Выглядит мир мертвых. Загробный мир существует! – Есть ли в загробном мире животные

27 октября 1782 года в небогатой генуэзской семье родился мальчик, которого назвали Никколо. Среди братьев и сестер он выделялся слабым здоровьем, а также неподдельным интересом к музыке. Уже с ранних лет мальчик испытывал терпение близких, бесконечно музицируя на мандолине.

Отец, который очень любил музыку, приступил к самостоятельным занятиям с сыном. Уже с первых занятий он понял, что мальчик очень талантлив и обладает тончайшим музыкальным слухом. Для детей старший Паганини был настоящим деспотом: он обращался с Никколо крайне жестоко, заставляя его подолгу играть на инструменте, а в случае непослушания лишал его куска хлеба и запирал в темном чулане. Подобные меры привели к крайнему истощению ребенка, который оказался на грани смерти.

Испугавшись, отец подарил Никколо маленькую скрипку и пригласил учителя - профессионального скрипача, который удалось быстро развить талант мальчика. Уже в 8 лет Николло написал свою первую скрипичную сонату и блестяще исполнил ее перед родственниками.

Слухи о талантливом ребенке достигли Джакомо Коста - главного скрипача собора Сан-Лоренцо. Он взялся обучать Никколо, и в течение полугода научил его всем тонкостям игры на скрипке.

Творчество

Встреча с Джакомо оказалась судьбоносной. Перед талантливым юношей открылись новые горизонты. В юном возрасте он уже начал давать первые концерты, поражая публику своей игрой на инструменте.

Тем временем старший Паганини, понимая, что можно неплохо заработать на необычайном таланте сына, стал его импресарио и занялся подготовкой его гастролей по Северной Италии. Концерты одаренного скрипача проходили в Милане, Пизе, Болонье, Ливорно, во Флоренции, и неизменно с аншлагами.

К тому времени Никколо уже создал свои шедевральные каприччо, совершив тем самым настоящий переворот в скрипичной музыке. Ему удалось добиться невероятной выразительности и художественной силы в своих произведениях, вызывавших у слушателя неподдельный восторг.

Бесконечно устав от жестокого деспота-отца, повзрослевший Никколо начал самостоятельную жизнь. Впервые почувствовав себя свободным, он приступил к концертной деятельности не только в родной Италии, но и во многих европейских странах.

Паганини удалось совершить прорыв в искусстве скрипичной игры. Он удивлял публику своей филигранной техникой, используя такие приемы, как игра на двух и даже на одной струне. Его нововведения были настолько технически сложными, что долгое время считалось, что их невозможно повторить. Маэстро писал музыку не только для скрипки, но и для гитары.

В краткой биографии Паганини указано, что он настолько любил скрипку, что в течение всей жизни коллекционировал инструменты знаменитых скрипичных мастеров. Свой инструмент Никколо завещал родной Генуе, в которой он хранится и по сей день.

Личная жизнь

Обладая весьма непрезентабельной внешностью, Никколо Паганини пользовался большим успехом у женщин. На протяжении всей жизни у него было множество романов, ни один из которых не увенчался свадьбой. Единственным ребенком великого скрипача стал мальчик Ахилл - плод любви Паганини и оперной певицы Антонии Бьянки.

Смерть

Самозабвенная отдача музыке сильно подкосила и без того слабое здоровье музыканта. В последние годы жизни он страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти 27 мая 1840 года.

  • На своих концертах Паганини устраивал настолько фееричные представления, что наиболее впечатлительные слушатели теряли сознание.
  • Во время выступлений Никколо столь одержимо владел инструментом, что его не останавливали даже порванные струны.
  • Своей игрой на скрипке музыкант блестяще подражал игре на других инструментах, человеческой речи, пению птиц, за что был прозван «Южным колдуном».
  • Паганини наотрез отказывался сочинять католические псалмы, в результате чего постоянно конфликтовал с церковнослужителями.
  • Скрипач страдал сильной зависимостью от азартных игр, и, порой, проигрывал целые состояния. Избавиться от пагубной привычки он смог лишь после рождения наследника.

Николо научился виртуозной игре на скрипке еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе, где он тогда жил, для него уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому. В юности Паганини посвящал игре на скрипке много часов ежедневно. Позже он стал брать свой инструмент в руки лишь для того, чтобы сыграть на репетиции или на концерте или просто для того, чтобы свой инструмент настроить. Он заявил: "Я достаточно много и упорно трудился, чтобы развить в себе свой талант. Пришло время, когда я могу отдохнуть".

Паганини любили не только в Италии, но и во всей Европе, несмотря на то, что он обожал азартные игры и прекрасных женщин, хотя иногда это создавало для него проблемы. В Вене, например, его портреты были выставлены во всех присутственных местах и во всех магазинах. Все члены королевской семьи всегда посещали концерты, если в них принимал участие Паганини. Музыкальный талант скрипача привлекал к нему огромное количество поклонниц. Стараниями клеветников и завистников вокруг Паганини сложилась репутация распутного и безнравственного человека. Даже сама внешность маэстро - бледное лицо, словно вылепленное из воска, длинные черные густые волосы, огромный шарф, в который он всегда, даже летом, кутался, чтобы избежать простуды, - способствовала появлению все новых слухов и сплетен вокруг его имени. Всю жизнь Паганини страдал от различных заболеваний. Он умер в мае 1840 года от болезни гортани в возрасте 57 лет. И после смерти Паганини о нем еще долго ходили всякие слухи и сплетни. Появилась даже легенда, что он был в сговоре с самим Сатаной.

Паганини исполнилось 40 лет, прежде чем он перестал подбирать себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и стройные ноги. Он часто говорил, что хочет жениться, но ему так и не удалось устроить себе мирную семейную жизнь до конца своих дней.

Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений. После серии концертов он удалялся куда-нибудь в тихое место, обычно с женщиной, чтобы восстановить свои силы. Первой из таких женщин стала дама из богатой и знатной семьи, с которой он отправился на отдых в ее родовое поместье в конце девятнадцатого века, когда ему не было еще 20.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бакьоччи, сестра Наполеона, назначила Паганини директором музыкального учебного заведения в Пьомбино. Многие тогда заподозрили Паганини в том, что причиной такого назначения было не только его умение виртуозно играть на скрипке. В 1813 году Паганини отказался от этой должности, и все свое время посвятил концертным выступлениям.

Испанский талант Паганини вызывал восхищение, чего нельзя сказать о его отношении к женщинам, которых сводила с ним судьба. Исключением была Элеонора де Л юкка, первая любовь Паганини, единственный человек, кроме родственников, упомянутый в его завещании.

В 1808 году Паганини познакомился с Анжелиной Каванна, 17-летней дочерью портного из Генуи. Анжелина отказалась спать с Паганини, настаивая на том, что сначала они должны стать мужем и женой. Паганини сделал вид, что согласился с ее доводами, и уговорил ее съездить в небольшой итальянский городок, якобы для того, чтобы там на ней жениться. Свадьба не состоялась. Когда же Анжелина забеременела, Паганини тут же бросил ее. Отец девушки обратился в суд. Паганини арестовали и посадили в тюрьму. Его освободили после того, как он сумел доказать, что Анжелина вела себя "очень свободно" еще до знакомства с ним, и согласилась на сексуальную связь с ним добровольно, без всякого принуждения с его стороны.

Самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с танцовщицей Антонией Бьянчи. Он начался в 1815 году и продолжался 13 лет. Антония часто устраивала Паганини сцены ревности, и их роман закончился шумным скандалом. Паганини заплатил Антонии значительную сумму денег, чтобы она отказалась от всех прав на сына Ахилла и оставила их обоих в покое.

Лучшие дня

13 операций на здоровом ребенке
Посетило:169
Игорь Петренко: Свой путь к звездным вершинам

Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других!

«Я едва мог узнать его в коричневой монашеской рясе, которая скорее скрывала, чем одевала его. С каким-то диким выражением на лице, наполовину спрятанным под капюшоном, опоясанный веревкою, босой, одинокий и гордый, стоял Паганини на нависшей над морем скале и играл на скрипке. Происходило это, как мне казалось, в сумерки; багровые блики заката ложились на широкие морские волны, которые становились все краснее и в таинственном созвучии с мелодиями скрипки шумели все торжественнее. Но все порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей горячностью, что, казалось он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в морских пучинах» , - так писал о Никколо Паганини Генрих Гейне.

Не ясно, что же правда, а что ложь в рассказах о Паганини. Даже Стендаль и Мопассан не смогли избежать неправедных «страшилок» в своих рассказах о скрипаче. А Паганини и провоцировал сам, и не всегда отвергал обвинения.

Его, наверное, можно назвать едва ли не первым представителем эпатажа в искусстве. Но здесь главное ударение падает на слово искусство.

Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Худой, даже костлявый, кособокий - на сцене, бледный, с восковым лицом и черными кудрями, наделенный длинными сверхгибкими пальцами - таким он представал перед упитанной и румяной публикой. Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини». Как тут не обвинить человека в связи с нечистью? Да еще с захватывающими подробностями, например: души убитых жены и любовниц заключены в скрипках итальянца. А струны сделаны из их жил и кишок. Потому так хорошо и звучит...

С тех пор тема «продажи души Дьяволу» нет-нет, да и всплывет. Ничего не поделаешь: легенда о Фаусте бродила по Европе задолго до Гёте и Паганини. Она жива и сейчас, и будет жить долго.

Кому не известна легенда о том, как великий скрипач и композитор Никколо Паганини… продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку? В это предание верил даже такой безбожник, скептик и насмешник, как славный поэт Генрих Гейне.

(А. Куприн. «Скрипка Паганини»).

ОБРАЗ ПАГАНИНИ

Образ Паганини широко представлен в мировой культуре. Широко - во всех смыслах: от оперетты (Легар) до фильма ужасов. Написано много книг - все из разряда беллетристики. Из фильмов можно назвать «Паганини» Клауса Кински (слишком вызывающий), советский четырёхсерийный телевизионный художественный фильм «Никколо Паганини», есть еще итальянский фильм - «Ужас Паганини». И везде Паганини так или иначе «демоничен».

Интересно посмотреть на портреты Паганини. Один художник - Эжен Делакруа - яркий представитель романтизма в живописи. И его Паганини - нервный, надломленный, страдающий. Второй портрет - Жана Огюста Энгра (присутствуют в статьи) - типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. И Паганини Энгра - спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». Так может, все дело только в том, как посмотреть? И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное.

Кстати (действительно - пришлось кстати), последний художник - Энгр - вошел во французскую поговорку: «Скрипка Энгра». Он долго не мог выбрать, что же его привлекает больше - игра на скрипке или живопись. Выбрал живопись, но и скрипку не бросил, а «скрипка Энгра» на русский язык переводится как «второе призвание». Второе призвание - это многим знакомо, я полагаю.

Франческо Беннати - мануанский врач, лечивший Паганини в Вене и Париже, писал о нем: «По своему уму Паганини мог бы быть выдающимся композитором, достойнейшим музыкантом, но без своего утонченного слуха, и без особого строения тела, без своих плеч, рук и кистей он не мог бы стать бесподобным виртуозом, которым мы восхищаемся. Необычайно, надо сказать растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястья с кистью и фаланги друг с другом... Пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это легко, изумительно и быстро» .

ФАКТЫ

Все началось с мрачного названия места рождения величайшего скрипача всех времен и народов. В небольшом квартале Генуи, в узком переулочке под названием «Черная кошка», 27 октября 1782 года у Антонио Паганини, бывшего портового рабочего и его жены Терезы Боччардо, простой горожанки, родился сын Никколо. Антонио имел в порту небольшую лавку, страстно любил музыку и играл на мандолине и скрипке. Это были простые песенки, веселые и запоминающиеся народные мелодии, которые исполнялись Антонио с мрачным лицом. По счастью, жена его, Тереза, была женщиной мягкой, кроткой и покорной. Будучи не в силах переделать характер мужа, всегда недовольного и ворчливого, она старалась не противоречить ему. Тереза находила утешение в религии и детях. Их было у нее пятеро. Однажды матери Никколо приснился удивительный сон: явился к ней ангел и спросил, какую милость от Бога она хотела бы получить. Поскольку глубоко верующая женщина очень любила музыку, она попросила божественного посланца о том, чтобы ее сын Никколо стал великим музыкантом. Рассказ об этом чудесном сне произвел сильное впечатление на мужа Терезы, также неравнодушного к музыке. Посовещавшись, родители Никколо твердо решили обучать ребенка игре на скрипке - инструменте, ставшем благодаря стараниям Гварнери, Страдивари и Амати музыкальным символом Италии. .

Никколо было семь лет, когда отец впервые вложил в руки будущего виртуоза крошечную скрипку, которая с того дня стала его единственной игрушкой. Но очень скоро юный скрипач понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие, но и тяжелый, кропотливый труд. Мальчик очень уставал, но отец заставлял талантливого ребенка заниматься целыми днями, не позволяя выходить на улицу для игр со сверстниками. Проявляя упорство и неудержимую волю, Никколо с каждым днем все больше и больше увлекался игрой на инструменте. Бесспорно, такие чрезмерные занятия, недостаток кислорода, движения и питания, - не могли не отразиться на его растущем организме и, конечно же, подорвали здоровье мальчика. Однажды Никколо, изможденный многочасовыми занятиями, упал бездыханным в каталептической коме. Родители сочли мальчика умершим, поскольку он не подавал никаких признаков жизни. Никколо пришел в себя лишь в гробу при душераздирающих звуках траурной музыки. Его идеальный слух не в состоянии был воспринимать фальшь даже тогда, когда Паганини находился между жизнью и смертью. Вернувшись с «того света», юный скрипач с еще большим рвением взялся за освоение сложных технических приемов игры на любимом музыкальном инструменте. Благодаря своему усердию и твердости характера за очень короткое время Никколо достиг столь больших успехов, что слава о его необычайных способностях шагнула далеко за пределы скромного переулка Черной кошки.

Однажды осознав достигнутый им уровень скрипичной техники, Никколо понял, что должен вырваться из семейного круга - ему необходимо было стать свободным и независимым. В сентябре 1800 года он покидает родительский кров, и в девятнадцать лет, став самостоятельным человеком, оказывается в Лукке, где ему предстоит прожить несколько лет. Здесь, он продолжает с успехом давать концерты, совершенствуя свое мастерство, и становится первой скрипкой Луккской Республики. В это время, в жизнь музыканта впервые приходит возлюбленная, образ которой окутан ореолом загадочности и неизвестности. Паганини никогда и никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойной и благородной женщине. Роман со знатной дамой, длился с начала 1802 года по конец 1804 года. Почти три года, Паганини с увлечением занимался игрой на гитаре и скрипке, а также сельским хозяйством, поскольку прекрасное имение его дамы сердца давало ему такую возможность. За это время Никколо пишет двенадцать сонат для гитары и скрипки, но в один прекрасный момент, словно пробудившись ото сна, вновь возвращается в Геную.

Не смотря на то, что роман длился недолго, Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной другой женщине. Она была его единственной возлюбленной, и о ней он всегда вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор чувство глубокого одиночества его никогда не покидало, не смотря на кажущуюся «веселую» жизнь и многочисленные любовные приключения бродячего музыканта. В фейерверке страстей скрипач черпал силы и вдохновение, но ни одна женщина не смогла заставить его забыть образ единственной и неповторимой первой возлюбленной.

Жизнелюб и сердцеед - это правда. Самый известный роман Паганини - с сестрой Наполеона - Элизой Бонапарт (по мужу - Бачокки). Элизу брат, ставший императором, поставил править итальянскими княжествами, там и случился длительный роман. Пылкая игра скрипача так волновала Элизу, что нервы ее не выдерживали, и она падала в обморок. Несомненно, корсиканскую кровь могла воспламенить только такая же страстная натура итальянца. Вспыхнувшая между ними страсть разгорелась в полную силу, однако, скрывать ее нужно было самым тщательным образом.

Впрочем, молва приписывала ему роман и с другой сестрой Наполеона - Полиной, которой любящий брат тоже выдал кусочек «итальянского пирога». Так и бродят эти легенды из биографии в биографию, хотя достоверно ничего не известно.

У Паганини был сын, брак с матерью которого не был зарегистрирован: это довольно типичная ситуация для представителя романтизма. С невенчанной женой Никколо разошелся. А сына взял на воспитание.

По отношению к своему единственному ребенку, матерью которого была Антонио Бьянки, Паганини проявлял трогательное терпение и безграничную любовь. Однажды во время пребывания скрипача во Флоренции с маленьким Акилле случилась беда, - малыш сломал ножку. И это было бы не так страшно, если бы ребенок был бы постарше. Но удержать двухлетнего непоседу в полном покое, пока не срастется кость, представлялось невозможным. Чтобы малыш поправился - необходимо было привязать ножку к деревянной дощечке и не давать ему двигаться хотя бы несколько дней. Паганини не задумываясь, сел в кресло, взял сына к себе на колени и не вставал с места целых восемь дней. Маленький мальчик, познавший отцовскую любовь, не останется неблагодарным: едва научившись ходить, он всегда будет следовать за своим отцом и никогда не покинет его.

Находясь в Праге в 1829 году, Паганини в своем письме другу Джерми жаловался: «Если бы ты знал, сколько врагов тут у меня, ты бы просто не поверил. Я не делаю никому зла, но те, кто меня не знает, расписывают меня как самого последнего негодяя - жадного, скупого, мелочного и т.д. И я, чтобы отомстить за все это, официально заявляю, что еще больше повышу цены входных билетов на академии, которые дам во всех других странах Европы» .

И хотя Паганини часто выступал с благотворительными концертами, всегда раздавал бесплатные билеты артистам и студентам-музыкантам, щедро одаривал родственников и благотворительные общества, - дурную молву ничем нельзя было заглушить. А ведь этот человек обладал поистине добрым сердцем, иначе, чем можно было бы объяснить благородный поступок по отношению к тем, кто считался его врагом. Согласно посмертному завещанию непревзойденный виртуоз безвозмездно дарил все свои драгоценные скрипки не только друзьям-музыкантам, но и недругам, талант которых он был способен оценить! Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге - композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени, и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Тем самым маэстро обеспечил талантливому начинающему композитору безбедное существование на пять лет вперед. Однако в мелочах Паганини действительно проявлял скупость, и это объясняется, видимо, привычкой экономить, сохранившейся с детства, когда он жил в бедности. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.

Паганини стал богат. Его гонорары были астрономически высоки. Но он прожил свои 57 лет без отдыха и покоя. А еще 56 лет не мог обрести покой его прах. Но здесь - причины вполне земные, тоже ничего мистического.

Паганини умер 27 мая 1840 года в Ницце, по легенде - обнимая скрипку (неправда, но уже закрепилась). Последнего причастия не было (правда, но могли ждать выздоровления). Епископ Ниццы отказался служить заупокойную мессу, обвиняя Паганини в ереси. Католические власти Италии запретили погребение музыканта на родине. Лишь значительно позже его прах перевезли в Италию - и то потребовалось специальное вмешательство папы. Два года прах вообще не был предан земле. А окончательное пристанище Паганини нашел через 56 лет после смерти…

Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк. В принципе, этот орден давал право на дворянство, но ни Моцарт, ни Паганини не пожелали пользоваться возможными привилегиями. А вот был ли Паганини воинствующим безбожником - есть очень большие сомнения. Возможно, все наоборот: свою фанатичную нетерпимость к Паганини проявили некоторые люди, обвиняя его во всех смертных грехах.

Скорее всего, Паганини сам накинул на себя «демоническую» маску. Он и без нее остался бы виртуозом и замечательным композитором. Но с маской ему было удобнее, возможно, и сама публика жаждала увидеть пресловутый «демонизм». Общество само хотело видеть «демона», оно же его возносило в хвале, и оно же его отторгало, создавая сочные «легенды-страшилки».

Паганини писал для скрипки и для гитары. Почти все, написанное для скрипки, ныне имеет переложения для гитары. Самое забавное, что и рок-культура не чурается Паганини. Характерен в этом отношении фильм «Перекресток» (США, 1986 год). В этом фильме тоже есть гитарист, заключивший контракт с дьяволом (в роли - Стив Вай). И есть там музыкальная дуэль с 5-м каприсом Паганини.

Музыка Паганини не просто виртуозна. Она пронизана духом народных итальянских мелодий, темпераментных, экспрессивных - и глубоко лиричных...

Чего только не выдумывал Никколо, играя на своей скрипке! Он имитировал пение птиц, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы и человеческий смех, используя контрасты тембров и регистров, применял ошеломляющее разнообразие эффектов. Однажды Паганини заменил обычный смычок длинным, что поначалу вызывало смех у слушателей, но вскоре он был награжден за эту странность горячими аплодисментами.

Говоря о магическом воздействии итальянского скрипача на слушателей, нельзя не отметить высказывание великого композитора, впоследствии ставшего другом Паганини - Россини, который мог осмеять что угодно: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».

Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача.

Вдоль северного побережья Италии недалеко от острова Сент-Онора, есть красная, ощетинившаяся как дикобраз, скала - она называется Сен-Ферреоль. Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, накопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с небес. На этом причудливом рифе в отрытом море было погребено и скрыто в течение пяти лет тело Паганини. Легенда это или реальность, никто теперь об этом не узнает. Но интересен тот факт, что буревестники находят свой приют и успокоение именно в скалах.

Посмертное завещание Никколо Паганини заканчивалось так: «Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца» .

Легендарная личность Паганини еще при жизни породила ряд полуфантастических историй. Но самой невероятной кажется легенда о нетленном теле великого маэстро, которого, прежде чем захоронить спустя 56 лет после кончины, освидетельствовали несколько авторитетных лиц. Они утверждали, что Паганини лежал в деревянном ящике без всяких признаков разложения, а это явный признак как минимум исключительности, а быть может, и высшей духовности.

великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор

Краткая биография

Никколо Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя - 27 мая 1840, Ницца) - великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757-1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии.

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски. В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта. Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer). Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции, не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше».

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. По его словам, в этом городе он написал музыку для фагота по просьбе шведского музыканта-дилетанта, жаловавшегося на отсутствие трудных произведений для этого инструмента. Из-за военных действий гастроли пришлось прервать, Паганини вернулся в Геную, а вскоре, вместе со всей семьёй, уехал в принадлежавший отцу дом в долине Польчевера. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь, уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (Op. 2 и 3). По воспоминаниям самого Паганини, первое время самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам, им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал всё, и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам. Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Перед одним из концертов в Ливорно он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки, а когда с пюпитра упали свечи, они переросли в дружный хохот. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Для него не было в новинку играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми, а позднее, ко дню рождения императора - сонату для струны соль «Наполеон». Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт. Здесь он подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини (Blangini). Бланджини стал одним из самых горячих поклонников Паганини. В одном из писем друзьям в Париж он так отзывается о Никколо:

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».

Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а, когда пришёл, не заставляя более ждать слушателей, начал играть, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.

В конце 1812 года он оставил тяготившую его придворную службу и покинул Флоренцию.

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано-Зюсмайера «Орех Беневенто». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех.

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Музыка

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы отменило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми - всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Произведения

  • 25 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • № 1, ми мажор
  • № 2, си минор
  • № 3, ми минор
  • № 4, до минор
  • № 5, ля минор
  • № 6, соль минор
  • № 7, ля минор
  • № 8, ми-бемоль мажор
  • № 9, ми мажор
  • № 10, соль минор
  • № 11, до мажор
  • № 12, ля-бемоль мажор
  • № 13, си-бемоль мажор
  • № 14, ми-бемоль мажор
  • № 15, ми минор
  • № 16, соль минор
  • № 17, ми-бемоль мажор
  • № 18, до мажор
  • № 19, ми-бемоль мажор
  • № 20, ре мажор
  • № 21, ля мажор
  • № 22, фа мажор
  • № 23, ми-бемоль мажор
  • № 24, ля минор

№25 си минор и аля мажор

  • 6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • № 1, ля мажор
  • № 2, до мажор
  • № 3, ре минор
  • № 4, ля мажор
  • № 5, ре мажор
  • № 6, ля минор
  • 6 сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
    • № 1, ля минор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ля мажор
    • № 4, ре мажор
    • № 5, до мажор
    • № 6, ре мажор
    • № 7, ми мажор
    • № 8, ля мажор
    • № 9, ре мажор
    • № 10, ля мажор
    • № 11, си мажор
    • № 12, ля минор
    • № 13, фа минор
    • № 14, ля мажор
    • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Концерт для гитары с оркестром ля мажор
  • Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo , соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta , Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti , Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba , Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
  • Соната для большого альта (вероятно, 1834)
  • Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини

    • И. Брамс, Вариации на тему Паганини.
    • С. В. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини.
    • 6 этюдов Ф. Листа.
    • Ф. Шопен, вариации in A-dur, "Souvenir de Paganini"
    • Р. Шуман, этюды на каприсы Паганини, Опус 3.
    • Луиджи Даллапиккола, «Каноническая сонатина ми-бемоль мажор на „Каприсы“ Паганини», для фортепиано
    • Альфредо Казелла, «Паганиниана», для оркестра
    • Витольд Лютославский, «Вариации на тему Паганини», для 2-х фортепиано (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • И. Я. Беркович. Этюды на тему Паганини (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • Н. Мильштейн, «Паганиниана», для скрипки соло.
    • Г. Бреме, Паганиниана: Концертные этюды для Аккордеона, ор 52.
    • Группа «Ария», песня «Игра с огнём» из одноимённого альбома (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группа «Гран-КуражЪ», песня «Скрипка Паганини» (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группировка Ленинград, песня "Паганини" с альбома Аврора
    • П. Нечепоренко, «Вариации на тему Паганини», для балалайки соло (тема - Каприс Н.Паганини № 24).

    В искусстве

    • Анатолий Виноградов. книга "Повесть о братьях Тургеневых. Осуждение Паганини". - Минск: Букинистическое издание. Мастацкая литература, 1983. - (роман 1936 г. "Осуждение Паганини").
    • Елена Воробьева. книга "Летописи Арванды. Легенды спящего города". - СПб.: ИТД "СКИФИЯ", 2010. - (пьеса "Сожженная дорога Никколо Паганини"). 2.
    • Татьяна Берфорд. книга "Николо Паганини. Стилевые истоки творчества". - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. - (Аннотация).
    • Четвёртый альбом рок-группы Ария называется Игра с Огнём. Песня, ставшая заглавной к альбому, рассказывает о том, что Паганини продал душу дьяволу за виртуозную игру.
    • Чешская группа XIII stoleti посвятила Н. Паганини песню Upir s houslemi.

    В кинематографе

    • Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
    • «Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
    • Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
    • Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
    • Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
    • Gern hab" ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
    • Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
    • The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
    • Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
    • Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
    • Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
    • A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
    • The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
    • Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
    • Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
    • Casta diva (1956) Италия - Франция. Данило Берардинелли.
    • Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
    • Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
    • Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
    • Никколо Паганини, СССР-Болгария, 1982 г. (Информация о фильме) В главной роли Владимир Мсрян
    • Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
    • Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
    • Ужас Паганини / Paganini Horror - итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
    • «Паганини», производство Италия - Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
    • Наполеон (2002) Англия - Франция. В роли Юлиан Рахлин.
    • Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
    • Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.
    Категории:

    В письмах к друзьям он жаловался: "Грудной кашель, который мучает меня, очень огорчает, но я держусь больше, чем могу, и хорошо ем то, что мне готовит "великолепный повар"... Я разваливаюсь на куски, и мне бесконечно жаль, что я не могу снова увидеться с нашим добрым другом Джордано..." Именно к Джордано обращено последнее письмо Паганини от 12 мая: "Мой дорогой друг, и вое же возможно не отвечать на сердечные письма друга. Обвини в этом упрямые и бесконечные болезни... Причина всему этому судьба, которой угодно, чтобы я был несчастлив...

    Доктор Бине считается в Ницце самым лучшим врачом, и только он лечит меня сейчас. Он говорит, что, если мне удастся на треть уменьшить катар, я смогу еще немного протянуть; а если удастся на две трети, то я смогу питаться, но от лекарств, которые я начал принимать четыре дня тому назад, нет никакой пользы".

    И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке... Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне. Заходящее солнце озарило облака золотыми и пурпурными отблесками; легкий нежный ветерок доносил опьяняющие ароматы цветов; множество птиц щебетало на деревьях. Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. Понаблюдав некоторое время за оживленной публикой, Паганини перевел взгляд на прекрасный портрет лорда Байрона, висевший у его кровати. Он воспламенился и, думая о великом поэте, его гениальности, славе и несчастьях, стал сочинять самую прекрасную музыкальную поэму, какая когда-либо была создана его воображением.

    "Он как бы проследил за всеми событиями бурной жизни Байрона. Сначала это были сомнения, ирония, отчаяние - они видны на каждой странице "Манфреда", "Лары", "Гяуры", затем великий поэт бросил клич свободы, призывая Грецию сбросить оковы, и наконец смерть поэта среди эллинов". Музыкант едва закончил последнюю мелодическую фразу этой удивительной драмы, как вдруг смычок внезапно замер в его леденеющих пальцах... Этот последний всплеск вдохновения уничтожил его мозг...

    Трудно сказать, насколько достоверно это свидетельство, но остался также рассказ графа Чессоле, который утверждает, что байроновская импровизация Паганини на пороге смерти была поразительна.

    Пророчество поэта, к сожалению, оправдалось: Паганини, как и Байрон, познал всю глубину страдания, и перед концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь - все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость. Успех оставил ему дашь горечь. И его умирающее тело конвульсивно вздрагивало, прежде чем застыло в ледяной неподвижности смерти.

    Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни - с 15 по 27 мая. Долгими часами он упрямо пытался проглотить хоть крохотнейшие кусочки пищи, и, уже совершенно потеряв голос, он не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги... Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".

    Начиная с этого дня он уже не брал больше в руки пера. О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке. На самом деле все было не так поэтично. Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что ни он сам, ни кто-либо другой из тех, кто бывал в эти дни рядом, не думали, "что так близок его конец, как вдруг Паганини, согласившийся пообедать, начал мучительно кашлять. Этот приступ и оборвал мгновения его жизни."

    Это подтверждает и другой очевидец - Эскюдье. По его свидетельству, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею. Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

    В завещании Паганини было написано: "Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца".


    Могила Паганини в Парме

    Б олее десяти раз гроб с останками великого музыканта предавали земле и откапывали вновь. При жизни, возможно, он не проделывал без остановок столь долгий путь, какой совершило это уже бездыханное тело.

    «Паганини продал душу дьяволу, -гласила людская молва. — И после смерти ему не найти успокоения!» Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, - абсолютная истина.

    Знаменитый скрипач умер в Ницце от чахотки в мае 1840 года. Ею останки были забальзамированы по всем правилам того времени и выставлены в зале. Толпы людей приходили взглянуть на музыканта, столь виртуозно владевшего своим инструментом, что его заподозрили н связях с нечистой силой. Между тем сына Паганини Акилле.и без того убитого горем, ожидал новый удар судьбы. Епископ Ниццы преподобный Доменико Гальвано запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище.

    Красивый ореховый гроб тайно перевезли на корабль. Друзья маэстро решили доставить его в родной город музыканта - Геную, которому он завещал свою скрипку. Но трусливый губернатор города Филипп Паолуччи отказался даже впускать судно в гавань.

    Три месяца простояла шхуна на рейде. Матросы пили горькую, утверждая, что по ночам из тяжелого орехового ящика доносятся горестные вздохи и звуки скрипки. Наконец в результате длительных переговоров с самыми высокопоставленными лицами останки Паганини было разрешено перенести в подвал замка графа Чессоле - друга великого скрипача.


    Но и там они, увы, пролежали недолго. Слуги стали жаловаться, что гроб мерцает в темноте дьявольским светом. Вновь ореховый ящик погрузили на повозку и повезли в морг лазарета в Виллафранке. Однако там взбунтовались местные служащие, которые, казалось бы, должны были быть привычны к мертвецам. Но и на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. Людям регулярно слышались стоны и вздохи призрака, сопровождаемые звуками страстной музыки.

    И вновь друзья Паганини были вынуждены пуститься в дорогу вместе с печальным грузом…

    Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Пагапини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле». Но граф Чессоле в своих воспоминаниях приводит совсем другую версию. Вот основные ее этапы:

    В 1842 году скрипача захоронили на мысе Сент-Оспис, у подножия старинной башни.

    В апреле 1844 года останки вновь откопали и перевезли в Ниццу.

    В мае 1845 года гроб перевезли на виллу графа Чессоле.

    Но и это еще не все. Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Усилия эти увенчались успехом лишь в 1876 году — спустя тридцать лет после его смерти!


    Но в 1893-м гроб вновь откопали, так как пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший ореховый ящик был вскрыт. Тело музыканта практически истлело, но голова, особенно лицо, загадочным образом великолепно сохранились, Это дало пищу для новой волны самых невероятных слухов и сплетен.

    В 1897 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перевезли на новое кладбище…