Лазарева суббота. Святой и Праведный Лазарь Четверодневный

В Зачатьевском монастыре с особым благоговением и любовью почитают святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Почитание этого удивительного святого, друга Божия, восходит к самому началу возрождения обители, когда 10 апреля 1993 года, на Лазареву субботу, в Надвратном храме Нерукотворного Образа Спасителя, первом монастырском храме, переданном сестринской общине, была совершена Божественная Литургия, впервые после семидесяти лет запустения и гонений. Так святой праведный Лазарь стал Небесным покровителем монастыря. Празднуемое в тот памятный день Воскрешение Лазарево прообразовало собой воскрешение монашеской жизни в стенах древнейшей девичьей обители Москвы. Насельницы монастыря обращались в молитвах к святому праведному Лазарю о благодатной помощи в трудах внешних, и еще более во внутреннем молитвенном делании, трезвении и покаянии. Милостью Божией, в 2004 году состоялось паломничество на Кипр и стало возможным поклониться цельбоносным мощам святого Лазаря, друга Господня. Матушка с сестрами имели в душе благочестивое желание хранить в своей обители частицу святых мощей почитаемого святого. С этой целью было даже подготовлено обращение, отправить которое не получилось по обстоятельствам времени, но в «небесной канцелярии» письмо все же было «зарегистрировано», и в 2012 году, через 19 лет после первой Литургии в обители, святой праведный Лазарь благоволил посетить древнюю девичью обитель в своих мощах. В начале июня 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в братскую Кипрскую Православную Церковь, и Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом II в знак братского общения двух Церквей преподнес Его Святейшеству драгоценный дар — икону святого праведного Лазаря Четверодневного и ковчег с большой частицей его святых мощей, с настоятельным пожеланием, чтобы святыня хранилась в большом храме с открытым доступом паломников для поклонения. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Зачатьевский монастырь был избран для принятия ковчега со святыней. 11 июня 2012 года в обители состоялась торжественная встреча делегации Кипрской церкви, сопровождавшей ковчег с частицей мощей святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Вечером совершили Всенощное бдение с литией в честь праведного Лазаря. К 21.00 в соборе собрался сонм московского духовенства (около 100 священников). В конце службы крестным ходом священнослужители и монашествующие вышли на площадь перед святыми вратами монастыря, к памятнику святителя Алексия, митрополита Московского. Весь собор, соборная площадь и площадь перед монастырем были наполнены благочестивыми богомольцами, приехавшими помолиться и приложиться к святым мощам. В благоговейной тишине все ожидали и наконец дождались прибытия святых мощей. С того благословенного дня ковчег с мощами святого Лазаря Четверодневного хранится в монастырском соборе, где перед ним служатся молебны, читается акафист.

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых. Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскресший Лазарь (Ин. 12,1-2, Ин.12,9-11).

С усилением гонений Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископа. Праведный Лазарь стал епископом Киттии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре сохранилось не много сведений. По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Киттийскому.

Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник, он то пропадал, то вновь появлялся. И было еще множество чудесных явлений на том же месте. В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь.
На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами. Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского. В настоящее время в восстановленном храме в Ларнаке святыня выставлена в храме у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного. Можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Святой Лазарь вместе со своими святыми сестрами — праведными Марфой и Марией, является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11:3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12:3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11:31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11:18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11:53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16:31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего » (Ин. 15:24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул ». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен » (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга ”».

Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен » (Ин. 11:3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его » (Ин. 11:11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет » (Ин. 11:12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном » (Ин. 11:13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер » (Ин. 11:14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11:4).

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную » (Ин. 3:36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет » (Ин. 11:25).

Сретенская Духовная Семинария

Просмотрено (1113) раз


Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим. В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой Субботой или Субботой Святого и Праведного Лазаря. Праздник посвящен воспоминанию чуда воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Это чудо было совершено чтобы удостоверить в грядущем воскресении всех умерших.

1. Святой и Праведный Лазарь Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: "Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря" (Ин.11:5). Вера Марфы и Марии, сестер Лазаря, в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе.

2. Событие Праздника "Лазарева суббота" – Воскрешение Лазаря.

О воскрешении Лазаря повествует Иоанн Богослов: "Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий." (Ин. 11:1-4). Иисус знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками "дабы вы уверовали" (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой. "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир."(Ин. 11:25-27). Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и "отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него." (Ин. 11:41-45). Уверовали в Иисуса, как в Мессию, но фарисеи из страха "С этого дня положили убить Его." (Ин. 11:53).

3. Богослужение в праздник "Лазарева суббота".

3.1. Воскресные тропари по Непорочных.

На утрени в этот день поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим".

Текст песни Воскресные тропари по Непорочных:

Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.
Слава…
Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи.
И ныне и присн и вовеки веков. Аминь.
Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси. Падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

3.2. Елицы во Христа крестистеся.

На Литургии вместо "Святый Боже" поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа".

Текст песни Стих Елицы во Христа крестистеся:

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Во Христа облекостеся. Аллилуиа.
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.


3.3. Тропарь Празднику Вход Господень в Иерусалим, глас 1-й (Тропарь Лазаревой субботы).

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

3.4. Кондак Лазаревой субботы.

Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.

4. Жизнь Св. Лазаря Четырехдневного после Воскрешения.

Воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного (Ин.12:1).
После убиения св. архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св. Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без весел. По Божию Произволению лодка приплыла к о. Кипр, где в городе Кидонии св. Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был епископом в этом городе, рукоположенный в сей сан апостолом Варнавой.
Пресвятая Богородица прибыла на о. Кипр, где встретилась со св. Лазарем. Здесь Она поведала Ему о Своем пребывании на Афонской Горе и поднесла дары, нарочно для него собственноручно сделанные – омофор и нарукавницы. Недолго пробыв на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Пресвятой Богородицы св. Лазарь четверодневный пребывал епископом на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чем ревностно помогали ему сестры Мария и Марфа. Св. четверодневный Лазарь скончался на острове Кипр.
При императоре Льве Философе (886–911 гг.) мощи св. Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград. Память св. Лазаря четверодневного празднуется Святой Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение его мощей с о. Кипр в Царьград.

5. Молитва святому праведному Лазарю.

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

6. Молитва Лазареву Воскрешению.

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источники информации.

Http://www.pravmir.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.pravoslavie.ru
- http://pravicon.com/

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь праведного Лазаря четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ ЛАЗАРЮ И ЕГО ВОСКРЕШЕНИЮ

Молитва Лазареву Воскрешению

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси.
И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе.
Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов, Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.
И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго.
И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ ЛАЗАРЕВУ ВОСКРЕШЕНИЮ

Кондак 1

Икос 1








Кондак 2

Видяще сестры праведнаго Лазаря Марфа и Мария, яко брат их лютою болезнию зело страждет, не предашася унынию, не впадоша в отчаяние, но к Тебе, Господи, Целителю недугов, со упованием посласте, с верою глаголюще: “Господи, се егоже любиши, болит”. Сему последующе, и мы во всяком обстоянии да не предадимся унынию, но с упованием да вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разум чист имеша ученицы Твои, Господи, обаче не разумеша, почто абие не пошел еси в Вифанию к другу Твоему Лазарю исцелити его, егда приял еси весть о лютем недузе его, но рекл еси пришедшим от Марфы и Марии: “сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради”. Мы же ныне ведуще, яко хотел еси сокровенную глубину веры и любве их явити, и большее чудо пред страданиями Своими совершити, с любовию зовем:
Иисусе, любве полный, любящия Тя сердца святых сестер Лазаревых испытуяй
Иисусе Всеблагий, болезнию братнею к чаянию велия Славы Божия тех обращаяй
Иисусе, велий в чудесех Своих, хотяй над Лазарем всему миру Славу Свою явити
Иисусе, Дивный в советех Своих, положивый в Вифании величия Своя совершити
Иисусе, смерти не сотворивый, скорбящим сестрам Лазаревым не боятися смерти брата повелевый
Иисусе, к смерти волею грядый, сомнящимся учеником победу над смертию явити восхотевый
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение

Кондак 3

Силою Божества Твоего ведуще, яко належит Ти прежде Креста Твоего, Всеблагий Господи, явити над Лазарем силу Свою, да сущии с Тобою ученицы не устрашатся страданий Твоих и уразумеют из мертвых Воскресение Твое. Сего ради, услышав, яко болит Лазарь, друг Твой, не поспешил еси исцелити его, пребыл на немже бе месте два дни, да боголюбивыя сестры его и пред лицем смерти брата своего пребудут верою и любовию горяще, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще предведение Божественное, Всеблагий Господи, Ты рекл еси учеником Твоим: “Идем в Иудею паки”, и потом: “Лазарь друг наш успе, но иду, да возбужу его”. Егдаже ученицы не разумеша, мняще, яко о успении сна его глаголеши, тогда необинуяся рекл еси: “Лазарь умре. И радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо, но идем к нему”. Тогда Фома, видев, яко ученицы страх имут во Иудею идти, яко ныне уже искаху Иудеи камением побита Тя, со дерзновением рече им: “идем и мы, да умрем с Ним”, научающе и нас без страха последовати Тебе и воспевати тако:
Иисусе, друже Лазарев, друга Твоего от смертнаго успения возставити грядый.
Иисусе, Вифании похвало, и весь Лазареву радость и воскресение несый.
Иисусе, Любы Неизреченная, плач и рыдания сестер Лазаревых услышавый.
Иисусе, Милосте Безконечная, овча свое бездыханное оживити изволивый.
Иисусе, с Лазарем в Вифании погребенным, погреби моя лютыя прегрешения.
Иисусе, с Марфиными и Марииными слезами приими о гресех моих тяжкая воздыхания.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 4

Бурю внутрь имуще помышлений сумнительных, Марфа и Мария горько проливаху слезы над гробом Лазаря, поминающе со скорбию обетование Твое, яко болезнь Лазарева не к смерти есть, но к славе Божией, зане тыя лишени уже быша прежния надежды, зряще брата своего во гробе пребывание и тела его разрушение и смердение. Ты же, Господи, об ону страну Иордана ходяще, глаголал еси учеником Своим: Радуются, друзи мои, вас ради, яко не бых тамо, да увесте, яко вся могу, Бог сый. Идем убо оживити его, яко да смерть яве ощутит сего победу и совершенное разрушение, да воспоете со всеми верными: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав святая праведная Марфа, яко Ты, Господи, в Вифанию грядеши, четыре дни Лазарю во гробе уже бывшу, изыде во сретение Тебе, Марии же дома сидевшей, и глаголаше Тебе, утешения ищущи: “Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просиши у Бога, даст Тебе Бог”. Сию веру скорбныя сестры Лазаревы в велицей печали ея видевше, со умилением в души зовем Тебе:
Иисусе, к четверодневному мертвецу стопы Своя направивый, посети и мене во гробе отчаяния сущаго.
Иисусе, в Вифанию пришедый прияти в любовь Свою скорбящия сестры, приими и мене заблудшаго.
Иисусе, Марфу многотрудную беседою Своею утешивый, утеши и мене о гресех скорбящего.
Иисусе, Марию с чаянием дома сидевшую не забывый, не забуди и мене во уныние впадшаго.
Иисусе, смерть, трепетати начинающую, пришествием в Вифанию устрашивый, смерти вечней не предаждь мя.
Иисусе, ад горький топтанием ног Твоих, к Вифании грядущих, страха исполнивый, адских мук избави мя.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 5

Боготечней звезде нощный мрак разгоняющей подобно бысть предречение Твое, Господи, егоже, яко Владыка живота и смерти, изрекл еси Марфе, глаголющи: “Воскреснет брат твой”. Она же, яко еще немощная в вере, колеблющеся веровати, яко брат ея может ныне по слову Твоему из мертвых возстати, глагола Тебе: “Вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день”. Мы же недостойнии Тебе Победителю смерти с верою вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев, яко сердце святыя Марфы, печалию пораженное о смерти Лазаря, не может еще веровати, яко и ныне, Господи, Ты силен еси из мертвых воскресити его, Ты рекл еси со властию, яко животом и смертию повелеваяй, желающи возбудити ю от таковаго малодушия: “Аз есмь Воскресение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет”. Мы же сему Божественному обетованию внемлюще, и живот вечный улучити хотяще, со упованием зовем Ти:
Иисусе, пришедый в Вифанию проповедати Воскресение, воскреси мя во страстех всего истлевшаго.
Иисусе, предвозвестивый Марфе Лазарево воскрешение, воззови мя от многих грехов возсмердевшаго.
Иисусе, обновивый веру Марфы в Воскресение, обнови душу мою умершвленную грехми.
Иисусе, призвавый всех нас уповати о умерших, просвети жизнь нашу омраченную страстьми.
Иисусе, живыми и мертвыми обладаяй, не предаждь мя горькой смерти в преисподней вечно мною обладати.
Иисусе, живот вечный нам даровавый, подаждь ми наследие блаженное на небесех восприяти.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам свое Воскресение.

Кондак 6

Проповедница Твоего, Христе, Божества явися святая Марфа, во исповедании своем Петру, Верховному Апостолу Твоему, равная: сия бо, егда вопрошена бысть от Тебе, емлет ли веру, яко всяк веруяй в Тя, аще и умрет, жив будет, глагола Тебе: “Ей, Господи, аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый”. Мы же сему исповеданию с благоговением внемлюще, с верою и любовию вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия новый свет веры и надежды у святыя праведныя Марии, дома в скорби сидевшей, егда прииде к ней сестра ея Марфа и тайно от пришедших ко ея утешению иудей возвести ей о Твоем, Святый Господи, пришествии, глаголюще: “Учитель пришел есть и глашает тя”. Та же, слышавши сие, возста и скоро пришедше падше, поклонися Тебе и лобызающе пречистии нози Твои и утешения ищущи, глаголаше Тебе со слезами:
“Иисусе, живота Начальниче, аще был бы еси зде, не бы умерл мой брат”.
Иисусе, смерти Разрушителю, аще бы пришел еси семо, не бы лежал Лазарь четверодневный во гробе.
Иисусе, Утешителю Добрый, утеши в скорби сущую душу мою.
Иисусе, Учителю Благий, научи мя творити волю Твою.
Иисусе, Наставниче безнадежных, настави мя с надеждою и терпением нести крест мой.
Иисусе, Прибежище сирых, даждь ми при ногу Твоею обрести в скорби моей покой Твой.

Кондак 7

Хотящей Марии излити при ногу Твоею вся чувствия своя о Лазареве лишении и любовь к Тебе, Господи, Ты же увидев ю плачущуюся, и пришедшии с нею иудеи плачущия, огорчился еси духом и возмутился еси, человеческое показуя, и прослезился еси Сам, да и мы немощнии, в скорбех суще со дерзновением припадше к Тебе, изливаем в немощи из глубины души слезы своя, и со умилением вопием Тебе прослезившемуся о наших скорбех: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и неизреченное снисхождение и человеколюбие крайнее явил еси, Сладчайший Иисусе, егда зря Мариины слезы, прослезился еси Сам. Иудеи же неции, видяще, яко о Лазаре плачеши, глаголаху: “Виждь, како любляше его”. Друзии же, в окаменении душ и сердец суще, не восхотеша разумети Божественное сострадание Твое немощем нашим, мняху самому Тебе немощну быти и глаголаху в Твое посмеяние: “не можаше ли Сей, Отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет”. Мы же прославляя человеколюбие Твое, от души вопием Тебе:
Иисусе, слезы о Лазаре с сестры его источивый, струями слезными очисти грехи мои.
Иисусе, Марфины и Мариины слезы утоливый, плачем Своим утоли печали моя.
Иисусе, трости сокрушенныя не преломивый, богозданный храм души моея не сокруши во мне.
Иисусе, льна курящася не угасивый, горящий светильник веры и любве не погаси во мне.
Иисусе долготерпеливый, немощем нашим даже до конца спострадавый, в немощи моей укрепи мя.
Иисусе человеколюбивый, даже до возскорбения за ны и до слез снизшедый, вечнаго плача исхити мя.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 8

Странно бе вопрошание Твое, Христе Спасе, егда всем плачущим, Ты о Лазаре вопрошал еси: “Где положисте его?”, зане, яко Бог вся ведый, Ты предрекл еси смерть его, како же ныне, бездна сый ведения, не веси где погребен есть друг Твой? Обаче ныне вопрошаеши не неведый, уведети хотяй, но яко человек, человечески глаголя, хотяй скорбящия сестры Лазаря утешити и сего ради гроб его посетити. Таковое человеколюбное снисхождение Твое славяще, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сый Любовь, Весь сый желание наше, Господи Иисусе, Ты, пришед на гроб Лазарев, паки претя в себе о жестосердии тамо бывших, повелел еси взяти камень от гроба, да возсмердением смерти заградятся уста неверных. Марфа же, паки являющи немощь естества человеческаго, глаголюще Тебе: “Господи, уже смердит, четверодневен бо есть”. Обаче Ты паки укрепил еси ю в малодушии ея, глаголюще: “не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши Славу Божию”. Мария же, зряще камень отвален от гроба, в притрепетном чаянии пребываше, веру в молчании соблюдающи, и точию в сердце глаголюще:
Иисусе, ко гробу друга Лазаря пришедый, очисти ум мой от сумнений неверных.
Иисусе, Славу Божию явити восхотевый, сохрани сердце мое от похотей скверных.
Иисусе, камень от гроба Лазаря отвалити повелевый, отвали камень жестосердия от гроба души моея.
Иисусе, глаголом уст Твоих вся силы ада устрашивый, не устраши мя явлением обетованныя Славы Твоея.
Иисусе Кротчайший, кротко гробу Лазаря представый, кроткою душею сподоби мя Твое пришествие ощутити.
Иисусе Сладчайший, мертвеца смердяща во гробе узревый, смиренным нравом подаждь ми Твою благодать лицезрети.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 9

Все естество Ангельское смятеся, егда Ты, Чудотворче Господи, являя Славу Свою, яко Единородного от Отца, пред лицем множества народнаго хвалу воздал еси Небесному Отцу, глаголя: “Отче, благодарю Тя, яко услышал еси Мя”, и сия рек, гласом велиим воззвал еси: “Лазаре, гряди вон” и егда бездыханный повеление Твое послушав, абие одушевлен от смерти возста и изыде укроем рукама и ногама обязан, да чудо сие зряще, вся колена небесных и земных и преисподних Тебе Победителю смерти преклонятся, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 9

Витии богоглаголивии, аще и много глаголют, но не возмогут достойно прославити велие и страшное чудо Твое, Господи, егда Ты Лазаря Четверодневнаго от мертвых воздвигл еси, да Марфу и Марию, с нимиже и всех нас в вере и надежде Воскресения и безсмертия души утвердиши. Сего ради мнози от иудей к Марии пришедших, видевше, яже Ты сотворил еси в Вифании, вероваша в Тя, яко в Сына Божия и радостно принесоша Тебе похвалы сицевыя:
Иисусе, Лазаря мертва Четверодневна воскресивый, и мене умерша страстьми воскреси.
Иисусе, друга Твоего повойми связана разрешивый, и мене связана узами греха разреши.
Иисусе, мертвеца смердяща от гроба свободивый, и мене из гроба отчаяния изведи.
Иисусе, агнца любимаго от пропастей ада исхитивый, и мене от вечныя тьмы кромешныя сохрани.
Иисусе, повелением Живоноснаго гласа Твоего воздвигнувый смердящаго, и мене истлевшаго страстьми Словом Твоим оживи.
Иисусе, всесильною крепостию Твоею Лазаря Четверодневна возставивый, и мене общника тридневнаго Воскресения Твоего покажи.
Иисусе, Лазаря, прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 10

Спасти восхотел еси вся, Христе Спасе, обаче, сынове тьмы, зряще умершаго Лазаря, гласом Твоим от тления возставша, не восхотеша в ожесточении сердец своих уверовати в Тя, и нецыи от них поидоша к первосвященником и фарисеям, и возвестиша им, яже Ты сотворил еси в Вифании. Мы же безумию их не вдающеся, но в общее Воскресение по обетованию Твоему верующе, Тебе, Живодавцу и Спасителю нашему велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превсчный, Иисусе! Стены каменныя твердо быша первосвященницы иудейстии, егда услышавше, каковое страшною чуди сотворил еси в Вифании, совет восприяша на Тя, глаголюше: “Что сотворим, яко Человек Сей многа знамения творит”. Един же от них, Каиафа, архиерей сый лету тому, рече, яко уне есть, да Един Человек умрет за люди своя, а не весь язык погибнет. И от того убо дне совещаша, да убиют Тя, Христа Своего и Владыку, вкупе же и Лазаря, яко мнози его ради прихождаху от иудей и вероваху в Тя. Сего ради вопием Ти сице:
Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, Лазаря ради, яко агнец незлобивый на заклание приуготовленный.
Иисусе, Спасе наш, человеки судимый, от Каиафы за люди умрети неволею предреченный.
Иисусе, на беззаконном соборище вкупе с Лазарем на смерть осужденный, не осуди нас на судище Твоем.
Иисусе, в верной Вифании, в дому Лазаря печаль на радость преложивый, помяни нас во Царствии Твоем.
Иисусе, Креста предначинание в Вифании совершивый, силою Креста Твоего сохрани нас.
Иисусе, льстивых фарисеев чудесы своими устрашивый, воскресением Лазаря возвесели нас.
Иисусе, Лазаря прежде Страсти Твоея из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 11

Пение всеумиленное да принесет Тебе, Христе Спасе наш, Вифания верная и Тобою любимая, яко в радость Ты преложил еси печаль ея, Лазаря, воспитание ея, из гроба воздвизая, и да не сетует, яко на малое время Ты отшел еси во Ефрем порицаемый град близь пустыни, идеже ходил еси со ученики Своими, первосвященником заповедь давшим, да имут Тя. Мы же, удивляюшеся Твоему о ученицех пред страдании Твоими попечению, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий и неизреченный осия Вифанию, егда прежде шести дней бытия Пасхи Ты паки пришел еси в весь сию, Сладчайший Иисусе, идеже любящия Тя сотвориша Тебе преславную вечерю, Лазарево воскрешение с радостию и благодарением воспоминающе. Бе же ту и Лазарь един от возлежащих, Марфа же с любовию многою паки служаше Тебе, Мария же от избытка радости, любве и благодарения, приемше литру мира нарда чиста многоценна, помаза пречистии нози Твои, и власы своими отираше я, и храмина исполнися вся от вони масти благовонныя. Мы же недостойнии, в радость оных блаженных сообедников Твоих проникнути желающе, со умилением многим вопием Тебе таковая:
Иисусе, с мертвецем воскресшим разделивый трапезу, даждь ми выну наслаждатися вечныя Твоея вечери на небеси.
Иисусе, Лазаря по воскрешении его небесною радостию исполнивый, сподоби мя небесныя мыслити на земли.
Иисусе, Марфу трудолюбную се уже второе на вечери послужити Тебе удостоивый, приими мя на Твое служение.
Иисусе, Марию, Божиею любовию горящую, нози Твои миром помазати сподобивый, даждь ми духа любве пламенение.
Иисусе, Вифанию странноприятием Тя на вечери зело возвеселивый, возвесели мя посреде трудов отдохновением.
Иисусе, Марфины слезы и Мариин плач Лазаревым возстанием скоро утешивый, утеши мя в скорбех Твоим посещением,
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 12

Благодать велию даровал еси, Христе, воскрешением Лазаря благословенней Вифанийстей веси, восприявшей Тя. Наутрие сретают Тя в Иерусалиме крест, злохуление, и поношения от злобных фарисей, завистию дышащих, здесь же Ты обрел еси прежде креста любовь, радость, и мир о Дусе Святе. Сего ради да будет Тебе похвала вечная, Вифание, яко Зиждителя странноприяти сподобилася еси: благоуготовися, украси божественне твоя входы, расшири преддверия твоя, да и мы с тобою воспоем прославившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое из мертвых Лазарево воскрешение, поклоняемся величию дел Твоих, Христе, прославляем вседержительство Твое и крайнее снисхождение с неизреченным человеколюбием Твоим и веруем с Марфой, яко воистину Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый, с Марией же приседим при ногу Твоею, внимающе единому на потребу Божественному Слову Твоему, и сподоби нас молитвами праведнаго Лазаря, друга Твоего, видети Твою светлую над смертью победу, и живоносное Воскресение Твое вопиюшим Тебе тако:
Иисусе, ада Победителю, с Лазарем Четверодневным из тьмы кромешныя греха изведи мя.
Иисусе, смерти Низложителю, с другом Твоим умершим к жизни и воскресению паки воззови мя.
Иисусе, Лазаря на острове Крите от злобы фарисейския спасый, имиже веси судьбами спаси мя.
Иисусе, тамо его от Апостол во епископа поставивый, от Церкви Твоея не отлучи мя.
Иисусе, томуже омофор рукама Богоматери истканный вручивый, под кровом Ея сохрани мя.
Иисусе, Лазаря посещения Пречистыя во днех плоти Ея удостоивый, Тоя предстательства не лиши мя,
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 13

О, Сладчайший Иисусе, всех Радосте, Свете Тихий, Живот мира и Воскресение наше! Приими от нас, якоже от Марфы и Марии сие малое благодарение наше о Воскрешении Лазаря от всея души Тебе приносимое, и сотвори ны общницыбыти того из гроба возстания, да всесильным Словом Твоим воздвигнеши и нас от всякаго падения греховнаго и смерти вечныя, и сподобиши ны получити наследие неувядаемое на небесех, идеже со всеми святыми да воспоем Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангельския силы в радостный трепет приидоша, зря Твое, Сладчайший Иисусе, в Вифанию пришествие, идеже Ты, не имеяй где главу подклонити и злобою иудейскою везде гонимый, всегда обретал еси по трудех благовестия покой душевный, мир, любовь и тишину у друга Твоего Лазаря, егоже и Сам до конца возлюбил еси с сестры его Марфою и Марией, яко тии всегда с верою и любовию служаху Тебе, слушающе при ногу Твоею Слово Твое. Таковое человеколюбное снисхождение Твое воспоминающе, со умилением сердечным вопием Тебе:
Иисусе, Любы Предвечная, до любве к человеком до конца низшедый.
Иисусе, Милосте Безмерная, Лазаря с сестры его в любовь Свою приявый.
Иисусе, благословенный дом Лазаря во днех плоти Своея с любовию посещавый.
Иисусе, Божественным Словом Твоим любящая Тя души тамо в сладость, много насыщавый.
Иисусе, Вифанию, отечество Лазаря, местом покоя Твоего избравый.
Иисусе, велия дела силы и любве тамо прежде Креста Твоего явивый.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе: Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

В 2017 году Русская Православная Церковь отмечает Лазареву субботу 8 апреля – это переходящий праздник в воспоминание воскрешения праведного Лазаря. «Прихожанин» в рубрике «Святое Писание в фактах и иллюстрациях» вкратце рассказывает историю святого.

Икона св. прав. Лазаря

Хотя история воскрешения Лазаря упоминается лишь в одном Евангелии – от Иоанна, –но факт этого чуда, равно как и сам образ святого праведного Лазаря Четверодневного, имеют особое значение для верующих. Воскресив Лазаря за 6 дней до Святой Пасхи, Христос тем самым показал всему миру, что каждого верующего ждет воскресение. Чудо Лазаря – это шаг к самому Христову Воскресению. Недаром же в Евангелии от Иоанна Иисус, получив весть о смертельной болезни Лазаря, произносит: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). Интересно, что на иврите имя Лазаря произносится как Елеазар – в буквальном переводе «Бог мне помог».

Город Вифания

Перед вами картинка селения Вифании – места, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Вифания находилась в 3 километрах от Иерусалима на юго-восточном склоне Елеонской горы – как раз на пути из Иерихона в Иерусалим. Христос не раз гостил у Лазаря, которого Он называл Своим другом. Именно в Вифании Христос благословил Своих учеников перед Вознесением. Здесь Он находился и в последние дни перед Распятием. Здесь, в доме Симона прокаженного, Мария, сестра праведного Лазаря, помазала ноги Христа миром и отерла их своими власами. Сейчас на месте древней Вифании находится небольшое мусульманское поселение, которое по-арабски называется Эль-Азария.

Христос и святой Лазарь

Воскрешение святого Лазаря

Святого праведного Лазаря неслучайно называют Четверодневным – к моменту, когда Христос пришел в Вифанию, умерший Лазарь уже четыре дня находился в каменном гробу. Но Христос сотворил чудо: «Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким гласом: Лазарь! Изыди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 38–44).

Воскрешение Лазаря очень значимо не только для христиан. Две тысячи лет назад, когда Иисус воскресил его из мертвых, это чудо совершило переворот в умах и сердцах людей. Недаром после этого события «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11).

На месте погребения святого праведного Лазаря за прошедшие столетия не раз строили и перестраивали храмы и церкви: сначала крестоносцы, потом монахи-францисканцы, бенедиктинцы. В наши дни на этом месте находится мусульманская мечеть, и арабы-мусульмане берут плату в один доллар с христианских паломников, желающих спуститься вниз по каменным ступеням в квадратную пещеру, чтобы своими глазами увидеть ложе, на котором четыре дня пролежало тело святого праведного Лазаря.

Город Ларнака, остров Кипр

Икона св. прав. Лазаря

А это – город Ларнака на острове Кипр. На этом месте три с лишним тысячи лет назад находился город-государство Китион. Сюда в 33 году от Р.Х. перебрался святой праведный Лазарь. Для него этот переезд был вынужденным. На христиан начались страшные гонения, святой мученик Стефан был побит камнями, многие ученики и последователи Христа были вынуждены покинуть Иудейские земли и искать спасения в других странах. Лазарь отправился на Кипр, и здесь, в Китионе, он прожил до 63 года по Р.Х., когда в возрасте 60 лет и отошел к Господу во второй раз. Известно, что апостолы Павел и Варнава, побывавшие на Кипре в 45 году, положили Лазаря в сан епископа.

К сожалению, мы мало что знаем о его жизни и епископском служении на Кипре. Есть лишь несколько церковных преданий. Одно из них рассказывает о том, как Лазарь, который очень переживал, что не может после отъезда из Иудеи видеть Матерь Божию, пригласил Ее к себе, послав за Нею корабль. Пресвятая Богородица вместе с некоторыми учениками отправилась в морской путь. По дороге Она побывала на Святой Горе Афон. А на Кипр привезла святому Лазарю в подарок связанный ее руками архиепископский паллиум.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

Гробница святого Лазаря

Мощи святого Лазаря

Самой большой достопримечательностью Ларнаки в наши дни является церковь Святого Лазаря, построенная на месте его гробницы. Поразительно, что после смерти святого его мощи загадочным образом исчезли почти на восемь с половиной столетий. Лишь в 890 году в маленькой церквушке, которая находилась на том месте, где сейчас расположен большой храм Святого праведного Лазаря, был найден каменный саркофаг с надписью «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, друг Христа». Узнав об этой находке, тогдашний император Византии Лев VI Мудрый приказал доставить мощи святого Лазаря в Константинополь. Жители Китиона вынуждены были исполнить волю императора, но оставили себе часть святых мощей. Благодаря этому теперь все христиане могут поклониться этой реликвии. В наши дни сохранившиеся мощи святого находятся в специальном серебряном ковчеге в центре красивейшей церкви Святого Лазаря, построенной в IX веке.