Святой праведный максим иерей тотемский. Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский! Почитание и канонизация

Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский! 29 января. Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не только не видят в нём ничего хорошего, но и находят ещё много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее, юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной. Юродивые не стыдились и не боялись перед лицом сильных мира высказывать самые горькие истины. Кто, кроме юродивого, осмелился бы предложить Ивану Грозному кусок мяса в пост или подозрительному Борису Годунову напомнить о суде Божьем, как это сделали Николай Салос и Иоанн Большой Колпак! К числу таких добровольных страдальцев и истинных рабов Божьих, просиявших в нашем Отечестве, принадлежит священноиерей Максим, проходивший подвиг юродства 45 лет в непрестанных молитвах, в посте, наготе и совершенном небрежении о теле, и бывший духовной солью для жителей Тотьмы. Ещё при жизни, обнаружив в себе действие благодати Святого Духа, он почил 16 января 1650 года в глубокой старости и был погребён при Воскресенской варницкой церкви. Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались. В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гробнице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить молебны как прочим угодникам Божиим. В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребения праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия. В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление. В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла. Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, перестань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя. Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою. Тропарь праведнаго Максима, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим. Кондак праведнаго Максима, глас 4 Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме. Молитва праведному Максиму Тотемскому: О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Краткое житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Жил в пер-вой по-ло-вине XVII в. В те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле. Бла-жен-ный Мак-сим уже при жиз-ни от-ли-чал-ся бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. По-чил он в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 г. и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви г. Тотьмы. По смер-ти про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми.

Так, в 1680 г. жи-тель Тотьмы Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кой и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь св. Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние. В 1705 г. по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние от гро-ба пра-вед-но-го А.Я. Та-та-у-ро-ва, в те-че-ние ме-ся-ца на-хо-див-ша-я-ся в ис-туп-ле-нии ума.

Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Пра-вед-ный Мак-сим был свя-щен-ни-ком в го-ро-де Тотьме в пер-вой по-ло-вине XVII ве-ка. Он име-но-вал-ся Мак-сим Ма-ка-рьев, сын По-пов. По-став-лен-ный в иерея, в те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, в по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле.

Пра-вед-ный свя-щен-но-и-е-рей Мак-сим уже при жиз-ни сво-ей был от-ли-чен бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. Он по-чил в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 го-да и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви го-ро-да Тотьмы. Тру-же-ни-че-ская и свя-тая жизнь его и чу-дес-ные ис-це-ле-ния, ис-те-кав-шие от его гро-ба, по-слу-жи-ли по-буж-де-ни-ем к со-став-ле-нию пись-мен-но-го ска-за-ния о нем, но ска-за-ние это сго-ре-ло в по-жа-ре Вос-кре-сен-ской церк-ви в 1676 го-ду. Позд-нее утра-че-но и со-став-лен-ное в 1680 го-ду но-вое ска-за-ние. Меж-ду тем чу-де-са у гро-ба пра-вед-ни-ка про-дол-жа-лись.

В 1715 го-ду свя-щен-ник Вос-кре-сен-ской церк-ви Иоанн Рохле-цов с при-ход-ски-ми людь-ми об-ра-тил-ся к ар-хи-епи-ско-пу Ве-ли-ко-Устюж-ско-му Иоси-фу с прось-бой раз-ре-шить им по-ста-вить гроб-ни-цу над мо-ща-ми свя-то-го Мак-си-ма в Па-рас-ке-ви-ев-ской церк-ви, над си-ми мо-ща-ми по-стро-ен-ной, и по-ло-жить на гроб-ни-це об-раз свя-то-го. Вла-ды-ка дал свое раз-ре-ше-ние и бла-го-сло-вил слу-жить мо-леб-ны как про-чим угод-ни-кам Бо-жи-им.

В то вре-мя бы-ли еще всем па-мят-ны чу-де-са, со-вер-шив-ши-е-ся у ме-ста по-гре-бе-ния пра-вед-но-го Мак-си-ма, и чу-де-са эти бы-ли изо-бра-же-ны на клей-мах, укра-ша-ю-щих гроб-ни-цу угод-ни-ка Бо-жия.

В 1680 го-ду жи-тель Тотьмы Бо-рис Ти-мо-фе-ев Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кою и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь пра-вед-но-го Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние.

В 1691 го-ду кре-стья-нин Аре-фа Мале-вин-ский де-вять недель не вста-вал с по-сте-ли от ли-хо-рад-ки; ко-гда же стал при-зы-вать на по-мощь свя-то-го Мак-си-ма, бо-лезнь его со-всем про-шла.

Кре-стья-нин Фе-о-дор Ва-си-льев Ма-мо-шов де-вять лет был нездо-ров и на-хо-дил-ся в рас-слаб-ле-нии. Но-чью на 5 но-яб-ря 1703 го-да он ви-дел во сне, буд-то ста-рый че-ло-век в од-ной ру-баш-ке по-до-шел к его по-сте-ли и ска-зал ему: «Фе-о-дор, пе-ре-стань скор-беть». И, взяв-ши его за пле-чо, по-вел в цер-ковь и ве-лел при-ло-жить-ся к над-гро-бию пра-вед-но-го Мак-си-ма. Про-бу-див-шись, Фе-о-дор по-чув-ство-вал се-бя на-столь-ко здо-ро-вым, что мог пеш-ком от-пра-вить-ся к Вос-кре-сен-ской церк-ви для по-кло-не-ния гро-бу сво-е-го це-ли-те-ля.

Ан-на Яко-вле-ва Та-та-у-ро-ва в 1705 го-ду в те-че-ние ме-ся-ца бы-ла в ис-ступ-ле-нии ума. Но-чью во сне явил-ся ей пра-вед-ный Мак-сим и ве-лел от-слу-жить две па-ни-хи-ды над его гро-бом, обе-щая ей за то вы-здо-ров-ле-ние. Про-бу-див-шись, боль-ная при-шла в со-зна-ние и ста-ла про-сить, чтобы ее свез-ли ко гро-бу пра-вед-но-го, где она по со-вер-ше-нии па-ни-хид тот-час же по-чув-ство-ва-ла се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вою.

Молитвы

Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в,/ посреде́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́,/ взем бо крест, после́довал еси́ Христу́ невозвра́тным по́мыслом/ и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся,/ земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́,/ блаже́нне Макси́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Безупречным священством Богу послужив, посреди мирской суеты ты избрал , взяв крест последовал Христу с неуклонной волей и, с любовью к Нему приближаясь, земное оставив, Небесное получил ты, блаженный Максим, отче наш, моли Христа Бога сохраниться городу Тотьме невредимым и спастись душам нашим.

Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Боже́ственному гла́су после́дуя,/ возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́/ не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго,/ непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми/ ду́шу и те́ло омыва́я,/ возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я,/ те́мже и по сме́рти чудесы́ тя Госпо́дь просла́ви,/ да с ве́рою зове́м к тебе́:// ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

Перевод: Божественному призыву последуя, возревновал ты направлять свою не мудростью слова, но юродством жизни () бесстрастной, непрестанными молитвами и потоками слез душу и тело омывая, природными стихиями плоть изнуряя, потому и после смерти чудесами тебя Господь прославил, да с верой взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый отче наш Максим».

Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

О, преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, предстоя́ Престо́лу Бо́жию и принося́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Христа́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию претерпе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Христа́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низпосли́ с Небесе́, о свяще́нная главо́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый

День памяти 29 января и в неделю 3-ю по Пятидесятнице Собор Вологодских святых.

Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не видят в нем ни чего хорошего, но находят еще много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной и юродивые Христа ради являлись в православной церкви во все времена, как в Греции, так и у нас в России, подавая собою пример веры и терпения и своим буйством посрамляя мирское мудрование.

Поставив себе целью ругаться миру, чтобы не быть поруганными от него, они твердо шествовали по тесному и скорбному пути, с любовию перенося все скорби и лишения, насмешки и ругательства, труды и болезни, их жизнь была уроком для современников, лучшим утешением и примером терпения для страждущих и самым сильным и непрестанным обличением страстей и пороков.

Нередко они присовокупляли к тому и свое сильное слово, не стыдились и не боялись пред лицем сильных мира высказывать самые горькие истины, или же для большего укрепления народа в вере и для возбуждения слушателей от духовного сна приподнимали завесу будущего и грозили нераскаянным судом Божиим. Кто, кроме юродивого, осмелился бы предложить Грозному кусок сырого мяса в пост, или подозрительному Годунову напомнить о суде Божием, как то сделали Николай Салос и Иоанн большой колпак?

К числу таких добровольных страдальцев и истинных рабов Божиих, просиявших в нашем отечестве, принадлежит священноиерей Максим, проходивший подвиг юродства 45 лет в непрестанных молитвах, в посте, наготе и совершенном небрежении о теле, и бывший духовною солью для жителей Тотьмы, богатых солью вещественною.

Праведный Максим жил в Тотьме в первой половине XVII века.

Полное имя-Максим Макарьевич Попов. Судя по фамилии Попов он мог происходить из семьи священнического рода.

Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

Почил он в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы.

Труженическая, святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от гроба, были причиною того, что тогда же очевидными свидетелями было составлено сказание о нем, но сказание это сгорело в 1676 году во время пожара в Воскресенской церкви.

В 1680 году, вследствие новых чудес от гроба праведного Максима была составлена новая запись о нем, которая в последствии также была утрачена, так, что нам неизвестно ныне, где и когда родился праведный Максим, когда и в какой церкви был рукоположен в священника и долго ли проходил пастырское служение.

В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной и положить на гробнице образ святого; то и другое было им дозволено.

Из чудес, совершившиеся у места погребения праведного Максима, дошли до нас только следующие четыре, которые изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки, когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.

Федор Васильев Мамошов, крестьянин старототемской волости, верхней Иденьги, деревни Кокорьина, девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Федор, перестань скорбеть. И, взявши его за плечо. Повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Федор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

Анна Яковлевна Татурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Источники информации:

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 664-667.)

https://azbyka.ru/days/sv-maksim-totemskij ,

Wikipedia.org/wiki/Максим_Тотемский.

Максим Тотемский (+ ), священник , блаженный

Некоторое время был священником в городе Тотьме Вологодской епархии. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства о Христе , постоянно находясь в посте и молитве . При жизни прославился чудотворениями. Скончался в глубокой старости 16 января года и был погребен в Воскресенской Варницкой церкви , в которой служил.

Почитание

Жизнеописание и описание чудес блаженного Максима было составлено в XVII веке, но сгорело при пожаре Воскресенской церкви в году. В XVIII веке были вновь записаны два его исцеления. Так, в году житель Тотьмы Тарунин заболел лихорадкой и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь святого Максима, тотчас получил исцеление. В году получила исцеление от гроба праведного А. Я. Татаурова, в течение месяца находившаяся в исступлении ума.

Местное почитание святого началось в году, в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. В частности, четыре чуда, совершенные при мощах праведного, были представлены клеймами на его раке, находившейся внутри Воскресенской Варницкой церкви у левого клироса. Снаружи место погребения отмечала живописная фреска, изображавшая блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом.

На начало XXI века место упокоения блаженного Максима находилось в запустении.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Непорочным священством Богови послужив, / посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси, / взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом / и, с любовию к Нему добродетельми приближаяся, / земная оставив, Небесная восприял еси, / блаженне Максиме, отче наш, / моли Христа Бога / сохранитися граду Тотьме невредиму / и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Память 16 января с.с.

Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.
Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо­дат­ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени­ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по­слу­жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска­зание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.
В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людь­ми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параске­виевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гроб­нице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить мо­лебны как прочим угодникам Божиим.
В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребе­ния праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшаю­щих гробницу угодника Божия.
В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Мак­сима, тотчас получил исцеление.
В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с пос­тели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.
Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый че­ловек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, пере­стань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию правед­ного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.
Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступле­нии ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, боль­ная при­шла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Тропарь праведнаго Максима

глас 4

Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.

Кондак праведнаго Максима

глас 4

Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Молитва праведному Максиму Тотемскому

О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.