Описание картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова

Василий Иванович Суриков - известный и талантливый художник, картины которого известны огромному количеству ценителей искусства, родился в 1848 году в Красноярске. Одно из самых известных его полотен - это картина "Боярыня Морозова". Суриков закончил свою работу над ней в 1887 году.

Творчество Василия Ивановича

Семь больших полотен на исторические темы были оставлены нам этим творцом. Над каждым из них он работал по нескольку лет. Сюда входят такие шедевры, как "Утро стрелецкой казни", "Посещение царевной женского монастыря", Ермаком Тимофеевичем", "Меншиков в Березове", "Степан Разин" и, конечно, картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова". Именно это произведение считается лучшим в его творчестве.

В истории искусства есть определенные образы, к которым разные художники периодически возвращаются, и каждый трактует их по-своему. Например, образ Ивана Грозного. А есть такие как Представить ее иначе, чем это сделал Василий Иванович, уже просто невозможно.

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Семнадцатый век, когда жила эта женщина, это время правления царя Алексея Михайловича, которого звали "тишайшим". Отчасти это прозвище было дано за его мягкий характер, с другой стороны, за религиозность и в какой-то степени это еще и титул, который характеризует верность его правления.

После смутного времени страна нуждалась в спокойствии и стабильности. И это именно то, чего не хватало в первую очередь. В разных уголках и областях империи служба велась по-разному. Наметился отход от первоначальных канонов. Чтобы объединить это в единое целое, берет за образец греческую церковь. Нужно внимательно посмотреть на произведение, которое создал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая сразу показывает узловой момент, - жест этой женщины. Знаменитое двуперстие.

У староверов двуперстие символизирует земную и небесную сущности Христа. Впоследствии оно было заменено на троеперстие, которое представляет Троицу. По мнению староверов, именно двуперстие лучше передает смысл земного воплощения и смерти Христа, так как на кресте ведь была распята не Троица, а одна из ее сущностей: Бог - сын.

Слишком много места внизу полотна

Толстой получил массу эмоций, увидев впервые шедевр, который сотворил Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая не может не вызывать восторга. Но тем не менее сделал ему замечание, что внизу полотна очень большое пространство. На это Василий Иванович многозначительно заметил, что если его убрать, сани остановятся.

Развитие движения до определенного момента может сосредоточить внимание зрителя только на подобных спецэффектах. И тогда потеряется вся глубина замысла. Он может отойти на второй план. Поэтому художнику нужны абсолютно противоположные методы остановки движения, которые хорошо видны на картине.

"Боярыня Морозова", Суриков. Картина художника поэтапно

Конечно, в готовом произведении все кажется достаточно ясным и понятным. Чтобы увидеть это движение, нужно сравнить полотно с первыми эскизами. Там боярыня написана им в профиль, она сидит на большом стуле. Можно провести такое сравнение, что в подготовительных зарисовках нет той динамики, которая присутствует уже в готовом произведении.

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать Василия Сурикова ("Боярыня Морозова"). Автор отчетливо показывает бегущего мальчика в левой части картины, поручни деревянных бревен, которые стремительно сокращаются.

Создание образа движения

Вот, кстати, одно несоответствие, незаметное простому глазу обывателя: такие сани не могут ехать, они сразу развалятся. Но именно благодаря этому клину Василий Иванович создает стремительную динамику, которая резко прекращается при одном взгляде на толпу.

Еще один символ остановки - это строгая вертикаль руки, которая всегда тормозит движение, в то время как диагональ передает динамику. В правой части картины видно сестру Морозовой - княгиню Урусову, которая медленно движется за ее санями.

Добиваясь того, чтобы они двигались, Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

Это поистине великий шедевр, над которым работал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая передает максимальное количество эмоций. Даже когда изначально шло создание произведения, Василий Иванович прежде написал всю толпу, а уж потом стал искать образ боярыни. И наконец найдя, на его взгляд, идеальный этюд, он переписывает с него лик Морозовой в картину. И тогда, по словам автора, она всех победила.

Создание образа женщины в санях

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Как и фигура Морозовой - это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Это сама героиня и юродивый. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение.

Если сравнить первые наброски и этюды Василия Ивановича, когда он писал с натурщика, сидящего на снегу, то можно увидеть именно человека в лохмотьях нищего. А в заключительном варианте, который был помещен в картину, - это действительно юродивый, обладающий внутренним неимоверным импульсом.

Еще один образ, выделенный в произведении

Это образ девушки именно в желтом платке, который и символизирует чистоту девицы, так как перекликается с золотым цветом, присутствующим на иконе позади нее. Она только что совершила глубокий поклон до земли. Отчетливо показано, что край платка закинулся ей на затылок. Возможно, это и намек на приверженность к старой вере, потому что по новому принципу все земные поклоны были заменены на поясные.

А между странником и девушкой в желтом платочке видна молодая монашенка, которая раздвигает соседей руками, выглядывает из-за молоденькой боярышни, чтобы увидеть Морозову. Обрамленное черным платком бледное лицо отделяет ее от рядом стоящих девушек, чьи лица полны румянца и жизни, а одежда сверкает красочным ювелирным шитьем.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, - "Боярыня Морозова". Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. Именно такими работами, как картина "Боярыня Морозова", Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения.

Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх.

Боярыня выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.

В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель.

Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок.

На картине изображено много русского народа, среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему.

Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Художник Суриков Боярыня Морозова дает возможность зрителю картины прочувствовать весь трагизм данного действия, ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.

Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на 587,5 см

Биография Боярыни Морозовой

Боярыня Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича, являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича. Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем, происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых, которые являлись ближайшими родственниками царской семьи Романовых.

После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек.

По тем временам у нее имелось имение усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам.

Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют.

Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.

Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, но все было тщетно.

Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым.

От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. После всего этого позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы, правда пока оставили сестер под домашним арестом.

Даже после, когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, все ее боярское имение, собственность боярыни перешло в царскую казну, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее.

По ее душу просил и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов.

В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство.

Решение царя было такое: 14 человек слуг, которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь, где их посадили в земляную тюрьму. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня нах...

Василий Суриков, "Боярыня Морозова": описание картины, интересные факты истории

От Masterweb

28.05.2018 06:00

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке. Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков. Работая над полотном "Покорение Сибири Ермаком", он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения "Товарищество передвижных художественных выставок".

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности - протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

...руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше...

Описание картины "Боярыня Морозова"

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное - от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал...

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.


Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ. Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова".

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.


Потом художник со смехом вспоминал:

... первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти. Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику. Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего "Бабушка! Дай посох!", та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника - дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.


А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова "Боярыня Морозова и сестра последней - Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из "массовки". Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс - целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: "Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. "Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Заключение

Картина Сурикова "Боярыня Морозова" попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

"Боярыня Морозова" Василия Ивановича Сурикова - одна из самых больших и серьезных русских картин. Рассмотрим ее внимательно. Приглядимся к лицам, на ней изображенных. Постараемся лучше понять, как художник работал над картиной…

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня - Феодосья Прокопьевна Морозова. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Ее увозили в ссылку. В народе говорили, что Морозова пострадала "за веру".

В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать не "Исус", а "Иисус" - с двумя "и".

Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов стал протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей. Раскольников преследовали, пытали, казнили. Протопопа Аввакума сожгли на костре.

Сожжение протопопа Аввакума. Пётр Мясоедов, 1897 год

Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Но боярыня отказалась. Она не хотела изменять "старой вере". Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.

Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее "преславно и дивно". Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было.

Но смеялись немногие. Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами.

Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: "Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев". Тонкие пальцы, сверкающие глаза, страстные движения - вот и все, что знал Суриков о внешности своей героини. Но он говорил, что исторический живописец должен угадывать прошлое. Суриков долго "угадывал" лицо боярыни Морозовой.

В. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюд к картине, 1886

Он написал нескольких женщин, но ни в одной не нашел страшной красоты боярыни, ее горячей, исступленной веры, которая, будто молния, воспламеняла всех вокруг. Он приглядывался к старообрядцам - их было немало и во времена Сурикова. Среди них были горячо верующие женщины-начетчицы, до тонкостей знавшие старинные церковные книги.

"...Я на картине сперва толпу написал, а ее после ,- рассказывал Суриков.- И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище,- ведь вот где ее нашел... Там, в Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину- она всех победила".

Суриков замечательно "угадал" Морозову. Мы, как и художник, не знаем, какой она была на самом деле. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова.

Женщины в картине Боярыня Морозова

Невидимые нити связывают боярыню Морозову со всеми, кто вышел в тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по-своему относится к боярыне, к ее страстным словам, к движению ее поднятой руки. Суриков говорил, что он "каждого лица хотел смысл постичь".

Вот пять женщин в правой части картины. Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке.

Боярышня в синей шубке и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В ее поклоне - и молчаливое сострадание, и душевная стойкость, и готовность, если случится, вот так же пожертвовать собой.

Женщины на картине Сурикова очень красивы. Вспоминая родную Сибирь, художник говорил об особенной, старинной красоте людей, среди которых жил в детстве: "Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и костюмы. И сестры мои двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется... В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные... Все здоровьем дышат. Песни старинные пели тонкими певучими голосами..."

Юродивый в картине Боярыня Морозова

Один из главных героев картины Сурикова "Боярыня Морозова" - юродивый. Это - безумный человек. Но у верующих он пользовался большим почетом. Они прислушивались к его несвязным словам. Им казалось, что он предсказывает будущее.

В лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый крест. Юродивый - единственный в толпе - открыто поддерживает боярыню. Он отвечает на ее призыв сложенными двумя перстами.

Сначала Суриков написал в виде юродивого знакомого нищего из подмосковной деревни. Позже этот нищий "превратился" в другого героя картины - татарина, чье смуглое лицо в тюбетейке видно в правом верхнем углу, возле лампады под иконой. А поиски юродивого продолжались.

Наконец Сурикову повезло. Он рассказывал: "Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он... Я говорю - идем. Еле уговорил его... В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал". "Если бы я ад писал,- говаривал Суриков,- то и сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял".

Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль - туда, где встречает ее злой насмешкой священник в богатой черной шубе с рыжим лисьим воротником. Суриков несколько раз писал лицо священника. Но главные черты этого лица подсказала художнику память: "А священничка у меня в толпе помните?.. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны..."

Рядом с санями идет родная сестра Морозовой, княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова. В ее лице, крепко сплетенных пальцах рук, торопливой походке - жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже была раскольница. Ее черед близок. Завтра и на нее наденут цепи, сошлют вместе с сестрой.

Стрелец в картине Боярыня Морозова

В картине Сурикова "Боярыня Морозова" возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Его лица не видно. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. "Не смею",- отвечал стрелец.

Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Стрелец стирал в реке сорочку, "лицо свое слезами омывая". А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Об этом рассказывала первая историческая картина Сурикова - "Утро стрелецкой казни", написанная несколькими годами раньше "Боярыни Морозовой".

Странник в картине Боярыня Морозова

Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных. Но сколько внутреннего напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность - он снял шапку. И эта подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне.

Некоторое время Суриков жил в избе на дороге к монастырю. Он жадно писал всех странников, которые казались ему интересны.

Однажды Суриков нарисовал свой собственный портрет сбоку - в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице странника. В образ человека, который хочет разобраться в сложных событиях жизни, художник вложил частицу себя.

Детали в картине Боярыня Морозова

Все в картине, всякая подробность, всякая мелочь взяты с натуры. Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей. "Всюду красоту любил ,- рассказывал о себе Суриков.- В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые. Я, бывало, мальчиком еще переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!.."

А брат художника вспоминал: "Мамочку всегда по приезде заставлял надевать канифасное платье, старинный шарф и косынку и непременно чтобы одевалась так, как одевались в старину. Все, бывало, повытаскивает у ней из ящика, покажи да расскажи..."

Случались с Суриковым и смешные истории. "Помните посох-то, что у странника в руках? - весело рассказывал художник.- Это одна богомолка проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель - да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: "Бабушка! Бабушка! Дай посох!" Она и посох-то бросила - думала разбойник я".

Василий Иванович Суриков. Автопортрет. 1879 год.

Суриков долго огорчался: "Не идет у меня лошадь, да и только ". А ему очень нужно было, чтобы лошадь пошла, чтобы сани поехали. Поедут сани - и это сразу объединит всех людей на картине. Сани раздвигают толпу, Морозова окружена народом, но не останавливается, на ходу выкрикивает дорогие слова, и люди, пока провозят ее мимо, каждый по-своему откликается на ее речи.

Стал Суриков думать, как сделать, чтобы сани поехали. Убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Его бег поможет "поехать" дровням. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Но Суриков мучается: "Не то, не то..."

Приглядел для работы соседний переулок. "Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много ,- рассказывал он.- Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно ". Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Главное же - точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста - сани не поедут.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Все на картине будто напряглось. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и - пошли. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Люди потянулись к ней взорами. Картина ожила...

Мальчишки в картине Боярыня Морозова

Мальчишки - самые любопытные, самые шустрые участники всех уличных событий. На картине Сурикова "Боярыня Морозова" вон их сколько в толпе - смотрят, как увозят боярыню.

Эскиз

Справа двое, чтобы лучше видеть, взобрались на церковные ступени. Слева вдали тоже двое устроились на заборе - только головы торчат. Вот так же, наверно, и Суриков мальчиком у себя в Красноярске был непременным свидетелем свадеб, гуляний кулачных боев, казней. "А нравы жестокие были,- вспоминал художник.- Казни и телесные наказания публично происходили..."

Когда первый раз взглянешь на "Боярыню Морозову", кажется, что мальчишки в толпе - бойкие, любопытные зеваки. Но присмотришься - все они разные. И на лицах у них не одно любопытство.

Первый, кого сразу замечаешь, тот, что бежит за санями. Он спиной к нам, но и по спине видно - несется очертя голову, лишь бы не отстать, поглазеть подольше. Зато как серьезен другой, стоящий чуть впереди. Какой испуг в его глазах! Какая печаль! Он этого дня вовек не забудет.

По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Кто-то засмеялся - и ему смешно. Везут боярыню в цепях, она кричит, ругается - до чего же весело! Но как потрясен его товарищ - он идет впереди княгини Урусовой. Он шагает рядом с санями и не может ни остановиться, ни отойти.

Он не сводит глаз с Морозовой, боится упустить хоть одно ее слово. В это мгновение в душе его совершается перелом. Он задумался над главными для человека вопросами. Где правда? Во что верить? Как жить?

Порудоминский В.




Холст, масло.
Размер: 304 × 587,5 см

Описание картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова

Художник: Василий Иванович Суриков
Название картины: «Боярыня Морозова»
Картина написана: 1884-1887 г.
Холст, масло.
Размер: 304 × 587,5 см

Еще один художник, чья жизнь овеяна легендами и домыслами – это выходец из рода донских казаков В. Суриков. Он известен не только как автор величайших исторических полотен, а и как человек, увлеченный историей старообрядчества. Некоторые критики считают, что на картине «Боярыня Морозова» - непонятная смесь лиц и нет ничего монументального, но обратимся к фактам.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Прасковья Морозова – дворянка того времени - одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви. Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Говорят, что когда подвода подошла к Чудовому монастырю, закованная в кандалы женщина подняла в верх руку и осенила людей крестным знаменем, став выкрикивать молитвы.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна. Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню. Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций. Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары. Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.