Как работает храм при третьяковской галерее. Храм святителя николая в толмачах при государственной третьяковской галерее

Уникальный храм-музей святителя Николая в Толмачах находится недалеко от м. Третьяковская.
Самый короткий путь: перейти Б. Ордынку и через Ордынский тупик выйти на угол Лаврушинского переулка на Инженерный корпус Третьяковки, минуть немного Лаврушинский пер. по Б. Толмачёвскому пер. и за этим корпусом уже и видны купола и кресты храма:

Вход в храм находится в здании одного из корпусов Третьяковской галереи, ансамбль которой и замыкает сам храм на углу Б. Толмачёвского и М. Толмачёвского переулков.
В данном случае, нарочно не придумаешь, на вход падает тень и туда заходят люди:

Можно нырнуть в ворота Инженерного корпуса Третьяковки, они слева сбоку:

и между самим храмом и корпусом Третьяковки

выйти в ворота, направо сразу вход. Так угол скосишь, но ворота Инженерного корпуса открыты только днём, да и чтобы полюбоваться храмом во всей красе, надо всё-таки выйти на угол переулков.

Храму около 4-х столетий. Первые упоминания о нём находят в 1625 году.

А на входе вас встретит строгая охрана и покажет, что надо спуститься вниз, пройти гардероб и под землёй вернутся в храм:

Заходим в дверь, покупаем свечи и поднимаемся в сам храм, нас встречает Николай Чудотворец , о котором у меня есть целых 2 отзыва :

На последнем пролёте лестницы перед нами открывается картина Рождества Богородицы:

и правее - Введение в Храм Богородицы:

Напротив этой красоты - Благовещение и Успение Богородицы, окно рядом с которыми:

разделяет картины Благовещение и Успение с пристенным иконостасом Иоанна Предтечи, около которого висит лампада:

Прямо перед нами Покровский придел. Отзыв об этом храме завертелся в голове, начиная с этой, такой удачной, первой, сделанной чисто машинально, дома дочечке показать, фотографии: перед нами во всей красе Дмитровский Крест, чуть ниже будет о нём сногсшибающий рассказ, за ним редкая икона Богородицы Благодатное Небо, а ещё правее даже просматривается скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Вверху слева угол фрески, тоже необыкновенной:

Теперь по порядку: потолок над Покровским приделом:

Фреска: 12-летнему Иисусу Христу внимают мужи израильские и поражаются знаниям и мудрости отрока. От этой фрески на момент реставрации храма была только фигура мужа израильского слева в красной одежде...:

И, когда смотришь на эту великолепную восстановленную фреску, а также на вот такие иконы, которые попадают в талантливые руки реставраторов, :

проникаешься глубоким уважением к этим необыкновенным людям, которые ещё и воевали:

Дмитровский Крест.
Недалеко от г. Дмитрова в 13 веке этот Крест приплыл по реке к слепой девушке, которая его и увидела, прозрев. Крест находился в Успенском Соборе г. Дмитрова.
После революции Крест поместили в... тир. И наши драгоценные бабушки и дедушки вот таким образом развлекались, на Кресте видны следы от пуль.
Потом Крест просто выбросили. Но понимающие люди доставили его в этот храм, в котором он находится и доселе:

Ну вот такая тема - такой необыкновенный храм музей, - что сильно не пофилософствуешь..., а хочется...: не правительство же России это делало, да? И многое другое. А мы же...
Очень хорошо получился низ Креста со следами от пуль и отбитые, отстрелянные ноги Спасителя:

Богородица Благодатное Небо:

И вот они наши учителя Словенские:

Остальной храм во всей своей красе. Вдали Никольский придел, а налево, украшенный колоннами вход в центральный придел:

Потолок над люстрой:

Центральный 5-ти ярусный иконостас:

Потолок над центральным иконостасом:

Владимирская Божья Мать. Это как раз ТА икона, которую встречали москвичи во время нашествия Тамерлана, на месте нынешнего Сретенского монастыря в Москве. Именно ТА, которая попала в Киев из Царьграда и которую благоверный князь Андрей Боголюбский из Киева понёс в свой любимый г. Владимир и чудеса сопровождали этот путь на каждом шагу:

Вообще - это икона Божья Мать УМИЛЕНИЕ, как она называлась по приезду из Константинополя в 12 веке, когда в г. Киев стали поступать первые святыни из Византии.
Для неё сделан специальный киот, имеющий независимое от храма автономное энергоснабжение и климат - контроль:

На противоположной стене от центрального иконостаса находится необыкновенное по производимому впечатлению пано Иисус Христос изгоняет менял из Храма, в которое плавно переходит потолок

За центральным приделом Никольский придел. Это его начало: виден киот Владимирской Божьей Матери перед Центральным Иконостасом, за колонной икона Николая Чудотворца, правее - Божья Мать Троеручица, которая меня сюда и привела, а под колонной видно тёмно-коричневое пятно и оно непростое.

Теперь подробнее: икона святителя Николая, :

под которой всегда на службе стоял Павел Михайлович Третьяков, гению, таланту, энтузиазму и вере которого мы обязаны собранием таких шедевров искусства в Третьяковской галерее.

Никольский придел:

Божья Мать Троеручица из Троянского монастыря страны Болгария, которая и заставила меня открыть для себя этот дивный храм, в котором она выставлена на время выставки христианских святынь из Болгарии.
Троеручица есть в Москве, правда, несколько другое изображение, в Свято-Даниловом монастыре .

Сама выставка в Инженерном корпусе Третьяковки, а икона Троеручица находится здесь до 02 сентября 2018 года.

Очень помогает в проблемах с нашей костной системой, которую мы умудряемся довести за свою безграмотную в отношении этой системы жизнь, до упадочного состояния, в буквальном и переносном смысле этого слова - дистрофичного.
По вторникам и четвергам служится молебен перед этой иконой, если в эти дни нет богослужения. Расписание у входа и на сайте.

На этом месте вне выставки находится икона Иверской Божьей Матери, которая считалась потерянной из часовни Иверской Божьей Матери перед Красной площадью, но она оказалась по исследованиям реставраторов, с большой долей вероятности, в этом храме-музее.
На праздник Троицы на это место устанавливается на 3 дня знаменитая Рублёвская Троица, которую приносят из Третьяковской галереи.

Потолок над Никольским приделом:

Этот иконостас посвящён современным святым, которые прославились в 20-м веке, будучи служителями этого храма:

Например, старец Алексий Зосимовский, который 28 лет служил дьяконом в этом храме, вдохновенно молился перед иконой Владимирской Божьей Матери, которую он очень почитал и именно перед ней вынул жребий на служение патриарху великой России Тихону. Старец слева вверху.
Может, благодаря этим молитвам и оказалась великая российская святыня - икона Владимирской Божьей Матери - перенесена из Третьяковской галереи в этот действующий храм:

Над этим иконостасом фреска Тайная Вечеря:

напротив - иконостас Николая Чудотворца:

Храм во все времена оставался невредимым, в 1812 году не сгорел. Но служил приютом для погоревших москвичей. И после этого требовал восстановления. Причём вся Толмачёвская слобода выгорела дотла. Толмачи - это переводчики.
Продвинутые частные инвесторы того времени восстановили и расписали храм.

Храм был закрыт в 1929 году. Снесены кресты и купола. Но тело церкви осталось. Это было хранилище икон и святынь с разрушенных храмов.
Восстановлен в 90-е годы том виде, в котором он был при Третьякове П. М.

На противоположной стене от Никольского придела фреска Воскрешение Лазаря.
И на этой жизнеутверждающей ноте нашей с вами вечной жизни, к которой надо готовиться всю свою жизнь!!)) и помнить что СМЕРТЬ - ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ, разрешите закончить свой рассказ.

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер “М.О.” Потир, 1838).

Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Первое упоминание о деревянной “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня.

В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

“В моем сознании встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной жизни.., сочетавшего владение богатством внешним с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве”, – так вспоминал о П.М.Третьякове диакон Федор Соловьев, прослуживший в храме 28 лет, впоследствии старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий.

Храм удостаивали своим посещением Первоиерархи и Иерархи церкви. В 1924 году в храме совершил богослужение Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий Зосимовский перед Владимирской иконой Богоматери.

Архиерейским Собором в августе 2000 года причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (1846–1928), мученик Николай Рейн (1892–1937), бывший прихожанин храма Решением Священного Синода в 2002 году был канонизирован как священномученик протоиерей Илия Четверухин (1886–1932), последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

Мы начинаем небольшую серию выпусков о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Об истории этой уникальной церкви, её внутреннем убранстве и пребывании в ней Владимирской иконы Пресвятой Богородицы рассказывают настоятель храма протоиерей Николай Соколов и заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега.

– Слева от меня вы видите купола храма святителя Николая в Толмачах, а мы сейчас находимся на его колокольне. И наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» открывает небольшой цикл рассказов об этом храме.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– Дорогие братья и сестры, все телезрители, кто сегодня смотрит нашу программу! Мы находимся в уникальном храме, который расположен почти в самом центре нашей столицы, города Москвы. Имя этой церкви – храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В своем бытовании он насчитывает уже почти три с половиной столетия.

Впервые он упоминается в 1625 году, но был построен несколько раньше. Сначала здание было деревянное, затем каменное, потом перестраивалось. И сегодня храм предстоит перед нами после всех происшествий, связанных с событиями 1917 года и позже. Сейчас он во всей красе, как его видел Павел Михайлович Третьяков.

В 1856 году семья Третьяковых приобретает рядом с этим храмом усадьбу, и он становится приходским храмом. Павел Третьяков, его брат, мать и близкие друзья посещали этот храм постоянно. Есть место, отмеченное в церкви, где Павел Михайлович находился во время богослужения. Храм украшался, посещался первоиерархами Русской Православной Церкви.

Очень много внимания интерьеру храма и его украшению уделил святитель Филарет Московский (Дроздов), который ныне канонизирован. Он служил в этом храме, освящал престолы, по его эскизам делались росписи и украшения. Храм святителя Николая в Толмачах сегодня предстоит таким, каким он был в конце XIX -начале XX века. Но если мы придем сюда, то увидим, что здесь не все так, как было, а есть нечто совершенно новое.

Начиная с 1992 года храм получает статус первого в России действующего храма-музея. Это одновременно и храм Православной Церкви, и музей, который прилегает к Третьяковской галерее. Как только здесь была налажена коммуникация, создан определенный климат, установлена сигнализация, приборы для пожаротушения, то появилась возможность принести сюда все возможные иконы.

Часть из них была в храме еще до его закрытия. А часть – это совершенно новые иконы, но они здесь предстали в подлинном интерьере храма, для которого они и были написаны. Это пристенные иконостасы, а также второй, третий, четвертый и пятый ярусы центрального иконостаса. И сегодня церковь хранит многие иконы, начиная с XII - XIII веков и заканчивая некоторыми современными образами тех святых, которые прославились в XX веке, будучи служителями этого храма.

Это отец Илия Четверухин, который был последним настоятелем до закрытия храма святителя Николая в Толмачах, это старец, отец Алексий Зосимовский, который 28 лет был в этом храме диаконом, и затем ему Господь судил перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери вынуть жребий на служение Святейшему Патриарху Тихону. И еще мученик Николай Рейн, который тоже служил в этом храме.

Я упомянул сейчас великую святыню России – Владимирскую икону Божией Матери. Ничто не бывает в мире и жизни случайного. Старец Алексий Зосимовский, еще будучи здесь диаконом с именем Федор, очень почитал эту икону. После смерти супруги он принял монашество с именем Алексий, был рукоположен в иеромонаха и из этого храма направлен на служение в Московский Кремль, где, как он пишет в воспоминаниях, много раз и почти ежедневно молился перед чудотворным образом Владимирским.

Какие это были молитвы? О чем молился этот вдохновенный старец? Мы можем только догадываться. Но спустя десятилетия икона Владимирской Божией Матери попадает в Третьяковскую галерею, сохраняется там на протяжении всех смутных семидесяти лет.

И после завершения реконструкции храма на самом высоком уровне Святейшим Патриархом и президентом России было принято решение о том, что икона будет находиться в действующем храме. Куда именно ее поместить, еще не знали, и была возможность различных вариантов: Кремль, или Храм Христа Спасителя, который только начинался строиться, или какой-то другой московский храм.

После консультации и непростых дебатов было принято решение, что Владимирская икона Божией Матери остается в Третьяковской галерее. Но не просто в зале, а в действующем храме-музее. И сегодня мы с вами находимся в этом храме, где центральным образом является чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», которая хранится здесь с 1999 года. Повторяю, это произошло, когда был полностью закончен ремонт, сделан иконостас и киот для иконы, тоже прошедший непростой путь, когда было подготовлено все необходимое, чтобы сохранять эту икону.

Было три или четыре варианта различных киотов. И, благодаря руководству завода полиметаллов, который тогда возглавлял Валерий Викторович Крюков, создан этот совершенно уникальный киот, который одновременно и хранит Владимирскую, и соблюдает необходимые параметры влажности, температуры, и независим от общего энергоснабжения. Он может находиться несколько суток без общего электричества. Это, конечно, уникальное изделие, которое позволяет нам сегодня видеть Владимирскую икону Божией Матери во всей ее дивной красоте. Потому что сегодня мы ее видим со всех сторон: и спереди, и с тыльной стороны, в окружении сонма икон, которые находятся в храме. Начиная с 1999 года перед ней непрестанно совершаются молитвы.

Храм является действующим, поэтому здесь по согласованию с дирекцией галереи происходят все необходимые службы, которые полагаются по уставу Церкви. И, начиная с полудня до вечера, храм работает как зал Третьяковской галереи. Храм-музей открыт ежедневно, кроме понедельника, и тысячи людей со всего православного мира (из России и из-за рубежа) приходят, чтобы помолиться перед дивным Владимирским образом.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Это храм, с которым связана и судьба Замоскворечья, и судьба Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи, и всего нашего музея, и очень многих святынь нашего отечества, в том числе собранных здесь из разграбленных и разоренных храмов и, наконец, ставших доступными не только как музейные экспонаты, но и как, в первую очередь, предметы жизни православного христианина.

Наш храм находится в Толмачах. Это Толмачевская слобода, рядом с Кадашевской слободой. Здесь издревле, с конца XVII века, находился храм сошествия Святого Духа, который имел придел святителя Николая. В XVII веке здание было отстроено, потом претерпевало изменения. Основная конструктивная система, в которой мы сейчас находимся, сложилась уже в середине XIX века.

Я хочу напомнить, что очень многие предметы культа и произведения искусства, которые сейчас перед нами, перешли сюда из самого древнего храма, на месте которого стоит нынешняя церковь Николы в Толмачах. В первую очередь это касается иконостаса. Он является сборным из икон, находившихся некогда в двух церквях. Пятиярусный иконостас восстановлен в соответствии с традицией.

Мы видим, в первом ярусе располагаются иконы святителя Николая, Богоматери, Спасителя и сошествия Святого Духа. Они – из собрания Третьяковской галереи, и принадлежали самому древнему храму, который был на этом месте. О том, что они были созданы в конце XVII века художником Салтановым специально по заказу устроителей этого храма, свидетельствуют надписи на иконах.

Верхние ряды икон созданы также очень известными художниками, в частности, это мастер Тихон Филатьев и его артель, мастера конца XVII века, которые писали эти иконы для церкви Рождества Богородицы на Полянке. После ее разграбления образа через мастерские попали в фонды Третьяковской галереи. А эти фонды в 30-40-е годы находились там, где находимся мы сейчас. Почему?

В 1929 году церковь святителя Николая в Толмачах была закрыта, были снесены главы и колокольни, и тело храма удалось чудом сохранить только потому, что в нем был устроен запас фонда древнерусского искусства Третьяковской галереи. Поэтому мы считаем себя как бы ответственными за то, что сохранили основу храма и привезенные сюда иконы. Из них был восстановлен иконостас.

Еще раз подчеркиваю, что храм был закрыт в 1929 году, а уже в 80-90-е годы при Юрии Константиновиче Королеве (это бывший директор Третьяковской галереи, знаменитый художник) началась работа по восстановлению храма Николы как храма-музея, который одновременно является действующей церковью со всей полнотой православной жизни и музеем. Потому что за все то, что находится здесь (исключая частные пожертвования), за все эти иконы ответственность несут хранители-реставраторы Третьяковской галереи, то есть мы работаем совместно.

Нам очень повезло. Мы работаем с замечательным настоятелем и замечательным составом священнослужителей, у нас замечательный хор певчих и помощников отца Николая, которые в дружбе и сотрудничестве с нами осуществляют общее дело хранения.

– В следующем выпуске мы продолжим рассказ о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца "в Толмачах" , домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее .

Первое упоминание о деревянной еще "Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах" содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за год. "Толмачи" - слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда - в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики - татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в году "гостем", прихожанином церкви Воскресения в Кадашах , Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа , а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с по годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась "Сошественскою", а затем стала опять прописываться "Николаевской".

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых "Основы Православия".

Настоятели

  • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
  • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 - 1791)
  • Иоанн Андреев (май 1791 - 1812)
  • Николай Яковлев (1813 - ?)
  • Иванович Смирнов (1816 - 1828)
  • Николай Розанов (1828 - 1855)
  • Василий Нечаев (1855 - 1889)
  • Димитрий Касицын (1889 - 3 декабря 1902)