Жизнь и труды ницше. Фридрих Ницше: биография,основные труды Ф ницше труды

Ницше, Фридрих Вильгельм (1844–1900), немецкий философ. Родился 15 октября 1844 в Саксонии, в семье лютеранского священника. После окончания школы учился в университетах Бонна и Лейпцига, где увлекся греческой и латинской классикой. В тот же период познакомился с работами немецкого философа Артура Шопенгауэра, которые значительно повлияли на его дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, благодаря нескольким опубликованным статьям приобретшему определенную известность, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии несмотря на отстутствие докторской степени. Став профессором Базельского университета, Ницше получил швейцарское гражданство. Во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию, служил санитаром. Во время армейской службы его здоровье серьезно ухудшилось и вскоре он вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.

В 1872 Ницше опубликовал свою первую концептуальную работу «Рождение трагедии из духа музыки». Основной тезис этой книги о дуализме культуры, наличии и борьбе в ней двух начал, «аполлоновского» и «дионисийского» получил широкую известность.

В дальнейших работах Ницше последовательно развивал свои идеи, основной из которых стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое. Здоровье Ницше продолжало ухудшаться и в 1879 он оставил университет.

В самой знаменитой из своих работ, «Так говорил Заратустра» Ницше сводит воедино свои наиболее значимые выводы. Эта книга приобрела известность не только как философское, но как литературное произведение, была признана классикой мировой литературы. Сам Ницше высоко оценивал ее с этой точки зрения, известно его высказывание: «Мне кажется, что этим Заратустрой я довел немецкий язык до совершенства». В этой книге Ницше впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти.

В январе 1889 с Ницше случился припадок, он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше 25 августа 1900 года.

Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 века находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Ницше полагал, что «выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека».

Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов

Рассматривая кодексы морали, Ницше считает принципиальным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных (по Ницше – «мораль господ» и «мораль» рабов). Ницше считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором Ницше усматривает ключ к рабской морали – ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Ницше выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды; за безграничное принятие этого мира.

Фридрих Ницше – великий немецкий философ и писатель. Внешняя жизнь его очень бедна событиями, внутренняя же представляет потрясающую душевную драму, рассказанную с трогательным лиризмом. Все богатое литературное наследие Ницше может рассматриваться как художественная автобиография. Здесь необходима, однако, большая критическая осторожность. Отдельные парадоксы Фридриха Ницше, выхваченные из общего контекста его миросозерцания и оторванные от вскормившей их лирико-психологической почвы, служили немалым источником соблазна и смущения для людей неподготовленных. Подлинный смысл философии Ницше станет понятен только тому, кто терпеливо проследит все ступени его причудливого и болезненного духовного роста.

Фридрих Ницше. Фото, сделанное в Базеле ок. 1875 г.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в бедной деревушке Рёккен на границе Пруссии и Саксонии и был сыном лютеранского пастора. Отец умер в молодых годах от тяжкой душевной болезни, когда Ницше был ребенком. В отрочестве и ранней юности Ницше охотно готовился к пасторскому званию. Среднее образование он получил в знаменитой наумбургской школе Пфорте, куда определился 14 лет. Ницше был исправным учеником и не пережил на гимназической скамье никаких философских тревог и сомнений. К семье своей он питал нежную привязанность и с крайним нетерпением ожидал всегда возможности отпуска. В 1862 г. Фридрих поступил в Боннский университет и сразу специализировался на классической филологии. Первокурсником он сделал неудавшуюся попытку проповедовать студенчеству оздоровление и очищение традиционного корпоративного быта и после этого держался всегда в стороне от товарищеской массы. Немного погодя Ницше перешел в Лейпцигский университет, где вскоре стал чувствовать себя более уютно.

В Лейпциге он среди прилежных, но далеко не воодушевленных занятий древними языками случайно прочел книгу Шопенгауэра «Мир как воля и представление », и эта случайность надолго предопределила основное направление его умственных интересов. Шопенгауэр сделался первой философской любовью Ницше, пришедшего в восторг от его постоянной готовности идти наперекор всем официозным течениям и бестрепетно говорить современникам самую горькую правду. Ницше стал высоко ценить у Шопенгауэра проникновенное понимание всемирно-исторического трагизма и непоколебимый героизм вопрошающей мысли.

Филологические работы студента Ницше обратили внимание иностранных ученых, и в 1868 г. до получения университетского диплома базельский университет предложил ему профессуру по кафедре греческой словесности. По настоянию своего учителя, известного ученого Ричля, Ницше принял это приглашение. Докторский экзамен был после этого для него лишь приятной формальностью. Поселившись в Базеле, Ницше вскоре к своей живейшей радости познакомился и сблизился с прославленным композитором Рихардом Вагнером , и эта дружба ознаменовала собой очень важную ступень в духовной эволюции Фридриха Ницше. «Во всем существующем Вагнер подметил единую мировую жизнь – у него все говорит и нет ничего немого», – так характеризует Ницше философскую заслугу своего нового вдохновителя.

Фридрих Ницше. Рисунок Х. Ольде, 1899

Пребывавший последние 10 лет жизни в паралитическом слабоумии Ницше умер 25 августа 1900 в Веймаре. Сестрой его Елизаветой Фёрстер-Ницше был устроен в этом городе богатый и интересный «Музей Фридриха Ницше».

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» . Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.


Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.


Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.


В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.


Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.


Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» - один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.


Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.


На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.


Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.


В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.


Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.

Библиография

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою»
  • «Воля к власти»

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

Книги (28)

Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 1. Часть 1

Рождение трагедии. Из наследия 1869-1873 годов.

В первый полутом первого тома полного собрания сочинений Ф.Ницше вошли книга «Рождение трагедии» (в новой редакции перевода Г.Рачинского), а также статьи из наследия 1869-1873 годов, тематически связанные в основном с античностью, древнегреческой философией, мифологией, музыкой, литературой и политикой.

Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 1. Часть 2

Несвоевременные размышления. Из наследия (сочинения 1872-1873 годов).

Во второй полетом первого тома полного собрания сочинений немецкого мыслителя Ф. Ницше вошли все четыре его «Несвоевременных размышления», а также лекции «О будущности наших образовательных учреждений» и другие работы из наследия 1872-1873, посвященные проблемам познания и культуры.

Для многих читателей Ницше может стать открытием не только сам круг идей, раскрываемых в этих текстах, но и то, насколько они, при всей их полемической заостренности, оказываются актуальны в сегодняшнем мире.

Три из четырех «Несвоевременных размышлений» представлены в новых переводах, некоторые произведения печатаются на русском впервые, публиковавшиеся ранее переводы сверены с оригиналом и существенно отредактированы.

Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 3

В третий том полного собрания сочинений немецкого мыслителя Ф.Ницше вошли его ключевые произведения «Утренняя заря» и «Веселая наука», а также стихотворения из цикла «Мессинские идиллии».

Публиковавшиеся ранее переводы В.Бакусева («Утренняя заря») и К.Свасьяна («Веселая наука») приведены в новой редакции.

Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 9

Черновики и наброски 1880-1882 гг.

Девятый том полного собрания сочинений Ф.Ницше содержит черновики и другие записи, относящиеся к периоду 1880-1882 гг.

В первую очередь это фрагменты, связанные с работой философа над «Утренней зарей» и «Веселой наукой». Среди черновиков и записей 1881 г. — чрезвычайно важные для понимания философии Ницше фрагменты, посвященные вечному возвращению и проблемам познания.

Часть тома составляют заметки, сделанные Ницше во время чтения трудов Декарта и Спинозы (в изложении К.Фишера), Б.Паскаля, Ст.Милля, Г.Спенсера, Р.У.Эмерсона, а также художественных произведений французских авторов (в особенности Стендаля и графини де Ремюза).

Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 11

Черновики и наброски 1884-1885 гг.

Одиннадцатый том полного собрания сочинений Ф.Ницше содержит черновики и другие записи, относящиеся к периоду 1884-1885 гг.

В первую очередь это фрагменты, связанные с работой Ницше над четвертой (заключительной) книгой «Так говорил Заратустра», и новым изданием «Человеческого, слишком человеческого», а также над «По ту сторону добра и зла» и сборником стихотворений, впоследствии так и не изданным.

Другую группу составляют заметки, сделанные во время чтения художественных произведений (А. де Кюстина, О. де Бальзака, братьев Гонкур, Э.Ренана, Стендаля, П.Мериме, Гете и мн. др.) и научных работ (Г.Тейхмюллера, Э. фон Гартмана, П.Дейссена, Г.Ольденберга).

Отдельного упоминания заслуживают записи, посвященные Вагнеру, а также центральным для Ницше темам воли к власти и вечного возвращения.


Работа Фридриха Ницше, "Антихрист" созданна в 1888 году, чрезвычайно плодотворном для немецкого философа. В ней он обращается к тем, кто способен быть "честным в интеллектуальных вещах до жестокости", ибо только такие читатели способны вынести "серьезность и страсть", с которыми Ницше громит христианские ценности и низвергает саму идею христианства.

Генеалогия морали

Генеалогия морали была задумана Фридрихом Ницше как приложение к своему сочинению «По ту сторону добра и зла», увидевшему свет в 1886 году.

Внешним поводом к написанию «Генеалогии морали» послужила волна кривотолков, обрушившаяся на автора в связи с предыдущей работой, в которой Ницше пытался сформулировать принципы нового нравственного поведения, остающегося моральным, даже не будучи связанным со сверхъестественным.

В «Генеалогии морали» Ницше со свойственной ему парадоксальностью мысли и глубиной психологического анализа рассматривает историю происхождения предрассудков, связанных с «богоданностью» морали как таковой.

Давид Штраус, исповедник и писатель

Это сочинение является первым по счету в замысленной Ницше сразу по выходе в свет «Рождения трагедии» серии культуркритических эссе, объединенных общим названием «Несвоевременные размышления».

Первоначальный замысел Ницше охватывает двадцать тем или, точнее, двадцать вариаций на единую культуркритическую тему. Со временем этот план то сокращался (до тринадцати), то увеличивался (до двадцати четырех). Из замысленного ряда удалось осуществить лишь четыре очерка: «Давид Штраус, исповедник и писатель», «О пользе и вреде истории для жизни», «Шопенгауэр как воспитатель», «Рихард Вагнер в Байрейте».

Злая Мудрость. Афоризмы и изречения

В книгу вошли афоризмы и изречения Фридриха Ницше.

"...Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя..." (Ницше)

Несвоевременные размышления

Грандиозный замысел Фридриха Ницше - серия из двадцати культуркритических эссе под общим названием «Несвоевременные размышления» - в итоге был осуществлен им в виде четырех очерков: «Давид Штраус, исповедник и писатель», «О пользе и вреде истории для жизни», «Рихард Вагнер в Байрейте», «Шопенгауэр как воспитатель».

Это одно из первых сочинений Ницше, определившее его дальнейшее развитие в духе иррационализма и отразившее два страстных интеллектуальных увлечения философа: образ Вагнера и философию Шопенгауера.

Книга стала смелой заявкой молодого Ницше на собственное, оригинальное - иногда скандальное - и глубочайшее осмысление разнообразных философско-эстетических тем.

Ницше: Pro et contra

Цель сборника - представить русский образ Ницше, каким он был воспринят и вошел в отечественную культурную традицию на заре XX века.

Книгу составляют эссе маститых российских философов и писателей рубежа XIX - XX столетий, ставшие классикой отечественного ницшеведения. В антологии собраны различные, порой противоположные, подходы, оценки и интерпретации творчества немецкого философа.

Рождение трагедии из духа музыки

"...но в ошибку впали бы те, которые усмотрели бы в этом совпадении наличность противоречия между патриотическим возбуждением и эстетическим сибаритством, между мужественной серьёзностью и весёлой игрой; напротив, при действительном прочтении этой книги им станет до изумительности ясным, с какой строго немецкой проблемой мы здесь имеем дело, поставленной нами как раз в средоточие немецких надежд, как точка апогея и поворота..."


В данном произведении Ницше развертывает впечатляющую картину продолжающегося воздействия на мышление, вообще на человечество, мира греческих богов.

Два из них - Аполлон и Дионис, являются для Ницше олицетворением непримиримой противоположности двух начал - аполлонического и дионисического. Первое из них - это мир мечты, красоты, совершенства, но прежде всего упорядоченности. Дионисическое это варварское, возвращающееся обратно в природу, присущее индивиду, чувствующему себя произведением искусства, соответственно нарушающему всякую меру.

Сборник книг

Ecce Homo, как становятся самим собой
Антихрист. Проклятие христианству
Веселая наука
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
Злая мудрость (Афоризмы и изречения)
Избранные стихотворения
К генеалогии морали
Казус Вагнер
Несвоевременные размышления - «Давид Штраус, исповедник и писатель»
Несвоевременные размышления - «О пользе и вреде истории для жизни»
Несвоевременные размышления - «Рихард Вагнер в Байрейте»
Несвоевременные размышления - «Шопенгауэр как воспитатель»
О будущности наших образовательных учреждений
Песни Заратустры
По ту сторону добра и зла
Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Странник и его тень
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Так говорил Заратустра
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Человеческое, слишком человеческое

Смешанные мнения и изречения

Каждый стремящийся к познанию мира человек рано или поздно обращается к произведениям Фридриха Ницше.

В этой книге собраны высказывания великого немецкого мыслителя. Они заставляют взглянуть по-новому на то, что давно уже кажется известным и не вызывающим сомнений.

Сочинения в 2-х томах. Том 1

Сочинения в 2-х томах. Том 2

Книга одного из крупнейших представителей немецкого экзистенциализма Фридриха Ницше. Парадоксальная логика Ницше, характерный набор выразительных средств, требуя для себя пристального изучения, подводят вдумчивого читателя к пограничному опыту человеческого существования.

Двухтомник Фридриха Ницше первоначально был запланирован в Библиотеке «Философское наследие», но «философские» дискуссии вокруг слова «наследие» вытеснили Ницше за рамки Библиотеки - теперь он обретает законное место в ней.

Горе мыслителю, кто не

садовник, лишь почва для

растений, растущих на ней

Фридрих Ницше , одаренный мастер введений, однажды писал лейпцигскому издателю, что, тогда как применение “Я” в главной части философской работы есть нарушение правил пристойности, это извинительно для введения. Ницше неоднократно нарушал это правило, как и многие другие.

Его философия с минимальными сомнениями наименее объективна, наиболее напряженно лична, наиболее эготично1) субъективна (как однажды заметил Джордж Сантаяна ) из того, что Западный Мир до сих пор видел. Эта биография написана не для “профессионалов”, университетских профессоров или учителей философии. Нет, спешу я добавить, потому, что я разделяю презрение, которое чувствовал Ницше к академическим книжным червям, к шаблонно-мыслящим профессорам филологии, ко всем, кого его первый великий вдохновитель и пример, иконоборческий мыслитель Шопенгауэр , любил называть “кафедральными” или “бутербродными” философами. Нет, я должен написать эту книгу в экуменическом2) духе, для неспециалистов и “мирян”. Я должен написать это как благодеяние для тех, кто мог никогда не прочитать ни одной его книги и для которых Ницше это едва ли не более чем имя богохульника, у которого хватило желчи объявить, что “Бог мертв”. Я должен написать это, чтобы рассеять некий стереотипный предрассудок, которым как коркой обросло его имя, и наивное мнение, что он был внутренне антирелигиозен и смело брался за решение проблем бытия и возможности Человека найти утешение для духа и ума в этот всё более безбожный век?

Как может “свободный мыслитель” быть в согласии с мнением и практикой Властей, должных уберечь общество от всеобщей анархии, как может вирус равенства, коренящийся в самой природе Демократии не быть допущен к уничтожению того, что осталось от “культуры” и, в конечном счете, цивилизации. Всё это фундаментальные вопросы, которые мы, живущие в двадцать первом веке еще должны решить в этом возрастающе запутанном, неустроенном, тесном мире.

“Шок узнавания”, который Ницше испытал в возрасте двадцати одного года, когда, перелистывая книги в лейпцигской книжной лавке, случайно открыл для себя Шопенгауэра, я сам испытал в далеко меньшей степени в возрасте семнадцати в Гарварде, благодаря трем замечательным учителям: профессору Крейну Бринтону , читавшему мне первую часть “Генеалогии морали” для понимания психологического феномена революционного негодования; всеядного Пола Питера Крэма , ходячей энциклопедии фактов и дат, покрывающей две тысячи лет истории Европы, который впервые познакомил меня с испанским философом Оттега-и-Кассет ; и эксцентричному Артуру Добби Нокку , чья открытая речь в очаровательном курсе “История религий” - “Бог есть имя, которое мы даем Великой Неизвестности” помогла мне осознать, что утверждать о “знании” истинной природы Божества в неком значительном смысле есть святотатственная самонадеянность какой-то части смертных существ.

Оттого, что он страдал болезнью глаз и тяжелыми приступами мигрени, которые часто оканчивались многочасовыми припадками рвоты, Ницше был мыслителем, чье настроение испытывало метеорологическую зависимость, изменяясь от чувства творческого ликования под ясным голубым небом до наиболее мрачных, “вороно черных” мыслей, когда его “враги тучи” собирались над головой. Годами он был убежден, что также, как его отец, который умер преждевременно от размягчения мозга, не проживет дольше тридцати шести лет. Он чувствовал, что у него не хватит времени написать задуманные книги и, поскольку его мышление развертывалось и его постоянно бомбардировали новые идеи, он избрал путь их представления более или менее по мере их появления, в процессе развития, скорее чем в форме тщательно разработанных “систем”.

Кроме того, он был подвержен необычным порывом вдохновения (каждая из первых трех книг “Так говорил Заратустра” была написана точно в две недели), которое обрушивалось на него как внезапный ливень, особенно во время его долгих прогулок по лесам и густо тенистым местам, когда он лихорадочно писал в своих блокнотах, всегда бывших при нем вместе с зонтиком, защищавшим его слабые глаза. Ни одно из этих обстоятельств не подходило для “нормальной” философии и, конечно, для впечатляющих систем, воздвигнутых Кантом и Гегелем. Работы ранней зрелости Ницше - “Человеческое”, “Странник и его тень”, “Утреннее сияние” и другие - все “ненормальные”. Но их логическая слабость есть также их сила и очарование: очарование освежающей самопроизвольности.

Ницше не намеревался обманывать или вводить в заблуждение своих читателей, утаивая открываемые им горькие истины или посещавшие его чернейшие мысли. Бесстрашие, обнаруженное им при озаглавливании пятой и последней книги его “Веселой науки” - “Мы бесстрашны” - не было литературной позой. Он испытывал отвращение к “тепловатому мышлению” и даже декларировал в эссе о Шопенгауэре, что книги, в которых нет “огня” заслуживают сжигания; глава, которую он посвятил в “Заратустре”, “Тем, кто пишут кровью” - глубоко автобиографична.

Наличие тонких, а иногда даже зияющих противоречий в философии Ницше очевидно для каждого, кто сколько-нибудь внимательно ее изучал. Но то, о чем свидетельствуют эти изъяны не пристрастие к фальши или самообману, но скорее нескончаемое сражение с мириадом загадок, недоумений и противоречий, присущих тайне, или тайнам человеческого Бытия. Это происходило потому, что так много различных точек зрения было выражено, так много открылось новых перспектив, что протеанская3) философия Ницше даже перед его смертью производила столь необычайное очарование на читателей и “энтузиастов” самого разного общественного положения. Среди семи тысяч “афоризмов” и коротких эссе, содержавшихся в перечне изданных книг было что-нибудь на любой вкус и мнение - от самых консервативных и снобистских (тех, которых венский остряк Карл Краус саркастически прозвал супер-обезьянами из кофейни) до наиболее радикально-мыслящих. Сам Ницше был поражен, когда в 1887 г., за год до его умственного расстройства нашел, что среди его наиболее восторженных “фанов” могли находиться личности к которым он питал отвращение - социалисты “левого крыла”, революционные марксисты, атеистические нигилисты, которые вежливо игнорируя все, что он написал, считали его своим за его безжалостные нападки на христианское лицемерие.

Несколько лет назад Стивен Эшгейм в его превосходном исследовании “Наследство Ницше в Германии 1890-1990”: “Те кто предсказывал быстрое исчезновение (ницшеанства?) не представляли, что не было единства во мнениях, которое гарантировало бы Ницшеанству долгую и разнообразную жизнь. Его эластичность и избирательные толковательные возможности составили его устойчивую силу и облегчили проникновение в столь многие области культурной и политической жизни”.

Многие из “противоречий” философии Ницше есть следствие произвольного, двойственного подхода к тому, что все слишком небрежно называли истиной. “Истина без сомнения”, заметил однажды остроумно Ницше, “может стоять на одной ноге; но на двух ногах она может ходить и проникнуть всюду”. Он был убежден, что такая вещь как абсолютная истина не существует и что даже имея дело с ограниченными истинами философ должен первым делом каждую поднять и повернуть вокруг, как камень, чтобы увидеть, что может скрываться внизу. И то, что было внизу, в самой глубине каждой сказанной или написанной “истины” интересовало Ницше гораздо более, чем очевидное, явное, поверхностное, часто обманчивое. Острый, язвительный тон многих его утверждений не должен вести к заключению, что Ницше получал удовольствие от “лежащего вне закона”.

Догма любого рода была для него ненавистна, подобно яду для подлинного мыслителя. Как он писал в “Утренней заре”, в главе озаглавленной “Против тирании истины”: “Даже если бы мы были достаточно безумны, чтобы считать все наши мнения истинными, мы все же не хотели бы считать их единственно сущими: я не хочу знать почему автократическое господство и всесилие истины должно быть желательным; для меня достаточно знать, что она обладает большой силой. Но надо знать как сражаться и иметь противников и должно время от времени быть способным находить облегчение от этого в неистинности - иначе наступят для нас скука, бессилие и безвкусица и сделает нас такими же”. Это было одно из наиболее сжатых утверждений Ницше о “резистенционализме”, который лежал в самой основе его философии: “нет ничего такого, что укрепляло бы и облагораживало Человека более чем сопротивление склонности к лени и предрассудкам”.

Ницше отличало постоянное стремление быть “многоразмерным” в его мышлении, его неотступная готовность рассматривать обе стороны, браться за неприятное “против” также как за обманчивое “за” в каждой из проблем исследуемых им, отчего его мышление столь часто казалось противоречивым. Человек, который к концу своей сознательной жизни вызывающе заявил “Бог есть грубый двухкулачный ответ, бестактность по отношению к нам, мыслителям”, был тот же человек, который на великолепном открытии секции “Радостной Науки” декларировал, что “с незапамятных времен человеческие существа уважали основателей моральных кодексов и религий, хотя они разжигали религиозные войны только для того чтобы внушить людям веру в то, что они служат интересам бога или богов, они подкрепляли веру в ценность и значение человеческой жизни и т.о. помогали сохранить вид, который иначе мог сдаться самоубийственным крайностям пессимистического отчаяния”.

Не так давно в восхитительной книге, озаглавленной “Ницше в Турине”, которая, как объяснялось в предисловии была “попыткой помочь” ему, английский автор и литературный критик Лесли Чемберлен декларировал, что этот “напряженный, очаровательный, злой и непонятый мыслитель… был, вероятно, наиболее оригинальным философом девятнадцатого столетия”. Мы можем, я думаю, обойтись без “вероятно”. Потому что, хорошо это или плохо, Ницше был признан самым влиятельным философом после Гегеля, бросившим свою постоянно растущую тень на все протяжение двадцатого века и далее. Я делаю это заявление не вследствие его предположительной интеллектуальной роли в становлении нацизма: этот модный миф возник годы назад в Метаполитике Питера Вьерека , где германский романтизм во всех его сложных формах был посажен на скамью подсудимых и признан виновным вместе с его великим памфлетическим поэт-пророк-и-композитором Рихардом Вагнером.

Я делаю это потому, что никто из мыслителей современности не анализирует уже глубочайшие и наиболее опасные “течения” в допустимом laisser-allerhat, все более становящемся modus vivendi et pensandi, действующей повседневной религией, а точнее нерелигией современных мужчин и женщин на Западе.

Рискуя упростить и слишком легко обсуждать такую сложную, многостороннюю и тонкую Философию, можно сказать, что первая половина интеллектуального развития Ницше (до “Так говорил Заратустра”) была отчаянной попыткой письменно воплотить его гордо прокламируемую Freigeisterei (свобода духа) - в основном предназначенную для немногих счастливцев, достаточно храбрых, чтобы встретиться с ужасающей реальностью космической незначительности людей в гигантской вселенной.

Вторая часть философского поиска может считаться отчаянной попыткой заполнить образовавшуюся пустоту социалистической стабильностью. Цивилизация и культура не может, в конечном счете, поддерживаться без инстинктивного, чтобы не сказать атавистического уважения к Власти. Возможно, нигде во всех работах Ницше не было более горького сознания того, что гражданская война более ярко выражено бушует в темных глубинах его философии, чем в его патетическом протесте, содержащемся в письме, написанном в ноябре 1882 года Лу Салом , молодой даме, остроумной, блестящей, рано - развившейся эрудитке, которую он хотел сделать своей основной последовательницей: “В самом деле, Вы не верите, что “Freigeist” - мой идеал?”

Одним из замечательных достоинств философии Ницше является то, что он смело распознавал ограничения, присущие Freigeisterei, свободе духа, свободе мышления. “Если ум человека действительно свободен и не скован, если ему не нужно страдать от Kettenkrankheit - интеллектуальной “скованности цепями” - он должен освободиться от последних и наиболее калечащих иллюзий: наивного представления (столь обычного среди современных “либералов” и преданных фанатов Французской Революции) о том, что Освобождение или Свобода являются абсолютной ценностью, к которой любая другая должна испытывать почтение. Как может что-то столь нематериальное, как простая форма возможности считаться в любом значимом смысле абсолютной ценностью? Когда на самом деле она является субстанцией. Ведь когда в пустой стакан или чашку наливают что-то - это видно. Свобода, по своей природе, не может быть сама по себе конечной. Это значит, что существует свобода бывает благосклонная или скверная, храбрая или трусливая, щедрая или эгоистичная, правдивая или лживая, великодушная или ограниченная, честная или бесчестная, вежливая или грубая, рациональная или нерациональная.”

Спорно, что в век усиливающейся демократии можно вообразить, изменение мира, тогда как “реалистическая” мораль Ницше, безнадежно боровшаяся за существование, была основана, прежде всего, на аристократических канонах хорошего вкуса. Как он выразился однажды в письме своей сестре Элизабет: “В этом веке сброда и деревенщины”. Он ценил “хорошие манеры” больше, чем “добродетель”, “остроумие” и “красоту”.

Мы затрагиваем здесь что-то фундаментальное в аристократическом подходе Ницше, не только к религии, но также и к быту. Для него был жизненно важен элемент “дистанции”, страх, уважение и почтение. Ничто не было более отвратительным для него, чем все формы божественной “близости”, которую он считал безусловным унижением, как для Бога, так и для человека. В его негативной форме то, что Божественная бдительность, всезнающий, вездесущий, всевидящий Бог становится подглядывающим в замочную скважину Большим Братом, навязывающим свое мнение (Выше Бога и Диавола). Ницше наслаждается, цитируя возражение, однажды приведенное невинной маленькой девочкой, спросившей свою маму “Бог повсюду?” Когда мать ответила бездумно: “Да, конечно”, юная дочь сказала: “Но не кажется ли тебе, что это нескромно?”

Одинаково отвратительно было для Ницше и положительное представление о Боге - дружественном, помогающем, сотрудничающем, всегда готовым помочь преданным верующим в моменты кризиса. Он справедливо предвидел гротескную абсурдность, к которой в протестантстве: наивный Got mit uns. (Бог на нашей стороне) может привести.

Это было драматически доказано в последние полвека, в особенности, в Соединенных Штатах, где Протестантизм все еще в силе и включает в себя нелепые обещания супер-продавца высокой веры, такого как Ноннан Винсент Пил (автор Силы позитивного мышления), который обещал Божью помощь “позитивно настроенным” верующим в продаже вакуумных пылесосов, в проникновении в салоны красоты, в обеспечении выигрышей футбольной команде, игроку в гольф - разровнять дорожку в песке, неутомимому служаке, самому супер-активному в бизнес-офисе помочь победить весь мир, так как нет лучшего рецепта для успеха, чем Бог. “Доктор уверял нас, что “лучше всего объединиться с Богом”. Или можно процитировать доктора Самюэля Шумейкера, который подбадривал членов Питтсбургского гольф-клуба, уверяя их, что “Бог любит снобов также, как и других людей”. Или еще архи-оптимист, баптистский целитель Орал Роберте, любивший уверять своих, возможно взволнованных, слушателей в том, что “Христос не возражает против процветания”.

Список таких духовных “двигателей” почти бесконечен в сохранении рецептов успеха, сформулированных пятьдесят-шестьдесят лет назад Деканом Инге, “Красным Деканом” из Кантербери, который однажды провозгласил: “Религия процветает не потому, что она правдива, а потому, что она устраивает верующих”.

Это так, потому, что христианство перестало быть резким и требовательным, каким оно было еще во времена Паскаля (1623-1662) - одного из его “героических противников”, а вместо этого стало самодовольным, благодушным, мягким и вялым, таким, каким Ницше презирал его. Как и многое другое в современном мире, это просеивалось и съедалось снова и снова демократическим оптимизмом и его категорическим императивом о том, что христианство тоже должно относиться к популярным желаниям.

Основа этого процесса в самом представлении о святости как о чем-то весьма почитаемом, как о чем-то не на нашем уровне, а выше, благороднее и в возвышенном смысле - за пределами достижения человека. “Что делает общество здоровым, - верил Ницше - это возвышающая и стремительная сила, направляющая себя к идеалу улучшения или совершенствования, к чему-то что выше и лучше, а не просто к более “успешному”. Успешное существо, как он однажды заметил, “величайший из лжецов”. Там, где эта возвышающая привлекательность (форма уважения или почтения) потеряла свою силу или более не существует, преобладающая социальная сила становится исковерканной и разрушительной. Страх быть “несправедливым”, “непорядочными” и, что хуже всего, “непопулярными” деморализует тех, кто должен осуществлять власть, руководить и указывать. Здоровое понятие власти низводится до “тирании”. И результат - всеобщий уход от ответственности, вселенское отречение.”

Итак, Ницше предвидел со всей пророческой ясностью, что произойдет сегодня во всем Западном мире. Родители отрекаются от своих непослушных детей, учителя - от недисциплинированных учеников, священники - от своих беспокойных, занятых своими делами конгрегаций, политики - от своих лицемерных избирателей - в modus operandi это было закодифицировано уже полтора века назад на примере Французской демагогии. Александр Ледру - Ролм, которого однажды спросили, куда идет он и его партия, чистосердечно ответил: “Я не знаю, но я их лидер и я должен следовать за ними”. Каждый сдается кому-то или чему-то и все идет по спирали. Ничто не остается в стороне.

Все “традиционные” ценности обесцениваются. Уродству, именно потому, что оно противоположно традиционной “красоте”, придается статус почета, также как непонятное (в противопоставление слишком понятному для всех - великий историк-искусствовед Эрнст Гомбрих имел смелость назвать “мусором” или “анти-искусством”) - получает штамп глубокого “значения” у снобов от культуры в неистовых поисках оригинальности. Haute couture низведено до низкого уровня basse couture с полуодетыми моделями - новыми идолами нашего времени, ищущего сенсаций, вынужденного потворствовать различным формам стриптиза. Резкое развитие агрессивного, грубого рэпа - еще один характерный симптом культуры “миш-маш”, потерявшей свои корни и элементарное чувство аристократической сдержанности, ставшее “дикарским” - еще одно предвидение Ницше - и переставшее черпать вдохновение у других народов и континентов.

Легко упрекать Ницше за его анафемы трибунным проповедникам, способствующим наводнению, ослабляя шлюзы традиционной морали. Но остается тревожащий вопрос: что случится с Западным миром, если нынешнее течение не сможет быть остановлено и до каких низких глубин вульгарности дойдет наша бесстыдная “обнаженная” культура, или то, что осталось от нее и продолжает разрушаться, в то время как те, кому следует беспокоиться об этом, лишь наблюдают с бессильным страхом. Действительно, возможно, недалек тот день, когда новые постмодерновые нормы, появившиеся в процессе ницшеанской переоценки, будут объявлены ненормальными, как несчастная “старая шляпа”.

Ницше, который болезненно сознавал, как много динамита содержит его деструктивно-конструктивная философия (“мы должны разрушать старое, прежде чем построим новое”) однажды написал своему другу Мальвиде фон Мейзенберг , что его душа не выдерживает предчувствия, “что наступают времена в сто раз тяжелее чем la betise humaine (человеческая глупость). Возможно, что для всех человеческих существ будущего я - бедствие, да, я - бедствие...”. И снова, в другом письме своей “тетушке” Мальвиде: “меня всё еще ужасает мысль, как совершенно неподготовленные люди однажды воспользуются моей философией”. Но это агония каждого великого учителя человечества; он знает, что при некоторых обстоятельствах и случайностях, он может стать бедствием, также как и благословением для человечества. Ладно, я сделаю все, чтобы избежать возможности по крайней мере грубого непонимания”.

Это было благочестивое желание. Движимый своим неутомимым внутренним демоном - нечто вроде enfant terrible - он написал очень мрачную и похожую на эпиграмму книгу: “По ту сторону Добра и Зла”, в заключительной части которой утверждает, что подлинная культура всегда создавалась сильной, уверенной в себе аристократией, вдохновленной стойкой Herren - Moral (мораль господина) и что raison d’etre их целей было обеспечение необходимого социального обоснования для доминирования Herren Caste (“каста господ”).

В своей следующей книге “Генеалогия Морали”, он даже пошел дальше, сравнивая здоровый позитивный, творческий характер “морали хозяина” с негативным, реакционным, смертельно злопамятным характером “морали раба”, которая, благодаря Христианству и его незаконному отпрыску - Французской Революции, становится доминирующей политической религией в Европе.

Нет сомнения в том, что есть что-то жуткое в его бесстрашных утверждениях. Дав начало напыщенному, воинствующему “Deutshland Deutshland uber alles”, супер-патриотизму, ускорившему охват граждан Второго Немецкого Рейха после победы Пруссии над Францией в 1870 году. Эти самые бескомпромиссные утверждения Ницше были подхвачены неподготовленными последователями, о которых он писал в письме Мальвиде фон Мейзенберг и искажены в злобных стереотипах полуграмотных почитателей Адольфа Гитлера. Аристократическое представление Herren Caste было вульгаризировано и социально массировано в Немецкую Herren Rasse (раса хозяина) его проклятия в адрес христианского сострадания вдохновили безжалостную кампанию против всех форм untermenschen (недочеловека) ницшеанского ubermensch, или “высшего сверхчеловека”, превозносимого Заратустрой, начиная со славян и евреев. Буйство “белокурого зверя”, вырванное из контекста, давало философское оправдание зверствам антибольшевистских и антисемитских штурмовиков СА и СС. Результатом явился триумф четырех форм тирании, которые Ницше не переставал описывать: тирания идеологии, тирания Государства, тирания демагогии восставшей черни (Адольф Гитлер), тирания толпы.

История философии и, среди прочего, история интеллектуальных предательств, или, скажем, интеллектуального “искажения”, осуществленного рьяными учениками, концентрировавшимися на отдельных кусках мышления Мастера, ведет к радикальной трансформации его оригинальных намерений. Классический случай - Рене Декарт . “В своей битве против схоластического эмпиризма и “физики” Аристотеля , которая в течение пятнадцати столетий калечила научное мышление и позволяла интеллигентным европейцам продолжать верить в то, что солнце вращается вокруг земли, Декарт опрометчиво защищал режим ментального очищения, которое он уподоблял чистой доске: a tabula rasa. Этот термин, использованный в его Рассуждении о Методе как элементарная рекомендация по интеллектуальной гигиене, была использована для промывки мозгов его современников от паутины схоластической логики, мешающей им “ясно мыслить”. Но в руках его последователей формула a tabula rasa распространялась на всё. Старое, достаточно старое проклиналось во имя “нового”, и первый великий последователь Декарта, католик-фанатик Малебранч дошел до того, чтобы отменить Историю, как полезное руководство для людей (в сравнении с математикой и геометрией) и чуть больше, чем конспект по ошибкам и предрассудкам: позиция, принятая первым великим “энциклопедистом” Европы Пьером Бойлем (1647-1706). Прошлое, будучи по определению старым, должно быть отброшено. Результатом была Французская Революция, социальный переворот, испугавший Декарта, который был консервативен в отношении политики и религии.

Другой классический случай “интеллектуального предательства” - это Гегель. Необычная “логическая” система, изобретенная Гегелем, чтобы дать рациональное объяснение интеллектуальному развитию человечества - с тезисом, порождающим антитезис, заменяющийся синтезом, что составляет новый тезис, и т.д. - была направлена, среди прочего, на то, чтобы узаконить возникновение и определенный триумф конституционной монархии. Умер ли бы Гегель от холеры в 1831 году, прожил ли бы он еще двадцать-тридцать лет, он почти наверняка был бы в ужасе от того, что сделали его усердные ученики с его философией. В своей замечательной книге от Гегеля до Ницше - Революция в Мышлении XIX века, Карл Ловит показал, как каждый из его основных последователей - Бруно Бауэр, Дэвид Страус, Арнольд Рюге, Макс Стирнер, Людвиг Фейербах избирали одну определенную тенденцию в философии Гегеля и продолжали ткать из нее нечто совершенно отличное от того, что Мастер хотел видеть завершенным. Наиболее известным из этих “адептов” был Карл Маркс , взявший диалектику Гегеля и поставивший ее с ног на голову, низведя интеллектуалов и создав безличные, “научно” изобретенные социальные и экономические силы, способные изменить историю человечества.

Случай Фридриха Ницше еще более патетический. Начать с того, что он предвидел сам процесс интеллектуального предательства. Отметив в 28 афоризме “Человек, Все Слишком Человеческое”, как трудно для идущих по следам педантов понять мыслителя, играющего на нескольких струнах, он говорит: “В самой природе высших “многострунных” культур заложено, что они всегда неверно понимаются низшими”. Предсказание, в котором, если заменить “низшие” на “самые низкие”, прекрасно определяет приверженцев нацизма. Но Ницше не предвидел, однако, что за личность станет наиболее влиятельной среди его интеллектуальных предателей, кто станет на годы “высшим авторитетом” в отношении его работ, кто использует их как раз наоборот, чтобы состряпать посмертную “коронную работу” с волнующим заголовком Воля к власти (вполне готовую, вдохновить “лжечитателей” считать ее политической “волей к власти” опасно милитаристского Немецкого Рейха) и кто взял на себя написание трехтомника биографии о нём... Его сестра Элизабет! Сестра, которая уже привела в ярость своего брата тем, что вышла замуж за пресловутого антисемитского агитатора, и которая бессовестно презирала и не уважала всё, о чем он так глубоко задумывался и за что боролся. Она трансформировала Ницше в апологета тоталитарной тирании, ища расположения Муссолини (“самого замечательного последователя Заратустры”) и позднее, ее приветствовал в её доме в Веймаре подлинно тевтонский Ubermensch по имени Адольф Гитлер.

http://magazines.russ.ru (предисловие к книге Куртис Кейт,Наталья Ширяева " Фридрих Ницше. Биография")