Патриарх кирилл проповедь 20 марта ххс. Слово святейшего патриарха кирилла в праздник торжества православия после литургии в храме христа спасителя

на слово, сказанное Патриархом Кириллом в воскресенье, в праздник Торжества православия, после литургии в храме Христа Спасителя. Патриарх, в частности, сказал:

“Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие… Сегодня с новой и новой силой, уже в масштабах целой планеты, развивается эта идея жизни без Бога. И мы видим, как предпринимаются усилия во многих процветающих странах законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога”

Сеть взорвалась заголовками “Патриарх объявил ересью права человека”. В высказываниях самого Патриарха – которые приводит Интерфакс – тезиса “права человека – ересь” нет. Но сама тема, поднятая в этом выступлении, очень важна, и “ересь человекоцентризма” заслуживает того, чтобы о ней поговорить. Как и вопрос о том, что именно мы понимаем под правами человека.

Доктрина прав человека возникла в недрах христианской цивилизации и первоначально имела именно теистическое обоснование. Мы можем вспомнить, например , “Декларацию независимости США” – “Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”. Как видим, здесь права людей выводятся из того, что они созданы Богом, и этот же Бог наделяет их правами.

В самом деле, признание неотчуждаемых прав всех людей предполагает признание неотменимых обязательств эти права уважать. Кто вправе налагать такие обязательства? Это не короли, президенты, парламенты или еще какие бы то ни было органы человеческой власти, национальные или международные. Напротив, именно на них такие обязательства и возлагаются. Кем? Неким моральным авторитетом, стоящим над любой человеческой властью, и авторы “декларации независимости” его прямо называют – Создателем. Вера в права человека возникла и развивалась в определенном мировоззренческом и моральном контексте – в контексте христианской цивилизации. Сейчас мы наблюдаем изменение контекста; представления о правах человека развиваются не только вне христианской моральной традиции, но и против нее.

Но это приводит к чрезвычайно глубокой мутации самой концепции.

Если Бога нет, то инстанцией, которая наделяет людей правами, неизбежно оказываются какие-то человеческие органы власти.

Для людей христианской цивилизации разговор о правах человека строился по схеме “Мы по совести должны повиноваться Богу, как высшему источнику права и морального авторитета; Бог создал людей по Своему образу и дал нам заповеди, чтобы мы поступали друг с другом справедливо и человеколюбиво; следовательно, люди обладают неотъемлемыми правами”.

Для людей постхристианской цивилизации – или, лучше сказать, постхристианских политических элит – последовательность разворачивается. “Люди (как мы все уже согласились) обладают неотъемлемыми правами; следовательно существует инстанция, которая является высшим источником права и морального авторитета; Бога нет (или, что то же самое, Он не имеет отношения к делу); следовательно, таким высшим авторитетом являемся мы – группа людей, выступающая от имени прав человека”.

Эта логика очевидна и обойти ее нельзя – обязанность соблюдать права человека налагает на Вас некий авторитет; если это не Бог, то это некие люди; если, отвергая Бога, мы сохраняем понятие об абсолютности прав человека, мы наделяем эту группу людей абсолютной, богоподобной властью нас обязывать.

Если в эпоху Декларации Независимости США люди апеллировали к Богу, чтобы отклонить притязания земных властителей (в их случае – короля Георга) на абсолютную власть над ними, то сегодня мы наблюдаем обратную картину – люди апеллируют к понятию прав человека, чтобы утвердить свою абсолютную власть.

Вот, например , вице-президент Джо Байден заявляет, что защита прав сексуальных меньшинств должна стоять выше национальных культур и социальных традиций, Джон Керри говорит о том, что решение верховного суда США о признании “однополых браков” “конституционным правом” “посылает четкий сигнал в каждый уголок земного шара: ни один закон, опирающийся на фундамент дискриминации, не сможет устоять перед волной справедливости”. О том, что гей-права выше культур и религии говорит и Хиллари Клинтон, да и вся политическая элита США и ряда других стран высказывается в том же духе.

Многие действия, совершаемые под лозунгом “прав человека”, поражают своим абсурдом – например, предоставление мужчинам права пользоваться женскими раздевалками и туалетами, чтобы избежать “дискриминации” трансгендеров.

Это очевидные притязания на власть, осуществляемую во всемирных масштабах. В том числе там, где граждане явно не голосовали ни за Байдена, ни за Клинтон, то есть эта власть отнюдь не исходит из согласия управляемых. Из чего же она исходит? Из того, что соответствующая политическая элита объявляет себя источником и гарантом такой абсолютной ценности, как права человека. В контексте выступления этих лидеров “абсолютность прав человека” означает просто “абсолютность права либеральных элит диктовать всем остальным их права и обязанности”.

На практике это неизбежно приводит к тому, что еще недавно было бы сочтено грубым нарушением прав человека – например, к судебному преследованию мелких предпринимателей за отказ обслуживать гомосексуальные мероприятия, к отстранению от работы за выражение традиционных христианских взглядов на этику в области пола, к принудительной индоктринации детей против воли их родителей и тому подобному.

Власть соответствующих политических элит, особенно за пределами их границ, пока держится не на столько на прямом принуждении, сколько на пропаганде – “Вы должны нам повиноваться, поскольку мы являем силы человеколюбия и прогресса, а все, кто с нами не согласен – троглодиты” (выражение Байдена).

Мы можем – и должны – оспорить эти притязания, указав на то, что источник прав человека – Бог, а не Джо Байден. Бог наделил нас правом (и обязанностью) следовать Его закону.

Именно об этом нам всем – очень вовремя – напомнил Патриарх.

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 20 марта 2016 года

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после литургии в день Торжества Православия, когда положено в храмах произносить чин анафематствования* еретиков и их лжеучения, рассказал о новом виде «глобальной ереси» – гуманизме...

«Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества и защиты прав человека – нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни... В новое время универсальным критерием истины стал человек и его права, и с этого момента началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества…

Во многих процветающих странах предпринимаются усилия законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного… Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты… Мы должны защищать Православие».

Однако гуманизм как идеологию обличают многие святые отцы XIX-XX вв. – святители Феофан Затворник*, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Иустин (Попович) и др. Гораздо важнее обличение заблуждений/искажений вероучительных, догматических, что, собственно, и означает слово «ересь».

К сожалению, о действительно глобальной ереси современности, от которой надо защищать Православие, – экуменизме, господствующем уже внутри самой Церкви, Предстоятель не упомянул.

Как отметил в своей глубокомысленной работе «О триединствеэволюционизма, гуманизма и экуменизма» протоиерей Константин Буфеев, экуменисты, наряду с гуманистами, относятся к «церквям» в аспекте социальном, поэтому подразумевают под этим термином различные религиозные объединения, могущие разделяться и объединяться, разветвляться и возсоединяться. И экуменическая ересь, вследствие искажения ею религиозного сознания, в отличие от гуманизма – идеологической «ереси», – представляет бОльшую опасность для души.

Глобальную приверженность экуменизму подтверждают и дальнейшие слова Предстоятеля Русской Церкви. Обличив гуманистические принципы человекопоклонства и борьбы за права, патриарх Кирилл подвел к экуменической мысли о продуктивности совместных усилий с католиками в деле защиты «христиан» (в данном контексте по большей части подразумеваются еретики: католики, копты, протестанты и пр.).

«В переговорах с римским папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко на весь мир сказать о гонениях против христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил… Я не раз поднимал за рубежом тему гонений на христиан, и как будто бы никто ничего не слышал. И удивительно, американский конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке - это геноцид. Ну, просили же об этом: скажите, что геноцид, что убивают! Не было ответа, а теперь есть ответ, потому что голос Востока и Запада соединился и сказал о самом главном, что сегодня всех нас безпокоит», – сказал в проповеди на Торжество Православия патриарх Кирилл. Только нужно ли это ратование за поддержку лукавых американских правителей, тем более такой ценой?!

В действительности же наиболее должно безпокоить православную паству упразднение важнейшего в наше время церковного чина анафематствования еретиков (даже более того – упразднение/искажение понятия ересь) и переориентирование православного народа с проблем церковных на социальные, притом вполне умышленные.

* См. актуальную публикацию проповеди святителя Феофана Затворника О «негуманном» и «стеснительном» чине анафематствования

Агрессивный антигуманизм РПЦ — идеология, удобная для власти.

Патриарх Кирилл выступил с проповедью, в которой фактически призвал к демонтажу светского государства в России. Прав Борис Вишневский, по горячим следам написавший в своем блоге: речь идет о прямой атаке на Конституцию. В частности, на первую главу Основного Закона, в котором закреплен приоритет прав человека — права на жизнь, свободу слова и свободу совести.

Глава РПЦ назвал соответствующие тезисы Конституции «ересью человекопоклонничества» и призвал православных христиан решительно бороться против такой ереси — ради торжества собственной веры.

Если раньше отдельные представители церкви ставили под сомнение только 14 статью Конституции, в которой закреплен светский характер нашего государства, то теперь верующим предписано вовсе считать гуманизм своим врагом. Гуманизм объявлен синонимом богоборчества.

Задача, поставленная Кириллом, не из легких: нужно перечеркнуть всю новейшую историю человечества, начиная как минимум с Французской революции, и вернуться в «правильный», то есть средневековый мир, — туда, где в центре человеческой жизни находились Бог и церковная обрядность.

У патриарха есть свои, тактические резоны для того, чтобы делать подобные заявления. Заключительная часть его проповеди была посвящена оправданиям за недавнюю встречу с Папой Римским в Гаване, которая была резко негативно воспринята ортодоксами-консерваторами внутри РПЦ. Кирилл утверждает, что христианство существует сегодня в предельно враждебной среде, и в интересах выживания верующие, будь то православные или католики, должны объединить свои усилия в борьбе против безбожных «человекопоклонников».

Здесь он совершает примечательную подмену. По мнению патриарха, «самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан», которые идут в Сирии, Нигерии, Индии и Пакистане. Однако ни в одной из этих стран атаки на христиан не связаны с «ересью человекопоклонничества», на которую обрушивается глава РПЦ. Скорее напротив, «человекопоклонники» в большинстве из этих регионов стараются остановить религиозных фанатиков, уничтожающих «еретиков» — в данном случае еретиками, поклоняющимися ложному богу, считаются сами христиане. В тех регионах мира, где светские режимы недостаточно сильны, идут, по сути, новые религиозные войны, но патриарх Кирилл по каким-то причинам считает, что виноват в этом светский гуманизм.

Очень удобная позиция, особенно с учетом того, что если бы Кирилл с кафедры обвинил в гонениях на христианство ислам, был бы страшный скандал. А вот атаковать светскую Конституцию у нас сейчас может каждый — за это ничего не будет.

Вторая деталь, касающаяся этой же фразы про «самую страшную проблему», наглядно демонстрирует, как работает мышление человека, отказавшегося от «человекопоклонничества». Предметом исключительной заботы патриарха становятся страдания христиан, которые к тому же так удобно использовать в собственной политической демагогии, а это значит, что все прочие проблемы можно считать «менее страшными». Это вполне последовательный вывод из речи патриарха 20 марта: не все люди одинаково ценны и не все страдания одинаково заслуживают нашего внимания, коль скоро мы больше не гуманисты. Например, менее страшной проблемой по сравнению с событиями в далекой Нигерии будет война между православными народами на Украине. Терроризм, если он касается безбожников во Франции и Бельгии, тоже не так страшен. Наконец, если в первую очередь нужно заботиться о спасении души, о Божьем законе, то не такая уж страшная проблема и растущая российская бедность.

В этом ключевая этическая проблема с патриаршей проповедью. Если бы Кирилл был отшельником, живущим в скиту, если бы он, словно сербский патриарх Павел, ездил к своей пастве на общественном транспорте, его критика современного мира звучала бы убедительно. Но глава РПЦ богатый человек и гедонист. Изысканные яства, представительские автомобили, дворцы, штат слуг и охрана, предоставленная государством, плохо совместимы с критикой человекопоклонничества.

Вряд ли кто-то поверит в историю о том, что ваша собственная роскошная жизнь на земле — это всего лишь специфическая форма служения Богу. Глядя на знаменитую фотографию патриарха Кирилла, где ему неаккуратно отретушировали дорогие наручные часы, ловишь себя на мысли: вот он, главный человекопоклонник, беспокоящийся о своем комфорте и имидже любитель роскоши.

Один старый анекдот о «благе человека» получает тут новую жизнь. Очень плохо беспокоиться о счастье человека, забыв о Боге, если только этот человек не церковный иерарх.

Агрессивный антигуманизм Кирилла не встречает сопротивления со стороны российских чиновников. И понятно почему: борьба против прав человека на уровне идеологии полностью соответствует реальным практикам нашего нынешнего государства. Что делать, если вам нужно объяснить и без того небогатым гражданам, почему государство все чаще лезет к ним в карман с новыми поборами и налогами? Говорить, что главное — не забывать о Боге.

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики и экономики
Фото: РИА Новости

дословно

Сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь…

До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые он создал, и обществом человеческим — на основе нравственного закона, который он открыл в слове своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности».

Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом — разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников.

Поскольку я говорю сегодня о своей личной жизни, скажу также, что моими первыми учителями были исповедники — мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не потому, что нарушали государственные законы, а потому, что отказались предать Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания и выстоял.

Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни.

Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли…

Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика. Приведу данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят. В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.