Древние каменные ступы. Ступа - символ буддийской вселенной

Первоначально ступа (пали тхупа, тиб. чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с элементом Ветер (Воздух); навершие – с Пространством. Или другое соотношение: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы, навершие – состояние Будды.

Таким образом, ступа также является символом Просветлённого Ума Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов.

Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте, тибетскими ламами были заложены:



Кроме того, в Ступу было заложено множество символических предметов, мантр, молитв и драгоценных вещей.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны; ступы с реликвиями были символом приверженности Дхарме, способствовали обретению благой мотивации и заслуг. Упоминается, что индийский царь Ашока после встречи с Гуру Ринпоче обрёл глубокую приверженность Учению Будды и при своей жизни возвёл миллион ступ.



Сейчас ступы можно найти везде, где распространён буддизм, появились они и в Европе. Строительство cтуп сопровождается особыми религиозными ритуалами.

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

С древности у всех народов существует особый ритуал захоронения и специальные места для них. Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Во многих культурах после кончины известного человека насыпали курган над его погребением, чтобы потомки могли прийти на это место и поклониться ему, вспомнить о достижениях личности, похороненной здесь. В Индии эту функцию выполняет буддийская ступа. Предлагаем вам познакомиться с ней поближе. Прочитав эту статью, вы узнаете, что буддийская ступа, священный холм и курган - родственные понятия. Также мы расскажем о самых известных памятниках буддизма, связанных с основателем этого учения.

Первые ступы

В Индии первые ступы возникли еще в добуддийские времена. Первоначально они являлись памятниками, которые в античной Индии ставились на могилах правителей. Слово "ступа" имеет санскритское происхождение. В переводе оно означает "макушка", "узел из волос", "куча камней и земли" или "верхняя часть головы". Традиция кремировать останки привела к тому, что в Индии в те времена не было захоронений в привычном смысле слова. Требовалось сохранить лишь несгоревшие останки или пепел. Именно в ступы и помещали то, что осталось после кремации.

Реликварии

Через некоторое время ступы стали реликвариями, в которых хранились останки личностей, выдающихся в духовном отношении. Они начали возводиться во времена Будды также и в его честь. К примеру, Ступа лотоса была создана его отцом, королем Суддходаной, в Непале (в Лумбини, где родился Будда) еще при его жизни. Она имела цилиндрическую форму с семью или четырьмя уровнями лотосов.

Некоторые другие ступы, которые были созданы при жизни Будды, также упоминаются в текстах. Речь идет о четырех реликварных ступах. Купцы Тапусса и Бхалика построили две из них над волосами и обрезками ногтей учителя. Такая же буддийская ступа была создана Анатхапиндакой. Известна и другая, которую он же построил над останками Шарипутры.

Ступа как объект для подношений

Будда желал, чтобы ступа была построена над его останками после его ухода. Он придал этому памятнику новое значение. Отныне ступа стала рассматриваться как объект для подношений, совершаемых собственной Будда-природе, которая является символом ума Будды. Считается, что, делая подношения, люди накапливают положительные качества. Постепенно они открывают Будда-природу в себе все больше и в конце концов приходят к просветлению, к окончательному счастью.

Разнообразие ступ в наше время

В настоящее время реликвариями являются далеко не все ступы, так как не во всех из них помещены телесные останки. В ступу часто кладется только частичка останков, что едва ли можно назвать захоронением. В нее могут помещаться также священные тексты или предметы, одежда просветленного учителя. Кроме того, в ступе могут вообще отсутствовать реликвии. В этом случае она служит лишь обозначением памятного места, создается в память о важных событиях, которыми был отмечен буддизм. Кратко рассказать о ступах непросто. Существует множество их видов. Построенные в честь важного события ступы называют мемориальными. Также их можно возвести, следуя обету. В рамках этой статьи мы рассмотрим важнейшие ступы, которые были созданы в честь Будды. Они относятся к реликварным.

8 реликварных ступ

После смерти Будды реликвии, которые остались после его кремации, как считается, были разделены на 8 частей. Они были помещены в 8 ступ, находящихся в разных частях Индии, в тех, которые были связаны с жизнью великого учителя, проповедовавшего буддизм. Кратко охарактеризуем каждую из них.

Царь Магадхи Аджаташатру возвел одну из них в Раджгире, шакьи - в Капилавасту, личчхави - в Вайшали, колии - в Рамаграме, були - в Аллакапе, маллы - в Паве. В Кушинагаре ступу построила другая ветвь маллов, а брахман из Веттхапиды возвел ее в своем родном городе. Это и есть те самые 8 ступ, под которыми находятся останки Будды. Они называются великими реликварными ступами.

4 места паломничества, обозначенные Буддой

Распространены также такие понятия, как "8 мест паломничества" и "8 сутрических ступ" или "8 ступ Татхагаты". Они связаны с жизнью Татхагаты, то есть Будды Шакьямуни. Сам Будда обозначил 4 места паломничества, связанные с его жизнью. В первом из них он родился, во втором достиг просветления, в третьем дал первые поучения, в четвертом ушел в паринирвану. Эти места традиционно отождествляются с Лумбини (Капилавасту), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагарой соответственно.

Четыре важнейшие ступы

В Лумбини была создана Ступа лотоса, которую построил король Суддходана (отец Будды) еще при его жизни. Главная часть ее по форме является лотосом. Она символизирует появление на свет Будды.

В Бодхгае возведена Ступа просветления, иначе - победы над любыми препятствиями. Создателем ее является Дхарма-король Бимбисара. Эта ступа была возведена после просветления Татхагаты. Она является самой важной из восьми, символизирует цель пути буддистов - полное просветление, узнавание своего ума. Этот памятник одновременно является символом преодоления всех завес и препятствий.

Ступа мудрости (или 16 ворот) была построена в Сарнатхе. В этом месте Татхагата дал первые свои поучения, которые известны как "Четыре благородные истины".

В месте ухода учителя, в Кушинагаре, была возведена Ступа паринирваны. Главная часть ее по форме - колокол, что означает совершенную мудрость Будды. Данная форма символизирует уход в паринирвану.

Четыре ступы, связанные с чудесами

К вышеперечисленным 4 местам паломничества впоследствии добавились еще 4, связанные с чудесами, которые совершил Будда. Это Вайшали, Санкасья (Шинкаси), Шравасти и Раджгир. В последнем Будда усмирил взбесившегося слона. Животное наслал на него Девадатта, его двоюродный брат.

Буддийская Ступа единства, или примирения, была сооружена в честь примирения сангхи. Здесь же после ухода Будды состоялся Первый буддийский собор. На нем были зафиксированы тексты Винаи и Сутр.

Ступа чудес построена в Шравасти в честь победы, одержанной Буддой над шестью учителями в роще Джетавана, которую ему подарил купец Анатхапиндака. Эти учителя были приверженцами неправильных взглядов. Будда показал двойное чудо. Он поднялся в воздух, где испускал из себя языки пламени и струи воды одновременно, а потом, сидя на лотосе, явил перед ними в небе множество Будд. Этот памятник был возведен неким Лисаби.

В Шинкаси сооружена Ступа схождения Тушита с небес. повторил практику, которую демонстрировали предшествующие Будды. В соответствии с ней он поднялся на небеса Тушита. Здесь Будда проповедовал Абхидхарму умершей матери, а также 33 божествам вместе с их свитой. После этого он спустился на землю по чудесной лестнице, созданной для него богами Индрой и Брахмой. Символом этого схождения являются многочисленные ступени, представленные на памятнике.

Ступа совершенной победы возникла в Вайшали. Здесь во времена Будды чума опустошала город. Ему удалось остановить ее. Этим Будда вызвал любовь и уважение местных жителей. Когда он вновь посетил Вайшали, обезьяны выкопали для Будды пруд, а также предложили учителю мед. На этом месте раньше была манговая роща, которую куртизанка Амрапали подарила Будде. Здесь он объявил ученикам о том, что скоро уйдет. Однако они попросили его не покидать их. Будда продлил срок своей жизни на три месяца, тем самым победив смерть и время.

Различные списки и места нахождения ступ

Следует отметить, что описанные выше места паломничества, а также возникшие в них ступы только частично пересекаются с реликварными ступами, о которых говорится в Махапаринирвана-сутре. В тибетских источниках имеются разные списки тех из них, которые связаны с жизнью Будды. Кроме того, места их нахождения также варьируются. Скорее всего, данные списки были составлены на основании устной традиции. Они связаны с существовавшим обычаем паломничеств к памятным местам. В разное время в этих местах было создано множество ступ. К примеру, в Сарнатхе в наши дни сохранились руины нескольких из них. Ученые не могут решить, какая из двух - Дхамекх или Дхармараджика - была возведена на месте, где когда-то Будда дал первые поучения.

Восемь сутрических ступ

Существует мнение, что понятие "8 ступ Татхагаты" является отражением не факта существования неких конкретных памятников, а только позволяет соотнести самые значимые события жизненного пути Будды с теми местами, где находилось множество памятников буддизма. В тибетской традиции в результате этого возникла группа из восьми сутрических ступ, которые отличаются архитектурными деталями друг от друга.

Ступы в Индии и за ее пределами

Все указанные выше места паломничества, а также великие реликварные ступы находятся в Северной Индии. Именно здесь жил и распространял свое учение Будда. После того как в 3 в. до н. э. эти места посетил паломничества сюда приобрели большое общественное значение. Позднее Ашока построил множество ступ по всей территории Индии. Наиболее древние из тех, которые сохранились поныне, находятся в Бхархуте и Санчи (Индия), а также в Непале и Патане. Кроме того, они возводились в Гандхаре (территория современных Афганистана и Пакистана).

Ступа в Санчи, фото которой представлено выше, находится в нескольких километрах от г. Бхопал. Она считается самым древним из архитектурных сооружений Индии, сохранившихся в наше время и относящихся к буддизму. Ступа в Санчи имеет полусферическую форму. У нее нет внутреннего помещения. Эта ступа находится на круглом цоколе, диаметр которого составляет 31 м. Кроме того, имеется терраса, на которой раньше проводились церемонии.

Интересна также ступа Боробудур. Боробудур - это древнейший храм буддизма, созданный около 7-9 вв. (фото его представлено выше). Он находится на о. Ява, в 50 км от г. Джокьякарта (Индонезия). Боробудур - самая посещаемая достопримечательность этой страны. Этот храм, в отличие от других, возведенных на плоской поверхности, построили на холме. Согласно одной из версий, он находился в центре озера. Существует теория, согласно которой Боробудур, отражаясь в его зеркальной глади, символизировал цветок лотоса. Практически в каждом произведении искусства, относящемся к буддизму, видны Будда часто восседает на троне, который имеет вид распустившегося цветка. На ступах Боробудура, а также многих других храмов видны лепестки этого растения.

Как вы видите, не только в Индии были построены ступы. Неудивительно, ведь культура буддизма распространена повсеместно. В нашей стране, кстати, тоже можно их найти. Одна из них - ступа Лонгсал. Она была построена совсем недавно, в октябре 2012 года. Эта буддийская ступа находится в центре Ижевска, недалеко от Карлутской площади.

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил культ ступы и Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии.

Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников

Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный - из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.

В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой , поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.

Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.

Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.

В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид .

Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.

Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.

Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.

Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная , известная как Большая Ступа в Санчи .

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II-I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения , и . Четвертое священное место буддизма, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из - три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.


Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.


Ворота святилища в Санчи - своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот - свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы - якшинь, а также птиц и животных - слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь - женских божеств природы - на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и , включенных в .

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА

Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограды ступ, ворота, а, впоследствии, и основания украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры 1.

Понятие ступа многозначно, среди его исторических значений – куча земли или кирпича, пучок волос, колонна, верхняя часть головы, ствол дерева, вершина дерева, корона, вершина, апекс, хохолок, гребень. В целом значение корня ступ – воздвигать, нагромождать, насыпать 2. .Установлена связь термина ступа с кучами зерна, возводимыми вокруг шеста, и обкладываемыми сверху глиной и навозом для длительного хранения 3 . Слово чайтья более широкое по смыслу, оно обозначает любой священный объект. Если понятие чайтья употребляется равнозначно слову ступа, то первое подчеркивает религиозный аспект, священный характер памятника, а второе – архитектурный аспект. Этимология слова выводится от слова citi, означающего ведийский огненный алтарь, причем не обязательно связанный с обрядом погребения 4.

Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана 5 В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров – не ариев, – круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует 6 . Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны.

Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение 7 . Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения 8 . Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.

В литературе выделяют четыре вида ступ: sariraca – содержащие телесные останки, paribhojika – содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей, uddesika - отмечающие памятные места или события, и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ 9 . Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету,тоих можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.

В буддийских текстах упоминаются ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа построенная им же над останками Шарипутры. Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца 10 . Анализ текстов показывает, что сведения содержащиеся в них, не могут быть приняты как абсолютно достоверные.

Более надежными являются сообщения о возведении ступ после паринирваны Будды. С них и следует вести историю буддийского культового строительства. Основная информация о них содержится в Махапаринирвана сутре, из которой мы узнаем как следует чтить останки Просветленного, кто заслуживает строительства ступы, и какова цель этого строительства 11 . В сутре упоминаются восемь sariraca– и две paribhojika ступы, возведенные после кремации тела Будды. Археологами были предприняты попытки их выявления, в результате чего предположительно были отождествлены шесть из них. В Кушинагаре была раскопана ступа более позднего времени, построенная, очевидно, на месте паринирваны Будды 12.

Кроме понятия Восемь Великих ступ, существует понятие Восемь ступ Татхагаты. Первое включает в себя реликварные ступы sariraca, построенные после махапаринирваны Будды, второе – мемориальные ступы uddesika. Понятие Восемь ступ Татхагаты сформировалось на основе традиции посещать восемь мест, связанных с событиями жизни Будды. Четыре из них были названы самим Буддой в последней беседе с Анандой – это местности, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их с Капилавасту и Лумбини, Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре – это Раджагриха, Шравасти, Вайсали, Санкасья, связанные с различными событиями жизни Будды.

Существуют различные списки Восьми ступ Татхагаты. П.Дорже приводит перечни этих ступ согласно тибетским и китайским источникам 13. Они полностью не совпадают ни по названию, ни по местности расположения. Это можно видеть на примере любых из этих списков, сравним два из них.

Согласно Kamsadesavyakarana:

Название ступы Местонахождение
1 Рождение Парк Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Нараньджаны около Ваджрасаны в городе Раджагрихе государства Магадхи
3 Победа над восемнадцатью полчищами злых сил Раджагриха в государстве Магадха
4 ………………………………. На месте, где Брахма просил Будду повернуть Колесо Учения
5 Поворот Колеса Учения Мригдава в городе Каши
6 Великое чудо Шравасти в государстве Косала
7 Нисхождение с небес Самкасья
8 Нирвана Кушинагара в стране маллов

Согласно Нагарджуне:

Название ступы Местонахождение
1 Сугата Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Наранджаны в Магадхе
3 Божественная мудрость Варанаси в царстве Каши
4 Победа над Тиртхиками Джетавана в Шравасти
5 Нисхождение с небес Трайастримса Санкасья
6 Майтрея Венувана в Раджагрихе
7 Благословение Вайсали
8 Нирвана Кушинагара

В перечнях одинаково обозначены лишь три ступы: Просветление, Нисхождение с небес и Нирвана , совпадает и место их расположения. Первая ступа имеет разные названия, но они подразумевают одно и то же событие – рождение Бодхисаттвы; место нахождения совпадает. Третья ступа в списке Нагарджуны, называемая Божественная мудрость, судя по названию и месту расположения, подразумевает Первую проповедь Будды. Это событие в списке Kamsadesavyakarana отмечено пятой ступой; ей предшествуют еще две, посвященные событиям, не упоминаемым Нагарджуной: победе над полчищами Мары и просьбе Брахмы о повороте Колеса Учения. Ступа Великого чуда в Шравасти из списка Kamsadesavyakarana не упоминается в списке Нагарджуны; зато в нем есть ступа в Шравасти, имеющая другое название – Победа над Тиртхиками. Два события связаны между собой: чудо воды и огня было продемонстрировано Буддой по просьбе царя Прасенаджита в знак победы над учителями иных религиозных школ. Однако, разные названия свидетельствуют о том, что акценты были расставлены по-разному: в одном случае было выделено чудо, в другом – победа над идейными противниками. Две ступы из списка Нагарджуны отсутствуют в Kamsadesavyakarana: это ступа Майтреи и ступа Благословения; очевидно, во втором случае имеется ввиду прощальный взгляд, который бросил Будда в последний раз на город Вайсали, зная уже о своем предстоящем Великом Уходе 14.

Не совпадают и другие списки Восьми ступ Татхагаты, из чего можно сделать вывод, что они в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок. Они проводились в местах паломничеств буддистов, и основывались в значительной степени на сведениях, содержащихся в описаниях китайских путешественников V и VII вв. Фа-сяня 15 и Сюань-цзана 16.

Будда родился в роще Лумбини недалеко от города Капилавасту - столицы рода шакьев. Город был разрушен царем Косалы Видудабхой. Известно, что отец Видудабхи Прасенаджит претендовал на происхождение от овеянного ведической славой царя Икшваку, но его современники и сограждане не признавали за ним такого происхождения. Когда он потребовал в жены девушку из племени шакьев, его сочли недостойным такого брака и прислали ему дочь шакьи от рабыни. От этого брака родился Видудабха. Обман позже выяснился. Видудабха под предлогом мести за оскорбление, нанесенное его предкам, пошел войной на шакьев, на самом деле желая полностью подчинить себе их земли 17. Произошло это за два года до паринирваны Будды. Рассказывается, что направляясь с войском в Капилавасту, Видудабха по пути встретил Будду и хотел повернуть назад, но распростившись с Совершенным, продолжил свой путь.

Капилавасту не был восстановлен. В Лумбини – в настоящее время Румминдеи, сохранилась колонна, установленная императором Ашокой в честь рождения царевича Сиддхартхи. Сюань-цзан видел ее разбитой посередине и вверху, на нижней части сохранился эдикт; капитель с головой коня лежала на земле. Ашокой также была построена ступа на том месте, где два нага омывали новорожденного Сиддхартху теплой и холодной водой 18 . Фа-сян и Сюань-цзан рассказывают о множестве ступ в окрестностях города, которые отмечали каждое событие жизни Сиддхартхи: место встречи мудреца Аситы с новорожденным, места Четырех встреч – со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником; места, где юный принц укротил слона и перекинул его через стену; где покинул родной город; где царь Шуддходана приветствовал Будду по его возвращении в Капилавасту, где погибло множество воинов шакьев в сражении с царем Косалы Видудабхой. В нескольких милях к юго-востоку от города Ашока построил две ступы: на месте, где принц Сиддхартха распрощался со своим колесничим Чандакой, и где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни. Сюань-цзан отметил также ступы предшествующих будд – Кракучханды и Канакамуни.

В настоящее время в окрестностях Лумбини сохранились основания монастырей и святилищ. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот в Непале и Пипрахва в Индии. В Тилауракоте были раскопаны останки двух ступ, в которых были найдены печати, указывающие на то, что во времена Гуптов они почитались как ступы Шуддходаны и Майи 19 . В Пипрахве чуть более 15 миль к югу от Тилауракота, раскопки выявили дагобу, которая могла быть одной из первых реликварных ступ. В 1970-е годы было обнаружено, что ступа имеет нижний слой, в котором хранилась шкатулка из мыльного камня в форме ступы, содержавшая кости. Диаметр этой ступы около 34,2 м 20.

Бодх-Гая знаменит тем, что здесь отшельник Гаутама достиг Просветления, стал Буддой. Вокруг Древа Бодхи, под которым созерцал Гаутама, Ашока построил чайтья-врикшу – святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута. В период Шунгов Дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре. У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой 21 . К востоку от Древа Ашока построил маленькую чайтью. На этом месте теперь стоит храм Махабодхи – Великое Просветление. Его строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг него относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи 22 . Вокруг храма возведено множество ступ, все они относятся к традиции ваджраяны 23.

В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь,в которой он раскрыл Четыре благородные истины и Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, составляющие основу Учения буддизма. По описанию Сюань-цзана в VII в. в Сарнатхе было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. Город процветал до конца XII в. и лишь в XIX столетии, после веков запустения, Сарнатх вновь стал буддийским центром, когда археологи обнаружили статуи Будды в помещении, спрятанном глубоко в руинах одного монастыря 24.

Две ступы претендуют на то, что они построены на месте проповеди Будды – это Дхармараджика и Дхамвкх. Дхармараджика (санскрит: “царь дхармы”), приписываемая Ашоке, не сохранилась, от нее осталось только основание. Очевидно, она была обнесена оградой. Предпринимаются попытки датировать ее более ранним временем. В 1794 г. ступа была разобрана, и строительные материалы использовались при строительстве рынка Джагатганж. Внутри ступы была обнаружена каменная шкатулка, содержавшая реликвии, перламутр, рубины, серебряные и золотые серьги. Шкатулка, затерявшаяся вновь в руинах, была потом найдена, но мраморная коробочка и ее содержимое, видимо, были потеряны. От ступы Дхармараджика сейчас осталось только основание 25.

На месте проповеди до сих пор сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. На ней высечены три надписи, датируемые соответственно временем Ашоки, Канишки и Гуптов. Капитель находится в музее Сарнатха. По словам Сюань-цзана, колонна была отполирована и сияла как нефрит, на ней были различные надписи, содержавшие предсказания 26.

В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскрит, “дхарма”, пали: “дхамма”) Это солидная круглая башня, она поднимается на высоту 38,4 м. Ее основание 27,9 м в диаметре уходит в землю на 3 метра. В течение многих лет основание ступы было покрыто травой и окружено кучей гальки, глубиной 5,4 м. Когда эта галька была убрана археологами, открылось восьмиугольное основание ступы, облицованное резным камнем. Ниши с каждой из восьми сторон когда-то обрамляли статуи высотой в рост живого человека. Хотя многое из каменной облицовки исчезло, некоторые подлинные образцы сохранились, и Дхамекх по-прежнему возвышается над местом первой проповеди Будды. Археологи обычно датируют эту ступу VI веком н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась великолепная ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Путешественник отмечал, что основание широкое и сооружение высокое, украшено резьбой и драгоценностями. Археологи отнесли это описание к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней 27.

Согласно Махапаринирваии сутре. Будда завещал кремировать его тело маллам Кушинары. Когда реликвии были собраны и поделены, маллы воздвигли ступу на месте ухода Благословенного. По всей вероятности, та дагоба разрушилась; Ашока воздвиг множество ступ и колонн в местности, где протекали последние часы жизни Учителя. Фа-сян видел памятники в великолепном состоянии, но Сюань-цзан уже застал их разрушенными, тем не менее он определил высоту главной ступы в 60 м. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до XIX в., когда в 1861 г. А.Каннингхэм раскопал большой кирпичный холм и обнаружил ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Китайские путешественники описали также парибходжика-ступу, построенную мориями над углями погребального костра. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила 28.

Таковы Четыре места паломничества, названные самим Буддой, они связаны с Четырьмя основными событиями его жизни – рождением, просветлением, проповедью и паринирваной. В них было построено множество памятных ступ, которые одновременно являлись и реликварными. В Капилавасту ступы отмечали подробнейшим образом события, связанные с юностью Сиддхартхи, с его уходом из родного города. Одна из них была шарирака-ступой, построенной над долей останков Будды, полученных шакьями. В Бодх-Гае упоминается гораздо меньшее количество ступ, здесь речь идет о чайтье-врикше вокруг Древа Бодхи и маленькой ступе рядом с ним, на месте которой позднее был возведен храм Махабодхи. В Сарнатхе было множество ступ, из них две претендуют на то, что построены на месте проповеди Будды. В Кушинагаре было множество ступ. Дагоба, построенная маллами над их долей останков Будды, не сохранилась. Здесь обнаружена ступа более позднего времени, построенная на месте паринирваны.

В число памятных мест буддийская традиция включила еще четыре города: Раджагриху и Шравасти – столицы государств Магадха и Косала, где в основном протекала деятельность Будды; Санкасью – местность, куда спустился Будда после проповеди на небесах Трайастримса; Вайсали – центр конфедерации свободных народов личчхавов, маллов и видехов, сохранявших традиции военной демократии и объединившихся с целью защиты от соседних могущественных государств. В этих местах в различное время было построено множество ступ.

Раджагриха в буддийской истории известна тем, что здесь Будда прочитал многие проповеди, здесь Девадатта покушался на жизнь Будды, пытался расколоть сангху и увести часть монахов из общины, здесь после паринирваны проходил Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи. В Раджагрихе царь Аджаташатру построил ступу над своей долей реликвий Будды и через сорок лет – над долей реликвий Ананды. Ашокой была построена ступа в память об укрощении взбесившегося слона, посланного Девадаттой. После Аджаташатру столица Магадхи была перенесена в город Паталипутру (современную Патну), расцвет которого был предсказан Буддой в его последние дни 29.

Шравасти знаменит тем, что здесь Будде купцом Анатхапиндакой была подарена знаменитая роща Джетавана, здесь Будда одержал победу над шестью учителями, здесь он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество будд в небе. Здесь в разное время было построено множество буддийских памятников. Сюань-цзан упоминает ступу высотой 18м, содержавшую статую сидящего Будды. Она была возведена на том месте, где Будда вел дискуссию с еретиками. Еще одна ступа стояла у колодца, где Будда брал воду. Путешественник также отметил две колонны Ашоки, стоявшие у восточного входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Они были поставлены в память о том, как Будда продемонстрировал двойное чудо 30 . Фа-сян отметил множество ступ в окрестностях Шравасти, среди них построенную на месте дома Анатхапиндаки и первого женского монастыря, основанного Махапраджапати – приемной матерью и кормилицей Будды, решившей стать монахиней после смерти царя Шуддходаны. Ко времени Сюань-цзана Шравасти был опустошен и оставался в забвении вплоть до начала археологических раскопок в XIX веке, обнаруживших остатки рощи Джетавана и самого города. Множество холмов в окрестностях могут оказаться древними буддийскими ступами 31.

В Санкасье, согласно традиции, Будда спустился на землю после проповеди на небесах Трайастримса по лестнице, созданной Брахмой и Индрой. Фа-сян и Сюань-цзан сообщают, что Ашока, желая обнаружить лестницу, приказал копать землю, но открыты были только подземные воды. Он построил на легендарном месте вихару и воздвиг статую стоящего Будды высотой 1,8 м. Позади вихары он поставил каменную колонну, увенчанную львом или слоном. Капитель этой колонны до сих пор на месте, но колонна исчезла и была заменена кирпичной 32 . Санкасья была популярным местом паломничества. Фа-сян отметил, что в вихаре Ашоки жило около тысячи монахов, а в другом монастыре около семисот. Сегодня только большой холм, окруженный земляным валом около 3 миль в окружности говорит о бывших размерах этого древнего города и о его прежнем значении 33.

В Вайсали Будда остановил чуму, опустошавшую город, и завоевал уважение и любовь жителей города. В другой раз когда Благословенный посетил Вайсали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Совершенному куртизанкой Амрапали, где он объявил своим ученикам о скором уходе из жизни. В V веке Фа-сян описал ряд памятников, посвященных Будде в этом городе, в том числе руины ступы, построенной Амрапали, а также ступу, которая отмечала место великого собора в Вайсали, состоявшегося через сто лет после паринирваны Будды. К югу находилась ступа, которую построили личчхавы над своей половиной реликвий Ананды. Через два века Сюань-цзан нашел Вайсали в руинах, но ряд памятников сохранился к тому времени. Среди них ступы, отмечавшие места, где Будда останавливался на пути в Кушинагару, откуда он посмотрел в последний раз на любимый город Вейсали, и где он объявил, что скоро уйдет в паринирвану.

В XIX веке раскопки обнаружили недалеко от современной деревни Безарх древний холм, который мог быть остатками ступы, построенной личчхавами над реликвиями Ананды, и основание ступы, которая могла быть одной из Великих реликварных ступ. Три кольца в основании указывают на два последовательных ее увеличения. В настоящее время примерно в двух милях к северо-западу, в Кохлуа, около современной деревни Бакхра, можно видеть крупную кирпичную ступу, которую Сюань-цзан приписывал Ашоке, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны и преподнесли ему мед. Перед этой ступой стоит колонна Ашоки с львиной капителью и остались основания четырех монастырей 34.

Можно видеть, что в Раджагрихе, Шравасти, Санкасье и Вайсали, так же как и в Четырех местах паломничеств, указанных самим Буддой, не было каких-либо специальных памятников, посвященным конкретным событиям жизни основателя Учения. В Раджагрихе находилась одна из Восьми Великих реликварных ступ, построенная Аджаташатру, и ступа Ашоки, построенная в память об укрощении слона. В Шравасти – ступа, возведенная на месте спора с шестью учителями, ступы, построенные на месте дома купца Анатхапиндаки, известного донатора сангхи, и на месте первого женского монастыря. В Санкасье Ашокой была построена вихара, при этом ничего неизвестно о ступах. В Вайсали находились три из Восьми Великих ступ, построенные личчхавами, маллами и видехами над полученными ими частями реликвий Будды, ступа, возведенная Амрапали, а также ступы, построенные на месте Второго Буддийского собора и над останками Ананды.

Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. Число восемь связано с представлением о восьми сторонах света – четырех основных и четырех промежуточных. Такое осмысление пространства в связи со ступами Татхагаты в большей степени выражает идею распространения Учения Будды по всему миру, чем число четыре, фигурирующее в его завещании о посещении мест, связанных с основными событиями его жизни. Тем не менее, в более поздней традиции представление о Восьми ступах Татхагаты находит свое выражение в формировании восьми различных форм ступы, отличающихся друг от друга основаниями. Но в индийском буддизме такой традиции не было.

Дальнейшее строительство буддийских ступ в Индии получило наиболее широкий размах в период правления императора Ашоки. Как было отмечено выше, им были возведены многие из ступ в Восьми местах паломничества. При нем были заложены наиболее известные индийские ступы Бхархута и Санчи в Центральной Индии, Амаравати в Южной Индии (Декан). Во времена Ашоки велось активное строительство ступ на северо-западе страны и в Гандхаре. В результате вся страна оказалась покрытой множеством памятников буддизма, ставших свидетельством поддержки буддизма царской властью и символом распространения Дхармы. Период правления Ашоки является особой страницей в истории культового зодчества буддизма и требует специального рассмотрения.

Ольга Семеновна Хижняк, старший научный сотрудник
Государственного музея истории религии, кандидат философских наук
* Данная публикация выполнена в рамках исследовательского проекта N 98-03-04114, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

1 Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных истории буддийской ступы: “Происхождение буддийской ступы” – “Кунсткамера”, издательство “Петербургское Востоковедение”, в печати; “Ступы, построенные при жизни Будды” – Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста 2000; “Первые буддийские ступы: мифология и история” – “Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста, в печати.
2 B.N.Goswamy Introduction speech: the stupa – some uninformed questions about terminological equivalents. In: The Stupa. Its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden 1980. C. 1-11.
3 L.Chandra Introduction. In: Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C. V-XXIX.
4 Там же.
5 G.Combaz L"evolution du Stupa en Asia: Melanges chinois bouddhiques Deuxieme volume: 1932-1933. Bruxelles, Juillet 1933. 163-305.
6 Р.Б.Пандей Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982. С. 190-219.
7 Stupa. In: Ecyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings.V.XI.Edinburgh 1920. C. 901-904. Stupa. In: Ch.Humhreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 187.
8 Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C.23-24.
9 Crystal Mirrow 12. The Stupa: Sacred Symbol ofEnlightment. Dharma Press. Berkeley 1977. C. 16.
10 Crystal Mirrow 12. C. 10, 90; P.Dorje Stupa and Its technology. Delhi 1996. C. 1-3.
11 Mahaparinibbana Suttanta: Y, 7-12. – Sacred Books of the Buddhists, ed. by T.W. Rhys Davids, vol.111. London 1910. CC. 153-157.
12 Crystal Mirrow. 12. C. 34.
13 P.Dorje Ibid. C. 11-17.: Tangy"nr – Kamsadesavyakarana, Taisho – Pata-ling-t"a-ming-hao-ching; Nagarjuna: Gnas chen po brgyad kyimchod rten la bstodpa; Jamyang Zhayapa Ngawang Dorjee: Mchod rten gyi thig rtsa mdor bdus; Desid Sangyas Gyatso: Vaidurya dkar po las "phro pa"i snyen sgron dang dri len gya "sel bzhugs so; Sahajavilasa.
14 Mahaparinibbana Suttanta: IV, 1.
15 Fa-hien A Record of Buddhist Kingdoms being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399-414) in search of the Buddhist Books of Discipline. Translated, annotated and with Corean recensions of the Chinese text by James Legge. Paragon Book Reprint Corp., New York Dover Publications, Inc., New York 1965.
16 Hsuan-tsang Buddhists Records of the Western World, tr. by Samuel Beal. Delhi 1981 (1884).
17 Д.Косамби Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. С. 135.
18 E.Lamotte History of Indian Buddhism from the Origins to the Saka Era. Translated from French. Louvain-la-Neuve. 1988. C. 315.
19 Crystal Mirrow. C. 23.
20 Ch.Humphreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 149.
21 С.И.Тюляев Искусство Индии. М.,1988. С. 131.
22 E.Lamotte Op. cit. C. 316-317.
23 Crystal Mirrow. C. 27.
24 Crystal Mirrow. C. 30-31.
25 Crystal Mirrow. C. 32.
26 E.Lamotte Op. cit.C. 318.
27 Crystal! Mirrow. C. 31.
28 Crystal Mirrow. C. 34-35.
29 Crystal Mirrow.C. 35.
30 E.Lamotte Op. cit. C. 321.
31 Crystal Mirrow. C. 37.
32 E.Lamotte Op. cit. C. 340.
33 Crystal Mirrow, C. 39.
34 Crystal Mirrow. C. 39-41.