Организация антитеррористической безопасности в православных храмах. Требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности храмов церкви

Церковь в Вешаловке выделяется своей необычностью. Этот образец псевдоготического собора, расположенный в центре черноземья. Уникальный проект Василия Баженова, не имеющий аналогов даже в творчестве самого Василия Баженова. Что это за церковь и какова ее история? В далеком 1768 году владельцем местной усадьбы был ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. Он закладывает этот собор, но до конца построеным и освещенным здание станет только в 1794. Архитектором стал Василий Иванович Баженов. Церковь получает название иконы Знамения Божией Матери, и само село становится Знаменским.
> В XIX Знаменская церковь становится главной, а приписной к ней является небольшая деревянная церквушка в селе Вешаловка. По данным 1876 года, в Знаменской церкви имелись священник и псаломщик. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский. Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев. После революции этот храм, как и многие другие, пришёл в запустение. Происходят изменения в окружении церкви: села Знаменское и Вешеловка объединились в одно, Вешеловка. После название трансформировалось в Вешаловку. Лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. Работы выполнялись под наблюдением госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Кроме самого здания, была восстановлена колокольня, расписана трапезная, обустроена и облагорожена территория.

> Реставрация на данный момент практически завершена, и у нас есть возможность полюбоваться замечательной церковью в Вешаловке. В виде руин осталась только часовня-усыпальница помещаков Кожиных:

> Итак, церковь Знамения Божией Матери. Она сделана из красного кирпича и богато украшена белым. Из белого кирпича сделаны карнизы, некоторые шпили и башенки. Мы можем видеть стрельчатые арки и окна, острые четырехгранные шпили и шатры. И тут же - русское пятиглавие и пилястры. Поэтому Такой стиль называется “русская псевдоготика”. Колокольня состоит из четырех ярусов, по всему периметру первого и третьего ярусов имеются балконы. В 2013 году туда пускали всех желающих. Раньше она стояла отдельно от церкви, но потом колокольню и основное здание соединил переход. Венчает храм узкий восьмигранный барабан с высоким шпилем из кирпича. Апсида прямоугольная, декорирована треугольными фронтонами и шпилем из кирпича.

>

Как добраться:

Из Липецка: на развязке проехать мимо поста ГАИ (ГИБДД), повернуть на трассу Р203. Вначале это улица Циолковского, далее - Лебедянское шоссею Продолжайте движение по Лебедянскому шоссе до указателя на Вешаловку (левый поворот). После поворота через 6,1 км будет Вешаловка.
Из Москвы: По трассе М4 “Дон” двигайтесь прямо до поворота на Венев/Рязань или Елец. Оба маршрута примерно одной длительности. В первом случае,вы почти сразу попадаете на Лебедянское шоссе, по которому следует двигаться до указателя на Вешаловку. ВО втором случае дорога получается длиннее,зато большая ее часть проходит по скоростной трассе М4. Следует двигаться до с. Теплое, где будет правый поворот на Лебедянское шоссе. Далее аналогично.
Координаты: N 52 45.240‘ E 39 17.220’

Правда, похоже на Царицыно? Этот снимок сделан месяц назад, в затерявшейся на липецких просторах деревеньке под мрачноватым названием Вешаловка.

И действительно, церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Вешаловка историками архитектуры единодушно признается как постройка Василия Ивановича Баженова. Сходство с усадьбой Царицыно - не случайно. Документов, правда об этом, не сохранилось, но известно, что Баженов работал и в других местах Липецкой области - например, в Полибино. А еще интересный факт: двоюродный брат тогдашнего владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев входил в попечительский совет Московского университета и выплатил долг В.И. Баженова за поездку по Европе. Но самое главное, конечно, стиль - ничего подобного в конце XVIII века никто не строил, Баженов - он неповторим. Время постройки храма (1784) также совпадает со временем работы над царицынским ансамблем. Лишь Казаков, ученик Баженова, в какой-то мере воспринял его идеи, но он работал позже и в основном все-таки в рамках довольно рафинированного классицизма.


Фрагмент кирпичной стены. Внизу виден кирпич исходной постройки, выше - современный, восполненный в ходе реставрации.

Обойдя храм снаружи и порадовавшись, что он качественно отреставрирован, мы обратили внимание на стоящую неподалеку башню из красного кирпича. В отличие от церкви, она была совсем обветшалой, кирпичи кое-где обвалились, а наверх подняться мог разве что скалолаз... Стали ломать голову, что это: колокольня? но рядом со Знаменской церковью одна колокольня уже есть... Выступы на стене подсказывали - рядом было еще какое-то сооружение.

Вернулись обратно к храму и обнаружили - дверь внутрь открыта! Оказалось, еще какие-то туристы прочли на дверях табличку: кто хочет внутрь, обращайтесь в дом неподалеку. Пришла местная тетенька, отперла храм, а сама села торговать в церковной лавке. После того, как мы закупили свечек, спросила - а не хотим ли мы подняться на колокольню? Мне и в голову не приходило, что это возможно; так что - конечно да!

Самой ей туда подниматься, видно, не хотелось, и она просто отдала ключ мне! Надо сказать, раньше ключей от колокольни в руках не приходилось. Крутая кирпичная лестница в толще стены, несколько деревянных лестничных пролетов - и вот мы наверху. Попытался пофотать окрестности, но вокруг со всех сторон была натянута металлическая сетка - видимо, от голубей...

Хранительница церкви рассказала нам и про башню. Оказывается, это все, что осталось от грандиозного дома помещика Кожина, построенного уже в середине XIX века, но примерно в том же стиле, что и баженовский храм. Владелец поместья, Михаил Иванович Кожин, не только построил дворец, но также разбил огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом. Кстати, именно Кожин сыграл немалую роль в развитии курортного дела в Липецк. Вскоре после революции этот прекрасный дом был разобран на кирпичи, и только башня никак не поддалась разборке...

Так выглядел усадебный дом 100 лет назад...

И все, что осталось от него сейчас.


А это вид на башню изнутри.

Еще одна развалина, сохранившаяся совсем близко от церкви - не что иное, как бывший мавзолей-усыпальница семьи Кожиных. Как ни жаль, но сейчас он изрядно захламлен и выглядит даже хуже башни...

Так что, оказывается, всего столетие назад здесь была сплошная готика - наверно, это было самое готическое место Липецкой области. Конечно, если говорить строго - с приставкой "псевдо" - но на мой взгляд, это вообще отдельный, самостоятельный стиль.

Знаменская церковь в усадьбе Вешаловка October 31st, 2013

Есть в Липецкой области, в селе Вешаловка, уникальное культовое сооружение - небезызвестная Знаменская церковь в "готическом" стиле.
Поэтому, будучи в тех краях, мы не могли обойти вниманием столь удивительный памятник архитектуры. Более того, церковь была построена ещё в XVIII веке в имении и на средства представителя старинного дворянского рода Татищевых. В этом посте мы со всех сторон рассмотрим храм в деталях, а заодно ознакомимся с судьбой усадьбы, от которой да наших дней уцелела лишь высокая "средневековая" башня, в полном одиночестве устремлённая ввысь.


Начну свой рассказ сразу с главной достопримечательности и доминантой этого места - Знаменской церкви. Очень непривычно на наших просторах встречать такие яркие примеры европейского зодчества. Храм этот сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Стоит отметить, что особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.

Немного об истории возникновения церкви: с 1787 года владельцем этих земель являлся гвардии ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. В те года весь усадебный ансамбль состоял из деревянного главного дома и небольшого сада перед ним. Однако, в 1768 году на свои средства Яков Афанасьевич закладывает каменную церковь иконы Знамения Божией Матери. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий В.И. Баженов. Хотя прямых доказательств этого не существует. Строилась церковь довольно долго - называется 1784 год, но окончательной датой принято считать 1794 год.
Изначально колокольня была отельностоящей и поэтому не имеет традиционного входа с запада.

Вехний ярус заканчивается шатровым венчанием со слуховыми окнами.

Колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора.

Насколько изящно смотрится фасад храма.
Белым камнем отделана вся церковь: им украшены карнизы, выложены шпили и башенки.

Небо над храмом пронзают высокие стройные шпили с крестами.

В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами.

Фрагмент: люкарна с ланцетовидным окошком и шестиконечной звездочкой.

Сохранились старинные двери. Скорее всего деревянные обшитые железом.

Надо отдать должное советским реставраторам, которые в 1987 году приступили к восстановлению этой церкви.

Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.

Вот такой преинтереснейший храм мы посетили в Липецкой области. Хотя, ранее эти земли относились к Тамбовской губернии и только после 1917 года сёла Знаменское и Вешеловка были объединены и получили название Вешаловка.

Везде пишут, что у церкви нет аналогов. Однако, это не так. Переместимся за сотни километров в Московскую область, в Клинский район, в село Поджигородово. И что мы видим? Аналогичный по обёъмно-планировочному решению храм! Та же колокольня, объём храма, люкарны с ланцевидными окнами. Разница лишь в том, что здесь храм лишён насыщенного неоготического декора, присутствующего в Вешаловке.

Картина вырисовывается, когда мы узнаём историю этого места. Усадьбу в Поджигородово начали строить в 1770-х годах братья А.М. и П.М. Юрьевы. Архангельская церковь в их имени была возведена 1778—1783 года, т.е. в те же года, что и Знаменская. Откуда же такое сходство? Оказывается, всего в нескольких верстах от этой усадьбы находилась старейшая вотчина Татищевых - усадьба "Никольское, Сверчково тож". Мне долго пришлось разбираться в инициалах Татищевых, потому что инет пестрит противоречивой информацией. И вот нить распутана! В те годы имением Никольское владел Алексей Данилович Татищев - младший брат Афанасия Даниловича, отца Якова Татищева - устроителя Знаменской церкви в Вешаловке. Думаю, такое соседство и схожесть церквей неспроста. В собственном селе у А.Д. Татищва ещё ранее (1738-1758 гг.) была выстроена своя Никольская церковь. Вот такой интересный факт!

Перенесёмся обратно в Липецкую область, в село Вешаловка, где в двадцати метрах от Знамеснкой церкви сохранились руины часовни - родовой усыпальницы последующих владельцев имения - господ Кожиных. Именно с ними связана дальнейшая незавидная судьба усадьбы.

Незавидная поскольку от некогда роскошного главного дома сохранилась лишь эта "средневековая" башня.

Недолго село Знаменское находилось во владении Татищевых: в 1804 году они продают имение Знаменское капитану артиллерии И. И. Кожину. После его смерти усадьба достанется Михаилу Ивановичу Кожину, который вступает во владение в 1828 году. Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод. М.И. Кожину при разделе отцовских имений достанется большая сумма денег. На эти деньги в середине 1860-х годов он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское. Архитектура нового дома была выдержана в той же манере, что и построенная ранее церковь.

Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

Однако, в 1920-ых усадьба прекратила своё существование. Главный дом сгорел и был разобран на слом.

Единственный, почему-то оставшийся в живых, свидель усадебного ансамбля Кожиных.

Есть ещё одна известная достопримечательность в Липецкой области - храм Дмитрия Солунского в селе Берёзовка.

Но о нём и других интересностях речь пойдёт в следующих отчётах.

Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра I А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.

Материал из книги «Земля Липецкая» из серии Наследие народов Российской Федерации. 2003. С. 102



Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Знаменская церковь - уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров «русской псевдоготики» и стала церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами.

Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века. Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения.

Вот как описывается Знаменский храм в книге Н.П. Селезнева «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века»: "Кубовидный объем храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами".

В 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика.

После революции 1917 года храм пришёл в запустение, и лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта.

По данным 1876 года причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский (год рукоположения 1860). Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев, в должности с 1867 года. В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Михаил Григорьевич Романовский, 55 лет, рукоположен 12 февраля 1861 года, награждён крестом; диаконом - Герасим Васильевич Добромыслов, 39 лет, рукоположен 26 сентября 1877 года; псаломщиком - Василий Константинович Добросердов, 37 лет, определён в 1886 году. Из священников Знаменской церкви после революции известны Рожков Георгий Павлович и Проскурин Иван Иванович. Рожков Георгий Павлович, 1877 г.р., уроженец и житель с. Вешаловка Липецкого района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.07.1932 по ст. 58-10 приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 02.10.1989. Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.

В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село - Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку.



Нынешнее село Вешаловка находится примерно в двадцати пяти километрах от Липецка. Известно оно с конца ХVII столетия как монастырское село. В сер. ХVIII века неподалёку от Вешаловки появилось дворянское имение Знаменское, получившее имя по выстроенной здесь в первой пол. 1760-х гг. деревянной Знаменской церкви. Изначально Вешаловка называлась несколько иначе - Вешеловка; после революции разорённое крестьянами Знаменское включили в состав Вешеловки, а позже в этом топониме изменили одну букву, придав ему не вполне "весёлый" вид. Таким образом, Знаменский храм находится сегодня в Вешаловке, однако это не отменяет того, что когда-то эта усадебная церковь была построена в дворянской усадьбе Знаменское. В нач. 1760-х гг. Знаменским владела Агриппина Леонтьевна Апраксина, вдова генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина, возглавлявшего русскую армию в начале Семилетней войны. Она большей частью жила в Петербурге, при дворе, и в 1769 году продала Знаменское отставному лейб-гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву. Именно Яков Афанасьевич строит в новоприобретённом имении необычный каменный храм. Благословенная архирейская грамота 1784 г. подтверждается клировой ведомостью, относящейся к 1835 г., составленной настоятелем храма для Императорского археологического общества. В этом документе говорится, что храм был освящён в сентябре 1794 года. Многие исследователи недоумевают - отчего оконченый в 1784 году Знаменский храм десять лет простоял "без пения"? И следом выдвигается версия о масонских знаках, запечатлённых Василием Баженовым в облике спроектированной им постройки, из-за которых якобы священноначалие не позволяло освящать церковь.

История Знаменского храма неразрывно связана с историей усадьбы Знаменское, которая в сер. ХIХ в. преобразилась, во многом "глядя" на свою псевдоготическую церковь: формы реконструированного тогда усадебного дома звучали её эхом. Увы, советская эпоха не оставила камня на камне от некогда прекрасного имения. У Якова Афанасьевича, помимо Знаменского, имелись подмосковные поместья в Серпуховском и Коломенском уездах, а также в Новоржевском уезде Псковской губернии. Несмотря на строительство здесь огромного каменного храма, сам барский дом не поражал воображения, оставаясь временным пристанищем. В браке с Марией Дмитриевной Еропкиной родилась одна единственная дочь Варвара, сыновей-наследников у него не было. Липецкая усадьба в приданое ей не предназначалась - в руках Татищева она оставалась до 1804 года, когда была продана помещику Задонского уезда Воронежской губернии Ивану Осиповичу Кожину. Знаменское при нём особых изменений не претерпело. Новые хозяева здесь появлялись не часто: в Знаменском храме при этом исправно совершались богослужения. В 1826 году усадьба стала владением Михаила Ивановича Кожина - он то и предпринял генеральное её переустройство. Реконструкция усадьбы относится к середине ХIХ в., когда Михаил Иванович вышел в отставку и поселился в своём имении. Татищевский дубовый дом он сохранил, обложив лишь его кирпичом и дополнив пристройками - да такими, что невзрачное строение по окончании работ превратилось в настоящий 27-комнатный дворец с двумя двухэажными флигелями и мощной северо-западной башней, которая придала обнесённой кирпичной оградой усадьбе вид средневекового замка. Это ощущение усиливалось ещё и тем, что барский дом был исполнен в псевдоготическом стиле, "сообщённом" ему Знаменском храмом. В 1892 году, после обрушения свода в алтаре, в храме было прекращено совершение богослужений. Необходимые ремонтные работы производились в 1896-1897 годах, когда в ходе ремонта восстановили испорченнные своды, исправили железную кровлю, обновили росписи внутри церкви. Кроме того, старший сын А.М. Кожин пожелал соединить отдельно стоящую колокольню с трапезной храма кирпичным переходом, что и было выполнено.

В 1918 г. усадьба оказалась разграблена местными крестьянами, усадебный дом при этом сильно пострадал от пожара; с тех пор он неуклонно разрушался - ныне о нём напоминает лишь руинированная башня-донжон. Знаменский храм закрыли в 1932 году, отправив настоятеля церкви священника Георгия Рожкова на пять лет в лагеря. Здание храма исполняло роль колхозного зернохранилища. Позже бывший храм остался без хозяина: ветшал, разрушался, зиял пустыми глазницами окон: внутри постройки образовалась свалка строительного мусора и навоза. Только в 1980-х гг., после неоднократных обращений к властям историка архитектуры, исследователя Знаменского храма в Вешаловке Г.И. Гунькина, в церкви начались реставрационные работы, продлившиеся до начала 2000-х гг., и в декабре 1994 года возвращённый верующим храм был заново освящён.

Журнал: "Православные Храмы. Путешествие по Святым Местам". Выпуск №217, 2016 г.