В каком хадисе о муравье и ибрагиме. Как пророк Ибрахим (а.с.) был брошен в огонь

"Пламя костра поднималось до небес"

Ибрахим (мир ему) оказался в заточении и оставался там то ли сорок дней, то ли семь лет. За этот срок многобожники закончили приготовления, чтобы сжечь его на костре. Они построили башню высотой свыше тридцати метров и сверху огласили народу:

«Слушайте повеление Намруда! Соберите дров и сложите костер, равный по высоте с этой башней. Кто будет отлынивать от этой работы, того бросим в огонь вместе с Ибрахимом».

Сорок дней без остановки таскали дрова. Передают, что ни одно животное не возило дров для костра. Сколько бы ни пытались их заставить, они не трогались с места, как только на них нагружали дрова. Возил только мул. И по этой причине Всевышний не дал ему потомства, сделав его бесплодным. Все мушрики приняли участие в этом деле. Даже одна больная женщина поклялась перед главным идолом, что принесет столько-то дров, если у нее появятся силы.

Женщины продавали свои пряжи и на эти деньги покупали дрова. Чтобы отомстить за своих идолов, неверующие сложили целую гору дров, а затем разожгли костер по велению Намруда. Пламя костра поднималось до небес. Огонь был зажжен недалеко от Куфы, а видно его было даже из Шама. От костра исходила такая жара, что от нее погибали птицы, летящие на расстоянии в день пути. Вокруг костра построили высокое ограждение. Высокую башню, построенную заранее по приказу Намруда, всячески разукрасили. Намруд сидел наверху этой башни с короной на голове и наблюдал за всем происходящим. Пять тысяч человек стояли с обнаженными мечами, выстроившись в ряды, и ждали его приказов. Тут же находились тысячи слуг, готовые в любой миг броситься ему в услужение. А чуть подальше виднелся строй из семидесяти тысяч конников. Весь народ собрался, чтобы увидеть предстоящее зрелище.

Намруд велел привести Халиля Ибрахима. Многочисленная стража привела досточтимого пророка. К его шее была привязана железная цепь, на руках и ногах были кандалы. Пророк Ибрахим (а.с.), который был другом Аллаха, достиг наивысшей степени убежденности и упования на Всевышнего, поэтому в его сердце не было ни капли страха. Он шел, слегка покачиваясь, подобно рассерженному льву. Его поставили перед Намрудом, который сказал:

«Эй, юноша, если ты отречешься от своей веры и покоришься мне, то я помилую тебя, и ты спасешься от мучений».

Ибрахим (а.с.) лишь улыбнулся в ответ, словно говоря тем самым: «Чистое золото в огне не сгорит».

В одном предании приводятся его слова: «Достаточно одной искорки от пожара любви, разгорающейся в моем сердце, чтобы противостоять твоему огню».

Народ в страхе ожидал того момента, когда пророк Ибрахим (а.с.) будет брошен в огонь. Намруд же и сам не знал, как это сделать, ибо костер горел так сильно, что не было никакой возможности приблизиться к нему. Как раз в это время к Намруду подошел Иблис в нарядных одеждах. «Кто ты и откуда явился?» - спросил Намруд. Иблис же ответил: «Вот уже двадцать два года я состою у тебя на службе и постоянно молюсь тебе в пустыне. Теперь я услышал, что появился какой-то колдун и угрожает твоей религии. Я пришел, чтобы показать тебе, каким способом бросить его на костер».

Царь решил оставить шайтана около себя, приняв его за благопристойного человека. Иблис приступил к сооружению катапульты на подобие тех, какие он видел в Аду. По его просьбе доставили длинные балки и другие материалы, и он очень быстро сделал катапульту. Сначала для испытания он вложил в нее большой камень и выстрелил в сторону костра...

продолжение следует...

Из книги "История Пророков"

Там, где начинается свобода одних, заканчивается свобода других. Этот постулат доказан столетиями. С каждым разом, так называемая свобода, приводит к трагедиям. Больно осознавать, что человек, наделённый самым бесценным – разумом, творит подобные злодеяния.

Марш против совести и уважения, прошедший в Париже, свидетельствует совсем о другом. Попытки спецслужб стравить народы и конфессии, используя в своей грязной игре журнал «Шарли Эбдо» не приведёт ни к чему другому, кроме как к сплочению мусульман. Политтехнологический заказ не будет исполнен никогда, поскольку, как бы банально это ни звучало, но добро ВСЕГДА побеждало зло.

Честно говоря, совершенно не удивляют действия журналистов. Многие из них давно перестали понимать глубинное значение слова «свобода». Своё основное предназначение – информировать, они, кажется, забыли сразу же после окончания журфаков. Словно в клетке их держали в период обучения, а вырвавшись на «свободу» начинали самовыражаться. Странная позиция: вместо того, чтобы способствовать миру, добру, они путём своих словечек способствуют бесчинствам. Зачем?

Свобода не должна быть в ущерб свободе другого человека, которому, кстати говоря, не запрещено ни одним законом, ни одного государства исповедовать ту религию, которую он желает, или не исповедовать никакую.

Символом прошедшей трагедии уже обозначен поломанный карандаш. Макет его готов.

Было дело, когда в страшной трагедии погибла принцесса Диана. На церемонии прощания с ней многие журналисты выражали и свою причастность, пусть и косвенную. Известно, что в тот злополучный вечер её машина на огромной скорости уносилась от любопытных папарацци, которые не оставляли её в покое. Разве так можно с человеком свободным? И не получится ли сейчас, по аналогии, такая же ситуация?

Конечно, никто не старается умалчивать об убийстве. Мягко говоря, не хорошо лишать жизни людей. Есть другие способы наказания. Но и провоцировать не стоит. Разве не нужно подумать, прежде чем сказать?

Свобода – не беспредел. Зачем избирательно оскорблять чужие святыни? Хотя чужими их тоже сложно назвать, ибо пророки и посланники посылались к каждому народу. Посланническую миссию на земле же завершил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), посланный ко всему человечеству. Особый акцент делаю на слове «всему». Он Пророк всех пророков. Его учение относится к каждому из нас, вне зависимости от нации и места проживания.

Ни один Пророк на земле не призывал к насилию, розни, смуте. Напротив, они были чистой души люди, творившие добро и призывающие других к тому же.

Уверена, если бы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был жив, он не ответил бы оскорбляющим его, убийством или чем-то подобным. Потому что в своё время с подобными выходками он поступал совершенно иначе. Он молился за тех, кто причинял ему вред, делал за них дуа.

Жизнь и поступки Посланника Аллаха (мир ему и благословение) актуальны как никогда. Казалось бы, жил давно, но на протяжении всего времени после него, его слова – актуальны, а поступки – образец поведения. Разве мог бы он подумать, что спустя столетия какие-то рисовальщики будут малевать на него карикатуры? И хоть он не знал этого, но он твёрдо знал, как следует ему и его последователям реагировать на подобное.

История показывает, что каждой великой личности было нелегко на своём пути. Много испытаний им приходилось переносить. Дорога была тернистой, но они преодолевали её достойно. Поэтому эти люди и великие, и вошли в историю человечества именно таковыми. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) же самая яркая величина, которую никому не удастся ни обидеть, ни оскорбить, ни поиздеваться. Он достиг такого положения по воле Всевышнего Аллаха. Сколько бы столетий не миновало, его роль и значение не уменьшится.

Мы же, как его последователи, безусловно, не должны оставаться в стороне. Но поступки наши должны быть продиктованы любовью, а не яростью и негодованием. Да, неприятно, когда стараются унизить нашего Любимца (мир ему и благословение). Но кому, как не нам, знать, что ни у кого это не получится, поскольку он охраняем самим Господом!

Передаётся, что когда хотели сжечь пророка Ибрахима (мир ему), один из муравьёв стал носить воду в своём рту на костер пророка Ибрахима (мир ему). Тогда остальные звери удивленно спросили: «Разве ты надеешься своей водой загасить это пламя?» Муравей ответил: «Нет, я не надеюсь, что смогу его потушить, но я надеюсь, что, когда Аллах спросит у меня: "Что ты сделал, когда сжигали моего пророка?" мой поступок будет оправданием мне перед Ним».

Мы должны реагировать на подобные марши протеста, но реагировать с умом. Лучшим поступком является изучение жизнеописания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Уверена, что мы не настолько хорошо знаем его. А ведь ничья жизнь не изучена так досконально, как его. Хорошо бы своих детей приобщать к урокам Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Неизвестно, сколько каждому из нас осталось жить на этой земле, потому провести их нужно с максимальной пользой для себя и общества. Также неизвестно, сколько вообще просуществует человечество. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) передал нам все признаки Судного дня как малые, так и большие. Учёные свидетельствуют, что все малые признаки уже на лицо. То есть мы с вами живём во времени близком к концу света. Может, этот вовсе не Шарли с его выпадами, а тихие шаги войны, о которой некоторые эксперты начали поговаривать?

Как бы там ни было, значит ли это, что нужно проводить время в глупых спорах и ссорах? Не лучше ли совершать благое, то, что принесёт нам пользу перед Всевышним Аллахом? Если сейчас нам не стыдно за те поступки, которые мы совершаем, наступит однажды время расплат. На самом деле, наша земная жизнь равна всего лишь эквиваленту того материального состояния, которое мы имеем. Для следующей жизни это не имеет никакого значения, поскольку истинный эквивалент нашей жизни заключается в том довольстве Всевышнего Аллаха, которое нам ещё предстоит узнать. Достичь же его нужно здесь и сейчас, не рисунками, оскорбляющими чувства верующих, а любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), теплотой и добром. И, может, все-таки, не взирая ни на что, удастся Миру достичь мира…

Муслимат Раджабова

Аллах не любит, когда люди преступают границы. Наша религия запрещает необоснованную агрессию даже в отношении деревьев и животных. Поэтому Аллах запретил сеять на земле порчу, сеять неразбериху в том, что имеет порядок, уничтожать посевы и потомство. Каждый божий раб будет спрошен в День Суда даже за воробья, которого он убил без соответствующей причины.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая. Пример тому – история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжёг муравейник из-за одного муравья, который его укусил.

Текст хадиса

В сборнике «Ас-Сахих» имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) собщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать своё снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: „Разве это не был, всего лишь один муравей?!”»

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в Откровении: „Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!”»

Источники хадиса

Хадис привёл аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахих», в разделе «Книга начала творения», в главе «О том, если муха упадёт в ваш сосуд» (6/356), номер хадиса 3219.

Также хадис привёл Муслим в разделе «Книга приветствия», в главе «Запрет на убийство муравьёв» (4/1759), номер хадиса 2241.

Толкование хадиса

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьёв напал на пророка Аллаха и укусил его.

Пророк – это такой же человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чём потом может сожалеть или даже получить упрёк от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на всё его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развёл на муравейнике костёр и уничтожил огнём всех муравьёв, живших в нём.

Справедливость гласит, что невинный не должен страдать за виновного. На этого пророка напал лишь один муравей, и если уж была необходимость в наказании, то правильнее было бы наказать только его одного, не трогая остальных. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) научил нас, что обороняться от нападающих на нас людей и животных – наше законное право. И если напал этот агрессивный муравей, то следовало наказать именно его, тогда к пророку не было бы никаких претензий. Но уничтожение всех муравьёв огнём в данном случае не имеет никакого отношения к справедливости.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда.

Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьёв, перешла границы необходимого. Он наказал многих невинных за преступление одного виновного и погубил общину, которая поминала Аллаха. Всевышний сказал своему пророку: «Разве это не был всего лишь один муравей?! Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!»

Если человек воспитан так, что жалеет муравья и не может его убить, то он никогда не поднимет руку на невинного человека и не прольёт его кровь не по праву. Мусульманин должен быть примером того, как следует оберегать человеческую жизнь, сохранять благодать и порядок на земле Аллаха, устраивая на ней пашни и оставляя потомство.

Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекки: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и чёрные собаки .

Эти пять видов животных разрешается убивать без причины. Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон , особая порода ящерицы.

Также Пророк велел убивать змей, но кроме змей, которые заползли в дом. Змеям, которые заползли в помещение, следует делать три предупреждения , и если после этого они не покинут жилище или будут замечены вновь, то их следует убить. Исключение только в отношении двух видов змей: абтар и зу-туфьятайн , которых надо уничтожать без промедления, даже если они обнаружены внутри дома, потому что они способны повредить зрение человека и вызвать выкидыш у беременных женщин .

Подробные современные исследования полностью подтверждают истинность этого.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» -

История о пророке, который сжег муравейник.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая.

Пример тому - история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжег муравейник из-за одного муравья, который его укусил. В сборнике "Ас -Сахих" имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать свое снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: "Разве это не был, всего лишь один муравей?!".

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

"Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в откровении: "Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!".

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьев напал на пророка Аллаха и укусил его. Пророк - это такой же, человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чем потом может сожалеть или даже получить упрек от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на все его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развел на муравейнике костер и уничтожил огнем всех муравьев, живших в нем.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда. Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьев, перешла границы необходимого.

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех животных: муравьев, пчел, удодов и сорокопутов". Хадис привел Ахмад и Абу Дауд, с иснадом, соответствующим критериям аль-Бухари и Муслима.

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекке: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и черные собаки". Эти пять видов животных разрешается убивать без причины.

Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон, особая порода ящерицы. См.хадисы по поводу желательного уничтожения гекконов в сборнике "Ас-Сахих" Муслима (4/1857), номера хадисов 2237-2240.

В нашем Шариате запрещено уничтожать живых существ огнем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что наказывать огнем может только Господь огня. Исходя из хадиса ясно, что в Шариатах прежних пророков такого запрета не было, поэтому пророк, упомянутый в хадисе, использовал данный способ для уничтожения муравьев.

Ибрахим — "друг Аллаха". В юности Ибрахим жил вместе со своим отцом среди народа, поклонявшегося идолам. Но вот в его сердце закралось сомнение в божественности истуканов, и он сказал отцу: “Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении”.

Но если прежние боги ложны, чему поклоняться? И взоры Ибрахима обратились к красотам небесного свода. Когда покрыла его ночь, увидел он звезду и сказал: “Это — Господь мой!” Но звезда закатилась, и Ибрахим погрустнел: “Не люблю я закатывающихся”. Потом он увидел месяц восходящим и обрадовался, но и месяц зашел, оставив юношу в недоумении и тяжких раздумьях. Но вот на небе появилось солнце, и снова возрадовался Ибрахим: “Это — Господь мой, он — больший!” Но и солнце вечером закатилось.

Тогда Ибрахим понял, что поклоняться следует тому, кто сотворил небеса и землю, луну и солнце, и звезды, единственному и единому Богу, милостивому господину небес и земли. Об этом он объявил своим соплеменникам, но те не приняли его проповедь, Даже отец не поддержал Ибрахима, а, наоборот, угрожал изгнать его или побить камнями.

Тогда Ибрахим пошел на хитрость. Как-то он объявил себя больным и остался дома. Когда все ушли, он прокрался в храм и там разбил все идолов, кроме главного. Когда это дело было обнаружено, люди стали думать: “Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, неправедный!” Тут кто-то вспомнил, что Ибрахим призывал не поклоняться идолам, и, конечно, подозрение пало на него.

Разгневанные соплеменники хотели сжечь Ибрахима в огненной печи. Ее построили и бросили туда пророка, но Аллах спас его, повелев: “О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!” Однако оставаться в родной земле было небезопасно, и Ибрахим вместе со своим родичем Лутом, который также уверовал в Аллаха, бежал оттуда в землю, которую Бог “благословил для миров”.

Ибрахим, его жены и сын Исмаил. Жена Ибрахима, Сарра, была бездетна, и это очень угнетало его. Выход из этого положения он нашел в том, что, посоветовавшись с женой и получив ее согласие, он взял второй женой свою рабыню Хаджар, чтобы она родила ему наследника. Все было бы хорошо, но женщины поссорились между собой, и пришлось Ибрахиму изгнать Хаджар, как раз ожидавшую рождения ребенка, в пустыню. Там и родился старший сын Ибрахима — Исмаил.

В пустыне он и его мать неминуемо должны были погибнуть от жажды. Хаджар в отчаянии бегала между холмами Сафа и Марва, в надежде увидеть где-нибудь оазис с колодцем, но ее надежды были напрасны. Отчаявшись, она воззвала к Аллаху, и ее мольбы были услышаны. Исмаил, оставленный матерью, заплакал и стал бить ножкой по земле, и из того места, куда он ударил, забил источник прохладной воды. Хаджар возблагодарила Аллаха за спасение, а источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду. Так появилась одна из главных святынь Мекки — источник Зам-зам.

Ибрахим и Исмаил строят Каабу. Ибрахим и Исмаил по повелению Аллаха возвели святилище Каабы. Оно было построено недалеко от источника Зам-зам, на том самом месте, где некогда Адам построил первый храм на земле. Место это указал им ангел Джибраил, передав повеление Аллаха построить точную копию того храма, в котором молился Адам. Чтобы Каабу было легче строить, Джибраил принес Ибрахиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и заменять строительные леса. Когда строительство было закончено, он был оставлен в Мекке и находится там до сих с отпечатками ног Ибрахима.

Но вот осталось последнее дело: нужно было обозначить место в стене, откуда молящиеся должны были начинать семикратное обхождение храма (столько же раз обходил Адам в раю вокруг небесной Каабы). Тогда Джибраил принес Ибрахиму Черный камень — тот самый, который когда-то Аллах послал Адаму, и камень этот был помещен в Каабу. Так было воздвигнуто святилище, а потом Ибрахим, встав на свой камень, поднявшийся вдруг высоко в воздух, провозгласил, обращаясь к каждой из четырех сторон света: “О люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм! Слушайтесь Господа вашего!” Немедленно со всех сторон откликнулись голоса: “Пред Тобой, мой Боже, пред Тобой!” В дальнейшем забота о Каабе перешла к детям Исмаила.

Чудо оживления. Аллах не раз доказывал свою благосклонность к Ибрахиму: по Его воле Сарра, жена Ибрахима, уже будучи старухой, родила сына Исхака, ставшего прародителем евреев, и Он же, в знак особой милости, показал Ибрахиму чудо оживления. Произошло это так. Как-то Ибрахим стал просить Аллаха о том, чтобы тот показал ему оживление — не потому, что он не верил в могущество Аллаха, а желая успокоить свое сердце. Тогда Аллах повелел ему убить четырех птиц, рассечь их на части, а части разбросать на четырех горах. После этого Ибрахим призвал птиц к себе — и по его зову они прилетели, воскрешенные волей Аллаха.

Ибрахим был первым, кто полностью предал себя воле Божьей, первым, принявшим ислам еще до того, как Мухаммад возвестил людям это учение. Арабы считали, что Пророк Мухаммад лишь восстановил древнюю веру Ибрахима.