Реализация закона и духовное развитие общества. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция "локальных цивилизаций"

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

Повышения потребностей;

Прогрессивного развития экономики;

Возрастания альтернативных издержек;

Растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространяет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и оперированием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от-правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, новаторство. Рассмотрим их более подробно.
Преемственность связана с сохранением и передачей цен-ностей от одного поколения к другому. Таким образом могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Наверное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка¬ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью воспроизводится следующими поколениями определенной этнической группы, например, свадебная церемония. Но насле-доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворения, просмотра полотен в картинной галерее.
Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками, но многие из этих произведений сохраняются и переда-ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверждавших истинность гелиоцентрической системы, или гениальные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на много веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед нашими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений человеческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называть субкультурами.
Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы познакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп.
Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми-рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринимались как уменьшенные копии взрослых, им даже шили аналогичную одежду. Общество пока не понимало, что мир детства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Современная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы можем сказать, что в процессе социального развития происходит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.
Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей.
Наличие множества локальных культур заставляет уче¬ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель¬зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества культур органически (сходно с природой) развивается: рождается, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры взаимодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Данилевский выделил несколько способов культурного взаимодействия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Северную Америку. Другой способ Данилевский назвал «прививкой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чужеродным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александрии в контексте египетской культуры. Еще один способ взаимодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценностями.
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Европе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.
Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.
Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных культур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск путей и средств выхода на новый качественный уровень ее развития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную необходимость их диалога: «Типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели-гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». Поэтому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодействие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.
Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.
Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множество субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ-ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -
побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе-рантность.
Толерантность основывается на гуманистических принци-пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы: личная толерант-ность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпи¬мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе-навистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.

Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность.

Термины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм (негритюд).

Елизавета Бабанова

Замечали ли вы, что, в основном, люди делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, они думают о квартирах/машинах/отдыхе на Майорке, и таких людей большинство. Для других главное – духовное развитие, и чаще всего они остаются нереализованными в финансовом смысле.

Только единицы способны совместить в себе эти две силы - духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях.

Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?

Ответ - личностное развитие.

Для многих людей понятия «личностный рост» и «духовное развитие» взаимозаменяемы. А есть ли для вас разница между ними?

К какой категории вы отнесете, например, молитву? А к какой - работу над своими слабыми качествами характера?

Чтение духовной литературы - это «духовное» или «личностное»? А изучение книг по лидерству, основанному на духовных принципах, (например, Стивена Кови или Джона Максвела) способствует развитию личности или души? А ведь обе эти книги говорят также и о материальном успехе.

Ну а теперь - самый сложный вопрос. Построение успешного бизнеса, реализация в своей профессии, зарабатывание существенного капитала - свойственно ли это духовно развитым людям или это удел материалистов?

В этой статье мы выясним, что же такое личностное и духовное развитие, и можно ли работу над собой совместить со стремлением к материальному успеху.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: “КТО Я?” “ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?”, “КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?”

Для меня, как и для многих духовно развивающихся людей, смысл жизни заключается в эволюции души.

Животным царством управляет внутренний природный механизм, не поддающийся сознательному выбору.

Человеку же была дана свободная воля определять скорость и траекторию своего пути развития.

Изучая духовные учения и жизни пророков, мы видим, какой может и должна быть наша жизнь. Мы обретаем цель, которая задает нам вектор развития.

Чаще всего этот вектор зависит от географии и свойственных данному месту традиций. В каждой развитой культуре жил или живет учитель, духовидец, жизнь которого служит для его последователей примером.

Просветленные мастера разных эпох и традиций показывают нам пункт назначения, к которому рано или поздно придет каждый из нас, вне зависимости от того, какую именно тропу мы выберем для этого пути. Все мы рано или поздно станем просветленными. Но кому-то для этого понадобится намного больше времени.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: «КАК СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМ?»

Если духовное развитие отвечает на вопрос “Каким быть?” и “Зачем?”, то личностное развитие отвечает на вопрос “Как это сделать?”.

Такие инструменты, как соблюдение здорового образа жизни, создание гармоничных взаимоотношений с другими людьми, ответственное выполнение своих обязанностей на работе помогают нам развиваться в правильном направлении.

2 ПРОБЛЕМЫ

Если человек развивается духовно, но при этом он игнорирует материальный мир, то происходит одно их двух:

1. Человек начинает жить в “облаках”. Чаще всего это относится к людям, изучающим эзотерические науки.

Соприкасаясь с тонкими мирами, они настолько отрываются от земли, что их семьи распадаются, они уходят с работы, теряют друзей, и вся их жизнь «трещит по швам».

Увлеченные эзотерикой люди думают, что они значительно прорвались в познании духовного мира, и что материальный мир теперь за это им обязан.

Материальный же мир живет по своим законам и не стремится удовлетворить тех, кто духовно стал более «продвинутым», но продолжает игнорировать материальные законы.

2. Второй вариант - человек впадают в апатию или, еще хуже, в депрессию. Соприкоснувшись с духовными знаниями, он осознает, что и он, и весь окружающий его мир очень далек от совершенства.

Он перестает верить в то, что его жизнь сможет снова стать радостной и наполненной, у него опускаются руки, и на протяжении многих лет он не видит “света в конце тоннеля”.

ГДЕ ВЫХОД?

Выход из обоих состояний - начать делать что-то для других людей, начать приносить пользу обществу. Даже современные ученые доказали терапевтическое воздействие благотворительной деятельности.

Наша задача - развиваясь духовно, максимально эффективно использовать те таланты, с которыми мы пришли на эту землю.

Что вы любите делать для других людей? Вы можете вести блог, кормить бездомных людей или лечить животных, помогать в просветительской деятельности человеку, который для вас стал учителем.

Вы также можете построить свой бизнес, который создаст рабочие места и даст возможность нескольким (или сотням и тысячам) семьям заработать.

Возможности сделать этот мир лучше безграничны, главное - выбрать то, к чему лежит душа, иначе благотворительность перерастет в обязаловку.

Ведь именно искренняя забота об окружающем мире позволяет нашей душе проявиться в материи. Когда мы работаем во благо других людей и получаем от этого удовольствие, наша жизнь наполняется смыслом и счастьем.

ДУХОВНОЕ ПЕРВИЧНО

Духовное развитие всегда первично. Как известно, “душа” оставляет тело, а не наоборот.

Без духовного вектора люди могут преуспеть в достижении целей, в развитии своего бизнеса, но не установив связи со своей душой, они, достигнув всех своих материальных целей, становятся несчастными.

Наверняка вы знаете истории мультимиллионеров, которые покончили жизнь самоубийством. Они стали успешными, но забыв о духовном корне, потеряли смысл существования.

ВСЕ ЕЩЕ ПРОЩЕ

Если рассматривать всю нашу жизнь с точки зрения получения и отдачи энергии, то все становится предельно ясно.

Мы получаем энергию от жизни: питание, солнце, воздух, физическая нагрузка, друзья и т.д. ради того, чтобы мы могли ее отдавать в работе, в заботе о своей семье и о других людях.

Духовное развитие - когда мы получаем энергию свыше, посредством изучения, осознания, медитации.

Личностное развитие - когда мы отдаем энергию, работая над собой и содействуя развитию общества.

Материальный успех - результат правильного взаимообмена энергией с окружающим миром.

БАЛАНС ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО

Сегодня как никогда каждому из нас необходимо стремиться к равновесию духовного и материального.

В Индии практически невозможно не подхватить какую-то болезнь, совершая паломничество или медитируя в ее ашрамах, потому что люди слишком глубоко погружены в духовное и забыли о материальности - чистоте, порядке, достатке.

В США все наоборот: смыслом жизни стали власть и деньги, и общество стало глубоко несчастно в погоне за этими ценностями.

На примере этих стран мы видим, что перекос в одну или другую сторону ведет к деградации общества в целом. Задача лидеров сегодня - соединить и сбалансировать в себе эти две энергии и потом передать знания всем остальным.

Научиться жить в гармонии с собой, максимально используя свои таланты на благо людей, одновременно получая достойную материальную компенсацию за свою работу, и при этом быть ориентированным на более высокую цель - вот гармоничное соединение духовного и материального, инь и ян.

Если вы хотите регулярно получать самые передовые знания о бизнесе и личностном развитии на вашу электронную почту, подписывайтесь на рассылку блога в правом сайдбаре сайта.

Успехов вам в вашем духовном и личностном развитии!

  • Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

    Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

    Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

    Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

    Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

    Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

    Научная жизнь;

    Художественно-эстетическая жизнь;

    Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

    Духовно-нравственная жизнь;

    Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

    Информационная жизнь общества.

    Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

    Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

    Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

    Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


    Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

    Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

    Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

    Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

    Особенности научного знания:

    1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

    2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

    3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

    4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

    5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

    6. Научное знание обладает доказательностью.

    Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

    Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

    Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

    Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

    В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

    Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

    Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

    Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

    О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

    1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

    2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

    3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

    4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

    Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

    Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

    Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

    Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

    Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

    Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

    Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

    Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

    Духовное развитие общества (к § 28 «Духовное развитие общества»)

    Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина (1882-1954) - русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и содержательно писал о духовном возрождении России.

    Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры... Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот-политик, строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждый по-своему и на своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился, или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности - все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги.

    <...> Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа...

    «Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, - говорит человек, имеющий духовное бытие, - иначе я не могу, не должен и не смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы».

    В религии, в науке, в искусстве и в государственности - всюду есть эта высшая, божественно-предметная необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры. Миллионы людей живут и умирают - и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве - и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая. Едва ли сотни людей слышат что-то о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную культуру.

    Ильин И. А.Духовнаякультураиеенациональныевожди / И. А. Ильин.Собр.соч.:В10т. - М.,1999. - Т. 9-10. -С. 238-240.

    Вопросы и задания. 1) Откуда, по мнению философа, берет на­чало духовная культура? 2) Как проявляется духовная культура в жизни человека? 3) Какие сферы охватывает духовная культура в жизни общества? 4) Оправдан ли, с вашей точки зрения, столь ши­рокий перечень тех, кто, по мнению автора, причастен к духовной культуре? 5) Какова связь и взаимовлияние личной духовной культуры и национальной культуры? 6) Каковы, по мысли фило­софа, сущность и цель духовной культуры? 7) С помощью учебной и справочной литературы уясните смысл понятий: «дух», «духов­ность», «душевность», «бездуховность». Еще раз внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и попытайтесь объяснить, почему миллионы людей живут и не знают, что такое духовная культура. 8) Как, по-вашему, соотносятся духовная и художественная куль­туры? Какое из этих понятий шире по значению? 9) Как, по ваше­му, соотносятся духовная культура с религиозной культурой и нравственной культурой личности? 10) Разделите лист бумаги на следующие две колонки: «духовная культура», «материальная культура» - и соотнесите с ними приводимые ниже понятия: пра­вославный храм, философский диспут, мужской галстук, стихо­творение, гоночный автомобиль, книга, плеер, документальный фильм, женские духи, диссертация, музыкальный центр «Карао­ке», ожерелье, видеозапись свадебного торжества, жилой дом, во­енный парад, граммофонная пластинка, герб города, телетайп, компьютерная программа, роликовые коньки, чучело волка, днев­ник писателя, национальный костюм, солдатский медальон.

    Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объяс­ните ваш выбор.

    Верно ли характеризуют культуру следующие суждения о ней?

    · Культура - это знание истории духовной жизни общества.

    · Культура - это знание наук и технологий, разработанных в обществе.

    · Культура - это усвоенное наследство.

    · Культура - этовладениевсемиспособамигармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме.

    · Культура - это знание современных способовпонимания мира и поведения в нем.

    Дайте оценку каждого из суждений с точки зрения их глу­бины и лаконизма характеристики содержания культуры.

    3 .

    Наблюдатели отмечают, что многие молодые люди не только заимствуют образцы поведения с экранов телевизо­ров, с которых не сходит бесконечная череда детективов и боевиков, но и копируют поведение старших членов нефор­мальных групп и своих сверстников. В какой мере эти ис­точники представляют содержание и достижения мировой

    культуры? Достаточно ли этих источников для того, чтобы стать современным культурным человеком? Аргументи­руйте свою точку зрения.

    Учитель предложил старшеклассникам самостоятельно найти пути воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Он порекомендовал школьникам в первую очередь оценить роль семьи в формировании куль­турного потенциала современного человека и ответить на следующий вопрос: «Можно ли считать эту роль решающей или она является недостаточной?» После этого учитель об­ратил внимание учащихся на важную роль ранней самореа­лизации ребенка в дошкольных формах воспитания, в кон­тактах детей в неформальных группах. В этой связи учащимся предлагалось задуматься над вопросом: «На­сколько существенна роль этих факторов в формировании характера маленького человека, приобретении им полез­ных и вредных привычек?»

    И наконец, учитель предложил школьникам осмыслить роль, которую играет школа в их образовании и воспита­нии. «Чем, по вашему мнению, - спрашивал учитель, -круг и традиции семейного воспитания, а также образы и информация СМИ дополняют и развивают влияние шко­лы? В чем они находятся в противоречии и даже в кон­фликтах с этим влиянием? А теперь вам следует, - под­черкнул учитель, - ответить на самый главный вопрос. Каковы, по вашему мнению, оптимальные пути гармониза­ции влияния на личность разных по своим источникам и содержанию социально-культурных факторов? Вместе с тем роль этих факторов может быть недостаточно эффек­тивной без желания самого молодого человека, без его доб­рой воли стать истинно культурным человеком».

    Поэтому вам предстоит задуматься и ответить на ряд ак­туальных вопросов: 1) Как может ученик старших классов блокировать негативное влияние побуждений к девиантному (отклоняющемуся) поведению? 2) Есть ли средство про­тиводействия употреблению ненормативной лексики, слен­гов? 3) Как старшеклассник может избежать соблазна попробовать табак, алкоголь, наркотики в условиях совре­менной жизни?

    Дискуссии о том, что является главным в современной культуре, активно ведутся в молодежных аудиториях. Не­которые молодые люди утверждают, что главное - это быть стильным. Другие полагают, что главное - быть «крутым». Третьи считают, что главное заключается в том, чтобы быть образованным и умным. Четвертые считают, что истинный путь современной культуры -- это семейное благополучие. Какая из приведенных точек зрения пред­ставляется вам заслуживающей внимания? Какие являют­ся заведомо односторонними? Как вы полагаете, возможны ли пути синтеза некоторых из приведенных позиций? Если да, то как бы вы их объединили?

    6.1. Место культуры в системе ценностных ориентации старшеклассников (на примере своей школы).

    6.2. «Отцы» и «дети» в наши дни: культурные приори­теты.

    6.3. Сфера культуры в современной России и ее проблемы.

    «Блеск и нищета» российского телевидения: оценка мо­лодежных передач деятелями культуры (по материалам пе­риодической печати).

    8.1. «Архитектура,скульптура,живопись,музыкаи поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизо­ванной жизни» (Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ).

    8.2. «Для меня искусство - это никак не забава одино­кого творца. Для меня это способ тронуть как можно боль­ше людей, создав наиболее емкую картину общих страда­ний и радостей» (Альбер Камю (1913-1960), французский философ, писатель).

    Как вы оцениваете культурный уровень выступлений представителей политической и творческой элиты в попу­лярных телепередачах? Соответствует ли он вашим ожида­ниям? Какие замечания и пожелания вы могли бы выска­зать по их манере поведения, культуре мышления и речи с учетом содержания обществознания?