Субъективное мнение ‒ что это такое, чем отличается от объективного? Примеры применения. Субъективное и объективное мнение Значение слова субъективное мнение и объективное

Мнение (славянское мьнити – предполагаю) – это приватная интерпретация индивидом данных в форме совокупности суждений, не ограничивающихся мыслью о наличии или опровержении чего-либо, а выражающих скрытое или явное отношение и оценку субъекта к объекту в данный момент времени, характер и полноту восприятия и ощущения чего-либо. То есть можно понять, что мнение может меняться с временем из-за тех или иных причин, в том числе изменений самого объекта мнения – его качеств, свойств и так далее, либо из-за других мнений, суждений, фактов. А также мнение это заведомо субъективные суждения, на которые распространяются свойства и признаки субъективности затронутые мной в предыдущем параграфе, даже если мнение основывается на фактах, то оно носит характер оценочного суждения-аргумента, то есть всё равно выражает отношение субъекта.

Из сказанного выше можно понять, что мнение по умолчанию является субъективным и наследует свойства субъективного, например, не обязательность констатации истины, разные степени искажения восприятием сути объекта и так далее. То есть, уже используя понятие «мнение» не требуется уточнения, что оно субъективное. Важно не путать само по себе суждение и мнение, так как первое может носить характер эмпирический, то есть проверяемый опытным путём, а мнение к такому не способно уже в силу того, что выражает отношение. В некоторой степени мнение это суждения отражающие квалиа, но только в некоторой, а не полной. А вот существует ли объективное мнение и какую форму и содержание имеет для выполнения условий объективности, следует разбираться детальнее.

Сам по себе объект не способен к выдвижению вообще никаких суждений, если он при этом не является субъектом, то есть уже сразу можно утверждать, что бессознательный объект не выдвигает оценочных суждений – мнения, а следовательно не создаёт и объективного мнения. А значит понятие буквально отражающее «объективное мнение» не существует, но здесь интересна коннотация, а не буквальное значение, поэтому можно продолжить изыскания.

Если рассматривать объективное мнение как мнение о некоем объекте, то субъект формирующий любое мнение это делает о объекте, так что такая форма объективного мнения ложна. При попытке рассмотрения объективного мнения как мнения (субъекта же) направленного на некий объект для защиты объективности этого мнения необходимо обратиться к самой объективности, о которой я говорил в первом параграфе этой главы.

Объективность это восприятие объекта в том виде, в каком он существует независимо от субъекта его восприятия, то есть непредвзятость и независимость суждений от личности индивида, в том числе от его мнения. А в таком случае объективное мнение тоже не может существовать, так как объективность предполагает отсутствие какого-либо отношения, скрытого или явного, индивида-субъекта к отражаемому объекту. Более того, в этом случае объективное мнение пытается заменить собой научное знание как систематизированный комплекс данных о каком-либо объекте полученным в ходе познавательных процедур с целью максимально возможного приближения этих данных к констатации сути познавательного объекта. Даже обыденное, ненаучное, знание опирается на здравый смысл и опыт, в том числе эмпирический, и не предполагает искажения отношением или оценкой.

Исходя из всего вышеперечисленного, я прихожу к выводу, что само по себе «объективное мнение» не существует в форме априорно формулируемого, а попытки заменить им другие понятия, например, знание не имеют ни элегантности, ни целесообразности. Мнение может быть, а вернее стать, объективным, если в своих субъективных оценках, выражении отношения, приватном восприятии – формировании мнения индивид так интерпретирует данные, что его субъективное мнение удовлетворит условиям объективности.

То есть объективное мнение – это то же самое субъективное мнение, включающее все его признаки, но совпадающее в своих оценках, отношениях и индивидуальной интерпретации с объективной реальностью в условной её полноте. Границы и критерии условной полноты восприятия, понимания и описания объективной реальности предмет отдельного разговора. Если понимать под объективным мнением только стремление индивида-субъекта к точному и верному отражению и констатации сути реальности, то это уже перестаёт быть мнением вообще и, следовательно, не будет иметь никакого значения какое это «немнение» – объективное или субъективное.

Резюмирую сказанное в параграфе и перейду к выводам по главе, итак:

  • Мнение кратко – это индивидуальное оценочное отношение субъекта к чему-либо;
  • Субъективное мнение – субъективность неотъемлемое качество самого мнения, то есть, при использовании понятия мнение его субъективность понимается без дополнительного уточнения;
  • Объективное мнение – это то же субъективное мнение, но в выражении отношения, оценки и подобного индивидом совпадает с объективной реальностью.

Нет никакой особой целесообразности использовать в речи понятие субъективное мнение, так как оно итак является субъективным, равно как нет целесообразности употреблять понятие объективное мнение, так как оно отражает совпадение мнения с констатацией объективной реальности, но не перестаёт быть мнением – субъективным отношением. То есть говоря о констатации объективной реальности целесообразнее прибегнуть к понятиям факт, знание и подобным, а не указывать на совпадение с, например, фактом чьего-то мнения, так как это совпадение, а не внутреннее качество самого мнения – субъективного. Соответственно кроме подчёркивания эпитетом «объективное» совпадения с фактом, знанием или подобными констатациями объективной реальности целесообразно ограничиваться понятием мнение без эпитета субъективное, коим оно является итак, и тем более не следует понимать «объективность» мнения как его самостоятельное качество, ибо это только совпадение с настоящей объективностью. А если это совпадение намеренное и/или заведомо известное, то рациональнее предлагать суждение, гипотезу, факт, знание и прочие, нежели мнение. По сути, обращение в восприятии, и мнении на нём основанном, к категориям объекта и субъекта не даёт достаточной характеристики истинности, так как объективность и субъективность здесь (некоторыми) ошибочно замещают позитивное и негативное осознание. Позитивное осознание (латинское positivus – совпадающий, положительный) это восприятие и осмысление выраженное в акте сознания и отношении как совпадающее с действительностью в той или иной степени; а негативное осознание (латинское negativus – обратный, отрицательный) это тот же акт и его продукт, но с искажением действительности, то есть мнимость, искусственность. Так, что если и применять к мнению понятие характеризующее близость мнения к действительности, то лучше использовать «позитив» и «позитивное», а не некое «объективное мнение» являющееся практически оксюмороном.

Красный университет
1-е отд. 29.10.2014. Лекция: политика и политическая теория марксизма.
Александр Сергеевич Казённов, профессор, доктор философских наук. Аудио-версия - See more at: http://www.len.ru/red-univer2014-10-29#sthash.XdVaSP7I.dpuf

«Здравствуйте, товарищи! Наш университет нацелен на получение знаний, а не мнений. Что такое мнение? – Мнение – это субъективное знание. Субъективное знание, как бы, вроде, и не знание вовсе. Знанием является объективное знание, то есть, независящее (?) от человека и человечества. Оно есть, оно истинное знание. Мы стремимся к истинному знанию».

[Я нахожу в себе смелость выразить своё мнение или знание, как кому будет угодно, относительно озвученных Александром Сергеевичем категорий. Во-первых, объективное знание зависит только и исключительно от человека и человечества. Сознание – это жизнь со знанием. Человек – это животное, живущее со знанием и смыслом. Когда нет сознания, тогда нет ни знания, ни смысла. Следовательно, никакого объективного знания вне человека и вне человечества быть не может.

Во-вторых, с точки зрения диалектики, мы не вправе противопоставить «субъективное» (далее, С.) и «объективное» (далее, О.) как отделённые друг от друга и противоположные части. Они являются моментами, которые тесно взаимодействуют и переходят один в другой. В явлении сущности - в бытии, и мнение, и знание одинаково представлены всеобщим феноменом отражения. Сущность одинаково значимо проявляется как в форме (мнении), так и в содержании (знании, истине) познавательного процесса. В процессе развития познания материального мира, форма становится всё более содержательной, переходя в неизменяемую часть содержания – в Истину.

С. и О., в Бытии, определяются качеством отражения объективной реальности в человеческом сознании. В сознании, в форме отражения, всегда представлены обе категории одновременно. С. становится своей противоположностью только в процессе постижения Истины. «Всеобщее» (материя, сущность), являющееся в Бытие в качестве «объективного», включает в себя отрицающее его «субъективное», в свою очередь, отрицая его с созиданием. В этом втором отрицании и рождается новое качество – «объективное» (знание, истина). С. переходит в О., взаимодействуя с «всеобщим», «особенным» и «единичным».

На одном из последних семинаров М.В. Попов обратил внимание слушателей Красного университета на очень важное обстоятельство, выражающее качество философского диалектического мышления. Все категории диалектического мышления должны быть выведены в процессе их исторического развития, раскручены как клубок ниток, в логической последовательности и диалектической взаимосвязи понятий. Выведение категорий философии и формирование понятий должно происходить в направлении от «простого» к «сложному», от «абстрактного» к «конкретному», от «всеобщего» к «особенному» и «единичному».

Возможно, слушателям университета и преподавателям будет интересно ознакомиться с движением моей мысли. Я хотел бы рассмотреть две философские категории, которые связывают мнение со знанием, а через него с Истиной: «субъективное» и «объективное». Эти две категории не так просты, как нам кажется. Начнём с того, что каждая из них есть определённое наличное Бытие, развивающееся Нечто. Каждое понятие с чего-то начинается, развивается и окончательно оформляется определением, то есть, становится качеством, «которое в себе» в единстве с «в нём бытием».

Понятие – «это Бытие, через которое просвечивает сущность». Важно добраться до сущности двух терминов: «объективное» и «субъективное». Понятие Ленин определил как «высший продукт мозга высшего продукта материи». Как выразился М.В. Попов: «У нас в Красном университете, в известной мере, культ понятий и терминов». Понятие является продуктом сознания. Следовательно, С. и О. самым тесным образом связано с сознанием. И С., и О. не могут не зависеть от сознания. Утверждение, что С. зависит, а О. не зависит от сознания и человека нельзя считать правильным, Такое утверждение не является определением.

Что есть сознание? – Сознание – это сложная форма отражения материи «в высшем продукте материи» - в человеке и социальном Бытии. Отражение материи в социальной форме движения материи есть нечто особенное и специфичное, характерное для «высшего продукта материи». С другой стороны, в этой форме отражения реальной действительности присутствует «всеобщее» (далее, В.). Оно сливается с «особенным» и «специфично-единичным» в единое целое. Разумеется, В., является определяющим по отношению к сознанию - феномену отражения, поскольку является всеобщим феноменом отражения, присущим любой форме движения материи.

Этот всеобщий феномен отражения сам является следствием другого всеобщего феномена – принципа детерминизма, изначально присущего материальному миру. Причинно-следственная зависимость и порождает всеобщий феномен отражения. Всякое следствие есть отражение причины. Принцип детерминизма естественным образом вытекает из Закона Всеобщей Связи, который обеспечивает единство и взаимосвязь явлений и вещей реальной материальной действительности. Закон Всеобщей Связи выступает одновременно как Закон Всеобщего Противоречия. От этих всеобщих законов, в итоге, и происходят С. и О. С позиции «всеобщего», между С. и О. вообще нет никакого различия, как нет и различия моментов в становлении, где разность между Бытием и Ничто исчезает.

С. и О., таким образом, взаимно проникают одно в другое. Происходит переход одной противоположности в другую. «Всеобщее», определяемое сознанием как «объективное», безусловно, предполагает существование своей противоположности – «субъективного». Оба понятия, взятые в борьбе и единстве, обозначают проблему качества отражения действительности. Ни в какой другой форме движения материи, кроме социальной, проблемы качества отражения не возникало, и возникнуть не могло, поскольку сознание появилось со знанием. Вот и возникла проблема недостаточного знания. Недостаточное знание (мнение) определилось как «субъективное». Достаточное знание – как «объективное», истинное знание.

Мы знаем также, что всякое знание об окружающем нас мире, о чём говорил и В. И. Ленин, относительно. Относительно чего? – Относительно Бытия и Сущности. В процессе познания реальной действительности, человек, конечно, продвигается от мнения к знанию через правду и достоверность к Истине, однако, нельзя утверждать, что процесс этот на каком-то этапе познания является только субъективным или только объективным. Весь процесс познания, в любой точке его движения объективно - субъективен.
Таким образом, Истина – феномен субъективно – объективный, в котором, в итоге познавательного процесса, С. становится своей противоположностью. Объективность, при этом, скорее всего, и является определением Истины, то есть действительного знания. Всё объективное действительно, всё действительное (развивающее) объективно. Определением Истины является объективность, как новое качество, новая ступень познания в бесконечном процессе развития знания, в бесконечной борьбе между знанием и недостаточным знанием, между С. и О., между разумным разумом и глупостью.

Процесс познания имеет содержание и форму. С. есть форма, а О. есть содержание (Истина). По определению, форма – это тоже часть содержания, но не постоянная, а изменчивая её часть. Содержание благодаря изменчивой форме нащупывает путь своего развития, находя из множества форм мысли такое знание, которое наиболее полно соответствует развивающемуся содержанию.

Большое количество субъективных мнений однажды порождает «особое мнение», которое скачкообразно даёт новое знание, именуемое Истиной. Таким образом, «субъективное» есть форма, а «объективное» есть содержание процесса познания, то есть того, что мы должны называть Истиной. Истина, развиваясь, от целого к целому, включает в себя и недостаточное знание (субъективное), отрицающее Истину, но включает его с созидательным отрицанием, так, что сохраняет себя саму, будучи всегда объективным знанием. О. является и причиной, и следствием С. Тоже верно, если О. и С. поменять местами.

Нам всегда говорили на семинарах по философии, что «объективное» не зависит от человеческого сознания. Оно находится вне сознания, до и после него. На самом деле всё не так, а как раз наоборот, О. прочно связано с сознанием и никак не отделимо от него. Не нужно пренебрегать сознанием и находящимся в нём объективным Смыслом. С. же, напротив, не зависит, вернее, не слишком сильно зависит от сознания, поскольку предполагает незнание или недостаточное знание. Как же можно зависеть от того, чего нет, или от того, чего недостаточно? В своих рассуждениях я подхожу к тому, чтобы дать определение обоим понятиям.

«Объективное» - это осознанное «всеобщее», вобравшее в себя всё богатство конкретного и особенного (или: «всеобщее», осознанное в единстве с конкретным и особенным). «Субъективное» - это не вполне осознанное «всеобщее», или осознанное вне связи с «конкретным» и «особенным» (или; не вполне осознанное «всеобщее» с отрицанием конкретного и особенного). Можно сказать иначе: «Объективное» - это философская категория, обозначающая и фиксирующая процесс и результат осознания всеобщих законов и условий существования материального мира (реальной действительности). Можно сформулировать просто и кратко. «Объективное» - это осознанное «всеобщее». «Субъективное» - это не вполне осознанное «всеобщее». – Курсив мой (А.З.).

«Всеобщее» - это материальный мир и всё то, что является его сущностью. В. – до, вовне (и внутри) и после сознания. В. является в сознательное Бытие объективным и действительным. «Объективное» будучи определением, всегда остаётся неизменным, однако, будучи истинным знанием, развивается бесконечно, включая в себя бесчисленное множество элементов доселе непознанного «особенного» и «единичного». Разумеется, что никакое О. никак не возможно без С. («Две спутницы вечных, любовь и разлука, не ходят одна без другой»).] – А.З. (курсив мой).

Перенаправленное сообщение --------
Тема: Ответ А.Я. Зуеву
Дата: Tue. 04 Nov. 2014 23:08:35 +0300
От: Казеннов Александр
Кому: Валерий Александрович Мордовин
Ув. В.А.! Перешлите, пожалуйста, тов. Зуеву А.Я. мой ответ. А.К.

Ответ на моё письмо.

В Вашей концепции С. .и О. много правильного и не противоречащего моему взгляду на их соотношение. Но Вы критикуете не мой тезис, а сформулированный Вами для меня тезис. У меня речь шла об истинности (всеобщности? – А.З.) объективного знания, о том, что истинность (всеобщность? – А.З.) не зависит ни от одного человека, ни от большинства какой-то группы людей, ни вообще, от наличного человечества. А Вы мне приписываете взгляд, что истина вообще не зависит от сознания, т.е. от сознания человечества или человека. Разумеется, что по существованию истина есть в человеческом обществе и для людей.

Речь у меня, следовательно, идет лишь об истинности (всеобщности? – А.З.) знания, а не о его существовании в сознании человека и человечества. В этом отношении Вы правильно говорите, что по форме всякое знание субъективно, поскольку оно высказывается субъектом (каким-то или какими-то). Но по содержанию оно может быть и субъективным (неполным, обманчивым, случайным и т.д.), и объективным. Объективным в том простом смысле, что – «не субъективным», а проверенным (достоверным), всеобщим и необходимым. Все равно кто считает дважды два: все равно будет четыре, кто бы не измерял ускорение свободно падающего тела в известных условиях, все равно будет 9,8 м/сек. Это не зависит от субъекта рассмотрения. Хотя понятно, что открытие этого объективного закона зависело от конкретного человека в известных исторических условиях.

Далее, вообще-то истина, если она истина, т.е. когда она установлена, объективна: она есть соответствие понятия предмету и предмета понятию. Так что определение «объективная» используется именно в процессе познания для обоснования истины как «объективной», в отличие от «субъективной», т.е. и не вполне истинной, не убедительно истинной.

Так что у меня в лекции, посвященной не проблеме истины, а проблеме политики и политической теории, используется это противопоставление лишь для указания на то, что в нашем университете мы интересуемся не мнениями (субъективными знаниями), а объективными знаниями, т.е. истинными знаниями, т.е. просто – истиной. Поскольку это было простым замечанием, я не стал его развивать в этот раз. Но вообще-то я развивал это движение дальше: и на объективном знании не стоит останавливаться, а надо двигаться к убеждению: дело обстоит именно так, и иначе обстоять не может. Но это можно будет развить еще раз в другом месте.

Рад, что Вы довольно значительно углубились в вопросы философии и сделали некоторые успехи. Удачи Вам в дальнейших исследованиях. А.С. Казеннов.
Казённову А.С. от Зуева А.Я.
Благодарю Вас за внимание ко мне, убедительный и обстоятельный ответ. С большим удовольствием прослушал и записал Вашу лекцию. Большое спасибо! С уважением, А.Я.! 05.11. 14 г.

Существует философское направление, его последователи считают, что наше восприятие реальности управляется нашими чувствами, которые ограничены и несовершенны. Поэтому нет объективной реальности, которую мы можем различить, и вся реальность субъективна. Реальность — это социальная конструкция, общий знаменатель субъективных переживаний и представлений общества, формирующего нашу реальность.

Большинство философов убеждены в том, что существует объективный вещественный мир, который отображается в субъективном сознании каждого человека. Есть много философских учений, приверженцы которых до сих пор не пришли к общему мнению. Постараемся просто и доступно все же разграничить понятия объективного и субъективного.

Что такое объективное мнение

Для начала несколько примеров. В озеро упал камень, который издал определенный звук. Но рядом не было никого, кто бы это услышал. Значит ли это, что звука не было? Ни в коем случае. Звук раздался вне зависимости от того, услышит его кто-то или нет. Объективная точка зрения не зависит от наличия наблюдателя за событием. Мы видим собаку и говорим: «Это собака». Это объективная оценка. Неважно, какая это собака и кому она принадлежит.

Когда кто-то выражает объективное мнение, он просто думает о фактах, а не о своих собственных чувствах. Когда вы спрашиваете объективное мнение, вы хотите услышать мнение того, у кого еще нет сильных чувств к предмету, и того, кто ничего не получит или не потеряет из-за своего решения. Человек, дающий объективную оценку, руководствуется истинной реальностью и справедливостью. Предложения, которые не меняются от человека к человеку, могут быть доказаны правдивостью или неточностью, несут общие суждения, принятые всеми, называются объективно значимыми предложениями.

Таким образом, объективное мнение не должно зависеть от нашего эмоционального состояния . Оно всегда основано на проверенных и доказанных фактах.

Что такое субъективное мнение

Субъективное мнение наоборот, имеет чувства . Все субъективное подлежит интерпретации. Это то, что зависит от нас, наших чувств, эмоций, жизненного опыта, нашей позиции. Такие понятия, как красота, гармония, злость, любовь, эстетичность, вкус - всегда субъективны, потому что каждый человек видит и воспринимает индивидуально.

Температура воды в бассейне 25 градусов. Это объективный факт, не зависящий от нашего восприятия. Но, когда мы утром входили в воду, нам было тепло, а вечером почувствовали холод. Это субъективность. Субъективная длительность одного часа зависит от того, ждем ли мы свой рейс, который задержали, или опаздываем на самолет. Довольно часто при опросе свидетелей сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с субъективным мнением. Описание преступника, которого видели несколько человек, совершенно разное.

Субъективные знания противоречат научным знаниям, которые можно систематически измерять или оценивать. Таким образом, например, можно категорически утверждать, что на столе есть два карандаша, но можно спорить, являются ли они тонкими или толстыми.

Предложения, которые могут варьироваться от человека к человеку, не могут быть доказаны правдивостью или неточностью, несущие интерпретацию слова, называются субъективными значимыми предложениями.

В законодательстве субъективное право - это право или юридическое право индивида обладать или требовать чего-либо в соответствии с правовой нормой.

Например, в стране, где существует закон, позволяющий избирателям голосовать в возрасте 18 лет, лицо такого возраста может осуществлять это субъективное право, поскольку оно подпадает под действие закона.

Отличие и сходство

Объективно или субъективно? Объективными и субъективными являются определения, относящиеся соответственно к непредвзятым наблюдениям и предвзятым оценкам. То, что объективно, не зависит от чувств или личных предубеждений. Объективное описание основано на экспериментах и наблюдениях. То, что субъективно, зависит от личной интерпретации и зависит от личных чувств.

Фразы, начинающиеся со слов, таких как самый красивый цвет, самый красивый автомобиль, лучший фильм, являются субъективными фразами и представляют свое собственное мнение. Если придерживаться строго этих понятий, то отличие кажется простым и ясным.

Условность и сходство понятий объективное и субъективное можно рассмотреть на примере. Мы хотим составить некий план действий на завтра. Это субъективно. Но каким он предстанет, если составить план на завтра письменно в виде конкретных заданий для себя, руководства к действию, возможно даже с указанием времени? Очевидно, это уже нечто объективное. Мы видим перед собой конкретный предмет, например стол. Он прямоугольный, деревянный. Это объективность. Через время, не видя данного стола, мы пытаемся воссоздать в памяти его образ. Это уже субъективность. Стол так и останется столом, но в своей голове мы уже видим его несколько иным. Или же назовем письменный стол по-другому.

Какой из этих терминов является объективным? Предмет существует вне зависимости от названия, которое мы ему присвоили. Но в нашем сознании возникнет, например слово «бюро». Золото объективно желтый, мягкий, химически инертный металл. То, что золото ценно - это субъективное мнение, которое мы все разделяем.

Однако на сегодняшний день широко распространены, острые разногласия между способами успешного отличия фактов от мнений. Эффективные аргументы включают как фактические замечания, так и оценочные суждения, основанные на этих фактах. Таким образом, аргументы содержат как объективные, так и субъективные заявления. Наши суждения квалифицируются как субъективные и объективные, независимо от того, содержат ли они наши личные мнения. На практике мы все понимаем объективную реальность через субъективные впечатления и интерпретации. Обойти этот факт невозможно: все мы -несовершенные наблюдатели. На практике, «два мира» пересекаются.

Окружающий мир всегда останется независимым от нашего сознания, но понятия объективное и субъективное станут бессмысленными.

Интересные, однако, мысли посещают голову,
когда ни о чем не думаешь…

.

Субъективное мнение (имхо) является на сегодняшний день самым модным трендом в самовыражении человека. Если хочешь быть современным и продвинутым - твое субъективное мнение всегда должно быть на тебе. Ведь тогда, по любому случаю и поводу, ты можешь продемонстрировать в нем себя - всю полноту и содержательность своего внутреннего мира. В последнее время мы наблюдаем, как имхо заполняет информационное пространство, вытесняя собой культуру мысли и публичного высказывания, стремление к точному и достоверному знанию, уважительное отношение к собеседнику, адекватное восприятие мира. Объяснить причины роста «мнениевой» популярности и превращение имхо в явление массового порядка возможно, понимания психологическое состояние современного общества и человека.

.

Модный тренд "Субъективное мнение"


СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ - ПРЕТЕНЗИЯ С ВЫХОДОМ

Мнение - это проявление сознания в виде суждения, выражающего субъективное отношение или оценку . Субъективное мнение проистекает из интересов и потребностей личности, ее системы ценностей . Об этом важно помнить, когда мы слышим или читаем суждения тех или иных людей. В своем субъективном мнении - имхо - человек выражает то, что ему мнится , то есть «кажется», «представляется», «видится». Именно ему, именно сейчас. Выражая свое имхо, человек демонстрирует прежде всего свои собственные внутренние состояния.

Совершенно не исключено, что высказываемое содержит «долю истины», объективное знание. И так оно и бывает, когда человек располагает знаниями о предмете, когда он компетентен в том, что произносит, его суждение аргументировано. В противном случае, мы имеем дело с «вкусовым» высказываем, с "кочкой" зрения - не претендующим на правоту и объективность субъективным мнением. Мнение - естественная форма реализации сознания, движимого бессознательными мотивами. И в мировоззрении оно занимает свое необходимое место. Сегодня же мы наблюдаем, как вкусовое, личностное, ситуативное восприятие - субъективное мнение, имхо - претендует на статус всеобщего, фундаментального, истинного способа характеристики реальности происходящего.

Отделить зерна знания от плевел мнимого, психическую реакцию от реального положения дел, мнящего от знающего, мы можем, только понимая внутренние механизмы, которые раскручивает в человеке его бессознательное. Системно-векторная психология - точный инструмент для такого понимания (неоднократно подтверждено, проверено и может считаться объективным). Системный психоанализ позволяет объективно (а не через себя) оценивать психические проявления человека, имея в сознании целостную - восьмимерную матрицу устройства психики.
.


Механизм субъективного мнения

Субъективное мнение формулируется стихийно, ситуативно и является способом выражения состояния человека как реакции на тот или иной внешний фактор. При этом можно отметить, что внешний раздражитель имеет второстепенную роль - основанием формирования субъективного мнения выступает внутреннее состояние человека. Поэтому, вне зависимости от ситуации, характер и форма выражения субъективного мнения могут оставаться неизменными. Подобное мы можем очень живописно наблюдать на просторах интернета: социально или сексуально фрустрированный человек по любому поводу, в статье на любую тему, к любому изображению будет выражать свое состояние неудовлетворенности, то есть субъективное мнение: не комментировать, а критиканствовать, например, или буквально обливать грязью. Почему? Потому что это - его субъективное мнение.

К слову, вспомнилась одна притча из сети. Вот она:

Один человек пришел к Сократу и спросил:
- А знаешь, что мне сказали о твоем друге?
- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Первое - сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
- Нет. Просто я слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет! Напротив!
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни правды, ни необходимости. Зачем тогда говорить?
.


Что выражает субъективное мнение?

ОРУЖИЕ ПРОТИВ ИНТЕЛЛЕКТА - СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ

Мыслители древности, отделяя субъективное мнение от истинного знания, отмечали, что мнение, в силу своей субъективности и иррациональности, искажает истину. Оно сродни заблуждению, или является таковым. Об этом сегодня забывают как выразители имхо, так и те, кто его воспринимает. Нередко мы думаем: «О! Если человек (не важно кто) так сказал, значит, так оно на самом деле и есть, люди зря болтать/писать не будут». Мы экономим умственные усилия, которые необходимы, чтобы критично отнестись к чужому субъективному мнению, доверчиво относимся к чужим словам. Мы и сами редко «страдаем» самокритичностью.

«Там, где заканчивается знание, начинается мнение». Зачастую субъективное мнение оказывается ни чем иным, как формой представления интеллектуальной слабости.

Непонимание собственных ошибок и рационализаций приводит к убеждённости в собственной правоте и, следовательно, повышению уверенности в себе и осознанию своего превосходства. Часто менее или совсем не- компетентные люди, выступая с субъективным «мнением» по тому или иному поводу, вероятно считают себя профессионалами, специалистами, знающими и потому имеющими право на вынесение вердиктов. При том, что глубокое знание и реальное понимание предмета у них отсутствует. Однако, достаточно заявить: «Я так думаю! Это мое мнение!!», - чтобы таким образом снять все сомнения в справедливости и объективности сказанного - как в самом себе, так и у получателей имхо.
.


Субъективное мнение? - свободу моему имхо!

Субъективное мнение выражает чувственное отношение к чему-нибудь, а потому то суждение, в котором оно выражается, зачастую не имеет достаточных оснований, его невозможно аргументировано подтвердить или проверить . Оно проистекает из стереотипов (в основе которых личный или социальный опыт), верований, некритического отношения. Мнение, в том числе субъективное мнение, связано с определенной мировоззренческой позицией и психологической установкой.

ЧТО ДВИЖЕТ ПРЕДЪЯВИТЕЛЕМ СУБЪЕКТИВНОГО МНЕНИЯ?

Самое первое действие, которое поможет оценить реальную содержательность и объективность мнения - это понимание намерения , заставившего человека высказаться. Что движет тем, кто сейчас здесь перед вами показывает, что он имеет свое мнение? Почему он это произносит/пишет? Какие внутренние состояния толкают его на это? Какие неосознаваемые им психические процессы управляют его словами, поведением? Что им говорит?

Субъективное мнение - это точка зрения. Одна из возможных. Сама по себе эта точка может оказаться совершенно пустой, субъективное мнение - никчемным. Кстати, так зачастую и бывает. Некто (а может, никто?) считает, что ЭТО - ЕГО мнение, «я так думаю», «я так считаю». И он полагает, что именно оно-то и есть та самая истина - абсолютная и неоспоримая, добытая самостоятельным умственным трудом - постижение, озарившее его. На каком основании? Его ли это мысли и слова, что он произносит или пишет? Может заимствованные, и теперь он их - чужие - выдает за свои, наглым образом присвоив? Может ли вообще сказанное претендовать на какую-то объективность и быть знанием?
.


Субъективное мнение - точка зрения

ЭРА ИМХО

Мы живем в особое время в особом обществе. Системно-векторная психология называет настоящий период "кожной фазой развития общества" (система ценностей кожной меры являются доминирующими в общественном сознании). В частности, это время характеризуется ростом индивидуализма. Уровень развития культуры таков, что каждый человек провозглашается как нечто уникальное, в высшей степени ценное. Человек имеет право на всё (что не ограничивается законом). В системе ценностей современного кожного общества - свобода, независимость. Первое - свобода слова. Высокое технологическое развитие подарило миру интернет, который является сегодня, особенно в России, основной ареной, где празднует себя парад ИМХО. В рунете каждый может сказать всё, что угодно, ведь это абсолютное самоценное субъективное мнение; многие пользователи отмечают, что сеть превратилась в большую помойку, где масса недостоверной и ложной информации и на каждом шагу льется грязь.

В России, при ее особом менталитете, «праздник» индивидуализма выглядит особенно удручающе и печально. Эту ситуацию великолепно представляют слова Юрия Бурлана: «ИМХО, сорвавшееся с цепи».

Сорвавшееся с цепи… Каждый, неважно кто он, может почувствовать себя пупом земли, имеющим сказать всему миру нечто важное и судьбоносное. При этом плевать на сам мир. Какое до него дело. Я индивид! Я и мое ИМХО - вот что на самом деле важно в этой жизни.

МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ VS СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ ДРУГОГО

Хотим ли мы быть потребителями чьих-то мнений, мусорным ящиком, куда складывается все, что кому-то не лень высказать, или предпочитаем иметь объективное представление о мире? - каждый решает сам. Безусловно, есть повод задуматься и над тем, какого рода суждения я сам являюсь производителем. Хочу ли я множить собственную пустоту мыслей, кричать бессмысленностью слов и обнажаться собственными фрустрациями, тщетно прикрывая такой «богатый внутренний мир» своим имхо? - выбор за каждым.
.


Субъективное мнение: мое и неправильное

Системно-векторная психология позволяет не только понять смыслы, стоящие за каждым словом, но и чем ведом говорящий, какими бы рационализациями он не прикрывал свою интеллектуальную слабость. Что скрывается под обёрткой субъективного мнения - становится очевидным с первого взгляда.

.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

.
Другие публикации:

Нам часто приходится слышать выражения «объективное мнение», «субъективное мнение», «объективные причины» и подобные словосочетания. Что значат эти понятия? В данной статье мы подробно рассмотрим каждое из них и постараемся объяснить их значение.

Что значит объективный и субъективный

Прежде чем давать объяснение объективности и субъективности, рассмотрим для начала такие понятия как «объект» и «субъект».

Объектом называется что-то, существующее независимо от нас, от нашего внешний мир, окружающая нас материальная действительность. А еще одно толкование выглядит так: объект - это предмет или явление, на который направляется любая деятельность (например, исследовательская).

Субъект - это человек (или группа людей), обладающий сознанием и проявляющий активность в познании чего-либо. Под субъектом может представляться как индивид, так и целое общество и даже всё человечество.

Следовательно, прилагательное «субъективный» связано по значению с существительным «субъект». А когда говорят, что человек субъективен - это значит, что он лишен беспристрастности, предвзято относится к чему-либо.

Объективный же - это напротив, беспристрастный и непредвзятый.

Отличие субъективного от объективного

Если кто-то субъективен - это, в каком-то смысле, делает его противоположностью объективному человеку. Если субъективность характеризуется зависимостью от мнений и представлений о чем-либо определенного субъекта (от его интересов, понимания окружающего мира, взглядов и предпочтений), то объективность - это независимость образов и суждений от личных представлений субъекта.

Объективность - это способность представлять предмет таким, каким он существует. Когда идет речь о таком мнении, то подразумевается то, что оно составляется при без учета своего личного, субъективного восприятия объекта. Объективное мнение, в отличие от субъективного, считается более правильным и точным, так как исключаются личные эмоции и взгляды, которые могут исказить картину. Ведь субъективные причины, заставившие сформировать личное мнение, основываются на частном опыте отдельного индивидуума, и не всегда могут служить отправной точкой для другого субъекта.

Уровни субъективности

Субъективность подразделяется на несколько уровней:

  • Зависимость от индивидуальных, личных представлений. В данном случае человек руководствуется сугубо своими пристрастиями. В зависимости от своего личного опыта, собственных представлений о жизни, индивидуальных черт характера, особенности восприятия окружающего мира, у индивидуума формируется субъективное представление о том или ином событии, явлении либо о других людях.
  • Зависимость от пристрастий группы субъектов. Например, в определенных сообществах периодически возникают какие-либо предубеждения. Как у членов данного сообщества, так и у некоторых не входящих в него субъектов возникает зависимость от разделяемых пристрастий этого сообщества.
  • Зависимость от убеждений общества в целом. Общество также может иметь субъективное мнение на какие-либо вещи. Со временем, эти взгляды могут быть опровергнуты наукой. Однако до того момента зависимость от этих убеждений очень высока. Она укореняется в сознании, и мало кто из отдельных индивидуумов мыслит иначе.

Взаимосвязь объективного и субъективного

Несмотря на то, что если кто-то субъективен - это, по сути, значит, что он противопоставляет себя объективному человеку, данные понятия очень тесно связаны друг с другом. Например, наука, которая старается быть максимально объективной, базируется изначально на субъективном веровании. Знания получаются благодаря интеллектуальному уровню субъекта, который строит предположения. Те, в свою очередь, подтверждаются или опровергаются в дальнейшем.

Абсолютной объективности сложно добиться. То, что казалось незыблемым и объективным в одно время, в дальнейшем оказывалось чисто субъективным мнением. Например, раньше люди были уверенны в том, что Земля плоская, и это верование считалось абсолютно объективным. Однако, как оказалось в дальнейшем, Земля на самом деле круглая. С развитием космонавтики и первым полетом в Космос, людям представилась возможность воочию в этом убедиться.

Заключение

Каждый человек, по сути, субъективен. Это значит, что в своих убеждениях он руководствуется личными предпочтениями, вкусами, взглядами и интересами. Объективная реальность при этом разными субъектами может восприниматься по-разному. Это, конечно, не связано с научно доказанными фактами. То есть в наше время в развитых странах никто из людей не продолжает считать, например, что Земля стоит на четырех слонах.

При этом одно и то же событие оптимист и пессимист могут воспринять диаметрально противоположно. Это говорит о том, что объективность и субъективность - понятия, которые иной раз сложно разграничить. То, что объективно на данный момент для определенного субъекта или общество в целом, завтра может вполне потерять свою объективность, и напротив, то, что сейчас субъективно для определенного индивидуума или группы лиц, завтра будет доказано наукой и станет объективной реальностью для всех.