Кто такой избранный человек. Избраны Богом: взгляд на учение о предопределении

Люди 4. Нумерологам, котрі вибудовують свої розрахунки за древнім методом згідно з Кабалою, достеменно відомо, що ім’я людині дається ще до того, як вона спуститься в земний світ. Воно визначає характер і впливає на долю. А головне - відображує ту програму, що її людина

Люди Это самый ценный материал для исследования и познания. Изучай людей – всех вместе и каждого в отдельности. Изучай, как они чувствуют и думают. Ищи в этом систему.Люди – существа стадные по своей природе. Большинство из них хочет, чтобы у них все было не хуже, чем у

Наталья Сотникова Крайон: мудрость нового времени. Избранные послания Учителей Света Дорогие читатели!Серия «Небесная книга» – это уникальные авторы и уникальные знания!Все, что раньше было сокрыто за семью печатями, теперь становится доступным каждому. Вы открываете

Люди Самый ценный материал для исследования и познания. Изучай людей – всех вместе и каждого в отдельности. Изучай, как они чувствуют и думают. Ищи в этом систему.Люди – существа стадные по своей природе. Большинство из них хочет, чтобы у них все было не хуже, чем у соседа.

ИЗБРАННЫЕ ИСТОРИИ МЕЛАНИ ВИДИТ СОН Мелани почти засыпала. Как долго это длилось, ни кто не знает. В это время ей грезится сон.Ей снится мир, полный различных красок, и все цвета в нем выглядят совсем иначе. Люди во сне вы глядели необычно. И вели они себя как-то по-особенному.

ИЗБРАННЫЕ ЧЕННЕЛИНГИ ЧЕРЕЗ АЛОКУ НАМА БА ХАЛА Tвoё космиическое имя (Крайон) Дорогой работник Света, я, Крайон из магнетической службы, приветствую тебя со всей любовью, наполняющей мою сущность, и зову тебя в этот момент твоим именем.Я называю тебя твоим космическим

ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА УИЛЬЯМА К. ДЖАДЖА Уильям К. Джадж.Карандашный рисунок Маргарэт Джейгер с фотографии

Одинокие и Избранные Иисус сказал:Блаженны одинокие и избранные, ибо вы найдете царство; и поскольку вы из него приходите, вы в него снова уйдете.(Из "Евангелия от Фомы")Глубочайший страстный порыв в человеке - быть совершенно свободным. Свобода, мокша, - является целью.

ЛЮДИ Многие слова в древности образовывались от сокращения каких-то очень точных выражений. Например, древнейшее выражение «Я ЕМ, ПОЭТОМУ Я ЕСТЬ!» сжалось до более позднего «Я ЕСМЬ». От длинного «КАКОГО РОДА» родилось коротенькое и конкретное «КОГДА?», от «ТОГО ГОДА» –

ЛЮДИ ОСИ. Раса гипербореев утвердилась на Земле в начале минувшей эры Водолея. Нас, таким образом, отделяет от этого момента времени один Платоновский Год. (Один Платоновский Год включает в себя все двенадцать зодиакальных эпох. Каждая из них продолжается 2145 лет.)

Избранные из иудеев Евреев, вернувшихся из вавилонского плена, привел в Иерусалим Зоровавель - человек, который при иных обстоятельствах мог бы стать царем, а теперь назначенный Киром всего лишь шешбацаром, “князем Иудиным”. Он вернулся в город с группой приближенных,

Избранные послания Да будут Свет, мир и радость со всеми, кто живет в Ауровиле и трудится над его воплощением.Мои благословения. Годовщина Ауровиля 28.2.1969* * * *Всем жителям Ауровиля:Я благословляю совершенствование и рост коллективного и индивидуального сознания Годовщина

Часть Вторая Избранные Гимны Избранные Гимны Беседа Индры и Агастьи Ригведа I.170 indra?na n?namasti no ?va? kastad veda yadadbhutam ?anyasya cittamabhi sa?care?yamut?dh?ta? vi na?yati ?Индра1. Оно есть ни сегодня, ни завтра; кому ведомо то, что Превыше всего и Чудесней? Оно движется и действует в сознании другого, но

Избранные Гимны Беседа Индры и Агастьи Ригведа I.170 indra?na n?namasti no ?va? kastad veda yadadbhutam ?anyasya cittamabhi sa?care?yamut?dh?ta? vi na?yati ?Индра1. Оно есть ни сегодня, ни завтра; кому ведомо то, что Превыше всего и Чудесней? Оно движется и действует в сознании другого, но стоит мысли приблизиться к

Святцы хворобные Оксиньи Калитвиной Избранные молитвы на всякую хворь Ко Господу нашему Творцу Вседержителю О, Всесильный и Всемогущий Врачу душ и телес наших - Господи Иисусе Христе! Услыши ныне слезныя моления всех раб Твоих, в недугах тяжких пребывающих и на Тебе

Сейчас я сижу в своём кресле, в котором молюсь каждое утро, пишу Вам письмо и думаю обо всех тех людях, которые поддерживают нас молитвами и финансами. Я только что помолился о Вас, а сейчас размышляю над вопросом, который мне недавно задали; об этом вопросе и об ответе на него я и хочу поговорить с Вами сегодня.

Недавно меня спросили: «Как Бог выбирает людей, через которых Он хочет действовать?» Это важный вопрос, его следует задать и Вам, если хотите, чтобы Бог избрал Вас. Если Вы внимательно посмотрите на Божьих избранников, совершающих нечто значительное, Вы поймёте, что Бог избирает людей вовсе не по их талантам и способностям. А раз так, должна быть другая причина, побуждающая Его возложить руку на человека с тем, чтобы задействовать его особым образом.

ЧТО ЭТО ЗА ПРИЧИНА?

На данный вопрос существует несколько ответов. Есть определённые качества, благодаря которым Бог избирает людей, и Вам нужно знать эти качества.

ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ, ДОСТОЙНЫЙ ДОВЕРИЯ

Один из ответов на этот вопрос даёт нам апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам 4:2. Он заявляет здесь об этом столь категорично, что складывается впечатление: это качество находится на первом месте в Божьем списке требований по отношению к тем, кто будет избран для выполнения Его работы. Вот что он написал:
Хочу обратить Ваше внимание на слово «верным». Греческое слово pistos – «верный» – производное от греческого pistis – «вера». Однако в 1-м послании к Коринфянам 4:2 слово pistos несёт значение не «вера», а «верность». Оно характеризует человека, которого Бог посчитал верным, надёжным, достойным доверия, непоколебимым.

БОГ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЕТ ЗА НАМИ

Как Бог определяет, является ли тот или иной человек верным, надёжным, достойным доверия, непоколебимым? На данный вопрос Павел отвечает в этом же стихе: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».

Греческое слово eurisko – «оказаться» – означает найти, открыть для себя. Важно отметить, что значение слова eurisko подразумевает открытие, сделанное в результате тщательного наблюдения.
Значение слова eurisko сообщает нам о том, что Бог внимательно наблюдает за нами, нашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как мы обращаемся с людьми, как реагируем на давление, имеем ли достаточно упорства, чтобы оставаться на верном пути, когда вокруг появляется так много отвлекающих моментов, цель которых – заставить нас ослушаться Бога. Прежде чем одобрительно похлопать нас по плечу и поручить нам какое-то новое важное дело, Он посмотрит, насколько хорошо мы справились с предыдущим Его заданием. Сделано ли оно так, как Он и ожидал? Закончили мы его полностью или же какая-то часть осталась незавершённой? И выполнили ли мы его так, чтобы прославить имя Иисуса?

ХАРАКТЕР И ПОСТУПКИ – ВОТ, ЧТО ВАЖНО!

Если бы Вы были Богом и искали человека, через которого могли бы действовать могущественным образом, то разве Вы не смотрели бы в первую очередь на его характер и поступки, чтобы убедиться: ему Вы можете доверить важное задание? Даже работодатель внимательно наблюдает за сотрудниками, чтобы понять, кто из них заслуживает повышения.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОВЕРИТЬ БОЛЬШЕ…

Если бы Вы были работодателем, то, прежде чем повысить человека и доверить ему большую ответственность, разве Вы не понаблюдали бы за ним, чтобы увидеть, окажется ли он верным? Если так поступают люди, когда ищут человека, которому могут поручить выполнение пусть важных, но всё же временных, с точки зрения вечной жизни, обязанностей, тем более это будет делать Бог при выборе людей, которым Он сможет доверить миссию, выполнение которой повлияет на то, где люди будут проводить вечность. Нет ничего более серьёзного, чем судьба в вечности, – вот почему Бог, прежде чем доверить кому-то выполнение важных духовных дел, понаблюдает за ним, чтобы увидеть, окажется ли этот человек верным.

БОГ НАБЛЮДАЕТ И… ЗА ВАМИ!

Бог хочет знать, верные ли мы, заслуживаем ли доверия, надёжные ли, непоколебимые ли. Он не пребывает в неведении и не питает иллюзий насчёт нас, Он внимательно наблюдает за нами и затем принимает решение. Это означает, что Бог наблюдает и за Вами. Он наблюдает за Вашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как Вы относитесь к людям и как ведёте себя, оказавшись под давлением обстоятельств. Он смотрит, обладаете ли Вы упорством, чтобы идти вперёд, невзирая на трудности.
Первое послание к Коринфянам 4:2 не оставляет сомнений в том, насколько Богу важно такое наше качество, как верность. Слово «оказался» решительно указывает на то, что Бог наблюдает за нами в течение долгого периода времени, чтобы увидеть, как мы ведём себя в тех или иных обстоятельствах, отличаемся ли верностью, можно ли на нас положиться, заслуживаем ли мы доверия, насколько мы надёжные и непоколебимые.
Сегодня мне хочется задать Вам вопрос: «А каким Бог нашёл Вас?»

БОГ РАЗЫСКИВАЕТ ВЕРНЫХ!

Поняв в результате наблюдения за человеком, что ему можно доверять, Бог, как правило, вскоре поручает ему задание. Употреблённое в вышеприведённом стихе греческое слово zeteo – «требоваться» – означает искать, разыскивать, смотреть очень внимательно. Это слово было юридическим термином, характеризующим судебное расследование, а также оно могло относиться и к научному исследованию. Оно описывает интенсивные, тщательные поиски. Стих можно перефразировать так: «Бог ведёт тщательные, всеохватывающие, доскональные поиски с целью найти домоправителя, который окажется верным».

ЦЕННАЯ НАХОДКА

Это означает, что люди, обладающие качествами, которые Бог хочет видеть в них для того, чтобы задействовать их в осуществлении Своих замыслов, не встречаются на каждом шагу. Верные, надёжные, достойные доверия, непоколебимые люди настолько редки, что Богу приходится вести тщательные, основательные поиски, чтобы отыскать их. И когда в результате наблюдения за верующим Бог приходит к выводу, что тот действительно стремится исполнять Его волю, причём наилучшим образом, Он понимает, что сделал ценное открытие. Он нашёл верного человека, на которого может положиться и доверить ему важное задание.

НАСТОЯЩЕЕ СОКРОВИЩЕ!

На протяжении многих лет мне доводилось работать с огромным количеством людей, и я знаю, что люди, на которых можно всецело положиться, – это редкость. Большинство же отвлекаются от выполнения порученного им задания на что-то ещё. Сначала они стараются быть верными, но потом их отвлекают другие разные дела. Почти все пасторы могут подтвердить, что чаще всего люди, начав дело, не доводят его до конца. Но, когда удаётся найти человека верного, заслуживающего доверия, надёжного и непоколебимого, – можно считать, что это редкая находка, настоящее сокровище.
ЧТО БОГ МОЖЕТ СКАЗАТЬ О ВАШЕЙ ВЕРНОСТИ?

Глядя на Вас, что Бог может сказать о Вашей верности? Я призываю Вас сделать всё возможное, чтобы Он с лёгкостью мог сказать: «Вот этот человек – настоящее сокровище. Ему Я смогу доверить выполнение важного поручения». И не допустите, чтобы Он сказал: «Пока нет», из-за того что Вы отказались внести необходимые изменения.

Поскольку Бог наблюдает за нами, нам необходимо взглянуть на себя со стороны, чтобы понять, что же Он видит, когда смотрит на наши поступки, на то, как мы выполняем свои обещания и насколько послушны Ему и Его Слову. Скажет ли Бог, что может доверять нам или же с Его стороны будет мудро избрать кого-то другого?

ДВЕРЬ К ВАШЕМУ ПРИЗВАНИЮ

Если Вы хотите перейти на более высокий духовный уровень – более ответственный, но вместе с тем и более интересный и захватывающий, и именно на этом уровне Бог сможет дать более важное задание, – значит, делайте всё возможное, чтобы оказаться верным! Если Бог увидит Вашу верность, то вскоре перед Вами откроется дверь, войдя в которую Вы сможете исполнить то, к чему Он Вас призвал.

У ВАС ЕСТЬ ЗАДАНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС?

Сегодня я хочу спросить Вас:

какое поручение Бог дал Вам? Возможно, это поручение связано с работой или с отношениями, поручение решить какие-то личные проблемы? Можете ли Вы назвать сейчас самое важное поручение, данное Вам Богом, – то, над выполнением которого Он наблюдает наиболее пристально? Если Вы не знаете, каких действий Бог ожидает от Вас сейчас, попросите Его помочь Вам понять, в чём заключается Ваша задача, и выполнить её наилучшим образом, чтобы Он смог доверить Вам нечто более существенное. Твёрдо решите и даже возьмите на себя обязательство сделать всё от Вас зависящее, чтобы Бог нашёл Вас верным в исполнении Его воли – в выполнении той простой задачи, которую дал Вам, – чтобы затем Он смог поручить Вам более важное дело.

БОГ ВСЕГДА РЯДОМ!

Бога интересует, как Вы выполняете порученные Вам задачи. Он стоит рядом с Вами, чтобы помогать Вам, воодушевлять Вас и укреплять там, где Вы слабы, чтобы Вы смогли оказаться верным и были способны с полной самоотдачей выполнить следующее Его задание.

БОГ ПРИЗЫВАЕТ НАС ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ

Как Вы думаете, Бог находит Вас верным в исполнении Его воли, начиная с порученных Вам простых задач до такого важного дела, как осуществление своего призвания?
Надеюсь, это письмо было для Вас интересным и полезным. Это письмо побудило и меня самого быть ещё более послушным Богу и служить Ему ещё лучше. Оно стало проверкой и для меня самого, потому что я всегда стараюсь делать всё, что говорит мне Господь. Прямо сейчас Он призывает меня подняться выше. Я знаю это. А к чему Бог призывает Вас? Я убеждён, что Вы проявите верность и возьмётесь за выполнение Богом данных заданий с новыми силами, и выполните их наилучшим образом.

СПАСИБО ВАМ!

Благодарю Вас за молитвенную и финансовую поддержку служения нашей церкви. Не проходит и дня, чтобы мы с Дэнис не поблагодарили Бога за всех вас и не помолились о том, чтобы Он поднял вас ещё выше и даровал вам самое лучшее. Для нас большая честь – молиться о Вас и вместе с Вами наблюдать за тем, как в Вашей жизни осуществляется Божья воля.

ИНТЕРНЕТ-ЦЕРКОВЬ

В нашей Интернет-церкви, на сайте () Вы имеете возможность смотреть трансляции богослужений в режиме реального времени, «Домашние группы Онлайн» по понедельникам. Интернет-церковь – это прекрасная возможность охватить служением как можно большее число драгоценных сердец. Приглашайте своих друзей и знакомых и, по возможности, присоединяйтесь к нам сами.

Вопрос предопределения и свободной воли уже долгое время обсуждается в теле Христовом. Многие считают, что Бог уже избрал тех, кто будет спасен, и что кроме этих людей не спасется никто. Согласно такой точке зрения, сущность спасения уже не заключается в том, чтобы человек верою принял возвещенное ему Евангелие. Конечно, он должен услышать и поверить, но сделать это он способен лишь потому, что Бог «предопределил» или «избрал» его быть спасенным. Без такого «избрания» или «предопределения» свыше – в смысле предпочтения одного человека другому, не избранному, – этот человек не мог бы быть спасен. Следовательно, один Бог решает, в конечном счете, кто спасется и кого Он, согласно этому учению, «предопределил», т.е. предызбрал ко спасению. Те, кого Бог избрал, будут спасены, а те, кого Он не избрал (другими словами: те, кому Он отказал в спасении), не будут спасены. Такое объяснение, конечно же, очень удобно, так как возлагает всю ответственность в процессе спасения на Бога, который, согласно этому учению, «уже предызбрал тех, кому надлежит спастись». И если вы неохотно благовествуете Его Слово другим... ничего страшного! Богу это известно, и если человеку все равно суждено спастись, Он не обязательно должен привести его к вам. В конце концов, все, кому надлежит спастись, спасутся... на все Божья воля. Лично я считаю, что, несмотря на все его кажущееся удобство, это, к тому же, очень неправильное и опасное учение. Я также думаю, что в том, что многие верующие пассивны в отношении благовестия, виновато, пусть даже частично, именно оно. Христиане просто теряют чувство ответственности за распространение Евангелия, так как, согласно учению о предопределении, в конечном счете, все, кому суждено спастись, спасутся. Я категорически не согласен с таким взглядом на вещи. Я верю, что Библия учит нас тому, что Бог отдал Своего Сына за ВСЕХ людей, а значит - Он решил дать спасение каждому . Следовательно, мнение о том, что Бог в вопросе спасения предпочел одних другим, не может быть верным.

Спасение: Божий замысел для каждого

Чтобы понять, чего желает Бог, когда речь идет о спасении, начнем с 1 Тимофея 2:4. В этом стихе говорится:

1 Тимофея 2:4
«...Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Чьего спасения желает Бог? В чем Его воля относительно спасения? Чего Он хочет, чего желает? Как говорится в этом отрывке, Он желает, хочет, чтобы все люди спаслись! «Все люди» - значит ВСЕ. Он не предпочел одних людей другим, отдав Своего Сына лишь за избранных. Но Он отдал Своего Сына за всех людей, за каждого, живущего на Земле, и желает, чтобы все на Земле спаслись! В этом и заключается Его воля, желание и избрание. В том же самом послании, в стихах 5 и 6 мы читаем:

1 Тимофею 2:5-6
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ВСЕХ . [Таково было] в свое время свидетельство».

Для искупления скольких людей предал Себя Иисус Христос? Не для искупления некоторых, но для искупления ВСЕХ, братья и сестры. Иисус Христос заплатил за каждого, именно в этом и была Его цель – чтобы каждый мог вкусить спасение. А если так, то не будет ли противоречием утверждение, что Бог избрал лишь некоторых из этих всех, за которых Он отдал Своего Сына, и не избрал (а значит, отверг) оставшихся? Представьте, что вы отправились в тюрьму, каждый узник которой вам лично очень дорог. Представьте себе, что из любви к этим узникам вы заплатили самую высокую цену, какую только могли, – для Бога этой ценой был Его Сын, – за их освобождение. Скольких из них вы бы хотели после этого видеть на свободе? Я думаю, ВСЕХ. А теперь представьте, что некоторые из освобожденных решили остаться в тюрьме. Что бы вы почувствовали, узнав об этом? Наверное, вы бы очень опечалились? Ведь вы заплатили высочайшую цену! Вы желаете их свободы! Лично я бы очень расстроился, узнав, что они предпочли свободе тюрьму, и я думаю, что Бог чувствует то же самое. Он отдал Своего Сына, самое дорогое для Него как выкуп за всех нас, и, представьте себе, Он действительно хочет, чтобы каждый воспользовался этим правом на свободу. Он хочет освободить каждого «... от власти тьмы» и ввести нас всех «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:13).

В часто цитируемом известном отрывке Иоанна 3:16 говорится:

Иоанна 3:16-18
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы ВСЯКИЙ верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы МИР спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

Бог возлюбил ВЕСЬ МИР (в нашей аналогии с узниками это означало бы: возлюбил ВСЕХ узников, а не только некоторых) и за весь мир, за КАЖДОГО, Он отдал Своего Сына. Для чего? «ЧТОБЫ МИР СПАСЕН БЫЛ ЧЕРЕЗ НЕГО». Отдавая Своего Сына на смерть, Бог не намеревался сделать это лишь для некоторых, Он сделал это для всего человечества! Он хотел освободить не группу отдельных узников, а абсолютно ВСЕХ. Бог желает спасения всех людей, потому что Его выкуп был заплачен за всех. Нет ни одного человека на Земле, которого Бог бы определил к погибели в вечности.

Что означают стихи об избранных в Библии?

Быть избранным – означает стать объектом чьего-либо выбора, т.е. когда кто-то выбирает вас. Как мы уже читали в вышеприведенных отрывках, Бог изъявляет Свою волю в том, чтобы все люди спаслись, и с этой целью Он заплатил за нас жизнью Своего Сына. Итак, если Бог хочет, чтобы все спаслись, значит, Его выбор включает всех нас в Его спасительную волю. А если таков Его выбор, Его воля, то кем являемся все мы по отношению к Его спасению? ИЗБРАННЫМИ . Другими словами, читая в Библии о том, что мы избраны, мы не должны воспринимать это, как избрание в ущерб другим, якобы не избранным. ВСЕ избраны, чтобы быть спасенными, так как в этом – выбор, решение Бога, для каждого человека (хотя, очевидно, не все примут Его предложение). Когда же в Библии говорится о нас как об избранных, имеется ввиду избрание ко спасению. Спасение – это Божий выбор, Его воля для каждого, а значит, в отношении спасения, все избраны Им. Однако не все согласятся принять Его выбор, и отказавшиеся в итоге погибнут. Причина их гибели – не в том, что Бог не избрал их ко спасению, а в том, что они отвергли Божье избрание. Точно так же, как причина нашего спасения – не в том, что Бог предпочел нас другим , не избранным Им ко спасению, а в том, что мы согласились принять предложенное нам и всему миру Божье избрание. Спасение – это вопрос веры. Этот вопрос не в том, избирает ли Бог людей, а в том, избирают ли люди Бога. Что касается Бога, сомнений нет: Он избрал ВСЕХ людей, чтобы они спаслись, и для этого отдал Своего Сына. Еще раз обратимся к Писанию:

Деяния 10:43
«... всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.»

Римлянам 9:33, 10:11
«... всякий , верующий в Него, не постыдится».

1 Иоанна 5:1
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден».

Иоанна 11:26
«И всякий , живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».

Иоанна 3:16
«... дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Иоанна 12:46-48
«... чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир . Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Обратите внимание на повторение во всех этих отрывках слова «всякий». ВСЯКИЙ – значит, любой, кем бы он ни был, – будет спасен или не спасен, в зависимости от того, уверовал он или нет. Уверовавший спасется, так как в этом – Божье избрание, Божья воля для него. Не уверовавший же не спасется, и причиной этого будет не Божье избрание, а его собственный выбор. Все очень просто.

Подведем итог: существует два вида избрания. Один вид – это предпочтение одного человека другому, другими словами: «Я выбираю тебя, а не его». В этом смысле и согласно этому учению об избрании, Бог избрал нас и отверг других. Нас, христиан, Он предопределил быть спасенными, а всех остальных – нет. Согласно такому пониманию, все остальные – не избраны. Может ли подобное учение быть верным? Нет, потому как, основываясь на вышеприведенных отрывках Писания, мы можем утверждать, что Божий выбор и воля о спасении распространяются на всех, ведь именно с этой целью – спасти всех – Он отдал Своего Сына. Поэтому под избранием и предопределением, о которых говорится в Ефесянам 1:4-5: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа…», понимается не избрание нас Богом в ущерб другим , неизбранным, а наше избрание быть спасенными. Это самое избрание – ко спасению – Бог осуществил по отношению к каждому, отдав за нас Своего Сына. Как в нашем примере с узниками: выбор заключался в том, чтобы все вышли на свободу. Справедливо ли будет сказать принявшим мой выкуп освободившимся узникам: «Ты избран быть свободным», «Я предопределил твою судьбу», «Мой выбор пал на тебя»? Да, безусловно. Однако, учитывая, что мое решение внести выкуп распространяется и на тех, кто предпочел остаться в тюрьме, говоря узнику «ты избран», я ни в коем случае не имею ввиду, что я предпочел его другому, отвергнувшему мой выкуп. Тот, другой, точно так же избран мной для освобождения. Бог действительно избрал нас, но Его избрание – это не ПРЕДПОЧТЕНИЕ одних другим . Бог не занимается отбором особо привилегированных из общей массы, чтобы спасти только их. Если бы это было так, то Он был бы лицеприятен, но Он НЕ ТАКОВ:

Деяния 10:34
«Бог нелицеприятен».

Напротив, Бог открыт каждому, кто Его ищет, и даже Сам ищет тех, кто стремится к Нему, чтобы открыть Себя им:

Псалтирь 14:2
«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога».

И Второзаконие 4:29
«Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею».

Если человек ищет Бога и всем сердцем искренно просит Его открыться ему, Бог обязательно ответит на его мольбу. Он привлечет этого человека к себе. Точно так же Он ответит на молитву любого, призывающего Его. Бог ищет тех, кто ищет Его, и ищущие Его всем сердцем найдут Его. Это происходит не изредка со случайно избранными людьми, это – ПРИНЦИП, установленный Божьим Словом. Если человек сердцем взывает к Богу, Бог обязательно ответит ему и привлечет его к Себе. Именно в свете этого принципа мы должны понимать записанное в Евангелии от Иоанна:

Иоанна 6:44
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».

Многие толкуют этот отрывок так: «Понимаете, все в руках Божьих. Если Бог захочет, то привлечет к себе человека. А если он Ему не нужен, то Он и не станет его привлекать». Но подобное толкование этого отрывка из Библии делает Бога лицеприятным и упускает тот факт, что Иисус умер за ВСЕХ, чтобы ВСЕ спаслись. Бог не отбирает кого-то особо, чтобы привлечь к Себе, но являет Себя каждому, ищущему Его. Это – духовный закон, установленный Им Самим. В следующем разделе мы подробнее рассмотрим этот вопрос.

Спасение: что зависит от Бога и что зависит от нас

Несомненно, в нашем спасении главная роль отведена Богу, однако Бог предусматривает ответственность и определенную роль с нашей стороны. Во 2 Коринфянам 5:18-21 ясно говорится, в чем состоит наша ответственность в процессе примирения между человеком и Богом:

2 Коринфянам 5:18-21
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего НАМ служение примирения , потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения . Итак МЫ – посланники от имени Христова , и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Отдав за нас Своего Сына, Бог примирил человечество с Собой. Иначе говоря, отныне путь к Богу открыт. Если вернуться к примеру с узниками, мы можем сказать, что двери тюрьмы больше не заперты! Но узники слепы и не видят этого. Они ослеплены «богом века сего» (2 Коринфянам 4:4), дьяволом, и не видят открытый им путь спасения. Им необходим посланник, который скажет: «Путь к Богу открыт! Примиритесь же с Богом, ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом!». В этом провозглашении людям спасительной вести, в призыве их к Господу, и заключается служение примирения. И кому же доверено это служение? Ответ прост: НАМ . Мы ответственны за то, чтобы они услышали, мы – посланники Христовы. Если вы обращаетесь к иностранной державе, вы делаете это через посольство, через полномочных представителей этой державы в вашей стране – послов (т.е. посланников). А посланниками Бога являемся МЫ. Бог распахнул двери тюрьмы и открыл нам путь к Себе. Он примирил с Собой мир, отдав Своего Сына. И теперь мы, некогда слепые узники, освободившись, должны возвестить тем, кто еще слеп и находится в заключении: «Придите к Богу, путь свободен!».

В 1 Коринфянам 3:5-6 более подробно говорится о наших обязанностях:

1 Коринфянам 3:5-6
«Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог».

Обратите внимание на распределение обязанностей. Богу отведена наиглавнейшая роль – взращивать. Тем не менее, кто-то сначала должен насадить семя, а кто-то поливать. И этот «кто-то» уже не Бог, а мы! Это – обязанность служителей, но не церковных священнослужителей, а нас, несущих служение примирения. В этом отрывке не написано: «Бог насадил, Бог поливал, Бог возрастил». Часть служения выполняли люди, которых к этому призвал Бог. Люди, возвещавшие другим: «Вот – Бог, примирись с Ним!». И если те, кто слышал призыв, отвечали на него, Бог, в Свою очередь, приближался к ним и приближал их к Себе. Некоторые люди, как Аполлос, поливали семя, посеянное в людские сердца, разъясняя им Слово Божье и наставляя их в библейских истинах. Обратите также внимание на выделенное мною «через которых » («через которых вы уверовали»). Эти слова говорят о роли Павла и Аполлоса, отведенной им Богом в служении примирения, о роли посредников, миротворцев, посланников Христовых, о роли сеющих и поливающих. Именно через них другие люди пришли к вере. Но представьте, что было бы, если бы мы сказали человеку: «Бог откроется тебе», а Бог бы этого не сделал. Смог ли бы этот человек вступить в союз веры с Богом? Нет, как бы сильно он этого ни хотел, это было бы невозможно. Однако Бог действительно являет Себя ищущим, идет им навстречу и привлекает к Себе. Поэтому слова из Евангелия Иоанна: «…никто не сможет прийти к Отцу, если Отец не привлечет его к Себе» абсолютно верны, т.е., без действий со стороны Бога, без Его взращивания мы можем насаждать и поливать сколько угодно – и все будет безрезультатно. Но Бог действительно являет Себя ищущему, Он привлекает его к Себе и взращивает его. Вопрос лишь в том, будем ли мы исполнять вверенное нам служение примирения, насаждая и поливая, будем ли верны заповеди «идти по ВСЕМУ миру и проповедовать Евангелие ВСЕЙ твари» (Марка 16:15)? Ответственность за эти действия не лежит на Боге – все это Он заповедал делать нам.

Заключение

Итак, дорогие братья и сестры, подведем итог: учение о том, что Бог якобы избирает одних, чтобы спасти их, а других не избирает, - очень удобно, и, тем не менее, ложно. Божье избрание, Его воля заключаются в том, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Если это избрание касается всех, кто же тогда эти «все»? Избранные! В конечном счете, будет ли человек спасен или нет – зависит от того, уверует он или нет. Уверовав, он спасется, отвергнув же Бога, он не будет спасен. Имеет ли Бог какое-то влияние в этой ситуации? Естественно, и самое непосредственное: когда человек сердцем обратится к Богу и захочет найти Его, Бог откроется ему и привлечет Его к Себе. Именно это имеет в виду Иисус, говоря о том, что прийти к Нему может лишь тот, кого привлечет Отец. Те, кто испытали это на личном опыте, знают, о чем я говорю. Это откровение о Боге – не просто случайность, это – Его закономерные действия, то, что Он пообещал в Своем Слове. Ищущий Его всем сердцем найдет Его, так написано в Слове. Искренно ищущему Его Бог откроется, вне всяких сомнений.

Что касается нас, Бог вверил НАМ служение примирения, служение сеяния Слова и полива. Он, со своей стороны, обеспечивает взращивание (привлекает человека к Себе), но сеять и поливать, приводить людей к Господу – это служение примирения, доверенное нам. Учение, согласно которому, Бог избрал лишь некоторых ко спасению, и, соответственно, избрал других для гибели в аду, – очень ложное учение, усыпляющее людей, так как они верят, что Бог все равно спасет всех, кого захочет спасти. Это не так. Братья и сестры, на нас лежит ответственность проповедовать Слово и искать возможности благовествовать. Проповедуйте Слово, скажите узникам, что они могут быть свободны. Послушают они вас или нет – это их дело, наше же дело – рассказывать им и свидетельствовать об Отце. Отец же, со Своей стороны, всем сердцем надеется, что они придут к Нему! Он отдал за них тот же самый выкуп, что и за нас, и готов принять их с распростертыми объятьями так же, как когда-то принял нас.

Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

ОБ ОТНОШЕНИИ ГОСПОДА БОГА КО МНОГИМ ЗВАННЫМ И МАЛЫМ ИЗБРАННЫМ, А ТАКЖЕ О ТОМ, ЧТО ОТ УМАЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ УГАСАЕТ ЛЮБОВЬ

Меня всегда волновал вопрос о малом числе спасающихся. Я никак не могу понять, почему люди выбирают не просто худшее, а вечную погибель и постоянную изоляцию с нескончаемыми и невыразимо жуткими мучениями. Конечно, это их выбор, с которым считается Сам Господь Бог, но причину этого выбора мне, избравшему Бога, свет, истину и благодать, не понять.

Из Священного Писания и наблюдений в моей жизни я открыл для себя страшную истину - то, что число спасаемых людей намного меньше числа погибающих, а число погибающих несравненно превышает число спасаемых. Казалось бы, по приходу в Церковь Христову я наконец-то обрел место, в котором спасаться должно 99% ее членов. Но, увы, и здесь число спасаемых членов Церкви меньше, чем число ее погибающих членов. Мы говорим лишь о тех членах, которые до смерти пребыли в Церкви, не считая отпавших от нее при жизни.

В Своей земной проповеди наш Господь и Спаситель Иисус Христос говорил страшные для нас истины:

  • что много званных, но мало избранных;
  • что мало кто идет узким и тесным путем, ведущим в жизнь вечную;
  • что у Него малое стадо;
  • что не всякий, говорящий «Господи, Господи…», спасется;
  • что не о всем мире Он молится, но лишь о тех, кого дал Ему Его Отец Небесный.

Итак перед нами - членами истинной Церкви Христовой - стоит реальная проблема, которую мы можем обозначить проблемой многих званных и малого числа избранных. Главное в этой проблеме - это уразуметь отношение Господа Бога ко многим званным и к малому числу избранных. Главный же ее практический аспект для каждого из нас состоит в том, чтобы узнать, в какой из этих категорий находится каждый из нас.

Попробуем установить, кто или какие категории обратившихся ко Христу людей составляют число многих званных. В число званных входят:

  • малое число избранных;
  • люди, случайно пришедшие в Церковь;
  • люди, подобные зерну, упавшему у дороги, у которых сатана сразу уносит из сердца слово истины и вкус к истине;
  • люди, подобные зерну, посеянному на камне и не имеющему корней;
  • люди, подобные ростку подавленному терниями, т.е. заботами о земных благах и суетой;
  • люди, не выдержавшие испытаний скорбями, лишениями или гонениями за веру.

К этому числу можно было бы добавить и «плевел», но они, как насажденные в Церкви сатаной, не могут входить даже в число званных. То, что по лукавству своему погибают «плевелы», еще можно понять. Это их изначальный злой выбор. А вот почему с радостью принявшие слово Божье люди затем отвергаются Христа и своего спасения, понять невозможно. Речь здесь не о видимых причинах, а о их глубинном выборе. Этот выбор для нас остается непонятным.

Однако оставим рассуждение о людях и обратимся к отношению Бога к званным и избранным. Промысел Божий для нас до конца не может быть постигнут, вот почему мы можем коснуться лишь того, что нам дозволено коснуться Самим Господом Богом.

Почему в жизни так выходит, что званных всегда больше, чем избранных? Нам известно, что по сотворении человек был наделен свободной волей, которая проявляется свободой его выбора. Как существо, сотворенное Богом, человек совершает свой первый выбор в отношении своего появившегося бытия, а точнее, в отношении к своему из ничего появившемуся бытию. Что может в этом отношении выбрать человек? Одно из двух - согласиться со своей тварностью и своим тварным бытием или не согласиться с ним. Несогласие человека со своим тварным бытием выявляет его гордость и делает человека противником Богу и саморазрушителем, стремящимся к небытию. Поскольку по условиям Бога рассотворение разумновечных существ не предусмотрено, то этот выбор человека и это его стремление может быть оформлено только в виде вечного пребывания в специально изолированном от Бога и Его творений, согласных со своим бытием, месте, именуемым адом (т.е. местом, лишенным света), с вечным несением той меры неизреченных мучений, которая определена каждому богопротивнику по правде Божьей. Эта мера мучений у каждого избравшего не Бога и небытие человека своя. Это есть неизбежное следствие выбора этим человеком стремления к несуществованию. Насколько человек стремится к несуществованию, настолько он противится Богу. Насколько он противится Богу, настолько он не любит Бога и ненавидит Его и Его творения. Насколько он ненавидел Бога и Его творения, настолько он и создал для себя свое вечное мучение. Таким образом, вечное мучение человека это есть его постоянная попытка осуществить неосуществимое - разодрать вопреки воле Всемогущего Бога свое нераздираемое бытие и прекратить свое непрекращаемое существование.

Противление Богу (осознанное или не осознанное) - это противление Жизни, Истине, Свету и Любви, и Источнику жизни, света, любви и истины. Вот почему это противление есть источник непрестанного мучения для каждого богопротивленца, что можно назвать его вечной смертью.

Кто же кого выбирает: Бог меня, или я Бога? Конечно, сперва выбирает Бог. Он сперва выбирает мне быть и создает меня из ничего! Создает совершенным, снабженным всем необходимым, способным к Богообщению и любви, разумным, словесным и рассудительным.

Как только я осознал себя и свое бытие - я есть, я существую - а также свою тварность и зависимость от Бога, так сразу передо мной стоит выбор. Мне предложено согласиться с выбором Бога, смиренно принять свое бытие, свое существование, свою сотворенность и свою зависимость от Своего Творца и Господа Бога. Мне также предоставлено право не согласиться со своим сотворением и существованием, и даже воспротивиться Своему Создателю Господу Богу.

Именно это право и возможность выбрать не Бога и показывает всем, что выбравшие Бога сделали это свободно и добровольно! Этот их первый выбор Бога есть их первая заслуга перед Ним. Однако есть люди, которые воспользовались свободой выбора так, что не согласились со своим сотворением, существованием и бытием. Они не согласились с тем, что Бог выбрал им быть! Они не приняли свою тварность и зависимость от Бога, но впали в гордость и стали богопротивленцами. Такие люди становятся Богу не интересными, не нужными, и Он их больше не выбирает, но оставляет злому их выбору. Они составляют число отверженных Богом существ и вынужденно соединяются с отверженными ранее их падшими ангелами, ставшими духами злобы и богопротивленчества. Такие люди не входят в число званных. Бог их оставил их дурному выбору и больше не зовет к Себе.

Первый добрый выбор человека - согласие со своим бытием, со своей тварностью и зависимостью от Бога - ценен в очах Божьих. Однако он недостаточен для дальнейшего развития отношений с Богом. Для дальнейшего развития отношений Бог предлагает человеку добровольное принятие послушания Ему. Это послушание предлагается человеку в виде Божьей заповеди или заповедей. Это второй зов Бога людей к Себе. Человек опять стоит перед выбором: согласиться с Богом и смиренно принять послушание Ему, выполняемое точным исполнением Божьей заповеди или заповедей, или не согласиться с Богом, отвергнуть послушание Ему посредством нарушения заповеди. Отвергнувшие послушание Богу отвергают Самого Бога и присоединяются к числу отверженных людей и духов. Они становятся Богу чужими, не интересными и не нужными. Он оставляет их своему своеволию и их дурному выбору.

Принятие послушания и исполнение заповеди (заповедей) Божьих дает человеку возможность полюбить Своего Господа Бога и Творца и явить эту любовь деятельно. С послушания начинается созидание благого союза человека с Богом, основанного на любви. Послушание есть также средство Богообщения и путь познания Бога. Потому Христос Бог и сказал нам, что любящие Его заповеди Его исполнят.

На этом отрезке созидания отношений между Богом и сотворенным Им человеком (исторически это был Адам) произошло падение человека и всей его природы. Падение Адама и Евы было их дурным выбором, но оно было обусловлено некоторыми смягчившими их вину обстоятельствами. Первым обстоятельством было создание Богом жены для Адама, к которой он очень сильно привязался и которую очень полюбил. Если бы не было жены, то Адам мог бы пройти испытание на послушание, испытание заповедью Божией. Вторым обстоятельством было существование отверженных духов и их первенца и лидера - падшего денницы, именуемого сатаной (т.е. богопротивником) и диаволом (т.е. клеветником). Сатана есть также ложь и отец лжи.

Бог не зачислил согрешивших Адама и Еву в разряд отверженных лишь потому, что они согрешили не по своему осознанному выбору, но по обману сатаны, использовавшего змея и ложь. Падшие люди были изгнаны из рая на землю и лишены возможности закрепления в вечности их падшего состояния. Они попали под власть обманувшего их сатаны и его бесов, подверглись проклятию Бога и были наказаны смертью. Вся их природа сильно повредилась и исказилась. Тем не менее, Бог по причине использования против них хитрости и обмана оставил их в числе званных. Он оставил им надежду в виде благого обетования об избавлении их от смерти, падения и власти демонов в Лице грядущего Спасителя. Бог не прекратил звать человека к Себе. Только теперь для принятия этого зова человеку нужна была вера - вера в благого Бога. Сам зов Божий (третий) был к покаянию, т.е. коренному изменению себя из падшего, грехолюбивого, тленного человека в нового, по образу и подобию Божьему созданного, человека. Теперь для восстановления дружеских отношений человека с Богом и развития этих отношений Бог предложил людям Свой Завет, т.е. договор с целой программой необходимых условий. Все эти условия и заповеди нужны самому человеку для его исцеления и восстановления. Здесь опять перед человеком встал выбор: вступить в Завет с Богом и смиренно принять все Его условия или не вступать с Богом в Завет и отвергнуть все Его условия и предложенное Богом покаяние. Отвергнувшие Завет с Богом и покаяние пред Ним соединяются с отверженными людьми и духами. Они оставляются своему падению и погибели, но зов Божий не прекращается к ним в течение всей их земной жизни. До последнего своего вздоха каждый человек может через покаяние вступить в Завет с Богом и получить надежду на помилование и спасение.

В Своем Домостроительстве Господь Бог предусмотрел путь спасения людей и человеческой природы через воплощение и вочеловечение Второй Ипостаси - Сына Божьего. По воплощении в задачу Сына Божьего, непостижимо ставшему еще и совершенным Человеком, входило: проповедовать людям истину и правду Божию; призвать их к покаянию, а через покаяние к Себе и в Свое вечное Царство Небесное; искупить их от их падения, греха, власти сатаны и его бесов, от ада и смерти; создать новый невозможный до воплощения Бога союз Бога и человека в виде Церкви Христовой для спасения и обожения людей. Теперь званными люди были в Церковь Христову! Таких званных было много, но не всех их избрал Господь.

Здесь нам надо понимать разницу между искуплением человеческой природы вообще и спасением отдельных человеческих личностей искупленных Христом. Иисус Христос Сын Божий искупил Своим страдальческим подвигом всю человеческую природу. В этом смысле, через человеческую природу, Он искупил каждого призванного Им к бытию человека. Ведь каждый человек наделен человеческой природой, и эта природа проявляется лишь в людях и Богочеловеке. В лице Адама природа людей пала, а в Лице Христа Она была искуплена и восстановлена, и возведена в еще лучшее состояние, чем та, которая была у Адама и Евы до их падения. Через причастность общей человеческой природе каждый человек был искуплен и попал в число званных ко спасению. Однако, если природу человека можно было искупить подвигом Сына Божьего, то спасти ее можно только в виде отдельных личностей! Искуплены все люди, но спасаются лишь согласившиеся с искуплением и Божьим Домостроительством! Вот почему, хотя искуплены все люди, но спасаются немногие, ибо мало есть таких, которые откликнулись на зов Христа, взяли свой Крест и пошли вслед за Ним по узкому и тесному пути предложенного Им спасения. Искупление мы, все люди, имеем по факту, но оно ничего для меня, как отдельной личности, не будет значить, если я сам не отвергнусь себя в моем падшем состоянии, не отвергнусь мира сего, во зле лежащего, и не последую Христу на Его условиях. Спасение мне лично нужно достичь и усвоить себе. Усвоивший себе спасение Божие тем самым свидетельствует о себе, что он Божий избранник! Есть избранные среди избранных - это Божьи угодники, именуемые святыми. Есть избранные из святых - это Пресвятая Богородица Дево и Пресвятой Иоанн Богослов.

Итак, мне кроме общего искупления нужен личный Спаситель в Лице Христа Сына Божьего, а значит, восстановление дружеских отношений именно с Ним, а через Него с Духом Святым и Отцом Небесным.

Вот почему мы, званные Христом ко спасению и в Его вечное Царство через Его Церковь, справедливо именуемся христианами, и для нас справедливо изречение: «Для христианина Христос есть всё»!

Бог определил основой наших с Ним личных отношений любовь. Вот почему две высшие и главные Его для нас заповеди, к которым сводятся все остальные, есть заповеди о любви к Богу (прежде всего в Лице Христа) и к ближнему. Соответственно исполнению этих заповедей у нас создаются отношения с нашим Богом и с нашими ближними.

Почему Господь Иисус Христос не сказал «возлюби всякого человека» или «возлюби всех людей», но сказал «возлюби ближнего своего»? Потому что любовь предполагает союз личностей, знающих друг друга и общающихся друг с другом. Бог может любить всех людей и каждого человека, ибо Он имеет доступ к каждому из нас и знает каждого сотворенного Им человека. Мы не имеем доступа ко всем людям и к каждому человеку, но имеем доступ и возможность общения лишь со своими ближними, т.е. теми людьми, с которым нас по жизни сводит Божий промысел. Любить людей мы можем только знаемых нами, с которыми мы имеем общение. Мы не можем любить неизвестных нам и незнакомых нам людей, которые нам недоступны и с которыми мы не можем иметь никакого общения. Кто говорит, что любит все человечество и всех людей, тот лжет и есть демагог. В Церкви Христовой мы имеем возможность познакомиться, возлюбить и иметь общение с теми из святых людей, с которыми мы никогда не встречались в жизни и не могли встретиться. Основным средством для общения с ними является молитва к ним. С их стороны мы имеем ходатайство за нас к Богу, помощь нам, посещение нас и покровительство нам. Какого святого мы любим, тому мы и молимся от сердца, а кому молимся от сердца, того и любим.

Из этой усвоенной нами истины, что любовь может быть лишь к знаемым людям, с которыми мы имеем общение (вот почему так страшно звучат слова Христа к лукавым грешникам «не знаю вас») мы можем перейти к другой, что основой нашей любви к другой личности (Бога или человека) может быть только общение с этой личностью. В отношении любви мужа и жены в Писании прямо сказано, что да прилепится человек к жене своей и будут двое одна плоть! Это вершина плотского общения жены и мужа. Без такого общения не может быть брачного союза и любви между супругами. Святой Апостол Павел справедливо переносит образ брачного союза и общения ко Христу и Его Церкви.

А в Церкви Христовой каждый из нас - избранных Богом - является каким-то членом и частью. Но это не бездушная часть, подобная кирпичу или доске, а живая богоподобная личность. Вот почему образ брачного союза приложим не только к большому союзу Христа и Церкви, но и к малому союзу Христа и каждого избранного Им члена Церкви! На этом дивном личном союзе Христа и данного человека и на заповеди, требующей возлюбить Господа Бога от всего сердца, от всей души, от всего помышления своего и от всей крепости своей, строится союз любви Христа Бога и человека. Со стороны человека эта его любовь ко Христу должна проявляться в непрестанном общении с Ним, которое можно характеризовать как подобие брачного союза с прилеплением ко Христу так, что две личности становятся одним Духом!

Мы знаем и исповедуем, что Иисус Христос вознесся на Небо и сел одесную Своего Отца в славе Его. Вернется Он к нам лишь в Его втором и последнем пришествии во славе судить живых и мертвых. Как же в таком случае мы можем иметь общение с Ним лично? Для этого Он и основал для нас Свою Церковь, в которой установил два подаренных им Своим избранным средства для общения с Ним - причащение Его Пречистого Тела и Его Пресвятой Крови и призывание Его Божественного и Пресвятого имени. Святой царь и пророк Давид, движимый Духом Святым, отметил эти средства в своей псалтыри: «Чашу спасения приму и имя Господне призову» . Для любящего Христа христианина так естественно и так желанно непрестанно призывать имя Любимого и как можно чаще прилепляться к Нему через вкушение Его Пречистого Тела и Его Пресвятой Крови! Таким образом здесь мы можем отметить признаки избранного Богом человека:

  1. Он любит Христа Бога от всей своей души и крепости и свидетельствует эту свою любовь своей благопокорностью Ему, своим смирением перед Ним и своим от души исполнением Его заповедей, повелений и советов.
  2. Он любит Христа от всего помышления своего и потому тщится как можно чаще призывать Его блаженное и вожделенное для него имя, доходя в этом делании до непрестанности призывания его. Он духовно соединяется с именем Христа и по неотделенности Его имени от Него Самого непостижимо соединяется с Самим Христом Богом, живя с Ним и в Нем! За это, в свое время, Христос Бог приходит к нему со Своим Отцом, и Они вселяются в этого человека, создают в нем для Себя обитель и живут в нем! Богоносность - это исключительное качество избранника Божьего!
  3. Он любит Христа Бога от всего своего сердца и потому стремится соединиться с Ним самым тесным и таинственным способом - через вкушение Его Пречистого Тела и Пресвятой Крови, становясь один дух, одной душой и одним телом со Христом! Признак избранника Божьего в стремлении к Чаше Жизни, в соединении с Жизнью Христом путем вкушение Его Тела и Крови, в жажде этого вкушения и в достойном причащении Святых Таинств!

Итак, если ты легко потакаешь своим страстям, ты не любишь Христа и не являешься Его избранником. Если ты не исполняешь хоть одной из Его заповедей или исполняешь, но формально или притворно, ты не любишь Христа и свидетельствуешь о себе, что ты не избран Им.

Если у тебя нет жажды причащения Святых Таинств, если ты не стремишься жить так и все от тебя зависящее делать, чтобы как можно чаще достойно причащаться Святых Тела и Крови Любимого Христа, то ты не любишь Его от всего сердца, а значит, и не избран Им, а лишь был зван.

Если ты не стремишься как можно чаще призывать имя Любимого Христа так, чтобы жить, насыщаться им и дышать им, то ты не любишь Христа от всего сердца, всей души и всего помышления своего, а значит, ты званный, но не избранный.

Если ты не отвергаешься себя в своем падшем виде, не отвергаешь этот мир, во зле лежащий и скоропреходящий, не берешь с усердием свой крест и не следуешь за Христом на свою Голгофу узким и тесным путем, чтобы там сораспяться Любимому Христу, значит, ты не любишь Его от всей крепости своей и есть лишь званный, но не избранный.

Если ты избран Богом, значит, ты не попадаешь под то, что сказал от Бога святой отец - Преподобный Симеон Новый Богослов («Творения» Том 2, стр. 560): «Кто не соизволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых (т.е. соединения по жизни с ныне живущим доступным носителем Духа Святого), но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими, так как он не сумел занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено Богом».

Если ты лишь званный, значит, ты прямо попадаешь под то, что написал преподобный и попадаешь в число отвергнутых Богом и Его святыми.

Попробуем с Божьей помощью, насколько это только нам возможно, посмотреть на процесс избрания людей Богом с Его стороны.

Мы знаем и исповедуем, что Бог Всемогущ и Всеведущ. Он знает любого человека и все, что будет с ним происходить, его выборы по жизни, его дела, слова и помышления еще до создания этого человека. Это знание Бога нисколько не влияет на выбор человека, на его деяния, слова и помышления. Бог знает наперед именно то, что человек выберет и как поступит, но это Его знание зависит от выбора и поступка самого человека. Тем не менее, никак не влияя на человека Своим наперед о нем знанием, Бог не может не учитывать это о нем знание. Если Бог, например, видит, что данный человек Его отвергнет, то Он его не изберет, но лишь призовет на общих основаниях, чтобы он был безответным на Его суде. Но Свое неизбрание Бог проявит лишь после реального исторического отвержения этим человеком Бога в своей земной жизни. Сам человек может обольщаться званием и ложно полагать, что он Божий избранник.

Итак, основой избрания человека Богом является знаемый наперед Богом ответ этого конкретного человека Богу любовью на Его любовь. Бог знал, что я смирюсь пред Ним и возлюблю Его, что мне радостно, желанно и вожделенно быть именно с Ним, на Его условиях - и потому Он избрал меня (говорю по немощи, что от чрева матери моей) для еще одного (для меня одного, единственного) уникального, интимного и неповторимого любовного союза с Ним, в котором никому больше нет и не будет места. Вместе с тем я нахожусь в еще одном общем союзе с Богом через соединение Христа и Его Церкви. В этом блаженном союзе я имею свое место, свою функцию, свою задачу, свое послушание и свою награду. Этот союз не мешает быть моему личному союзу с Богом. Бог любит меня лично, но Он любит меня и в Церкви, как ее часть.

Я тоже люблю Его Лично, но люблю еще и как Главу Церкви, Царя, Первосвященника и Совершенного Человека! Люблю Его при всех, как Бога и Источник всякого моего блага! Люблю Его наедине от всех творений, как личность Личность, как дух - Дух, как безконечно стремящийся к Божественному совершенству - Само Божественное Совершенство, как призванный быть Богом по благодати - Бога по природе! Я дивно удивляясь моему Богу! Я изумительно изумляюсь Ему! Я безпредельно восхищаюсь Им! Я безконечно любуюсь Им! Я восхваляю Его Совершенство и Его качества! Я радуюсь тому, что Он есть у меня, а я - у Него! Я благоговейно поклоняюсь Его Всемогуществу! Я воспеваю Его Мудрость! Я радуюсь и не нарадуюсь Его милости и благоволению к людям! Я веселюсь от Его изумительного творчества! Я благодарю Его за дар жизни, света, истины, спасения, благодати, Царства, Церкви, чистоты, святости, обожения и блаженства! Я блаженствую от Его внимания ко мне, от Его прикосновений, от нашего соединения в духе! Я благословляю Его Благословенного! Я благодарю Его за все и вся! Я ненасытимо славословлю и воспеваю моего Любимого Бога за Его Божественную и совершенную любовь! Я ласкаюсь к Нему, как любящее дитя к любимой матери! Я прошусь к Нему на руки, как малый, любящий сын к любимому Отцу, с Которым так хорошо, так защитно, так надежно и так блаженно! Я в восторге… я истаиваю… и умолкаю устами и умом…

Будь со мной, Боже! Делай, что желаешь!

Надеюсь, что это мое слово принесет вам, вашим душам и сердцам великую пользу, будет в помощь и в руководство!

Будьте избранными Богом! Любите Бога, ибо Он прежде возлюбил вас! Аминь!

Прот. Димитрий Смирнов: А смотря в каком контексте. О некоторых людях мы говорим «избранник Божий». Понятно, что Господь его как-то Сам выделил из числа других.

Прот. Александр Березовский: И дал ему какие-то особые дары.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот, например, известно, что Сергий Радонежский не вкушал от материнской груди по средам и пятницам.

Прот. Александр Березовский: Будучи младенцем.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, ясно, что это знамение какое-то особенное, тем самым Господь его выделил из числа других детей. Или, например, будущий отец Иоанн Кронштадтский, когда был мальчиком, у него не очень было хорошо с учёбой, но обычно маленькие мальчики повесничают, а он молился, чтобы Господь дал ему разум. И стал прекрасно учиться после этого, то есть он хотел. Это тоже совсем не часто, чтобы некий мальчик хотел бы учиться и стал молиться об этом Богу.

Прот. Александр Березовский: Но создаётся впечатление, что Господь неким людям с детства изначально даёт некие особые дары и покрывает их жизнь, и тем самым выделяет их от всех остальных. Мы стремимся подражать им в жизни. Но может ли человек, не обладая этими дарами, приблизиться к такой святости, как они?

Прот. Димитрий Смирнов: Но есть же огромное количество святых, которые ни в детстве, ни в зрелости ничем таким особенным не отличались. А потом достигли необычайной святости и даров. Пути разные.

Прот. Александр Березовский: Но вот избранничество – это Господь выбирает каких-то людей по их качествам? Или же это что-то иное?

Прот. Димитрий Смирнов: А всё – Господь. Ну как может некий мальчик или девочка родиться вне промышления о нём Самого Бога? Никак.

Прот. Александр Березовский: «Мало избранных» – видно, эта фраза из Евангелия смущает.

Прот. Димитрий Смирнов: Тут имеется в виду совершенно конкретные люди. Имеется в виду избранный народ Божий. Прямая аналогия с богоизбранным народом. Имеется в виду Церковь Божия – Новый Израиль. Ведь Господь всех зовёт соединиться с Новым Израилем, с Церковью, войти в народ Божий, стать человеком, взятым в удел Божий. Но люди-то не откликаются. Имеется в виду это.

Прот. Александр Березовский: Поэтому мало.

Прот. Димитрий Смирнов: Каждый христианин – член богоизбранного народа, который именуется Церковью, он имеет царское священство от Самого Бога, ему дана харизма строить свою домашнюю церковь, будь то мужчина или женщина, у каждого своя роль в этом строительстве.

Прот. Александр Березовский: Вот, казалось бы, такое Господь даёт человеку, и так мало людей это принимает…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что делать… К сожалению, человек в силу повреждённости своего ума божественного просто не различает.

Прот. Александр Березовский: То есть имеется неспособность оценить этот дар.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а что ребёнка в 10 лет заставляет курить? Ему дано здоровье, а он его губит. Вот есть простые рекомендации: не бегай через улицу, дождись сигнала светофора. Нет, он пренебрегает этим, и ломает себе кости, некоторые гибнут.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов