Священный бык апис. Апис — священный бык древних египтян

Апис

Апис (Хапис) — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым или или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини.

Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).

По Плутарху (древнегреческий философ, биограф, моралист), Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось во всей стране.

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.

Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов — исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Апис — бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Священные быки

Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.

Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.

Животные, ассоциирующиеся с Анубисом

С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.

Священные козлы и бараны

Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.

Особым считался Амона — баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.

Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.

В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Змеи, лягушки

Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.

От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.

Птицы

Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.

Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол — защитник фараонов.

Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.

Скарабей

Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).

Гиппопотамы

Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.

Свиньи

Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши — звёзды.

Кошки и львы

Считается, что Египет — родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.

За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа — Леонтополь.

Египет — удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, — это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.

АПИС

Поклонение быку фиксируется повсеместно в древнем мире. В Индии – это священный бык Шивы – Нанди, олицетворяющий половую энергетику. Обожествление быков имело место у ассирийцев, финикийцев, халдеев, греков и др.

Образ бога быка уходит корнями в эпоху Тельца, когда солнце во время весеннего равноденствия восходило в этом созвездии. По древнему календарю бык символизировал начало аграрного года.

В силу того, что мистерии быка, как символа солнца, приходились на время весеннего равноденствия, в астрономической символике он часто изображался разбивающим скорлупу мирового яйца.

АПИС (лат. Apis, Нарis, др.-егип. hp – Нарi), одно из написаний – Hapi-ankh («Живой усопший» или Осирис, воплотившийся в священного Быка), египетский бог плодородия. Почитание Аписа возникло в глубокой древности (1 династия), центром его культа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Позднее – душа Ка Птаха, Ка Осириса и Ка Ра. В иероглифическом написании, слова "Ка" и "Бык" – идентичны.

Хапи – это древнеегипетское название Нила, истоки которого находятся между горами Му-Хапи и Хер-Хапи. Иероглифическое написание Нила – Нарi – означает «Единственно текущий».

"...есть две горы с остроконечной вершиной, возвышающиеся между городами Сиеной в Фиванской области и Элефантиной. Названия этих гор – Крофи [Хер-Хапи] и Мофи [Му-Хапи]. Между этими-то горами и выходят на поверхность бездонные источники Нила, причем половина их вод течет на север, в Египет, а другая половина на юг, в Эфиопию". (Геродот «История. Евтерпа»)

В разных частях Египта существовала традиция антропоморфного изображения Аписа, в образе полноватого мужчины с синей или зеленой (как у Осириса) кожей и большим животом, в набедренной повязке; его отличительной чертой была свисающая (как у женщины) грудь. Лотосы, грудь и большой живот, в представлении египтян, символизировали плодородие Нила.

Подобный образ был широко распространен в Верхнем Египте, особенно в Элефантине. Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалеку от Асуана. Бог Хапи был образом Нила, и почитался как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием» (Хер-Хапи), как «повелитель вод и податель наводнений» (Му-Хапи), как бог плодородия и урожая. Обращаясь к богу реки, египтянин говорил:

Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их.
О, творец света, приходящий из темноты, вскармливающий стада. Могущественный образ всего, никто не может жить без него. Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях. Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, спустившись с небес.
(из Гимна, в честь ежегодного разлива Нила)

По другой версии, антропоморфное изображение Аписа – более позднее, и подразумевает в себе сочетание и мужского и женского начала (или, иначе, солнечного и лунного), т.е. андрогинность.

Иногда Аписа отождествляли с Атумом (Апис-Атум). В некоторых районах Египта считалось, что Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка – солнечный диск.

Согласно Манефону, культ Аписа был установлен при второй египетской династии царем Кайехом, одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен Апис. У Элиана встречается такое написание имени священного быка как Онуфис (De Nat Anim XII , 11). Судя по всему, Онуфис – это составное имя "Он Апис", где Он (Wn в переводе с др.-егип. и коптского "солнце, свет") – имя Осириса. Полностью это имя звучит как Уннефер (егип. Wnn-nfr, греч. Ονούφρης, Онуфрис), но и Он (Wn) встречается также достаточно часто.

Плутарх писал, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса, для народа же он был по словам Страбона самим богом, тоже самое, что Осирис. Точно также, как и Осирис, Апис был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Нарi, так как иероглифический знак для "Нила" есть Нарi. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь бык, олицетворявший Аписа, одна должна была означать пребывание воды в Ниле.

Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. По свидетельству Геродота, главный храм Аписа – Апейон (греч. Apeion), находился в Мемфисе, где содержался не только священный бык, но и корова, породившая его.

Признаком его божественного происхождения был черный цвет, на лбу – белое пятно в форме квадрата. Другое белое пятно должно было быть на правом боку "в форме полумесяца". По другим описаниям, "на спине у него изображение орла, под языком – жука". Либо – "двадцать девять священных символов-пятен". Когда бык умирал, выбирали другого, подходящего по отметинам.

По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к подъему воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Нахождение нового быка Аписа праздновалось во всей стране. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток.

По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни.

В XIX веке французский египтолог Олюст Мариетт натолкнулся на некрополь Аписов-Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума – здесь были обнаружены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников.

Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения, "вступления в должность" Аписа и смерти – с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа – 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками – в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.

В период эллинизма произошло слияние культов Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, имя которого также соотносят с символикой Земли (егип. Apis связывали с греч. ophis – "змея", олицетворение земли).

Осирис-Апис (егип. Wsjr-hapi), то есть священный бык Апис после смерти, представлен в образе антропоморфного божества, который объединял в себе черты египетского Аписа с традиционной для греческих богов внешностью человека. Характерной особенностью иконографии Сераписа была корзина для меры зерна (modius), стоящая у него на голове: она появляется на всех изображениях Сераписа от Лондона до Баграма и символизировала, разумеется, баснословное плодородие Египта. «Апис, – писал Плутарх, – должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса». Апис – это символ материального мира, в котором есть духовный стержень – Осирис.

В 1850 году французский археолог О.Мариэтт открыл в мемфисском Серапеуме погребения 64-х быков – каждая мумия находилась в отдельном каменном саркофаге с точным указанием дат рождения и смерти. Сохранилось множество изображений – бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами. Культ Аписа признавался персидскими царями и даже римскими императорами.

Кроме Аписа поклонялись и другим быкам: Бату, брату Анубиса (центр культа которых находился в Кинополе), Мневису (греч. Μνευ̃ις, егип. Mr-wr) – черному быку, воплощению бога Ра на земле. Известен также священный бык Бухис (егип. bh, греч. Buchis – "бык"), почитавшийся в Гермонте, где был найден некрополь быков – Бухеум. Бык Бухис изображался и черно-белым, и красно-коричневым. Культ Бухиса процветал во времена XXX династии и при Лагидах, достиг наивысшего расцвета при Птолемеях, когда в Египте был взлет хозяйственного развития.

Встречаются изображения священных коров с коронами на головах. В разных культурах бык был фаллическим символом и связывался с идеей плодородия. Миф о Минотавре, быке критского лабиринта, имеет корни в представлениях о плодоносящей силе Земли.

Зевс похитил Европу, обернувшись белым быком с золотыми рогами. В орфических учениях белый бык трактуется как символ одухотворения материального тела. В Древней Месопотамии также почитался бык Адад.

Греки отождествляли Аписа с Эпафом (греч. Ἔπαφος – "Дитя прикосновения"), сыном Зевса и Ио. Название египетского города Мемфиса в нижнем течении Нила произвели от имени Мемфиды, дочери Нила, на которой женился воцарившийся над египтянами Эпаф.

В быке синтезировались черты солнечного и лунного знака. По хурритской мифологии солнечный бык Хурри символизировал утро, лунный бык Сери – вечер. Лунный серп зачастую вызывал ассоциации с бычьими рогами. Шумеры называли Луну «бородатым быком». Будучи солнечным знаком, бык, как и лев, – символ власти. Во многих культурах и богов, и царей изображали с бычьими рогами.

Для викингов или рыцарей бычьи рога – это знак доблести, которым они украшали свои шлемы. Рога быка символизировали выбор: левый рог – путь стяжательства и распутства, правый – путь истинных знаний.

На религиозных церемониях критские гимнасты делали фигуры непосредственно на рогах животного. Критские предания о священном быке представляли последнего в образе Минотавра. Считается, что испанские бои быков в основе своей имеют эзотерическую трактовку архаических культов.

Существует гипотеза о том, что магическое слово "Абракадабра" – зашифрованное имя "Бык-Солнце" (др.-евр. Abr-Achad).

О ПРИРОДЕ ЖИВОТНЫХ. Элиан Клавдий

(Перевод с древнегреческого выполнен А.Г.Алексаняном по изданию "Claudii Aeliani de natura animalium libri XVIII, varia historia, epistolae, fragmenta". Vol. 1. Ed. R. Hercher. Leipzig: Teubner, 1864)

XI. 10 (...) Апис у египтян является виднейшим богом. Рождается он от коровы, ниспав в кою, семя небесного сияния становится его (Аписа) причиною. Греки называют его Эпафом и рассказывают родословие его матери, аргивянки Ио, дочери Инаха; египтяне же отвергают эту историю как лживую, а в качестве свидетеля приводят время. Ибо, говорят они, Эпаф родился недавно и на земле, появление же Аписа среди людей предсказано было за многие тысячи лет.

О приметах и отличительных его чертах рассказывают и Геродот, и Аристагор, но египтяне с ними не согласны: этих знаков, говорят они, двадцать девять, и соответствуют они именно этому быку. О том, каковы они каким образом рассеяны по телу животного, словно расшитому цветами, вы узнаете из другого места; тому же, что каждый знак символически означает сущность звезд, египтяне приводят достаточные доказательства. Ибо они говорят, что [одни] знаки символизируют поднятие Нила и образ мира; но также, по их словам, имеется явный символ, означающий, что тьма старше света, и другой символ, означающий для понимающего серп луны, и иные, кроме того, намеки, недоступные глазам непосвященных и не сведущих в божественной истории.

Когда же распространится слух о том, что родился египетский бог, то те из храмовых писцов, коим знание передано отцами, тщательно исследуют приведенные приметы, приходят туда, где родился теленок у боголюбезной телицы, и под руководством Гермеса воздвигают, глядящий на восход солнца, дом, в котором первое время будет обитать [теленок]; дом этот достаточно большой для того, чтобы снабжать тельца пищею. Когда же он достаточно подрастет, то, при восходе молодой луны, храмовые писцы и пророки дают ответ и устрояют в течение года в этом месте оному божеству священный корабль, на котором везут его в Мемфис, где [находятся] любезные ему стойла, приятные наслаждения, развлечения, песчаные площадки [для прогулок], и дорожки, и места для упражнений, и стойла с красивыми телицами, и колодец, и ключ с питьевою водой: ибо служители и жрецы не позволяют все время пить воду из Нила, поскольку она способствует утучнению плоти.

Долго описывать же все те шествия и священнодействия, кои устраивают в честь теофании нового божества египтяне, и те пляски, и те всенародные празднества, что у них с радостью справляет и каждый город, и каждое селение. Тот же, из чьего стада происходит это божественное животное, считается, да и является счастливым, и египтяне полагают его весьма достойным удивления. Хорошим прорицателем был Апис; не сажал, клянусь Зевсом, девиц или старух на некие треножники, ни поил священным питием, но когда кто-либо обращался к этому божеству, то игравшие снаружи дети, прыгавшие по двору, преисполнившись пророческого духа, складно предсказывали все по очереди; и оказывалось сие правдивее, чем то, что говорят о происшедшем на реке Сагра. Египтяне сравнивают его с Гором, только Апис по их представлениям является в еще большей степени причиною хорошего урожая и вообще всяческого благоденствия. Потому-то они и рассуждают о его пестроте, ибо сие символически намекает на разнообразие плодов. Некое, не всем известное пророчество гласит, что Менес (Μη̃νις), царь египтян, решал, какое бы из одушевленных живых существ почитать, и затем выбрал быка, поскольку, говорят, Менес поверил, что он прекраснее прочих [животных], и последовал решению Гомера. Ибо в "Илиаде" Гомера сказано:

"Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный,
Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный".

Все то, что египтяне, написавшие о животных, превратили в побасенки об этом животном, мне не представляется приятным.

XI. 11 "ТЕПЕРЬ" же, клянусь Зевсом, не "о коне деревянном", как гласит поэма*, и не о людях, что в нем, "спой нам", но о Мневии-быке. Он, говорят египтяне, посвящен Солнцу, как об Аписе они говорят, что он есть приношение Луне. Ибо, говорят египтяне, и у него есть свой особый знак того, что он не ложный или поддельный, но поистине угоден божеству Солнца. Обо всем этом пусть расскажет кто-нибудь другой, я же хочу поведать тот египетский рассказ, услышанный мною, о том, как проверили, лучше ли у этого быка семя, или нет. Египетский царь Бокхорид, стяжавший ложную славу, в своих решениях представлялся справедливым и весьма набожным; в действительности все было наоборот. Не буду вдаваться в подробности: он стал умышлять на Мневия, желая досадить египтянам. Враги приводят дикого быка. Мневий, конечно же, мычит, мычит в ответ и пришлец. Затем чужак в ярости мчится, чтобы напасть на этого угодного богам быка, но падает, а упав, вонзается рогом в основание дерева-персеи; а Мневий убил его, ранив в бок. Устыдился Бокхорид, а египтяне его возненавидели. И если кто-нибудь полагает, что отвернувшись от естественнонаучных историй обратиться к басням – дело постыднейшее, то это глупость. Я рассказываю то, что свершалось, да и свершается поныне с этими самыми быками, со слов самих египтян. Стало быть, все это правда, ибо ложь для них весьма ненавистна.
_____________________________
* Обыгрывается цитата из Одиссеи: "Теперь о коне деревянном (…) спой нам".

, который имел собственный храм в городе Мемфисе. Бык Апис считался посвященным великому Осирису или Птаху или же иногда выступал даже в качестве самостоятельно бога, который почитался в районе Мемфиса.

Первоначально Апис был почитаем как воплощение Ка-Птаха, верховного бога Мемфиса. По данной причине он также был символом фараонов. Поскольку слово «Ка» в Древнем Египте означала «бык», Апис обязан был реально существовать в теле какого-нибудь быка, а после смерти переселяться душой в другого.

По другим сведениям (согласно Манефону), культ бога Аписа был распространен уже в период второй династии египетским царем Кайехом одновременно с культом Мневиса (также быка) в Гелиополе. Вторая династия, подобно первой, располагала свою резиденцию в Мемфисе, но родом была из Тиниса возле Абидоса, где наиболее почитаемым был бог Осирис, которому здесь Апис и считался посвященным. Первоначально Апис только и был, что живым символом Осириса (у которого, кстати. есть подобный эпитет - «бык преисподней».) Отсюда можно утверждать, что Апис был одухотворенным отображением Осириса. Хотя в то же самое время для народа он был (согласно Страбону) самостоятельным богом, равным Осирису. Хотя и Апис и Мневис в Гелиополе были посвящены богу Осирису, но все-таки различия были – первый был богом луны, а второй – богом солнца, а первого иногда даже считали потомком второго.

Также как и Осирис, Апис был в очень близких отношениях с Нилом. Кроме того, по многочисленным приметам, которые обязан иметь Апис , одна должна была значить наличие воды в Ниле.

Когда предыдущий бык, который был олицетворением Аписа , умирал, жрецы шли искать нового. Найдя нового Аписа его выводили в Никополь, где кормили в течении сорока дней. Каждый год праздник Аписа отмечался во время ежегодного обновления воды в Ниле. Апис должен был жить не более двадцати пяти лет, и в случае, если бык жил дольше, его низвергали в Нил (или просто топили в колодце).

Согласно Плутарху, Апис был рожден на свет лучом месяца. Меж его приметами есть картина нового месяца, новолуния, да и число 29 (общее число примет Аписа ) указывает на число дней лунного месяца. При восхождении луны на небо, жрецы отправлялись к Апису .

Мертвые быки в папирусах Древней Греции звались Озомневис и Озорапис, а двадцать пять лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском календаре, в котором через каждый двадцать пять лет определенные фазы луны попадали на одни и те же дни. Бык, олицетворявший Аписа , должен был быть черным с несколькими пятнами, которые для него были характерны. Нахождение нового быка пышно праздновалось по всей стране.

Апис также упоминается рядом авторов Античности (наиболее подробно у Плутарха). Павсаний говорит о том, что этот бык считался священным для древнеегипетской мифологии и содержался в Мемфисе.

В эпоху эллинизма в Египте возникает культ антропоморфного бога Сераписа, который включал в себя все характерные черты египетского Аписа и традиционную для богов Древней Греции человеческую внешность.

Многочисленные курсы английского языка сегодня готовы вам предложить огромный выбор программ: английский язык для бизнеса и туризма.

Апис Апис

(Apis, Άπις). Священный бык, которому поклонялись древние египтяне. Он содержался в Мемфисе, где имел храм с обширным двором и где к нему были приставлены многочисленные жрецы. День его рождения праздновался ежегодно с большой торжественностью по всему Египту. В теле Аписа, по верованию египтян, заключался дух бога Осириса. Приметы Аписа: черный цвет шерсти, белое пятно на лбу, полукруглое пятно на правом боку, черный нарост в виде жука под языком. Весь Египет облекался в траур в случае смерти Аписа.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПИС

(hp), в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание А. возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. А. считали ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением А. являлся чёрный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуальный бег А. оплодотворяет поля. А. был связан с культом мёртвых (способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего А. с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние А. и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшемся и в египетской, и в греко-римской среде. Иногда А. отождествляли с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка-А. содержали в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.) для содержания быков-А. в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая А., тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка-А. считалась большим несчастьем. Умершего А. бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. (Французский археолог Ф. О. Мариет обнаружил при раскопках Серапеума 64 мумии А.) На бронзовых статуэтках А., дошедших до нас в большом количестве, между рогов часто помещён солнечный диск. Сведения о культе А. приводят античные авторы Геродот (II 153; III 27-28), Страбон (XVIII 807), Элиан (XI 10), Диодор (I 85).
р. р.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Апис

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Апис

в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание Аписа возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Апис считали «ба» (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуал. бог Апис оплодотворяет поля; он был связан с культом мертвых (способствовал увеличению жертв, приносивших умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшимся и в египетской и в греко-римской среде. Иногда Апис отождествлялся с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка, Апис содержался в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 в. до н. э.) для содержания быков Аписа в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, дошедших до нас в большом количестве между рогов часто помещен солнечный диск.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АПИС

в египетской мифологии бог плодородия. Его изображали в виде быка с солнечным диском на рогах. Аписа считали душой бога Птаха и бога солнца Ра. Египтяне ежегодно выбирали черного быка с белыми отметинами, считая, что он становился живым воплощением бога Ра, который во время ритуального бега по полям оплодотворяет почву и делает обильным урожай. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
VII в. до н. э.
Ленинград.
Эрмитаж.



Синонимы :

Смотреть что такое "Апис" в других словарях:

    - (древн. егип.). Одно из самых знаменитых божеств Египта: черный бык с четырехугольным белым пятном на лбу; он имел в Мемфисе свой особый храм; по словам одних, апис был символом Озириса, по рассказам других символом земли, солнца, луны. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Апис - Апис. Бронза. 7 в. до н.э. Эрмитаж. АПИС, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Пта, Серапис Словарь русских синонимов. апис сущ., кол во синонимов: 5 бог (375) бык (50) … Словарь синонимов