Человек символическое животное определение данное. Вопрос о возникновении и сущности человека

Муравей : муравьи трудолюбивые, общительные, целеустремленные строители. Они символизируют терпение, самопожертвование, планирование, веру в будущее, завершение, накапливание энергии, работу, прижимистость, предусмотрительность, добродетель и порядок. Они связаны с Wang-ta Hsien, Деметрой и Церерой.

Летучая мышь: летучие мыши символизируют перерождение, реинкарнацию, ритуальную смерть, инициацию, столкновение со страхом, отказ от старых привычек, счастье, удачу, здоровье, состоятельность, долгую жизнь, мир, несчастье, беспокойство, хаос, неполное понимание, избежание препятствий, трансформацию и прошлые жизни. Они связаны с Shou-Hsing и Нижним Миром.

Медведь : медведи символизируют целительство, божественность, неуязвимость, духа-помощника, защиту, самоанализ, правду, женскую восприимчивую энергетику, пророчество, выносливость, гармонию, терпение, защиту, месть, трансформацию, интуицию, ответы из Мира Снов, благожелательность, силу и храбрость. Они связаны с Артемидой, Зевсом, Каллисто, Dea Artia, Тором, Одином, Фрейей и скандинавскими богинями луны и воды.

Кот : Коты в роли защитников. Они символизируют силу, хитрость, ловкость, замкнутость, независимость и видение духов. Они связаны с Фрейей, Артемидой, Дианой, Либерти, Шасти, Баст и Пашт.

Койот : койоты - обманщики, которые учат вас не быть такими серьезными. Они символизируют уроки о себе, юмор, прихоть, ночь, оборотничество, возможность, тайну, творчество и опыт.

Олень : олень символизирует мягкость, грацию, быстроту, изобилие, интуицию, самоанализ, иной путь достижения цели, послание покровителей, любовь, безопасность, спокойствие, солнце, плодородие и аспект воина (олень-самец). Они связаны с Афродитой, Артемидой, Афиной, Дианой, Elaphaia, Дионисом, Аполлоном, Lu-Hsing, Cernynnos, Cocidius и Shou-Hsieng.

Собака : Собаки - служители и охранники. Они символизируют лояльность, дружбу, безусловную любовь, понимание, необходимость в одобрении, выслеживание, товарищество, интуицию и правду. Они связаны с Гула, Белит-или, Астартой, Аштаретом, Аменти, Кибелой, Артемидой, Дианой, Гекатой, кельтскими Богинями Матерями, Араун, Ноденс, Хель, Одином, Сарамам, лунными богинями, Кецалькоатлем и Ксолотлом.

Лиса : лисы обманщики. Они символизируют маскировку, наблюдение, приспособляемость, хитрость, семью, путешествия, единение, оборотничество, мудрость и невидимость. Они связаны с Энки, Дионисом и Инари.

Лягушка/Жаба: лягушки и жабы символизируют женскую энергетику, плодородие, воду, новую жизнь, новое начало, тайну создания, очищение, освежение, повторное наполнение, развеевание негативности, наполнение, позитивную энергетику, трансформацию, начало нового цикла, долгую жизнь, удачу, перемену удачи, начало новых проектов и процветание. Они символ Богини и связаны с луной. Они связаны с Хекет, Исидой, Хатор, Ch"ing-Wa Sheng, Афродитой, Сабациусом и Ахриманом.

Лошадь : лошадь символизирует силу, умение работать поодиночке и в группе, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу, сотрудничество, путешествия, преодоление препятствий, лояльность, независимость, осторожность, безусловную поддержку, бескорыстие, свободу, силу, уравновешенность, сострадание и щедрость. Она связана с Эпоной, Куаннон, Анакитой, Вестой, Аполлоном, Митрой, Сурьей, Одином, Фрейей, Рианноном, Левкиппой, Велси и Велесом.

Леопард : см. пантера.

Лев : львы символизируют королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость и расслабление. Они сильно связаны с солнцем и с Ра, Осирисом, Сехмет, Аполлоном, Дургой и божествами солнца вообще.

Ящерица : ящерицы символизируют понимание снов, мудрость, удачу, столкновение со страхом и конфронтацию, смерть и повторное рождение. Они связаны с миром снов, Гермесом, Сераписом, Ариманом и Моко.

Рысь : рысь - хранительница секретов. Рыси символизируют честность, открытость, непридирчивую вежливость, тайну, тишину, ясновидение секретов других, подозрение и бдительность. Они могут помочь в духовных навыках, особенно ясновидении.

Мышь : мышь символизирует тишину, тайну, предвидение, внимательное изучение, внимание к деталям, порядок, организованность, стеснительность, незаметность, невидимость, доверие, невинность, инициативу и открытия. Будьте осторожны, потому что они могут не разглядеть полную картину. Мыши связаны с Аполлоном и Зевсом.

Пантера/леопард: пантеры и леопарды символизируют неизвестное, тишину, молчание, тайну, ночь, исцеление, темноту, спрятанную правду, бесстрашие, быстроту, настойчивость, красоту, хитрость и силу. Они учат вас не опасаться будущего. Они связаны с Дионисом, Паном и Аргусом.

Богомол : богомол символизирует силу, приспособляемость и легкость в общении.

Кролик : кролики обманщики, товарищи ведьм и «хранители врат» ночи и иного типа сознания. Кролики символизируют плодородие, тайну, боязнь трагедии, долгую жизнь, быстрое мышление, крепнущую интуицию, болезнь и катастрофу. Они вызывают ваши умственные страхи в реальную жизнь. Они учат вас прекратить думать «что будет, если…». Они связаны с Эострой, Холдой, Андрасте, Фрейей, Гермесом, Афродитой, Эротом и Чандрой.

Енот : еноты символизируют изобретательность, приспособляемость, великодушие, заботу об окружающих, доброжелательность, отсутствие жадности, творчество, игривость, любопытство, новые идеи и новые работы или учебу. Они защищают тех, кто не может защитить себя.

Крыса : крысы символизируют плодородие, состоятельность, хитрость, робость, скупость, мудрость, изобретательность, осторожность и предвидение. Они связаны с Дайкоку и Ганешей.

Скорпион : Скорпионы символизируют месть, возврат негативной энергии тем, кто ее отправил и темную магию. Они часто считаются знаком зла. Они связаны с Югом и Солнцем, Иштар, Нанной, Сидури Сабиту, Сетом, Селкет, Изидой, Дадофори и Сабациусом.

Змея : Змеи символизируют знание, перемены, сотворение, мудрость, секреты, тайну, реинкарнацию, бессмертие, сексуальность, воспроизводство, элемент Огня, двойственность, солнечное/лунное, добро/зло, исцеление/яд, жизнь/смерть/перерождение. Они являются ранним символом Великой Матери Земли. Они связаны с Изидой, Тотом, Апопом, Гермесом, Сабациусом, Белом, Ра, Ариамном, Митрой, Кади, Кадру, аккадским Нингурсагом, Атаргатис, Сирией, Асклепием, Гигеей, Персефоной, Аполлоном, Герой, Афиной, Гекатой, Геей, Домовым, Шакти, Анантой, Сузану, Уга-Джин, Ну Куа, Фу Кси, Бриджит, Кецалькоатлем, Кулкульканом, Соатликью, coyolxauhqui, Вицлипуцли и Julungghul.

Паук : пауки ткачи и обманщики. Они символизируют рок, женскую энергетику, творческую энергию, мудрость, творчество, новую жизнь, запутанность, осторожность, божественное вдохновение, начало проекта, зачатие, трудолюбие, предупреждающие сигналы, иллюзии. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности. Они связаны с Нит, Иштар, Атаргатис, Афиной, Мойрами, Норнами, Холдой, Инктоми, Kokyangwuti, Tsitsicnako и Суссистанако.

Белка : белки символизируют собрания, предвидение, энергию, нерациональное поведение, хранение, сплетни, предупреждение, перемену, открытие, правду, уравновешенность и гармонию. Они посланники Богов и шалуны. Они предупреждают вас об осторожном отношении к бесполезному накопительству и учат легко относиться к жизни.

Тигр : тигры быстро действуют, они хитры и незаметны. Они символизируют ярость, королевское достоинство, бесстрашие, авторитет, аспект воина, отсутствие промедлений и силу воли. Они связаны с Дугой, Шивой, Дионисом и Цай Чен.

Жаба : см. лягушка.

Черепаха : черепахи символизируют долгожительство, силу, выдержку, мудрость, терпение, умение становиться в защитную позицию, энергию богини, приземление, щиты, предательство, упорство и замедление темпа для того, чтобы насладиться жизнью. Они связаны с элементами земли, воды и луны. Они связаны с Праджапати, P"an Ku, Паном, Афродитой, Венерой, Гермесом и Меркурием.

Волк : волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, лояльность, свободу, индивидуальность, духовную энергию, связанную с луной (спрятанная мудрость), деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны. Они связаны с луной и с Wepwawet, Зевсом Ликейским, Аполлоном, Аресом, Марсом, Сильванусом, Сернанносом и Одином.

Дельфин/морская свинья : дельфины и морские свиньи являются проводниками в Нижний Мир и посланниками мира снов и прогресса. Они символизируют радость, игривость, отсутствие запретов, силу, быстроту, море, красноречие, магию (особенно магию воды), открытия, общение, доверие, правду, равновесие, гармонию, дыхание, ритм узоры и расслабление. Они связаны с Водой и Астартой, Иштар, Изидой, Аполлоном Дельфийским и морскими божествами вообще.

Рыба : рыбы символизируют любовь, плодородие, победу над смертью, целительство, пророчество, изобилие, благосостояние, гармонию, регенерацию, детей, беременность и появление любви в вашей жизни. Они связаны с Луной, Водой, Атаргатис, Иштар. Дерсето, Изидой, Афродитой, Фрейей, Венерой, Дагоном, Посейдоном и Kuan Yin.

Выдра : выдры символизируют игривость, уравновешенную женскую энергию, любопытство, радость за себя и других, отсутствие ревности и зависти, отсутствие беспокойства, талант, верность, общественную жизнь и счастье. Они обманщики. Они связаны с элементами Земли и Воды и связаны с Сернанносом.

Тюлень : тюлени символизируют игривость, родительские обязанности и защиту (особенно защиту во время путешествий по воде, при полном изменении жизни, при разводе или болезненном разрыве с любимым человеком, от сплетен и опасностей).

Кит : киты символизируют элегантность, древние учения, историю, ясный слух, телепатию, духовные способности, исцеление посредством музыки и звука, смерть и перерождение, инициацию, воды жизни, регенерацию, море, музыку, долгожительство, семью и друзей, обучение магии, магию стихий и доверие. Киты хранят знание. Они связаны с Дерсето.

Пчела : Пчелы символизируют трудолюбие, сообщество, концентрацию, планирование и экономию, работу с духами умерших, процветание, чистоту, достижение так называемого невозможного, рождение, смерть, воскрешение, удачу, неудачу и мудрость Иного Мира. Они связаны с Бриджит, Ра, Вишну, Кришной, Индрой, Афродитой, Деметрой, Кибелой, Артемидой, Дианой, Реей, Зевсом, Дионисом, Паном и Приапом.

Бабочка : бабочки символизируют радость, свободу, жизнь одним моментом, трансформацию, цикл рождение-смерть-перерождение, умственные силы, магию, предсказание жизненного цикла, понимание своего места в цикле жизни, вдохновение, бессмертие, досуг, красоту в старости, долгожительство, любовь, счастье, фальшь, тщеславие и душу. Они связаны с элементом Воздуха, Орами и Zochiquetzal.

Ворона/грач: вороны и грачи символизируют изобретательность, выживание, смерть, зов к магии и тайне, окружающим нас, закон, сверхъестественное, тайны творения, оборотничество, перемену, гармонию, справедливость, целостность, плохие предзнаменования, дерзость, ловкость, хитрость, пророчество, красноречие и предсказание. Это обманщики, связанные с Морриганом, Варуной, Рея Крония, Аполлоном, Macha и Babd.

Стрекоза : стрекоза символизирует иллюзию, сны, перемену, просвещение, безответственность, ненадежность, слабость, нестабильность, быстроту и видение правды. Они посланцы мира стихий и богов/богинь. Они связаны с Летом.

Орел : орлы символизируют благородство, ясность видения, равновесие между миром духов и повседневной жизнью, возможность подняться над повседневностью, молнию, подъем над материальным в поисках духовного, соединение с миром духов, своевременный дождь, дух воина, бесстрашие, острое зрение, войну, свободу, величие, авторитет, силу, победу и смелость. Они связаны с божественным и с Солнцем, так же как и с Воздухом, Огнем и Духом. Они связаны с Нинурта, Мардуком, Ашуром, Паном, Зевсом, Индрой, Вишну, митрой и Одином.

Сокол : соколы символизируют свободу, быстроту действия, дальновидность, магию, астральные путешествия, ясное видение и целительство. Они помогают умирающим умереть. Они связаны с Хорсом, Цирцеей, Ра, Менту, Фрейей и Одином.

Ястреб : ястребы - наблюдательные и восприимчивые посланцы мира духов. Они символизируют охватывание полной картины, использование ваших талантов, приметы, сны, смелость, защита, мудрость, просветление, правду и опыт. Они связаны с Хорсом, Птахом, Реху, Секером, Аменти, Аполлоном, Артемидой, Индрой, Ахура Маздой и Митрой.

Колибри : колибри символизируют свободу движения, энергию, радость без устали и питание нектаром жизни, завершение того, что считается невозможным, нахождение радости в жизни и учение из опыта, цветы, любовь, красоту, искусство, расслабление и бесстрашие. Они связаны с Кецалькоатлем и Вицлипуцли.

Сова : совы символизируют мудрость, возможность видеть утаенное, тайну, быстроту, темноту, свободу, сны, оборотничество, секреты, предзнаменования, ясновидение, астральную проекцию, магию, обман, наблюдение, полную правду, ночь, смерть и неудачу. Они связаны с Нижним Миром и Луной. Они связаны с Богиней в общем, а так же с Афиной, Мари, Лилит, Анат, Гвинн ап Нудд, Blodeuwedd, Yama и Cailleach. Амбарная сова: амбарные совы видят, не видя, и слышат, не слыша; они слышат невысказанное и видят, не обладая физическим зрением.

Ворон : вороны символизируют магию, внутренние страхи, изменение в сознании, целительство, избавление от болезни, неизвестное, шалости, приспособляемость, ум, изобретательность, смерть, войну, кровопролитие, битву, прорицание и разрушение, необходимое для созидания. Они посланцы мира духов. Они связаны со Стариком, Солнцем, Одином, Аполлоном, Афиной, Хроносом, Асклепием, Брахмой, Морриганом, Babd, Nantosuelta и Lugh.

Лебедь : лебеди символизируют грацию, целительство, измененные состояния, интуицию, трансформацию, переходы, духовный рост, предчувствия, предзнаменования, божественность духа, достоинство, моногамию, дояльность и тишину. Они связаны с Аполлоном, Афродитой, Музами, Венерой, Зевсом, Сарасвати, Брахмой и Деви.

Дракон : Драконы являются учителями, воинами и защитниками. Они символизируют Великую Богиню Мать, матриархат, доброжелательность, божественность, королевское достоинство, сверхъестественное, бесконечность, изменения, магию стихий и духовное наставничество. Они связаны с Митрой, Хорсом, Аполлоном, Индрой, Аруной и Сомой. Восточные драконы более змееподобны и часто усаты. Они символизируют власть правителя, мужественность, янь, процветание, дождь, мудрость и утаенные секреты. Западные драконы более напоминают рептилий, более массивны и часто обладают крупными крыльями, напоминающими крылья летучей мыши. Они символизируют огонь, конфронтацию, опасность и уединение.

Грифон : Грифоны являются охранниками. Они символизируют духовное просвещение, времена года, связь между духовной энергией и космическими силами. Они связаны с Солнцем, Небом, Землей, Немезидой и Аполлоном.

Пегас : пегасы символизируют вдохновение, поэзию, грацию, свободу от земных забот, астральный уровень, трансформацию зла в добро, славу и красноречие. Они связаны с Деметрой и Осирисом.

Феникс : Феникс является символом воскресения, перерождения, духовного роста, силы и энергии для преодоления жизненных испытаний, огня и королевского достоинства. Это символ луны/солнца, связанный с Осирисом, Ра и Цирцеей.

Единорог : единороги являются символом невинности, доброй воли, славы, благополучия, целительства, мягкости, чистоты разума, личной силы, наивности, радости, жизни, природы и свободы. Они связаны с Артемидой, Дианой и богинями луны вообще.

С помощью символических форм Э. Кассирер в своих трудах объясняет семиоти-ческие концепции человека и культуры, в которых homo рассма-тривается как «животное символическое», а культура как умение создавать символы. Основатель семиотики Э. Кассирер все формы культуры (язык, искусство , мифологию, религию , науку) представ-ляет как виды символической деятельности. В рамках каждого вида создается свой язык, знаки которого поначалу имеют сходство с тем, что они отображают. Постепенно сходство утрачивается, а сам знак становится абстрактным символом, которому можно приписать дру-гие значения. Поэтому иногда язык из средства понимания превра-щается в код, требующий расшифровки. Знание языка становится признаком принадлежности к группе, то есть, удобным средством идентификации.

Семиотика языка

Не-мецкий философ Эрнст Кассирер рассматривал язык в качестве главного фактора антропогенеза , основного параметра в становлении антропоса. Язык — это такой вид деятельности, который выделяет человека из чисто природного существования. Точнее, язык у Касси-рера — символическая деятельность.

Семиотика культуры

Культура в его концепции пред-стает как созданная человеком символическая среда (неприродная реальность), воздвигнутая между ним и миром физической природы. Она является чем-то вроде буфера и одновременно опосредующим звеном, помогающим антропосу вживаться в мир и познавать его.

Семиотика человека

Кассирер в поиске ответа на насущный вопрос антропологии — что есть человек — размышляет, что мы не можем определить его через «сущность», потому что не можем найти такие свойства и качества антропоса, которых бы не было у животных. Мы не можем определить человека через способности и инстинкты, потому что они свойственны также животному миру. Поэтому Э. Кассирер предлагает определять основы человеческого бытия через деятельность. При этом философ убежден, что «непрерывность и феномен человека подчиняется тем же законам, которым подчиняется общий процесс органической жизни», то есть, эволюция человека продолжает закономерные процессы развития природного мира. Удостоверяя биологическую сущность человека, Кассирер создает свою формулу его описания по аналогии с предшествующими дефинициями («чело-век — это трудящееся животное», «человек — животное разумное», «человек — говорящее животное»). Кассиреровское определение зву-чит следующим образом: «человек — животное символическое ». Умение создавать символы отличает человека от всех других живых существ.

В отличие от животных, непосредственно воспринимающих окружающую действительность, человек создает вокруг себя «зна-ковую среду», собственно культуру. Он воспринимает мир не на-прямую (стимул — реакция), а опосредованно, через образы и представления, возникшие в нашем сознании . Представьте себе го-лодного зверя , которого неприятные ощущения в желудке вынуж-дают к непосредственному действию добывания пищи . Человек же действует как будто по велению разума, а не желудка. Он успевает подумать: хочется кушать, пора идти в столовую, или приготовить что-нибудь. Он словно отдает себе отчет и ставит цели, строит план, как действовать, даже если мысли не облечены в слова, а возникают в расплывчатой и туманной форме образов памяти, желания и т. п. Чувственные представления (вызванные осязательными, зрительны-ми, вкусовыми ощущениями), закрепляются в понятиях, с помощью которых можно обучать, наставлять, передавать опыт. Понятия в свою очередь фиксируются в каком-либо характерном знаке (слове, звукосочетании, жесте, картинке). Интеллектуальная работа ведет от простых ощущений к созерцанию и представлению. По определению Э. Кассирера, культура выражается в творении определенных символических форм, определенных идеальных образных миров. Словом, человек выстраивает между собой и природой систему сим-волов, позволяющих ему осознавать и понимать окружающую дей-ствительность.

Некая врожденная потребность, «ментальная активность» (по Кассиреру, обусловленная Духом) заставляет человека создавать язык, творить миф, искусство, науку. Эти различные виды симво-лической деятельности составляют культуру и представляют собой не сводимые друг к другу, самостоятельные пути познания, способы восприятия, посредством которых описывается какая-либо сторона действительности. Все виды символической деятельности вместе в культуре создают целостный образ мира. Каждый вид деятельности создает свои знаковые формы. Наряду с миром языковых и понятий-ных знаков существует образный мир знаков, созданных искусством и мифом . Все знаки претендуют на объективность, в них закреплено определенное, устойчивое значение. Вместе с тем, знаки во всех ви-дах символической деятельности, будь то искусство, религия, язык, миф или наука, претерпевают в ходе своего развития определенные изменения.

Э. Кассирер пишет о трех этапах эволюции символических форм: миметический, аналогический и символический.

Например, мы легко воспринимаем изобразительное искусство, созданное художником-реалистом из другой страны, потому что живописный образ в этом случае является миметическим знаком, в котором отображаемый предмет похож сам на себя. При этом мы не сможем понять речь того же автора, если мы не обучены иностранному языку, на котором он говорит. Все три стадии, по мнению Э. Кассирера, проходят в своем развитии знаки, возникшие в любом виде деятельности: слова языка, письменные знаки, мате-матические символы.

Действительно, родители сначала учат детей считать с помощью вполне конкретных предметов, дети сла-гают, делят и отнимают конфеты, яблоки, игрушки. Затем на сме-ну реальным предметам приходят счетные палочки, заменяющие конфеты. И, в конце концов, дети овладевают цифрами (абстрактные символы), которые уже не обозначают ни конфеты, ни яблоки и апельсины, а являются абстрактным знаком для обозначения коли-чества предметов (любых), кстати, и не только предметов. В исто-рии живописи и скульптуры первичные миметические образы тоже дошли до стадии абстрактных символов. В религии и мифологии изначальные конкретные, очень чувственные знаки-образы богов (в облике животных или человека) позднее были заменены услов-ными обозначениями и отвлеченными символами (крест, круг).

Таким образом, в каждом виде символической деятельности складывается своя система знаков, с помощью которых описывается реальность. В рамках любого вида знаки проходят одни и те же ступени эволюции.

Миметическая стадия

Первая стадия названа миметической (от гр. «мимезис» — под-ражание). На этом этапе знаки еще не отошли от природных форм, близки им по начертанию (изобразительное искусство), по акустическому звучанию (звукоподражательная теория происхождения языка). Действительно, в первобытной наскальной живописи изображения очень реалистичны, они весьма точно воспроизводят облик животного. Между прочим, и письменные знаки первоначально представляют собой не аб-страктные символы — буквы, а рисунки, воспроизводящие по-нятие. Даже иероглифы близки к рисуночному письму, сохра-няющему сходство с реальным обликом предметов, которые они обозначают. Словом, знак похож на то, что он обозначает. Он выступает как обобщающее понятие, описывающее множество частных схожих, одинаковых предметов. Материал с сайта

Аналогическая стадия

Вторую стадию Э. Кассирер назвал «аналогической». На этом этапе знаки не повторяют прототип, словно зеркальное отра-жение. Но и сходства с обозначаемым предметом он полно-стью не утрачивает. В знаке фиксируется какая-либо наиболее значимая, наиболее выразительная деталь, способная вызвать в памяти по ассоциации или аналогии целостный образ само-го обозначаемого объекта. Так, в изобразительном наскальном искусстве вместо реалистичного изображения быка появляется более условное изображение головы с рогами. Здесь уже нет полного воспроизведения облика животного, в качестве знака выступает самая характерная для визуального восприятия де-таль. Иероглифические рисунки в письменности становятся на стадии аналогии более схематичными: обобщенный силуэт, от-сутствие деталей, преувеличение одной какой-либо черты. Сле-дует повторить однако, что по аналогии сознание схватывает связь с отображаемым объектом и устанавливает значение.

Символическая стадия

На последней стадии, названной Э. Кассирером собственно «символической», сходство с обозначаемым предметом утрачи-вается полностью. В самом знаке никакой связи с тем, что он означает, обнаружить не удается. Знаки-символы абстрактны, поэтому понять, прочитать их можно только при условии знания их расшифровки. То есть, необходимо специально обучаться их пониманию.

Ход развития знаков внутри каждой системы свидетельствует, что они становятся все более сложными, утрачивают сходство с обо-значаемыми объектами, становятся абстрактными, благодаря чему в один знак можно уместить несколько различных значений, иногда противоречивых. Символическая система поначалу выступает по-средником познания, помогая человеку понять природу, а затем, по мере усложнения и нагромождения символов, загораживает и отда-ляет его от истины. Э. Кассирер печалился, что культурные творения человечества, чем богаче и разнообразнее они становятся, все дальше уводят человека от «первоисточника его собственного бытия», то есть Бога. Чем сложнее символы в рамках каж-дого вида деятельности, тем менее доступными для понимания они становятся, что затрудняет общение Вопросы к этой статье:

Что посмотреть

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) - посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость - самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности - на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

Сцены из супружеской жизни

Театр «Гешер» совместно с тель-авивским Камерным поставили спектакль на вечный сюжет Ингмара Бергмана - «Сцены из супружеской жизни». По химическому составу крови этот спектакль довольно схож с бергмановским оригиналом; вероятно, оттого столь естественна игра двух актеров, Итая Тирана и Эфрат Бен-Цур. До того, что её и игрой-то сложно назвать, а если и так, то игрой в высшей совершенной степени.
Режиссер постановки Гилад Кимхи не только исследует под микроскопом грамматику эмоций, механизмы связи между мужчиной и женщиной - он, вслед за Бергманом, производит аутопсию современной супружеской жизни вообще. И жизнь эта, тесная и душная, как чужой ботинок, засасывает в себя зрителя. В ботинке к тому же оказывается камешек, и это уже сущий ад. «Ад - это другие», говорил Сартр. «Но когда другие перестают вам принадлежать, ад становится раем», мог бы сказать Бергман.

Раннего Шекспира, или «Как вам это понравится»

В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Точнее, ломают комедию, где при дворе свергнутого герцога плетутся интриги, а в заповедном лесу бродят счастливые и далекие от политики & практической жизни странники, изгнанники, философствующие актеры. В пространстве «дворец» - холод и тьма, люди с лицами наемных убийц; в пространстве «лес» - листва, и поэзия, и овечки с лицами добрых клоунов. Видеоарт и селфи, юмор века катастроф и скоростей - в переводе Дана Альмагора есть место дню сегодняшнему. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы - вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля - что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде . Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто - в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.

Что послушать

Kutiman Mix the City

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни ». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь - это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д"искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre . А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д"искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена ФраяИстинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Тема: Феномен бытия человека

Отражение

Пространство и время

Системность

Вещи

2. Свойства – отдельные стороны, параметры вещей

3. Отношения – свойства, которые проявляются в сравнении.

Атрибуты материи:

Свойства целого не есть сумма свойств частей. Новые свойства берутся из способа организации, способа взаимодействия частей.

Структурные уровни материи:

· неживая природа – вакуум, элементарные частицы, макротела, мега тела;

· живая природа (биосистемы) – белки, клетки, биоценозы и биосферы, нуклеиновые кислоты;

· социальные системы – производство, политика, право, мораль.

2. Движение (изменение, активность)

Любое изменение. Свойство – все материальные объекты движутся. Источником движения являются противоречия в объектах. Движение абсолютно, никогда не заканчивается, покой – относителен. Движение может иметь формы – социальная, физическая и т.д. Развитие – такое движение, при котором меняется качество предмета. Классическое определение – необратимое качественное изменение. Эти изменения бывают 2 видов – прогрессивные и регрессивные.

Проблемы:

· какой критерий прогресса?

· есть ли прогресс в мире в целом?

Закон соответствия количественных изменений качественным (закон перехода от количества к качеству). Базовые понятия в этом законе – качество (совокупность свойств предмета), количество, мера (объект остается сам собой при переходе от одного качества к другому). Переход от одного качества к другому всегда происходит скачком.

Развитие всегда направленно. По закону Гегеля закон отрицания-отрицания . Согласно этому закону направление развития – по спирали.

В 20 веке возникает теория синергетики . Развитие как упорядоченное движение возникает не в соответствии с законами, а самопроизвольно. Процессы созидания и разрушения уравновешены. (Илья Пригожин «Порядок из хаоса»).

Пространство характеризует структурность и протяженность, а время - …всех объектов. Свойства и пространства и времени парадоксальны.

· абсолютистские представления . Главенствует до 18 века. Пространство – пустота, вместилище для вещей, а время – поток, в котором пространство несется из настоящего в будущее.

· 19-20 век – пространство и время начинают считаться одним параметром. У них есть универсальные и специфические свойства. Пространство – трехмерное, оно изотропно, непрерывно. Время – непрерывно, анизотропно.

· Социальное время. Оно здорово ускоряется.

«Первый главный вопрос философии – что я могу знать, что я могу делать, на что я могу надеяться? На самом деле все эти вопросы – один – что такое человек?» (Кант).


В точных науках есть антропный принцип – чтобы возникла жизнь, должны сложиться определенные условия.

Биологическая концепция

Природа пробует десятки вариантов людей (неандерталец, синантроп и т.д.), но все эти виды вымирают, пока несколько тысяч лет назад не появляется кроманьонец (гомосапиес), который выжил.

В отличие от других у него больший объем мозга.

У человека три инстинкта:

· Хватательный;

· жевательно-глотательный;

· продолжения рода.

Человек, по сравнению с животными рожается как бы недоношенным (чтобы быть совершенно готовым к жизни в утробе матери человек должен проводить 21 месяц). У человека открытая программа – в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Открытая программа дает человеку возможность освободиться от природы. Как только человек освободился он становиться активным действующим субъектом. Благодаря этой программе, в какую среду поместить человека, тем он и вырастет. Человек формируется как человек после рождения в окружающей его среде. Этим человек качественно отличен от животного – адаптация к миру у человека не носит принудительного характера.

Еще один фактор – прямохождение. Мы брохиаторы (живем в трехмерном пространстве, так же живут птицы).

Люди не бояться огня в отличие от других животных.

Вторая концепция, очень популярная в 19 веке идея, что человек превратился в разумное существо благодаря труду. («Труд и членораздельная речь сделали из обезьяны человека» (Энгельс)).

С точки зрения этой теории, будучи от природы слабым, человек начинает использовать орудия труда для добывания пищи, улучшения комфорта. Человек может изменить природу.

Использование орудий труда – очень тяжелая работа, и чтобы пользоваться орудиями труда, его нужно научить. Чтобы научить, нужно передать информацию, а значит, люди вынуждены общаться. Труд порождает способность разговаривать.

Мамфорд обратил внимание на то, что орудия труда меняются очень медленно. Если сравнивать деятельность человека и животных в плане орудий труда, то люди выглядят полными неудачниками. И после этого все озадачились вопросами, действительно ли человека человеком сделали орудия труда?

Мамфорд считал, что благодаря развитому и активному мозгу человек обладал лишней энергией для выживания. Эта энергия находила выход в наскальных рисунках, песнях, танцах и т.д. Это не меньше повлияло на развитие человека. Культурное развитие . Человек – животное, производящее символы – культурные предметы. Умение творить символы, понимать символы – чисто человеческое умение.

Ритуал – важная штука, которая увеличивает память. Именно ритуал через символы делает родившееся существо человеком. Символы позволяют перестраивать себя человеку с самого рождения.

Когда символы сложились в язык, человеческое развитие стало ускоряться. Язык стал способствовать прогрессу в орудиях труда. Деятельность по созданию символов. Человек подчиняет себе природу при помощи орудий и укрощает самого себя путем символов.

Формирование человека – двухсторонний процесс. Формирование природы и контроль себя. Человек пытался внести контроль в свою жизнь.

«В этом мире выживает не сильнейший, а самый приспособленный» (Ницше). Выживают средние особи, а яркие гиперактивные погибают. Прекрасно живут в этом мире серые люди. Настоящий человек – сверхчеловек . Он умеет предвидеть свою жизнь (умение знать к чему все приведет). Он умеет сам выбирать путь, свою судьбу. Он умеет преодолевать стандарты и стереотипы.

Если говорить о бытии человека, то оно отличается тем, что это скорее стремление быть человеком, чем реальное устойчивое состояние.

Человек живет между 2 мирами – миром естественного и искусственного – природой и культурой. Человек должен удержаться в гармонии между природой и культурой.

Человека делают человеком (по Ясперсу):

1. Постоянная неудовлетворенность собой и миром;

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию, предло­женную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических "символических формах". Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. В этом отношении важнейшим из его трудов для нас является книга "Философия символических форм".

Кассирер выводит феномен культуры из факта несовершенства биологи­ческой природы человека. Человек утратил свою первоначальную природу.

Кассирер намечает подступы к целостному воззрению на человеческое бытие как протекающее в символических формах. Он обращается к трудам биолога И. Юкскюля. «Каждый биологический вид, - развивал Юкскюль свою концепцию, - живет в особом мире, недоступном для всех иных видов. Вот и человек постигал мир по собственным меркам». Юкскюль начинает с изуче­ния низших организмов и последовательно распространяет модели их на дру­гие формы органической жизни. По его убеждению, жизнь одинаково совер­шенна всюду: и в малом и в великом. Каждый организм, отмечает биолог, обладает системой рецепторов и системой эффекторов. Эти две системы на­ходятся в состояний известного уравновешивания.

Можно ли, спрашивает Кассирер, применить эти принципы к человече­скому виду? Вероятно, можно в той мере, в какой он остается биологическим организмом. Однако человеческий мир есть нечто качественно иное, по­скольку между рецепторной и эффекторной системами развивается еще тре­тья система, особое соединяющее их звено, которое может быть названо сим­волической вселенной. В силу этого человек живет не только в более бога­том, но и качественно ином мире, в новом измерении реальности.

Животные реагируют на внешний стимул непосредственно, у человека же этот ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек жи­вет уже не просто в физической, но и символической вселенной. Это симво­лический мир мифологии, языка, искусства и науки, который сплетается во­круг человека в прочную сеть. Дальнейший прогресс культуры только укреп­ляет эту сеть.

Кассирер отмечает символический способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мысли ав­тора, естественного, или субстанциального, бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Животные ограничены миром своих чувствен­ных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. Поэтому животные не способны сформировать идею возможного. С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное становится для него реально­стью. И только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность.


Для первобытного мышления, считает Кассирер, весьма трудно прово­дить различие между сферами бытия и значения, они постоянно смешива­ются, в результате чего символ наделяется магической либо физической си­лой. Однако в ходе дальнейшего развития культуры отношения между ве­щами и символами проясняются, как проясняются и отношения между воз­можностью и реальностью.

Вот откуда, оказывается, родилась социальная программа. Первона­чально она возникала из самой природы, из попытки уцелеть, подражая жи­вотным, более укорененным в естественной среде. Потом у человека стала складываться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказан­ные другими живыми существами.

Таким образом, у нас есть все основания считать человека «незавершен­ным животным». Вовсе не через наследование благоприобретенных призна­ков он оторвался от животного царства. Для антропологии ум и все, что его занимает, относится к области культуры. Культура же не наследуется генети­чески. Из приведенных рассуждений вытекает логический вывод: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического жи­вотного.

Выводы

1. В результате длительного процесса развития биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропосоциокультурную. Проблема происхождения человека и культуры ставилась в донаучный период в рамках мифологии и религии. В науке наметились три основных подхода к ее решению - натуралистический, социологический и философско-антропологический. В современных концепциях человеческой природы, как правило, присутствуют в своеобразном сочетании все три подхода.

2. В рассмотренных различных концепциях культурогенеза духовная природа и твор­ческая, нравственная сущность человека осмысливаются по-разному. Концепции взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому многие исследователи проблемы культурогенеза являются одновременно представителями разных концепций. Это говорит как о сложности про­блемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер и не могут рассматриваться односторонне.

Вопросы для повторения

1. Какой смысл вкладывают в понятие «антропосоциокультурогенез»?

2. Каковы мифологические и религиозные представления о природе

культуры?

3. С каких позиций представители натуралистического, социологического и

философско-антропологического подходов объясняют происхождение

культуры?

4. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза?

5. Чем объясняется возникновение тотемов и табу в культуре?

6. Как можно раскрыть формулу «человек - символическое животное»?

7. Что объединяет все концепции происхождения культуры?