Чтение мавлида. Порядок проведения мавлида

БисмилЛахирРохманирРохим.

Иса Балаев:

"На Северном Кавказе принято читать Мовлид на арабском языке. В основном, предпочтение его чтению отдают месяцу Рабби-уль-Авваль, в связи с появлением на свет последнего пророка Аллаха, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Нет никаких сомнений в том, что восхваление пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повествования о его жизни и деяний - есть благое дело. Ибо сказано же в Коране: «Поистине Аллах и ангелы благословляют нашего пророка. …» (дополнить Аят и указать Суру и Аят) Но, в чтении и слушании Мовлида, не понимая его смысла - нет бараката для нас. Лучшее для нас, для читающих и слушающих, это читать Мовлид на родном языке, на языке присутствующих. К сожалению, у нас, на Северном Кавказе, не правильно понимают тех, кто стараются объяснить истинный смысл Мовлида, что он нацелен донести до слушающих величие и достоинства самого лучшего человека на Земле - Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


Много ли сегодня, среди жителей всей большой Российской Федерации (не говоря уж о самом Северном Кавказе) знающих арабский язык и понимающих смысл читаемого Мовлида? Нет. Очень мало.


Зачем Мовлид читают на арабском языке? Да потому, что текст данного Мовлида переписывается и передается из поколения к поколению уже более ста лет. Судя по рассказам стариков, текст Мовлида идет где-то с конца 19 века. И некоторые люди отдают авторство некому Шейху Джамалейлу из Саудовской Аравии.
Мы же знаем, что до падения Имама Шамиля, в 18-19 веках, и в начале 20 столетия на Северном Кавказе связывающим языком народов был арабский. В те времена, хоть как-то имел смысл чтения Мовлида на арабском, так как владеющих этим языком было значительно больше, чем сегодня, да и школы, в то время были, изучающие чтению Корана и языку.


Сегодня, очень многие думают, что Мовлид, как и Коранические Суры должен читаться на арабском языке, по той лишь причине, что отцы и деды читали его на арабском, «уж они-то знали больше чем мы…». Так ли оно на самом деле? Нет. Только Коран может давать нам баракат, когда читаем и слушаем его, не понимая смысла. Получать баракат от чтения и слушания Сиры (истории о пророке Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), мы сможем тогда, когда до нас, до наших сердец доходит то, что говорится, в данном случае, в Мовлиде.


Поэтому, я взял текст Мовлида, который очень распространен у нас на Северном Кавказе. В 90-ые годы, на прилавках книг можно было купить брошюры с Мовлидом и на арабском, и на языках местных народов. Но я не встречал Мовлида на чеченском языке (не могу говорить о других), который был бы переводом именно того распространенного арабского текста. Поэтому, я попросил нашего брата по имени , сделать перевод, на что он любезно согласился, не смотря на свою занятость. Шукран (благодарность) ему за это, да преумножит Аллах его и нас благими знаниями. Ниже приводятся копия страниц из брошюры с Мовлидом и перевод от .
Прошу Аллаха, чтобы братья и сестры по вере сделали правильные выводы из данной работы, что вовсе не преследуем цель, сказать: «Нельзя читать Мовлид!», как это могут преподнести недоброжелатели Ислама. А хотим донести, что о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше всего говорить, слушать, писать, читать на языке, который вы понимаете, дорогие братья и сестры. "

"Скажем так - текст этот написан "белым стихом", рифмованной прозой, "байтами". Стихи конечно очень хорошие - но перевести их на русккий можно очень примерно, как сделал я. Чтобы оформить их в поэтичной форме - надо иметь талант поэта. Чтобы понять их "с голоса", только слушая чтение - надо иметь познания в арабском на уровне академических - то есть владеть языком в совершенстве.
Со многим, сказанном например в этой http://assalam.ru/content/story/882 статье можно согласится. Но решительно отвергаются две вещи - взывание к ушедшим из этого мира, которые повторяются в этом тексте раз пять по-моему - Это слова "О пророк Аллаха! О лучшее из творений!". Покинувшие этот мир, и в том числе и наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не могут слышать живых. И второй момент - это то, что чтение это (пусть это и прекрастные стихи, восхваляющие пророка, да благословит его Аллах и приветствует), читается на совершенно непонятном языке и нет даже перевода читаемого. Разве есть в том польза. Также как и нет хадиса о том, что во времена сахабов кто-то написал бы например прекрасное стихотворение на фарси, пришёл к арабам и читал бы его, не переводя - разве они смогли бы оценить его или получить пользу от его смысла?
Хорошо сказал об моулиде шейх ибн Хаджар аль-аскаляни
Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773—852 х/1372—1449 м) из шафиитов говорит:

أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها فمن تحرى في عملها المحاسن وجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشورا فسألهم فقالوا هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى فيستفاد منه الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم وعلى هذا فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من التلاوة والإطعام وإنشاد شيء من المدائح النبوية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به وما كان حراما أو مكروها فيمنع وكذا ما كان خلاف الأولى
"Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трех столетиях, но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается.

Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: "Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, мир ему. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю". Из этого извлекают пользу, выражения благодарности Аллаху за то, что с кем-то бывает в определенный день, как получение благодати или отвода беды, и это повторяется в этот день каждый год.

Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка, Пророка милости в этот день. Согласно этому нам следует ограничиться над тем, что понимается под выражением благодарности Аллаху, это как чтение Корана, угощение пищей, и чтение чего-либо прославляющее Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые склоняют сердца к совершению добра и деяний ахирата.

Что же касается таких проявлений как слушание, пустословие и тому подобное, то следует сказать: то, что дозволенно как проявление радости в этот день, нет ничего плохого, если это совершить, а то, что запретно или нежелательно, то от этого необходимо воздержаться. И также надо остерегаться того, в чем есть разногласие".

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Фатх аль-Бари, 9/145; Ас-Суюти, "аль-Хави лиль-Фатава", глава "Благие намерения в проведении мавлида"]

приведённый мной перевод можно использовать просто как подсказку - но опираясь на него можно сделать вариант на русском или ингушском, или ином языке - дабы он выглядел красиво и благозвучно, и был понятен и доступен слушающим."


95
Это День Рождения (Моулид) пророка
Во имя Аллаха, Всемилостивого и Всемилосердного
Поистине Аллах и ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте и приветствуйте его. О Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада, и благослови семейство господина нашего Мухаммада, и приветствуй. Благословляй и приветствуй постоянно и вечно твоего любимца, лучшего из всех творений.

96
Восхвалён тот, кто сотворился в образе, сущность которого не постичь человеку. Возвышен он, получив особое чудо от Аллаха избранием его. Он тот, кем, посредством избранничества его, мы будем гордится в Судный День. Он тот, кто принёс нам милость, и принесённое - наилучшее, и описано оно в айатах и сурах. Благословляет его Господь Трона, сотворивший нас, тот что распространил истину, что как блистающая луна, или плывущие облака, или распространяющийся аромат мускуса, или красота ночи в её начале.
97
И в сущности рождения его - сура Та-Ха. И это наилучшее что ниспослано по милости Аллаха, дабы утвердить его среди собрания ближних его, посредством преуспеяния, предопределённого ему, и стал он светом хашимитов среди сыновей Адама. Возвышен и избран за тысячи лет до того, как появился и воссиял после сотворения своего. И как упомянуто о том, что повелел Создатель наш совершить земной поклон ангелам своему творению, и поверили они в истинность того, что велено им.

98
И не прекратится всепроникающий свет сияния его, подобный лучезарному свету, прекраснее солнца и луны. И благословляют избранного вести по истинному пути. О тот, кто присутствует тут! Благословляй и приветствуй постоянно и вечно твоего любимца, лучшего из всех творений.
Щедро пожалуй нам стезю покорности ему. Ибо посредством её превозмог очищенный человек мерзость невежества, ни в коей мере не смешался с ней, не имел никакого недостатка, и не смутился он,
99
а с воодушевлением превозмог её добрыми делами, и принёс это любимец Аллаха, и не было в принесённом горя и печали, и восполнило принесенное то, что было у Асии и Марьям, и вернул то, что было оставлено, и это его положение в Судный День, и таково место Мухаммада, обёрнутого в свет. Несёт благую весть и возвещает всё сущее о нём, и распространяется сияние его среди всех творений.



100
И превозносят высоко место его учёные, собираясь для поминания его, и благословляя его на своих собраниях, и слушая поминания его. Ибо есть он пречистый источник благого и пророк наш. И украсил свой век, в котром жил он, наш пророк Мухамммад. И мы гордимся им, ибо есть он открытие наставления и окончание его, зовущий наставлением его к религии Аллаха, и ведущий к наилучшему завершению наших дел в день Воскресения.
101
Тьма и ночь невежества исчезли с его рождением, и вознеслась его счастливая звезда. И отведено было несчастье и всякое из зол под сводом небес. И до джинов и людей донесена была благая весть об Исламе. И возводим мы мольбы за избранного пророка, направившего нас к пути истины, и определили верное руководство для всех творений. И верное руководство прибудет всегда среди любимых его творений.
102
О благороднейшее из созданий! О милость, нам дарованная! Поистине, пылающий Ад будет наполнен неверующими, но уберегаешь ты от него приблизившегося к нему на локоть. И продумано каждое из деяний, и проповедь твоя помогает нуждающимся в ней. О посланник Аллаха! Ты помогаешь нам в преддверии зияющей пропасти и уберегаешь от величайшей из печалей. И нет прибежища от горестей и трудностей иного, как у тебя
103
О лучшее из творений! Уберегший нас от горестей! Клянусь Аллахом, горем была кончина твоя, но началась от неё благая весть, и распространилась она повсюду, и привела она к преуспеянию. И получив её, подобно бедняку, которому внезапно пришло богатство, стали в преуспевшими на наставлении твоём и идущими твоим путём, получившими помощь и облегчение

104
И посредством наставления пророка нашего пришла к нам победа, и возобладали мы над армиями. И к нему направлена была мольба Хусейна в ночи о поддержке его и ограждении от печалей. И помоги же и подвластным нам, и господину нашему султану Абдулхамиду, и окажи помощь им, как оказал ты её сыновьям Усмана, дабы вознесли мы славу твою и славу Властителя Трона.
105
И властителю Мекки, которая лучшая из поселений и мать городов, и властителям всех стран мусульман. Ниспошли им благо подобно обильным дождям в их собраниях. И ниспошли благо всем кто читает это о нём и слушает. И всем, кто хранит в душе любовь к лучшему из творений и упование на него, и хранит в сердце любовь к лучшему из созданий.


106
Благослови и приветствуй всех, кто последовал за ним из джиннов ночи и обитателей пустыни и всех последовавших за ним из искренних рабов, как пошедших за истиной и за избранным посланником, по пути его истинного руководства, как и последовали за ним все им любимые творения.

Продолжая нашу переписку.

Иса Балаев:
"По моему, здесь на страницах 105, 106 отдают "дань уважения" правителям... (какому-то султану Абдулхамиду и правителю Мекки). Как Вы думаете?"

Яхъя:

В тексте ниже действительно имеются ввиду шарифы Мекки и вероятнее всего султан Абдул-Хамил Второй - 34-й султан и 99-й османский халиф, что правил в в 1876- 1909годах. , или Абдул-Хамид I - 27-й султан Османской империи- взошедший на престол в 1774 году. Скорее всего первый вариант, но возможно и второй. Так или иначе оттомано-турецкое происхождение моулида на лицо."

Иса Балаев:
"Теперь мучает вопрос: "Зачем, вообще, о них вспоминать в Моулиде, когда в истории Исламе было много более Богобоязненных и с более великими заслугами перед религией Аллаха людей?"

Дамир Мухетиднов

1. Сура «аль-Фатиха»

А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.

Бисмилляхир-рахманир-рахим.

Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ар-рахманир-рахим. Малики яумид-дин. Иййякя на‘буду ва иййякя наста‘ын. Ихдинас-сыраталь-мустакым. Сыраталь-лязина ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-даллин.

Прибегаю к Аллаху от сатаны, побитого камнями! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

2. Сура «аль-Бакара» (2:285-286)

Бисмилляхир-рахманир-рахим.

’Аманар-расулю бима ’унзиля ’иляйхи мир-раббихи валь-му’минун, куллюн ’амана билляхи ва маля’икятихи ва кутубихи ва русулих, ля нуфаррику байна ’ахадим-мир-русулих, ва калю сами‘на ва ’ата‘на гуфрана кя раббана ва ’иляйкяль-масыр. Ля юкяллифуллаху нафсан ’илля вус‘аха, ляха ма кясабат ва ‘аляйха мак тасабат, раббана ля ту’ахызна ’ин-насина ау ’ахта‘на, раббана ва ля тахмиль ‘аляйна ’исран кяма хамальтаху ‘алял-лязина мин каблина, раббана ва ля тухаммильна ма ля таката ляна-бих, ва‘фу‘анна ва-г‑фирляна ва-р‑хамна’анта мавляна фансурна ‘аляль-кавмиль-кяфирин.

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.

3.1. Сура «аль-Ахзаб» (33:40-48)

Бисмилляхир-рахманир-рахим.

Ма кяна Мухаммадун ’аба ’ахадим мир-риджаликум ва лякир расуляллахи ва хатаман-набиййин, ва кянал-лаху би-кулли шай-’ин ‘алима. Я ’аййухаль-лязина ’аману-з‑куруллаха зикран кясира. Ва саббихуху бук ратау-ва ’асыля. Хуваль-лязи юсолли ‘аляйкум ва маля’икятуху лиюхриджа-кум миназ-зулюмати ’илян-нур, ва кяна биль-му’минина рахима. Тахиййатухум яума ялькаунаху салям, ва ’а‘адда ляхум ’аджран кярима. Я ’аййухан набиййу ’инна ’арсальнакя шахидау-ва мубашширау-ва назира. Ва да‘ыян ’иля-ллахи би ’изнихи ва сираджам мунира. Ва башшириль-му’минина би’анна ляхум миналлахи фадлян кябира. Ва ля туты‘ыль-кяфирина ва-ль-мунафикына ва да‘ъ ’азахум ва таваккяль-‘аля-ллахи ва кяфа билляхи вакиля.

Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и Печатью Пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

3.2. Сура «аль-Ахзаб» (33:56)

’Инналлаха ва маля’икятаху юсоллюна ‘алян-набийй. Я ’аййухаль-лязина ’аману соллю ‘аляйхи ва саллиму таслима.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.

4.1. Касыда (салават макбуля)

а) Аллахумма солли ‘аля саййидина Мухаммадин саййидиль-‘араби валь-‘аджам. Ва имами Маккята валь-Мадинати валь-Харам. Ва тарджумани лисанис-саляфи валь-кярам. Ва ‘аллямаль-инсана ма лям я‘ълям. Аслюху нурун ва наслюху Адам. Ба‘ъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмухуш-шарифу мактубун ‘аля-ль-ляухиль-махфузы би-якутиль-джау-хари валь-калям. Джисмухуш-шарифу мадфунун филь-Мадинатиль-Мунавварати валь-Харам. Фатуба лиман ра’аху ва таба‘аху ва лиман аслям. Манба‘уш-шафа‘ати яумаль-хашри ван-надам. Манба‘уш-шафа‘ати лиль-‘асына ка’илян — я рабби саллим яума я ляйтат-тахальна тураба тахтиль-кадам. Уммати, уммати ва уммата я заль-лютфи валь-кярам. Фа-юнадиль-мунади мин кыбалир-Рахманиль-архам. Кабильту шафа‘атакя я набийяль-мухтарам.

О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада, господина арабов и аджам (неарабов), имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка саляф (сподвижников) и кярам (благочестивых ученых), научившего человека тому, чего он не знал. Его первопричина — свет, а его прародитель — Адам. Его послание последнее, но его сотворение прежде [всех]. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным Джаухар (Камнем) и Калям (Пером). Его благородное тело захоронено в Заповедной мечети аль-Харам в Лучезарной Медине. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним и кто предался [Аллаху]. Он источник заступничества в День суда и Сожаления. Он заступник ослушавшихся, говоря [в День суда]: «О Господь! Обезопась в День, когда мы будем просить: „О Господь, о если бы Ты укрепил землю под нашими ногами!“. Моя умма, моя умма, о Обладатель милости и щедрости!». Затем глашатай возвестит [по приказу] Милостивого и Милосердного: «Я принял твое заступничество, почтенный Пророк».

4.2. Салават (хором)

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Расуляллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Хабибаллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Набийяллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я хайра халькыллях.

Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха,

Благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха,

Благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха,

Благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха.

4.3. Касыда

Удхулюль-джанната ля хауфун ‘аляйкум ва ля хазанун ва ля алям. Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан Аби Бакрин ва ‘ан ‘Умара ва ‘ан ‘Усмана ва ‘ан ‘Алиййин завиль-кярам.

Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан хадими шари‘атихиль-имамиль-а‘ъзам. Ва солляллаху та‘аля ‘аля Мухаммадин ва ‘аля джами‘ыль-анбия’и валь-мурсалин. Валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

«Войдите в рай, где не будет для вас ни боязни, ни печали, ни боли». Да будет доволен Аллах Всевышний Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али — обладателями благородства. Да будет доволен Аллах Всевышний слугой Его религии имамом Азам (Абу Ханифой). Да благословит Аллах Мухаммада, всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров.

4.4. Завершение чтения Корана и касыды

Субхана раббикя раббиль-‘ыззати ‘амма ясыфун, ва салямун ‘аляль-мурсалин, валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!

5. Мольба (дуа)

О Аллах, благослови наилучшим образом благороднейшего из людей — нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников столько раз, сколько существует известных Тебе вещей, и пусть для записи этих благословений потребуется столько чернил, сколько потребуется их для записи Твоих Слов! Благословляй его каждый раз, когда Тебя и его станут поминать поминающие, и все то время, пока этим будут пренебрегать беспечные!

Мавлид – это мероприятие, проводимое мусульманами для выражения радости нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Во времена сподвижников мусульмане были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и хорошо знали его, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и его достоинствах. И в эпоху таби ‘ инов мусульмане везде и всегда рассказывали о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и следовали его хадисам, поэтому также не было острой нужды в мавлидах. Потом постепенно люди стали забывать о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и благочестивые ученые-алимы порекомендовали временами устраивать специальные маджлисы для того, чтобы люди не забывали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . С этого времени и повелась традиция проводить мавлиды.

День, в котором родился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , является одним из самых высокочтимых дней года и приходится на 12 число месяца Раби ‘ -уль-авваль. Несомненно, тем, кто искренне радуется рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , прощаются грехи. Конечно же, этот день и этот месяц стоит выделить особо, в частности, проведением мавлида, хотя мусульмане должны постоянно вспоминать о своем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и изучать его жизнь и деятельность. Поэтому не следует ограничиваться проведением только мавлида Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , но необходимо приобретать как можно больше знаний о нем.

Под проведением мавлида подразумевается рассказ о жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , его восхваление, угощение бедняков и других мусульман. Воистину чтение, слушание, изложение чудесных событий, связанных с его жизнью и пророческой миссией является большим благодеянием. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сам любил излагать подобные события. Сама форма проведения мавлида содержит только благое, поскольку люди собираются, чтобы поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать и выражать радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , радость милости Всевышнего, сделавшего нас из общины Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , читать благословения ему и совершать другие добрые деяния, которыми мусульманам необходимо заниматься при каждом удобном случае, особенно в месяц рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .

Собрания для исполнения мавлидов – это величайший способ призыва к Аллаху, более того, ученым и призывающим на путь Аллаха необходимо постоянно напоминать людям о нраве Пророка, его состояниях, поклонении и других сферах его жизни.

Первым, кто отмечал день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , был сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , как об этом говорится и в хадисе, переданном Муслимом. Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в понедельник, он ответил: «Это день, когда я родился». Эти слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывают на то, что проведение мавлида является благим деянием, соответствующим шариату.

Приведем некоторые высказывания о мавлиде выдающихся людей Ислама.

Ма‘руф аль-Курхи утверждал следующее: «Кто пригласил братьев по вере на мавлид, приготовив еду, тот в Судный день встанет вместе с пророками». Да поднимет Всевышний и нас в Судный день вместе с пророками!

Фахрудин ар-Рази сказал: «Нет ни одного случая, чтобы не было благодати (бараката) от еды, на которую исполнили мавлид. Если хоть малая часть из этой еды смешается с другими продуктами, то человек, отведавший их, очистится от грехов. Если кто-либо выпьет воду, на которую прочитали мавлид, то его сердце наполнится сиянием (нуром) и избавится от недугов и болезней. И баракат от денег, на которые исполнили мавлид, переходит на все деньги, с которыми они перемешались».

Имам аш-Шафии сказал: «Прибежищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «Наим».

Сарию Сакати отмечал: «Кто вышел из дома с намерением посетить мавлид, тот является из числа тех, кто жаждет посетить Райские сады».

В дом, в котором исполняют мавлид, ниспускается милость Аллаха. Ангелы окружают этот дом, он заполняется нуром, и на всех присутствующих нисходит благодать. Обитателей этого дома благословляют ангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и ‘ Израил (мир им). Так утверждал великий алим ас-Суюти.

Выдающийся ученый и знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил, что мавлид стоит на твердой основе, ибо в хадисах говорится: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘ Ашура. Он спросил их о причине этого поста и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу, и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы»,- и с этого дня стал также возвеличивать день ‘ Ашуры соблюдением поста.

Отсюда следует, что таким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал благодарность за блага Аллаха и за спасение от беды Мусу в определенный день, и повторял это благодеяние каждый год. А благодарность Аллаху проявляется различными поклонениями, как земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А какая милость может быть больше, чем появление Избранника Аллаха, Пророка милости (да благословит его Аллах и приветствует) , ибо Всевышний в Коране говорит, что Он оказал милость верующим, послав к ним Посланника из их же среды.

Таким образом, все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили мавлиды. Для этого было много причин, среди которых и следующие:

Проявление любви к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) , а значит, и радоваться его рождению, что велит нам Всевышний Аллах. Аллах велел нам радоваться милости, а Пророк – это самая величайшая милость, поскольку Аллах сказал, что Он послал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) только как милость для всех миров. От этой радости получил пользу даже неверный. Когда Абу Лахабу его рабыня Сувайба сообщила радость о рождении Мухаммада, он освободил ее от рабства. Дядя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘ Аббас увидел тогда сон, что по этой причине, каждый понедельник Абу Лахабу облегчались муки за грехи. Если даже Абу Лахабу, отъявленному отступнику и грешнику Всемогущий облегчает муки за радость рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , то истинным мусульманам, признающим Единство Творца, любящим, чтящим Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , радующимся дню и месяцу, в котором он родился, каково же будет вознаграждение в Судный день?!

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил и возвеличивал день своего рождения, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял его за это благо. Это возвеличивание Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал в посте по понедельникам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) одобрял, когда поэты воспевали его в своих произведениях.

Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что в Судный день человек окажется рядом с тем, кого любил.

На мавлиде многократно исполняется благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Всевышний Аллах говорит, что Он сам и Его ангелы благословляют Пророка, и велит нам, чтобы и мы также усердно благословляли и приветствовали его. В Судный день, призывавший благословения на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , получит его заступничество (шафа ‘ ат).

Песнопение мавлида, стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , о его жизни и пророческой миссии, способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) , а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и упрочению веры (имана).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращал внимание на связь времени с давно минувшим религиозным событием, и когда это время наступало, оно служило шансом напомнить об этом событии и возвеличить этот день. Об этом говорилось и в вышеприведенном хадисе о дне ‘ Ашура.

Говоря о достоинстве пятницы, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ней был создан Адам». Тем самым почитается время, о котором установлено, что в этот день был создан пророк Адам. Что же можно сказать о дне, в котором на этот свет появился лучший Пророк и Посланник Аллаха – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

В Исламе высоко ценятся собрание мусульман для совместного богослужения и изучения религии, раздача милостыни и различных даров, ибо хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: «Радуйте друг друга, дарите друг другу подарки». «От того, кто раздает садака, на 70 лет отдаляется Ад», - говорится в другом изречении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) .
Поистине, одно лишь то, что во время проведения мавлида люди оберегают себя от грехов, достаточно уже само по себе для признания его пользы.

  • 7778 просмотров

- «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал мавлид и это является новшеством, а всякое новшество будет в Аду...»

- «Не всякое нововведение является порицаемым, поэтому, ученые написали много доводов на его дозволенность: "Имам ас-Суюти писал…", "Ибн Хаджар писал…", "Имам ар-Рамли сказал…"».

Обсуждения вокруг «мавлида», о его дозволенности или недозволенностив шариате, о том, совершали ли его праведные предшественники или нет, наверное, знакомы всем, кто интересуется Исламом.

Со временем, постепенно мусульмане стали забывать о первостепенных вещах и начали уделять внимание вещам второстепенным. К этому относится и проведение мавлида. Как мы знаем, аргумент на дозволенность мавлида - это рассказ о жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его восхваление. Однако, некоторые люди стали постоянно читать одни и те же мавлиды, тем самым, надоедая народу, а смысл мавлида начал потихоньку угасать. Некоторые даже не слушают мавлид и после него расходятся по домам, так и не получив пользу и не узнав ничего нового о пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Дело дошло до того, что мусульмане ждут не дождутся завершения мавлида, чтобы поскорее приступить к вкусной еде, которая стала его неотъемлемой частью. И, таким образом, основной сутью мавлида стала трапеза после его чтения, а не жизнеописание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Но что такое мавлид?

Мавлид - это восхваление Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, рассказ о его пресветлых качествах и его жизненном пути.

Цель мавлидов - не чтение их нараспев, а донесение до людей информации о Пророке, да благословит его Аллах и приветсвует. Поэтому, не обязательно читать их в стихотворной форме. На таких собраниях можно не распевать эти мавлиды, а читать их выразительно, читая отрывки или главы из известных книг по сире. Хвала Аллаху, есть достаточно книг, в которых подробно раскрывается история жизненного пути нашего любимца, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, непосредственное чтение мавлида перестанет быть исключительной прерогативой тех, кто знает наизусть множество куплетов на разных языках и читает их нараспев, приятным голосом. И тогда, каждый мусульманин сможет провести у себя дома мавлид самостоятельно, имея при этом хотя бы одну книгу по сире. Ведь для проведения мавлида мусульмане обычно приглашают студентов, которые должны быть заняты своей учебой на пути Аллаха. Стоит отметить, что не является обязательным, чтение мавлида на арабском или национальных языках. Так как многие мусульмане уже позабыли национальные языки, то можно читать их и на понятном для всех языке, в данном случае - это русский.

Что же касается именно суфизма и мавлида, то накшбандийский тарикат самый строгий в этом вопросе. В накшбандийском тарикате порицается пение, будь то мавлидов или чего-то другого и это очень известное мнение. Тут можно было бы привести много цитат из книг накшбандийского тариката, но мы не будем удлинять статью, уделив внимание к приведению их всех. Далее мы приведем отрывок из книги «Песни и музыка в Накшубандийском тарикате» , где автор, уважаемый шейх - Абдуджалил афанди, къуддиса сирругьу, после приведения множества слов шейхов накшбандийского тариката вывел следующий итог. На 50 странице, шейх пишет:

«После полного анализа всех разногласий, Сайфуллах-афанди , да освятит Аллах его душу, пришел к следующему выводу:

و التحقيق أنّه شبهة تتقى لشبهها بالباطل وهو اللهو إلا لضرورة تقتضى الرجوع إليه فقد يباح لذالك

«Истинное положение таково: (пение) - это шубха (сомнительное), от которого надо остерегаться, потому что оно похоже на «батыль». А «батыль» - это все ложное, недействительное, несправедливое. В данном случае это «ляхв» - развлечение, веселье, забава…».

Более подробно остановимся на понятии «шубха». Есть три понятия: «халяль», «шубха» и «харам». Как видите, «шубха» - промежуточное понятие. Это не харам, но и не халяль. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано:

«Тот кто попадет в «шубха», тот попадет и в харам».

Поэтому, от «шубха» надо остерегаться, как нас остерегает от этого сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Постараемся на примере пояснить где, как исключение, может быть дано разрешение на пение. Например, в семье намечается торжество по случаю женитьбы сына. Мать настаивает чтобы была пышная свадьба со спиртными напитками, музыкой, совместными танцами парней и девушек. Отец настаивает, чтобы семейное торжество проходило по пути Ислама. Разногласия грозятся вылиться в крупный скандал. Применительно к таким случаям, как исключение, Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, пишет: «قد يباح» - иногда можно дать разрешение на пение нашидов.

Мы привели множество высказываний больших авторитетов тариката о недозволенности пения в Исламе. Мы видели также, что Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, по тем соображениям, которые он сам знает - переводит пение из состояния «харам» до состояния «шубха» и никак не доводит его в состояние «халяль». Поэтому, те случаи, где «قد يباح» - иногда допускается, должны быть строго ограничены. Что же касается мюридов Накшбандийского тариката, они должны проявить усердие в отдалении себя от «шубхи». Здесь заканчиваются слова Шейха Абдулджалила афанди, къуддиса сирругьу.

Итог: Мусульманам, особенно мюридам, желательно оставить пение, будь-то мавлидов или нашидов. Исполняйте мавлид, рассказывая о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, донесите до людей знания и остерегайтесь от сомнительного.

Да одарит нас Аллах пониманием в религии и отдалит нас от всего сомнительного и нововведений. Амин!

«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами ﷺ :

«Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (имам Муслим).

Но что можно считать новшеством или нововведением?

Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых ﷺ (новшества).

Добавление к «Ляббайку»

Вот что говорят учёные о данном случае.

Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный хадис: «Если кто-то добавит в «Ляббайк» что-либо из поминания Всевышнего , нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ после того, как до него дошли слова, переданные от ﷺ , хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал ﷺ » (ат-Тирмизи).

Внедрение двух ракаатов перед казнью

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (имам аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман , приговорённых к казни».

Мы видим, что не было конкретного указания ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб ﺭﺿﻲ ﷲ ﻋﻨﻪ первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Хаджаром аль-Аскалани.

То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

Добавление восхваления в намазе

На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама , это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).

Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

И даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман , – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют» . То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).

Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан ﷺ , и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»).

Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны» .

Быть или не быть

Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах , проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида , обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

Детали

Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида , попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

Мавлид состоит из шести частей.

Первая – чтение Корана .

На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

Примечание

«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь ﷺ .

Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби-уль-авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка милостыню , построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида , то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид , говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

«Я вам как-то говорил, что меня пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие. Но тому, кто пригласил меня, я ответил: "Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение". И это удивительно, почему собрание, посвящённое ﷺ , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…».

Заключение

У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман , нельзя, это неправда.

А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха , не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид . Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

В хадисе сказано: «Когда придёт время , в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа » (имам аль-Бухари).

Абдулла Магомедов