, козы, коровы, быки, буйвол и верблюды. Время жертвоприношения наступает по наступлении времени праздничного намаза Курбан-Байрам и длится три дня.

    Совершать жертвоприношение не обязательно должен тот, кто совершает этот акт поклонения. Человек может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

    Праздничное застолье

    Ни один стол в эти дни не обходится без привычных сладостей, домашнего хлеба, пирогов, лепешек и бисквитов. В качестве излюбленного десерта мусульмане отдают предпочтение блюдам из миндаля и изюма.

    В первый день готовят блюда из печени и сердца, второй день необходимо начинать с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. Также готовят жаркое или тушат мясо, а в качестве гарнира используют бобы, овощи или рис. В третий и четвертый день на столах у мусульман стоят супы из костей барашка, жареные бараньи ребрышки и, конечно же, традиционные манты, лагман, шашлык, плов, бешбармак, чучвара.

    Для истинно верующих мусульман важно, чтобы в дни праздника ни один человек не остался голодным, именно поэтому двери домов последователей ислама открыты для всех гостей.

    Материал подготовлен на основе открытых источников.

    Главные темы

    Мужчину, разыскиваемого за ограбление банка в Ереване в начале октября, удалось выявить на территории Грузии

  • Экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили предлагает помириться президенту Украины Петру Порошенко

    Исследование выявило десятки компаний, которые при прежней власти жертвовали деньги “Единому национальному движению”, а сегодня – “Грузинской мечте”

    Орбита Sputnik

    В среднем в течение месяца в Азербайджане выявляется около двух тысяч человек, которые незаконно остаются или работают в республике.

    Армении нужно держать ухо востро: чего Еревану ждать от НАТО рассказал политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

    Центр госязыка Латвии начал проверку в связи с жалобой пользователя Twitter на то, что сотрудница почты отказалась говорить с ним по-латышски.

    Сейм Литвы рассмотрит предложение об обязательном переводе на литовский теле- и радиопрограмм и фильмов, созданных на языках, не являющихся официальными в ЕС.

    Увеличение призыва в Эстонии усилит напряженность в регионе – эксперт прокомментировал планы Таллинна снизить требования к здоровью новобранцев.

    Министерство информации Беларуси решило ограничить доступ к информационному сайту “Белорусский партизан”.

    Акционерное общество “АрселорМиттал Темиртау” отозвало иски к шахтерам и решило не привлекать участников забастовки к ответственности.

    Кыргызстан будет поставлять продукты питания в российские магазины – кыргызские овощи, мясо и напитки будут продаваться в 12 тысячах магазинов.

    Как остановить миграцию, и какие меры необходимо предпринять правительству, чтобы приостановить массовый отток трудоспособного населения за рубеж.

    Таджикистан получил из России денежных переводов на сумму 1,6 миллиарда долларов по итогам третьего квартала 2017 года.

    В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

    По мазхабу имама Абу Ханифы

    "Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

    Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

    Совершать "ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для "ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

    Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

    Порядок совершения "ид-намазов

    Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма"мумы) для праздничного намаза. Ма"мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма"мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллаhума табарака исмука ва та"ала джаддука вала иляhа гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «субханаллаhи валхамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А"ла» вслух, затем совершают руку" и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «аль-Фатиха», затем желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку"а. Совершают руку" сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

    Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

    Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

    Желательные действия в оба дня

    В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

    По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

    Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

    Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

    Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

    Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

    Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

    Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

    Зайнула Гамзатов

    По мазхабу имама аш-Шафии

    Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом) ».

    После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

    Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаhу акбар» и прочесть молитву «Субхана ллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль-Фатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

    Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

    Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

    И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

    Ахмад Абдурашидов