Троицкий собор архитектор. Свято-троицкий измайловский собор - собор во имя святой живоначальной троицы лейб-гвардии измайловского полка

Из книги "История Измайловского полка".

В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй - от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий - лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

6) Крест большой напрестольный.

7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

8) Евангелие в серебрянном окладе.

9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

Все эти дары Императора Николая Павловича:

10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827

Памятник исконно русского зодчества первой трети XIX столетия неотъемлемо связан со становлением лейб-гвардии Измайловского полка и его боевыми успехами.

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй - во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Современный вид

Тогда же под патронатом Его Величества Николая Павловича и на средства из его кабинета началось сооружение каменного собора в стиле ампир. Автором проекта выступил русский архитектор Василий Стасов.

Храм, рассчитанный на 3 000 верующих, по воле государя должен был иметь внутреннюю планировку, схожую с деревянным предшественником. Так в его структуре появились главный придел в честь святой Троицы, южный - Марии Магдалины, северный - Иоанна Воина. Вес отлитых 11 колоколов составил 1 066 пудов.

5-купольный Свято-Троицкий Измайловский собор получил крестообразную внешнюю форму и величественный интерьер, который подчеркивают 24 белоснежные колонны коринфского ордена. Над царскими вратами находится выполненный художником Майковым образ Господа Саваофа. Рядом расположены его икона «Благовещение» и работы Егорова – две иконы святых евангелистов.

В конце XIX века в той же стилистике по проекту Сергея Кондратьева соорудили часовню, которая прекратила существование в 1922 году. Сам собор закрыли в 1938 году и только в 1990-м передали местной епархии. Восстановительные работы здесь длились в течение первого десятилетия XXI столетия.


Рубрика: Санкт-Петербург

Если смотреть на этот храм со стороны Фонтанки, кажется, что вот сейчас выплывет из-за домов чудо-корабль с синими куполами-парусами в золотых звёздах, белоснежный, словно облако…

И трудно вообразить, глядя на его сияющую красоту, что из всех храмов петербургских Троице-Измайловский собор - едва ли не самый многострадальный: прямо со дня основания и до ныне преследовала его судьбина. Но плывёт собор в своём звёздном великолепии - через обрушения, пожары, революции и резкие смены ориентиров.

Под высочайшим руководством

Всё началось с формирования в 1730 году лейб-гвардии Измайловского полка - по указу Анны Иоанновны, для надёжной опоры трону. Измайловцы стали третьим императорским полком после Семёновского и Преображенского и в будущем не подвели надежд, на них возлагаемых.

Как всё российское воинство, должны были измайловцы посещать церковь. Для удобства военных в каждом полку были свой храм и походная церковь. Только гвардейцам Измайловского приходилось поначалу ходить по другим приходам.

В 1743 году в недавно отстроенной Измайловской слободе (сегодня главная улица той слободы стала Измайловским проспектом) сооружают первую церковь. С ростом прихода она стала мала, и в 1752 году, по прошению Измайловского полка и указу императрицы Елисаветы Петровны, возводят более просторную деревянную церковь прямо на том месте, где теперь - собор. Церковь была особенная: малые купола относительно главного располагались по сторонам света - ветвям креста. Так был выстроен храм в Керстово, которое принадлежало духовнику Елисаветы. Императрица щедро одарила церковь Святой Живоначальной Троицы.

В ноябре 1824 года церковь «необратима повреждена водою» во время самого разрушительного в Петербурге наводнения. А в 1827 году Николай I, с 1823-го по 1825 год - командир второй бригады первой гвардейской дивизии, изъявляет волю на средства Кабинета императора построить для измайловцев новый храм на 3000 человек прихода, с тремя приделами - Святой Троицы, Марии Магдалины (на юге), св. Иоанна Воина (на севере).

Император назначает себя главным руководителем стройки, архитектором - Василия Стасова, а инженером - Петра Базена. По мнению историков, постоянное вмешательство Николая в строительство, неоднократные перемены «на ходу» уже утверждённого плана и стали во многом причиной первых строительных неудач.

Возведение. Первые испытания

Закладку храма приурочили к полковому празднику Пятидесятницы. Император по причине турецкой кампании отсутствовал, потому на торжестве 13 мая 1828 года пожаловала Мария Фёдоровна - вдовствующая императрица - с внуком Александром, будущим царём-освободителем. Она и положила в основание первый камень, прочие же положили «нового чекана платиновые монеты».

Началась долгая семилетняя стройка, масштабная - чтобы показать мощь русского оружия, трудная - со своими поражениями и победами.

На строительство снарядили 204 каменщика, 30 каменотёсцев, 80 плотников, 24 топорщика, 12 кузнецов и 277 подносчиков. В основание планировалось вбить 5 500 свай, однако на деле их число почти удвоили - до 9 000 четырёхсаженных свай. Причиной был чрезвычайно слабый грунт. Фундамент выкладывали тосненской плитой (известняком, добытым по берегам Тосны), цоколь - гранитом. Для связи кирпичных стен и колонн использовали полосовое и брусковое железо. На устройство основания ушёл весь 1828 год.

В 1829 году строительство дошло до портиков, а в 1830 году стали сооружать центральный барабан с шлемообразным куполом, что из-за масштабности конструкции было особенно сложным. В августе 16 колонн, державшие купол, треснули - Стасова на 1 сутки отправили на гауптвахту. Исправлять ошибку пришлось Базену: более года под его руководством укрепляли колонны и купол.

В 1832 году купол обшит, увенчан золочёной главой и крестом. Его украшают 280 золотых звёзд, а каждый малый - 208. Когда купол красили, то всё вокруг от собора на расстоянии 100 сажен (более 200 метров) поливали водой, чтобы пыль не испортила чистоту цвета. Центральный купол стал вторым по величине на ту пору куполом из дерева в Европе - в ясные дни его видели, не доезжая 20 километров до города!

Ночью 23 февраля 1834 года (по некоторым источникам - 1833 года) над Петербургом разразилась буря. Центральный купол сорвало чудовищными порывами ветра и завалило на восточный купол. Когда Николай днём прибыл к месту трагедии, вокруг собора валялись куски медной обшивки, кирпичи, обломки разбившегося креста…

Началось следствие. Стасова арестовали на 10 (5?) суток, а комиссия, состоящая из именитых инженеров, архитекторов, математиков И. Шарлеманя, К. Тона, Монферрана, Висконти, А. Михайлова, отыскала в планах и расчётах серьёзные ошибки. Чтобы не испытывать судьбу, новый проект купола поручили снова Базену. Почти четыре месяца инженер разрабатывал проект, а осенью 1834 года базеновский купол уже укрыт медью.

Весною 1835 года Фёдор Брандуков покрывает купол кобальтом, расписанным золотыми звёздами, а 25 мая перед Измайловским полком в полном составе Троице-Измайловский собор освящён.

Николай не успел к освящению, но посетил собор позже и остался недоволен иконами, которые для храма писали по его личному заказу академики - ректор Академии художеств Василий Шебуев, академик Василий Сазонов, профессор Алексей Егоров, профессор Андрея Иванов. Новые лики поручили писать самоучке Николаю Майкову, но и тому не удалось удовлетворить императора. Потому иконы в храме частично - от академиков, частично - «от народа», т. е. Майкова.

Во всём - торжество и мощь

Собор, как и задумывалось, вмещал 3 000 человек. Огромный ампирный храм стал в России в то время самым большим. Фасады его украсили шестиколонные портики коринфского ордера, в нишах - бронзовые ангелы работы С. Гальберга. Скульптурный фриз выполнил Иван Леппе.

В интерьере также всё поражало сдержанным великолепием и масштабностью. 24 коринфские колонны держали своды, освещаемые бронзовой пятитонной люстрой в 300 свечей, созданной К. Грейсоном. Свет отражался от белого мрамора колонн и пилястров, но едва ли не ослепительнее было кадило в 370 свечей - самое большое в Европе.

Полукруглый иконостас, оформленный коринфскими колоннами, работали в мастерской А. Тарасова. К ликам, писанным «академиками и мужиком», в 1872 году добавились образа кисти Д. Бузато и Т. Неффа, переданные из Исаакиевского собора. Алтарь укрывала сень с надписью «Сим знаменем победиши»: по преданию, эти слова увидел в небе император Рима Константин I Великий перед битвой с тогдашним итальянским правителем Максенцием.

Стены военного храма украсили пленённые турецкие знамёна и знамёна полковые. За стеклом витрин - ключи от Лемотика, Баязета, Никополя, Карса, Адрианополя и прочих поверженных крепостей и городов. В 1836 году на стенах появились беломраморные доски с начертанными на них именами офицеров-измайловцев, погибших при Аустерлице, в сражении при Фридланде, под Бородином и при Кульме.

Щедрый подарок к освящению сделал сам Николай: он передал в собор яшмовые, оправленные в золото сосуды и яшмовую дарохранительницу, исполненную как храм с колоннами из розового агата.

Прихожане. Часовня и Колонна Славы

С жизнь собора оказались связаны судьбы многих - знаменитых и безвестных. В 1867 году под сводами храма обвенчались Ф. М. Достоевский и А. Сниткина. А композитор и пианист, первый директор консерватории Санкт-Петербурга А. Рубинштейн отправлялся из-под сводов в свой последний путь: отпели великого музыканта в день его 65-летия, 16 ноября.

Собор становится почитаем и прославлен среди христиан. К концу XIX века в нём исповедуются около 8 000 человек в год. В престольный праздник перед собором проводят парад, а знамёна полка окропляют святой водой. В Спас Нерукотворный прихожане крёстным ходом идут на Фонтанку для водосвятия, а Успение Богородицы обходят окрестные улицы.

В 1895 году рядом с собором выстроили ампирную часовню св. Александра Невского. «Архитектор» - прихожанин-инженер С. Кондратьев - совершенно безвозмездно создал проект часовни в честь чуда спасения императорской семьи при крушении поезда в селении Борки в 1888 году. Ещё одно событие, память о котором заключилась в часовне, - чудесное же спасение Николая II в кругосветном путешествии: в Отсу (Япония) фанатик из числа полицейских ударил саблей по голове цесаревича. Но удар «соскользнул», раны оказались незначительными.

Другой памятник вне стен собора посвящён военной славе измайловцев. Сначала из Турецкого похода, из-под Горного Дубняка, где Измайловский полк одержал тяжёлую победу, привозят 4 пушки. После появились другие трофейные орудия, а с ними и идея памятника.

Авторами «Колонны Славы» стали военный инженер Г. Житков и архитектор Д. Гримм. Колонна представляет собой пятиярусное сооружение на чугунной базе из 4 турецких мортир, составленное из 100 разнокалиберных трофейных орудий. Венчает колонну фигура Ники - Победы.

Открыли колонну в 1886 году. На торжество пригласили представителей всех округов и родов войск, ставших участниками Турецкой войны 1877 – 1878 годов. Молебен служили полковые священники, кто участвовал в войне и был награждён крестами на Георгиевской ленте.

В 1930 году колонну отправили на переплавку - не пощадили даже воинской славы прежней России. Только в 2005 году колонна восстановлена.

ХХ век: новое время - новые испытания

После революции не стало полка, полкового духовенства. Собор сначала становится приходской церковью. В 1922 году большевики изымают храмовые ценности - золотые священные сосуды, серебряные ризы, лампады и венцы, кресты. Прихожане за месяц собирают значительную сумму личным серебром и выкупают большую часть «экспроприированного».

В это же время арестовывают 86 человек - священнослужителей и прихожан - за сопротивление советской власти. Четырёх из них расстреляли, других заключили в тюрьмы. Собор захватывают «обновленцы», лояльные к новой власти.

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем - пивной ларёк, в годы войны и после - под склад.

1925 год - из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год - Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих - после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год - собор официально закрыт;

1940 год - из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города - только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год - возвращён РПЦ;

2004 год - возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод - сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов - от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола - 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний - временем, огнём, стихией и безверием - он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм - над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.




Описание

Свято-Троицкий собор в СПб расположен на Измайловском проспекте недалеко от реки Фонтанки на небольшой площади в окружении городской застройки. На огромной территории между современными Московским и Измайловским проспектами, между набережной реки Фонтанки и Загородным проспектом по ротам были расположены казармы Императорского лейб-гвардии Измайловского полка, сформированного по указу Императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Величественный белокаменный храм, его пять куполов, крытых краской голубого цвета и россыпью золотых звезд на высоких барабанах с полуциркульными окнами видны со многих точек города. Собор на Измайловском проспекте является зримым свидетелем военной истории России.


История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.


Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.


В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.


Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь - символ Духа Святого.


В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.


Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.

Строительство часовни

В 1893 году на углу Измайловского проспекта и улицы 1-й Роты Измайловского полка при Свято-Троицком соборе было решено построить часовню во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Часовня была построена по проекту инженера С. Кондратьева и торжественно освящена в 1895 году. Архитектура часовни напоминает Свято-Троицкий собор и миниатюре: в плане равносторонний крест. Высокий барабан и купол голубого цвета, украшенный золотыми звездами.

Военные трофеи Императорского лейб-гвардии Измайловского полка

Действующие полковые знамена помещались на самом почетном месте у клиросов. Георгиевское знамя с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.», полученное полком в 1813 году, было установлено за правым клиросом. В период Крымских войн 1853-1856 и 1877-1878 годов в Свято-Троицкий собор были привезены военные трофеи с захваченных в сражениях вражеских кораблей. Трофеи, взятые в крупных сражениях в период войны России за освобождение балканских народов от турецкого ига располагались в притворе у главного входа в собор. У клиросов главного придела к стенам были прикреплены памятные доски с именами погибших в сражениях офицеров.



При Александре III была сооружена памятная колонна из трофейных пушек, выполненная по проекту военного инженера Г. М. Житкова и архитектора Д. Гримма. Колонна «Воинская Слава» сооружена из 100 трофейных орудий, сгруппированных в 5 ярусов и увенчана бронзовой фигурой Победы. На чугунной базе были установлены четыре турецких мортиры. На углах выбиты названия важнейших сражений русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На гранитном пьедестале были укреплены памятные доски, посвященные освободительной войне на Балканах.

Благотворительная деятельность

В конце 19-го века при Свято-Троицком соборе был открыт военный лазарет для солдат Измайловского полка, приют для детей-сирот. Было создано Общество вспоможения бедным. В 1897 г. Свято-Троицкий собор к началу 20-го века стал крупнейшим в Петербурге духовным, просветительским и социальным центром.

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

После издания декрета советской власти в 1918 году об отделении Церкви от государства храм из полкового собора по своему статусу превратился в обычную приходскую церковь. Измайловского полка и полкового духовенства не стало. Новые власти стремились уничтожить Церковь, как институт. Религиозным обществам было запрещено владеть собственностью, осуществлять обучение детей, иметь права на имущество. Началась повсеместная экспроприация церковного имущества. В 1922 году в Троицкий собор тоже пришла комиссия по изъятию ценностей. Всего было вывезено около 2 кг. золота и 300 кг. серебра. Начались гонения на священнослужителей. В 1922 году большевиками были арестованы Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, всего 86 человек. Большую часть священнослужителей осудили и приговорили к тюремному заключению. Владыка Вениамин был растрелян. Отец Михаил, выйдя на свободу, получил назначение в церковь Воскресения Христова в Коломне.


В 1925 году из Троицкого собора были вывезены знамена Измайловского полка, военные трофеи, добытые в войнах с Турцией, сбиты памятные мраморные доски. В 1928 году колонна «Воинская Слава», как «символ российского милитаризма» была демонтирована, трофейные орудия, окружавшие ее были уничтожены.


30-е годы 20-го века стали для священнослужителей Троицкого собора особенно тяжелыми. Обвиненные в контрреволюционной агитации были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, владыка Амвросий.
В 1933 году в Александро-Невской лавре был закрыт кафедральный Троицкий собор. Ленинградскую епархию возглавил Патриарх Алексий I. Он придал Свято-Троицкому собору статус кафедрального собора Пресвятой Троицы, но в 1938 году храм был закрыт.


В годы Великой Отечественной войны в подвалах Троицкого собора было устроено бомбоубежище, там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи. После войны Троицкий собор представлял собой печальное зрелище. В храме находились неотапливаемые склады, здание приходило в упадок. Первая послевоенная реставрация была проведена в 1952-1956 годах.


В 1994 году при настоятеле Свято-Троицкого собора митрополите Иоанне вновь была образована православная община. Началась колоссальная работа по возвращению православного храма к жизни. В 1996 году митрополит Владимир назначил настоятелем Свято-Троицкого собора протоиерея Геннадия Бартова. В 1997 году была положена традиция всенощного бдения и архиерейских служб в Престольный праздник Пресвятой Троицы.

История Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в XXI веке

Для 2000-х годов характерна большая реставрация Свято-Троицкого собора в СПб. Были восстановлены фасады и купола, начались активные работы по восстановлению исторического интерьера. Большое количество религиозных святынь, церковной утвари, военных трофеев, знамен Измайловского полка Троицкому собору передал музей истории религии. В 2003 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин передал в дар Свято-Троицкому собору икону Пресвятой Троицы работы мастеров Северо-Запада Руси XV века. Начиная с 2003 года в Свято-Троицком соборе проводятся ежегодные хоровые фестивали в дни Светлой Седьмицы. В том же 2003 году на Лермонтовском проспекте был возрожден приют при Свято-Троицком Измайловском соборе для детей-сирот. В 2005 году была торжественно открыта и освящена воссозданная триумфальная колонна «Воинская Слава».

Пожар в Свято-Троицком соборе в Санкт-Петербурге

Восстановительные работы в соборе прервал страшный пожар, произошедший 25 августа 2006 года. Сгорели центральный и частично северный купола, чердачные помещения. Полностью сгоревший деревянный центральный купол и пострадавшие четыре малых купола, пострадавшие конструкции и внутреннее убранство храма необходимо было вновь восстанавливать.

Восстановление Свято-Троицкого собора

Для восстановительных работ был создан Городской штаб. Деревянные конструкции главного купола были заменены уникальными, изготовленными из клееного дерева полуарочными элементами, ставшими основой конструкции. Наружные работы и отделка внутреннего пространства велись поэтапно. 27 мая 2008 года были открыты малые купола собора. 9 октября того же года на главный купол был установлен 9-метровый золоченый крест.

Современная жизнь Свято-Троицкого собора в СПб

В 2010 году в день престольного праздника Пятидесятницы, восстановленный главный алтарь, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы предстал перед паствой во всей красе. Божественная Литургия была проведена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В 2011 году Патриархом Кириллом в собор навеки была принесена православная святыня – частица мощей святой блаженной Матроны Московской, рядом с которой были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в 2015 году отмечает 180-летие со дня освящения.

Информация

  • Архитектор

    После наводнения 1824 года архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

    Закладку нового храма совершили в мае 1828 года. На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе отделки пришлось восстанавливать сорванный в феврале 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

    Здание храма сильно пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952-1953 и 1966-1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад. В 1990 году возвращён Русской православной церкви.


    Пожар в Троицком соборе

    В 2004 году была возобновлена реставрация. 25 августа 2006 года при производстве строительных работ произошло возгорание лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола.

    В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола. Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол. К январю 2009 года в соборе была отреставрирована верхняя часть иконостаса главного придела.

    На лето 2014 года Троицкий собор опять окружен строительным забором, и внутри опять что-то ремонтируют.

    Архитектура собора

    Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. На момент освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

    Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга.

    На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, и знамёна Измайловского полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя и Адрианополя.

    Конечно же все коренные ленинградцы прекрасно помнили голубые купола собора, без каких-либо признаков звезд на них. Однако после последней реставрации цвет куполов Троице - Измайловского собора стал более густым и на них появились золотые шестиконечные звезды. К нам стали поступать письма с вопросом: откуда взялись звезды на куполах?

    В ходе проведенных исследований выяснилось, что изначально купола были расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: "Купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери" (сейчас на куполах Архангельского собора звезды отсутствуют, на куполах Тверского собора звезды есть, но они куда менее яркие, и смотрятся гораздо органичнее, чем звезды Измайловского собора, явившиеся предвестницами наступающей эклектики).

    Памятник архитектору В. П. Стасову


    Памятник Стасову в 1970 году

    В связи с 200-летием со дня рождения В. П. Стасова Ленгорисполком принял решение о сооружении памятника архитектору в Ленинграде. На конкурсе лучшим был признан проект Марии Литовченко. В 1969г. отлитый на заводе Монументскульптура памятник был установлен перед Троице-Измайловским собором.

    Первоначально на лицевой стороне памятника стояли даты: 1769-1969, что вызывало недоумение у граждан, логично считавших надпись датами жизни архитектора. 10 марта 1973г. принято решение об изменении дат и в сентябре на постаменте были установлены новые даты: 1769–1848.

    В связи с началом работ по восстановлению Колонны Славы, сооруженной перед Троице-Измайловским собором в 1886году и уничтоженной в 1929 - 1930 годах, в 2000 году памятник Стасову был демонтирован и передан в фонды Музея городской скульптуры. Это вызвало бурю справедливого возмущения среди горожан и 5 ноября 2013 года памятник вновь занял свое место перед собором (правда теперь он стоит не по центру, а у северо-восточного угла ограды).