На ком женился бог шу. Боги Древнего Египта – список и описание

Примитивные религии жителей древнего мира изобилуют большим количеством богов. Чаще всего каждый из них отвечал за какое-то явление окружающего мира, например, за гром, дождь, а также за развитие человека и цивилизации. Так появились покровители плодородия, охоты, любви, войны, красоты и иные. Очень интересны боги воздуха, которые в той или иной степени присутствовали в пантеонах древних народов. Познакомимся с ними, узнаем общие черты и различия.

Общая характеристика

Воздушная стихия подразумевает не только сам воздух, то есть невидимую субстанцию, которую люди используют для дыхания, но и небо, ветра, облака, поэтому и боги воздуха весьма многочисленны в древних религиях. В наиболее примитивных верованиях, например, анимизме, тотемизме, воздуху особого внимания не уделялось, поскольку люди еще не могли догадаться, что для дыхания необходим кислород. Духи воздуха впервые появились в шаманизме, к ним взывали колдуны при камлании, у них просили помощи и защиты для своего племени.

Позднее в пантеоне Древнего Египта появился бог Шу, бог ветра и воздуха, с его именем связано несколько интересных мифов.

Разветвленная система божеств представлена у древних греков, в пантеоне которых присутствует не только бог неба, но и божества ветров, облаков. Аналогичным образом выстроены боги у римлян, которые в качестве основы использовали греческую религию.

Божества, ответственные за воздух, есть также у скандинавов, индейцев, китайцев и некоторых других народностях.

Общее и отличия

Можно выделить ряд ключевых черт, которые свойственны богам ветра в мифологии древности:

  • Играли в пантеоне важную роль, считались если не верховными божествами, то хотя бы древними и важными.
  • Нередко выполняли сразу несколько функций, например, Эекатль, ацтекское божество воздуха и неба, своим дыханием перемещало солнце по небосводу, а также подметало дорожки для бога дождей Тлалока.

Отличительные черты таковы:

У каждого народа или цивилизации божества, связанные с воздушной стихией, имели различия во внешнем виде. Например, у греков они напоминали людей - с безупречной фигурой и светлыми волосами. У египтян Шу часто изображался в образе человека, но на отдельных фресках можно видеть этого бога в облике льва или с головой хищника. Китайцы же использовали образ дракона.

Каждый бог, несмотря на общность значения, отличался нюансами и тонкостями исполняемых функций. Например, в Греции бог Зефир считался покровителем а Нот - южного.

Далее, каждое божество имело собственные атрибуты, с которыми изображалось на фресках или статуях. Так, отличительными признаками Шу была бородка, характерная для фараонов, жезл и анкх в руках, змея - символ мудрости - на голове.

Многообразие божеств

Покровителей воздушной стихии в мире древних религий было очень много. Например, в Греции к их числу можно причислить Зевса-громовержца, который возглавлял пантеон и владычествовал не только над людьми, но и над прочими бессмертными жителями Олимпа. Познакомимся с именами греческих богов и их значением. Прежде всего, это Уран, древнейшее божество, отец бога Кроноса и дед Зевса. Кроме того, был бог Борей, который символизировал холодный северный ветер, Аура покровительствовала непосредственно воздуху, а Эол был повелителем ветров в целом.

В Древнем Риме функции Зевса выполнял бог Юпитер, его супругой была Юнона, соответствующая греческой Гере. В скандинавских странах бог Ньерд был ответственен не только за воздух, но и покровительствовал плодородию.

В мифологии Древнего Египта сразу несколько божеств были связаны с небом, воздухом, ветрами. Прежде всего, это бог Шу, о котором будет сказано отдельно, далее - это Гор, покровитель неба, сын богов Исиды и Осириса, отважный и мужественный, не побоявшийся бросить вызов своему дяде, коварному, но могущественному божеству песков пустыни Сету. Более древним представителем «небесной семьи» считается Нут, мать Осириса, покровительница неба. Часто изображалась на фресках в облике коровы.

Бог Шу: внешний вид и функции

Этот бог неба у египтян часто изображался в облике человека в короне, украшенной перьями. Представал также как человек, сидящий на троне, украшенном с простертыми вверх руками, словно поддерживающими небесный свод, оттого считается возможным прототипом атлантов. Роль бога была значительна - он помогал небу не упасть на землю, обеспечивал порядок и нормальное течение жизни.

Изначально играл роль покровителя воздушной стихии, позднее приобрел функции бога палящего солнца. В отдельных папирусах можно найти гимны, повествующие о том, как могучий Шу одолел врагов света при помощи копья. Позднее бог стал покровителем неба и главой пантеона, произошло это после ухода Ра. В его ведении находились также ветры, наводнения и моря.

Место в пантеоне

Шу, бог неба у египтян, член великой эннеады, был сыном бога Атума, а также мужем и одновременно братом Позднее, когда боги Ра и Атум слились воедино, Шу стал сыном верховного Ра. Является отцом еще двух важных представителей пантеона, Геба и Нут.

Бог сыграл важнейшую роль в сотворении мира. Согласно космогонии египтян, именно он поднял небо - свою дочь Нут - над землей, а после стал поддерживать небесный свод, осуществляя функции покровителя воздушного пространства. Еще один миф повествует о том, что Шу вместе с богом мудрости Тотом помогли вернуть в семью богиню Тефнут, разгневанную тем, что люди почитали ее недостаточно. Гордая Тефнут приняла облик львицы, стала охотиться на территории пустынь и раздирать в клочья своих жертв, а земли терзали засухи. После ее усмирения в Египте наступила долгожданная весна.

Итак, роль Шу, бога воздуха, в мифологической концепции мира Древнего Египта велика. Это божество принимало непосредственное участие в сотворении мира, не раз спасало человечество от гибели, способствовало нормальному течению жизни, поддерживая небо и не допуская таким образом гибели всего живого.

Дошедшие до нас изображения

Мы можем достаточно хорошо представлять себе, как выглядел Шу, благодаря тому, что время милосердно сохранило большое количество фресок и барельефов с его участием. Иногда бог изображался стоя, держащим в руках жезл, но чаще - сидящим, с возведенными вверх руками, что заставляло древних мастеров изрядно поработать - такая поза не вписывалась в египетские каноны.

Дошли до нас и несколько подголовников, которые украшали ложе фараонов. Так, один из них принадлежал Тутанхамону и сейчас находится в музее в Каире, на нем бог воздуха, разделяющий небо и землю, предстает стоящим на коленях, удерживая изголовье, словно небесный свод, на вытянутых руках, рядом неизвестный мастер разместил фигуры двух львов, священных животных Шу.

Традиции Греции

Продолжим рассмотрение имен греческих богов и их значений. Прежде всего, это Эол, покровитель ветров, штормов. Считался отцом царя Сизифа, известного по выражению «сизифов труд» - деяния бессмысленные, но утомительные. Сам Эол, несмотря на божественный статус, в полном смысле богом не являлся, матерью его была смертная женщина, а кормилицей - корова. Мифы наделяют его такими особенностями:

  • Считается правителем острова Эолии.
  • Имеет 6 сыновей и 6 дочерей, которые составили 6 пар и вели довольно праздный образ жизни.
  • По одним источникам - сын Посейдона, по другим - правнук этого бога.
  • Считается изобретателем парусов, хотя, согласно некоторым мифам, это открытие совершено человеком, Дедалом.

Согласно Гомеру, первая встреча этого бога воздуха со странствующим Одиссеем прошла благоприятно, герой был благосклонно принят Эолом и даже получил в подарок меха с попутными ветрами. Однако когда спутники Одиссея развязали мешок, думая, что там находятся сокровища, и корабль вновь сбился с пути, Эол уже не был столь добр и прогнал героя.

Многообразие в Элладе

Рассмотрим и других богов воздуха, которые присутствовали в мифах Древней Греции. Прежде всего, это Аура, покровительница воздушного пространства, изображалась в образе прекрасной девушки, часто в развевающемся одеянии, иногда - сидящей на лебеде. По одной версии, была дочерью мифического Эфира, по другой - титана Гипериона, сестра Гелиоса (покровителя солнца) и Селены (божества луны). От имени этой богини произошло имя Аврора.

Бог Зефир - еще одно популярное божество низшего эшелона в Древней Греции, покровитель западного ветра, также его функцией было приносить вести богам. Именно этот бог находился в мехах, дарованных Одиссею Эолом и так бессмысленно растраченных жадными спутниками странствующего царя. В Древнем Риме назывался Фавонием. Братья Зефира - Борей и Нот, северный и южный ветер соответственно.

Мудрость славян

Познакомимся с именами славянских богов воздуха, прежде всего, первое воплощение Рода, даже верховное божество по отдельным источникам. Легенда гласит о том, что Сварог бросил камень в Алатырь, безбрежный океан, что и образовало сушу, а затем - создал других богов. По славянским верованиям этот седовласый старец считался защитником, покровителем кузнечного дела, именно он наделил людей огнем и научил их трудиться, выковал первый плуг, даровал своим детям-славянам чаши для приготовления напитков и оружие для защиты от врагов. Кроме того, он даровал людям заповеди, которые помогали понять ценность семьи и мирной жизни. К их числу относятся следующие:

  1. Необходимо почитать родителей и супругу, которая у человека должна быть одна.
  2. Чтить род, богов, следовать правде.
  3. Соблюдать Великий Пост, Страстную неделю, Перунов день.
  4. После жатвы воздавать почести богам.
  5. Уважать старцев и защищать младенцев.
  6. Чтить природу, уважительно относиться к ее богатствам, поскольку именно они являются основой жизни.

Как видим, многие заповеди Сварога не утрачивают своей актуальности и в наши дни.

Также рассматривая имена славянских богов неба и воздуха, следует назвать Рода, покровителя грома, молнии и небес, по функциям сходного с античным Зевсом, именно он почитался как бог-творец. Славяне не знали, как выглядит Род, поскольку ни разу он не представал перед своими созданиями. Зачастую творца сопровождали женские божества, Рожаницы, покровительницы плодородия и деторождения.

Мы познакомились с некоторыми богами воздуха в пантеонах цивилизаций прошлого, все они сыграли значимую роль в становлении мировых религий, поскольку именно эти божества зачастую были верховными и стали основой возникновения веры в единственного бога.

Наша рабочая гипотеза остается прежней – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье»

ВВЕДЕНИЕ

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА И ЕГИПЕТСКИЙ БОГ ШУ

КОММЕНТАРИЙ 1:

Существенно отметить, что в шиваизме Согласно «Шива-пуране », Шива является создателем и Вишну, и Брахмы . Однако в вайшнавизме и их священных писаниях Шива великий преданный верховной личности бога Кришны (Шримад Бхагаватам). Тем не менее, Господь Шива освобожденноё существо и может принимать четырехрукую форму, как Кришна и Вишну.

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), «противоположное» Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной .

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран , приблизительно 300-1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем (комм . нашей вселенной ) Вишну . Шива входит в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной (комм . после окончания периода существования нашей вселенной ). В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм , Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения .

Рис. 1. Статуя четырёхрукого Шивы. Песчаник , XI-XII в., Музей скульптуры Чам , Вьетнам. (комм . Ладони и пальцы двух задних рук Шивы сложены в священной Мудре (комм. Стрела Вадры над его головой, которая предполагает обращение к ещё одному божеству, которое выше Шивы по своим статусам )».

ФОРМА ШИВЫ —

Ардханари или Ардханаришвара

Рис. 2 . На рисунке показан Шива в форме — Ардханаришвара (санскр.) – форма Господа Шивы в виде двух половин, (комм . как и в человеческом теле), – справа (мужское ) – Господь Шива, слева (женское ) супруга Шивы — Госпожа Парвати (Дурга ). Рядом с Господом Шивой Его вахана – бык Нандин (др. инд. «счастливый » — слуга и друг, сопровождающий космический танец (тандаву ) Шивы). На Нандине Шива перемещается в пространстве и времени. Рядом с Госпожой Парвати (Дургой (труднодоступная )) – богиня – мать . Ее вахана лев, на котором Она также перемещается в пространстве и времени.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Ардханари или Ардханаришвара (санскр. अर्धनारीश्वर, Ardhanārīśvara IAST) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви , Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах . Истоки божества Ардханаришвары следует искать в гермафродитных фигурах древнеиндийской и древнегреческой культур. Самые ранние изображения Ардханаришвары датируются периодом Кушанского царства . Иконография Ардханаришвары постепенно развивалась и достигла своего расцвета в период Гуптов . Хотя Ардханаришвара продолжает оставаться одной из популярных иконографических форм в шиваитском религиозном искусстве, существует очень мало храмов, посвящённых этому божеству.

Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти , неотделима от мужской формы — Шивы . Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы .

С помощью знаний о матрице Мироздания разберем более детально форму Шивы Ардханаришвара, совместив изображение этой формы с Верхним Миром матрицы Мироздания (комм . Миром богов):

Рис. 3. На рисунке показано изображение Бога Шивы в форме Ардханаришвара , совмещенное с Верхним миром матрицы Мироздания. Глаза Шивы расположились на 22 уровне Верхнего мира матрицы Мироздания. Аура свечения вокруг головы Шивы распространяется вплоть до 27 уровня Верхнего мира матрицы Мироздания. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

ФОРМА ШИВЫ

Парашива , Парамашива

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

«Парашива , Парамашива (санскр. परशिव paraśiva IAST , санскр. परमशिव paramaśiva IAST — «Сверх-Шива ») — в шиваизме и в близких шактийских школах высший аспект Шивы , Абсолютная реальность. Это Шива как tat IAST в махавакье tat tvam asi IAST — «ты есть То », — недостижимый для сознания (людей) , безличностный, находящийся вне времени —пространства —формы — Сатчитананда -виграха (санскр. सच्चिदानंदविग्रह, saccidānandavigraha IAST) — и недоступный описанию. Это тот, кого адвайта-веданта именует Ниргуна-брахманом (комм . Не проявленная реальность) (англ.) — в отличие от Сагуна-брахмана (англ.), Проявленной Реальности, именуемой Парашакти (Парамашакти ).

Слиться с Ним в мистическом союзе — цель всех воплощенных душ, для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или нирвикальпа-самадхи .

Почитание Шу было особенно выразительным в Летополе в дельте , из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простёртыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов . На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба».

КОММЕНТАРИЙ 4:

Приведем рисунки, подтверждающие ряд тезисов из предыдущего текста:

  1. «При (комм . сотворении Мироздания ) Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простёртыми вверх руками».

Рис. 5. На рисунке бог Шу стоит в центре с поднятыми руками. Он разделил бога земли Геба (внизу ) и богиню неба Нут (вверху ). По мифу они постоянно конфликтовали из-за своих детей. Внизу рисунка на английском написано: «Над головой бога Шу располагается иероглиф – Хека или Heqt , означающий магическую мощь и силу, которой обладает бог Шу . В работе на сайте — (Опубликовано Июль 9, 2013 в | ) мы подробно рассказали об сакральном предназначении звезд на теле Нут. В данном случае египетские жрецы изобразили 21-у звезду на теле (богини звезд ) Нут .

Рис. 6. На рисунке показан бог Шу , стоящий на правом колене. Руки Шу подняты вверх, где некая дуга поддерживает эллипсоидальный объект, стоящий на его голове. Но это однозначно не солнце, как часто полагают в современной Египтологии. Египетские жрецы могли скромными средствами вкладывать в рисунки целые понятия сакральных знаний с учетом знаний о матрице Мироздания, которыми они обладали. Более того, практически все сакральные рисунки делались жрецами в матрице Мироздания. Шаблон матрицы Мироздания убирался, а пропорции рисунков и сами рисунки открывались для всеобщего обозрения . Так сохранялась тайна знаний о матрице Мироздания.

Совместим изображение Шу (рис. 6), стоящего на правом колене с матрицей Мироздания. Поскольку по нашей гипотезе египетский бог Шу и ведический бог Шива идентичные божества , то совмещение изображения бога Шу , стоящего на правом колене, мы проведем сверху изображения Шивы в форме Ардханаришвара, которое показано на рисунке 3.

Рис. 7. На рисунке внизу показан результат совмещения изображения египетского бога Шу (рис. 6) с матрицей Мироздания сверху изображения бога Шивы в форме Ардханаришвара . Ключом для совмещения изображения бога коленопреклоненного Шу с матрицей Мироздания была высота основания (А ), равная расстоянию между двумя смежными уровнями матрицы Мироздания, как показано на рисунке . Уровень глаз бога Шу совместился с 14-ым уровнем Верхнего Мира матрицы Мироздания. Справа от колена Бога Шу (В ) показана шкала в 8 уровней матрицы Мироздания. В соответствии с пропорциями человеческого тела, если бог Шу встанет вертикально, то уровень его глаз совместится с уровнем глаз стоящего бога Шивы в форме Ардханаришвара. Это показывает вторая шкала (В ) в 8 уровней, идущая вверх от уровня глаз коленопреклоненного бога Шу . Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения двух изображений египетского бога Шу (рис. 6), стоящих по вертикали один над другим, с Верхним миром матрицы Мироздания. Уровень глаз, стоящего бога Шу совместился с 22-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, как и Урень глаз Бога Шивы на предыдущем рисунке.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Шу и ведического бога Шивы ,

Продолжим изложение результатов наших исследований:

По ведам «Изначальный Творец» — Мула Пуруша творит новую вселенную из пяти первоэлементов – Панчамахабхута . В нашей работе на сайте мы подробно рассматривали этот вопрос — (Опубликовано Апрель 13, 2013 в | ). Ниже на рисунке покажем из этой работы записи на санскрите этих понятий в Верхний мир матрицы Мироздания.

Рис.9. На рисунке показаны записи «Названий-Имен » на санскрите в Верхний мир матрицы Мироздания: 1 ) Мула Пуруша и Мула Пракрити. 2 ) Последовательно – сверху вниз с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания показаны записи на санскрите «Названий-Имен » «Пяти первоэлементов ». Их названия и порядок следования такой: 1) Акаша –(आकाश, ākāśa) «видимость» – 2) Вайу – (वायु) — «ветер», «воздух» — бог ветра – 3) Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь », — 4) Джала — (जल jala) – «Вода» (water) — 5) При́тхиви (санскр. पृथिवी, pṛthivī IAST) или При́тхви (санскр. पृथ्वी, pṛthvī.) – «Земля». Из рисунка видно, что слова слева - Мула Пуруша и справа – Акаша и Вайу занимают одно и то же пространство от 40-го до 21-го уровня Верхнего мира включительно. Порядок следования первоэлемента Вайу за Акашей подтверждается, в частности, положением – «По одной из легенд Вайу появился из дыхания Пуруши и является олицетворением мирового дыхания — праны ». С 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания расположились соответственно следующие первоэлементы – Агни , Джала , Притхви . Они занимают аналогичные пространства Верхнего мира с Мула Пракрити (Изначальной «Материей» ) Причем первоэлемент «Земля » - При-тхви вторым слогом в слове переходит в Нижний мир матрицы Мироздания. Все слово занимает положение на переходе между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. В итоге можно сказать, что,: 1) Первоэлемент Акаша видимость », звук ) – «пронизывает » всю Вселенную с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания » — до 36-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. 2) Первоэлемент Вайу (Ваю ) («ветер») – также «пронизывает » всю Вселенную с 28-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». 3) Соответственно — первоэлемент Агни огонь ») – также «пронизывает » всю Вселенную с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 4) Соответственно – первоэлемент Джала («вода») также «пронизывает » всю Вселенную с 12-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 5) Соответственно – первоэлемент Притхви («земля») также «пронизывает » всю Вселенную с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». Таким образом, с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже в любом пространстве матрицы Мироздания присутствуют и могут взаимодействовать друг с другом все «Пять первоэлементов ». Что же касается «Хроник Акаши » (Хроники Акаши : Ч. Ледбитер) то с точки зрения защиты и сохранности всей информации о событиях во Вселенной с момента ее «Творения » тончайший первоэлемент Акаша как нельзя лучше подходит на эту роль.

Итак, получилось следующее. 1). Акаша (видимость) рождает Вайу (ветер). 2) Вайу (ветер) рождает Агни (огонь). 3) Агни (огонь) рождает Джала (вода). 4) Джала (вода) рождает Притхви (земля).

Теперь мы можем собрать воедино все, рассмотренное выше. В результате мы получим исходную «картину-карту-площадку » для продолжения наших исследований.

Рис. 10. На рисунке показано: 1 . внизу два наложенных друг на друга коленопреклонённых изображения египетского бога Шу символизирующих фигуру стоящего бога Шу , как на рисунке 8. Над этим изображением буквами санскрита, записано в Верхнем мире матрицы Мироздания слово Ваикунтха , обозначающее местоположение единственной Духовной планеты в нашей Вселенной. Характерный овальный объект над головой верхнего изображения бога Шу можно рассматривать как указание на наличие выше него Духовной планеты Ваикунтха (показано цветной стрелкой ). 2 . Справа по вертикали буквами санскрита записаны названия пяти первоэлементов – Панчамахабхута , с помощью которых Изначальный Творец творит нашу вселенную. 27-ой уровень Верхнего мира матрицы Мироздания представляет собой пространство, в или на котором собираются все Души духовных существ из нашей вселенной, готовые перейти на Духовную планету Ваикунтху . Там присутствуют все человеческие формы душ и даже Драконовидные и Змеевидные. По сути, все существа во вселенной подвижные и неподвижные являются духовными существами. Для читателя будет интересно познакомиться с фактами «движения » неподвижных существ (камней). Об этом мы рассказывали в нашей работе на сайте – (Опубликовано Ноябрь 1, 2010 в | ) (см. раздел Приложение). На 28-ом уровне располагается «Огромный, протяженный по горизонтали Алтарь », сквозь который Души преображаясь, переходят на Духовную планету – Ваикунтху в нашей Вселенной.

Осталось отметить , что, как и у Господа Шивы есть Его женские аспекты (шакти ) в образе богинь – Парвати и Дурги , так и у египетского бога Шу есть его сестра-жена Тефнут .

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Итак, сама матрица Мироздания и знания о ней как «сакральный ключ » в очередной раз позволили нам провести «сопоставление » двух богов из разных культур древности. Мы смогли достаточно убедительно показать, что ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества . Подобные результаты мы получали в большом ряде публикаций на сайте. И в нашем случае также можем сделать вывод, что священные символы разных времен народов создавались мудрецами древности по законам матрице Мироздания, как по «шаблону », и на основе знаний о ней. В этом контексте мы можем сказать, что матрица Мироздания является «сакральным базисом » подавляющего большинства священных символов разных религиозных традиции на протяжении всей истории существования нашей Вселенной. В частности, алфавитов разных времен и народов, которые также являются священными символами (см. раздел «Авторские статьи»). Так же можно сказать, что мудрецы древности фактически описывали священными символами определенные пространства матрицы Мироздания.
  1. Таким образом, с помощью знаний о матрице Мироздания нам удалось показать, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы могут рассматриваться как идентичные. Если к этому добавить, описанные выше возможности и статусы этих двух великих божеств , то мы в праве сделать заключение, что в двух разных культурах – Египетской и Ведической мы видим идентичных богов . Более того, мы можем сделать заключение, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности ». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.

В следующих наших публикациях мы увидим подтверждение наших выводов.

Наша рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.

На этом мы в этой части работы останавливаем изложение результатов наших исследований.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Обратите внимание, что на сайте нет рекламы. Работа над нашим проектом требует немало сил, средств, и времени. Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать » или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала или через Офисы «Евросети » для оплаты мобильных телефонов без комиссии на наш счет — Яндекс Деньги — 410011416569382

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и . Раздел «Религии Индии » – .

Перепечатка статей и работ с сайта без активной ссылки на первоисточник не допускается.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2018 г.

2 комментария: “Книга Бытие. Египетский след седой древности. Ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества. Часть II”

    В статье Автор показал новое открытие, о ведическом боге Шива и египетском боге Шу. С помощью знаний о матрице Мироздания убедительно доказано, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы идентичны. В заключение автор предполагает, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.
    Рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.
    Уникальная работа, выполнена подробно и убедительно. Прочитала с большим интересом. Благодарю автора за самоотверженный труд и поиски новых открытий.

    Удивительная статья! В ней раскрываются такие знания! И самое главное, автор делится секретами чтения священных символов и текстов. К примеру, при анализе буддийского изображения Шивы под именем Исаны: Оказывается, что пальцы рук божества сложены в мудрее ваджра, что может указывать на обращение к ещё одному божеству, по статусам более высокому, чем Господь Шива. По аналогии теперь можно анализировать и другие изображения божеств.

    Сопоставление Шивы с Египетским богом Шу просто поразительно! Если обратиться к изображению статусов Шивы в матрице Мироздания (форма Ардханаришвара), то видно, что 27 уровень матрицы (это самый верхний уровень пространства Ардханиришвары) соотносится с первоэлементом Вайу — ветром. А бог Шу, занимающий те же пространства в Верхнем мире матрицы Мироздания, бог воздуха, что по значению близко к ветру. Даже вахана женского аспекта Ардханаришвары и бога Шу совпадают – это Лев — (Тефнут)! Очевидно, все это не может быть просто совпадением, налицо прямые параллели между этими богами!

    От статьи к статье перед нами действительно приоткрывается завеса над тайнами седой древности отличная от привычной умозрительной картины описания (толкования) текстов книги Бытие. Благодарю Автора за это замечательное исследование!

Бог Шу, богиня Тефнут, бог Геб и богиня Нут. Египетская мифология

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. В начале творения они были рождены Ра-Атумом. От них произошли все величайшие боги Египта.
Шу - бог ветра и воздуха. Обычно он принимает облик человека и носит на голове страусиное перо - иероглиф своего имени, которое означает «Пустота» - то есть «воздух»; но иногда этот бог принимает обличье грозного льва. Богиня влаги Тефнут является перед очами бессмертных небожителей чаще всего в облике львицы.
После того, как мир был создан, наступил век богов (В более южных районах Египта дождей практически не бывает) - время, когда боги пребывали на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, творца мира и Владыки всего сущего. Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Но однажды Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она удалилась на юг - в Нубию (египетск. Куш), в Нубийскую пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она покинула Египет, на страну обрушилась смертоносная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго рассказывал богине, какие ужасающие бедствия терпят египтяне, и, наконец, разжалобил её, убедил вернуться на родину. Когда они вместе возвратились в Египет, Великая Река разлилась и щедро напитала водой пашни, а на земли Дельты хлынул с неба живительный «небесный Нил» - дождь. Засуха кончилась, и голод прекратился.
Сказания о бегстве Солнечного Ока в Нубию составляют отдельный большой цикл солярных мифов. Иногда за Солнечным Оком отправляется бог Луны и мудрости Тот, иногда - Шу и Тот вместе. Все древние версии мифа сохранились обрывочно, полный сюжет восстановлен по фрагментам. Далее (в разделе 3 - с. 76) пересказана поздняя (II-III вв. н. э.) версия.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней (рис. 30). От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба (см. рис. 28). Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Рис. 30. Брак Шу и Тефнут.
Слева направо: Тот, Шу, Тефнут, Ра, Онурис (?).

Нут по вечерам рождала звёзды, а на утренней заре проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньёй, поедающей своих поросят.
Владыка всего сущего Ра был очень недоволен этой ссорой богов. Он призвал к себе Шу и велел ему немедленно разорвать объятия Геба и Нут - разделить небо и землю. Если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ бога Солнца: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир (рис. 31).

Рис. 31. Отделение неба от земли.
В центре - Геб и Нут;
справа - бог ветра Шу с поднятыми руками

и перо страуса - иероглиф имени Шу;
слева внизу - белый гусь,
олицетворение Великого Гоготуна, символ

и священная птица Геба и Амона(-Ра);
наверху - Амон в облике барана;
тройной бич у Амона -

символ власти над миром.
Рисунок из «Папируса Тамени»;
XXI династия; Британский музей, Лондон.

Когда это свершилось, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю, возвращая в объятия мужа. Поэтому один из символов Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск (см. рис. 24). Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой, как жук-скарабей (греч.; египетск. хеперер) катит свой шар (см. рис. 27), и, достигнув зенита, передаёт диск великому Ра. Владыка всего сущего берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп (см. рис. 51). В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт (рис. 32).

Рис. 32. Земля, небо и Ладья Вечности.
Внизу - бог земли Геб, наверху -
богиня неба Нут, между ними -

бог Шу с воздетыми руками.
Слева - Ладья восходящего Солнца,
справа - «умирающего».

В Ладье восседают Ра, Маат и бог магии Хека,
увенчанный иероглифом своего имени.

Заходящее Солнце принимает в свои руки бог,
обозначенный как «бог великий, владыка Дуата»

(возможно, Нун, хотя иконография
больше соответствует Атуму).


ДРЕВНИЕ БОГИ ЕГИПТА. РЕЛИГИЯ

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.
Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Амон (др.-егип. «сокрытый») - древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные - баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра - Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын - бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Апис - чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо « несуществующий») - древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба - физическая жизненная энергия человека.

Ба - в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.

Бастет - древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе. Священное животное - кошка, с головой которой она могла изображаться.

Геб – древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Был Богом Земли или Земным холмом. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу.

- древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. Таким образом, она олицетворяла идеал женственности и материнства. Также она известна как защитник мертвых и богиня-покровительница детей. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка - в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений - один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.

Маат (др.-егип. «истина») - фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»). Олицетворяла истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму; Общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Монту - древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Мут , египетская богиня (собственно «мать») - древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.

Нейт - древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс. Культ Нейт также был распространён у ливийцев.

Нефтида - Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).

Птах - древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Таурт - древнеегипетская богиня - покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона. Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода.

Тефнут , (Тефнет) - в египетская богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки, либо женщины с головой львицы. Являлась женой и сестрой Шу. Центр культа Тефнут был г. Гелиополь. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу» . Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.

Хнум - древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа - остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами.

Хонсу - египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика (сокол) и с теми же лунными признаками.

Хор (Гор) - бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси:

  1. так называемый Хор Старший - сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа - г. Эдфу);
  2. сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Шу - египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо - Нут - от земли - Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.

Ях - древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное - павиан.

Девятка Богов Гермополя

В египетской мифологии девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогоническую и космогоническую систему. По образу гелиопольской в других городах создавались свои девятки богов.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Наша таблица египетских богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса. См. также: Боги Древней Греции – список , Боги Древнего Рима – список , Боги Древней Скандинавии , Боги Древней Индии – список , Боги древних славян – список .

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.