2 какому божеству посвящен храм парфенон. Парфенон древней греции


главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. История. Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы ("Панагия Афиниотисса"). После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802-1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.
Архитектура. Парфенон в его нынешнем виде - стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10-12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9*69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7*59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9*19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9*19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная - с помощью железных штырей.
Скульптура. Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны. На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) - с южной, греков и амазонок - с западной, участников Троянской войны (предположительно) - с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э. Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние - пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии - музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям - медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.
"Утонченности" Парфенона. Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании "утонченностей". Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному - 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых почитаемых и любимых богинь, соперничая с Зевсом, так как по силе и мудрости была ему равна. Она очень гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Рождение Афины

Она родилась необычным образом, как большинство божественных созданий. По наиболее распространенной версии, Вседержитель Зевс прислушался к совету, данному Ураном и Геей, после чего произвел поглощение своей первой жены Метиды-Премудрости в момент ее беременности. Мог родиться сын, который бы в результате сверг громовержца. После поглощения из головы Зевса родилась его наследница - Афина.

Описание

Богиня-воительница отличалась от своих спутников по пантеону тем, что имела крайне необычную внешность. Другие женские божества были нежны и изящны, в то время как Афина не гнушалась использовать в ведении дел и мужской атрибут. Так, она запомнилась ношением доспехов. С ней было и ее копье.

Еще покровительница градостроения держала подле себя животное, которому отдавалась священная роль. Она надевала коринфский шлем, на макушке которого был высокий гребень. Характерно для нее ношение эгиды, что обтягивалась шкурой козы. Этот щит украшала голова, которую в прошлом потеряла Крылатая является спутницей Афины. Священным деревом древние греки считали оливу и связывали ее непосредственно с этим божеством. Символом мудрости была сова, которая не уступала в этой ответственной роли змее.

По преданиям Паллада имела серые глаза и русые волосы. Очи ее были велики. Кроме красоты имела еще и хорошую воинскую подготовку. Она тщательно полировала доспехи, всегда была готова к схватке: копье навострено, а колесница - готова нестись на битву за справедливость. В подготовке к бою обращалась за помощью к циклопам-кузнецам.

Святыни, возведенные в ее честь

Она пришла к нам из древности, но поклоняются богине и сегодня. Широко почитаема Афина. Храм является тем местом, куда все желающие могут прийти и обратиться к ней. Люди стараются сохранить эти культовые места.

Одним из самых значимых строений, прославляющих богиню, можно считать храм, созданный Писистратом. Археологи провели раскопки двух фронтонов и прочих деталей. Построен Гекатомпедон в шестом столетии Размеры целлы достигали ста футов. Он был найден в девятнадцатом веке немецкими археологами.

На стенах строения имелись картины из мифологии древних греков. Например, там можно увидеть Геракла в борьбе со страшными чудовищами. Чрезвычайно живописное место!

Когда прошла начали построение Опитодома, также посвященного воительнице. Строительство не удалось завершить, поскольку вскоре нападение осуществили персы и разграбили город. Произошло обнаружение барабанов колонн с северных стен Эрехтейона.

Одним из самых значимых памятников считается еще и Парфенон. Это уникальное строение, возведенное в честь Афины-Девственницы. Постройка датируется серединой пятого века до нашей эры. Архитектором считается Калликарт.

Старый Парфенон оставил после себя несколько деталей, которые использовали, чтобы застроить Акрополь. Этим занимался Фидий, когда шла эпоха Перикла. В связи с широким почитанием Афины храмы в ее честь были многочисленны и помпезны. Скорее всего, многие из них до сих пор не найдены и приятно порадуют нас в будущем. Хотя и сейчас есть большое количество строений, представляющих богатое историческое наследие.

В Афинах можно назвать выдающимся памятником. Его соорудили греческие архитекторы. Находится храм Афины-Паллады на севере - близ Парфенона на Акрополе. Был сооружен между 421-м и 406 годами до нашей эры, как считают археологи.

На создание прекрасного строения вдохновила людей Афина. Храм является образцом Кроме богини войны и знаний, в этих стенах можно почитать владыку морей Посейдона и даже афинского царя Эрехтея, о котором мы можем узнать из легенд.

Историческая справка

Когда умер Перикл, начала возводить Греция храм Афины, чье строительство было не такой простой задачей и завершилось в то время, когда город постигло крушение.

По преданию, на той точке, где построили строение, когда-то спорили богиня-воительница и Посейдон. Каждый хотел стать властелином Аттики. Информация про храм Афины включает отсылки на хранившиеся здесь важнейшие реликвии полиса. Раньше под это был отведен архаический Гекатомпедон, который построили во время царствования Писистрата.

Храм был уничтожен на протяжении греко-персидского противостояния. Для этого места тоже большую роль играла богиня Афина. Храм включал в себя ее деревянного идола, который, как предполагалось, упал с неба. Почитался здесь и Гермес.

В храме большое значение придавали пламени золотого светильника, что никогда не угасало. Достаточно было налить масло в него всего раз в год. Храм назвали в привязке к остаткам, которые раньше были гробом Эрехтея. Кроме всего перечисленного выше, там было множество прочих святынь, которые, впрочем, имели не такое большое значение.

Служение богине-воительнице

Храмы и статуи Афины как одного из самых важных греческих божеств многочисленны и впечатляющи. С богиней связывали дерево оливы, которое сожгли в 480 году, но оно выросло из пепла и продолжило свою жизнь.

Древо произрастало недалеко от храма-святилища, посвященного нимфе Пандросе. Зайдя в святое место, можно было заглянуть в воды колодца, пополнявшегося от соленого водного ключа. Предполагалось, что сам бог Посейдон выбил его.

Переход права владения храмом

Не всегда в этих стенах царила богиня Афина. Храм некоторое время принадлежал христианам, которые проводили здесь свои богослужения во время существования Византии.

До 17 столетия за строением следили, поддерживали его и ухаживали. Ущерб был нанесен, когда 1687 год принес в Афины войска Венеции. Во время осады святыню повредили. Когда независимость Греции была восстановлена, фрагменты, которые упали, поставили на нужные места. В данный момент ничего, кроме развалин, к сожалению, не осталось. Еще можно увидеть былые черты в портике Пандросы, что находится на северной стороне.

Лорд Элджин, который был послан британцами в Константинополь в 1802 году, получил разрешение, данное султаном Селимом III на вывоз с территории страны всех найденных частей святыни, на которых могли быть найдены надписи или изображения. Одну кариатиду храма перевезли на территорию Британии. Теперь эта реликвия, как и фриз Парфенона, является экспонатом Британского музея.

Архитектурная конструкция

Данное святилище обладает необычной асимметричной планировкой. Это вызвано тем, что имел место перепад между высотами почвы, на которой проходила постройка. С юга на север уровень земли снижается. Есть две целлы. В каждой из них должен был быть сооружен вход. Обильно наполняют строение реликвии древности. Прихожане входили с двух входов: северного и восточного. Ионические портики были их оформлением.

В восточной части Эрехтейона, что располагалась более высоко, находилось пространство, посвященное хранительнице города, которой являлась Афина-Полиада. Изображение богини из дерева хранилось именно здесь. Когда проходили Панафинеи, совершали подношение к нему нового пеплоса. В портике данной целлы имеются колонны, чье количество равно шести.

Внутренний вид храма

В западной части храма можно было увидеть вещи и элементы, которые прославляли Посейдона и Эрехтея. С лицевой стороны есть ограничение, которое создают две анты. Меж них - четверка полуколонн.

Подтверждено наличие двух портиков: северного и южного. Обрамление дверного входного проема с севера включало резьбу, включавшую розетки. Южная сторона примечательна знаменитым Портиком кариатид.

Его назвали так в честь шести статуй высотой чуть более двух метров. Они поддерживают архитрав. В состав изваяний включен пентеликонский мрамор. Сегодня вместо них стоят копии. Что касается оригиналов, их хранилищем стал Британский музей. Лорд Элджин ввез туда одну кариатиду.

Также музей Акрополя содержит остальные. Пандрозейон - таким являлось наименование портика кариатид. Пандроза была дочерью Кекропса. В честь нее и названо строение. В качестве сюжета, на основании которого построен фриз, взяли мифы, повествующие о кекропидах и Эрехтее. До наших дней дошли некоторые останки монумента. Изваяния, материалом для которых был паросский мрамор, закрепили перед темным фоном, который образовывал элевсинский материал.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Предшественники Парфенона

Основные статьи: Гекатомпедон (храм) , Опистодом (храм)

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем . На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля . Восточный портик был пронаосом , западный - постикумом.

План скульптурного убранства Парфенона (север справа). Период античности.

Материал и технологии

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению - и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.

Метопы

Основная статья: Дорический фриз Парфенона

Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы . Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами , на юге - амазономахия , на западе - вероятно, сцены из Троянской войны , на севере - гигантомахия .

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть - с восточной стороны.

Барельефный фриз

Восточная сторона. Плиты 36-37. Сидящие боги.

Основная статья: Ионический фриз Парфенона

Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе , являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней . На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными . Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос . Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны

Основная статья: Фронтоны Парфенона

Фрагмент фронтона.

В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. Павсаний - основной источник в подобных вопросах - упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые 1674 годом , которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов - это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса . Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом . Перед ним сидит Дионис , затем - Деметра и Кора . За ними стоит ещё одна богиня, - возможно, Артемида . С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры - так называемые «три фаты», - которых иногда рассматривают как Гестию , Диону и Афродиту . В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена . Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо - в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону .

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой . Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной - Ника с Гермесом , в южной - Ирида с Амфитрионом . Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.

До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.

Статуя Афины Парфенос

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику , а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры - первой женщины.

Прочие детали отделки

Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине 3 в. до н. э., наиболее вероятно, во время нашествия варварского племени герулов , которые разграбили Афины в 267 году до н. э. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищенной. Два ряда колонн в восточном зале заменили на подобные. Исходя из архитектурного стиля восстановленных элементов, удалось установить, что блоки в более ранний период принадлежали различным постройкам Афинского акрополя . В частности, 6 блоков западных дверей составляли основу массивной скульптурной группы, изображавшей колесницу, запряженную лошадьми (на этих блоках и сейчас заметны царапины в местах, где крепились копыта лошадей и колеса колесницы), а также группы бронзовых статуй воинов, которые описал Павсаний . Три других блока западных дверей - мраморные таблички с финансовой отчетностью, по которым установлены основные этапы строительства Парфенона.

Христианский храм

История

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи . В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь . Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.

В начале 13 века была повреждена и разрушена статуя Афины Промахос в период Четвертого крестового похода . Статуя Афины Парфенос , вероятно, исчезла еще в 3 веке до н. э. во время пожара или и раньше. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры.

Вероятно, при предшественнике Хониата здание собора Пресвятой Афинской Богоматери понесло более значительные изменения. Апсида в восточной части была разрушена и отстроена заново. Новая апсида вплотную примыкала к античным колоннам, поэтому центральную плиту фриза демонтировали. Эту плиту с изображением «сцены с пеплосом », позже использованную для постройки укреплений на Акрополе, нашли агенты лорда Элджина , сейчас она экспонируется в Британском музее . При самом Михаиле Хониате внутреннее убранство храма восстанавливали, в том числе роспись Судный день на стене портика, где располагался вход, росписи с изображением Страстей Христовых в притворе , ряд росписей, которые изображали святых и предыдущих афинских митрополитов. Все росписи Парфенона христианской эпохи в 1880-х годах покрыли толстым слоем белил, однако в начале 19 века маркиз Бьютский заказал из них акварели. Именно по этим акварелям исследователи установили сюжетные мотивы росписей и приблизительное время создания - конец 12 века. Примерно в то же время потолок апсиды украсили мозаикой, которая за несколько десятилетий обвалилась. Стеклянные фрагменты ее также экспонируются в Британском музее .

24 и 25 февраля 1395 года в Афинах побывал итальянский путешественник Николо де Мартони , который оставил в своей «Книге паломника» (ныне в Национальной библиотеке Франции , Париж) первое после Павсания систематическое описание Парфенона. Мартони представляет Парфенон достопримечательностью исключительно христианской истории, однако главным богатством считает не многочисленные реликвии и почитаемую икону Богородицы, написанную евангелистом Лукой и украшенную жемчужинами и драгоценными камнями, а копию Евангелия, написанную на греческом языке на тонком золоченом пергаменте святой равноапостольной Еленой , матерью Константина Великого , первого византийского императора, что официально принял христианство. Также Мартони повествует о кресте, выцарапанном на одной из колонн Парфенона святым Дионисием Ареопагитом .

Путешествие Мартони совпало с началом правления семьи Акциайоли, представители которой проявили себя щедрыми благотворителями. Нерио I Акциайоли приказал инкрустировать двери собора серебром; кроме того, он завещал собору весь город, отдавая Афины во владение Парфенона. Наиболее значительное дополнение к собору периода латинократии - башня возле правой части портика, построенная после захвата города крестоносцами. Для ее строительства использовали блоки, снятые с задней части усыпальницы римского вельможи на холме Филопаппу. Башня должна была служить колокольней собора, кроме того, её оснастили винтовыми лестницами, которые поднимались до самой крыши. Поскольку башня преградила маленькие двери до притвора, снова начали пользоваться центральным западным входом Парфенона античной эпохи.

Во время правления в Афинах Акциайоли был создан первый, самый ранний из тех, что сохранились доныне, рисунок Парфенона. Его выполнил Чириако ди Пицциколи, итальянский купец, папский легат, путешественник и любитель классики, более известный как Кириак Анконский . Он посетил Афины в и 1444 годах и остановился в роскошном дворце, в который были превращены Пропилеи, чтобы засвидетельствовать свое уважение к Акциайоли. Кириак оставил подробные заметки и целый ряд рисунков, однако они были уничтожены пожаром 1514 года в библиотеке города Пезаро . Одно из изображений Парфенона уцелело. Оно изображает храм с 8 дорическими колоннами, точно указано расположение метоп - epistilia, верно изображен фриз с отсутствующей центральной метопой - listae parietum. Здание сильно вытянуто, а скульптуры на фронтоне изображают сцену, не похожую на спор Афины и Посейдона. Это дама 15 века с парой лошадей, вставших на дыбы, в окружении ренессансных ангелов. Само описание Парфенона довольно точное: количество колонн - 58, а на метопах, что сохранились лучше, как верно предполагает Кириак, изображена сцена борьбы кентавров с лапитами. Кириаку Анконскому принадлежит и самое первое описание скульптурного фриза Парфенона, на котором, как он считал, изображены афинские победы эпохи Перикла .

Мечеть

История

Перестройки и отделка

Наиболее подробное описание Парфенона османского периода принадлежит Эвлии Челеби , турецкому дипломату и путешественнику. Он посетил Афины несколько раз на протяжении 1630-1640-х гг. Эвлия Челеби отмечал, что преобразование христианского Парфенона в мечеть не слишком отразилось на его внутреннем виде. Основной особенностью храма оставался балдахин над алтарем. Также он описывал, что четыре колонны из красного мрамора, которые поддерживали балдахин, отполированы до блеска. Пол Парфенона изложен отполированными мраморными плитами до 3 м каждая. Каждый из блоков, которые украшали стены, мастерски совмещен с другим таким образом, что граница между ними незаметна глазу. Челеби отметил, что панели на восточной стене храма настолько тонкие, что способны пропускать солнечный свет. Эту особенность упоминали также Спон и Дж. Велер, предположив, что на самом деле этот камень - фенгит , прозрачный мрамор , который по свидетельству Плиния, был любимым камнем императора Нерона. Эвлия вспоминает, что серебряная инкрустация главных дверей христианского храма снята, а античные скульптуры и росписи покрыты белилами, хотя слой белил тонок и можно разглядеть сюжет росписи. Далее Эвлия Челеби приводит список персонажей, перечисляя героев языческой, христианской и мусульманской религий: демоны, сатана, дикие звери, дьяволы, волшебницы, ангелы, драконы, антихристы, циклопы, чудовища, крокодилы, слоны, носороги, а также Херувим, архангелы Гавриил, Серафим, Азраил, Михаил, девятое небо, на котором находится престол Господа, чаши весов, взвешивающие грехи и добродетели.

Эвлия не приводит описание мозаик, выполненных из золотых кусков и осколков разноцветного стекла, которые позже найдут в ходе раскопок на Афинском акрополе . Однако мозаику вскользь упоминают Ж. Спон и Дж. Велер, более детально описывая изображения Девы Марии в апсиде за алтарем, которое сохранилось от предыдущей христианской эпохи. Они рассказывают и о предании, по которому у турка, что выстрелил в фреску Марии, отсохла рука, поэтому османы решили больше не вредить храму.

Хотя турки и не имели желания защищать Парфенон от разрушения, не имели они и цели и полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжать этот процесс. Однако в целом они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор. Все время, пока Парфенон служил мечетью, мусульманское богослужение происходило в окружении христианских росписей и изображений христианских святых. В дальнейшем Парфенон не перестраивался и настоящий его вид сохранился неизменным с 17 века.

Разрушение

Мир между туркам и венецианцами оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война В сентябре 1687 года Парфенон потерпел самый страшный удар: венецианцы под руководством дожа Франческо Морозини захватили укрепленный турками Акрополь. 28 сентября шведский генерал Кенигсмарк, который стоял во главе Венецианской армии, отдал приказ обстрелять Акрополь из пушек на холме Филопаппу. Когда пушки выстрелили в Парфенон, который служил османам пороховым складом, тот взорвался, и часть храма моментально превратилась в руины. В предыдущие десятилетия турецкие пороховые склады неоднократно взрывались. В 1645 году в склад, обустроенный в Пропилеях акрополя, попала молния , при этом погиб дисдар и его семья. В 1687 году , когда на Афины напали венецианцы совместно с армией союзнической Священной Лиги , турки решили расположить свои боеприпасы, а также скрыть детей и женщин, в Парфеноне. Они могли рассчитывать на толщину стен и перекрытий или надеяться на то, что противник-христианин не будет обстреливать здание, которое несколько веков служило христианским храмом.

Судя по следам обстрела только на западном фронтоне, в Парфенон попало около 700 орудийных ядер. Погибло не менее 300 человек, их останки нашли в ходе раскопок в 19 веке. Центральная часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью и мечетью; крыша в северной части завалилась. Западный фронтон оказался почти невредимым, и Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли в Италию, остальные остались на Акрополе. С этого времени история Парфенона становится историей руин. Свидетелем разрушения Парфенона стала Анна Очерьельм , фрейлина графини Кенигсмарк. Она описала храм и момент взрыва. Вскоре после окончательной капитуляции турок, прогуливаясь по Акрополю, среди руин мечети она нашла арабский манускрипт, что был передан братом Анны Очерьельм в библиотеку шведского города Уппсала . Поэтому после своей двухтысячелетней истории Парфенон больше не мог использоваться как храм, поскольку был разрушен гораздо сильнее, чем можно представить, увидев его сегодняшний вид - результат многолетней реконструкции. Джон Пентланд Магаффи , который посетил Парфенон за несколько десятилетий до начала восстановительных работ, отметил:

С политической точки зрения, разрушение Парфенона нанесло минимальные последствия. Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. Её можно увидеть на первой из известных фотографий храма, созданной в 1839 году .

От разрушения к реконструкции

Среди первых исследователей Парфенона были британцы археолог Джеймс Стюарт и архитектор Николас Реветт . Стюарт первым опубликовал рисунки, описание и чертежи с измерениями Парфенона для Общества дилетантов в 1789 году . Кроме того известно, что Джеймс Стюарт собрал немалую коллекцию античных древностей Афинского акрополя и Парфенона. Груз отправил морем в Смирну, далее след коллекции теряется. Однако один из фрагментов фриза Парфенона, вывезенный Стюартом, нашли в 1902 году закопанным в саду поместья Колн-Парк в графстве Эссекс, который унаследовал сын Томаса Эстла, антиквара, попечителя Британского музея .

До сих пор остается невыясненной и юридическая сторона дела. Действия лорда Элджина и его агентов регулировались фирманом султана. Противоречили ли они ему, невозможно установить, поскольку оригинал документа не найден, известен только его перевод на итальянский, выполненный для Элджина при османском дворе. В итальянском варианте разрешается осуществлять измерения и зарисовывать скульптуры, используя лестницы и строительные леса; создавать гипсовые слепки, откапывать фрагменты, похороненные под почвой во время взрыва. Перевод ничего не повествует о разрешении или запрете снимать скульптуры с фасада или подбирать те, что упали. Доподлинно известно, что уже среди современников Элджина большинство критиковали по крайней мере использование резцов, пил, веревок и блоков для снятия скульптур, поскольку таким образом разрушались уцелевшие части здания. Ирландский путешественник, автор нескольких работ по античной архитектуре Эдвард Додвелл писал :

Я чувствовал невыразимое унижение, став свидетелем того, как Парфенон лишали его лучших скульптур. Я видел, как снимают несколько метоп с юго-восточной части здания. Чтобы поднять метопы, пришлось сбросить на землю защищавший их замечательный карниз. Такая же судьба постигла и юго-восточный угол фронтона.

Оригинальный текст (англ.)

I had the inexpressible mortification of being present, when the Parthenon was despoiled of its finest sculptures. I saw several metopes at the south east extremity of the temple taken down. They were fixed in between the triglyphs as in a groove; and in order to lift them up, it was necessary to throw to the ground the magnificent cornice by which they were covered. The south east angle of the pediment shared the same fate.

Независимая Греция

Зал Дювина в Британском музее, в котором экспонируются Мраморы Элджина
Крайне ограничено видеть в афинском Акрополе только место, где, как в музее, можно посмотреть только великие творения эпохи Перикла... По крайней мере, нельзя допускать, чтобы люди, которые называют себя учёными, по собственному почину причиняли бессмысленное разрушение.

Оригинальный текст (англ.)

It is but a narrow view of the Akropolis of Athens to look on it simply as the place where the great works of the afe of Perikles may be seen as models in a museum… At all events, let not men callins themselves scholars lend themselves tj such deeds of wanton destruction.

Однако официальная археологическая политика оставалась неизменной до 1950-х годов, когда предложение убрать лестницу в средневековой башне в западной части Парфенона резко отклонили. В то же время разворачивалась программа реставрации внешнего вида храма. Еще в 1840-х годах частично восстановили четыре колонны северного фасада и одну колонну южного фасада. 150 блоков вернули на место в стены внутренних помещений храма, остальное пространство заполнили современным красным кирпичом. Больше всего активизировало работы землетрясение 1894 года , которое в значительной мере разрушило храм. Первый цикл работ завершили в 1902 году , их масштабы были довольно скромными, и они проводились под эгидой комитета международных консультантов. До 1920-х годов и долгое время после главный инженер Николаос Баланос работал уже без внешнего контроля. Именно он начал программу восстановительных работ, рассчитанную на 10 лет. Планировалось полностью реставрировать внутренние стены, укрепить фронтоны и установить гипсовые копии скульптур, вывезенных лордом Элджином . В конце концов наиболее значимым изменением стало воспроизведение длинных секций колоннад, которые соединяли восточный и западный фасады.

Схема, на которой цветом обозначены блоки отдельных колонн античной эпохи, Манолис Коррес

Благодаря программе Баланоса разрушенный Парфенон приобрел свой современный вид. Впрочем, с 1950-х годов, уже после его смерти, достижения неоднократно подвергались критике. Во-первых, не осуществлялись попытки вернуть блоки на их первоначальное место. Во-вторых, и это самое важное, Баланос использовал для соединения античных мраморных блоков железные стержни и скобы. Со временем они заржавели и деформировались, из-за чего блоки растрескивались. В конце 1960-х годов в дополнение к проблеме креплений Баланоса ярко проявились результаты воздействия окружающей среды: загрязненный воздух и кислотные дожди повредили скульптуры и рельефы Парфенона. В 1970 году в докладе ЮНЕСКО предлагались самые разнообразные пути спасения Парфенона, в том числе заключение холма под стеклянный колпак. В конце концов в 1975 году учрежден комитет, который осуществляет контроль за сохранением всего комплекса Афинского акрополя , а в 1986 году начали работы по демонтажу железных креплений, примененных Баланосом, и заменили их на титановые. В период -2012 годов греческие власти планируют реставрировать западный фасад Парфенона. Часть элементов фриза заменят копиями, оригиналы перевезут в экспозиции Нового музея Акрополя . Главный инженер работ Манолис Коррес считает первоочередной задачей залатать дыры от пуль, выпущенных по Парфенону в 1821 году во время Греческой революции . Также реставраторы должны оценить ущерб, нанесенный Парфенону сильными землетрясениями и 1999 годов . В результате консультаций решено, что к моменту завершения восстановительных работ внутри храма можно будет увидеть остатки апсиды христианской эпохи, а также постамент статуи богини Афины Парфенос ; не меньшее внимание реставраторы будут уделять следам от венецианских ядер на стенах и средневековым надписям на колоннах.

В мировой культуре

Парфенон является одним из символов не только античной культуры, но и красоты вообще.

Современные копии

Нэшвиллский Парфенон

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.