«Было очень страшно»: Как жители Бурятии становятся шаманами. Как становятся шаманами в разных народах мира? Кто такие шаманы и как им стать

Бог указал, что мне надлежит путешествовать и поверх земли, и под землей, наделив меня такой силой, что я могу ободрять и утешать обиженных, а с другой стороны, повергать в уныние чересчур счастливых. Умы же тех, кто слишком предается усердию, я могу равным образом так менять, что они станут охотно предаваться утехам. Имя мое КёТёл-кан, и я шаман, ведающий грядущее, прошлое и все, происходящее ныне, поверх и ниже земли.

Заарин Кёгёл-кан, из книги:

Chadwick, Nora К. and Victor Zhirmunsky. «Oral Epics of Central Asia»1


Я убеждена, что поставленный в заголовке вопрос вам уже приходилось слышать или предстоит услышать, раз вы решились заняться изучением шаманства. Ведь это вполне резонно. Вступление на стезю шамана - предприятие нешуточное, шаг не менее важный, чем поступление в университет, женитьба или занятие государственного поста. Подобные сравнения взяты не случайно: обучение шаманству имеет много общего с этими тремя решениями. Как и при посещении университета, вы обнаружите, что становление шамана сопряжено с учебой. Просто там нет выпуска как такового; вы будете учиться новому на протяжении всей шаманской деятельности. Вы научитесь многому, о чем, возможно, прежде никто не ведал и что, пожалуй, другим не дано до конца понять. Становление шамана сходно с брачным союзом: вы навсегда соединяетесь с духами, с которыми предстоит сотрудничать. От призвания шамана невозможно просто так отмахнуться, потеряв к нему интерес. Обращение к шаманству сходно с вступлением в государственную должность, когда на вас накладывается высокая ответственность. Истинный шаман служит не только себе, он отвечает и за благополучие народа, которому служит, и за поддержание равновесия в окружающем мире.


Я не пугаю вас, указывая на то, сколь ответственна стезя шамана; я уверена, что многих из вас привлекут грядущие испытания. Обретение шаманства - настоящее приключение. Вы обогатитесь невиданным доселе опытом, приобретете удивительные и поразительные силы. Главное - никогда не забывать о цели шаманской работы и всегда с неизменным уважением относиться к духам, дарующим вам всевозможные навыки.


Шаманы - избранники духов

Буряты верят, что все истинные шаманы призваны духами. Действительно, в большинстве культур сибирских народов шаманство обычно наследуется, и некоторые миряне порой путают передачу шаманского духа в роду с представлением о некоем генетическом наследовании. Это заблуждение. В шаманских родословных дух не всегда передается от отца к сыну или от матери к дочери. Духи - помощники шамана - тяготеют к такой семейственности просто потому, что после кончины шамана легче призвать близкого к усопшему родственника либо односельчанина, знакомого с прежним шаманом и его приемами. Тем самым проще передать традиции следующему поколению. Из-за преследований советской властью большая часть подобных линий наследования оказалась прерванной, и ныне шаманские духи призывают тех, кто представляется им наиболее подходящим для шаманского поприща, независимо от их происхождения.


Хотя само представление об обязательной передаче внутри определенной семьи права на шаманство несостоятельно, тем не менее любой шаман, невзирая на его национальность, избирается духами с самого рождения. Чтобы как-то отметить нишаньскую шаманку ,

богиня Умай вложила той в руки бубен и водрузила на голову шапку еще до рождения. Естественно, духи распознают некие природные задатки и личные качества, делающие человека особо способным к шаманству. Вы сами убедитесь, когда на своем поприще или на совместных собраниях повстречаете других шаманов. Такие черты невозможно точно описать, но я заметила, что все встреченные мною шаманы, будь то в Сибири, Америке либо где-то еще, похоже, обладают сходными чертами характера. Эти черты, возможно, появились вследствие обучения шаманству либо исконно присущи личности, наиболее склонной к занятию шаманством.

При моих словах о выборе духов у вас может возникнуть мысль, что вы уже прочитали пару книжек и вас привлек шаманизм, но вот призвания за собой не ощутили, заключив, что вы не подходите на эту роль. Не совершайте такой ошибки. Само свидетельство, что вы читаете эту книгу в данный момент, знаменательно. Это духи побудили вас взяться за книги по шаманству. Именно благодаря их вмешательству, услышав впервые о шаманстве, вы не прошли мимо. Ваше желание узнать больше о шаманстве и о том, как стать шаманом, уже служит знаком того, что духи призывают вас.

Признаки, свидетельствующие о призвании

В Сибири признают, что определенные физические данные служат признаком избранности человека духами на поприще шамана. Порой это бывают необычные пометы на коже или особенности строения тела. Но подобное представление бытует не только в Сибири. В европейских традициях необычные родимые пятна на теле именуют «ведьмиными отметинами»; многие невинные женщины были обвинены в колдовстве лишь из-за своих родимых пятен. «Родившегося в сорочке» везде считают отмеченным особой связью с миром духов. Мой приятель, шаман из Сибири, родился шестипалым; лишние пальцы рук или ног считаются обычно признаком шаманского призвания. Еще одним физическим знаком избранничества духов служит эпилепсия; хотя между падучей и шаманским избранничеством может и не быть прямой связи.

Более общими приметами шаманского призвания выступают черты личности. В Сибири знаком шаманского призвания часто считается склонность к уединению в лесу на продолжительное время. Подобное поведение было свойственно мне с раннего детства. Мои родители очень беспокоились из-за моих многочасовых прогулок по лесу, пения и бесед с деревьями и животными. Шаманы часто бывают замкнутыми. Некоторые уже с детства кажутся странными. Шаманов нередко зачисляют в разряд людей с психическими отклонениями из-за необычных психических переживаний, которые даже им самим бывает трудно понять. Шаманов часто воспринимают как людей отрешенных, рассеянных.

Были ли у вас когда-нибудь видения будущего, ощущения дежа вю (уже виденного) либо иные признаки сверхъестественных способностей? Многие будущие шаманы переживали подобное в детстве и удивлялись, что у других отсутствовали подобные природные задатки. Наблюдали ли вы когда-нибудь привидения, НЛО, общались ли с духами? Все это признаки того, что вы наделены способностью видеть иную реальность, свидетельство шаманского призвания. Если оказывается, что подобные вещи вполне обыденны и присущи целому ряду людей, значит, духи приглашают многих сотрудничать с ними, даже если только единицы в действительности могут взять на себя предлагаемую ответственность.

Некоторым людям об их склонности к шаманскому призванию указывают сновидения. Шаманы обычно путешествуют во сне, часто летая по воздуху. Они могут видеть сны, где встречаются с определенными животными или обучаются у лиц, призывающих их к служению духам. Это могут быть сны, предсказывающие будущее или живо изображающие картины прошлого. Вам может казаться, что у всех бывают подобные сновидения, но так ли это в действительности? Разве такие сверхъестественные переживания не могут быть свойственны только вашим снам?

Но, как я уже упоминала, один из наиболее верных признаков шаманского призвания - охота к овладению ремеслом шамана. Упражняясь в шаманстве, вы как раз и откроете для себя, как часто духи исподволь пробуждают у вас охоту к чему-нибудь. Таким способом шаманские духи завязывают отношения и наставляют.

Путешествие по границе двух миров

Одна из важнейших составляющих шаманства - умение воспринимать и физический, и духовный мир реально. В западном, как, впрочем, и в других обществах, утвердилось мнение, что физическая реальность есть высшая и, пожалуй, единственная реальность; и, напротив, некоторые духовные подвижники бывают столь пленены красотами духовного мира, что склонны снисходительно взирать на физическую реальность и даже считать ее иллюзией. Неверны оба взгляда. Существуют обе реальности, обоюдозначимые и обладающие неповторимыми чертами. Следуя шаманскому призванию, не позволяйте этим реальностям перевесить одна другую. Равновесие - важное понятие в бурят-монгольском шаманизме, и я подробно остановлюсь на этом чуть позже. Уважительное отношение к обоим мирам придаст вам больше могущества. Совершенствуясь в ремесле шамана, вы обретете способность по собственному желанию перемещаться между ними, наслаждаясь обоими мирами.

Подтверждение призвания

Теперь, когда вы осознали призыв со стороны духов стать шаманом, вам нужно подтвердить свое согласие. В традиции, которой я обучалась, некоторые шаманы предпочитают пренебречь призванием духов. Это может повлечь за собой нежелательные последствия, но не обязательно. В монгольской традиции шамана, призванного духами, но не ставшего обучаться шаманству, называют бутур. По-монгольски бутур означает «кокон», который свивает для себя гусеница, чтобы стать бабочкой. Подобно куколке, необученный шаман потенциально готов превратиться из обычного человека в волшебное, подобное бабочке существо. Иногда человек не сознает, что находится в состоянии бутур, и эта возможность стать шаманом обнаруживается в нем лишь в случае болезни, когда приходится звать шамана для его излечения. В Сибири болезнь часто проявляется способом, посредством которого духи призывают шамана, могущего распознать призвание больного и направить его к наставнику для обучения.

Позвольте закончить данную главу небольшим обрядом подтверждения призвания духов и их благодарения. Тем самым вы приступите к завязыванию отношений с существами, призвавшими вас, и сможете начать сотрудничать с ними. Таков первый шаг на пути к ремеслу шамана.

Обряд благодарения духов

Теперь, после осознания призвания духов, лучше всего для развития ваших отношений с ними будет обрядовое подтверждение самого призвания и благодарение духов. Ниже приведен простой ритуал, доступный для проведения в любом месте, где вас никто не потревожит. Вы сможете общаться с сакральным особым образом. Если у вас есть религиозные или иные, духовно значимые для вас предметы, захватите их с собой для совершения обряда. С этого момента возьмите за правило брать с собой такие культовые предметы, лишь когда общаетесь со своими духами-помощниками или занимаетесь шаманством.

Необходимые для обряда предметы:

Дымокур (лучше всего из шалфея или можжевельника);

Благовония (особо подходит сандаловое дерево).

Поставьте свои священные предметы перед собой, лучше на красную или голубую ткань (используйте ее для завертывания священных предметов, когда не работаете с ними). Подожгите дымокур; гоните священный дым к своей макушке, лицу и груди; затем пусть дым трижды окутает вас. Пламя можно погасить или оставить гореть на протяжении всего обряда. Священный дым очищает ваше духовное тело и усиливает его энергию, подготавливая тем самым к шаманской работе. Всякий раз при окуривании, ставшем неотъемлемой частью вашего шаманского действа, вы будете энергетически заряжаться.

Зажгите три ароматические палочки, подержите их некоторое время перед собой и сосредоточьтесь на тлеющих угольках. Трижды помашите палочками в направлении батюшки-Неба, трижды в направлении матушки-Земли и затем трижды в направлении каждой из четырех сторон света по ходу солнца, начиная с севера. Затем помашите благовониями, приветствуя предков, природных духов, духов животных и всех прочих духов. Поставьте благовония на подставку, и пусть они горят в течение обряда.

Приступайте к призыванию духов. Вот что я говорю обычно, благодаря духов (хотя сама произношу эти слова по-монгольски):

Батюшка-Небо, матушка-Земля,

Духи предков,

Тэнгрии четырех сторон света,

Духи-онгоны (духи - помощники шаманов),

Духи всех животных,

Чту и благодарю вас!

Будьте добры, выслушайте меня,

Будьте добры, защитите меня,

Будьте добры, подсобите мне,

Хурай, хурай, хурай*! Вы, обступающие меня спереди и сзади,

Справа и слева,

Поверх меня и ниже,

Хурай, хурай, хурай!

Сопровождающие меня, подобно птичьей стае,

Вы, призвавшие меня стать шаманом,

Вложите образ в мои очи, слова в мои уста,

Дайте мне сил стать шаманом,

Хурай, хурай, хурай!

Ом маахан, ом маахан, ом маахан!

Манггалам.


Хурай - древний клич-пожелание, использовалось также в армии при наступлении, отсюда русское заимствование в виде «ура».

Незнакомые слова в этом призывании - заклинания, которыми пользуются шаманы. Они звучат с незапамятных времен, помогая исполниться любому желанию. Произнесение слов «хурай» сопровождается круговым движением правой руки, значение которого будет объяснено позже.

После призывания на некоторое время погрузитесь в созерцание, сосредоточившись на горящих угольках благовоний. Огонь священен в шаманской традиции, ибо олицетворяет средоточие всего сущего и источник шаманского могущества. Представьте себя сидящим в лесу у огня. Ощутите запах дыма. Вообразите себя шаманским послушником, пришедшим в лес для общения с духами и обретения могущественных сил. Сосредоточьтесь на своем желании связаться с призвавшими вас духами и попросите их прийти к вам, чтобы в дальнейшем сотрудничать с вами. Даже если вы не получите прямое сообщение от них либо не обнаружите знака от них на вашем первом камлании (Камлание - основной обряд шаманизма), вы, несомненно, призвали их, и теперь они начнут заявлять о себе, после того как вы выразили готовность следовать указанным ими путем. Если ваше призывание ознаменовалось неким общением с ними, отдайтесь своему переживанию, с благоговением приветствуя его. Затем запишите свои впечатления. Отныне начинается ваше общение с шаманскими духами-помощниками, отныне вы приступили к освоению ремесла шамана.

Примечания:

«Предание о нишаньсюэй шаманке» («Nishan saraan-i bithe»). Издание текста, перевод с маньчжурского и предисловие М. П. Волковой. М, 1961

Лучше если эти различия выражены анатомически; у человека присутствуют лишние кости, мышцы или целые органы. Чем больше таких отличий - тем сильнее будет шаман. Второе, не менее значимое условие, наличие "шаманских страданий". Чем в более раннем возрасте они начнутся, тем сильнее будет шаман. Потому, что шаманом становятся в результате долголетних мучительных, психических и физических заболеваний. (1)От видений, которые посещают соискателя в этот период, зависят и характер шаманского призвания, его специализация и профиль работы. Шаманами могут быть не все, а только те, среди предков которых были шаманы; активная роль в избранничестве принадлежала духам умерших предков-шаманов.

Случаи добровольного получения шаманского дара, по собственному желанию неизвестны. Правда, встречаются иногда шаманы, не пользующиеся никаким авторитетом, которых за глаза называли обманщиками и к которым обращались за помощью только в тех случаях, если вблизи не оказывалось другого шамана. Про них говорили, что они сами "напросились стать шаманами" Но даже и эти шаманы никогда сами не говорили, что они получили дар по своему желанию. Шаман - избранник духов, и этим все сказано.

Дар шаманства не приобретается по желанию. Сами духи избирают будущего шамана, иногда они это делают еще до его рождения во чреве матери. Но даже такой избранник должен пройти долгий, часто продолжающийся несколько лет, суровый и мучительный искус. В это время он теряет рассудок, но только в глазах окружающих. На самом деле в это время душа его совершает путешествие по разным дорогам верхнего и нижнего мира, обходит различных божеств и духов и получает от них разные дары; водят ее специальные духи-путеводители. Получая дары, шаман получает и право обращаться к духам и божествам-дарителям во всяких случаях жизни, с уверенностью, что просьбы будут выполнены. (2)

Как же выглядит тот мир, в котором живут эти люди? Посмотрим.

Мы входим в необычный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка - мрачная страна Похъёла, где царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Там неподалёку от неё, то ли под землёй, то ли под водой лежит царство мёртвых -царство Туони, Туонела, в чёрных реках которого люди находят свою кончину. А может оно находится под огромной горой, что стоит среди океана?

На Юге лежит светлая страна Калевы, Калевала, где живут люди. С Юга начинает свой путь река протекающая сквозь все страны и все озёра и которая, впадает в океан прямо у горы под которой царство Туони. Над прекрасной южной страной живут светлые, добрые духи, те которым люди обязаны жизнью.

Раз уж ты колдун, то тебе не раз придется спускаться в подземный мир, в, "Страну матери смерти". Гигантские вертикальные разломы в горах прекрасно подойдут для этой цели. Это только шаман может спустится туда через реки, ручьи и озёра. В этой стране умершие обретают новые тела вместо тех, которые истлевают в могилах. Но в "Стране матери смерти" живут только добрые люди, точнее их души, здесь они получают удовольствия и почёт. Но если мы пройдём по этому царству дальше, то придём к мрачному спуску, обрамлённому остроконечными чёрными скалами базальта. Это вход в глубинное царство - властителя страны и здесь злых людей ждут невообразимые муки, Но выйдем из царства мрака и возвратимся в Средний Мир.

Человек ставший шаманом расскажет нам о своём становлении и тех мытарствах, которые он претерпел чтоб стать шаманом.

"Сначала я стал слышать как поют полозья моих нарт, углы нарт, когда я по тундре еду. Я всё время слышал поющие голоса. Иногда меня окликали по имени и я вертел головой, но ни кого рядом не было.

Потом пришли мучительные сны. Я не мог противится сну, а если противился, то ходил как автомат, как кукла заведённая. Однажды заснул и увидел, что иду по тундре, хорошо, голова не болит от сонливости и следа не осталось. Солнце движется по небу к зимнему солнцевороту приближается. Шёл я так шёл и пришёл к огромной сопке, никогда такой не видел, ни один день нужен, чтоб на неё забраться. С одной стороны океан от неё бушует, а с другой спокойный до самого конца. Очень долго поднимался на сопку, не одна неделя ушла. Смотрю на вершине стоит земляной чум и дверь в нём. Из дымового отверстия дым идёт. (Как то вижу, что в чуме девять дверей все разной формы одна за одной, открывать их надо по очереди). Подхожу к первой двери у неё порог с очень острым верхним краем, в зубцах как пила. Не смогу перелезть, обязательно помощник нужен. На солнечной стороне неба вроде люди разговаривают, большой костёр жгут. Они и есть помощники (союзники). Остановился перед дверью. От костра нго упал. Назад посмотрел - за спиной ходит, как маленький ребёнок. Белая совсем девка, как снег. Женский голос говорит: "Отгадай, как открыть дверь, что за дверь?" Как отгадаю, не знаю я, от костра подсказывает девка красивая, солнце-девка: "Говори, говори так. Осенью первый раз вода замерзает, люди мёрзнут. Много в воде погибает и замерзает людей. Пусть вода не уносит много людей. Первый замок это Вода и Лёд. Называется он "пора когда земля покрывается снегом". Всё это сказал. Теперь открыл дверь. За ней порог высокий, очень остро точённый каменный. Умру я, думаю, от этого порога, уж очень он острый. "Отгадай, что это?" За спиной девка подсказывает, а её не видно: "Говори, говори; - красный нго есть. Много людей умирает убитыми, кровь проливают. Когда лодками по воде едут, он лодки режет. Он всех людей ест. Вот это зубы красного бога. Затупим эти зубы, чтобы людей не ел". Сказал так. Отгадал. Девка говорит: "Прыгай!" Как перепрыгну? Высоко ведь. Девка вроде подмышки взяла и сильно так перебросила через порог. Первая дверь - это новый год, когда светает, солнце появляется. До двери темно. Дверь открыл - солнце увидел. Первая дверь называется - "Тёмная пора". Целый год народ живёт решает (проходит через тёмную пору). так прошёл первую дверь. Оглянулся назад, а порог её стал совсем гладкий. От двери до двери проходит месяц и мой сон длился девять месяцев.(...)

Прохожу последнюю девятую дверь. Старик сидит огромный. Лысый, глаз нету, лицо плоское. на плоском лице две дырочки. Нос это и рот. И уши у него есть. Между его коленками круглое озеро. Чёрное. Женский голос говорит отгадай что за озеро. Как отгадать? Солнце девка говорит: "Говори, говори так "Дыра в земле для могил. Рот земли, рот болезней. Мы умерших в рот Земли-матери кладём", человек умрёт попадает в живот женщины. Земли-матери." Всё так сказал. Старик протянул руку и бросил на наковальню меня. Щипцами хватает. Молотом бьёт. Куёт меня. Больно. Терплю. Бросил меня в костёр. Я раскалился до красна. Хватает щипцами и ну стучать по голове, по телу молотком. Бил, бил. Ковал, ковал. В котоёл с водой бросил. Котёл на девяти кольцах держалках висит. Вынул из воды. Я другой стал. Крепкий. Знающий. Девятибог птицу мне даёт из металла. Солнце-девка говорит: "Садись птице на спину. Лети". Так и делаю. Куда лететь? Говорит: "На землю лети" Как? "Через Скап-эльзэр(полярную звезду).

Проснулся в своём чуме, на груди металлическая птица висит. А Девятибог мне ещё двадцать семь дней диктовал, что я должен делать, как костюм готовить. Что делать должен, где союзников искать и кто враги". (3)

Что же должен уметь делать шаман, если он настоящий избранник духов?

У колдунов Севера поражает то, как они с минимумом средств добиваются удивительных результатов. Когда наблюдаешь работу колдуна (шамана, нойды, оюнов, тадебя...) то приходишь в восхищение от того, что он может сделать со своей аудиторией и своими пациентами. Восхищает то, что в течении веков были выбраны и разработаны замечательные методики внушения и самовнушения, гипноза и самогипноза, различных психотерапевтических и социальнальных реабилитационных техник.

Дело в том, что шаманизм характерен для относительно небольших групп, и, естественно, таким образом сообществам не нужны были соперничающие нойды. Но зато и требования к единственному колдуну были весьма высоки. Наличие колдовских способностей предполагает испытание способностей будущего колдуна. От него, например, могли потребовать пробыть несколько часов на морозе легко одетым, без обуви, или облизать языком раскалённые до красна металлические предметы. И от начинающего колдуна ждали не стоического перенесения этих мучений, а, напротив, того, чтобы это испытание не было для него мучительным. Чтобы оно не нанесло ему ни малейшего вреда. Только отсутствие ожогов и обморожений с очевидностью показывает, что духи покровительствуют нойде и община может рассчитывать на умение и опыт такого шамана. От колдуна требуют уметь найти спрятанные предметы (ведь именно к нему будут обращаться за помощью при поисках пропавших вещей и самого вора), а также способность свободно ориентироваться и передвигаться на пересечённой местности с завязанными глазами (т.е. умение видеть "внутренними глазами"). Эта способность применялась тогда, когда отыскать соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, обычными способами (т.е. по следам, с собаками и т.п.) не удавалось. Но от нойда требовалось ещё и лечить людей, а ещё и оказывать им психотерапевтическую помощь. Шаман должен был с помощью своего камлания снять эмоциональное напряжение соплеменников, дать понять этим людям, что они не брошены в пустынных просторах Арктики, не обречены на постоянную борьбу за выживание, а напротив, находятся в состоянии радостной гармонии с окружающим миром.

Получается что шаман совмещает в себе жреца, знахаря, колдуна и ворожея, или, в современных терминах, философа, врача, сенситива и провидца. Ошибочно, а точнее не полно понятие о шамане как о посреднике между миром духов и миром людей. Камлание не самоцель, а лишь одно из используемых в шаманизме средств.

Да шаман-колдун, действительно посредник, но скорее посредник между людьми и суровой Арктикой, которую он очеловечивает; посредник между членами сообщества в разрешении их конфликтов, наконец посредник в установлении внутреннего мира сомневающегося и страдающего соплеменника. Т.о. нойда старается привести к гармонии всё, на что обращается его искусная деятельность.

Весь институт колдунов складывался под влиянием запросов и потребностей этноса, но одновременно нойда обеспечивали непрерывность процесса создания облика своего народа в сменяющих друг друга поколениях. Насильственный разрыв этой взаимообуславливающей связи оказался трагическим и для шаманов и для северных народов в целом. Именно потеря творческого импульса, пронизывающего все северные народы, привело со временем к появлению тех хорошо всем известным проблемам, которыми мучаются не только "малые" народы нашего мира, тех проблем, что принесла с собой однотипная цивилизация. А ведь северные народы существовали не одно тысячелетие, живя в полном балансе с окружающей средой и не меняя своей жизни. Что по сравнению с этим великие цивилизации? Почти мотыльки (Египет просуществовал примерно 2500 тысячи лет и исчез, Эгейская цивилизация немногим больше, но тоже исчезла).

Получив право быть нойдой колдун всей своей последующей жизнью утверждал это право. Шаманство - скорее подвижничество во имя общины: недаром многие шаманы относились к своему призванию как к тяжкому "кресту". Подавляющее большинство нойд были бедными, так как не имели возможности постоянно заниматься хозяйством. Духи запрещали тот или иной род деятельности налагая табу (запрет рубить деревья, вязать корзины...) они могли потребовать общения и призвать к путешествию во время путины или посреди охотничего сезона. Кроме того они никогда не позволяли шаману взымать плату, кроме той, что люди приносили по собственному побуждению. А подношения были обильными лишь у очень известных колдунов, которых было немного.

В основание всей колдовской практики ставится духовное здоровье соплеменника. У здорового духа - тело всегда здоровое, так можно выразить то, к чему стремится шаман. При разборе методик мы уже убедились, что ключом ко всему является изменённое состояние сознания. Колдун работает в непривычной и необычной реальности. Именно изменённое состояние сознания позволяет колдуну-шаману, использовать своего мать-зверя, гораздо активнее чем у других людей. Обычно у простых людей он называется дух-хранитель, а у шамана кроме того есть мать-зверь. Шаман живёт между двумя реальностями, образно говоря это "воин сознания", он занят мифическими подвигами. Ему часто приходится отыскивать в других реальностях потерявшихся духов-хранителей. Удаление вторгшихся сил при врачевании это тоже схватка воина с обитателями изменённой реальности. Нойда оттачивает своё умение входить в те состояния сознания, которые необходимы ему по роду его деятельности. Чем опытнее шаман тем больше состояний он может использовать, тем большее число союзников он имеет, тем сильнее его мать-зверь и тем успешнее он использует каждое из этих состояний сознания. Определённым "табелем о рангах" колдунов может служить их иерархия существующая у некоторых народов (иерархия в смысле признания определённых заслуг за шаманом благодаря его мастерству).

1.Шанартай - посвящённый шаман.
2.Едоото - получивший пихтовую кору для служб.
3.Шэрээтэ - обладающий алтарём, т.е. правом посвящать другого в очередную степень жреческого ранга.

4.Нойтлохон - принявший омовение.
5.Йорьбито - имеющий трости.
6.Оргойто - имеющий железную корону с рогами.
7.Дуурэн - полный шаман, т.е. получил все необходимые атрибуты в результате нескольких посвящений.

8.Заарин - великий шаман, прошёл девять посвящений.

У всех это происходит по разному. Иногда человек приходит изменённое состояние сознания, когда намеренно ищет видение для того, чтобы получить силу мать-зверя. В других случаях это случается во время серьёзной болезни. Вообще обморок, а особенно клиническая смерть рассматриваются традицией как посвящение. Для этой же цели применяют и наркотические и галлюциногенные препараты.

Видение колдуна не просто галлюцинация. Это визуализация умственного представления, которое может некоторое время существовать независимо от своего творца. Изменённое состояние сознания позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда нойда вернётся в обычное состояние, что отличает его от других видов транса и обычных сновидений. Т.е. камлание шамана не приводит к амнезии. часто это объясняют лёгкостью, поверхностностью транса ведь для поддержания его глубины служит и барабанный бой. Но это характерно лишь для новичков. Опытный колдун идёт в изменённом состоянии сознания по "нереальным мирам" и прекрасно ориентируется в нашем физическом мире. У него наличествуют все признаки глубокого транса (анестезия к болевым раздражителям) и тем ни менее он хорошо помнит свои посещения мифического мира (Ых - мифа). Вполне возможно, что начиная с мучительных снов (шаманских страданий) он хорошо отрабатывает методику их запоминания (для этого и нужно снование) и переноса в мир обычного состояния ума. Ведь всем нам знакомо состояние в котором сон быстро забывается и, то в котором мы запоминаем сновидение надолго. То, что нойда видит с закрытыми глазами подтверждает это. Но кроме того, это видение при закрытых глазах похоже на описание видений людей, которые пережили состояние клинической смерти. (Главная особенность всех отчётов в том, что человек видит всё происходящее вокруг него как бы со стороны. Он видит больничную палату себя и врачей со стороны). Т.е. колдун владеет техникой вхождения в состояние, которое имеет сходство с клинической смертью. Перед камланием шаман сутки постится. Во время камлания длительная иступлённая "пляска" завершается внезапным падением, после которого нойда лежал неподвижно, напоминая мёртвого. Это оцепенение продолжалось около часа. Никому не позволяли приближаться к лежащему шаману, отгоняя от него даже мух. Во время камлания у шамана появлялось внутреннее зрение , а при оцепенении он вступал в общение с духами и совершал путешествия в иные миры. (4).

При клинической смерти мозг перестаёт снабжаться кровью, что приводит, с одной стороны, к полной неподвижности, а с другой, к появлению необычных форм восприятия. Очевидно, что отвечают за то и другое разные отделы мозга. По-видимому шаманы обладают способностью избирательно воздействовать на кровоснабжение определённых участков собственного мозга, и вызывают у себя в бессознательном состоянии камлания полный или частичный спазм на определённых участках головного мозга. В это же время в организме колдуна интенсивно вырабатываются эндорфины и те группы гормональных веществ, которые приводят к анастезии болевых ощущений. Выработка внутри организма веществ, которые изменяют гормональный и иммунный баланс скорее всего и приводит к переходу колдуна в изменённое состояние сознания и появлению необычных способностей. Здесь наблюдается определённый параллелизм с индийской йогой, которая путём сложных дыхательных, физических и ментальных упражнений тоже вызывает как спазмы сосудов мозга, так и направленные микрокровоизлияния. Тем самым йоги открывают те участки мозга (взамен выключенных), которые у обычного человека не задействованы в сознательной работе мозга. Как тут не вспомнить те веды в которых говорится о стране где полгода длится день и полгода ночь, не вспомнить о горе Сумеру, что венчает Север посреди океана.

То, что вся шаманская техника действенна видно на примере реанимационной работы во время клинической смерти. Этот интересный случай описывает один из долган М.А.Попов. Дело происходило в тёмную пору в посёлке Волочанка. Был очень сильный мороз. К Попову зашёл нганасан Б. Он был сильно навеселе. Они поговорили и нганасан ушёл, сел на нарту и поехал к своему чуму, что стоял вдали от посёлка. Прошло несколько часов, когда Попов выйдя из дома увидел приближающуюся упряжку оленей. Обнаружилось, что это - упряжка Б., а сам он, засыпанный снегом лежит на нарте. Подошёл брат Б. и с хозяином внесли пострадавшего в дом. Сам Попов рассказывает, что он очень испугался, так как Б., был совершенно мёртв, пульса не было, дыхания тоже. Брат умершего быстро сбегал в соседние чумы и привёл с собой одного нганасана рода Менанчар и его сестру. Вдвоём мужчины положили Б. между собой на нары балка, сняли с замёрзшего парку и начали громко петь песни и поводить при этом плечами, подталкивая Б. весьма основательно с двух сторон. Женщина била в бубен и подпевала им. Через какое то время Б. Громко вздохнул, потом начал с закрытыми глазами двигать плечами (все продолжали громко петь), затем сел и стал подпевать открыв глаза. Двое также сели, и некоторое время все вместе продолжали пение.

Попова очень часто спрашивали и переспрашивали о правдивости этого рассказа и всегда он подтверждал реальность этого события. А особо настырным предлагал пощупать пульс и послушать дыхание у спящего или находящегося в обмороке. Кроме того подобные описания можно найти и у других этнографов. Нганасаны, которые участвовали в реанимации, никогда не считались шаманами. Здесь следует отметить, что до сих пор мы говорим в основном лишь о посвящённых шаманах, так сказать профессионалах. Но существует очень много и непосвящённых - это те кто в случае нужды может оказать помощь в рамках традиции. И именно широкое использование этих методов обычными людьми, больше убеждает в реальности шаманских техник, чем самые скрупулёзные исследования. Для них это тоже самое, что для европейца дать больному аспирин. И никто не поставит под сомнение действие аспирина, на том основании, что его назначал не врач.

Напоследок приведу цитату из "Игры в бисер" Г.Гессе, которая удивительно точно передает мир и ощущения этих удивительных людей.

"Иногда бывали такие состояния погоды, такая напряженность воздуха и тепла, облачности и ветров, такие запахи воды, земли и пыли, такие угрозы или обещания, причуды и капризы демонов погоды, которые Слуга предчувствовал и ощущал всей своей кожей, волосами, всеми своими чувствами, и поэтому ничто не могло ни поразить, ни разочаровать его, он впитывал в себя погоду и носил ее в себе так глубоко, что уже был в силах повелевать тучами и ветром: конечно не по своему произволу, не по своему усмотрению, а именно вследствие этого союза с природой и связанности м нею, которая совершенно стирала грань между ним и всем миром, между внутренним и внешним. В такие минуты он мог самозабвенно стоять на месте и слушать, самозабвенно замирать на корточках и не только чувствовать всеми порами тела каждое движение воздуха и облаков, но и управлять ими и воссоздавать их, подобно тому как мы можем пробудить в себе и воспроизвести хорошо знакомую музыкальную фразу. И тогда, стоило лишь ему задержать дыхание, как ветер или гром смолкали, стоило ему склонить голову или покачать ею, как начинал сыпать или прекращался град, стоило выразить улыбкой примирение борющихся сил в собственной душе, как наверху разглаживались складки облаков, обнажая прозрачную, чистую синеву. Порою, будучи в состоянии особенно ясной просветленности и душевного равновесия, он ощущал в себе погоду ближайших дней, предвидя ее точно и безошибочно, словно в крови у него была запечатлена вся партитура, по которой она должна разыграться. То были самые лучшие дни его жизни, в них были его награда, его блаженство.

В счастливые дни его мало видели дома, он подолгу бродил под открытым небом, ловил рыбу, охотился, скал коренья, лежал в траве или забирался на дерево, нюхал воздух, прислушивался, подражал голосам зверей, разжигал маленькие костры, чтобы сравнить клубы дыма с формой облаков на небе, пропитывал волосы и кожу туманом, дождем, воздухом, солнцем или лунным светом, попутно собирая как это делал всю жизнь его предшественник и учитель Туру, такие предметы, в которых суть и внешняя форма, казалось принадлежали к различным сферам, в которых мудрость или каприз природы словно приоткрывали свои правила игры и тайны созидания, предметы, в которых самое отдаленное сливалось воедино, к примеру, наросты на сучьях, похожие на лица людей и морды животных, отшлифованную водой гальку с узором, напоминающим разрез дерева, окаменелые фигурки давно исчезнувших животных, уродливые или сдвоенные косточки плодов, камни в форме почки или сердца. Он умел прочитать рисунок жилок на древесном листке, прозревая при этом нечто таинственное, одухотворенное, грядущее, возможное: магию знаков, предвестие чисел и письмен, претворение бесконечного, тысячеликого в простое - в систему и понятие. Ибо в нем были заложены все эти возможности постижения мира с помощью духа, возможности, пока еще безымянные, не получившие навания, но отнюдь не неосуществимые, не немыслимые, пока еще скрытые в зародыше, в почке, но свойственные ему, органически в нем растущие.

Выбор стать шаманом происходит до нашего рождения. Наш Дух принимает решение, стать шаманам в следующей жизни. Шаман рождается шаманом и становится таким в самый подходящий период жизни. Наша личность не знает о принятом решении. До того как человек стал шаманом, он может жить совершенно разной жизнью. Например: работать в офисе, на ферме, наёмным рабочим, дизайнером, бизнесмном, странствовать и другое.

Хотя Духом принято решение стать шаманом, никто не должен становиться им. Всегда открыты другие возможности для развития.

Этот выбор до рождения не делает вас специалистом в шаманском ремесле.

Вы можете быть прирожденным игроком в футбол, но никогда не станите им, если не хотите играть в футбол.

Даже одарённый футболист должен решить идти по пути футбола и оттачивать свое мастерство.

Шаман должен сделать то же самое.
Избранный шаман должен сделать выбор намеренно, чтобы стать шаманом.

Путь к становлению шамана, когда у вас есть определенный уровень понимания того, что это ваш путь, сильно отличается от человека к человеку, но есть некоторые ключевые особенности на этом пути.

Как правило, это понимание может быть достигнуто:

По вашим способностям

В духовном развитии

Когда Дух через интуицию говорит личности, что есть такой подарок

Пункты, которые нужно понять на пути становления шаманом:

1. Решите, что хотите стать одним только шаманом.
Быть шаманом означает преданность. Это означает совершать духовную работу, которую вы выбрали. Вы должны желать этого. Вы должны иметь страсть к работе. Вы должны решить, что вы действительно хотите делать эту работу и быть в этой роли. Ваш путь к шаманизму, вероятно, был трудным и вероятно были моменты, когда вы сомневались в своей вере. Прежде, чем идти дальше, вам нужно решить, входите ли вы или нет. Будете ли вы счастливы получив эту профессию? Посмотрите внутрь и решите.

2. Найдите наставников — в физическом лице, не ищите сторонних Духов, у вас есть Дух. Не делайте распространённую ошибку шаманов. Привязать себя к сторонним Духам — это остановить своё развитие. У вас есть достаточно своих сил. Расчитывая на помощь других, вы оставляете знакомство со своими силами на долгое время, возможно на многие жизни.

Чтобы стать шаманом, вас должны научить основам и практике. Есть много школ, но большинство ушли в сторону, так как учат контакту с Духами, к чему это ведёт, мы писали в прошлом обзаце. Всегда выбирайте школу по этому параметру, это самое главное, чтобы не причинить себе вреда.

Найдите опытного наставника и начните изучать ремесло.

3. Где практикуются шаманы

Растения, животные, друзья и семья — это люди, которые могут позволить вам практиковать ваши методы исцеления — вы просто должны спросить об этом у них. Лучший способ учиться — это практика.

Продолжайте практиковать, продолжайте учиться и продолжайте двигаться вперед, когда дела идут не легко.

Шаман всегда учится и растет.

Уважайте друг друга и старайтесь никого не сравнивать.

Бурятия расположена в юго-центральной части региона Сибири вдоль восточного берега озера Байкал, место соединения Монголии, Сибири и Китая. Бурятская традиционная духовная практика представляет собой смесь буддизма и тибетской Гелугпы сибирского шаманизма и может ответить на вопрос, как становятся шаманами. Местные жители практикуют этот путь на протяжении многих веков, но шаманские традиции Бурятии до сих пор так мало известны в западном мире, что мы разберем именно их.

Происхождение слова

Даже сегодня немногие знают, что буряты, монголы, якуты и много других национальностей и других коренных племен в Сибири хранят шаманские практики традиционно в течение сотен лет. Существует некоторая путаница по поводу происхождения слова «шаман». Некоторые говорят, что оно происходит из санскрита, другие, что с турецкого. Так как же становятся шаманами? Истина заключается в том, что слово «шаман» происходит от тунгусов и означает "одержимый". Это потому, что работа шамана - общаться со своими духами, и пусть они работают в его теле. Это своего рода одержимости, которые являются лишь согласием шамана на них, чтобы получить доступ к духовной сфере.

Россияне, которые колонизировали Сибирь в восемнадцатом веке и впервые обнаружили шаманов, которых они называли тунгусами, затем они использовали это слово для упрощения описания всех сибирских шаманов, игнорируя локальные имена, такие как оюн (в Якутии), воо (в Бурятии), кама (тюркоязычные племена Центральной Азии) и т. д. В отличие от этого, все спикеры тюркских и монгольских шаманов называют «юдаган».

Инструменты и обряды

Шаманизм является одним из старейших способов духовного выражения, с которого начались все религии. Использование сельскохозяйственных и диких животных, посвящения, священные приемы и методы, символы, инструменты и обряды, общие для всех шаманских традиций на планете, которые имеют глубокую связь и близость с природой, землей, небом, животными, сеть универсальной энергии и предков. Сегодня, после многих лет религиозного угнетения и преследования со стороны советского правительства, и Монголии снова могут свободно практиковать поддержание экологического баланса и сообщества.

В культуре коренных народов играют важную роль в общинах и духовном воспитании людей. Они знали, как становятся имеют право даровать благословение обрядами защиты, благами в охоте и гадать, показывать судьбу. Они заживляют также духовные причины заболевания, такие как духовные проникновения и загрязнения, потеря души, и в случае необходимости могут отменить проклятие. Шаманы также опекуны бурятской культуры. Потому что они знают, что старые традиции, их советы были запрошены через века.

Что нужно для выбора предков

Тот, кто хочет стать шаманом, должен иметь семейную историю - с погребенными шаманскими корнями. Это означает, что у него есть предок, который был шаманом. Даже считается, что шаман может быть сильным, только если у него есть десять практикующих магию в его семье среди его предков, которые на самом деле становятся защитными духами новых избранных.

Свидетельством этого «выбора духов» может быть отличительный знак на теле - божественный знак. Этим знаком может быть необычное место на коже, разветвленные пальцы, странное поведение. Даже считалось, что у истинного шамана должна быть дополнительная кость, и только тех, чьи души изучали в другом мире, шаманская практика называет хорошими колдунами. Никто не может стать шаманом только потому, что он этого хочет.

Призыв духов

Духи приходят только к избранным самим и не слушают кого-то другого. Исключением является то, что человек был поражен молнией и выжил или если человек является потомком предка, который был убит молнией (выбор богов), даже если мертвый не был шаманом. В то время как на Западе многие люди ищут шаманских посвящений, хотят быть шаманами и воспринимают это как своего рода экстремальное развлечение или опыт, в сибирских и монгольских культурах к этому вопросу относятся с большим страхом и уважением. Обычно люди, получившие призыв стать шаманами, не так счастливы узнать о своей судьбе. Многие боятся ответственности и последствий.

Рейтинги и уровни силы

В мире многие считают, что шаманское призвание - это не подарок, а бремя. «Те, кто избран» часто обнаруживают это внезапно, через «шаманскую болезнь», которой они страдают, которая снаружи может показаться нейропсихической болезнью. Очень часто они становятся алкоголиками.

В зависимости от ранга у шамана могут быть барабан, железная корона, ритуальный плащ и право делать более сложные ритуалы. Наивысший рейтинг - Заарин (9-й уровень) - был редким даже в девятнадцатом веке. Согласно древним легендам, первые шаманы могли подняться и посеять деревья, высадить цветы и зелень и совершить чудеса, которые их современные потомки не могут повторить.

Шаман - это тот, кто всегда находится между двумя мирами. Невидимый мир духов и наше физическое царство, поэтому он часто один и не всегда принят обществом. Тот, кто был избран, чтобы следовать этому пути, не имеет иного выбора. Вот мы и поняли, как стать шаманом в реальной жизни.

Семейное дерево

Но не думайте, что это невозможно для простого человека. Практически каждый человек из страны, которые остались после Советского Союза, имеет предков-шаманов в седьмом-десятом поколении.

Так что не унывайте и лучше узнайте свое семейное дерево. Родственники расскажут вам, были ли у вас в роду люди, становившиеся шаманами. Вы обязательно найдете сильных заклинателей из предков. Ведь вы знаете, как становятся будет значить, что вашу силу нужно только разбудить. Но всех ритуалов и знахарских умений на просторах интернета вы не найдете, так что лучше совершите путешествие по странам зарождения этого искусства. Вы станете сильнее и, возможно, станете лучшим шаманом современного мира.

Еще лет 15 назад о посвящении в шаманы говорить было неудобно даже родственникам. Ведь оно делалось больше для того, чтобы человека перестала преследовать «шаманская болезнь». А сейчас настоящий бум на этих служителей культа. Кто из них настоящий, кто псевдо, уже трудно разобрать.

Псевдошаман

И вправду, как верить тому, кто в жизни нигде толком не трудился, и вдруг, став шаманом, отгрохал себе хоромы, которым позавидовал бы бизнесмен средней руки. Или однокласснику, который никогда не верил ни в бога, ни в черта, но объявил себя великим шаманом и потребовал от друзей детства всяческого уважения к себе.

Своего однокашника Баира мы называем псевдошаманом. В деревне все знают, что до седьмого колена у них в роду не было таких людей. Сначала он много пил, потом оказался у шаманов помощником в роли «унеси - поднеси». Наверное, насмотрелся, как они зарабатывают деньги, и решил стать одним из них. Родители Баира забили скотину, чтобы купить ему специальную одежду, оплатить его так называемым учителям за то, чтобы они провели обряд посвящения. Мы спрашивали у друга, почему стал шаманом. А он в ответ: «Духи просят закурить». С этим ли связано, не знаю, но посетители приносят ему, кроме молока и сладостей, дорогие сигареты. Сам он почти не курит, поэтому часто эти сигареты отдает нам, - рассказал житель одного из районов республики Алексей.

По его словам, односельчане не обращаются к Баиру, не верят в его дар. Но все же у него есть своя клиентура - приезжают из других сел.

По рассказу Алексея, его одноклассник не болел «шаманской болезнью».

Клиенты психиатров

Многие считают, что настоящий шаман обязательно проходит через «шаманскую болезнь».

Она проявляется по-разному. Вроде нормальный человек, а как будто потерял ориентир в жизни. Расстался с семьей, запил, дрался, получал травмы. Иногда начинал городить всякую ерунду, - говорит психиатр Александра Дроздова. - Со стороны кажется, что у него «крыша поехала». Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому как состояние, условно именуемое «шаманской болезнью», по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. Особенно в советские годы многие из них стали клиентами психиатрических больниц. Сейчас хороший шаман может сразу распознать у человека признаки «шаманской болезни» и наставить его на путь истинный.

«Ко мне вернулись силы»

Оказывается, трудности в шаманском становлении испытывали многие кандидаты в служители культа.

Недавно на своей странице в Facebook в прошлом известный в Бурятии общественник Булат Шагжин, пару лет обосновавшийся в Америке, написал, что начинает вести прием в качестве шамана. Он рассказал, что для него это был тяжелый выбор, к которому шел долгие годы. Оказалось, что все у него началось в детстве.

Угадывал, что скажут люди по радио в прямом эфире, дядя таскал меня на лотереи, чтобы выигрывал, видел духов… Были постоянные головные боли и хронические болезни. При этом учился на «отлично». Шаманы и шаманки говорили, что стану большим ламой или шаманом. В итоге я стал программистом, потом методологом компании 1С в Москве, - откровенно рассказал он друзьям.

Булат поведал, что в Москве успешно занимался бизнесом, но в 27 лет переехал в Бурятию и заболел.

Кружилась голова. Я не мог ходить, спать, было очень плохо. Закрываешь глаза и будто улетаешь. Так было две недели. Ездили на диагностику. Смотрели мозг, нервы. Врачи сказали, что здоров, - так описывает свое состояние Булат.

Все у него прошло, когда с ним провели обряд принятия в ученики шамана и, по сути, в шаманы.

А потом Булат отказался от своего дара, потому что, по его словам, ему тяжело было говорить человеку то, что не хотелось ему самому. И за это духи его ругали. А один сильный шаман предупредил его, что закрывает на время, только до 36 - 37 лет.

Сегодня я рад, что силы вернулись ко мне. Может, потому что пришло время. Может, потому что понял, что тяжело жить без ориентира, - откровенно признался он.

Булат уже открыл юрту, и, как он выразился, «упражняется» на знакомых.

«Лезут эти черти»

«Шаманскую болезнь» нельзя игнорировать, считает Елена, дочь шамана.

Многие не хотят становиться шаманами, потому что это тяжело для психики - постоянно слышать постороннее, видеть каких-то духов. Но отказ может отразиться на близких людях. У них могут закрыться дороги, что-то не получаться, - говорит она.

Сама же Елена окончила вуз, родила сына, работала. Но в одно время стала видеть потусторонний мир.

Было очень страшно. Особенно когда ночью встаёшь в туалет, а к тебе лезут эти черти. Однажды мы приехали домой. Я вышла из машины открыть ворота. Было тепло и спокойно. Муж только собрался загонять машину, и одна сторона ворот закрылась. Это маленький чертенок закрыл. Начала материться, чтобы он убежал, и ворота открылись сами. Муж был в шоке, - поведала Елена.

Вера в предков

Ульяна Раднаева - автор трех книг об основах шаманизма и двух шаманских календарей. Только в «ВКонтакте» у нее более 10 тысяч подписчиков. Многие из них испытывают легкий шок, узнав, что Ульяна еще общественник и политик. Ведь она возглавляет молодежное крыло «Единой России» в Иволгинском районе, а в июне участвовала в праймериз по выбору кандидатов от партии власти в кандидаты в депутаты республиканского парламента.

Если разобрать всё на составляющие, то для меня основная моя деятельность - это психология (являюсь магистром психологии). Конечно, здесь работа идет рядом с религиозно-духовной составляющей - шаманизмом. Они связаны. А есть еще одна составляющая - общественно-политическая деятельность, к которой пришла через пропаганду бурятского языка, традиций и культуры своего народа. Так что никаких противоречий нет, напротив, одно другое дополняет. У меня нет учеников, есть последователи и читатели. Шаманизм для меня - это вера предков, - объясняет Ульяна.

По ее словам, к шаманизму она пришла, как и большинство шаманов, через «шаманскую болезнь», которой страдала с детства.

Бизнес на просьбах

Однако многие считают так: что ни семья, то свой шаман. Но больше людей возмущает то, что на людских бедах некоторые шаманы делают деньги. Да и само посвящение в шаманы стоит немалых расходов, начиная с приобретения атрибутов - бубна, ножа, чёток. Но кто-то идет на все и даже проходит несколько посвящений.

По мнению Булата Шагжина, все, что сейчас творится с появлением множества шаманов, не больше как бизнес.

Эффект есть от обрядов, но не в том, что они стали шаманами. Еще сказано, что когда небожителям подносятся шкура, кости, голова барана, а сами едят мясо, пьют водку, дают шаману 30 - 80 тысяч, это называется ставить бога ниже шамана. Все это бизнес. В бизнесе нет ничего плохого, но многие вещи делать нельзя, если это касается духовного, - высказался новоявленный шаман Булат.

Бум на шаманов

Шаманский дар, как утверждают сами служители культа, передается по наследству. Только в обществе почему-то все больше вопросов к тем, кто называет себя шаманом. И все из-за того, что их стало очень уж много, а услуги стоят дорого.

Тем, кто часто обращается к ним, советуют: уж если вы решили идти на прием к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности.