Теория парадигм Т.Куна. Конфуций: жизнь и учение Исправление имен чжэн мин

Имя которого стало нарицательным. Оно символизирует основные положения культуры

Поднебесной. Можно сказать, Конфуций и его учение являются достоянием китайской цивилизации. Философ был окружен почетом даже в коммунистические времена, хотя Мао Цзедун и пытался противопоставить ему собственные теории. Известно, что главные идеи своей государственности, социальных отношений и взаимосвязей между людьми традиционный Китай построил именно на основе конфуцианства. Эти принципы были заложены еще в шестом веке до нашей эры.

Конфуций и его учение стали популярны наряду с философией Лао-Цзы. Последний в основу своей теории поставил идею о всеобщем пути - «дао», по которому тем или иным способом движутся как явления, так и живые существа, и даже неодушевленные вещи. Философское учение Конфуция является полной противоположностью идеям Лао-Цзы. Его не очень интересовали отвлеченные идеи общего характера. Всю свою жизнь он посвятил разработке принципов практики, культуры, этики и политики. Его биография говорит нам о том, что философ жил в очень бурное время - так называемую «Эпоху борющихся царств», когда человеческая жизнь и благосостояние целых социумов зависели от случая, интриг, военной удачи, а никакой стабильности даже и не предвиделось.

Конфуций и его учение сделались столь известными потому, что мыслитель фактически оставил нетронутой традиционную религиозную мораль китайцев, лишь придал ей рационализированный характер. Этим он попытался стабилизировать как общественные, так и межчеловеческие взаимоотношения. Он построил свою теорию на «пяти китах». Основные принципы учения Конфуция - «Жэнь, И, Ли, Чжи, Синь».

Первое слово приблизительно означает то, что европейцы перевели бы как «человечность». Однако эта главная конфуцианская добродетель больше походит на умение жертвовать собственным благом ради общественного, то есть поступаться своими интересами ради других. «И» - это понятие, которое совмещает справедливость, обязанность и чувство долга. «Ли» - необходимые в обряды и ритуалы, которые придают жизни порядок и крепость. «Чжи» - знание, необходимое для управления и покорения природы. «Синь» - это доверие, без которого не может существовать настоящая власть.

Таким образом, Конфуций и его учение легитимизировали иерархию добродетелей, исходящую, по мнению философа, прямо из законов небес. Недаром мыслитель полагал, что власть имеет божественную сущность, а правитель - прерогативы высшего существа. Если государство крепко, народ благоденствует. Именно так считал он.

Любой правитель - монарх, император - является «сыном Неба». Но так можно назвать лишь того господина, который не творит произвол, а исполняет повеления небес. Тогда и божественные законы будут распространяться на общество. Чем цивилизованнее общество и рафинированнее культура, тем они дальше отстоят от природы. Поэтому искусство и поэзия должны представлять собой нечто особое, изысканное. Как воспитанный человек отличается от первобытного, так и культура разнится от похабства тем, что не воспевает страсти, а приучает к сдержанности.

Эта добродетель не только полезна в семейных и соседских отношениях, но и хороша для управления. Государство, семья (в особенности родители) и общество - вот о чем должен думать прежде всего член социума. Собственные же страсти и чувства он обязан держать в строгих рамках. Уметь покоряться, слушать старших и вышестоящих и примиряться с реальностью должен любой Таковы вкратце главные идеи знаменитого Конфуция.

Из энциклопедии Жака Бросса.


Конфуций и конфуцианство (кратко)
ок. 551 до Р. X., Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу в пров. Шаньдун) - 479 до Р. X.

Великий учитель Китая

Его учение часто оспаривалось, подчас отрицалось,
но тем не менее в течение многих и многих веков
оно влияло на становление китайского национального характера.

К онфуций -латинизированная форма китайского имени Кун-Фу-цзы, что переводится как «Уважаемый учитель Кун». Жизнь его обладателя трудно отделить от окутавших ее легенд. Ему приписывается огромное множество произведений, автором большинства из которых он не был. Родился Кун-цзы в эпоху заката китайской династии Чжоу. когда соперничавшие княжества воевали друг с другом, а народ жил в полной нищете.
Лишившись отца в возрасте трех лет, Кун-цзы и сам жил в крайней бедности , что не помешало ему однако подучить солидное образование. В девятнадцать лез он женился, прижил двоих детей и вскоре овдовел. Кун-цзы служил в администрации царства Лу, занимая там скромные должности, а в двадцать дна года начал обучать, одновременно совершенствуя свои знания.
Около 525 г. до Р. X. Кун-цзы отправился в Лу, резиденцию китайских императоров, где, по всей вероятности, повстречался с Лао-цзы. Не получив ожидаемого поста, Кун-цзы вернулся на родину, где безуспешно попытался провести в жизнь некоторые реформы. Его реформаторские идеи привлекли к нему учеников, вместе с которыми он начал составлять собрание древних канонических текстов.
Проявить себя в качестве администратора Кун-цзы было суждено лишь в пятидесятилетнем возрасте, когда он стал правителем города Чжудун. Он настолько преуспел в этом, что правитель царства Лу назначил его верховным судьей. Облеченный властью, он восстановил порядок в царстве, где восторжествовала наконец справедливость. Однако, не получив от государя должной поддержки, Кун-цзы подал в конце концов в отставку. После этого четырнадцать лет он провел в странствиях, а вернувшись домой, снова занялся учениками, посвятив этому делу последние годы своей жизни.


Наследие


Традиция приписывает Кун-цзы обработку текстов так называемого Пятикнижия, лежащего в основе китайской культуры и состоящего из следующих книг: Иц-зин (Канонических книга перемен), Шицзин (Книга песен и гимнов), Шуцзин (Книга истории). Ли цзи (Записки об обрядах), а также Чуньцю (Хроника весны и осени), хроники царства Лу, по всей вероятности им дополненной.
Что касается собственно конфуцианского учения, оно изложено в Четырехкнижии , составленном учениками Кун-цзы:
Та-хио (Великое учение), указывающая путь самосовершенствования, лежащий через знания, сердечную чистоту и подчинение всеобщему порядку;
Чун-юн (Учение о середине), в которой дастся определение идеала, к которому следует стремиться человеку «дао искренности», или союз равновесия и гармонии;
Мэн-цзы , написанная крупнейшим из последователей Кун-цзы Мэн-нзы (372 289 г. до Р.X.); и наконец,
Лунь юй (Беседы и суждения), единственное произведение, передающее учение Кун-цзы в его собственных выражениях, хотя и значительно переработанное и дополненное его учениками.


Учение


В ответ на смятение, овладевшее китайским народом в эту эпоху нищеты и насилия. Кун-цзы предлагает вернуться к истокам, когда в мире царил порядок, установленный на небесах, а каждая вещь занимала отведенное ей место, то есть на пять веков назад, к началу правления династии Чжоу. Для этого следует изучить Пятикнижие, написанное именно в то время, и проникнуться заключенной в нем мудростью древних, а также «исправить имена», то есть вернуть словам их утраченный или сознательно извращенный первоначальный смысл.
Приведение общества в порядок в соответствии с «небесным велением», восстановление космического порядка лежит через определние идеального человека (цзюнь-цзы ). До сих пор стать цзюнь-цзы можно было лишь по праву рождения, но «рождение ничто там, где нет добродетели», говорит Кун-цзы. Основным качеством цзюнь-цзы является жечь (человечность), понятие, введенное Кун-цзы: «Жень это небесное благородство, человеческое достоинство [...] и каждый обладает им изначально [...]. Если я захочу найти его - оно здесь, напосредственно во мне». Жень позволяет человеку познать самого себя, свою связь с бесконечностью и со всеми остальными. Если жень и присуще человеку изначально, оно требует тем не менее дальнейшего развития через «полное воспитание», единственно способное превратить обыкновенного человека в «благородного мужа», однако воспитание это не может быть принесено извне, а заключается прежде всего в самоусовершенствовании и самодисциплине.
В соответствии с принципом жень , человек должен
- оставаться верен своей природе (чунг ),
- относиться к себе с той же требовательностью, что и к другим («Чего не желаешь себе, того не делай другим» ) (чу );
- он должен быть прямодушен и честен (и ), доброжелателен, внимателен и щедр; - исполнять сыновний долг (сяо ) - основу общественного порядка, когда сын повинуется отцу, жена - мужу, младшие - старшим, подданные государю, а государь небу, а также
- соблюдать ритуалы и нормы этикета (ли ).
Следует отметить, что идея соблюдения ритуалов и норм этикета, принявшая впоследствии формальный характер, у самого Кун-цзы выглядит вполне естественно, так как именно она является залогом гармонии с Дао . Таким образом Великое Учение заключается в том, чтобы вернуть блеск тому, что померкло, «обновить человека»; а за обновлением человека следует обновление общества, и в конце концов весь мир вновь обречет свое первоначальное «высшее великолепие».
Какими бы ни были пути дальнейшего развшия конфуцианства, ставшего государственной идеологией империи и, как следствие, причиной застоя и стрерильности китайского общественного развития, учение самого Кун-цзы, взятое в его первоначальном виде, остается живым, актуальным и в конечном счете универсальным, что следует из приведенных ниже слов его ближайшего последователя Мэн-цзы: «Десять чысяч существ в совокупности присутствуют во мне. Вернуться в себя самого п придти к согласию со своим внутренним "я" - нет большей радости. Стараться относиться к другим, как к себе самому, - нет ничего ближе к тому жень , к которому стремится каждый».

Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, связываемое с именем Конфуция (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного мыслителя.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) – время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией и сохранило этот статус вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

Формально конфуцианство никогда не являлось религией, ибо в нём никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

Конфуций

Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому наследником должен был стать Конфуций. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой родной город.

Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет.

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества. Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности.

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала".

К тридцати годам сложились и его основные этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Более четко сформулировав эти концепции, Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу (главного советника самого царя). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий.

Долгие четырнадцать лет в окружении учеников он путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре, при содействии одного из бывших учеников, Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной, Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.

Сыновняя почтительность сяо

Сыновняя почтительность (сяо 孝) – одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии. Изначально означало уважение родителей; затем распространилось на всех предков. А поскольку правителю в конфуцианстве отводилось место "родителя всего народа", добродетель сяо затрагивала всю социально-политическую сферу. Нарушение принципов сяо считалось тяжким преступлением.

5 Видов сяо:

▪ Управляющий и подчиненный

▪ Отец и сын

▪ Муж и жена

▪ Старший и младший братья

▪ 2 друга

В большинстве отношений, за исключением дружеских, предпочтение отдается старшим. Особенно большое значение уделяется отношению ребенка к свои родителям, в том числе и умершим.

Теория сяо была закреплена текстуально в трактате "Сяо цзин" (Канон сыновней почтительности), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы. Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с династии Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании.

Идеи сыновьей почтительности до сих пор регулируют многие сферы китайского общества.

Взаимоотношения

Гармоничные взаимоотношения являются очень важным элементом конфуцианства. Из взаимоотношений возникают различные обязанности: у детей и родителей, управляющих и подчиненных, учителей и учеников. Если младшие должны быть преданы старшим, то старшие должны проявлять благожелательность и т.д. Такие отношения до сих пор пронизывают восточноазиатские народы.

Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества.

Благородный муж

Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не совершающий ошибок.

Понятие "благородного мужа" имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает человеку возможность для саморазвития. Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.

Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок – это не любить учиться.

Противоположность благородному мужу – сяо жэнь (дословно – "мелкие людишки"), которые не в состоянии постичь жэнь.

Исправление имен

Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Один из наиболее видных последователей Конфуция – Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) – в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счете сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами.

Управление государством

Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). "Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень (человеколюбием).

Бюрократия, являясь носителем Ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

Одним из реальных воплощений идеалов конфуцианства и стала система государственных экзаменов, призванная поставить на службу обществу истинные человеческие добродетели. Впервые в истории человечества на государственном уровне была поставлена и в целом решена задача привлечения на службу наиболее достойных граждан, сочетавших в себе высокую духовность, мудрость, опыт и социальную активность.

Методику подбора и подготовки чиновников переняли у Китая и страны, испытавшие мощное влияние его уникальной культуры. На протяжении столетий они формировали свой кадровый «корпус», сообразуясь с китайским опытом.