Главный иконостас храма христа спасителя. Главный алтарь храма христа спасителя Храм христа спасителя иконы названия

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

В XIX в. исполнил художник Е.С. Сорокин. Воссоздано коллективом художников под руководством СВ. Филатова.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.

Придел во имя Св. Николая Чудотворца

Из нижнего коридора Храма сделаны проходы в коридор, или хоры, посредством четырех лестниц, устроенных в пилонах.

Придел в южном крыле Храма посвящен имени Святителя и Чудотворца Николая , покровителя императора Николая I , при котором начато строительство Храма. Придел этот расположен на южной стороне Храма, потому что Св. Николай жил в государстве, расположенном на юге от России.

В этом приделе подробно представлена история Вселенской Церкви с III по IX век, то есть до просвещения России христианской верой, история смут, бывших в Церкви Христовой, ее гонение и торжество Православия, утвердившие догмат Православной Веры. Здесь же представлены поборники истины Вселенских Соборов, мученики, умершие за чистоту веры и преданность Спасителю, преподобные, запечатлевшие своей святою жизнью истинное исповедание веры, и апостолы, распространявшие учение Христа; здесь же имеются картины христианских добродетелей Святителя Николая и важнейшие события его жизни.

Алтарь придела во имя Святителя Николая

В мраморном киоте, на восточной стороне алтаря - Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Левая створка, вверху - Благовещение - Архангел Гавриил; внизу - Евангелисты Марк и Матфей.

Местные образы: Спаситель и Божия Матерь с Предвечным Младенцем.

Св. Ефрем Патриарх Антиохийский и Св. Преподобный Савва Освященный;

Св. Евфимий Великий и Св. Целестин папа Римский.

В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

Вверху южной стены, сверху трех окон, помещена священная картина «Сретение Господне». Исполнил профессор П.М. Шамшин; автор воссоздания В.М. Ананьев.

Ниже этой композиции, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. Евстафий архиепископ Антиохийский; под ним поясное изображение Св. Ипатия епископа Гангрийского.

Картина «Посвящение Святителя Николая в сан Иерея». Событие происходило в городе Мирах, в Ликии. Епископ Патарский Николай, при рукоположении Святителя, исполнясь Духа Святого, пророчески назвал посвящаемого солнцем, восходящим над землей и приносящим сладостное утешение скорбящим. Лицо Святителя, чуждое посторонних помыслов, выражает высокое чувство веры и благоговения к принимаемому сану.

Под этой картиной - «Тайное вспомоществование Святителя Николая». Из жизни угодника известно, что он спас от бесчестия и позора семейство, жившее в городе Патаре, состоящее из отца и трех дочерей, оказав этому семейству три раза невидимую помощь. На полотне изображен момент, когда Святитель Николай ночью положил через открытое окно на подоконник кошелек с деньгами.

Обе эти картины исполнены академиком И.И. Марковым; автор воссоздания С.И. Репин.

Далее, по бокам картины «Тайное вспомоществование Святителя Николая», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Петр епископ Александрийский с раскрытым Евангелием от Иоанна; выше поясные Святой Стефан епископ Римский, Святой Сикст II епископ Римский, Святой Ипполит епископ Римский.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Арсений Великий; выше поясные: Святой Сисой Великий, Святой Пахомий Великий, Святой Иларион Великий. Исполнено художником Е. Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

На восточной стеле придела, между трапезой и малой хорной аркой, вверху: «Избавление от бури Святителем Николаем». Отправляясь к ликийскому берегу, один корабль был застигнут сильной бурей. Моряки видели неизбежную гибель и не надеялись на спасение. Но, вспомнив о Святителе, которого они знали только по слуху как заступника бедствующих, стали призывать его. Св. Николай явился на корабль и, взяв кормовое весло, начал править кораблем. По повелению Святого буря стихла, и корабль благополучно достиг пристани. На картине изображен момент, когда Святитель Николай, войдя на корабль, запрещает ветрам и морю совершать их губительное действие.

Под этой картиной - «Избавление от казни Святителем Николаем». В городе Мирах игемон (градоначальник) Евстафий осудил на смерть трех невинных граждан. Св. Николай, предуведомленный об этом, поспешил к месту казни, где один из осужденных, стоя на коленях с обнаженной шеей, преклонил свою голову. Палач уже занес над ним свой свой меч, как вдруг явился Св. Николай и остановил руку палача, который не осмелился оказать ему сопротивление. Даже градоначальник представлен безмолвным зрителем этого события и покорным исполнителем воли Св. Николая.

Обе эти картины исполнены художником И.М. Прянишниковым; автор воссоздания С.Н. Репин.

Далее, по бокам картины «Избавление от казни Святителем Николаем», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Великомученица Евфимия Всехвальная со свитком, на котором написано: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный и радосте всем, не презри призывающих Тя»; выше поясные: Св. Великомученица Ирина, Св. Великомученица Варвара , Св. Великомученица Екатерина.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Зотик Сиропитатель Пресвитер; выше поясные: Св. Павлин милостивый епископ Ноланский, Св. Великомученик Никита, Св. Великомученик Феодор Стратилат.

На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу - «Преставление Святителя Николая». Картина изображает Святителя в момент его кончины. Лик Св. Николая сияет божественной благодатью.

Предстоящие - епископ, духовенство и миряне в глубокой скорби. У изголовья диакон читает святое Евангелие перед иконою Богоматери, на столе подсвечник с тремя зажженными свечами, на табурете священные ризы, приготовленные для его облачения.

Над этой картиной - «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград». После разграбления города Мир турками одному священнику города Бар явился во сне Св. Николай и сказал: «Поди объяви клиру и народу, чтобы они взяли мои мощи из Мир и перенесли в Бар: ибо Богу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник исполнил волю Святителя, и жители города Бар снарядили три корабля для привезения мощей Св. Николая. 9 мая 1087 года совершилось перенесение мощей Св. Николая. Картина представляет момент, когда священники и диаконы, в сопровождении епископа, с возженными светильниками и хоругвями, несут мощи Святителя.

Обе картины исполнены художником Н.К. Бодаревским; автор воссоздания С.Н. Репин.

На двух противоположных стенах, прилегающих к малой хорной арке, помещены священные картины, изображающие первые четыре Вселенские Собора. В изображениях Соборов не встречается еретиков; здесь представлены только Святые отцы Церкви, заседавшие на Соборах.

На верхней части северной стены, рядом с картиной «Перенесение мощей Святителя Николая», изображен 1-й Вселенский Сoбор (был собран в 325 г. императором Константином против учения Ария, который отвергал в Иисусе Христе Божество). Вокруг трона императора Константина Великого восседают Патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский, Спиридон епископ Тримифийский , Пафнутий епископ Фиваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский, Ипатий Гангрийский, Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика Ария.

На нижней части этой стены - 2-й Вселенский Собop (император Феодосии Великий в 381 г. созвал Собор против учения Македония, отвергавшего Божество Святого Духа). Собор этот составляют Патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Св. Григорий Богослов читает постановление Собора о принятии всех догматов Никейского Собора и о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на северной стене, по бокам картин «Первый Вселенский Собор» и «Второй Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Феодосии Великий, выше поясные: Св. Митрофан архиепископ Цареградский, Св. Макарий Александрийский, Св. Макарий Египетский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Пимен Великий Египетский со свитком в руке, на котором написано: «Три главизны сия потребны суть человеку, еже боятися Бога, молитися часто и добро творити Ближнему»; выше поясные: Св. Ливерий папа Римский, Св. Иоанн Кущник, Св. Нил Египетский.

На верхней части противоположной стены - 3-й Вселенский Собор, Ефесский (был собран в 431 г. императором Феодосием II в Ефесе против Нестория, Патриарха Цареградского, утверждавшего, что Христос родился человеком, Божество же соединилось с Ним за святость Его жизни, и потому Пресвятую Деву следует именовать не Богородицей, а Христородицей). На Соборе присутствуют Святые Патриархи: Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Долмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает Несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся из собора еретики.

На нижней части второй (южной) стены - 4-й Вселенский Собор, Халкидонский (был собран в 451 г. Халкидоне по воле императора Маркиана, против ереси Евтихия, утверждавшего, что человечество во Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому следует признавать в Нем только одно Божественное естество. На Соборе, в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии, участвуют святые: Григорий Нисский, Преподобный Авксений, Патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Максим Антиохийский, епископы: Флавиан Цареградский, Пасхазин и Люценций и пресвитер Бонифаций, поверенные местоблюстители Льва Папы Римского и др. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и Собором утверждается догмат о соединении во Христе Божественного и человеческого, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на южной стене, по бокам картин «Третий Вселенский Собор» и «Четвертый Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Исаак Сирийский: выше поясные: Св. Кирьяк отшельник, Св. Геннадий Патриарх Цареградский. Св. Исаакий, Далматский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Священномученик протоиерей архиепископ Александрийский; выше поясные: Св. Иероним Стридонский, Св. Исидор Пелусиот, Св. Порфирий епископ Газский.

В XIX веке исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К Быстров.

На верхней части восточной стены - 5-й Вселенский Собор (был созван императором Юстинианом Великим в 554 г. в Константинополе. На этом Соборе утвержден догмат Воскресения мертвых и рассмотрены сочинения 3 учителей Сирийской Церкви). На Соборе заседали: Евтихий Патриарх Константинопольский, Аполлинарий Патриарх Александрийский, Домн Патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители.

На нижней части восточной стены - 6-й Вселенский Собор (был созван императором Константином Пагонатом в 680 г. в Константинополе против Ираклия, который признавал в Иисусе Христе одну волю).

Вблизи императора Константина Пагоната восседают: Св. Георгий Патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Собор постановил признавать во Христе две воли.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Пятый Вселенский Собор» и «Шестой Вселенский Собор», с одной стороны: на пилястре северной стены внизу в рост: Св. Симеон Дивногорец; выше поясные: Св. Венедикт Нурейский, Св. Мария Египетская, Св. Симеон Столпник.

С другой стороны внизу в рост: Св. Иоанникий Великий; выше поясные: Св. Никита Исповедник, Св. Андрей Критский, Св. Петр Афонский.

На верхней части западной стены - 7-й Вселенский Собор (был собран императрицею Ириною, супругою Льва Исаврянина, гонителя икон, в Никее. Этот Собор постановил употреблять в церквах и домах иконы и чествовать их поклонением). На Соборе присутствуют императрица Ирина и ее сын император Константин; и Святые: Тарасий Патриарх Константинопольский, Патриархи восточные, местоблюститель Папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина - икону Богоматери. Один из архиереев показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и Честному Кресту, анафема да будет».

На нижней части западной стены - 8-й Константинопольский Собор (был собран в 842 г. императрицею Феодорою в Константинополе. На этом Соборе императрица утвердила во всей силе постановление 7-го Вселенского Собора и установила праздник Православия). На Соборе присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы. Святые Мефодий Патриарх Цареградский, преподобный Арсений, Иоанн и Исайя.

Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Седьмой Вселенский Собор» и «8-й Константинопольский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Максим Исповедник, выше поясные: Св Иоанн Милостивый Патриарх Александрийский, Св. Феодор Сикеот, Св. Анастасий Синаит Патриарх Антиохийский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Афанасий Афонский; выше поясные: Св. Феофилакт епископ Никомидийский, Св. Стефан Савваит, Св. Герман Патриарх Цареградский.

Придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Придел в северном крыле Храма посвящен имени Святого Благоверного князя Александра Невского , покровителя императоров: Александра I , давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II , строившего этот Храм в течение 25 лет, и императора Александра III , завершившего строительство и освятившего Храм.

В этом приделе изображены святители и преподобные, предшествовавшие Святому Александру и современные ему; святые русские князья родственники его, сподвижники святителей и преподобных в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после Св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, способствовавшие укреплению веры Христовой и неустанные молитвенники у престола Всевышнего о славе и благоденствии Отечества; мученики, пострадавшие и отдавшие жизнь в битвах за свободу Отечества; некоторые события из жизни Св. князя Александра Невского ; важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России.

Алтарь придела во имя Св. Александра Невского

В мраморном киоте, на восточной стене Алтаря - образ Печерской Божией Матери. Картина представляет Богоматерь, сидящую на престоле и имеющую на коленях Предвечного Младенца с воздетыми руками.

Вверху над престолом два ангела. По бокам Богородицы коленопреклоненные Святые Антоний и Феодосии Печерские.

В алтарной арке придела над иконостасом помещено 12 изображений Святых, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд. На арке, прилегающей к северной стене, начиная снизу: Св. Ефрем Новгородский (Новоторжский) и Св. Ефрем епископ Переяславский; Св. Сергий Валаамский и Св. Герман Валаамский; Св. Нифонт епископ Новгородский и Св. Иоанн епископ Новгородский.

С противоположной стороны арки: Св. Андрей Римлянин и Св. Варлаам Хутынский ; Св. Константин митрополит Киевский и Св. Симеон епископ Суздальский; Св. Иаков епископ Ростовский и Св. Дионисий архиепископ Суздальский.

Иконостас придела во имя Св. Александра Невского

На Царских вратах: Благовещение Пресвятой Девы и четыре Евангелиста.

Местные образа: Спаситель, сидящий на престоле, Богоматерь с Предвечным Младенцем.

На северных дверях: Архангел Михаил: вверху надпись: «Благословен грядый во имя Господне».

На южных дверях: Архангел Гавриил; вверху надпись: «Господь сохранит вхождение Твое и исхождение».

Над Царскими вратами - «Тайная вечеря». В верхней полукруглой части иконостаса , над этим изображением, надпись: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же».

Над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Киприан митрополит Киевский, Св. Феогност митрополит Киевский, Св. Фотий митрополит Киевский.

Над северными дверями икона с тремя Святыми: Св. Никита Новгородский, Св. Исайя Ростовский, Св. Арсений Тверский.

В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: на северной стене, ближе к Алтарю - Св. Благоверный князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Св. Благоверный княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

На той же стене дальше от Алтаря образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа надпись: «Величаем тя, Св. Равноапостольная Марие Магдалино, и чтем Святую память твою, ты во молиши за нас Христа Бога нашего».

Придел

В арке трапезы, противоположной иконостасу , на стороне арки, прилегающей к северной стене, помещено 16 изображений в 4 ряда, по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне. С одной стороны: Св. Великий князь Игорь Киевский и Св. князь Константин Муромский; Св. Константин князь Ярославский-Смоленский и Св. Давид князь Ярославский-Смоленский; Св. Блаженный Прокопий Устюжский и Св. Николай Качанов Новгородский. На противоположной стороне арки: Св. Преподобный Димитрий Прилуцкий и Св. Дионисий Глушицкий; Св. Михаил Клопский и Св. Ефросин Псковский; Св. Евфимий архиепископ Новгородский и Св. Евфимий Суздальский ; Св. Савва Вишерский и Св. Александр Свирский со свитком, на котором написано: «Терпите, кратия, скорки и нужды, да изкавитеся муки вечныя».

На северной стороне под окнами в полукруглой арке - «Крещение Господне». В XIX в. исполнил профессор Семирадский, автор воссоздания В.И. Нестеренко.

Ниже этой картины, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. князь Глеб Андреевич Владимирский, с противоположной стороны: Св. князь Феодор Ярославич; под ним поясные: Св. князь Василий Всеволодович Ярославский, Св. князь Константин Ярославский.

На восточной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Владимирская икона Божьей матери » с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. мученик Иерон и Св. Феодор Тирон; Св. Иувеналий Патриарх Иерусалимский и Св. Иоанн Устюженский.

Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно изображение под другим, в рост: Св. Великая княгиня Ольга и Св. Благоверный князь Борис; Св. князь Владимир и Св. Благоверный князь Глеб.

Св. Меркурий Смоленский, Св. Феодор боярин.

В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: Св. князь Николай Черниговский, Св. князь Гавриил Псковский, Св. князь Роман Рязанский , Св. княгиня Иулиания Ольшанская; на противоположной стене той же арки: Св. Евфросиния Полоцкая, Св. князь Иоанн (Игнатий) Вологодский, Св. Петр Муромский , Св. княгиня Феврония Муромская.

Исполнил академик М.Н. Васильев.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены священные картины из жизни Св. Александpa Невского. На восточной стене: «Св. Александр Невский в Орде». Картина построена на том историческом факте, когда Батый, узнав о Невской победе, писал Св. Александру: «Александре! Аще хощеши соблюсти землю твою, то прииди скоро ко мне и видной честь царства моего». Св. Александр Невский приехал в Орду Батый тотчас же, по приезду Св. Александра, потребовал его к себе.

Татарам хотелось выполнить при этом некоторые из обрядов, употреблявшихся при приеме иностранцев, - обрядов, оскорбительных для религиозного христианина. Св. Александр на требование пройти между двух огней и поклониться солнцу и идолам отрекся от исполнения его, несмотря на гнев слуг ханских, которые донесли Батыю об отказе Св. Александра. «Царю, тебе поклонюся, - сказал Св. Александр, - Бог бо почти тебя царством, твари же не поклонюся: яко вся создана суть человека ради. Богу же единому, Ему же служу и Его же чту, Тому поклонюся». Батый одобрил поступок Св. Александра и отпустил его с великими почестями и дарами.

Там же «Послы Папы пред Александром Невским». Картина представляет событие, когда Папа Иннокентий IV, желая обратить русских в католическую веру и рассчитывая, что затруднительные обстоятельства заставят русских князей искать помощи Папы, отправил в 1248 г. к Св. Александру двух хитрейших кардиналов Гальда и Гемонта (на картине изображены в красных мантиях) с письмом, исполненным лести. В этом письме Папа предлагает Благоверному князю Александру подчиниться римскому престолу и обещает признавать его знатнейшим между католическими князьями, ссылаясь и на то обстоятельство, что будто бы и отец Благоверного князя обещал уже свое повиновение Римской Церкви. Св. Александр ответил послам: «Мы знаем истинную историю веры и церкви от Адама до Христа и от Христа до 7-го Вселенского Собора: содержим то саме учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстрое.

На двух пилястрах стен, прилегающих к трапезе, изображены князья и княгини, родственники Св. Александра Невского. По бокам картины «Св. Благоверный князь Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром Невским», с одной стороны, внизу, в рост: Св. Великая княгиня Александра (1-я супруга Св. Александра); выше поясные: Св. Великая княгиня Феодосия (мать Св. Александра), Св. Великий князь Мстислав Храбрый, Св. Великомученица княгиня Анна Новгородская.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. Довмонт Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский , Св. Великомученица княгиня Анна Тверская, Св. Великомученица княгиня Иулиания Вяземская. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, на западной стене: «Преставление Св. Александра Невского в Городце». Св. Благоверный князь Александр Невский , возвращаясь из последнего (шестого) своего путешествия в Орду, по дороге заболел и остановился в Городецком Феодоровском монастыре. Почувствовав свою близкую кончину, он прощается с приближенными. Видя их глубокую скорбь и рыдания, умирающий говорит: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию». Приняв схиму 14 ноября 1263 г., в ту же ночь он скончался.

Там же «Погребение Св. Александра Невского во Владимире ». Во время погребения Св. Александра Бог воздал заслуженную славу своему верному рабу и явил эту славу в чудесном событии, когда митрополит Кирилл возливает елей на усопшего схимника, а эконом Севастиан приблизился к гробу, чтобы вложить в руку грамоту душевную, рука Св. князя, как бы живая, простерлась и приняла грамоту. Пораженный видением, митрополит сообщил об этом явлении предстоящему народу. Данное событие произошло в монастыре Рождества Богородицы, где 23 ноября 1263 г. и погребен усопший Благоверный князь, оплакиваемый всей Русской землей.

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстров.

По бокам картин Преставление Св. Александра Невского и Погребение Св. Александра Невского, с одной стороны внизу в рост: Св. Великая княгиня Васса (2-я супруга Александра Невского); выше поясные: Св. князь Ярослав Новгородский, Св. княгиня Евпраксия Псковская, Св. князь Владимир Новгородский.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. княгиня Мария - Марфа; выше поясные: Св. княгиня Ксения, Св. князь Андрей Смоленский , Св. князь Андрей - Иоасаф Вологодский. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На 2 противоположных стенах, прилегающих к хорной лестнице, изображены чудотворные и явленные иконы Богородицы.

Верхняя часть северной стены, в рост: Боголюбская-Владимирская икона Богородицы ; по бокам поясные иконы Богородицы: , Св. Никандр Псковский , Св. Иоасаф Святогорский, Св. Мартирий Зеленецкий, Св. Ассиап Мангубский.

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .


- Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя - это не хитон, а другая верхняя одежда - плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице - Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

В XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.




Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Храм Христа Спасителя построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.


5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.


Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек.


В плане собор представлял собой равноконечный крест около 85 м шириной.


Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.


Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 кв.м, из которых около 9000 кв.м позолочены.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.


- "нижний храм" — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.


Мозаика на пьедестале Храма Христа Спасителя.

Роспись потолков. Церковь Преображения Господня в комплексе Храма Христа Спасителя.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.


После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.



Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.


12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.


По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.


Василий Нестеренко - Крещение Господне. Роспись Храма Христа Спасителя в Москве.

Василий Нестеренко - Вход Господень во Иерусалим.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.


Василий Нестеренко -Чудо в Кане Галилейской - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесное умножение хлебов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.


Василий Нестеренко -Тайная вечеря - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесный улов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.


Василий Нестеренко - Христос и самарянка Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.


Василий Нестеренко -"Воскресение Христово" и "Апостол Матфей"

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Внезапно обратил внимание.

Вот роспись главного алтаря Храма Христа Спасителя.

Ничего странного не замечаете?
Помните, мы уже не один раз говорили о том, что у папистов существует эзотерический разрыв, т.е. внешнее общедоступное учение и внутреннее тайное, которое передается только для своих. И что суть этого тайного учения (из которого проистекают все католические безумства вроде примата и викариатства папы, индульгенции и сатисфакции со сверхдолжными заслугами, гипертрофированного почитания Рождества и блеклость Пасхи) почти наверняка состоит в том, что Христос "на самом деле" не воскрес.

А теперь посмотрим еще раз на эту фотографию. Она не захватывает всего алтаря, но список росписей легко можно найти .
Для памяти скопирую сюда

В Алтаре Храма размещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни, а также - изображение лиц, непосредственную связь с совершаемым здесь священнодействием.

Ниже свода на площади восточной стены выполнено изображение «Рождество Христово» (высота 16 метров и ширина 13 метров) согласно церковной песни: «Дева днесь Пресущественного раждает». На первом плане картины вертеп, в вертепе - ясли, вмещающие спеленованного Богомладенца. Перед Ним сидит Богоматерь с девственно-материнской любовью и радостно-благоговейным взором, обращенным к Родившемуся. От Младенца исходит сияние, освещающее вертеп. С правой стороны от зрителей пастыри различных возрастов, озаренные светом, взирают на ангела с распростертыми крылами, который указывает рукой в сторону, где Христос возлежит в яслях. С левой стороны - три волхва, идущие к вертепу по указанию звезды, над ними сияющей. Вверху небо, наполненное множеством воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Они овеяны небесным светом, от которого распространяется и свет, озаряющий пастырей (автор воссоздания Н.А. Мухин).

Ниже этой картины, на Горнем месте, помещено изображение Тайной Вечери. Исполнил профессор Г.И. Семирадский. Автор воссоздания А.К. Быстров.

По левую сторону от нее:

«Моление о чаше» - на картине изображен тот момент, когда Спаситель в Гефсиманском саду, во время молитвы, произносит слова: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Слева от зрителя виден Ангел Господень, подающий Ему эту чашу.

«Сe Человек» (уничижение Господа во время суда над Ним) - основанием для написания картины послужило Евангельское сказание от Иоанна, Гл. XIX, ст. 4 и 5, когда Пилат выводит Спасителя в терновом венце и в багрянице и, свидетельствуя перед народом о невинности Иисуса, произносит: «Сe Человек» и с этими словами оставляет Его для зрелища народу.

«Несение Креста» - на картине представлены: Спаситель, изнемогший под тяжестью креста, который возложили на него иудеи, ведя на Голгофу, и Симон Киринеянин, взявший на себя крест для несения. Христос, обратившись к плачущим о Нем женщинам, говорит: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте око Мне, но плачьте о себе и о чадах ваших!»

«Распятие» - на картине изображен тот момент, когда распятый на Голгофе Христос произносит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Вверху креста надпись: «(I. H. Ц. I.)» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).

«Снятие со Креста» - после 9 часов вечера, когда Христос на кресте предал дух Свой, Иосиф Аримафейский и Никодим, с дозволения Пилата, снимают тело Богочеловека с благоговением и осторожностью. Мария Магдалина и Мария Иосифова присутствуют при этом с выражением глубокой печали.

«Положение во гроб» - в этой священной картине участвуют те же лица, что и в предыдущей. Умершего Христа, повитого четырехугольным широким платом, Иосиф и Никодим полагают во гроб в пещеру (по виду и размеру похожую на пещеру св. гроба в Иерусалиме). Мария Магдалина и Мария Иосифова вне пещеры. Действие погребения происходило ночью, поэтому внутри гроба заметно освещение.

В современном Храме размещены подлинные отреставрированные полотна В.П. Верещагина; реставрацию полотен выполнили специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Ниже свода, на стене, обращенной к северной стороне, над аркой изображен Христос Спаситель, как Великий Архиерей Церкви, в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Христа.

По сторонам хорной арки - вселенские святители и учителя, составители чина Божественной Литургии, на каждой стороне по два изображения, одно под другим: Св. Иаков Брат Господень и Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст и Св. Григорий Двоеслов.

Ниже свода, на стене, обращенной к южной стороне, над аркой помещено изображение Божией Матери «Слово плоть бысть» с предстоящими с обеих сторон Ангелами во весь рост.

По сторонам арки - четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, вселенских святителей и учителей истинного исповедания веры, столпов Православия и борцов против ересей: Св. Афанасий Великий и Св. Кирилл Иерусалимский, Св. Григорий Богослов и Св. Лев Папа Римский.

В большой арке над иконостасом в медальонах изображены Святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых Православной Церковию в дни Господних и Богородичных праздников: Св. Иерофей епископ Афинский и Св. Афиноген епископ, Св. Григорий епископ Неокесарийский и Св. Мефодий Патарский, Св. Прокл архиепископ Цареградский и Св. Ефрем Сирин, Св. Анатолий архиепископ Цареградский и Св. Роман диакон, Св. Амвросий архиепископ Медиоланский и Св. Софроний Патриарх Иерусалимский, Св. Косма Маиумский и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Студит и Св. Иосиф Студит, Св. Иосиф Песнопевец и Св. Феофан Сладкопевец.

Внутри алтарной сени над престолом, в своде, представляющем небо, изображен Дух Святой в виде голубя. Ниже этого изображения, в поясе (фризе) надпись: «Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою и плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанн. VI. 53, 54, 56).

На склоне четырех парусов - четыре Ангела, стоящие на коленях с распростертыми крылами. Лица их обращены к престолу, с выражением особого благоговения они держат в руках следующие священные символы: дискос, чашу, книгу и крест. В северо-восточном парусе изображен Ангел с дискосом, в юго-восточном - Ангел с чашей, в северо-западном - Ангел с книгой и в юго-западном - Ангел с крестом.

По обеим сторонам сени изображена «Тайная вечеря» (Евхаристия по древнему чину) в двух картинах.

На северной стороне сени: Престол, как он устраивается в церкви, на нем дискос, а на дискосе хлеб.

Направо Иисус Христос, обратившийся к Апостолу Петру и, простерши руку, преподает ему Пресвятое Тело Свое. Апостол Петр, преклонившийся, простирает руку для принятия Пресвятого Тела Христова. На заднем плане Апостолы: Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев и Симон. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Приимите, ядите сие есть Тело Мое».

На южной стороне сени: Христос Спаситель, преподающий чашу, и Апостолы: Андрей, Иоанн, Варфоломей, Матфей, Фаддий и Павел. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя».

Над северными дверями иконостаса со стороны алтаря: Христос Спаситель, благословляющий и держащий раскрытую книгу с изречением «Аз есмь дверь». Со стороны церкви: Собор Архангела Гавриила.

На северной стене: изображение Алексия человека Божиего в память того, что на месте Храма существовала некогда Алексеевская обитель.

Внутри перехода, над южными дверями иконостаса со стороны алтаря: Великого Совета Ангел, а со стороны церкви - Собор Архангела Михаила.

На южной стене: изображение Апостола Архиппа, память которого отмечается 19 февраля - день восшествия на престол Императора Александра II.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.


Точно.
Во всем многообразии икон и образов НЕТ САМОГО ГЛАВНОГО.
Без чего, по словам апостола Павла, впустую вера наша.

Иконы Воскресения Христова. (и добавлю - Вознесения, потому что последнее есть прямое следствие Воскресения)

Сие вызывает не то что недоумение - ощущение какой-то черной бездны под видом и благообразным множеством других икон - святых (хотя это скорее картины, чем иконы), но... лишенных смысла без Воскресения Христа.