Церковь знамения божьей матери вешаловка. Вешаловка

Однажды, ещё в детстве, мне попала в руки замечательная книга "Путешествие по Липецкой области", на обложке которой изображён силуэт сказочной старинной церкви. Давно я хотел увидеть её своими глазами! И вот это свершилось в прекрасный морозный день

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Вешаловке


Это знаменитая в своё время усадьба Знаменское, или Знаменка, помещика и царского вельможи Татищева. Проект составлен известным русским зодчим Василием Баженовым в 1768 году, а завершено строительство другим архитектором в 1784

Застройка усадьбы была проведена с большим размахом и вкусом, и затратой огромных средств. Центром всей архитектурно-планировочной композиции являлось главное здание дворца, размещённое на самой высокой точке знаменского оврага. Дворец окружал обширный парк, фасадом он был разбит в виде круглого партера и осажен дубом, а дальше переходил в пейзажный. Парк, в свою очередь, был взят в кольцо разнообразных по форме, величине и глубине террасных прудов с земляными дамбами. За прудами были разбиты фруктовые сады, обсаженные древесными и кустарниковыми породами

Кроме дворца Татищев выстроил в усадьбе мавзолей и церковь. К сожалению, от этого ансамбля ныне осталось очень мало. Полностью сохранилась только церковь. На месте же дворца - одни руины; уцелела лишь его угловая башня. Пруды спущены и плотины разрыты. Парк вырублен. Однако и в этом своём состоянии ансамбль усадьбы, без сомнения, представляет историческую ценность и взят на учёт как памятник архитектуры

Село, где стояла усадьба, до революции называлось Знаменское
После 1917 года вошло в состав села Вешеловка, позже переименованного в Вешаловку

Дорога привела в сонное зимнее село, затем пошла под уклон, и сбоку вдруг возникла, словно видение, церковь

Это всё, что осталось здесь от великолепного дворца

Не знаю как назвать тех людей, не людей, которые буквально "грызли" эту красоту

Старая кладка башни, а на ней разные надписи: эта сделана, видимо по аналогии с совхозом "Красный колос", расположенном неподалёку

Трудно даже вообразить, какой красоты был дворец!

Церковь словно устремляется вверх, хорошо передана архитектором иллюзия движения

План церкви Знамения представляет трёхчастную схему русского храма с колокольней. Последняя связана с храмом открытым переходом арочного типа, являющимся входом в церковь. В XIX веке этот переход был заложен, оставлен только дверной проём. Алтарная часть прямоугольная в плане

Колокольня делится белокаменными деталями на три яруса и имеет шатровое завершение. Первый её ярус - четверик с гульбищем (террасой, охватывающей здание), последующие ярусы - круглые в плане. Церковь имеет в плане квадрат и перекрыта стрельчатым шатром, завершённом шпилем на восьмигранном основании

По углам четверика с южной и северной сторон находятся контрфорсы (упоры), также завершённые шпилями-шатрами. Эти пять основных шпилей над собственно церковью заменяют пятиглавие, что свидетельствует о свободной трактовке Баженовым церковных канонов. С востока к четверику примыкает алтарная часть, симметрично ей с запада - трапезная. И трапезная и алтарь завершаются шпилями-шатрами вместо обычных глав

Стены, пилястры и шатры выложены из красного кирпича с богатым и разнообразным белокаменным оформлением. Входные лестницы-паперти сделаны белокаменными. Главки шпилей - металлические, круглые, они ещё сохранили следы позолоты

В обрамлении зимних деревьев Церковь Знамения Богородицы сказочно красива!

Одинокая башня

Двучётка: очевидно, следы куницы

Изящество линий

Зимняя сказка

Душа радуется, глядя на такие картины!

Устремлённость ввысь

Сбоку при церкви домик

Завидую живописцам, скажем, XIX века, - не было тогда в массовых количествах заборов, проводов, заводских труб, машин и прочей дребедени, зато на лугах паслись живописные стада, по дорогам ездили живописные телеги и сани, запряжённые лошадьми... После революции, коллективизации, индустриализации, глобализации и прочих "...ций" с пейзажами в Средней России стало проблематично. "Постарались" и современные "провайдеры", или как их там, втиснув вышку связи аккурат напротив церкви

Церковь Знамения в Вешаловке - интереснейший памятник архитектуры. В нём нашло блестящее воплощение то национально-романтическое направление, которое наряду с ведущим тогда строго классическим получило своё развитие в конце XVIII века под влиянием Баженова. Здесь налицо своеобразный художественно-обобщённый сплав древнерусских архитектурных форм и новых форм классики. Такое возрождние национального русского стиля было по плечу только первооткрывателю

Богатые декоративные формы, многообразные причудливые элементы, белокаменные фронтоны и карнизы простых и сложных профилей, пилястры, ниши, арки, балконы, различной формы завершающие шпили из кирпича и белого камня - весь этот арсенал архитектурных средств в руках Баженова служит единому архитектурному замыслу церкви Знамения. В том и заключается гений зодчего, что буйство форм и насыщенность архитектурными деталями не разрушают целостность общей композиции. Он останавливается как раз на грани предельного напряжения форм. И если добавить ко всему, что зодчий пользоваля здесь только простым красным кирпичом и тёсанными белокаменными деталями, то невольно поражает полученный результат

А нам пришла пора сказать "До свиданья!" этой замечательной церкви
Среди унылой и примитивной современной застройки она очень порадовала

И в завершении снежные цветы

Предыдущие две фотографии были сделаны Г.И. Гунькиным, признанным мастером художественной фотофиксации памятников истории и культуры, чьи снимки объектов культурного наследия Липецкой области 1960-1970-х гг. уже стали историческими документами и применяются при разработке проектов реставрации данных памятников архитектуры.

Георгий Иванович Гунькин родился 30 июня 1911 г. в с. Подгорное Липецкого уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1931 г. по совету академика И.П. Машкова (своего земляка) поступил в Московский архитектурный институт, по окончании которого со специальностью архитектор в 1939 г. был направлен на станцию Шлиссельбург Ленинградской области, где начал свою трудовую деятельность. В годы ВОВ работал по специальности, в 1943 г. призван в ряды РKKА, но по состоянию здоровья через год был демобилизован.

После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Георгий Иванович Гунькин поступил работать в комитет по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, через год - в Институт истории искусств АН СССР на должность младшего научного сотрудника. Там он серьезно увлекся изучением творчества архитектора В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, обретя единомышленника в лице директора Института истории искусств АН СССР И.Э. Грабаря. Ими в 1951 г. в соавторстве с Т.П. Kаждан выпущен фундаментальный труд «Неизвестные и предполагаемые постройки В.И. Баженова», на страницах которого опубликована статья Г.И. Гунькина «О Церкви Знамения Божией Матери в селе Вешаловка Липецкого района». Изучению усадьбы и церкви в с. Вешаловка Георгий Иванович посвятил много лет своей жизни, атрибутируя Знаменский храм в качестве одной из наиболее ярких построек великого зодчего в русской провинции. После публикации этой книги Г.И. Гунькиным были выявлены и обследованы другие предполагаемые им творения Баженова на Липецкой земле. Увлечение творчеством зодчего не покидало Георгия Ивановича всю жизнь.

В 1947 г. Г.И. Гунькин познакомился с известным архитектором и реставратором П.Д. Барановским. В 1961 г. поступил на работу в Научно-методический совет по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР. Там он совместно с Барановским и Маковецким занимался реставрацией памятников архитектуры. В 1960-е гг. им лично были проведены исследования и обмеры памятников архитектуры Рязанской области, а так же продолжено выявление и обследование памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Георгий Иванович участвовал в экспедициях Института археологии Академии наук СССР по исследованию античных городов Аполлония в Албании, Пантикапея (г. Kерчь) и Фанагории.

С 1966 г. Георгий Иванович работал в Московском архитектурном институте в качестве руководителя студенческого проектно-конструкторского бюро, по совместительству преподавал на кафедрах введения в архитектурное проектирование и архитектурной реставрации. Прекрасно эрудированный специалист-реставратор, он мог ответить на любой вопрос, квалифицированно решить трудную задачу. «Настоящая ходячая энциклопедия», - говорили о нем коллеги. Продолжая преподавать в МАРХИ, в 1967 г. Георгий Иванович был назначен на должность заведующего библиотекой института. А в 1972 г. переведен в НИС старшим научным сотрудником, но преподавательскую деятельность не оставил. С 1973 г. и до пенсии Гунькин работал в качестве главного реставратора, а позже и главного консультанта Академии художеств, продолжал заниматься изучением неизвестных построек В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, боролся за скорейшее восстановление Царицынского дворцово-паркового ансамбля.

Работая долгие годы в Москве, Георгий Иванович каждое лето приезжал на свою родину в Липецкую область, где проводил обследования, обмеры и фотофиксацию памятников истории и архитектуры родного края. В 1983 г. он ушел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжал в меру сил заниматься любимым делом - изучением памятников архитектуры. Его материалы стали хорошим подспорьем в последующем изучении и реставрации памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Г.И. Гунькин внес большой вклад в организацию государственной охраны памятников истории и культуры Липецкой области, выявив сотни исторических зданий и сооружений области с оформлением учетных карточек и паспортов на данные памятники. Его труды в этой сфере не потеряли своего значения и в настоящее время.

Работы Г.И. Гунькина опубликованы в «Истории русского искусства» (том VI, совместно с И.Э. Грабарем), в сборнике статей о творчестве В.И. Баженова в «Ежегоднике» Института истории искусств. Kроме того, он выполнил иллюстрации в первых шести томах «Истории русского искусства», в третьем томе «Всеобщей истории искусств» (автор М.В. Алпатов), в книге «Рязань» (автор М.А. Ильин) и других изданиях.

Церковь в Вешаловке выделяется своей необычностью. Этот образец псевдоготического собора, расположенный в центре черноземья. Уникальный проект Василия Баженова, не имеющий аналогов даже в творчестве самого Василия Баженова. Что это за церковь и какова ее история? В далеком 1768 году владельцем местной усадьбы был ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. Он закладывает этот собор, но до конца построеным и освещенным здание станет только в 1794. Архитектором стал Василий Иванович Баженов. Церковь получает название иконы Знамения Божией Матери, и само село становится Знаменским.
> В XIX Знаменская церковь становится главной, а приписной к ней является небольшая деревянная церквушка в селе Вешаловка. По данным 1876 года, в Знаменской церкви имелись священник и псаломщик. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский. Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев. После революции этот храм, как и многие другие, пришёл в запустение. Происходят изменения в окружении церкви: села Знаменское и Вешеловка объединились в одно, Вешеловка. После название трансформировалось в Вешаловку. Лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. Работы выполнялись под наблюдением госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Кроме самого здания, была восстановлена колокольня, расписана трапезная, обустроена и облагорожена территория.

> Реставрация на данный момент практически завершена, и у нас есть возможность полюбоваться замечательной церковью в Вешаловке. В виде руин осталась только часовня-усыпальница помещаков Кожиных:

> Итак, церковь Знамения Божией Матери. Она сделана из красного кирпича и богато украшена белым. Из белого кирпича сделаны карнизы, некоторые шпили и башенки. Мы можем видеть стрельчатые арки и окна, острые четырехгранные шпили и шатры. И тут же - русское пятиглавие и пилястры. Поэтому Такой стиль называется “русская псевдоготика”. Колокольня состоит из четырех ярусов, по всему периметру первого и третьего ярусов имеются балконы. В 2013 году туда пускали всех желающих. Раньше она стояла отдельно от церкви, но потом колокольню и основное здание соединил переход. Венчает храм узкий восьмигранный барабан с высоким шпилем из кирпича. Апсида прямоугольная, декорирована треугольными фронтонами и шпилем из кирпича.

>

Как добраться:

Из Липецка: на развязке проехать мимо поста ГАИ (ГИБДД), повернуть на трассу Р203. Вначале это улица Циолковского, далее - Лебедянское шоссею Продолжайте движение по Лебедянскому шоссе до указателя на Вешаловку (левый поворот). После поворота через 6,1 км будет Вешаловка.
Из Москвы: По трассе М4 “Дон” двигайтесь прямо до поворота на Венев/Рязань или Елец. Оба маршрута примерно одной длительности. В первом случае,вы почти сразу попадаете на Лебедянское шоссе, по которому следует двигаться до указателя на Вешаловку. ВО втором случае дорога получается длиннее,зато большая ее часть проходит по скоростной трассе М4. Следует двигаться до с. Теплое, где будет правый поворот на Лебедянское шоссе. Далее аналогично.
Координаты: N 52 45.240‘ E 39 17.220’

Усадьба Знаменское (ныне село Вешаловка), Липецкая область
Октябрь, 2008

Недалеко от Липецка в селе Вешаловка на крутом склоне оврага стоит Знаменская церковь, уникальный памятник, заставляющий в который раз удивляться творению рук человеческих!

Село Знаменское со второй половины XVII века принадлежало древнему роду Татищевых, при которых началось возведение Знаменской церкви с 1768 - 1784 гг., сделавшей усадьбу знаменитой. Автором проекта, как предполагают многие архитекторы и искусствоведы, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов, однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству церкви, пока не обнаружено.

Напомнило Щелкунчика из мультика

В 1804 году Татищевы продают имение капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину, потомки которого владели усадьбой до 1917 года. В 1918 г. сгорел усадебный дом. Липецкая уездная власть распродала усадьбу на слом.

Усадьба располагалась на высокой северной стороне оврага.

В левой ее части высилась церковь во имя Знамения иконы Божией Матери, правее, в 300 метрах, стоял усадебный дом - огромный дворец «замкового» вида, асимметричной композиции с высокой башней-«донжоном».

На сегодняшний день сохранилась лишь часть угловой башни.

Вместе с храмом дворец образовывал уникальный ансамбль русской «псевдоготики».

С юга располагался огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом.

В развалинах стоит и часовня с родовой усыпальницей Кожиных, построенная в конце XIX века.

С 1987 года в храме начались реставрационные работы. Субботнем вечером в храме были четыре старушки и наше появление, не прошло незамеченным. Староста храма вручила нам ключ от колокольни и сказала, чтобы мы обязательно поднялись до верхнего пролета и посмотрели окрестности.

Сказано – сделано.

Проезд: с автовокзала в Липецке три рейса в день: 6.30, 14.30 и 18.00/из Вешаловки автобусы уходят минут на 20 раньше расписания. В дороге около 50 минут.

Ли́пецкая о́бласть - субъект в составе Российской Федерации. Областной центр - город Липецк. Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Площадь - 24 047 км². По этому показателю область занимает 72 место в России и последнее среди пяти регионов Центрально-Чернозёмного экономического района. Липецкая область граничит с Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областями. Население - 1 150 201 чел. (2018) - 3-е место в Центрально-Чернозёмном экономическом районе и 45-е в России. Плотность населения - 47,83 чел./км². В ноябре 2017 года, на шестом Санкт-Петербургском культурном форуме Липецкая область была отмечена министерством культуры РФ как регион, динамично развивающийся в области культуры. Много полезной информации вы найдете тут простройммагнитит

Достопримечательности и архитектура

В Данковском районе Липецкой области в имении Полибино расположено уникальное архитектурное сооружение - первая в мире гиперболоидная конструкция, стальная ажурная сетчатая башня удивительной красоты. Первую гиперболоидную башню построил и запатентовал инженер и учёный Владимир Григорьевич Шухов. Эта шуховская башня была построена и представлена на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде 9 июня 1896 года. Первую в мире гиперболоидную башню купил меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов и установил в Полибино. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Аналогичные сетчатые башни-оболочки построены в XXI веке в Китае (610-метровая), Арабских эмиратах, Испании, Венгрии, Великобритании, Чехии, Норвегии и др. странах.

В Данкове расположен единственный в Липецкой области планетарий.

Дворец Нечаевых, конец XVIII века, архитектор В. И. Баженов. В Ельце расположены многочисленные памятники церковной и светской архитектуры, в том числе Вознесенский собор (1889; Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора Московского вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского в Москве, а также - Храма Христа Спасителя). С Ельцом тесно связана жизнь И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Т. Н. Хренникова, Н. Н. Жукова и др.


В Задонске также имеются значительные памятники церковной архитектуры и истории, в том числе три действующих монастыря.

В усадьбе Полибино расположен классический дворец XVIII века, построенный по проекту архитектора В. И. Баженова в стиле ампир в конце XVIII века и обширный парк, спускающийся от дворца до берега Дона. Эта усадьба была родовым имением Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, великого мецената России, пожертвовавшего на строительство и экспонаты Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) в Москве более миллиарда долларов (в пересчёте по современному курсу)[источник не указан 2415 дней]. До революции в усадьбе Полибино у Ю. С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. В. Цветаев, А. Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова.

В Становлянском районе расположен Мещерский дендрарий - крупнейшая по площади лесостепная опытно-селекционная станция (ЛОСС) в России с собранием интродукцированной флоры из северных районов Европы, Азии и Северной Америки.

В селе Борки Тербунского района расположена Усадьба Борки, называемая так же Борковский замок. Это единственный в области памятник архитектуры в английском готическом стиле, является памятником архитектуры последней четверти XIX века. В начале века усадьба принадлежала двоюродному брату императора Николая II Великому князю Андрею Владимировичу Романову.

В Усмани находятся две Триумфальные арки в честь войны 1941-1945-х годов и победы над немецкими фашистами.[источник не указан 1721 день] На территории Чаплыгинского района Липецкой области в поместье Рязанка создан мемориальный музей П. П. Семенова-Тян-Шанского.