Дочь исиды. Древнеегипетская богиня исида

Чудотворные слова: богиня исида молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Богиня ИСИДА. Ред. В те давние времена, когда цивилизация Атлантиды была в самом расцвете, прекрасный благоприятный климат, высокие вибрации Земли позволили Жить нам, Богам и Богиням в плотном теле человека. Мы познавали вашу жизнь, но и обучали вас, людей. Учили любить, отдавая, благодарить ГОСПОДА за Дар Жизни. Эту Оду Я сочинила в Своем сердце, вложила всю гамму чувств Своих, всю Мою Любовь к ГОСПОДУ. Я Жила ИМ всегда. Мы общались с Ним как с самым Дорогим что есть в Нашей Жизни. И Господь всегда нас всех одаривал Своей безграничной Великой Любовью.

Моя Ода ГОСПОДУ! Смысловой перевод.

ГОСПОДЬ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВЕЛИКИЙ, Славлю Тебя!

Все, что Сотворено Тобой, прекрасно.

О каждой Душе ТЫ Знаешь и каждую Душу Светом Своим согреваешь.

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ, Славлю Тебя!

Ты Дал нам Жизнь, вдохнул и запечатал Огонь Любви Своей,

И в сердце нашем горит Твоя Любовь, огонь не угасает, давая Жизнь и Свет.

ГОСПОДЬ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ТЫ Создал Вселенные – всюду Жизнь Твоя.

Создал ТЫ звезды и миры прекрасные – Это все ТЫ,

Куда бы взор мы свой не обратили, везде Твоя Любовь и Сила.

О БОГ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

О Мой ГОСПОДЬ НЕПОСТЕЖИМЫЙ, Славлю Тебя!

Прошу Тебя, Великий БОЖЕ, не покидай Меня, когда Мой дух ослабнет.

Дай силы Мне, ВЕЛИКИЙ БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И Я тогда смогу сполна всю Себя Тебе отдать,

Чтоб насладился ТЫ Моею к Тебе Любовью.

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Я Тебя!

Мой ГОСПОДИН, Мой ПОВЕЛИТЕЛЬ, ТЫ наша Жизнь,

ТЫ Свет Великий, Моя Душа и Жизнь Моя,

Лишь одному Тебе принадлежу, Один лишь ТЫ надо Мною ПОВЕЛИТЕЛЬ,

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Мой ГОСПОДЬ.

Нет никого Прекрасней и Могущественней, Чем ТЫ, Мой Повелитель.

Сияй Великим Светом в Душе, Мой БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И никогда Твой Свет не угаснет, ведь ТЫ БЕССМЕРТНЫЙ, ВЕЧНЫЙ

Пусть Моя Ода согреет ваши сердца, ваши души, очистит от страха, сомнений и лжи, от демонов, что терзают ваши души. Я всю силу Своей Любви в эти строки вложила, чтоб Светом Своим вас всех наполнить. Пусть Мои слова станут огромным притяжением Божественного Света и Любви. Пусть воссияет аура ваша и аура вашей Земли, очистится, и благодатью наполнится, покоем.

Богиня исида молитва

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА КАК БОГИНЯ ЛЮБВИ

Исида-Астарта. Исида-Инанна. Исида-Афродита. Эти три божества символизируют чувственные и романтические аспекты культа Исиды. Согласно мифу, Исида и Осирис впервые соединились еще в чреве своей матери, движимые непреодолимой страстью. Их союз, одновременно романтический и эротичный, был моделью образцового брака для древних египтян. Будучи супругами, они дали своему народу все искусства и ремесла цивилизации: сельское хозяйство, музыку, строительство, ткачество, письменность, пивоварение. Разделенные трагедией, Исида и Осирис поддерживают связь друг с другом даже за гранью жизни и смерти.

Осирис и Исида

История о смерти и расчленении Осириса как будто отрицает чувственность их союза, но на самом деле она предоставляет возможность для возрождения, а точнее - для восстановления жизнетворной силы фаллоса и зарождения новой жизни. Это резко контрастирует с другими мифами, например о Кибеле, где ради духовного благословения от человека требовалось жертвование собственной плотью.

Действия Исиды после смерти Осириса, когда она возвращает его к жизни на достаточно долгий срок, чтобы зачать Гора, воспринимаются некоторыми авторами как свидетельство того, что Исида побуждала своих последователей к сексуальной агрессивности.

Внешние дворы храмов Исиды иногда подвергались осуждению как места, предназначенные для тайных встреч любовников. В то же время многие почитатели и особенно жрецы Исиды давали обет целомудрия и воздерживались от интимных отношений в течение долгого времени. Одна жрица поклялась Исиде, что останется девственной до самой смерти; есть также свидетельства того, что многие женщины давали десятидневный обет воздержания перед праздником в честь богини.

Кибела, древняя богиня-мать, требовавшая человеческих жертвоприношений

При исследовании мифологии в целом становится ясно, что лишь немногие божественные супруги испытывали страстную любовь друг к другу, особенно в пантеонах стран Северной Европы и Скандинавии. В египетской мифологии боги и богини наделены сильными индивидуальными чертами, но среди них нет супругов, испытывающих друг к другу такие же чувства, как Исида и Осирис. Их зеркальным отражением является несчастный брак Сета и Нефтиды, которая не любит своего мужа и томится по Осирису.

ИСИДА И ЛЮБОВНЫЕ ЗАКЛЯТЬЯ

Нет сомнения в том, что Исида слышит молитвы с просьбами о любви и отвечает на них. Обращаясь к Исиде с просьбой о прочных и счастливых отношениях с партнером, вы доверяетесь ее воле. Но как быть с любовными заклятиями, обращенными к конкретному человеку? Очевидно, что они неэтичны, так как нарушают принцип свободы воли. Следует ли воздерживаться от подобных вещей? Мы полагаем, что да. Если вы стоите перед алтарем и обращаетесь к Исиде с просьбой о любви, но втайне надеетесь, что она удовлетворит ваше желание к конкретному человеку, то вы на самом деле творите любовное заклятие, направленное на этого человека. Можно сколько угодно делать вид, что это не входило в ваши намерения, но вы все равно будете лукавить.

Гравюра знаменитой Венеры Милосской, XIX в. Венера/Афродита часто ассоциировалась с Исидой

Молитва для неразделенной любви

О великая Исида,

Услышь мою молитву.

Знай, что в глубине моего сердца

Пылает огонь любви к___.

Пути сердца неисповедимы,

И я обращаюсь к тебе за советом и поддержкой.

Если моя любовь к___

Кажется истинной в твоих глазах,

Дай ____ знать, что меня радуют его (ее) взгляды,

Дай ему (ей) знать, что меня восхищают его (ее) речи,

Дай ему (ей) знать, что я томлюсь по прикосновению его (ее) рук

И хочу любви и счастья для нас обоих.

Если мое чувство неприятно для___,

Пусть мое сердце освободится от желания к нему (к ней);

Если ты находишь мою любовь недостойной,

Освободи мое сердце от нее,

Возьми ее силу - это мой дар тебе.

Пусть будет новая радость

И свобода от всякой печали.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

Соберите несколько предметов - фотографий, писем или других вещей, напоминающих вам о любимом человеке (или о том, кого вы хотели бы полюбить). Это может быть реальный человек, которого вы знаете, исторический персонаж, киноактер или образ «идеального партнера», созданный в вашем воображении. Более того, не обязательно, чтобы изображения или предметы напоминали об одном человеке; будет даже лучше, если они напоминают хотя бы о трех разных людях.

Посмотрите на предметы. Решите, какой аспект каждого образа больше всего привлекателен для вас. Возможно, фотография кинозвезды отражает ваш идеал физической формы, а цитата из любовной лирики соответствует вашему представлению о том, как лучше всего должен выражать ваш избранник свои чувства. Сувенир, оставшийся от первого свидания, может напоминать вам о первых моментах влюбленности, о тех чувствах, которые вы хотели бы испытать вновь. Один человек привлекает вас своей честностью, другой - выдающимся трудолюбием. Просите обо всех качествах, которые вы хотите видеть в своем партнере. Если у вас на примете есть человек, обладающий большинством этих качеств, пользуйтесь его образом для их воплощения, но с оговоркой, что вы ищете партнера, похожего на этого человека, а не его самого.

Выберите аромат благовония или духов, напоминающий вам об «идеальном партнере». Примите душ или ванну и оденьтесь так, словно готовитесь к встрече с любимым человеком. Воскурите благовоние (в качестве альтернативы можно воспользоваться духами), зажгите свечу и встаньте перед выбранными предметами. Глубоко подышите, каждый раз немного задерживая дыхание на вдохе.

Ты, кто направляет любящие сердца,

Прошу тебя, в твоей славе и мощи

Окинь землю своим божественным взором

И дай мне знать о том,

Кто будет приветствовать мою любовь.

(Выберите соответствующие строки.)

Кто напоминает обликом___,

Кто обладает [качество]___,

Кто вернет мне чувство, которое я знала с___,

(Добавьте дополнительные строки, если это необходимо.)

Загляни в мою душу и сердце,

Дай знать, что принесет мне истинную радость,

Позволь мне любить того, кто ответит на мою любовь,

Позволь мне обнять того, кто обретет счастье в моих объятиях.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

В цикле мифов о богах-олимпийцах можно найти немало примеров похоти, насилия и браков по расчету, но истории о настоящей любви между богами встречаются довольно редко. Исключение составляет история Эроса и Психеи, упоминаемая Апулеем в связи с культом Исиды, когда он пишет о своем посвящении в мистерии Исиды и Осириса.

Эрос и Психея

В этой истории прекрасная Психея становится женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходит к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна видеть его без покрова. В течение некоторого времени Психея наслаждается близостью с Эросом, но потом ревнивые сестры убеждают ее, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают ее к убийству мужа. В одну роковую ночь Психея зажигает лампу, чтобы увидеть монстра, но вместо этого видит прекрасного юношу. При виде его красоты ее охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке, и в ужасе убегает прочь.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Пер-сефоны шкатулку с частицей ее красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персе-фоны, Психея открывает ее в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера принять его сторону в споре с сердитой Венерой. В конце концов им удается умиротворить Венеру. Психея и Эрос сочетаются браком, и вскоре у них рождается дочь, которую называют Наслаждением. Полный текст мифа, с подробными комментариями, см. в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие

* Эрих Ньюманн, «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Писхея возвращается из Нижнего Мира со шкатулкой, которую Венера/Афродита приказала ей взять у Персефоны

Соседство религии с романами о любви может показаться странным. Тем не менее романтическая любовь представляет собой краеугольный камень культа Исиды. Эта тема развивается в ряде античных историй, где сочетаются черты современных боевиков, приключенческих и сентиментальных романов. Центральными героями этих историй обычно бывают влюбленные, насильственно разлученные пиратами, похитителями, грабителями, вождями варварских племен, природными катаклизмами, злонамеренными родственниками и т. д. Твердые в своей вере и любви друг к другу, влюбленные в конце концов воссоединяются и живут долго и счастливо. С незначительными изменениями подобные истории вполне могут лечь в основу сюжетов для современных кинофильмов или занять достойное место на полках книжных магазинов.

Одна из таких историй - «Эфесянка» Ксенофонта, в которой повествуется о невзгодах двух влюбленных. Главная героиня Антия стремится сохранить целомудрие для своего возлюбленного Гарбокрама. Она так прекрасна, что ее считают воплощением богини Артемиды (в описании Артемида предстает двойником Исиды). Антия упорно отстаивает свою честь перед многочисленными женихами, в то время как Гарбокрам попадает в плен и едва не погибает на берегах Нила. Когда они наконец соединяются по благословению Исиды, Антия приветствует Гарбокрама ритуальным поцелуем, сходным с поцелуем Исиды, оживляющей Осириса. Время для целомудрия миновало, и нам говорят, что «с тех пор их жизнь превратилась в один долгий праздник».

В данном случае Антия берет на себя инициативу в интимных отношениях. В своей книге «Исида в греко-римском мире» Р. Е. Уитт приводит следующую цитату: «Она прильнула к его губам в долгом поцелуе, и вместе с этим поцелуем все мысли, наполнявшие их разум, передались от одной души к другой». Уитт предполагает, что Антия таким образом имитирует Исиду, воскрешающую Осириса*.

* Р. Е. Уитт, «Исида в греко-римском мире». Изд. Корнеллского университета, Нью-Йорк, 1971.

Исида в романе Д. Г. Лоуренса

В своей последней книге «Мавр и человек, который умер» Д. Г. Лоуренс совместил и противопоставил тему воскрешения в культе Исиды с христианской верой. Лоуренс, в сущности, был язычником и апологетом древних культов и мистерий. Он ввел в западный мир того времени понятие священной любви и чувственности*.

* Д. Г. Лоуренс, «Мавр и человек, который умер». Нью-Йорк, 1953.

В романе Лоуренса Христу удается выжить после распятия, но в умственном и духовном отношении он становится отрешенным от всего, что произошло раньше. Он покидает тех, кто знал его, и отправляется в странствие, где случайно знакомится с жрицей Исиды, которая содержит маленький храм, посвященный богине. Уже долгое время она особенно чтит Исиду Ищущую, путешествующую в поисках Осириса. В Христе она находит своего Осириса и знакомит его с духовной стороной чувственности и плотской любви. Иисус переживает еще одно воскрешение - на этот раз в радостях и невзгодах повседневной жизни, а не в смерти. Они зачинают ребенка. Хотя враждебность родственников жрицы заставляет их расстаться, Иисус обещает вернуться к любимой. (Связь между Христом, Осирисом и Исидой рассматривается из иной перспективы в книге Кристы Кинслер «Луна под ее ногами»*,

* Криста Кинслер, «Луна под ее ногами: история о Марии Магдалине, служившей Великой Матери». Сан-Франциско, 1991

Лоуренс был не первым писателем, в книгах которого эротические моменты заслонили глубинный смысл повествования, что, впрочем, способствовало их популярности и широкому распространению. Наиболее полное описание посвящения в мистерии Исиды, дошедшее до нас, принадлежит Апулею в его романе «Золотой осел, или Метаморфозы». Популярно это произведение из-за откровенно эротических сцен. В эпоху средневековья этот роман переписывался в скрипториях монастырей по всей Европе, многочисленные рукописные копии сохранились до наших дней.

В магических романах Дион Форчун также ощущается влияние произведений Лоуренса. В своем романе «Крылатый бык» она косвенно признает этот факт, выбрав для главной героини, Урсулы Бренгуин, то же имя, которым пользовался Лоуренс для героини своего романа «Влюбленные женщины».

Магические романы Дион Форчун

Романы Дион Форчун, особенно «Лунная магия», «Морская жрица» и «Крылатый бык», повествуют о том волшебстве, которое рождается при полном развитии отношений между мужчиной и женщиной, с четкой поляризацией ролей. Отношения, которые она описывает, с полным правом можно назвать романтичными, но эта романтика лишена сентиментальности: любовь и страсть ценны не сами по себе, а как средство для духовного развития, открывающее перед человеком бесконечные возможности для самореализации. Герои ее романов играют роли жриц и жрецов; они посвящают и наставляют друг друга в традиции древнего культа Исиды.

Дион Форчун полагала, что чтение ее романов будет своеобразной литературной инициацией в мистерии Исиды. Поскольку таково было ее намерение, я не пытаюсь пересказать содержание ее романов. Они привели меня к вере в Исиду, и я настоятельно советую всем, кто испытывает интерес к Исиде, прочитать их. Сама я перечитываю их ежегодно и почти всегда нахожу новые откровения, которые пропустила или не смогла до конца осознать в прошлый раз.

Жизнь действующей пары жрец/жрица нельзя назвать легкой ни по каким меркам; отношения между мужчиной и женщиной достаточно хрупки и без дополнительной ответственности, которую влечет за собой религиозное и духовное совершенствование. Но конечная цель - создание слаженной пары, способной не только обеспечить собственную эволюцию, но и помочь другим людям обрести просветление, - достойна затраченных усилий.

Как подготовиться к выполнению такой нелегкой задачи? Начинать нужно не с поисков идеального партнера, как можно было бы подумать, и не с беспорядочных знакомств и разлук в надежде обнаружить желанного человека. Для того чтобы эффективно действовать вместе с партнером, человек должен сначала научиться самостоятельности. Каждый из нас должен трезво оценить свои качества, поскольку они все равно проявятся впоследствии, и часто не совсем так, как нам бы того хотелось.

Игнорирование любого полюса в «человеческой батарее» приводит к короткому замыканию, что проявляется в различных недомоганиях, как психического, так и физического свойства (хотя с духовной точки зрения между ними нет разницы). Это приводит к сексуальным отклонениям, насилию, депрессии, переутомлению и творческому параличу.

Люди, которые ведут очень активную жизнь и добиваются успеха в материальном мире, могут испытывать скованность и дискомфорт в духовном мире. Женщины иногда ощущают отголоски этого конфликта в своих месячных циклах; некоторые исследователи считают, что симптомы ПМС (предменструальный синдром) и других расстройств можно заметно ослабить, если женщины будут больше спать в определенные дни каждого месяца. У мужчин, чья активность проявляется во внешнем мире, конфликт чаще бывает в виде физических недугов, которые тоже ослабевают и усиливаются через регулярные промежутки времени.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНОСТИ

Представьте себя идеальным человеком, воплощающим черты, противоположные вашим в повседневной жизни.

Если вы пассивны и застенчивы, вообразите самого динамичного и общительного человека, какого только можете представить. Если вы вечно заняты и создаете столько новых проектов, что даже мысль об отдыхе кажется вам гнетущей, представьте одинокого философа, безмятежного в своей созерцательности.

Обратите внимание на образ, который вы создаете перед своим мысленным взором. Во что одет этот человек? Какое у него выражение лица? В какой обстановке он находится. Кажется ли вам, что он знает вас? Если нет, представьтесь своему созданию. Скажите ему, что вас восхищают его качества, и вы хотите время от времени обращаться к нему за советом. Послушайте, что он скажет вам. Подумайте о ситуациях, в которых вы могли бы обратиться за помощью к своему другому «я». Если хотите, можно делать записи или рисовать эскизы.

Возможно, вам понадобится более одного персонажа для создания целостной личности. В моем воображении существуют по меньшей мере двое: жизнерадостный, принципиальный мужчина, который не боится отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, и изящная темноволосая жрица, такая же таинственная и спокойная, как Лотосовый пруд, который я представляю у нее за спиной.

Кстати говоря, безупречное равновесие - это не самоцель. Вам нужно подняться на новый уровень осознания, позволяющий всесторонне оценивать ситуации, переключаясь с одного подхода на другой. Опыт и обстоятельства диктуют вам, какие аспекты вашей личности должны преобладать в данное время.

Земля - источник любви и плодородия. Земная Исида предстает перед нами в более темном аспекте, который нужно осознать, принять и включить в свой чувственный опыт. Более яркие аспекты богини останутся недоступными для нас, если мы не поймем глубину и богатство Земной Исиды. Короткая медитация, которая приведена ниже, может послужить отправной точкой для такого понимания.

Во многих египетских храмах есть подземные помещения и коридоры, которые находятся в прямом контакте с первичными силами Земли. Начиная эту медитацию, нужно помнить о том, что по другую сторону планеты простираются звездные поля, а глубоко внутри нее находится раскаленное ядро, «внутреннее Солнце».

Мы созданы Землей: наши тела состоят из звездной пыли, которая некогда уплотнилась под воздействием Солнца и образовала голубую сферу нашего общего дома. Исходный материал Земли пришел со звезд и в назначенный срок вернется к ним, чтобы начался новый цикл.

В любом посвящении последний переход считается прорывом в другую сферу бытия. С Землей мы входим в сферу звезд; в яростном пламени Солнца мы находим силу, противостоящую холоду межзвездных пространств; в звездной инициации мы познаем объединяющую ткань Вселенной; в инициации вод и приливов мы находим структуру, облекающую хаос.

Земная Исида - черная богиня, обугленная подземным огнем, темная и плодородная, как нильский ил. Она могуча и ужасна; ее движущая сила - не жизнь, а существование. Все вещи, которые существуют и имеют осязаемую форму, находятся в ее владении. Ей принадлежат кристаллы, колонны сталагмитов и суровое безмолвие гранита: все древнее и неподвижное, извечное, не считая моментов сотворения или уничтожения.

Ее чувственность выражается в грубом единении двух начал; позднее, гораздо позднее, появятся тонкие эмоции и эфирные нити, соединяющие ее жриц и жрецов. Однако без нее, Владычицы Тьмы, нет ничего. Она движет потоки лавы и воздвигает горные хребты, неразрывно связанные с плотью земли. Она дает начало линиям и формам.

С изначальных времен дети Земли высекали и рисовали на стенах пещер то, что высшие чувства нашептывали им о пришествии великой богини, которая будет царить над миром. Но до этого еще далеко; пока она безмолвно правит неосознанным бытием и первородной красотой юной планеты. Через тысячи и миллионы лет она,примет светлый образ Той, Кто Станет Покровительницей Человечества. А пока что она хранит и оберегает вещи, которые кажутся нам бездушными и безжизненными. Жизнь и смерть едины для нее - нет скорби, нет страданий. Когда-нибудь мы узнаем в ней богиню, которая научилась любить и познала горечь утраты. Сейчас она затеряна в бесконечной дали времен, и нет никого, кто мог бы осознать ее присутствие. У нее нет молитв, только команды: живи, существуй. Созерцай круговорот звезд на небосводе, ощущай тяжелую дрожь земных недр.

Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.

С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Обратившись в соколицу, богиня вдохнула своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, и магическим образом зачала от него своего сына Гора. В «Гимне Осирису» есть следующие строки о зачатии Исидой сына от мертвого Осириса: "… Сделавшая тень перьями своими. / Сотворившая ветер крыльями своими. /… Приявшая семя его. / Сотворившая наследника…". В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Поскольку древнейшие представления о ветре утверждают, что он создавался взмахами крыльев птицы, возможно, первоначально Исида представлялась божеством воздуха, ветра и лишь позднее была вытеснена в этой функции богом Шу. «В религиозных текстах Исида и ее сестра Нефтида называются соколицами, а египетские художники изображают Исиду крылатой женщиной, что соответствует божеству атмосферы».

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниках в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от бремени. Но самой главной чертой этой богини является способность «создавать чары». Она - повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из земли, смешанной с собственной слюной, змея, и положила его на дороге, по которой должен был пройти Ра. Укушенный змеей и умирающий от действия яда, Ра был вынужден в обмен на исцеление назвать Исиде свое тайное имя, и она стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Исида смогла магическими заклинаниями спасти младенца Гора от укуса скорпиона, когда прятала его в болотах Дельты, и с тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась как владычица скорпионов, изображаясь иногда со скорпионом на голове.

Однако египтяне почитали Исиду и как «владычицу хлеба», и, согласно Диодору Сицилийскому, Исиде египтяне приписывали открытие пшеницы и ячменя: «...в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена». Первые колосья, срезанные во время жатвы, посвящались богине: «...ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида». К Исиде применялись эпитеты «создательница всего зеленого», «зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». В коптском языке продолжает сохраняться обращенный к Исиде эпитет «хлебное поле». Исиду считали богиней хлеба и греки и называли «дающей жизнь плодам земли», «матерью хлебных колосьев», отождествляя ее с Деметрой.

Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На знаменитом зодиакальном рельефе из Дендеры «Орион в облике бога Осириса шагает впереди, а Сириус следует за ним на ладье, как богиня Исида». Одна из ее ипостасей отождествляется с богиней Таурт и выступает как грозная гиппопотам Исида Хесамут («Исида, мать грозная») в облике созвездия Волопаса сторожащая в небесах ногу Сета - созвездие Большой Медведицы. В позднюю эпоху «ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью солнца)». Сотис именовалась «годовой звездой» и «астрономический цикл из 1460 лет, в котором обычный неприбавленный год из 365 дней совпадал с астрономически правильным годом, определялся "циклом Сотис". Отождествление Сотис с Исидой отводило ей важную роль в мифе об Осирисе. Идентифицировали Исиду и с ее матерью - богиней неба Нут, и с древом небес и жизни, и с богиней-скорпионом подземного мира Селкет - встречаются изображения Исиды со скорпионом на голове. Вместе с Нефтидой она может представать одной из двух газелей, хранящих горизонт небес. Эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Центры почитания богини были распространены по всему Египту, и «ко времени религиозно-культурного становления здесь эллинизма она стала одним из вселенских божеств». Ее культ перешагнул границы Римской империи и распространился в таких чуждых эллинизму странах как Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия и др. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др. В Тифорее Фокидской храм Исиды почитался настолько священным, что «доступ в храм дозволен лишь тем, кого, оказав милость, Исида сама в сновидении призовет в свой храм». Богине жертвовали оленей и быков, гусей и цесарок, не разрешено было только «для жертв употреблять свиней, овец и коз». В Египте позднего периода центром культа Исиды стал храм на о. Филе: «из одной надписи нам известно, что здесь ее считали богиней еще в 453 году н. э., т. е. спустя семьдесят лет после указа Феодосия, запрещающего поклонение египетским богам».

Нефтида, выступающая в мифе сестрой Исиды, изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове. Она считалась женой Сета и матерью Анубиса, которого, родила от Осириса. Сущность этой богини в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида вместе с Исидой участвует в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа с распростертыми крыльями. «Ей поклонялись в нескольких городах, но на самом деле она была не более чем участницей погребального плача по Осирису вместе с Исидой». Оплакивание и защита умершего – все это она сделала бы и для любого другого «благочестивого усопшего человека». Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Идеограмма ее имени в качестве головного убора служит знаком, отличающим ее «от Исиды или вообще от любой другой богини».

Культ Исиды
С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.

Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Великая богиня Исида и Анубис.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"((в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.

Исида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.

Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.

Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.

Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.

Исида


Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга , мать , а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога и богини , соответственно, как правнучка .

Исида и Осирис

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат . Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями , и , Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Исида и Ра

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя . Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Как настоящая колдунья она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

Символы Исиды

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом , в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка .

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и , Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Среди множества мифологий, религий и культур мира существует устойчивая тенденция: именно с лицами мужского пола олицетворяется большинство богов, в особенности сверхсильных верховных существ. С чем же она связана? Каково же было в древнем мире место женщины, какими силами она обладала и что несла в мир? Эти вопросы требуют вдумчивого подхода. Почерпнуть интересующую нас информацию можно в древних легендах.

Боги Египта

Культура Египта является одной из самых многогранных и древних в мире. В египетской мифологии отразились и переплелись культурные традиции и история этого государства, его стремительные взлеты и падения. Основную роль в легендах и мифах играет, безусловно, религиозное мировоззрение и основные его постулаты.

Весьма обширен пантеон древнеегипетских богов. Его ряды насчитывают в целом около 700 разных божественных существ, при этом большинство из них почиталось лишь в определенных районах и было совершенно неизвестно на остальной территории. Конечно, существовали и боги, почитаемые на просторах всего государства. Практически все они были представлены существами мужского пола. Богиня Исида является редким исключением из традиционного правила.

Кто она такая?

Исет, Изида, или Исида - жена Осириса, бога загробного мира и возрождения. Она является матерью Гора, покровителя солнца и небес. Ее имя принято переводить как "имеющая тысячу имен". Если следовать фактическому переводу с древнего языка, то "исет" - слово, означающее "царский трон" или "престол". Такое имя, скорее всего, обусловлено тем, что носительница его была наделена большой властью. "Богиня Исида - богиня чего?" - спросите вы. Ей в древности поклонялись как покровительнице прекрасного пола, детства и материнства, женщин во время родов и в период беременности, а также плодородия, ветра, воды и, естественно, магии. Мистика и магия вообще тесно связаны с богиней Исидой. Ритуальные обряды активно пропагандировали жрицы ее культа.

В других культурах можно найти аналогичные культы, в которых в роли Исиды выступали Рея или Иштар. В Древнем Риме и Древней Греции также существовали собрания почитающих ее. Нефтис является сестрой этой богини. Это "владычица дома", правая рука и помощница Исиды, которая отвечает за ведение хозяйства и домашний очаг.

Как супруга Осириса, эта богиня иногда перенимает его функции. Так, например, согласно Диодору Сицилийскому, Исида научила смертных выращивать зерна и жать их. Эту богиню греки отождествляли с Деметрой, своей богиней-матерью. Чаще всего, однако, функции земледельца приходилось исполнять самому Осирису. Также вместе с легендами о том, что Нил вытекает из чрева этого бога, имелось и представление, что он разливается от слез его супруги, которая тоскует по своему мужу. Богиня Исида, по традициям античности, властвовала над реками и морями, являлась покровительницей моряков.

Легенды об Исиде

Она является главной героиней множества сказаний и мифов. Самые известные из них - легенда об Исиде и Осирисе, ее муже, а также о борьбе за власть с Амон-Ра, верховным богом солнца.

Легенда об Осирисе и Исиде

Легенда об Осирисе и его супруге повествует в первую очередь о верности и великой любви. Вряд ли в какой-нибудь другой культуре найдется столь романтическое сказание. Мы узнали о нем благодаря рассказу Плутарха, древнегреческого биографа и философа из Херсонеса. В легенде говорится о том, как трагически погиб муж египетской богини Исиды, Осирис. Его убил бог Сет, покровитель яростных чувств и воин, который был братом его супруги. Прекрасная богиня Исида после долгих поисков и скитаний все-таки сумела найти тело супруга, изодранное в клочья и израненное. Прибегнув к помощи покровителя и стража царства мертвых Анубиса, она смогла собрать его и превратить в первую на земле мумию. Долго над хладным телом убитого бога раздавались горькие рыдания...

Богиня Исида очень часто изображается скорбящей и оплакивающей в коленопреклоненной позе каждого, кто ушел в мир иной. Самым популярным ее образом, однако, является царственный сокол или женщина с крыльями птицы. В продолжении легенды говорится о том, что божественная пара зачала сына. Это чудо смогло осуществиться лишь тогда, когда древнеегипетская богиня Исида пребывала в облике птицы Хат. Она родила своего сына и вскормила его в дельте реки Нил.

Легенда об Исиде и боге солнца

Во втором мифе, в отличие от преисполненной горьких страданий и романтизма легенды о влюбленных, богиня плодородия Исида выступает как персонаж намного менее приятный. Расскажем и эту историю.

Богиня Исида, фото которой представлено в данной статье, предстает в легенде о боге солнца как хитрая и алчная ведьма. История эта была засвидетельствована в "Туринском папирусе" - документе, которому уже более 3 тыс. лет. Исида практиковала тайные колдовские умения не только на смертных, но и на небожителях Египта. В ее планы входило сделаться великой царицей небес, сместить с вершины пантеона самого бога Ра. Исиде придавало уверенности в собственных силах то, что бог солнца в те времена был уже стар. Она его долгое время выслеживала и собирала слюну Ра, а позже из нее вылепила змею.

Через несколько дней змея, заговоренная колдовскими чарами, укусила бога солнца. Исида согласилась врачевать его лишь в обмен на тайные знания о настоящем его имени. Стремление это объясняется верой в силу, заключенную в имени. Целый ряд проблем затрагивает смысл данной легенды. Прежде всего, ставились вопросы силы заклинаний. Кроме того, утверждалась главная роль богини в сонме великих магических существ. Ученые наших дней усматривают в этом сказании также особую роль - оно якобы подчеркивает место, которые занимали женщины в древнем мире.

Сходство образа Исиды с образом реальной мирской женщины

Очень близок мифологический образ Исиды к реальной мирской женщине. В малоизвестной истории о ней рассказывается о печали и горьких страданиях, которые переживала богиня Исида (фото ее порой так печальны). Она жалуется на одиночество, причитает, а все из-за того, что простая смертная женщина не приняла ее на пороге дома. За это неуважение она расплатилась здоровьем своего сына, которого ужалил скорпион. В этой драме, впрочем, нельзя отказать Исиде в милосердии. Она все-таки спасла сына нерадивой хозяйки.

Исида сама является трепетной матерью. Это подтверждается во многих легендах. В одной из них, например, она приходит в исступление, видя своего умирающего сына. Страдания этой богини смогли остановить даже мировую ладью верховного бога Ра, в которой тот проплывал по небу.

Символы и олицетворения богини

Большая роль в древнем Египте отводилась олицетворению и символизму. Исида нередко изображается как белая корова или же с женщина с головным убором, который напоминает диск солнца с рогами этого животного. Другим вариантом является изображение, в котором она представлена с головным убором в виде царского трона.

Поистине неограниченными были власть и силы, которыми была наделена эта богиня, согласно легендам. Она охраняла небесный горизонт в образе газели, защищала умерших, являлась покровительницей тканей и ткачества, а также погребальных саванов.

Талисманы и амулеты во имя Исиды

Множество талисманов изготавливалось во имя этой богини. Иероглифами на каждом из них отливалось ее имя. Даже на самые важные элементы, например, священных жуков скарабеев, распространялось это правило. Существовал также специально подобранный амулет, сделанный жрицами Исиды. Обычно его надевали усопшим на шею для последующей процедуры погребения. Этот амулет являлся сплавом яшмы, сердолика, позолоты или золота, при этом основное сочетание цветов - красное с золотым. Было создано множество подобных украшений. Их насчитывалось всего более двадцати моделей.

Где почитали богиню?

На всей территории Египта почитали Исиду. Самое известное на сегодняшний день святилище находилось на острове Филе. Это маленький кусочек суши, который спрятан посередине Нила. Именно здесь, согласно древним сказаниям, был упокоен Осирис, ее муж. Храм богини Исиды существенно отличался от других тем, что даже во время расцвета христианства сохранилось поклонение ее культу. Богиню было принято почитать также в Нубии. В Коптосе расположено еще одно святилище, известное на весь мир. Здесь муж богини Исиды - не Осирис, а Мин, древнее божество, властитель и покровитель пустыни.

Отметим, что ни один из египетских богов (кроме Серпаиса) не получил в античности такой популярности, как Исида. Храм ее в 4 в. до н.э. был сооружен на острове Делос (в Пирее). Также известны святилища, находящиеся в Кенхрее, Тифорее и других городах Греции.

Со 2 века до н.э. в Италии распространяется культ этой богини. Храмы, посвященные ей, возводятся в Беневенте, Риме, Помпеях и других городах. Известны памятники, свидетельствующие о ее культе, в Британии, Испании и Галлии. Сначала он был связан с почитанием Осириса, однако в греко-римскую эпоху Исида становится самостоятельной и принимает на себя множество функций супруга.

Роль культа Исиды в истории

Безусловно, культ Исиды сыграл значительную роль в истории развития Египта. И она была не только религиозной, но и общественной. Женская сущность богини в лице Исиды впервые выступала на равных с мужчинами, и выступала вполне успешно. Она была справедлива, хитра, мудра, обладала космическими силами. Исида - это богиня, которая достойна поклонения. Отрицательные стороны и человеческие качества ей не чужды, однако в основе ее покровительства заключены идеалы добра, а также истинные семейные ценности. О ней много писали античные авторы. Культ ее сильно повлиял на развитие христианства. Именно к образу Исиды с Гором на руках восходит образ богоматери с ребенком.

Статуэтки ее сохранились в качестве реликвий в нескольких средневековых церквях.

Как вызвать богиню Исиду?

Маги советуют: прежде чем вызывать духов, нужно узнать о них как можно больше. Кроме того, следует понимать, что далеко не каждой сущности следует безоговорочно верить. Ничто не мешает какому-нибудь злому духу обмануть вас для получения выгоды.

Для того чтобы вызвать Исиду (или любое другое божество), следует знать несколько правил. Следует проводить сеанс в темное время суток (лучше всего - с 12 ночи до 4 утра). Ритуал осуществляется при свете свечей, не должно быть электрического освещения. Следует заранее написать вопросы, которые вы планируете задать духу, на листке, а затем зачитывать их с него. Для того чтобы упростить Исиде задачу по проникновению в дом, можно открыть форточку или окно. Перед сеансом ладаном окуривают помещение. Он обладает свойствами, которые отпугивают низших сущностей. Не следует употреблять спиртных напитков перед ритуалом.

Соблюдение этих правил, конечно, не гарантирует, что вам удастся осуществить задуманное. Медиумы утверждают, что на зов начинающих приходят обычно низшие сущности. Поэтому советуем хорошо подготовиться и точно знать, для чего вам это необходимо, и нужно ли вообще.