Ангельские чины: описание, иерархия и чем отличаются друг от друга разные виды. Чины сил небесных и святых в православии Чины ангелов - что это и зачем они нужны

Чин / Архан-гел Описа-ние День празд-но-ва-ния Упоми-на-ет-ся в Библии
Серафи-мы В пере-во-де «пла-ме-не-ю-щие», побуж-да-ют к люб-ви к Богу; (изобр. шести-кры-лы-ми). 8/21 нояб-ря Ис.6:2, 6
Херуви-мы «Многое разу-ме-ние», чрез них нис-по-сы-ла-ет-ся про-све-ще-ние; (изобр. четы-рёх-кры-лы-ми). Евр. 9:5
Престо-лы Чрез них пре-иму-ще-ствен-но про-яв-ля-ет-ся пра-во-су-дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно-же-ством глаз на обо-дьях). Кол. 1:16
Власти Укроща-ют власть бесов-скую, отра-жа-ют иску-ше-ния. Кол. 1:16
Господ-ства Ниспо-сы-ла-ют силу к муд-ро-му управ-ле-нию зем-ным вла-стям. Кол. 1:16
Силы Укреп-ля-ют людей, дают бла-го-дать чудо-тво-ре-ний угод-ни-кам Божиим Еф. 1:21
Начала Управ-ля-ют все-лен-ной, зако-на-ми при-ро-ды; охра-ня-ют наро-ды, стра-ны. Кол. 1:16
Архан-ге-лы Являют-ся про-вод-ни-ка-ми откро-ве-ния Божия. 1Фес.4:16 ;
Ангелы Пристав-ле-ны для хра-не-ния каж-до-го хри-сти-а-ни-на. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49;18:10
Архан-ге-лы
Михаил

Евр. «кто как Бог»; Архистра-тиг (вое-на-чаль-ник); на иконе попи-ра-ет нога-ми диа-во-ла, в левой руке дер-жит зеле-ную фини-ко-вую ветвь, в пра-вой – копье с белой хоруг-вью (ино-гда пла-мен-ный меч), на кото-рой начер-тан черв-ле-ный крест. Постав-лен Богом над все-ми девя-тью Ангель-ски-ми чина-ми.

8/21 нояб-ря Иуд.1:9; Дан. 3:92-95
Гаври-ил «Сила Божия»; воз-ве-ща-ет людям вели-кие дела Божии; изо-бра-жа-ет-ся с рай-ской вет-вью, при-не-сен-ной им Пресвя-той Деве, или со све-тя-щим-ся фона-рем в пра-вой руке и зер-ка-лом из яспи-са – в левой. 26 мар./8 апр.;13/26 июл.;8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
Рафаил «Исцеле-ние Божие»; цели-тель, врач Божий; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим сосуд с цели-тель-ны-ми сна-до-бья-ми и веду-щим пра-вою рукою Товию, несу-ще-го рыбу. 8/21 нояб-ря Тов. 3:16; 12:15
Уриил «Свет, огнь Божий»; про-све-ща-ет людей и вос-пла-ме-ня-ет их серд-ца любо-вью к Богу; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в пра-вой руке обна-жён-ный меч на уровне гру-ди, а опу-щен-ной левой руке – пла-мень огнен-ный. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:20
Салафи-ил «Молит-вен-ник Божий»; изо-бра-жа-ет-ся с рука-ми, молит-вен-но сло-жен-ны-ми на гру-ди. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:16
Иегуди-ил «Славя-щий Бога»; покро-ви-тель мона-хов и тру-дя-щих-ся для сла-вы Божией; изобр. дер-жа-щим в пра-вой руке золо-той венец, а в левой бич из трёх чёр-ных верё-вок с тре-мя кон-ца-ми (награ-да свя-тым и воз-да-я-ние греш-ни-кам). 8/21 нояб-ря
Варахи-ил «Благо-сло-ве-ние Божие»; пода-тель бла-го-сло-ве-ний и мило-сти Божией; изобр. Несущим на гру-ди белые розы, как пред-ве-стие бла-жен-ства в Царствии Небес-ном, либо розы на одеж-де. 8/21 нояб-ря Упоми-на-ет-ся толь-ко в Св. Преда-нии
Иереми-ил «Высота Божия»; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в руке весы. 8/21 ноября 3 Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья - символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох - символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши - символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

Чины ангелов - важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия.

Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.

Чины ангелов - что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь - откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности - как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае - ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

9 ангельских чинов небесной иерархии

О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу - какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так - каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая - тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая - подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья - те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.

Ангельские чины в православии

Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. Серафимы - самые близкие к Богу существа. Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы - ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы - это не часть интерьера. Они - третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.

Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства - средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти - чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.

Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала - ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы - старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример - архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы - те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.

Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это - целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.

Ангельские чины в православии

Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?

Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.

Во первых - в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются - Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.

Следующее большое различие - степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.

Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.

Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями - огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.

Ангельские чины - важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят:

Серафимы, Херувимы и Престолы.

Серафимы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы(Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

Херувимы.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

Престолы.

За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:

Господства, Силы и Власти.

Господства.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина:

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Приводим .

Ангелы.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Греческое слово «ангел», как и еврейское «малак» и мусульманское «малайка», означает одно и то же - «вестник». Небесные духи, вестники богов, эти своеобразные нити жизни, соединяющие людей с их создателями, известны многим народам. Викинги называли их валькириями, греки - орами. В Персии были фраваши, а иногда их путали с пери и гуриями, бесполыми женоподобными существами. Римляне знали их как гениев, а индийцы высших небесных духов именовали асурами, а низших - апсарами. Ангелы присутствуют в зороастризме, в буддизме, в даосизме. Они известны ассирийским и месопотамским мудрецам. Вера в ангелов пронизывает манихейские сказания. Шаманская практика так же предполагает знакомство с крылатыми существами-вестниками.

Ангелы - общее имя для очень разных существ, разделяющихся на три триады или девять ангельских чинов. Первыми и высшими среди них являются престолы, серафимы и херувимы. Престолы названы так потому, что находятся ближе остальных к престолу Господа, они высшие силы самоотдачи и самопожертвования. О них в своей «Книге ангелов» современный исследователь Софи Бернхэм пишет так «У Престола Божия ангелы лишены облика, присутствуя там как чистая первичная энергия, громадные, стремительные огненные шары, подобные сверхновым звездам, кружащиеся, вращающиеся, носящиеся в черном пространстве.

Создав человека по своему образу и подобию, Бог научил нас и системе подчинения, которая похожа на то, как устроено Царство Божие. Архистратиг Михаил – Главнокомандующий небесным воинством. Соответственно, существуют и чины Ангелов. Без четкого подчинения навести в любой структуре порядок сложно, потому и девять ангельских чинов были устроены Господом как раз для высокой результативности управления Небесным Царством.

Немаловажно понимать, что наделенный возможностями без границ Бог, порой вынужден отвлечься от одного вопроса, чтобы заняться другим. Ведь существующий мир так непрочен, чтобы выдержать прямое вмешательство Творца. Богу требуется подмога. И девять ангельских чинов непосредственно для этого и существуют. Всевышнему подчиняются Херувимы и Серафимы, которые сотрудничают с Престолами, те управляют Господствами и Силами, которым подчинены Власти, управляющие Началами и Архангелами, в подчинении у которых Ангелы. Девять чинов подразделяются на три триады. Таким образом, первая триада – те, кто находится в тесной приближенности к Богу; вторая выделяет божественную основу мироздания и владычества миром; третья- те, кто находится близко к людям, к человечеству.

Они называются колеса или престолы, и не могут быть изображены даже символически, но мистики, созерцавшие их и слышавшие их оглушительное молчание, знают, что они видели, и потому подавлены этой силой». Впрочем, иногда престолы изображались как огненные колеса с крыльями. Все их тело будто бы состояло из множества глаз, способных охватить своим взглядом все. Пожалуй, они единственные среди ангелов, кто даже отдаленно не напоминает человека.

Огненные духи серафимы в своем шестикрылом теле воплощают великий космический принцип всеобщей любви: само их имя в переводе с халдейского означает Любовь. Их облик довольно подробно описан в библейской Книге пророка Исайи: «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Лишь по укоренившемуся недоразумению иногда считают херувимов низшими ангелами и изображают в виде детей с крыльями. Херувимы, принадлежа к высшей триаде небесных созданий, символизируют Мудрость и бесконечные Силы, они - стражи небес.

Об этом свидетельствует и Книга Бытия, где описано, как Господь изгнал из рая согрешившего Адама: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни». И уж совсем не похожи на розовощеких младенцев херувимы, виденные пророком Иезекиилем: «Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.

С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное». Столь грозные ангелы охраняли ковчег со скрижалями завета - Божественными правилами человеческой жизни.

На плечах этих могучих духов покоился сам престол Господа, который они легко переносили с одного места в другое: «И воссел (Бог) херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра».

Херувимы больше, чем престолы и серафимы, напоминают людей: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их».

О назначении высших небесных духов в книге «Божественная эволюция» пишет Эдуард Шюре: «Высшая триада (Престолы, Херувимы и Серафимы) являются триадой лучезарных и вдохновляющих Сил, которые действуют в ансамбле Космоса, они составляют часть Божественной сферы как таковой, поскольку они, в сущности, находятся над Пространством и Временем, как и сам Бог, они проявляют Бога во Времени и Пространстве».

Ниже находится вторая троица ангелов - власти, силы и господства. Византийский богослов V в. Дионисий Ареопагит считал господства первыми среди них, четвертыми в небесной иерархии духовных сил. Если силы первой иерархии распространяли божественный свет, мудрость и вдохновение, то вторые - упорядочивали и уравновешивали. Высшие ангелы управляли Вселенной, средние - планетами, в том числе и нашей Землей. Если серафимы, херувимы и престолы сеяли в межзвездных пространствах идеи любви, мудрости и воли, то господства, силы и власти гармонизировали формы всего сущего и его движение. Они сокращали путь от общей идеи к ее конкретному воплощению. О них, покорившихся власти Христа, говорится в новозаветном «Первом послании апостола Петра»: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожил духом, который, взойдя на небо, пребывает рядом с Богом, и которому покорились ангелы и власти и силы». Но и среди этих ангелов появились противники Бога, о которых говорится в «Послании к Ефесянам»: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Ближе всего к людям начала, архангелы и собственно ангелы, которые ведают идеей индивидуальности, божественного огня и самой жизнью людей. И далее он пишет: «Начала, или Духи начала, уже зачали Архангелов… Ведь Начала являются наиболее могущественными магами среди Элохим. Они одной лишь силой воли могут дать жизнь и индивидуальность своим Мыслеформам… Благодаря дуновению Начал, Архангелы восстают и становятся жизнью». Так появились архангелы, многих из которых мы знаем по именам: это небесный военачальник Михаил; Гавриил, который явился к деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится сын Иисус; ангел-целитель Рафаил, а также Уриил, Иегудиил, Йеремиил, Салафиил, Варахиил и многие, многие другие.

Ян ван Руйсбрук в своей книге «Семь шагов по лестнице» сообщил: «Высшие чины ангельские (херувимы, серафимы и престолы) не участвуют в нашей борьбе с пороками и пребывают с нами лишь тогда, когда превыше всякого разлада мы соединимся с Богом в мире, созерцании и вечной любви». Действительно, как им, управляющим галактиками и системами звезд, разглядеть беды каждого из нас, одного в многомиллионной массе? Только ангелы, которые по народному поверью, пребывают у каждого человека за правым плечом, всегда в курсе наших радостей и горестей. Они знают о нас все и в трудную минуту спешат на помощь. Зачем они это делают? Ответ заключен в девяностом псалме Давида, где поется: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». О том же писал великий индийский поэт Рабиндранат Тагор: «Я полагаю, мы свободны в определенных пределах, однако невидимая рука или ангел-проводник, подобно скрытому пропеллеру, движут нами».

Они заботятся о нас при жизни, и в скорбный час к нам спускается ангел, чтобы стать нашим проводником в Мир смерти. А к поэтам в час вдохновения прилетает крылатая муза. И, может быть, лучше всего сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Среди бурных кризисов, среди нестерпимых испытаний, среди устремлений, исключающих сочувствие, и является ангел».

). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим ), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Однако, под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, согласно еврейской и христианской традиции, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии - это потомки Сифа , а дочери человеческие - потомки Каина.

В Новом Завете

…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов - прописную.

Ангел с цветком. 14 век

В религиозной традиции

В иудаизме

Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль , Гавриэль и Рафаэль . Остальные четверо, Ориэль , Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль , Гавриэль , Ориэль и Рафаэль .

В Каббале

Аналоги в других традициях

  • Для древних греков - второстепенные боги.
  • Для буддистов - бодхисаттвы .
  • Для последователей зороастризма - Амеша Спента, язаты.

См. также

  • Ангел в иудаизме
  • Ангел в древнегреческой религии

Литература

  • Иван Бенчев Иконы ангелов. Образы небесных посланников. - М.: Интербук-Бизнес, 2005.
  • Андреев И. Апокрифы. Христианство: Энциклопедический словарь.
  • Аверинцев С. Ангелы, Архангелы: Мифы народов мира.
  • Софи Бернхэм Книга об ангелах: Размышления об ангелах от прошлого до нынешних дней, и как они касаются нашей жизни. М.: Покупки на дом, 2001.