Характеристика владимирской иконы божией матери. Богоматерь владимирская

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».


«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2017 05:36

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона...

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году - в Третьяковскую галерею, а в 1999 году - в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери - это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери - самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая - празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, - появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона - это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери "Млекопитательница" очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.

Святой образ не раз помогал русскому воинству побеждать в решающих битвах - это одна из самых чтимых святынь Русской православной церкви, которая установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери.

Как Святой образ оказался на Руси

По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы на доске стола, за которым трапезничали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Дева Мария, увидев Свое изображение, молвила: "Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет".

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

Икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года, затем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в Киев в дар Святому князю Мстиславу.

После прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в одном из северных пригородов Киева — Вышгороде. Слухи о ее чудесных творениях ходили по всей Руси.

Как икона получила свое название

Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1155 году. Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону и в пути усердно молился перед ней.

После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Все попытки заставить их идти дальше были безуспешны. Даже после смены лошадей ничего не изменилось.

Удивленный князь стал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась Богородица, которая повелела ему оставить чудотворную икону во Владимире, и построить собор, который станет для нее домом. Князь поставил икону во Владимире и с тех пор образ получил название - Владимирская икона Божией Матери.

Покровительница русского народа

Впервые икону принесли в Москву в 1395 году, когда завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) со своими ордами вторгся в русские земли, взял город Елец и направился к Москве.

Московский князь Василий Дмитриевич, который правил с 1389 по 1425 годы, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

© photo: Sputnik / Иван Шагин

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!"

По преданию, в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре — во сне он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена, которая повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения, на что знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам повернуть обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Одна из величайших святынь России

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях российского государства и считается одной из величайших святынь России.

Так, во время нападения татар на Москву в 1451 году, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

А в 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами — противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась.

Это "великое стояние на реке Угре" закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В очередной раз вражеские полчища подошли к Москве в 1521 году, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник, который отмечают 3 июня.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

С иконой Владимирской Божией Матери народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство. С этой иконой встречали войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков и так далее.

Важнейшие события русской церковной истории также свершались пред Владимирской иконой Матери Божией. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (1917 году).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 3 июня 1971 года.

Переезд в новый дом

Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор в 1480 году. Во Владимире же остался точный список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

© photo: Sputnik / Алексей Бушкин

Икона художника Андрея Рублева "Владимирская Богоматерь" (1408 г.)

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Восьмого сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Описание Святого образа

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется "Елеуса", то есть "Милующая, Умиление".

Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он — к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне — образ Богоматери с Младенцем, на обороте — престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами "под мрамор", поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные.

С Владимирской иконы Божией Матери часто писали списки, часть из которых получили особые названия и являются чудотворными.

Точная копия чудодейственной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится и в Кафедральном соборе "Самеба" (Пресвятой Троицы). Дар Патриарха Московского и Всея Руси был доставлен в Грузию в сентябре 2009 года.

В чем помогает

Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.

Пресвятая Богородица помогает найти истинный путь, принять верное решение, дает силы преодолеть тяжелый период жизни, укрепляет веру, защищает от вражды, избавляет от греховных помыслов и смуты.

Божья Матерь исцеляет и от физических недугов, особенно часто Ей молятся об исцелении болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, но и духовное.

Богоматерь также способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны.

Молитвы

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.

Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.

Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.

Вконтакте

Одноклассники

История

Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.

В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.

В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.

Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.

Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.

В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Описание

Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:

Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.

Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:

  1. В первой половине XIII века;
  2. В начале XV века;
  3. В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
  4. В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.

Также икону обновляли частично в:

  1. 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
  2. В XVIII веке;
  3. В XIX веке.

Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:

  1. Лица Богоматери и Младенца;
  2. Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
  3. Часть синего чепца и кайма с золотом;
  4. Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
  5. Часть общего фона.

Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.

Копии

Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.

Наиболее значимыми списками являются:

Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).

Дни почитания

У иконы всего 3 даты:

  1. 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
  2. 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
  3. 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.

В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.

В чем помогает

«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:

Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .

Вывод

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.









Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно: