Когда и где возникло манихейство. Манихейство

Возникновение рыцарских орденов , обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

Тевтонский орден

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Орден Калатравы

Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году . А в 1164 году , орден был официально закреплён папой Александром III . Cамо название "Калатрава " берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году . На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда , на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом . После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы , получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году . После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре . Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году . Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.

Орден Ависа

Появление обусловлена сообществом Калатравы , когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года , для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора . В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке , королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу . Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять политическими и экономическими решениями.

Орден Сантьяго

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году . Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании. Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка . Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским королём Фердинандом III , проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2 города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век , прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.

Орден Святого Лазаря

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году . Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь " принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году . А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии , которая произошла 17 октября . Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Орден Монтегаудио

Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году . Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио, участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III . Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито. Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году , в городе Теруэль , участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя .
В 1196 году , орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы .

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом . Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году . Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы , который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга . Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года .

Добринский орден

Добринский орден Польши , был организован в качестве защиты от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год , знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала, обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей " встал Конрад Мазовецкий .
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году , в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов . Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке , когда умерли абсолютно все предводители ордена.

Орден Монтесы

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке . Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года , который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II .
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе . Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама , увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века , пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

Орден Христа

Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш , официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар . Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих, настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой . На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого, алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду, пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость привела к изъятию церковной собственности в пользу государства. Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству, произошёл в 1789 году .

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому . Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход , а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского . У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена, состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество. Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим . Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.

Орден Святого Георгия

Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии , созданный королём Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Возникновение духовно-рыцарских орденов относится к временам крестовых походов, которые организовывала католическая церковь с девятого века. Цель была благая: освобождение Палестины и Гроба Господня в Иерусалиме, но попутные задачи обходились не дешевле: и верховные католики, и сами крестоносцы нуждались в новых землях и жаждали богатств восточных городов.

Образование духовно-рыцарских орденов

Когда крепость Иерусалима сдалась на милость победителя в 1099 году, Папа Римский благословил создание новых организаций по охране и защите как христианских владений, так и самих паломников от местных исламистов. Базу к тому времени уже создали - различные духовные братства, из которых и образовались духовно-рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров и некоторых других.

Достаточно сложно было примирить две противоположные, согласно Священному Писанию, ипостаси - служение Богу и военную службу, где приходилось убивать себе подобных. Но к двенадцатому веку история духовно-рыцарского ордена приросла и собственными идеологами, вполне оправдывавшими не только создание, но и образ жизни рыцарей-крестоносцев.

Святые обеты

Рыцарь, вступающий в орден, становился монахом, принеся обеты бедности, послушания, целомудрия, непримиримости к неверным и исполнения долга гостеприимства. Простолюдин, примкнувший к ордену, становился военным монахом. Впрочем, простолюдины и в круге посвящённых всегда держались своей, отдельной группой. Некоторые ордены принимали в свои ряды даже женщин.

Дисциплина была армейская, все беспрекословно подчинялись главе - великому магистру, гроссмейстеру, который мог держать отчёт только перед Римским Папой. Правители, на землях которых располагался духовно-рыцарский орден (тамплиеров и любой другой), если не вступали в его ряды, никакого права голоса, тем более - командования, не имели.

Иерархия

История духовно-рыцарского ордена писалась на особых скрижалях. От монашеских и друг от друга рыцарские ордены отличались одеждой и собственным уставом, который заверял подписью Но, в отличие от монашеских, ряды рыцарей-монахов прирастали очень и очень быстро, как того требовала постоянная война.

Рыцари не только грабили восточные селения и города, они нарушали множество заповедей Христа: давали деньги в долг под проценты, эксплуатировали местных жителей, занимались работорговлей. И неуклонно несметно богатели. Рыцарь-крестоносец девятого века отличался от своего собрата в тринадцатом как небо от земли. Нужно признать, что, разбогатев, многие ордена вкладывали деньги в науку.

У каждого члена ордена была определённая должность. Со временем её можно было распознавать по одежде (только посвящённым, разумеется). Тамплиеры - в белом плаще с красным крестом, госпитальеры - в чёрном, - в белом с чёрным крестом.

История духовно-рыцарского ордена показывает, что нашивать специальный крест на одежду папской буллой разрешили только в 1146 году, причём не всем сразу, а только самым знатным по крови рыцарям. Со временем, когда значительно обогатили казну не только ордена, но и отдельных рыцарей, роскошь даже в одежде не заставила себя ждать.

Три главных ордена

До начала пятнадцатого века история духовно-рыцарского ордена во время крестовых походов описывает чуть больше двадцати орденов, из них три - самые богатые, влиятельные и сильные. Они обладали такими огромными состояниями, что им завидовали короли. Вот эта замечательная тройка:


История духовно-рыцарского ордена писалась не только на Святой Земле. Крестоносцы участвовали в войнах на всех территориях христианского мира. В Испании первыми начали боевые действия рыцари орденов госпитальеров и тамплиеров, а тевтонцы приручили всю Центральную и Северную Европу. В Восточной Европе их военная слава, правда, и закончилась (вспомним и Александра Невского).

История духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Колоссальное состояние позволяло орденам скупать лучшие земли по всей Европе. Как доказательство могущества тамплиеры, например, чеканили собственные деньги, свободно ходившие по всей Европе. Монеты были из серебра и золота, и появилось их так много, что тамплиерам приписывали алхимические открытия, например, из свинца...

Эта организация смогла просуществовать довольно долго. В далёком 1118 году девять французских рыцарей под предводительством Гюга де Пайена и Жофруа де Сен-Оме остались защищать дорогу к Иерусалиму от Средиземного моря после первого крестового похода. Прежде всего, христианских паломников от разбойников и грабителей. От Болдуина они получили резиденцию, именем которой впоследствии и стали называться - замок Тампль, построенный на месте древнего храма Соломона. У этого Ордена несколько названий:

  • Орден бедных рыцарей (или братьев) Иерусалимского Храма (или Храма Соломона).
  • Орден храмовников.
  • Орден тамплиеров.

Устав

Желающие вступить в Орден рыцари непременно должны были стать монахами - смиренными, бедными и безбрачными. Это был, тем не менее, очень успешный проект. История духовно-рыцарского ордена говорит о том, что устав его был одним из самых жёстких и строгих, а разработал его сам Святой Бернар, утвердил же - Римский Папа Евгений III в 1128 году, то есть после десяти лет неофициального существования.

В Ордене тамплиеров рыцарь обязан был забыть всё мирское, включая родственников, питаться только хлебом и водой, одеваться в самую простую и грубую одежду. Он не мог иметь никакой собственности. Если в его вещах после смерти находили золото или серебро, в освящённой земле кладбища ему не было места.

Однако всё это не помешало тамплиерам стать особо жадными до добычи, развлечений и даже пьянства. Художественные произведения, написанные о том времени, например, роман сохраняют историческую правду, которую нашли в исторических хрониках.

Деление на сословия и отличительные знаки

Сословия у тамплиеров были. Это, безусловно, нужный организационный проект. История духовно-рыцарского ордена сохранила для нас три деления: собственно рыцари, священники и так называемые сержанты, к которым относились все низшие чины: пажи, оруженосцы, солдаты, прислуга, охранники и так далее.

Нужно признать, что при всём этом категорическом делении монашеские обеты принимали все, и устав все одинаково безукоризненно должны были выполнять. Однако исключений из правил было предостаточно.

Для всех рыцарей-тамплиеров обязательным являлся белый плащ, похожий на мантию, с мальтийским восьмиконечным алым крестом. Сержанты же одевались в коричневое, крест был тот же. Узнать тамплиера на большой дороге можно было по боевому выкрику "Босеан!", а также по флагу - чёрное с белым полотнище и девиз на латыни - "Не нам, Господи" (первые слова из девятого стиха сто тринадцатого псалома).

Герб тамплиеров был просто символом бедности: на нём изображались два рыцаря на одном коне. Если рыцарь направлялся в крестовый поход, то крест он нёс на груди, а возвращаясь - на спине. Фасон, покрой, размер и материал одежды, а также местоположение креста обычно выбирал он сам.

Национальная и сословная принадлежность

В рыцари тамплиеров поначалу могли посвятить только француза благородного происхождения. Чуть позже эту возможность получили и англичане. Тем не менее рыцарями становились и испанцы, и итальянцы, и фламандцы. Только рыцари могли занимать руководящие должности - от великого магистра и магистра владений до каштеляна, капитульера, драпиера.

Сержантами становились более богатые горожане, которые занимали неплохие должности счетоводов, оруженосцев, управителей и кладовщиков. Те, что победнее, шли в прислугу, в солдаты или в охрану.

Епископы римской церкви и сам Папа не могли управлять священниками Ордена. Духовно-рыцарский Орден тамплиеров требовал от своих священников отправления духовных нужд, несмотря на то, что все рыцари Ордена были наделены правами духовника. у членов Ордена мог отправлять только орденский священник, потому что многие тайны охранялись и от римской католической церкви.

Несмотря на строгий устав и походный быт, Орден тамплиеров быстро стал популярен. Через несколько лет к девяти рыцарям примкнули ещё триста, среди которых было немало коронованных особ. Количество сержантов, естественно, тоже возросло.

Откуда дровишки?

Принадлежность к Ордену давала как личную безопасность, так и приумножение состояния. Обижать члена Ордена было нельзя. "Один за всех" - девиз, рождённый далеко до первого мушкетёра.

Провозглашённый нищенским Орден стремительно богател. И не только потому, что правители часто завещали ему несметные богатства. Целые сёла, города, церкви, замки, монастыри со временем стали принадлежать Ордену. Они смиренно отдавали ему налоги и подати. Дело в том, что духовно-рыцарский Орден тамплиеров занимался ростовщичеством.

Это не евреи, а Орден тамплиеров создал банковскую систему Европы. В средние века евреи были только уличными менялами, а тамплиеры уже имели систему кредитования, векселя, собственные деньги. Оперировали они не только золотом, но и ценными бумагами.

Отошедшие от Креста

Тамплиеры отметились как самые большие предатели дела носителей Креста Христова. Таков был и октябрь 1240 года, когда мусульмане Дамаска и Египта перессорились, крестоносцы приняли сторону Египта, заключив сделку договором, и получили за это не только Иерусалим, но и почти всю Палестину. Бескровно! Тамплиеры же, сговорившись с Дамаском, напали на египтян вкупе с Тевтонскими рыцарями и госпитальерами. Причём были более жестоки, чем мусульмане с иудеями. Кровь доходила лошадям до колен, как гласит история духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. Даже собратьям-крестоносцам не позволили похоронить своих мёртвых. В 1243 году мусульмане отплатили тамплиерам сполна и взяли Иерусалим обратно, выпустив живыми только троих тевтонцев, двадцать шесть госпитальеров и тридцать три тамплиера.

Дальнейшие крестовые походы были сколь многочисленными, столь и безуспешными. В 1298 году последним Великим магистром Ордена стал Жак де Моле. Идея крестовых походов погасла, смысл существования военных монахов стал неясен. У Тевтонского ордена ещё оставалось немного работы - века на полтора. А вот тамплиерам стало неуютно сидеть на тех богатствах, которые не снились и королям. Первый Тампль остался за мусульманским миром, и духовно-рыцарский Орден тамплиеров разместил резиденцию на Кипре - там основалось убежище христиан, которые смогли покинуть Палестину, но которых совсем не ждали в Европе.

Разбойники

Карл Валуа, брат затеял войну с Византией. С греческим христианством воевать было не легче, чем с мусульманами. Тамплиеры вместо того, чтобы сражаться с Андроником, уходят вдоль берега от Фесалоники к Фракии и Моравии, туда, где уже воцарился католицизм.

Добыча у тамплиеров была богатой. Но монархи европейские возмутились. Кому интересно иметь рядом силу в пятнадцать тысяч настоящих солдат, хорошо вооружённых и закалённых в боях, к тому же агрессивных, самовольно и хитро управляемых? И, конечно же, алчность сыграла свою роль: тамплиеры были сказочно, несказанно богаты.

В 1307 году Филипп Красивый издал указ об аресте всех тамплиеров на территории страны. Узников жестоко пытали, сжигали на кострах. Казна Франции значительно пополнилась. История духовно-рыцарского Ордена тамплиеров пришла к концу.

Не чаялось мне быть в такой кручине,
Как в честь Христа взялся я крест нести.
Теперь я рад бы биться в Палестине;
Но верность даме встала на пути.
Как должно, душу мог бы я спасти,
Когда б желанье сердца смолкло ныне.
Но всё равно ему в его гордыне,
В рай или в ад придется мне идти.

Ульрих фон Зингенберг. Перевод Б. Ярхо

А вот первый «зарегистрированный», вернее, скажем так - утвержденный римским папой орден воинов-монахов основал Гуго де Пейн. Название ему он придумал такое: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» – поэтому-то в дальнейшем его и стали называть орденом тамплиеров или храмовников (по-французски «тампль» как раз и означает «храм»). А было так, что в 1118 году Гуго де Пейн – французский рыцарь вместе со своими восемью родственниками-рыцарями основал орден с целью защищать пилигримов в Палестине. Задачу они себе поставили следующую: «По мере сил охранять дороги на пользу паломникам от коварства разбойников и от нападений степных кочевников». Рыцари были настолько бедными, что имели одного коня на двоих, из-за чего впоследствии на печати ордена изображались два всадника верхом на одной лошади.

Современные «рыцари-тамплиеры».

О создании ордена было объявлено на соборе в городе Труа в 1128 году, где его признали официально. Священнику Бернару Клервоскому была поручена разработка его устава, в котором должны были быть собраны все правила ордена. Архиепископ Тирский Вильгельм – канцлер Иерусалимского королевства и один из известнейших историков средневековья, описывал создание ордена следующим образом: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин I, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности». Тогда же ордену дали не только устав, но и разрешение на ношение его рыцарями белой монашеской рясы и плаща, а черных одеяний – для их оруженосцев и слуг. А вот красного креста на плече тамплиеры сначала не имели. Он им был дарован римским папой Евгением III лишь после 1145 года.


Средневековая миниатюра с изображением рыцаря-тамплиера.

Сам Бернар Клервоский, причисленный впоследствии к лику святых, писал о рыцарях-монахах следующее: «...Новое рыцарство появилось в Святой земле. Новое, говорю я вам, и не испорченное миром, в коем ведет оно двойное сражение – как против врагов во плоти и во крови, так и против духа зла в небесах. И нет никакого чуда в том, что рыцари эти противостоят крепостью мышц своих телесным противникам, ибо сие полагаю я делом вполне обычным. Но подлинным чудом является то, что силой духа своего сражаются они с пороками и демонами, заслужив такую же хвалу, как и священнослужители». Вот какой предстает перед нами жизнь тамплиеров в передаче Бернара: «Они во всем подчиняются командиру своему, носят предписанное им облачение, не пытаясь что-либо добавить к одеянию и к пище своей... Избегают они любого излишества в еде и в одежде... Живут вместе, без жен и детей... Обретаются под одной крышей, и в жилище этом ничего им не принадлежит – даже собственная воля их...» И вот ещё одно важное добавление, вернее, добавление, которое посчитал он важным: «Никого не ставят они ниже себя. Почитают лучших, а не знатных…» «Волосы стригут они коротко... Не причесываются никогда, моются редко, борода у них всклокоченная, воняют они дорожным потом, одежда их запачкана пылью, грязью и пятнами от упряжи...»


Печать тамплиеров.

Интересное описание, притом, что особенная чистоплотность в это время вообще не была популярна, так как церковь учила, что водой грехов не смоешь. И то, что Бернар отметил, что от них разило потом, говорит о многом.

Картина, как вы видите, создается не самая привлекательная – и, однако же, успех дела привлечения в орден людей был громадным. Правда, вступающим в орден было обещано – причем в весьма возвышенной форме – отпущение грехов. Однако Бернар позволил ордену – с разрешения местного епископа, конечно, вербовать в свои ряды даже тех, кто был... отлучен от церкви! Но следует подчеркнуть, что сам он абсолютно никаких иллюзий на счет людей, завербованных подобных образом, не питал: «Среди них, – писал он, – есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убийцы, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восток же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг». Разумеется, это довольно циничный подход для настоящего христианина. «Любовь – любовью, но надо ведь и меру знать!»

Однако крестовые походы действительно стали для Запада избавлением от множества «лишних ртов», и почему бы было этим не пользоваться и далее. И потом, разве святой Бернар помышлял сделать из этих людей монахов? Отнюдь нет – всего лишь лишенных собственной воли воинов-профессионалов, которых церковь могла бы противопоставить совершенно разнузданной рыцарской вольнице – только и всего! Чтобы войти в число монахов Храма, нужно было выдержать испытательный срок – иногда чрезвычайно долгий. Тем не менее, и бойцы, и дары начали стекаться в орден буквально со всех сторон, а вокруг монашеского рыцарства создается ореол необыкновенной притягательной силы. И этим широко пользовался также и орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского: кто страшился строгих требований ордена храмовников, находил здесь атмосферу более мягкую, хотя и не менее рыцарскую.

Оба ордена спасут Святую землю двадцать раз, и шесть Великих магистров-храмовников сложат свои головы в бою. И вот, что очень важно: орден стал богат, очень богат: на Востоке силой (поскольку война – это всегда грабеж), а на Западе – за счет пожертвований и подарков. Потому что орден одаривали, как раньше одаривали аббатства – то есть, исполняя обет, опасаясь загробного воздаяния, или ради традиционной заботы о спасении души. Орден получал деньги, земли, и даже невольников. Многие феодалы включали его по завещанию в число своих наследников, либо в пользу ордена отказывались от пустошей, лесов и глинистых участков, где ничего, собственно, и так не растет, но которые вполне годились, чтобы подарить их богоугодному ордену! Король Арагона дошел до того, что решил даже отдать тамплиерам и госпитальерам собственное королевство, и только сильнейшее недовольство своих вассалов, и даже крестьян, которых местные священники настроили против тамплиеров, заставило его расстаться с этой идеей. И жалко, что этого не случилось! В Европе тогда могло бы оказаться под властью ордена целое государство и – вот это был бы тогда социальный эксперимент! Орден же принимал практически все! Между тем, кроме дарений в Шампани и во Фландрии, тамплиеры стали получать земли и в Пуату, и в Аквитании, что позволило защитить от набегов арабов практически все побережье Франции. К 1270 году они имели в той же Франции около тысячи командорств, а к ним в дополнение еще и многочисленные «хозяйства» (небольшие фермы, управлявшиеся членами ордена). Ну, а к 1307 году количество их удвоилось.


Реконструкция вооружения тамплиеров, XIII в.

Самое интересное, что тамплиеры действительно свято чтили свой устав, запрещавший им поднимать оружие против единоверцев. Ведь они на Западе не участвовали ни в одной феодальной распре, хотя на Востоке, а ещё в землях Испании и Португалии (а также в битве при Легнице в 1241 году против монголов Бату-хана) сражались постоянно! Регламенты ордена были таковы, что не позволяли братьям-рыцарям удаляться от лагеря дальше, чем была слышна команда, не позволяли наступать без приказа или покидать строй даже в случае ранения. Более того, рыцари были обязаны сражаться с еретиками при их троекратном превосходстве в численности.

Одновременно уставом предписывалось, что если им придется защищать свою жизнь от нападения единоверцев, то браться за оружие они могут лишь после троекратного на них нападения со стороны последних. А в случае неисполнения своего долга их следовало трижды бичевать, чего среди светских рыцарей вообще не допускалось! Есть мясо тамплиеры в течение недели могли только три раза. Причащаться должны были три раза в год, мессу слушать тоже три раза и ещё трижды в неделю подавать милостыню... Сражаться с врагами им следовало, пока развевалось их знамя. И только лишь когда знамя падало, а все соратники были рассеяны или погибли, рыцарь-тамплиер, уповая на Господа, имел право искать спасения в бегстве и покинуть поле боя.

Численность братьев-рыцарей в Аутремере составляла примерно 300 человек. Еще орден мог выставить несколько сотен сержантов и рыцарей-мирян, на время примыкавших к тамплиерам, что было по тем временам силой очень внушительной – недаром короли Иерусалима обычно ставили их в авангарде своих войск. При этом орден умел также хорошо защищать свои замки и крепости, как и воевать в чистом поле. При этом тамплиеры были неутомимыми строителями. На Востоке они строили замки и прокладывали дороги. На Западе орден строил, прежде всего, церкви, соборы, ну и замки тоже. В Палестине тамплиеры владели 18 крупными замками, причем замки тамплиеров строились очень быстро и представляли собой по-настоящему неприступные крепости. Расстояния между ними выбирались с расчетом, чтобы эту территорию было легко патрулировать. Вот далеко не полный перечень замков, построенных орденом в Святой земле: Сафет (выстроен всего за четыре года), Бельвуар и Замок Паломника в Галилее, замки Бофор и Аркас в Ливане, Тортоса, Красный и Белый Замки в Сирии. При этом в каждом из таких замков располагались крупные отряды, что еще больше усиливало их значение. Так, например, в крепости Сафад, построенной для охраны дороги из Дамаска в Аккон в районе переправы через реку Иордан и восстановленной орденом в 1240 году, в мирное время находились пятьдесят тамплиеров. В их распоряжении также было тридцать послушников в качестве подкрепления. Кроме того, у них имелись еще пятьдесят легковооруженных конных воинов, тридцать лучников, восемьсот двадцать пеших воинов и четыреста рабов.

Формирование ордена было завершено в 1139 году буллой Иннокентия II, где заявлялось, что любой тамплиер любые границы имеет право пересекать свободно, не платит никаких налогов и не может подчиняться никому, кроме Его Святейшества Папы. Ну, а кресты после 1145 года они стали носить не только на левом плече, но также на груди и на спине. Знамя тамплиеров было двухцветным: верх – черный, низ – белый. Черное одеяние в ордене было у оруженосцев и слуг. Военное звание имели рыцари, у которых было два походных коня и один боевой конь, и оруженосец, служивший за плату либо добровольно. В этом случае его категорически запрещалось подвергать телесным наказаниям. За рыцарями следовали сержанты, носившие одежду коричневого цвета и сражавшиеся в конном строю. Каждый из них имел собственного коня и слугу. Находясь в замках ордена, они размещались в таких же помещениях, что и рыцари, и имели точно такие же спальные принадлежности. Зато в походе ни палаток, ни навесов им не полагалось – они спали прямо на земле и ели из одного котла. Вооруженные слуги, находившиеся при войске, шли в бой под началом брата-знаменосца вместе с другими. Наконец, в войске тамплиеров могли быть также и наемники – туркопулы, набиравшиеся обычно из армян и представлявшие собой конных лучников, которые, однако, всегда должны были спешиваться перед стрельбой. Реально, а не так как это изображала их печать, в поход они выступали, будучи прекрасно экипированными. По уставу ордена рыцарю следовало иметь: небольшую палатку, молоток, чтобы вбивать колышки для палатки, потом ещё веревки, топор, непременно два хлыста, а также мешок для спальных принадлежностей. Затем у него должны были быть котел для варки пищи, миска и сито для просеивания зерна, непременно две чашки, потом две фляги, а ещё ковшик, ложка, и два ножа и т. п., и это, не считая его оружия и доспехов, которые у тамплиеров всегда были наилучшего качества. Естественно, что все это перевозилось вьючными лошадьми, иначе с таким грузом рыцарь не смог бы сделать и шагу!

Здесь надо сказать, что помимо воинской доблести тамплиеры показали себя и весьма изобретательными людьми с точки зрения развития… финансового дела! Ведь это тамплиеры придумали чеки, наличие которых позволяло людям золото и серебро с собой уже не возить. Теперь вполне можно было совершать паломничество всего лишь с маленьким кусочком кожи, но затем обратиться в любое из орденских командорств и получить там по нему деньги в нужном количестве. Деньги владельца такого чека становились недоступными для разбойников, которых в Средние века было очень много. Орден давал ссуды под 10 процентов годовых, тогда как у ростовщиков комиссия была 40 и более процентов. И хотя папы освобождали крестоносцев, идущих в поход, от долгов еврейским ростовщикам, тамплиерам долги отдавали всегда.


Фигурки-миниатюры, в том числе и изображающие рыцарей-тамплиеров, сегодня очень популярны.

Известно, что богатство развращает, и уже очень скоро нравы храмовников во многом изменились. Например, хотя устав ордена и предписывал им умеренность в еде, вино они потребляли в таких количествах, что родилась даже такая поговорка: «Пьет, как тамплиер» – то есть самым неумеренным образом! Естественно, что богатства, собранные орденом за всю его долгую , вызвали к нему зависть очень многих, поэтому вскоре после изгнания крестоносцев из Святой земли на орден начались гонения. В 1307 году французский Филипп IV (который, кстати, был должен тамплиерам большую сумму денег!) обвинил тамплиеров в колдовстве и приказал их арестовать и пытать с целью добиться признательных показаний. Затем папа римский отдал распоряжение их судить, что, разумеется, было исполнено. Но нигде, кроме Франции, вина тамплиеров доказана не была. Тем не менее, папа все равно упразднил орден, а его последнего Великого магистра сожгли на костре в центре Парижа на острове посреди Сены в 1314 году, причем, умирая, он проклял короля и папу, и оба они вскоре умерли! Многие тамплиеры спаслись на территории Англии и Шотландии. В Германии они вошли в Тевтонский орден, а в Португалии просто поменяли название ордена и стали называться рыцарями Христа.


А вот такими изображает нам рыцарей XIII века знаменитая «Библия крестоносца» или Библия Мациевского.

А вот в Италии наследниками тамплиеров стали рыцари ордена Сан-Стефано из Тосканы. Его основал в 1561 году великий герцог Косимо де Медичи Тосканский, чтобы бороться с пиратами. Орден имел бенедектинский устав, а великий герцог являлся его патроном и одновременно магистром. Братья ордена разделялись на четыре класса: рыцари благородного происхождения, священники, братья-слуги и женщины-канониссы. Штаб-квартира ордена находилась в Пизе. Галеры ордена действовали вместе с галерами мальтийских рыцарей и патрулировали в Средиземном море совместно с ними. 12 галер ордена участвовали в битве при Лепанто в 1571 году, где флот христианских государств одержал решительную победу над турками. Одеждой этого ордена был белый плащ, имевший светло-красную подкладку и красный мальтийский крест слева на груди, обшитый золотым кантом. У братьев-слуг это был белый плащ или простая рубаха с нашитым красным крестом. Священникам полагалась белая одежда, а красный крест был с желтым кантом из тесьмы.


Тамплиеры-реконструкторы

В монашеских орденах, возникших в раннесредневековой Франции, сильно развилось аскетическое направление. Увлечение крестовыми походами имело своей родиной Францию и укоренилось там глубже, чем в других странах. Другим проявлением того же энтузиазма были новые монашеские ордена, возникшие у французов взамен клюнийской конгрегации , аскетизм которой охладел. Их уставы были суровее клюнийского, превосходившего своей суровостью бенедиктинский устав. Число монастырей во Франции росло; многие из них были основываемы людьми, которые считали недостаточным требовать строгого исполнения суровых клюнийских правил, хотели умерщвлять плоть более тяжкими истязаниями, подобно отшельникам камальдольского и валомброзского монастырей, построенных в Апеннинских горах.

Орден картезианцев

Бруно, уроженец Кёльна, бывший начальником реймсской кафедральной школы, удалился из Реймса, по негодованию на порочную жизнь архиепископа; по совету епископа гренобльского он основал монастырь близ Гренобля в диком ущелье между высоких гор. Ущелье это называлось Шартрёзой (по-латыни – Cartusia); название ущелья сделалось названием монастыря. Монастыри, принимавшие устав, данный Бруно шартрёзскому аббатству, стали называться шартрёзскими или, в латинской форме слова, картезианскими (картузианскими). Орден картезианцев и Шартрёз были основан в 1084 году. У Бруно было тогда тринадцать товарищей отшельничества. Через шесть лет после того, он поехал в Рим по вызову Урбана II , бывшего его учеником, но оставаться среди мирского шума было ему тяжело. Он отказался от предложенного ему сана епископа Реджо, удалился в пустынную местность Калабрийских гор, близ Сквиллаче, основал там монастырь с уставом ордена картезианцев, там и умер (в 1101 году).

Шартрезский монастырь - место основания ордена картезианцев

Через тридцать три года после его смерти введенные им в Шартрёзе правила были записаны и пополнены. По уставу картезианского ордена, монахи жили не в одиноких отшельнических хижинах, а в монастыре, но соблюдали правила отшельничества. Картезианский монах проводил время в молчаливом одиночестве своей кельи; пища картезианцев была скудная, пить вино было им совершенно запрещено. Члены этого средневекового монашеского ордена носили под рубашкой власяницу; молитвы у них были очень продолжительны; они были обязаны заниматься физическим трудом. Но занимались они и учеными трудами; при их монастырях были библиотеки.

Граммонский орден

Таков же был характер граммонского ордена, основателем которого был Стефан Тигорнский, построивший себе и своим последователям монастырь в пустынной местности близ Лиможа (в 1073 году). Роберт Арбриссель в 1096 году построил в пустынной Фонтевроской долине близ Крана (Craon) аббатство, при котором находился женский монастырь, предназначенный для грешниц, обратившихся к покаянию.

Орден цистерцианцев

Гораздо большее значение приобрел в раннем средневековье цистерцианский орден. Основателем его был Роберт, уроженец Шампани, бенедиктинский монах. Возмущенный роскошью, с какой жили разбогатевшие бенедиктинцы, он в 1098 году с несколькими последователями построил монастырь близ Дижона, среди густого леса, в долине, называвшейся Сито. От латинской формы этого названия, Cistercium, произошло название ордена, принявшего устав основанного Робертом монастыря, правила устава были по смерти Роберта изложены в «Грамоте христианской любви», Charta charitatis; в 1215 году папа принял цистерцианцев под свое особенное покровительство.

Цистерцианские монахи. Фреска XVIII века

Устав этого ордена был переделкой клюнийского в духе более сурового аскетизма. Черную мантию бенедиктинцев цистерцианцы заменили в своем ордене белой. Своей суровой жизнью в добровольной бедности они приобрели такое уважение народа, что скоро стали повсюду возникать монастыри их ордена. Он сделался влиятельнее клюнийской конгрегации; его могущество в особенности возвысил Бернард, аббат Клервоского (клараваллийского, Clairvaux, clara valus) монастыря. считался святым, имел сильное влияние на ход исторических событий. Он стал главным вдохновителем Второго крестового похода .

Бернард Клервоский, самый знаменитый член ордена цистерцианцев. Картина Г. А. Вассхубера, 1700

Клюнийцы не могли быть соперниками цистерцианцев, имевших такого знаменитого аскета, они в это время уж вели роскошную, порочную жизнь. Понций (Понс), бывший аббатом клюнийским с 1109 года, развратничал и буйствовал, как рыцари, занимавшиеся грабежом проезжих купцов.

Орден премонстрантов

Суровостью аскетизма и могуществом соперничал с цистерцианским орденом премонстрантский; первый монастырь этого ордена был основан в лесистой долине Куси близ Лана (Laon). Между лесами там был луг, получивший при основании монастыря название Pré Montré, «Луга указанного» (Богом); этим именем стал называться и монастырь. Основателем ордена премонстрантов был Норберт, уроженец Лотарингии, человек знатного происхождения, родственник императоров, каноник при кёльнском кафедральном соборе и капелле Генриха V , имевший богатые доходы от этих должностей и верную перспективу достичь очень высокого церковного сана. Обращенный чудесным видением к заботе о своем душевном спасении, он отрекся от богатств и почестей, подверг себя (1118) добровольной нищете и пошел проповедовать людям покаяние. Духовенство пренебрегло его увещаниями; он обратился со своею проповедью к простолюдинам; они стали считать его святым. Когда Норберт пошел (1120) основать монастырь на указанном ему Богом лугу, с ним пошли туда только семь монахов. Через тридцать лет было во Франции и в Германии почти сто аббатств, монахи которых носили белую одежду премонстранского ордена. Аббаты их ежегодно собирались для решения дел ордена в монастырь Pré Montré. Норберт был сделан архиепископом магдебургским и старался распространять правила монашеского аскетизма в Северной Германии. Это повело к смутам в духовенстве и народе. Однажды народ хотел убить Норберта, и он едва спасся. Но когда он умер (6 июня 1134 года) благочестивые магдебургцы не отдали его тела монахам аббатства Pré Montré.

Орден кармелитов

Около 1156 года возник в Палестине ещё один средневековый монашеский орден, подобный картезианскому. Паломник Бартольдо, уроженец Калабрии, поселился с несколькими другими паломниками в пещере горы Кармила (Кармеля); по имени горы эти отшельники назвали себя кармелитами. На горе Кармиле жил пророк Илия; потому легенда приписала основание Кармелитского ордена самому Илии.